Нормативный метод учета затрат и калькулирования сущность, возможности, сфера применения
СОДЕРЖАНИЕ: Министерство сельского хозяйства КБР Кабардино-Балкарская сельскохозяйственная академия Факультет «Бухгалтерский учет и аудит» Кафедра «Бухгалтерский учет»Министерство сельского хозяйства КБР
Кабардино-Балкарская сельскохозяйственная академия
Факультет «Бухгалтерский учет и аудит»
Кафедра «Бухгалтерский учет»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Бухгалтерский управленческий учет
на тему: Нормативный метод учета затрат и калькулирования: сущность, возможности, сфера применения
Выполнила студентка 4 курса 2 группы – Тенова М.
Принял преподаватель –
г. Нальчик 2010г
Содержание
[1] 20%
Вид изделия | зарплата | ПФ | ФСС | МС |
куртки | 11250 | 2250 | 326 | 349 |
плащи | 12600 | 2520 | 365,4 | 390,6 |
При учете амортизации делается проводка ДТ 20 КТ 02.
Расчет амортизации линейным методом по ОАО «Омега»:
- для начала определяем норму амортизации 10/12=0,8333
- затем суммируем первоначальную стоимость оборудования
12500+9800+6600+2800+650=32350
Полученную сумму умножаем на норму амортизации и делим на сто, получаем 269,57
269,57 поочередно делим на количество курток и плащей.
Таблица № 16 . Амортизация по видам продукции (руб.)
Наименование изделия | Количество | Сумма амортизации |
куртки | 150 | 149,77 |
плащи | 120 | 119,81 |
На фабрике «Омега» общепроизводственные и общехозяйственные расходы распределяются пропорционально основной заработной плате производственных рабочих.
Таблица № 17. Расчет общепроизводственных расходов (руб.)
Общепроизводственные расходы ДЕБЕТ 25 | ||||||
Статьи | 70 | 69 | 70 | 76 | 71 | Итого |
Оплата по труду | 6000 | |||||
Отчисления 26% | 1560 | |||||
Обслуж - ание оборуд - ния | 250 | |||||
Аренда помещения | 1800 | |||||
Канцтовары | 70 | 9680 |
Общехозяйственные расходы ДЕБЕТ 26 | ||||||
Статьи | 70 | 69 | О2 | 76 | 71 | Итого |
Оплата по труду | 35200 | |||||
Отчисления 26% | 9152 | |||||
ПК | 42 | |||||
Телефон | 180 | |||||
Аренда | 1000 | |||||
Канцтовары | 50 | 45624 |
Определим проценты накладных (общепроизводственных) расходов, которые будут использоваться при калькулировании себестоимости продукции:
- по 25 счету
9680: (11250+12600)*100 = | 41 | |
11250*41/100 = | 5114 | плащи |
12600*41/100 = | 4566 | куртки |
Составим ведомость выпуска и отгрузки продукции:
Таблица № 18 . Ведомость выпуска и отгрузки продукции (тыс. руб.)
Дата | Документ | Покупатель | Выпуск | Отгружено | полн.факт.себ - ть ед. | Стоимость | ||||
куртки | плащи | куртки | плащи | куртки | плащи | куртки | плащи | |||
1 | Накладная | ТД Калигула | 7 | 6 | 7 | 6 | 966,46 | 1929,58 | 6765,196 | 11577,48 |
4 | Атланта | 7 | 6 | 7 | 6 | 966,46 | 1929,58 | 6765,196 | 11577,48 | |
5 | Синар | 7 | 6 | 7 | 6 | 966,46 | 1929,58 | 6765,196 | 11577,48 | |
6 | ООО Стиль | 7 | 6 | 7 | 6 | 966,46 | 1929,58 | 6765,196 | 11577,48 | |
7 | Мисс | 7 | 6 | 7 | 6 | 966,46 | 1929,58 | 6765,196 | 11577,48 | |
8 | Аляска | 7 | 6 | 7 | 6 | 966,46 | 1929,58 | 6765,196 | 11577,48 | |
11 | Барселона | 7 | 6 | 7 | 6 | 966,46 | 1929,58 | 6765,196 | 11577,48 | |
12 | Каприз | 7 | 6 | 7 | 6 | 966,46 | 1929,58 | 6765,196 | 11577,48 | |
13 | Людмила | 7 | 6 | 7 | 6 | 966,46 | 1929,58 | 6765,196 | 11577,48 | |
14 | Всего: | 63 | 54 | 63 | 54 | 966,46 | 1929,58 | 60886,77 | 104197,3 | |
15 | Винтер | 7 | 5 | 7 | 5 | 966,46 | 1929,58 | 6765,196 | 9647,902 | |
18 | Виктория | 7 | 6 | 7 | 6 | 966,46 | 1929,58 | 6765,196 | 11577,48 | |
19 | Мелита | 7 | 6 | 7 | 6 | 966,46 | 1929,58 | 6765,196 | 11577,48 | |
20 | Флорида | 7 | 6 | 7 | 6 | 966,46 | 1929,58 | 6765,196 | 11577,48 | |
21 | Руно | 7 | 6 | 7 | 6 | 966,46 | 1929,58 | 6765,196 | 11577,48 | |
22 | Эллада | 7 | 7 | 7 | 7 | 966,46 | 1929,58 | 6765,196 | 13507,06 | |
25 | Снежная королева |
7 | 6 | 7 | 6 | 966,46 | 1929,58 | 6765,196 | 11577,48 | |
26 | Скандинавия | 7 | 6 | 7 | 6 | 966,46 | 1929,58 | 6765,196 | 11577,48 | |
27 | Альянс | 7 | 6 | 7 | 6 | 966,46 | 1929,58 | 6765,196 | 11577,48 | |
28 | Антилопа | 7 | 6 | 7 | 6 | 966,46 | 1929,58 | 6765,196 | 11577,48 | |
29 | Всего: | 70 | 60 | 70 | 60 | 966,46 | 1929,58 | 67651,96 | 115774,8 | |
Итого: | 133 | 114 | 133 | 114 | 966,46 | 1929,58 | 196190,7 | 335747 |
После расчета всех необходимых значений, можно составить нормативную калькуляцию.
Таблица № 19 . Нормативная калькуляция на изготовление детской куртки
№ п/п | Статьи калькуляции | ед. изм. | на 1 изделие | на весь выпуск | Примечание |
1 | Материалы | руб | 403,38 | 60507 | НДС в т. ч. 9229,88 |
2 | ТЗР | 3% | 12,10 | 1815 | |
3 | Возвратные отходы | 0,5% | 1,92 | 288,59 | |
Итого материалов | 413,56 | 62033,63 | |||
4 | Оплата по труду | руб | 75,00 | 11250 | |
5 | Отчисления | ||||
а) | пенсионный фонд | руб | 15,00 | 2250 | |
б) | ФСС | руб | 2,18 | 326 | |
в) | МС | руб | 2,33 | 349 | |
6 | Амортизация | руб | 1,00 | 149,77 | |
7 | Производственная с-сть | руб | 509,06 | 76358,39 | |
8 | общепроизв-е расходы | руб | 30,44 | 4566,04 | |
9 | Общехозяйственные р-ы | руб | 398,81 | 59822 | |
10 | Фабрично-заводская с-ть | руб | 938,31 | 140746,11 | |
11 | Расходы по реализации 3% | руб | 28,15 | 4222,38 | |
12 | Полная себестоимость | руб | 966,46 | 144968,49 | |
13 | НДС 18% | руб | 173,96 | 26094,33 | |
14 | Рентабельность 5% | руб | 48,32 | 7248,42 | |
15 | НДС 18% | руб | 182,66 | 27399,05 | |
16 | Продажная цена I В | руб | 1140,42 | 171062,82 | |
17 | Продажная цена II В | руб | 1197,44 | 179615,96 |
№ п/п | Статьи калькуляции | ед. изм. | на 1 изделие | на весь выпуск | Примечание |
1 | Материалы | руб | 1110,9 | 133308,00 | НДС в т.ч. 20335 |
2 | ТЗР | 3% | 33,33 | 3999,24 | |
3 | Возвратные отходы | 0,5% | 5,10 | 611,82 | |
Итого материалов | 1139,13 | 136695,42 | |||
4 | Оплата по труду | руб | 105 | 12600 | |
5 | Отчисления | ||||
а) | пенсионный фонд | руб | 21 | 2520 | |
б) | ФСС | руб | 3,05 | 365 | |
в) | МС | руб | 3,26 | 390,6 | |
6 | Амортизация | руб | 1,00 | 119,81 | |
7 | Производственная с-сть | руб | 1272,43 | 152691,23 | |
8 | Общепроиз-е расходы | руб | 42,62 | 5113,96 | |
9 | Общехозяйственные р-ы | руб | 558,34 | 67000 | |
10 | Фабрично-заводская с-ть | руб | 1873,38 | 224805,48 | |
11 | Расходы по реализации 3% | руб | 56,20 | 6744,16 | |
12 | Полная себестоимость | руб | 1929,58 | 231549,64 | |
13 | НДС 18% | руб | 347,32 | 41678,94 | |
14 | Рентабельность 5% | руб | 96,48 | 11577,48 | |
15 | НДС 18% | руб | 364,69 | 43762,88 | |
16 | Продажная цена I В | руб | 2276,90 | 273228,58 | |
17 | Продажная цена II В | руб | 2390,75 | 286890,01 |
Таблица № 20 . Нормативная калькуляция на изготовление плаща
Итогом калькулирования были получены два вида продажных цен,
которые определяются по формулам:
- В первом варианте - Продажная цена = Полная себестоимость + НДС;
- Во втором варианте - Продажная цена = 5% рентабельности от полной себестоимости + НДС.
На примере данного предприятия можно предварительно рассчитать, что получили убыток или прибыль, после реализации продукции.
Таблица № 21. Определение финансового результата
90 /куртка детская | 90/ Плащ женский | ||
ДТ | КТ | Дт | Кт |
59822 | 143642,8 | 67000 | 210445 |
12786,22 | 21881,44 | ||
67651,9633 | 115774,8206 | ||
3382,62 | 5788,74 | ||
140260,18 | 143642,8 | 204656,26 | 210445 |
После определения реализационного финансового результата от продаж можно сделать бухгалтерскую запись: КТ 99 «Прибыли и убытки» ДТ 90 «Продажи» - организация получила прибыль. А это значит, что директор может принять управленческое решение на выпуск 150 детских курток и 120 женских плащей по всем предложенным нормам.
По произведенным в октябре 2009 года хозяйственным операциям были составлены следующие бухгалтерские проводки:
Таблица № 22 . Журнал хозяйственных операций
Содержание хоз. операции | Корреспонденция | Сумма | |
№ п/п | ДТ | КТ | |
1 | Поступило от поставщика (в т. ч. НДС) | ||
а) Материалов | 10 | 60 | 193815,00 |
б) ТЗР | 5814,45 | ||
2 | Накладная на поступление возвратных отходов из производства на склад | 10 | 20 |
3 | НДС на поступившие: | ||
а) Материалы | 19 | 60 | 34886,70 |
б) ТЗР | 1046,60 | ||
4 | Авансовый отчет подотчетного лица на приобретение материала | 10 | 71 |
5 | Начислена зарплата работникам основного производства | 20 | 70 |
6 | Начислена зарплата модельеру | 25 | 70 |
7 | Начислена зарплата работникам общехозяйственного отдела | 26 | 70 |
8 | Удержан НДФЛ из зарплаты | 70 | 68 |
9 | Начисления во внебюджетные фонды | ||
а )Пенс фонд: основного пр-ва | 20 | 69/1 | 4770 |
общепроиз -го отдела | 25 | 1200 | |
общехозяйственного отдела | 26 | 7040 | |
б) ФСС: основного пр-ва | 20 | 69/2 | 692 |
общепроиз -го отдела | 25 | 174 | |
общехозяйственного отдела | 26 | 1021 | |
в) МС: основного пр-ва | 20 | 69/3 | 739 |
общепроиз -го отдела | 25 | 186 | |
общехозяйственного отдела | 26 | 1091 | |
10 | Начислена амортизация | 20 | 02 |
а)куртки | 149,77 | ||
б)плащи | 119,81 | ||
11 | Начислена амортизация ПК | 26 | 02 |
12 | Отпущены сырье и материалы в производство | 20 | 10 |
а)куртки | 62033,63 | ||
б)плащи | 136695,42 | ||
13 | Плата за аренду | ||
а) площади | 25 | 76 | 1800 |
б)офиса | 26 | 1000 | |
14 | Абоненская плата за телефон | 26 | 180 |
15 | Отпущенные канцтовары: | ||
а)закройщикам и модельеру | 25 | 71 | 70 |
б)делопроизводителю | 26 | 50 | |
16 | Оплата мастера-наладчика | 25 | 70 |
17 | Списание общепроизводственных расходов | 20 | 25 |
а)куртки | 4566,04 | ||
б)плащи | 5113,96 | ||
18 | Списание общехзяйственных расходов | 90 | 26 |
а)куртки | 59822 | ||
б)плащи | 67000 | ||
19 | Выпущена готовая продукция по полной себестоимости | 43 | 20 |
а)куртки | 144968,49 | ||
б)плащи | 231549,64 | ||
20 | Отгружена покупателям готовая продукция | 45 | 43 |
а)куртки | 18912,03 | ||
б)плащи | 62760,04 | ||
21 | Получена выручка за отгруженную продукцию | 51 | 90 |
а)куртки | 143642,8 | ||
б)плащи | 210445 | ||
22 | В т.ч. НДС 18% | 90 | 68 |
а)куртки | 21911,61 | ||
б)плащи | 32101,78 | ||
23 | Списана по фактической с-ти реализуемая продукция | 90 | 45 |
а)куртки | 67651,96 | ||
б)плащи | 115774,82 | ||
24 | Определение результата от реализации | 90 | 99 |
а)куртки | 3382,62 | ||
б)плащи | 5788,74 |
Заключение.
Определение себестоимости продукции является одним из главных вопросов организации учета. Целью учета себестоимости продукции является своевременное, полное и достоверное определение фактических затрат, связанных с выпуском и реализацией продукции, исчисление фактической себестоимости отдельных ее видов и всей продукции в целом. Исчисление этого показателя необходимо для оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики; определения рентабельности производства и отдельных видов продукции; осуществления внутрипроизводственного хозрасчета; выявления резервов снижения себестоимости продукции; определения цен на продукцию; исчисления национального дохода в масштабах страны; расчета экономической эффективности внедрения новой техники, технологии, организационно-технических мероприятий; обоснования решений о производстве новых видов продукции и снятия с производства устаревших.
Анализ себестоимости продукции в разрезе статей калькуляции дает возможность не только получить наиболее полную картину изменения затрат, но и разобраться, где произошли отклонения и кто их виновник. Анализ себестоимости в калькуляционном разрезе базируется на классификации затрат по месту их возникновения независимо от экономического содержания. Именно поэтому можно установить место возникновения отклонения: основное производство, общепроизводственные, общехозяйственные, внепроизводственные расходы.
Исследовав в данной работе вопроса анализа себестоимости продукции на примере данного предприятия можно сделать следующие выводы:
· Итогом анализа себестоимости есть выявление резервов дальнейшего улучшения показателей. Резервы должны быть обобщены, взаимно увязаны, определена их общая сумма и основные направления реализации.
· Задачами анализа себестоимости продукции является: оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции, затрат производства и обращения затрат; установление динамики и степени выполнение плана по себестоимости; определение факторов, которые повлияли на динамику показателей себестоимости и выполнение плана по ним, величины и причины отклонений фактических затрат от плановых; анализ себестоимости отдельных видов продукции; выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции.
· Анализ себестоимости продукции направленный на выявление возможностей повышения эффективности использование материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжение и сбыта продукции.
· Изучение себестоимости продукции разрешает дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятии.
Совершенствование предприятия может быть проведено следующим образом:
1. Сокращение затрат на обслуживание производства и управление снижает себестоимость продукции. Размер этих затрат на единицу продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Добиться этого возможно двумя путями:
· Совершенствование структуры аппарата управления . Для реализации этого проекта считаю нужным создать планово-экономический отдел, одним из главных направлений, деятельности которого будут планирование и прогнозирование деятельности предприятия. На данный момент прогнозированию, разработке целевых проектов по совершенствованию работы предприятия не уделяется должного внимания. Поэтому, на основе экономического отдела предлагается организовать
планово-экономический отдел и акцентировать его работу на планировании и прогнозировании деятельности предприятия.
· Совершенствование работы управленческого персонала . В данный момент все отделы связанные с обработкой экономической информации и принятия управленческих решений не используют в достаточной степени компьютерное обеспечение, заменяя их примитивными калькуляторами. Таким образом, необходимо повышение квалификации управленческого персонала и привлечение на постоянную работу экспертов в области компьютерных технологий. Это позволит максимизировать эффективность управления и в конечном итоге уменьшить затраты на содержание управленческого персонала, а это в свою очередь приведет к снижению себестоимости продукции в целом.
2. Снизить себестоимость продукции. К снижению может привести следующее:
· Реклама. Так как продукция предприятия является довольно высококачественной и ее реклама, по всем средствам массовой информации, включая Интернет, позволит создать или укрепить имидж продукции, как высококачественного продукта.
· Сбытовая сеть. Расширение сети фирменных магазинов позволит увеличить долю предприятия на местном рынке и таким образом увеличить объемы реализации продукции.
· Поиск новых поставщиков. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Качественно новый метод поиска партнеров может обеспечить Интернет как передовая система всемирной связи. Большинство, даже мелких предприятий размещают информацию о себе и своем продукте на созданном специально для этих целей сайте и связь с этим производителем возможна в течение нескольких секунд.
Список использованной литературы
1. « Анализ экономики. Страна, рынок, фирма» Под. Ред. В.Е. Рыбалкина- М.: Международные отношения,2005г.
2. Бабаев Ю.А. «Теория бухгалтерского учета»- М.: ЮНИТИ, 2005 г.
3. Баканов М.И., Шеремет А.Д. «Теория экономического анализа»- М.: Финансы и статистика, 2006г.
4. Бубликова М.И. к.э.н., доцент, Порошина В.А., к.э.н., доцент- Анализ организационно- экономических условий хозяйства (метод. Указания и рабочие таблицы), Барнаул, 2004 г.
5. Глушков И.Е. «Бухгалтерский учет современного предприятия»- М.: Новосибирск КРОИУС, ЭКОР, 2006г.
6. Ковалева В.В. Финансовый анализ- М.: Финансы и статистика, 2005г.
7. Ковалев В.В Сборник задач по финансовому анализу. Учебное пособие- М.: Финансы и статистика, 2005г.
8. Кондаков Н.П. Бухгалтерский учет –М.: ИНФА- М.,2005г.
9. Любушкин Н.П. и др. «Анализ финансово- экономической деятельности предприятий»- М.: ЮНИТИ,2004г.
10. Налоговый кодекс РФ.- М: МЦФЭР, 2006г.
11. Положение о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утвержденное приказом Минфина РФ от 07.05.2003г. №94н)- М.: «Информационное агентство ИПБ- БИНФА», 2005г.
12. План счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности предприятий ( утвержденный приказом Минфина) – Юрайт – Издат,2009
13. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности Минск- Москва: ИП «Экоперспектива», 2005г.
14. Савицкая Г.В. «Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК»- Минск, «Экоперспектива», 2005г.
15. Смекалов П.В., Ораевская Г.А. «Анализ хозяйственной деятельности предприятий»- М.: Финансы и статистика, 2006г.
16. Трудовой кодекс РФ.- М.: МЦФЭР, 2009г.
17. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. «Методика финансового анализа»- М.: ИНФРА- М, 2005г.
18. Яковлев В.Б., Корнев Т.Н. «Анализ эффективности сельскохозяйственных производств»- М.: Госагропромиздат, 2006г.
[1] ПФ – пенсионный фонд РФ
[2] ФСС – фонд социального страхования
[3] МС –фонд медицинского страхования