Сущность налогообложения

СОДЕРЖАНИЕ: Сущность налогообложения. Сущность налогов. Функции налогов. Принципы построения Российской налоговой системы. Элементы налога. Субъект налогообложения (налогоплательщик). Носитель налога. Объект налогообложения.

ВВЕДЕНИЕ

I. Сущность налогообложения.

1. Сущность налогов.

2.Функции налогов.

3. Принципы построения Российской налоговой системы.

4.Элементы налога.

4.1. Субъект налогообложения (налогоплательщик).

4.2. Носитель налога.

4.3. Объект налогообложения.

4.4. Масштаб налога и единица налогообложения.

4.5. Налоговая база.

4.6. Налоговая ставка.

4.7. Налоговый период и срок уплаты.

4.8. Порядок уплаты налогов и сборов.

4.9. Способы уплаты налога.

4.10. Налоговые льготы.

II. Виды налогообложения.

1. Виды налогов.

1.1.Подоходный налог с физических лиц.

1.2.Налог на добавленную стоимость.

1.3.Акцизы.

1.4.Государственные пошлины.

1.5. Таможенные сборы и пошлины.

III. Налоговая система Российской Федерации.


ВВЕДЕНИЕ

Система налогообложения складывалась на протяжении всей истории человечества. Начальные формы налогообложения следует искать в жертвоприношениях храмам, поскольку последними на заре развития человечества выполнялись важнейшие функции в организации общественной жизни. Отсюда требования к определенным жертвам в пользу храма, которые постепенно стали носить более или менее систематический характер, вследствие чего «приношение» постепенно превратилось в «выплату или сбор».

Сначала выплаты и сборы (налоги) взимались в виде различных податей и служили дополнением к различным трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, а по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму.

Определение понятия « налог » тесно связано с категорией «Государство».

Любому государству для осуществления его функций необходимы определенные финансовые средства, свой бюджет. Государство для формирования бюджета использует различные источники доходов, но на сегодняшний день человеческий опыт не знает более эффективного способа собирания денежных средств, чем налоги. В любом государстве налоги составляют по сравнению с другими источниками доходов большую доходную часть бюджета. В Российской Федерации их доля составляет 80%.

Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виде налогов средств государство строит школы, высшие учебные заведения, больницы, детские дома, государственные предприятия; платит зарплату преподавателям, врачам, государственным служащим, стипендии и пенсии. Часть средств идет на социальные пособия пожилым и больным людям, защиту здоровья матери и ребенка, окружающей среды и т.д.…

Хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение общества, без них ни одно государство существовать не сможет. Известный философ Ф.Бэкон говорил: « Священный долг каждого гражданина – платить налоги».

Я выбрала тему налогообложения, т.к. она очень актуальна именно в России, в стране с развивающимися рыночными отношениями, где большинство предпринимателей, юридических и физических лиц пытаются уклониться от уплаты налогов, следуя высказыванию классика политической экономики А.Смита, что « всякий налог плох », и потому, что в России издается много новых законов, постановлений, указов, противоречащих друг другу.

I. Сущность налогообложения.

1. Сущность налогов.

Налогообложение – это совокупность законов, правил и практических приемов, относящихся к сбору налогов.

Налогообложение – процесс установления и взимания налогов в стране, определение видов, объектов величин налоговых ставок, носителей налогов, порядка их уплаты, круга юридических и физических лиц в соответствии с выработанной налоговой политикой.

Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и есть сущность налога.

Существует несколько признаков налогов:

1. С точки зрения экономической науки налоги есть особая форма перераспределения, узаконенное нарушение отношений собственности. Снять это противоречие призван такой институт, как парламент, первой функцией которого исторически являлось санкционирование, а позднее и установление налогов. С тех пор существует принцип, отраженный в конституциях большинства государств, гласящий, что только парламент правомочен устанавливать налоги. Таким образом, законодательноеоформление является первым признаком налога.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса, введенного в действие с 1 января 2004 года и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Согласно ст.4 НК РФ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам налогообложения, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Министерство РФ по налогам и сборам, Министерство финансов РФ, Государственный таможенный комитет РФ, органы государственных внебюджетных фондов издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах , т.е. носят рекомендательный, методический характер и могут применяться лишь при условии соответствия закону.

2. Налоги взимаются государством без какого-либо встречного предоставления с его стороны лицу, уплачивающему налог. Поэтому можно говорить о другой черте налога – это индивидуально-безвозмездные платежи.

Слово «индивидуально» необходимо, так как в широком смысле средства, полученные с помощью налогов, все равно используются на нужды общества, и в этом смысле налог есть платеж возмездный. Данный признак позволяетотличить налог от других платежей; в частности от сборов и пошлин, которые уплачиваются за определенное встречное предоставление.

Наука финансового права понимает под сбором плату за предоставление какого-либо права (сбор за право торговли), а под пошлиной –плату за совершение юридически значимых действий (госпошлина за подачу искового заявления в суд или за оформление загранпаспорта).

В Российском законодательстве не приводится различие между налогом, сбором, пошлиной, которые объединяются в одном слове «налоги».

3. Налог является обязательным платежом, что выражается в одностороннем его установлении и взимании при наличии объекта налогообложения вне желания налогоплательщика. Кроме того, его обязательность поддерживается государственным принуждением, наличие которого также необходимо для получения полного представления о природе налога. Ведь без угрозы применения государственного принуждения налог превращается в добровольное пожертвование.

4. Налог не носит характер санкции за совершенное правонарушение, не носит характер наказания. Этот признак позволяет отличить его от конфискации имущества, штрафа.

Из приведенных признаков налогов выводится определение:

Налог – это обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж юридических и физических лиц, установленный законодательным органом власти, обеспечиваемый государственным принуждением и не носящий характер наказания.

2.Функции налогов.

Функции налогов – это проявление сущности налогов в действии.

Выделяют 4 основные функции:

1. Фискальная - заключается в том, что налоги являются важнейшимпоступлением денежных средств в государственный бюджет.

2. Регулирующая – используется государством для регулирования экономики страны путем повышения или понижения ставки налога.

Все эти меры оказывают влияние на темп развития производства, а также определяют уровень жизни населения.

3. Распределительная – с помощью налогов государство изымает часть доходов, концентрирует эти средства в бюджете и затем направляет их на реализацию экономических и социальных программ.

4. Контрольная – позволяет государству учитывать доходы организаций и предпринимателей, разрабатывать рекомендации по совершенствованию системы налогообложения и выявлять случаи неполной или несвоевременной уплаты налогов.

3. Принципы построения Российской налоговой системы.

Налоговая система – это совокупность налогов и сборов, взимаемых государством, а также принципов, методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля.

Принципы налогообложения определены в Налоговом Кодексе РФ.

1 . Налоги устанавливаются законом.

Данный принцип означает, что налог должен быть напечатан (ст. 13-15 НК РФ).

Кроме того, в НК определены все элементы налога.

2. Принцип всеобщности налогообложения.

Согласно этого принципа каждая организация и физическое лицо должны участвовать в финансировании общегосударственных расходов с помощью уплаты налогов, т.е. каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

3. Принцип равного налогообложения.

Он предполагает равенство всех плательщиков перед налоговыми законами.

4. Принцип справедливости.

Согласно этого принципа каждый плательщик обязан принимать участие в финансировании расходов государства, соразмерно своим расходам и доходам.

5. Налоги должны быть экономически эффективны.

Т.е. суммы платежей по каждому налогу должны многократно превышать затраты по их сбору.

6. Однократность налогообложения.

Один и тот же объект не может облагаться налогами одного вида два раза за один период налогообложения.

7. Налоги не должны препятствовать реализации гражданами своих конституционных прав.

Как бы велики ни были потребности государства в финансовых средствах, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

Этот принцип предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода, т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают и большие налоги и наоборот.

Рациональность данного принципа заключается в том, что существует, естественно, разница между налогом, который взимается из расходов на потребление предметов роскоши, и налогом, который хотя бы даже в небольшой степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Брать ежемесячно по 50000 руб. у лица получающего 500 тыс. руб. дохода вовсе не значит лишать его источника средств к существованию и определенных удобств жизни. И разве можно сравнить этот эффект с тем, когда берут 500 руб. у человека с доходом в 5000 руб. Жертва последнего не только больше, но и вообще несоизмерима с жертвой первого. Дело в том, что мы, потребители действуем всегда рационально, т.е. в первую очередь мы тратим свои доходы на товары и услуги первой необходимости, затем на не столь необходимые товары и т.д.

Данный принцип представляется справедливым и рациональным, однако, проблема заключается в том, что пока нет строгого научного подхода в измерении чьей-либо возможности платить налоги.

Налоговая политика правительства строится в соответствии с социально-экономической сущностью государства, в зависимости от взглядов правящей политической партии, требований момента и потребности правительства в доходах.

8. Принцип удобного налогообложения.

Каждый должен точно знать, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить. Порядок налогообложения устанавливается заранее, размеры налога (что и по какой ставке облагается налогом) и сроки его уплаты известны заблаговременно.

9. Принцип определения в законе перечня прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов.

Общепризнанные принципы : однократный, обязательный характер уплаты налога, простота и гибкость.

4.Элементы налога.

Для того чтобы налоги можно было взыскать, закон должен содержать некоторый набор информации, который сделает налог определенным, такой информации, которая позволяет установить лицо, обязанное уплачивать налоги, условия возникновения этой обязанности, размер налогового обязательства, порядок его исполнения и т.д. Эта информация называется элементами закона о налоге. Конкретное содержание элементов определяет своеобразие каждого отдельно взятого налога. Элементы налога прописаны в НК РФ.

Рассмотрим, к чему приводит неполное установление и определение элементов закона о налоге.

С одной стороны, это приводит к законной возможности уклонения от уплаты налогов, хотя об уклонении здесь можно говорить лишь с большой долей условности, ведь обязанность уплатить налог, не может считаться установленной. Так, в числе плательщиков налога на добавленную стоимость были указаны иностранные фирмы, осуществляющие деятельность на территории России, но не имеющие постоянного представительства. Однако в отношении них не был определен порядок уплаты налога, в результате чего эти юридические лица вполне законно налог на добавленную стоимость не уплачивали.

С другой стороны, неполное установление и определение элементов закона о налоге приводит к злоупотреблениям со стороны налоговых органов, которые пытаются самостоятельно установить налоги, расширительно толковать положения закона о налоге.

Элементы налога отражают социально-экономическую сущность налога, его родовые признаки. Характеристика элементов налога используется в законодательных актах и нормативных документах государства, определяющих условия налогообложения, его организации, порядок исчисления и взимания налогов, его администрирование.

Элементы любого закона о налоге можно подразделить на существенные и факультативные . Существенными элементами считаются такие, без полного установления и определения которых налог не может считаться установленным. К факультативным относят такие элементы, которые хотя и не влияют на наличие обязанности уплачивать налог, однако повышают гарантии его уплаты, делают закон более гибким по отношению к различным категориям налогоплательщиков.

Ксущественным элементам закона о налоге относят:

4.1. Субъект налогообложения (налогоплательщик).

Согласно статьи 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством России (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации).

Местом нахождения российской организации считается место ее государственной организации.

Обособленное подразделение организации любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации производится таковым независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более 1 месяца.

Местом нахождения обособленного подразделения российской организации является место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.

Физические лица граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства. Физическое или юридическое лицо считается налоговым резидентом , если оно проживает на территории России не менее 183 дней в календарном году или живет на территории страны постоянно.

Местом жительства физического лица считается место, где это физическое лицо постоянно или преимущественно проживает.

Резиденты обязаны в своих экономических действиях придерживаться законов данной страны, платить налоги в соответствии с законами и нормами этой страны.

Нерезидент:

1) Юридическое лицо, действующее в данной стране, но зарегистрированное как субъект хозяйствования в другой.

2) Физическое лицо, действующее в одной стране, но постоянно проживающее в другой.

Практическое значение определения места постоянного местопребывания налогоплательщика заключается в следующем:

- у резидентов налогообложению подлежат доходы, полученные как на территории России, так и за ее пределами;

- у нерезидентов налогообложению подлежат доходы, полученные из источников, находящихся в России.

Индивидуальные предприниматели физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.

4.2. Носитель налога.

Физическое или юридическое лицо, уплачивающее сумму налога, подлежащую внесению в бюджетный фонд субъекту налога, а не государству, т.е. лицо, которое фактически уплачивает налог. Классическим примеров переложения налога является косвенный налог. Тогда субъектом налога становится производитель, продавец товара, а носителем налога – потребитель товара.

4.3. Объект налогообложения.

Согласно законодательства России под объектом налогообложения понимается предмет, подлежащий налогообложению (операции по реализации товаров (работ, услуг); стоимость реализованных товаров, а также добавленная стоимость продукции, работ, услуг; доходы от отдельных видов деятельности; операции с ценными бумагами; пользования природными ресурсами; имущества юридических и физических лиц; передачи имущества; прибыль ), либо иной объект , имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика возникают обязанности по уплате налога (ст.38 НК РФ).

Существует другой подход к определению объекта налогообложения, под которым понимаются юридические факты (действия, события, состояния), которые обу3славливают обязанность субъекта заплатить налог (например, факт принятия наследства). Так, предметом налога на имущество, переходящего в порядке наследования и дарения, является соответствующее имущество, в то время как объектом может быть только факт принятия наследства.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью 2 НК РФ.

4.4. Масштаб налога и единица налогообложения.

Бывают ситуации, когда к предмету налогообложения можно применить меру исчисления (доход, прибыль – выраженные в денежной форме). В других случаях такое исчисление затруднительно (предметом налогообложения является автомобиль) и этом случае выбирают какой-либо параметр, который называется масштабом налога . Применительно к автомобилям это может быть объем рабочих цилиндров, вес автомобиля, мощность двигателя. Для количественного измерения предмета необходимо определить единицу масштаба налогообложения , получившую название единицы налогообложения.

Так, если в качестве масштаба налогообложения принята мощность двигателя, то единицей налогообложения будет являться киловатт или лошадиная сила, если будет избран объем рабочих цилиндров, то единицей считается кубический сантиметр или метр . Единицей налогообложения по подоходному налогу может служить 1 рубль дохода, по поземельному – единица измерения площади (0,01га, метр квадратный). Так, планируется повышение налогов на автотранспортные средства в расчете на 10 рублей за 1 лошадиную силу для российских машин.

4.5. Налоговая база.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую и иную характеристики объекта налогообложения (ст.53 НК), т.е. – это количественное измерение объекта налога. Налоговая база и порядок ее определения по федеральным, региональным и местным налогам устанавливаются НК РФ.

Налогоплательщики :

- Организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе регистров бухгалтерского учета и на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению.

- Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций.

- Физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций, данных об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов, осуществляемого по произвольным формам.

4.6. Налоговая ставка.

Это величина налоговых исчислений на единицу налоговой базы.

Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (в рублях) либо в процентах к налоговой базе.

Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.

1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или газа).

2. Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины (например, действовавший в СССР до 1 июля 1990 г. налог на заработную плату в размере 13 %) .

3. Прогрессивные - средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.

1. Регрессивные - средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов.

Размер налоговых ставок оказывает влияние на увеличение или уменьшение национального объема производства.

4.7. Налоговый период и срок уплаты.

Налоговый период – это период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога (это может быть календарный год, месяц или иной период времени, применительно к отдельным налогам).

Срок уплаты – это период времени, когда налог вносится в бюджет. Сроки налогов и сборов устанавливаются НК РФ применительно к каждому налогу и сбору и определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями.

4.8. Порядок уплаты налогов и сборов.

Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК и другими законодательными актами в наличной или безналичной форме.

4.9. Способы уплаты налога.

На сегодняшний день в Российской Федерации существует 3 основных способа уплаты налога:

1.Уплата налога по декларации . На налогоплательщика налагается обязанность представить в налоговую инспекцию в установленный срок официальное заявление о своих доходах.

1.1 Декларация о доходах может служить основанием для исчисления налога налоговыми органами и в этом случае обязанность уплатить налог возникает при вручении налогоплательщику налогового извещения.

1.2 Декларация о доходах может являться всего лишь отчетным действием. Такая ситуация возникает, когда налогоплательщик самостоятельно начисляет и уплачивает налог, а роль декларации сводится к фиксации размера уплаченного налога и в дальнейшем возможны проверки соответствия действительности сведений, указанных в декларации.

2.Уплата налога у источника дохода.

В данном случае уплата налога предшествует выплате денежной суммы, т.е. налогоплательщик получает часть дохода за вычетом суммы налога, исчисленного и удержанного фискальным агентом. Таким образом, налогоплательщик как бы авансирует государство, уплачивая налог раньше, чем получил доход.

3.Кадастровый способ уплаты налога.

Кадастр – перечень объектов налога с указанием их доходности. Применяют земельный, подомовой и др. кадастры; они служат для определения средней потенциальной доходности объекта налогов – земли, строений и т.д. Такой способ уплаты налогов чаще всего применяется при налогообложении объектов, доход от которых с трудом поддается учету.

К факультативным элементам налогов относятся:

1) порядок возврата неправильно удержанных сумм налога.

2) Ответственность за налоговые правонарушения.

3) Налоговые льготы.


4.10. Налоговые льготы.

Это снижение размера (бремени) налогообложения. Это сделано для стимулирования приоритетных отраслей народного хозяйства, поддержки малоимущих слоев населения.

Налоговые льготы классифицируются в зависимости от того, на изменение какого из элементов структуры налога направлена льгота.

1. Изъятие – это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (предметов) или определенных элементов объекта. Так, в совокупный годовой доход физического лица, являющегося предметом обложения подоходным налогом, не включаются все виды пенсий.

2. Скидки – это налоговые льготы, направленные на сокращение налоговой базы.

3. Налоговые освобождения – это полное освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков.

4. Налоговые кредиты – это льгота, направленная на уменьшение налоговой ставки или суммы налога. Существуют как платные и возвратные , так и бесплатные и безвозвратные налоговые кредиты.

К налоговым кредитам относятся:

снижение ставки налога;

сокращение суммы налога;

отсрочка или рассрочка уплаты налога и др.

II. Виды налогообложения.

Налогообложение бывает простым и двойным:

Двойное налогообложение – неоднократное обложение одного и того же объекта налога. Двойное налогообложение распространено во всех странах, например, при обложении доходов предприятия с последующим обложением образующихся из них индивидуальных доходов. Оно может иметь место и при взимании налогов разными государствами (в случае отсутствия межгосударственных налоговых соглашений), при обложении государственными и местными налогами и в некоторых других случаях.

Существует и такой вид, как переложение налогов, – т.е. полное или частичное перенесение налога его плательщиком на другое лицо, с которым оно вступает в различные экономические отношения и которое становится носителем налога. Различают переложение прямое и обратное .

Прямое переложение налогов совершается посредством включения налога в цену, повышая ее.

Обратное переложение налогов выражается в понижении цены и имеет место при продаже земли, акций, облигаций, когда налог переносится на продавца.

1. Виды налогов.

Классификация налогов имеет не только научно-познавательный характер, но и практические цели, такие как более обоснованное применение налогов, проведение необходимых аналитических расчетов, составление отчетности и т.д.Налоги весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность. Попытки унифицировать налоги, уменьшить количество их видов пока не имели успеха.

Многие выдающиеся ученые-экономисты, занимающиеся в своих налоговых исследованиях классификацией, так и не пришли к единой точке зрения по обоснованию классификационных признаков и особых свойств системы налогов.

Система налогов – совокупность и структура налогов страны в соответствии с их классификацией, установленной в законодательном порядке.

НК РФ трактует только 3 вида налогов:

- федеральные;

- региональные (субъектов РФ);

- местные.

Однако невозможно выделить какой-либо один критерий, по которому можно рассматривать налоги, так как это зависит от целей анализа, проводимого исследователями.

Следует отметить, что все без исключения налоги в различной степени влияют на все стороны хозяйственной жизни и по своей природе всегда оказывают комплексное воздействие на экономику страны .

Одна из первых классификаций была построена на основе критерия перелагаемости налогов (XVIIвек). Проблемами переложения налогов занимались видные российские ученые: Н.Тургенев, И.Озеров, А.Тривус…

Наиболее распространенной классификацией налогов является их разделение на прямые и косвенные. Такое разделение налогов известно с глубокой древности (в Римской империи взимались налоги с наследства и с оборота).

В практике налогообложения в России используются различные виды налогов.

1.1. По форме изъятия различают прямые и косвенные налоги:

Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ и непосредственно обращены к налогоплательщику, его имуществу, доходам и т.д. Это подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, налог на землю и др.

Прямые налоги в свою очередь делятся на личные и реальные :

•Личные налоги уплачиваются с действительно полученной прибыли (дохода).

•Реальными налогами облагается не действительно полученный доход, а предполагаемый, нормальный доход, который лицо должно получить. Такой налог используется в случаях, когда невозможно установить действительный доход налогоплательщика. Чаще всего это налоги с имущества.

При косвенном налогообложении субъект налога и его носитель обычно не совпадают. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене и являются налогами на потребителей. Так, например, акцизы на табачные и алкогольные товары уплачиваются производителем, который включает их в цену реализации. Соответственно, покупатель этих товаров становится фактическим плательщиком налога. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, монопольный налог.

Таким образом, создается впечатление, что косвенные налоги – несправедливые налоги. Покупатели в магазинах ежедневно , сами, не замечая того, уплачивают косвенный налог (НДС ). Косвенные налоги в гораздо большей степени подрывают имущественное положение слоев населения с низким уровнем дохода, чем богатых, так как, покупая один и тот же товар, они уплачивают одну и ту же сумму налога, что в процентном отношении к их доходу далеко не одинаково.

Для государства косвенные налоги наиболее приемлемы в виду своей замаскированности.

В западных странах косвенные налоги находят более широкое применение. Они позволяют оперативно и регулярно получать крупные суммы, что позволяет стимулировать или сдерживать производство по тем или иным направлениям, а так же регулировать потребление.


Классификация по признакам налогов.

По форме

изъятия

В зависимости от

Распределения

Сумм налога

В зависимости от

Характера

Использования

• Прямые

Личные реальные

• косвенные

• собственные

• закрепленные

• регулирующие

• общие

• целевые

По объекту

обложения

В зависимости от

Территориального

уровня

В зависимости от

Источника

уплаты

• имущество

• земля

• капитал

• средства потреблен.

• федеральные

• региональные

• местные

• заработная плата

• выручка

• себестоимость

• доход или прибыль

В зависимости от

Категории

налогоплательщика

По методу

Обложения

(от ставки)

По способу

обложения

• юридические лица

• физические лица

• налоги, общие для юридических и физических лиц

• прогрессивные

• регрессивные

• пропорциональные

• твердые

• кадастровые

• декларационные

• безналичные

• налично-денежные

1.2 В зависимости от распределения сумм налога они делятся на закрепленные и регулирующие:

Закрепленные налоги представляют собой налоги, которые полностью в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либо долговременной (более 5 лет) основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены.

Регулирующие налоги в виде процентных отчислений от налогов по ставкам (нормативам)ежегодно перераспределяются вышестоящими органами власти между нижестоящими бюджетами с целью устранения их несбалансированности.

1.3. В зависимости от характера использования налоги делятся на общие и целевые.

Общие налоги составляют основную налоговую массу. Они обезличиваются и поступают в бюджет, как в общий денежный фонд (на общий счет). Они предназначены для финансирования общегосударственных мероприятий.

Специальные целевые налоги имеют строго определенное назначение и обычно формируют вне6бюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования, дорожные фонды…).

1.4. В зависимости от категории налогоплательщика налоги делят на:

налоги с физических лиц (подоходный налог; налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения и т.д.).

налоги с юридических лиц (налог на прибыль; налог на добавленную стоимость и т.д.).

налоги, взимаемые и с юридических и с физических лиц (земельный налог; налог на доходы от капитала; некоторые налоги, зачисляемые в дорожные фонды).

1.5. В зависимости от ставки обложения различают:

Пропорциональный налог — это налог, взимаемый независимо от размеров дохода.

Регрессивный налог — это налог, средняя ставка которого понижается по мере роста дохода.

Прогрессивный налог — это налог, средняя ставка которого повышается по мере возрастания дохода.

1.6. В зависимости от территориального уровня налоги делят на:

Федеральные – это налоги, установленные законами РФ, и взимаются на всей территории страны. В порядке регулирования часть федеральных налогов может зачисляться в бюджеты нижестоящего уровня.

Налоги субъектов РФ. Часть этих налогов устанавливается законодательными актами РФ, а часть – законами субъектов РФ, но конкретная ставка налога определяется субъектом РФ всегда самостоятельно. Зачисляться эти налоги могут как в бюджет субъекта, так и, в порядке регулирования, в бюджеты муниципальных образований.

Местные налоги и сборы – это такие налоги, зачисление сумм от которых на долгосрочной основе предусмотрено в бюджете муниципальных образований. Устанавливаться эти налоги могут как актами органов местного самоуправления, так и законами субъектов РФ, федеральными законами.

Я попытаюсь рассмотреть некоторые виды налогов.

1.1.Подоходный налог с физических лиц.

Налог на доходы физических лиц является федеральным налогом и взимается на всей территории Российской Федерации.

Он является одним из наиболее существенных источников пополнения бюджета и уступает лишь налогу на прибыль предприятия и налогу на добавленную стоимость.

Субъектом налога являются физические лица, как имеющие постоянное место жительства в РФ, так и не имеющие его (нерезиденты).

Объектом налогообложения у резидентов РФ является доход, полученный налогоплательщиком, как на территории РФ так и за ее пределами. Для нерезидентов РФ объектом налогообложения признается доход, полученный на территории России.

К таким доходам относятся:

- доходы от реализации недвижимого имущества;

- доходы от акций и иных ценных бумаг;

- доходы от участия в уставном капитале организации;

- доходы, полученные от сдачи имущества в аренду;

- доходы, полученные от использования авторских прав

- выплаты, полученные при наступлении страхового случая;

- вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей;

- доходы, полученные от использования любых транспортных средств;

- доходы от использования трубопроводов, линий электропередачи и иных средств связи;

- доходы в виде оплаты труда и т.д.

Налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц является календарный год.

В налоговую базу входят доходы, полученные в денежной и натуральных формах, а также в виде материальной выгоды.

Материальная выгода – это превышение рыночной стоимости получаемого имущества над суммой, фактических затрат налогоплательщика на их приобретение.

При определении размера налогооблагаемой базы в соответствии со ст.218-220 НК РФ налогоплательщик имеет право на стандартные, социальные, имущественные и профессиональные вычеты, проще говоря, льготы (прил.1).

Не подлежат налогообложению:

- Государственные пособия, кроме пособий по временной нетрудоспособности.

- Компенсации;

- Пособия по безработице;

- Государственные пенсии;

- Вознаграждение донорам за сданную кровь, материнское молоко и иную донорскую помощь;

- Алименты, получаемые налогоплательщиком;

- Суммы, получаемые для поддержки науки, образования, культуры, искусства в РФ;

- Суммы единовременной помощи, оказываемой налогоплательщику в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами;

- Материальная помощь, оказываемая членам семьи умершего работника;

- Налогоплательщики, пострадавшие от террористических актов;

- Гуманитарная помощь, оказываемая благотворительными организациями;

- Стипендии учащихся, студентов;

- Доходы в виде %, получаемые налогоплательщиками по вкладам в банках РФ и др.

- А также доходы, не превышающие 2000 рублей по каждому из следующих оснований:

1) Стоимость подарков, полученных налогоплательщиком от организации, где он работает;

2) Стоимость призов, полученных на конкурсах, соревнованиях, проводимых в соответствии с решениями Правительства РФ;

3) Суммы материальной помощи, оказываемые работнику в связи с какими-либо событиями;

4) Возмещение работникам стоимости приобретенных медикаментов, назначенных лечащим врачом;

5) Стоимость выигрышей, получаемых в конкурсах, проводимых в целях рекламы товаров.

За последние годы неоднократно менялись ставки налога (2000г.) :

Доходы до 50тыс. рублей 12%
Доходы от 50000 до 150 тыс.рублей 20%
Доходы от 150тыс. рублей и выше 30%

Начиная с 1января 2001 года в России, согласно ст.224 НК РФ применяются новые ставки:

- В отношении основных доходов (оплаты труда) применяется ставка 13%.

Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику. Этот способ наиболее распространен в нашей стране.

- Ставка 30% применяется в отношении сумм дивидендов и доходов физических лиц-нерезидентов РФ.

- Ставка 35% установлена для выигрышей, страховых выплат, для % по вкладам, если они превышают ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Ставка 9 % устанавливается в отношении доходов от долевого участия в деятельности организации, полученных в виде диведендов

В подоходном налогообложении различают подоходный налог с населения и подоходный налог с предприятий, организаций корпораций.

Подоходный налог с населения относится к прямым, в большинстве стран прогрессивным налогом.

Действующие системы личного подоходного налогообложения несколько сглаживают неравенство в доходах после вычета налогов. График в несколько преувеличенном виде показывает, в какой мере прогрессивные ставки налога могут повлиять на неравенство доходов. Это видно потому, как сужается площадь, отображающая неравенство доходов: прогрессивное налогообложение перемещает сплошную линию влево (до пунктирной линии), ближе к линии равномерного распределения доходов, идущей под углом в 45 градусов.


По подоходному налогу с физических лиц до 30 апреля следующего за отчетным года подается в налоговую инспекцию по месту жительства декларация о доходах. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (частные нотариусы, охранники, ПБОЮЛ и т.д.) самостоятельно определяют сумму налога и перечисляют в бюджет авансовыми платежами.

1.2.Налог на добавленную стоимость.

Этот налог является федеральным и взимается на всей территории РФ.

НДС представляет собой налог на стоимость производимых и реализованных товаров (работ, услуг) и взимается на всех стадиях производства и реализации товаров и определяется как разница между стоимостью реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

НДС является одним из самых существенных косвенных налогов, применяемых на территории РФ, так как он формирует основную часть доходов бюджета.

Это видно по таблице удельного веса основных налоговых доходов федерального бюджета.

Удельный вес налоговых доходов 2001-2003г. в %.

Виды налоговых доходов 2001 год 2002 год 2003 год
Налоговые лоходы,всего 100 100 100
НДС на работы, товары, услуги, производимые на территории РФ 34,2 33,5 36,5
Акцизы 16,9 12,8 12,0
Налог на прибыль 15,5 12,0 0,5
Вывозные таможенные пошлины 11,8 11,9 9,8
Другие налоговые доходы 21,6 29,8 32,2

Плательщиками налога являются все организации (государственные и муниципальные предприятия, хозяйственные товарищества и общества) и индивидуальные предприниматели, кроме организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения и предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход.

Так же освобождаются от уплаты НДС организации, выручка которых за последние три месяца не превышает 1 миллиона рублей. Но для этого в налоговую инспекцию предоставляется целый пакет документов и налоговые органы в течение 10 дней принимают решение о правомерности или неправомерности освобождения от уплаты НДС.

Но так как НДС является косвенным налогом, то налог полностью уплачивает конечный потребитель товаров.

Объектом налогообложения являются:

реализация товаров на территории РФ.

бартерные сделки.

импорт товаров.

любые, полученные предприятием денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров, в т. ч. суммы авансовых платежей.

при реализации работ НДС облагаются объемы выполненных строительно-монтажных, ремонтных, научно-исследовательских, технологических, проектно-изыскательных, реставрационных и др.работ.

При реализации услуг НДС облагаются рекламные,инновационные, посреднические услуги, услуги связи, бытовые и жилищно-коммунальные услуги и т.д.

Не подлежат налогообложению:

- реализация медицинских товаров по перечню, утвержденному Правительством РФ.

- Услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, кружках, студиях.

- Реализация предметов религиозного значения и т.д.

Налоговым кодексом установлены ставки НДС:

0 % - по экспортируемым товарам; по работам, выполняемым в космосе и др. ст.164 НК РФ.

10 % - установлена для операций по реализации некоторых продовольтсвенных видов товаров и товаров для детей, перечень которых установлен НК РФ.

Во всех остальных случаях установлена ставка 18 % .

Налоговый период по НДС – календарный месяц. Уплата налога в бюджет определяется как разница между суммами НДС, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги) и суммами НДС, фактически уплаченными поставщиками за приобретенные и оприходованные товары, а также оплаченные материальные ценности, относимые на издержки производства и обращения. Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации товаров ( работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог на добавленную стоимость является важнейшим налоговым источником доходов федерального бюджета и составляет более 30% всех налоговых доходов. Его величина тесно коррелирует с темпами инфляции и даже в условиях “инфляционной экономики” он является стабильным и сравнительно легко планируемым источником доходов (каждая организация ведет учет НДС отдельной строкой и на определенном счете .

Однако высокие ставки НДС снижают платежеспособный спрос на товары неэластичной группы, способствуют усилению инфляции и отрицательно влияют на экономический рост.

НДС применяется в 82 странах мира и формирует в среднем седьмую часть доходов бюджетов этих стран. Так, во Франции НДС составляет 45% налоговых поступлений в бюджет, в Нидерландах -24%, в Греции-10,2%.

1.3.Акцизы.

Акцизы используются в налоговых системах практически всез стран и играют заметную роль в формировании финансовых ресурсов государства, так как объектами налогообложения ими являются прежде всего товары массового спроса.

Налогоплательщиками акцизов являются организации и предприниматели,лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Акцизы – разновидность косвенных налогов, но они наделены рядом специфических черт. Во-первых, акциз – индивидуальный налог на отдельные виды и группы товаров; во-вторых, объектом налогообложения у акцизов является оборот по реализации только товаров (по перечню); в-третьих, акцизы возникают преимущественно в производственной сфере.

К подакцизным товарам относят:

- этиловый спирт;

- спиртосодержащая продукция;

- Алкогольная продукция;

- Пиво;

- Табачная продукция;

- Ювелирные изделия;

- Автомобили;

- бензин и дизельное топливо;

- Моторные масла;

- Нефть и природный газ.

Для производства и реализации подакцизных товаров требуется специальное разрешение – лицензия .

Объектом налогообложения являются операции по реализации на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров или реализация с акцизных складов подакцизной продукции, приобретенной у производителей. Также объектом налогообложения являются различные виды передачи на территории РФ лицом произведенных им подакцизных товаров и нефтепродуктов, а также добытого природного газа ; использование нефтепродуктов для собственных нужд и ввоз подакцизных товаров на таможенную территории РФ.

Ставки на акцизы могут быть:

Твердые ( в рублях) на единицу обложения.

%-е ставки для ювелирных изделий и природного газа.

(приложение 2)

НК РФ установлен специальный режим хранения,транспортировки и поставки покупателям подакцизной продукции, носящий название “Режима налогового склада” и включающего в себя комплекс мер и мероприятий налогового контроля, осуществляемого налоговыми органами в отношении подакцизной продукции с момента окончания ее производства и поступления на акцизный склад и до момента ее отгрузки покупателям.

Акцизные склады – это специально выделенные и обустроенные помещения, где хранится законченная производством алкогольная продукция до момента отгрузки покупателям и которые находятся под контролем сотрудников налоговых органов.

Алкогольная и табачная продукции до реализации маркируются региональными специальными марками, за которые налогоплательщик уплачивает авансовые платежи акциза в сумме 1 или 3 рубля за марку.

Налоговая база определяется как объем реализованной продукции.

Налоговым периодом является календарный месяц.

Уплата налога производится исходя из фактической реализации подакцизных товаров за налоговый период. При реализации алкогольной продукции с акцизных складов уплата налога производится не позднее 30 числа отчетного месяца по алкогольной продукции, реализованной с 1 по 15 число (включительно) и не позднее 15 числа следующего за отчетным месяца, при реализации с 16 по последнее число месяца.

1.4.Государственные пошлины.

Под государственной пошлиной понимается плата за совершение юридически значимых для налогоплательщика действий, либо выдачу документов уполномоченными органами.

Эти платежи призваны компенсировать расходы государства на содержание административных органов.

Налогоплательщиками являются юридические лица, независимо от форм собственности, граждане РФ, иностранные граждане, а также лица без гражданства, обращающиеся за совершением юридически значимых действий или выдачей документов.

Объектом налогообложения являются:

- нотариальные действия, совершаемые нотариусом;

- государственная регистрация актов гражданского состояния;

- подача жалоб и исковых заявлений в суд;

- документы, выдаваемые судами;

- Документы, связанные с изменением гражданства, а также с выездом и въездом на территорию России, оформляемые органами милиции и отделами виз и регистрации иностранцев и т.д.

Государственные пошлины взимаются на всей территории РФ по единым ставкам.

Они могут поступать:

- в федеральный бюджет, если дело рассматривается федеральными органами;

- в бюджет по месту нахождения банка, принявшего платеж.

Ставки государственной поршлины зависят от характера совершаемых органами власти действий и устанавливаются в формах:

В %-м либо кратном отношении к сумме минимальной месячной оплаты труда. Например, с исковых заявлений о расторжении брака – однократный размер оплаты труда; госпошлина на получение загранпаспорта – на детей 200 рублей, на взрослого- 400 рублей.

В %-м отношении к соответствующей сумме иска (удостоверяемого договора и т. д.). Например, с исковых заявлений имущественного характера при цене иска до 1млн. рублей –5% цены иска, свыше 500 млн. рублей –1,5%.

1.5. Таможенные сборы и пошлины.

Таможенная пошлина – это инстумент обложения налогом внешней торговли.

Она представляет собой косвенный налог,которым облагается внешнеторговый оборот товаров при пересечении ими таможенной границы.

Как и любой косвенный налог, таможенная пошлина перекладывается на покупателя товара путем приращения к цене. Таким образом, таможенная пошлина увеличивает цену товара, снижая приэтом его конкурентноспособность и этим достигается защита внутреннего рынка и национальных товаропроизводителей.

Объектом налогообложения является любое движимое имущество, в т.ч. товары, валютные ценности, электрическая и тепловая энергия и т.д.

Налоговой базой является стоимость перевозимых товаров.

Налоговая ставка зависит от направления движения товаров, а также от их происхождения. Таможенные пошлины классифицируются по различным признакам, но я приведу главные пошлины.

Импортные (ввозные) Экспортные (вывозимые) Транзитные (провозные)
Облагаемые товары, ввозимые в страну Облагаемые товары, вывозимые из страны (на экспорт) Устанавливаются на иностранные товары, провозимые через территорию страны в 3-и страны

В России 4 основные ставки –5, 10, 15, 20%. По запретительной ставке 25% облагается лишь незначительное количество товарных позиций.

Сроком уплаты таможенных сборов и пошлин является дата принятия таможенной декларации к таможенному оформлению.

Таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются одновременно с принятием таможенной декларации, так как отсрочка по ним не предоставляется.

1.5.Другие налоги и сборы, взимаемые с физических лиц.

В современных рыночных условиях все большее число граждан РФ занимается предпринимательской деятельностью, приобретают соответствующий статус и становятся плательщиками связанных с ним налогов. Наиболее распространенными среди них являются:

1) регистрационный сбор, который уплачивают за государственную регистрацию физические лица, изъявившие желание заняться предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Ставки регистрационного сбора устанавливаются местными органами государственной власти, при этом предельный размер ставки сбора не должен превышать установленный законом МРОТ.

Сумма сбора зачисляется в соответствующий бюджет по месту регистрации предпринимателя.

2)Предприниматели также являются плательщиками федеральных и региональных лицензионных сборов. Объектом обложения сборами признается приобретение плательщиком права на осуществление на территории РФ (или ее субъекта) лицензируемых видов деятельности или определенных прав .

Конкретный порядок и сроки уплаты определяются законом о сборе органом власти соответствующего органа власти.

3) В отдельных городах и районах, отнесенных по назначению к курортным местностям, действует курортный сбор. Плательщиками курортного сбора являются физические лица, прибывшие в расположение местности без путевок. Предельная ставка сбора устанавливается в размере 5% от минимальной месячной оплаты труда. Конкретные ставки курортного сбора по территориям утверждаются местными органами власти. От данного сбора освобождаются несовершеннолетние дети, лица пенсионного возраста, инвалиды.

III . Налоговая система Российской Федерации.

Для обеспечения процесса постоянного поступательного экономического развития и успешного преодоления кризисных явлений правительство каждой страны использует арсенал методов, имеющих в системе государственного воздействия на экономикув соответствии с выбранной моделью экономического развития.

В послевоенный период действовали 3 основные модели экономического развития, каждая из которых отводила свое место системе государственного регулирования экономики и роли налогов и налоговой политики в этом процессе.

Первая из них – «либеральная модель». Либеральная стратегия развития национальной экономики успешно реализуется правительствами США и Великобритании. Правительства этих стран влияют на субъекты экономики в пределах, минимально необходимых для поддержания социального и экономического порядка, а в остальном полагаются на законы рынка. Объем налоговых изъятий устанавливается на том минимальном уровне, который способен обеспечить государство финансовыми ресурсами, достаточными для выполнения присущих ему функций.

Вторая модель – «планово-административная экономика». Ее важнейшей чертой является высокий уровень государственного регулирования, когда практически все предприятия принадлежат государству и управляются органами власти директивным методом. В данной модели экономического развития значение налоговой политики минимально, так как государство изымало в бюджет основную часть прибыли предприятия, оставляя только ту часть, которая считалась нормативно необходимой для финансирования развития субъекта хозяйствования согласно утвержденному государственному плану. Эта модель на протяжении долгого времени использовалась в СССР.Третья модель – так условно называемая модель «стратегии ускоренного развития». Эта модель была сконструирована в Японии.В рамках этой модели широко распространились методы, предполагающие руководящую роль правительства в определении отраслей, имеющих наиболее высокий потенциал роста. Для налоговой политики, которую применяют страны, использующие стратегию ускоренного развития, характерно большое количество целевых налоговых льгот, которые призваны повысить эффективность политики государственного влияния на экономику. Кроме того, основная тяжесть налогового бремени перенесена посредством прогрессивной шкалы подоходного налога с корпораций на физических лиц.

Все три модели сходны в одном – даже в странах, с либеральной экономической политикой существует государственное регулирование и как его составная часть –налоговая политика.

Государственное регулирование экономики связано с налоговой политикой, реализуемой властями с помощью системы целенаправленных мероприятий, проводимых в области налогов и налогообложения.

Сущность налоговой политики каждой страны определяется различными факторами, такими, как общенациональные цели государства, соотношение между различными формами собственности, политический строй.

Налоговая политика государства отражает тип, степень и цель государственного вмешательства в экономику и изменяется в зависимости от ситуации в ней. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества, социальными группами, находящимися в настоящее время у власти, стратегическими целями, определяющими развитие национальной экономики, и международными обязательствами в сфере государственных финансов.

Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства финансовыми ресурсами, созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом, сглаживанию возникающего в процессе рыночных условий

неравенства в уровнях дохода населения. Совокупность задач налоговой политики можно условно разделить на 3 группы:

фискальная– мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней для обеспечения государства необходимими для выполнения его функций финансовыми ресурсами.

экономическая илирегулирующая – направлена на повышение уровня экономического развития госудпрства, оживление деловой и предпринимательской активности в стране и международных экономических связей, содействие решению социальных проблем.

контролирующая – контроль за деятельностью субъектов экономики.

Экономисты условновыделяют три возможных типа налоговой политики:

1) Высокий уровень налогообложения – это политика, при которой максимально увеличено налоговое бремя и возникают ситуации, когда повышение уровня налогообложения на сопровождается приростом поступлений в различные уровни бюджетов:

X- уровень налоговых ставок

Xa – их оптимальный размер

Y – среднегодовой объем государственных

доходов в результате налогообложения

Ya– максимальная величина среднегодового

100 объема государственных доходов

Xb –реально существующие налоговые

Xbcтавки

Yb- налоговые поступления в госбюджет

Xa

0 Yb Ya Y

Кривая А.Лаффера отражает взаимосвязь между величиной ставки налогов и объемом поступления их в государственный бюджет. При повышении ставки доходы государства за счет налогов вначале увеличиваются, но только до определенной границы (точка a ), после чего повышение налогового бремени уменьшает налоговые поступления до точки b .

2)Низкое налоговое бремя – при этой политике государство учитывает не только свои фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, так как обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат (если уровень налогообложения ниже чем в других странах, то идет широкий приток иностранных инвестиций, в том числе экспортно-ориентированных, и соответственно возрастает уровень конкурентноспособности национальной экономики). Налоговое бремя существенно смягчено, но сокращаются социальные программы, так как сокращаются бюджетные доходы.

3) Налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения, как для корпораций, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.

На практике налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, которому государство придает юридическую форму посредством налогового законодательства. Для поддержания высокой эффективности государственной налоговой политики государство поддерживает необходимую налоговую систему.

Налоги, взимаемые на территории Российской Федерации, не существуют изолированно, а объединяются в налоговую систему. В Российском законодательстве термин «налог» используется в широком смысле, и охватывают также сборы и пошлины, другие обязательные платежи, направляемые в бюджет или во внебюджетные фонды.

Каждый вид налогов поступает в свой бюджет или внебюджетный фонд.

Федеральные налоги и сборы Региональные налоги и сборы Местные налоги и сборы

1.Налог на добавленную

стоимость

Налог на имущество

организаций

Налог на имущество

физических лиц

Акцизы на отдельные

виды товаров

2. Налог на недвижимость 2. Земельный налог
3.Налог на прибыль (доход) организаций 3. Дорожный налог

Налог на рекламу

4. Налог на доходы от капитала 4. Транспортный налог 4. Налог на наследование и дарение
5. Взносы в государственные социальные внебюджетные фонды

5.Налог с продаж

( отменен)

5. Местные лицензионные сборы
6.Таможенная пошлина и таможенные сборы 6. Налог на игорный бизнес
7.Налог за пользование недрами 7. Региональные лицензионные сборы
8. Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы
9. Налог на дополнительный доход от добычи углеродов
10. Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами
11. Лесной налог
12. Водный налог
13.Экологический налог
14. Подоходный налог с физических лиц
15. Федеральные лицензионные сборы
16. Государственная пошлина

Одной из основных задач государственной налоговой политики на современном этапе является создание благоприятных условий для активной финансово-хозяйственной деятельности экономики и стимулирование экономического роста посредством достижения оптимального сочетания личных и общественных интересов. Для продуманной налоговой политики главным моментом является правильное определение размеров налогообложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, определим основные цели современной налоговой политики государства с рыночной экономикой. Оно должно быть ориентировано на следующие основные требования:

- налоги, а также затраты на их взимание должны быть по возможности минимальными. Это условие наиболее тяжело дается законодателям и правительствам в их стремлении сбалансировать бюджеты. Но так очень легко свести налоговую систему лишь к чисто фискальным функциям, забыв о необходимости расширения налоговой базы, о функциях стимулирования производственной и предпринимательской деятельности, поддержки свободной конкуренции;

- налоговая система должна соответствовать структурной экономической политике, иметь четко очерченные экономические цели;

- налоги должны служить более справедливому распределению доходов, не допускать двойное обложение налогоплательщиков;

- порядок взимания налогов должен предусматривать минимальное вмешательство в частную жизнь налогоплательщика;

- обсуждение проектов законов о налогообложении должно носить открытый и гласный характер.

Этими основными принципами необходимо руководствоваться при реализации задач новой налоговой системы. При этом, разумеется, речь идет не о механическом копировании, а о творческом осмыслении, опирающемся на глубокое изучение истории развития и современного состояния российской экономики.

Существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

Уже сформированы важнейшие требования, которым должны отвечать налоговые системы вне зависимости от развитости в стране рыночных отношений, уровня зрелости ее производительных сил и производственных отношений. Эти требования всесторонне подтверждены практикой и, безусловно, должны учитываться и нами. Они, кстати, не исключают, а напротив, предполагают отличия между разными странами по структуре, набору налогов, способам их взимания, ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговым льготам и другим важным элементам.

Но при этом любая налоговая система, где бы она ни применялась и какими конкретными чертами ни характеризовалась, должна отвечать определенным кардинальным требованиям.

Первое и важнейшее из них - это соблюдение принципа равенства и справедливости. Это прежде всего означает: тяжесть налогового бремени должна распределяться между всеми в равной (не одинаковой) мере, и каждый налогоплательщик обязан вносить свою справедливо определенную долю в казну государства.

Вторым непременным требованием, которому должна отвечать налоговая система, является эффективность налогообложения. Реализация этого требования предполагает:

- во-первых, что налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических решений, либо оно должно быть минимальным;

- -во-вторых, что налоговая система обязана содействовать проведению политики стабильности и успешного развития экономики страны.

Понятно, что по отношению к нашей стране, экономика которой до недавнего времени находилась в глубоком кризисе, это обстоятельство имеет исключительно важное значение.

Обязательным условием эффективности налоговой системы является и то, чтобы она не допускала произвольного толкования, была понятна налогоплательщикам и принята большей частью общества. К сожалению ни одно из выше перечисленного не имеет место быть в нашей стране.

И последнее условие реализации требования эффективности налогообложения: административные расходы, которые нужны для управления налогами и соблюдения налогового законодательства, надлежит минимизировать.

В 1999-2000 годы проведение налоговой политики стало главным инструментом государственного стимулирования макроэкономического развития. Ее особенностью в современных условиях является снижение налоговых ставок, прежде всего, прибыли. Либерализация налогообложения обеспечивает довольно устойчивые темпы экономического роста и способствует в долговременной перспективе поступлениям в бюджет, что ведет к сокращению его дефицита, а, следовательно, приводит и к снижению темпов инфляции.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы, противоречивость и запутанность многочисленных инструкций и разъяснений Министерства финансов РФ и МНС (часто друг другу противоречащих) на сегодняшний день - главная проблема реализации реформы налогообложения.

Список литературы

1. «Основы российского права» Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин

Москва 2002г

2. «Налоги и налогообложение» под редакцией М.В. Романоского

Санкт-Петербург 2001г

3. «Бюджетная система РФ» учебник под редакцией О.В. Врублевской и М.В. Романовского Москва 2004г

4. Курс лекций по налогам Панкратовой О.Ю. в ГОУ МКК 2004г

5. Налоговый Кодекс РФ I и II части

6. Курс экономической теории учебное пособие Гребеник В.В.


Приложение 1
Размер вычетов Лица, имеющие право на вычеты
1.Стандартные налоговые вычеты
3000 руб. за каждый месяц налогового периода Лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь, а так же ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и НПО «Маяк», инвалиды ВОВ (ст.218)
500 руб. за каждый месяц налогового периода Герои СССР и Герои РФ, лица, награжденные орденом Славы 3-х степеней; участники ВОВ, блокадники и узники концлагерей, инвалиды детства, а также 1и 2.ой групп, и т.д.
400 руб. за каждый месяц налогового периода На каждого работника до достижения им дохода 20000 рублей (совокупного)
300 руб. за каждый месяц налогового периода На каждого ребенка у налогоплательщиков до достижения совокупного дохода в 20000 руб.; вдовам (вдовцам) и одиноким родителям, опекунам и попечителям налоговый вычет производится в двойном размере.
2.Социальные налоговые вычеты
В размере фактически произведенных расходов, но не более 25% Налогоплательщики, перечисляющие суммы на благотворительные цели организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и т.д.
Фактически произведенные расходы на обучение, но не более 25000руб. (на каждого ребенка до 24 лет) Лица, перечисляющие плату за обучение в образовательных учреждениях.
Фактически произведенные расходы на лечение и медикаменты, но не выше 25000 рублей Лица, оплатившие стоимость лечения в медучреждениях свое или супруги, а также своих родителей и детей до 18 лет, а также стоимость медикаментов, прописанных врачом
3.Имущественные налоговые вычеты.
Сумма не более 1000000 руб., получ. От продажи жилых домов, квартир, дач и т.д., находящихся в собственности менее 5лет Лица, получившие доход от продажи указанной собственности
Фактически полученная сумма, если срок нахождения вышеперечисленного имущества в собственности более 5лет Лица, получившие доход от продажи указанного собственного имущества
Сумма не более 125000 руб., от продажи иного имущества, находящегося в собственности менее 3 лет Лица, получившие доход от указанной собственности
Фактически полученные суммы от продажи иного имущества, находящегося в собственности более 3лет Лица, получившие доход от продажи указанной собственности
Фактически произведенные расходы на новое строительство или покупку жилья, а также погашение ипотечного кредита и процентов по нему, но не более 600000руб. Лица, получившие доход от указанной собственности
4.Профессиональные налоговые вычеты
Фактически произведенные расходы, связанные с получением доходов

- Индивдуальные предприниматели, нотариусы и лица, занимающиеся частной практикой;

- Лица, получающие доходы от выполнения работ по договорам гражданско-правового характера;

- Налогоплательщики, получающие авторские вознаграждения.

Приложение 2
Виды подакцизных товаров Ставки акцизов (в процентах или рублях и копейках за единицу измерения)
Этиловый спирт из всех видов сырья 8руб. за 1литр безводного этилового спирта
Этиловый спирт из всех видов (кроме спирта-сырца) 12руб. 60 коп. За 1 литр безводного этилового спирта
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 25%, за исключением вин, спиртосодержащая продукция 88руб, 20коп. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах.
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта от 9до 25% включительно, за исключением вин 65руб.10 коп. За 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах.
Алкогольная продукция, с объемной долей этилового спирта до 9% включительно, за исключением вин 45руб. 15коп. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах.
Вина (за исключением натуральных); виноградные специальные, оригинальные (крепленые), плодовые, вермуты. 36руб. 75коп за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах.
Вина шампанские и игристые 9руб. 45коп за 1 литр
Вина натуральные (кроме шампанских и игристых) 3руб. 15коп. за 1 литр
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта до 8,6% включительно, в том числе безалкогольное 1руб. за 1 литр
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 8,6% 3руб. 30коп. за 1 литр
Табачное сырье,табачные отходы, прочий промышленно изготовленный табак и промышленные заменители табака, используемые в качестве сырья для производства табачной продукции 0%
Табачные изделия и трубочный табак 405 руб. за 1 кг
Табак курительный, за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции 166 руб. за 1 кг
Сигары 10 руб. за 1шт.
Сигариллы, сигареты с фильтром длиной свыше 85мм 75 руб. за 1000 шт.
Сигареты с фильтром 1, 2, 3и 4-го класса по ГОСТу 35 руб. за 1000 шт.
Сигареты с фильтром, за исключением сигарет длиной свыше 85мм и сигарет 1, 2, 3и 4-го класса по ГОСТу 55 руб. за 1000 шт.
Сигареты без фильтра, папиросы 10 руб. за 1000 шт.
Ювелирные изделия 5 %
Нефть и стабильный газовый конденсат 66 руб. за 1 тонну
Автомобили легковые с мощн. двигателя до 67,5кВт 5 – 10 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.)
Автомобили легковые с мощностью двигателя от 67,5кВт до 112,5кВт (90-150л.с.) 10 –100 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.)
Автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя. свыше 112,5 кВт (150л.с.) 100 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.)
Дизельное топливо 550 руб. за 1 тонну
Бензин автомоб. с др. акт\числами 1850 руб. за 1 тонну
Бензин автомоб. с акт\числом до «80» 1350 руб. за 1 тонну
Масло для дизельных и карбюраторных двигателей 1500 руб. за 1тонну

Скачать архив с текстом документа