Сущность общения
СОДЕРЖАНИЕ: Вопрос 19. Раскройте сущность общения. Опишите виды и этапы общения, укажите средства общения. Обращали ли вы внимание на то, что слова «общение» и «общество», имеют одинаковую основу? Наличие у разных людей чего-то общего, связующего — характерный признак и общения, и общества. В процессе общения люди обмениваются знаниями и опытом, передают друг другу различную информацию: добиваются взаимопонимания, общности переживаний, достигают общности действий и намерений, единого отношения к фактам, событиям, идеям, другим людям и самим себе.
Вопрос 19. Раскройте сущность общения. Опишите виды и этапы общения, укажите средства общения.
Обращали ли вы внимание на то, что слова «общение» и «общество», имеют одинаковую основу? Наличие у разных людей чего-то общего, связующего — характерный признак и общения, и общества. В процессе общения люди обмениваются знаниями и опытом, передают друг другу различную информацию: добиваются взаимопонимания, общности переживаний, достигают общности действий и намерений, единого отношения к фактам, событиям, идеям, другим людям и самим себе. В любых условиях общение есть достижение или стремление к достижению чего-то общего необходимого. Без общения людей не могло возникнуть и существовать человеческое общество, без общества — невозможно общение людей. Цели, средства, способы, условия и результаты общения в конечном итоге носят общественный характер. Поэтому анализ реальных процессов и конкретных актов общения должен по необходимости исходить из понимания нами социальной сущности общения.
Общение — сложный и многогранный процесс, который выступает одновременно и как информационный процесс, и как процесс взаимодействия индивидов, и как процесс их сопереживания и взаимопонимания.
Общение выступает так же, как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как взаимодействие субъектов. Речь идет не просто о воздействии одного субъекта на другого, а именно о взаимодействии. Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает как субъект. Предметом общения может быть все, что окружает людей, все, что они знают и чего не знают, все, что их волнует или затрагивает, все, о чем нужно говорить, чтобы правильно понять реальную обстановку и конкретно определить свои действия, уточнить свое отношение к фактам, событиям и даже к конкретным людям. Общение может быть направлено на явления природы, мир вещей, явления общественной жизни, социальные связи и отношения, явления психической деятельности в комплексе, а точнее, в их любых сочетаниях друг с другом. Следует отметить, что предметная отнесенность всегда главное в содержании общения.
Общение чрезвычайно многогранно. Оно может быть представлено в своем разнообразии по видам.
Вербальное общение -это общение при помощи речи( письменной или устной)
Вербальное общение присуще только человеку v в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить. Да и само развитие вербального общения первоначально непременно опирается не невербальные средства коммуникации.
Невербальное общение -это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.
Различают межличностное и массовое общение . Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.
Массовое общение — это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.
Выделяют также межперсональное общение и ролевое . В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель—продавец, учитель—ученик, начальник— подчиненный).
В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью.
В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.
Общение может быть также доверительным и конфликтным . Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация. Доверительность — существенный признак всех видов общения, без него нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.
Общение может быть личным и деловым . Личное общение — это обмен неофициальной информацией.
Деловое общение — процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность. Наконец, общение бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения.
Опосредованное общение — это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио и видеотехники).
Некоторые виды общения, имеющиеся на схеме, не комментируются, и значение понятно без разъяснения.
Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Различают вербальные средства общения (когда используется речь) и невербальные средства общения, когда применяются неречевые средства общения.
В вербальном общении обычно применяются два варианта речи устная и письменная. Письменная речь— это та, которой обучают в школе и которую привыкли считать признаком образованности человека.
Устная речь, по ряду параметров отличающаяся от письменной, является не безграмотной письменной речью, а самостоятельной речью со своими правилами и даже грамматикой.
Невербальные средства общения. Необходимы для того, чтобы:
1) создавать и поддерживать психологический контакт, регулировать течение процесса общения;
2) придавать новые смысловые оттенки словесному тесту, направлять истолкование слов в нужную сторону;
3) выражать эмоции, оттенки, принятую роль, смысл ситуации.
Невербальные средства, как правило, не могут самостоятельно передавать значения слов (за исключением языка глухонемых). Они тонко скоординированы как между собой, так и со словами в целом. Выделяют следующие виды невербальных средств общения:
1. Визуальные:
- кинесика - движения рук, головы, ног, туловища, походка;
- выражение лица, выражение глаз;
- позы - осанка, посадка головы;
- направление взгляда, визуальные контакты,
- кожные реакции: покраснение, побледнение, вспотение;
- проксемика (пространственная и временная организация общения) - расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство;
- вспомогательные средства общения - подчеркивание или скрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы); средства преобразования природного телосложения (одежда, прическа, косметика, очки, украшения, татуировки, усы, борода, мелкие предметы в руках).
2. Акустические:
- паралингвистические-(качество голоса, его диапазон, тональность) громкость, тембр, ритм, высота звука;
-экстралингвические - речевые паузы, смех, плач, вздохи, кашель, хлопанье.
3. Тактильные:
- такесика - прикосновения, пожатие руки, объятие, поцелуй.
4. Ольфакторные:
- приятные и неприятные запахи окружающей среды;
- естественный и искусственный запахи человека. На невербальные средства общения накладывает сильный отпечаток каждая конкретная культура, поэтому нет общих норм для всего человечества. Невербальный язык другой страны приходится учить также, как и словесный. Невербальные средства общения нужны для того, чтобы регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами, обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста, выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.
В процедуре общения выделяют следующие этапы:
1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) — побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
3. Ориентировка в личности собеседника.
4. Планирование содержания своего общения — человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.
6. Установление контакта
7. Обмен мнениями, идеями, фактами
8. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
9. Корректировка направления, стиля, методов общения и способов их взаимодействия.
В последние несколько десятков лет весьма популярны различные обучающие технологии общения. Люди все больше осознают, что многие их проблемы связаны с неумением общаться. Развитие цивилизации, определяющее постоянное совершенствование средств связи и многообразных каналов информации, приводит к противоречию между формой, средствами общения и его содержанием, глубиной. Уровни общения определяются, в свою очередь, общей культурой взаимодействующих субъектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем и многими другими факторами. Особенно влиятельными оказываются ценностные ориентации общающихся и их отношение друг к другу.
Вопрос 48. Охарактеризуйте культуру поведения руководителя при общении с подчинёнными.
Деловое общение - необходимая часть человеческой жизни, важнейший вид отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И общаясь в деловом сотрудничестве со своими подчиненными, начальником или коллегами, каждый так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы. Какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении. Он может как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.
Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам. Как было сказано выше, в отрицательной форме в формулировке Конфуция оно гласит: « Чего не пожелаешь себе, того не делай другим».
Это правило применимо и к деловому общению, но по отношению к отдельным его видам: «сверху-вниз» (руководитель-подчиненный), «снизу-вверх» (подчиненный-руководитель), «по горизонтали» (сотрудник-сотрудник) требует конкретизации.
В деловом общении «сверху-вниз», т.е. в отношении руководителя к подчиненному, золотое правило этики можно сформулировать следующим образом: «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель».
Искусство и успех делового общения во многом определяются теми этическими нормами и принципами, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным. Под нормами и принципами понимается то, какое поведение на службе является этически приемлемым, а какое - нет. Эти нормы касаются прежде всего того, как и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная дисциплина, определяющая деловое общение. Без соблюдения этики делового общения между руководителем и подчиненным большинство людей чувствуют себя в коллективе дискомфортно, нравственно не защищенными. Отношение руководителя к подчиненным влияет на весь характер делового общения, во многом определяет его нравственно-психологический климат. Именно на этом уровне формируются в первую очередь нравственные эталоны и образцы поведения.
Нравственные эталоны и образцы поведения
· Стремитесь превратить вашу организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными нормами общения. Приобщите сотрудников к целям организации. Человек только тогда будет чувствовать себя нравственно и психологически комфортно, когда произойдет его идентификация с коллективом. Вместе с тем каждый стремится остаться индивидуальностью и хочет, что бы его уважали таким, какой он есть.
· При возникновении проблем и трудностей, связанных с недобросовестностью, руководителю следует выяснить ее причины. Если речь идет о невежестве, то не следует бесконечно попрекать подчиненного его слабостями, недостатками. Подумайте, что вы можете сделать, чтобы помочь ему преодолеть их. Опирайтесь при этом на сильные стороны его личности.
· Если сотрудник не выполнил вашего распоряжения, необходимо дать ему понять, что вам известно об этом, иначе он может решить, что провел вас. Более того, если руководитель не сделал подчиненному соответствующего замечания, то он просто не выполняет своих обязанностей и поступает неэтично.
· Замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам. Соберите всю информацию по данному случаю. Выберите правильную форму общения. Вначале попросите объяснить самого сотрудника причину невыполнения задания, возможно, он приведет неизвестные вам факты. Делайте ваши замечания один на один: необходимо уважать достоинство и чувства человека.
· Критикуйте действия и поступки, а не личность человека.
· Тогда, когда это уместно, используйте прием «бутерброда» - спрячьте критику между двумя комплиментами. Закончите разговор на дружеской ноте и вскоре найдите время поговорить с человеком, чтобы показать ему, что вы не держите зла.
· Никогда не советуйте подчиненному, как поступать в личных делах. Если совет поможет, вас скорее всего не поблагодарят. Если не поможет - на вас ляжет вся ответственность.
· Не обрастайте любимчиками. Относитесь к сотрудникам как к равноправным членам и ко всем с одинаковыми мерками.
· Никогда не давайте сотрудникам возможность заметить, что вы не владеете ситуацией, если вы хотите сохранить их уважение.
· Соблюдайте принцип распределительной справедливости: чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение.
Отметим, что при выборе формы распоряжения следует учитывать, прежде всего, два фактора:
1) ситуацию, наличие времени для нюансов;
2) личность подчиненного - кто перед вами, добросовестный и квалифицированный работник или человек, которого нужно подталкивать на каждом шагу.
В зависимости от этого следует выбирать и этически наиболее приемлемые нормы поведения и формы распоряжения.
Вопрос 57. Ситуация «Берет».
- Девушка, покажите мне этот берет.
- Он Вам будет мал.
- Но дайте мне его посмотреть.
- Зачем его смотреть, если он Вам мал?
- Дайте же мне то, что я прошу!
Продавец бросает берет на прилавок.
Объясните действия продавца и покупателя. Оцените поведение продавца. Как следовало обслужить покупателя?
Ответ : Продавец отказывает покупателю в просьбе показать берет, мотивируя это тем, что он по размеру не подходит покупателю, а тот размер который нужен покупателю, видимо, отсутствует. Здесь можно оценить профессионализм продавца, который по внешнему виду покупателя смог оценить какой размер головного убора ему нужен. Продавец прогнозирует действия покупателя, ожидая, что просмотра он попросит свой размер, а т.к. его нет, то ему придётся делать лишнюю работу, от которой продавец и отказывается. Но он не учёл, что покупатель может покупать берет не только для себя. Продавец настроен враждебно и выполняет требование покупателя под нажимом. Здесь налицо конфликтная ситуация, вызванная не выполнением обязанностей продавцом (показать товар). Поводом для конфликта стало невыполнение своих прямых обязанностей продавцом, который действовал так, как будто покупатель просил дать примерить берет.
Отсутствует доброжелательность и вежливость (нет извинения, что берет не подходит, бросает берет), готовность к услугам. После таких действий продавца покупатель вряд ли захочет приобрести берет, даже если он ему и подойдёт ( для дочери, например, и тем более придти сюда ещё раз. Услышав просьбу покупателя, продавцу следовало ответить:
- Пожалуйста, Вы для себя примеряете? К сожалению, берет будет Вам мал, а большого размера в данный момент нет.
Список литературы:
1.Андреева Г.М. Принцип деятельности и исследование общения // Общение и деятельность. На рус. и чешек, яз. Прага, 1981.
2. Крысько В. Г. Социальная психология: Схемы и комментарии. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
3. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.