Нормативный срок освоения программы 4 года фгос впо утвержден приказом Минобрнауки России от 21. 12. 2009 №745, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 03. 02. 2010 №16217 Санкт-Петербург

СОДЕРЖАНИЕ: Примерной основной образовательной программы высшего профессионального образования

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

сАНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Согласовано

Сопредседатель УМС по направлению 223200

А.Э. Фотиади

(подпись) (ФИО)

____ ________ 2010 г.

Вариативная часть

Примерной оСНОВНой образовательной программы высшего профессионального образования

по направлению 223200 «Техническая физика»

профиль 21 «Физические принципы аналитического приборостроения»

Квалификация выпускника бакалавр

Форма обучения очная .

Нормативный срок освоения программы 4 года

ФГОС ВПО утвержден приказом Минобрнауки России от 21.12.2009 № 745,
зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 03.02.2010 №16217

Санкт-Петербург

2010


Содержание

Введение. 3

1.1. Вариативная часть примерного учебного плана подготовки бакалавра по направлению 223200 «Техническая физика», профиль: «Физические принципы аналитического приборостроения» 4

1.2. Компетентностные требования к результатам освоения вариативной части основной образовательной программы (ООП) подготовки бакалавров. 8

1.2.1 Структура, содержание и коды формируемых компетенций. 8

1.2.2 Общекультурные компетенции. 8

1.2.3 Общепрофессиональные компетенции. 8

1.2.4. Компетенции в области научно-исследовательской деятельности. 9

1.2.5. Компетенции в области производственно-технологической деятельности. 9

1.2.6. Компетенции в области проектно-конструкторской деятельности. 9

1.2.7. Компетенции в области организационно-управленческой деятельности. 10

1.2.8. Компетенции в области научно-педагогической деятельности. 10

1.2.9. Компетенции в области научно-инновационной деятельности. 10

1.3. Аннотации примерных программ учебных дисциплин вариативной части профессионального цикла профиля. 11

1.3.01. Дисциплина Б3.В.01 Физические основы эмиссионной электроники. 11

1.3.02. Дисциплина Б3.В.02 Физические основы масс-спектрометрии. 13

1.3.03. Дисциплина Б3.В.03 Корпускулярная оптика. 15

1.3.04. Дисциплина Б3.В.04 Формирование и транспортировка пучков заряженных частиц. 17

1.3.05. Дисциплина Б3.В.05 Диагностические методы исследования границ раздела сред. 19

1.3.06 Дисциплина Б3.В.06 Физика и техника лазеров. 21

1.3.07 Дисциплина Б3.В.07 Теория ионных источников. 23

1.3.08 Дисциплина Б3.В.08 Техника физического эксперимента. 25

1.3.09. Дисциплина Б3.В.09 Элементы управления инновационной деятельностью и наукоемких производств. 27

1.3.10 Дисциплины по выбору обучающихся. 29

1.3.10.01 Семинарские занятия. 29

1.3.10.02 Лекционные курсы.. 30

1.3.10.03 Научно-исследовательская работа в лаборатории. 30

Введение

Вариант ПООП разработан для одного из профилей («Физические принципы аналитического приборостроения»), который реализуется на кафедре Физической электроники Радиофизического факультета ГОУ ВПО СПбГПУ. Приведенный набор дисциплин вариативной части всех циклов и дополнительные компетенции по данному профилю не являются обязательными и могут изменяться в ООП вуза в соответствии со специализацией подготовки выпускников в области аналитического приборостроения. При этом рекомендуется сохранить в ООП объем и распределение по семестрам указанных дисциплин.


1.1. Вариативная часть примерного учебного плана подготовки бакалавра
по направлению 223200 «Техническая физика», профиль: «Физические принципы аналитического приборостроения»

№ п/п

Наименование дисциплин

(в том числе практик)

Трудоемкость

Примерное распределение по семестрам

Зачетные
единицы

Академические
часы

1-й семестр

2-й семестр

3-й семестр

4-й семестр

5-й семестр

6-й семестр

7-й семестр

8-й семестр

Форма итогового контроля

Количество недель

18

18

18

18

18

18

18

12

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл

30

1080

4

5

2

2

5

4

4

4

Базовая часть

13

486

4

5

2

2

2

Вариативная часть,
в т.ч. дисциплины по выбору студента

17

594

5

4

4

4

Б1.В.01

Экономика

3

108

3

З

Дисциплины по выбору студента

14

486

Б1.ДВ1

Семинар на иностранном языке

1. по корпускулярной оптике;

2. по масс-спектрометрии.

8

264

2

2

2

2

З

Б.2 Математический и естественнонаучный цикл

78

2598

23

18

18

6

3

2

5

3

Базовая часть

38

1206

15

10

8

3

2

Дисциплины по выбору студента

13

456

2

3

5

3

Б2.ДВ1

Семинары по технической физике:

1. по физике дипольных частиц.

2. по физике процессов на границе раздела объект–вакуум.

3

120

2

1

З

Б2.ДВ2

Специальные вопросы информатики:

1. Специальные вопросы численного моделирования и анализа.

2. Объектно-ориентированное программирование.

2

72

+

З

Б2.ДВ3

Специальные вопросы технической физики :

1 – физика метастабильных ионов и атомов;

2 – физика эмиссионных процессов;

3 – физика биологических объектов.

8

264

2

1

3

2

З

Б.3 Профессиональный цикл

105

3414

2

2

10

19

22

18

21

11

Базовая (общепрофессиональная) часть

56

1842

10

16

16

9

4

1

Вариативная часть,
в т.ч. дисциплины по выбору студента

49

1572

2

2

3

6

9

17

10

Б3.В.01

Физические основы эмиссионной электроники

3

72

3

Э

Б3.В.02

Физические основы масс-спектрометрии

10

288

4

6

Э,З

Б3.В.03

Корпускулярная оптика

11

324

2

9

Э,З

Б3.В.04

Формирование и транспортировка пучков заряженных частиц

3

72

3

Э

Б3.В.05

Диагностические методы исследования границ раздела сред

1

60

1

Э

Б3.В.06

Физика и техника лазеров

2

72

2

Э

Б3.В.07

Теория ионных источников

2

72

2

Э,З

Б3.В.08

Техника физического эксперимента

4

144

2

2

З

Б3.В.09

Основы менеджмента наукоемких производств

2

72

2

З

Дисциплины по выбору студента

11

396

3

5

3

Б3.ДВ1

НИР по аналитическому приборостроению (лаборатория)

1. корпускулярной оптики;

2. масс-спектрометрии;

3. электронных методов диагностики..

5

180

3

2

З

Б3.ДВ2

НИР по аналитическому приборостроению (семинар)

1. семинар по корпускулярной оптике;

2. семинар по масс-спектрометрии;

3. семинар по ионным ловушкам;

4. семинар по энергоанализирующим системам.

3

108

2

1

З

Б3.ДВ3

Специальные дисциплины по научному направлению профиля

1. физические основы вакуумной и криогенной техники;

2. основные закономерности исследований биологических объектов

3

108

3

З

1.2. Компетентностные требования к результатам освоения вариативной части основной образовательной программы (ООП) подготовки бакалавров

1.2.1 Компетенции в области научно-исследовательской деятельности

- Выпускник способен строить простейшие физические и математические модели приборов, схем, устройств и установок физической электроники различного функционального назначения, а также использовать стандартные программные средства их компьютерного моделирования

- Выпускник способен аргументировано выбирать и реализовывать на практике эффективную методику экспериментального исследования параметров и характеристик приборов, схем, устройств и установок физической электроники различного функционального назначения

- Выпускник готов анализировать и систематизировать результаты исследований, готовить и представлять материалы в виде научных отчетов, публикаций, презентаций

1.2.2 Компетенции в области производственно-технологической деятельности

- Выпускник способен выполнять работы по технологической подготовке производства материалов и изделий электронной техники

- Выпускник готов организовывать метрологическое обеспечение производства материалов и изделий электронной техники

- Выпускник способен осуществлять контроль соблюдения экологической безопасности

1.2.3 Компетенции в области проектно-конструкторской деятельности

- Выпускник способен проводить предварительное технико-экономическое обоснование проектов

- Выпускник готов выполнять расчет и проектирование электронных приборов, схем и устройств различного функционального назначения в соответствии с техническим заданием с использованием средств автоматизации проектирования

- Выпускник способен разрабатывать проектную и техническую документацию, оформлять законченные проектно-конструкторские работы

- Выпускник готов осуществлять контроль соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам

1.2.4 Компетенции в области организационно-управленческой деятельности

- Выпускник готов участвовать в разработке организационно-технической документации (графиков работ, инструкций, планов, смет и т.п.) и установленной отчетности по утвержденным формам

- Выпускник умеет выполнять задания в области сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов

- Выпускник владеет методами профилактики производственного травматизма, профессиональных заболеваний, предотвращения экологических нарушений

1.2.5 Компетенции в области научно-инновационной деятельности

- Выпускник умеет внедрять результаты исследований и разработок и организовывать защиту прав на объекты интеллектуальной собственности

1.3. Аннотации примерных программ учебных дисциплин вариативной части профессионального цикла профиля

1.3.01. Дисциплина Б3.В.01 Физические основы эмиссионной электроники

Общая трудоёмкость изучения дисциплины составляет 5 зач. ед. (136 часов)

1. Цели и задачи изучения дисциплины

Целью дисциплины является усвоение студентами современных обобщенных представлений о таких основных разделах физической электроники как электронная теория твердого тела, эмиссионная электроника, физика газового разряда, свч-электроника, взаимодействие заряженных частиц с веществом.

2. Место дисциплины в учебном плане

Дисциплина Б3.В.01 «Физические основы эмиссионной электроники» изучается в четвертом семестре и опирается на знания, приобретенные при изучении предшествующих дисциплин: Б2.Б.03 «Физика», Б2.Б.01 «Математика», Б3.Б.07.02 «Электронные приборы». Полученные знания и навыки закрепляются и углубляются в ходе изучения последующих дисциплин: Б3.В.05 «Диагностические методы исследования границ раздела сред», Б3.В.07 «Теория ионных источников», а также в процессе самостоятельной научно-исследовательской работы студентов (Б3.В.10).

3. Основные дидактические единицы (разделы)

Разделы дисциплины по РПД

Объем занятий, час

Л

ПЗ

СР

1

Основы электронной теории твердого тела: элементы квантовой механики, статистики частиц, зонной теории

10

3

14

2

Основы эмиссионной электроники: различные виды эмиссии электронов, их основные закономерности и использование в науке и технике

10

3

14

3

Движение электронов в вакууме: движение электронов в постоянных и переменных полях, начала электронной оптики, токопрохождение в вакууме

11

4

14

4

Основы физики плазмы: движение заряженных частиц в газах, проблемы управляемого термоядерного синтеза, газовые разряды

11

4

14

5

Взаимодействие ионов с веществом: прохождение ионов через твердое тело, отражение ионов и катодное распыление, использование ионных пучков в технологии и в методах анализа

9

3

12

Общая трудоёмкость изучения дисциплины составляет 136 час.

51

17

68

В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать:

- основы электронной теории твердого тела;

- основные закономерности эмиссии заряженных частиц и их взаимодействия с веществом;

- законы движения этих частиц в полях;

- основы физики плазмы и газового разряда;

уметь:

- использовать полученные знания в своей учебной и профессиональной деятельности;

владеть:

- навыками решения типичных задач физической электроники аналитическими и численными методами с использованием современного программного обеспечения;

иметь представление

- о роли изучаемых процессов в современной науке, технике и технологии;

- об истории их исследования и выдающихся ученых;

- о возможных применениях в различных областях науки и о прогнозировании научно-технического прогресса.

4. Объем дисциплины по видам учебной работы и формы контроля

Виды занятий и формы контроля

Объем по семестрам

Лекции, ч/нед

3

Практические занятия, ч.нед

1

Самостоятельные занятия, ч/нед

4

Экзамены, шт/сем

1

Общая трудоемкость дисциплины составляет 136 часов.

1.3.02. Дисциплина Б3.В.02 Физические основы масс-спектрометрии

Общая трудоёмкость изучения дисциплины составляет 5 зач. ед. (136 часов)

1. Цели и задачи изучения дисциплины

Целью дисциплины является заложить фундамент понятий и физических явлений, лежащих в основе масс-анализа, сформировать определенные навыки и научные знания, которые в дальнейшем были бы необходимы для самостоятельного анализа процессов и проведения исследований в области масс-анализа.

2. Место дисциплины в учебном плане

Дисциплина Б3.В.02 «Физические основы масс-спектрометрии» является дисциплиной вариативной части профессионального цикла ФГОС ВПО по профилю «Физические принципы аналитического приборостроения» направления подготовки бакалавров «Техническая физика» и изучается в двух семестрах. Дисциплина опирается на знания, полученные при изучении предшествующих курсов «Физика», «Математика» и параллельно читаемые курсы «Квантовая механика», «Теоретическая механика», «Математическая физика», «Корпускулярная оптика». Знания, умения и навыки, приобретенные в результате изучения дисциплины, закрепляются и углубляются в ходе изучения последующих специальных дисциплин Б3.В.04 «Формирование и транспортировка пучков заряженных частиц», Б3.В.05 «Диагностические методы исследования границ раздела» и Б3.В.07 «Теория ионных источников», а также необходимы для самостоятельной научно-исследовательской работы, для подготовки выпускной работы, для быстрой адаптации в первичной должности выпускника, работающего в области современных наукоемких технологий, и для его дальнейшего профессионального роста.

3. Основные дидактические единицы (разделы)

Разделы дисциплины по РПД

Объем занятий, час

Л

ПЗ

СР

1

Общие понятия и определения масс-спектрометрии

2

0

2

2

Масс-спектрометрический анализ: изотопный, элементный, молекулярный

6

2

6

3

Блок схема масс-спектрометра. Метод и система ввода анализируемого вещества (пробы)

8

2

8

4

Источники ионов в масс-спектрометрии

8

2

10

5

Элементы теории транспортировки ионов и электронно-оптической теории формирования и разделения ионных пучков

8

2

10

6

Масс-анализаторы масс-спектрометров

12

5

16

7

Детекторы масс-спектрометров и регистрация ионных токов

4

2

4

8

Методы ионизации веществ в молекулярном анализе

4

1

4

9

Тандемная масс-спектрометрия. Методы МС–МС в анализе биополимеров

4

1

4

10

Некоторые применения масс-спектрометров в фармакологии и протеомике

3

0

4

Общая трудоёмкость изучения дисциплины составляет 136 час.

51

17

68

В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать:

- физические основы масс-спектрометрического анализа;

- составляющие элементы масс-спектрометра и особенности их работы;

- принципы конструирования различных типов масс-анализаторов и схем масс-спекторметров;

уметь:

- использовать полученные знания в своей учебной и дальнейшей профессиональной деятельности;

- ставить грамотно задачи в области масс-анализа и искать оптимальные пути их решения;

владеть:

- навыками решения типичных задач масс-спектрометрии аналитическими и численными методами с использованием современного программного обеспечения;

иметь представление

- о роли масс-анализа в современной науке, технике и технологии;

- об истории исследования и выдающихся ученых;

- о возможных применениях в различных областях науки и о прогнозировании научно-технического прогресса.

4. Объем дисциплины по видам учебной работы и формы контроля

Виды занятий и формы контроля

Объем по семестрам

Лекции, ч/нед

3

Практические занятия, ч.нед

1

Самостоятельные занятия, ч/нед

4

Экзамены, шт/сем

1

Общая трудоемкость дисциплины составляет 136.


1.3.03. Дисциплина Б3.В.03 Корпускулярная оптика.

Общая трудоёмкость изучения дисциплины составляет 13 зач. ед. (360 часов)

1. Цели и задачи изучения дисциплины

Целью изучения дисциплины является сформировать у студента научный фундамент, который в дальнейшем способствовал пониманию и анализу специальных (углубленных) аспектов как классической электронной и ионной оптики, так и новых современных подходов к решению задач аналитического приборостроения, а также синтезу новых устройств, обладающих требуемыми свойствами.

2. Место дисциплины в рабочем учебном плане

Дисциплина Б3.В.03 «Корпускулярная оптика» является дисциплиной вариативной части профессионального цикла ФГОС ВПО по профилю «Физические принципы аналитического приборостроения» направления подготовки бакалавров «Техническая физика» и изучается в двух семестрах (в пятом изучаются разделы геометрической электронной оптики, а в седьмом – специальные вопросы современной корпускулярной оптики). Дисциплина опирается на знания, полученные при изучении предшествующих курсов «Физика», «Математика», «Теоретическая механика», «Математическая физика», «Физические основы масс-спектрометрии». Знания, умения и навыки, приобретенные в результате изучения дисциплины, закрепляются и углубляются в ходе изучения последующих специальных дисциплин Б3.В.04 «Формирование и транспортировка пучков заряженных частиц» и Б3.В.07 «Теория ионных источников», а также необходимы для самостоятельной научно-исследовательской работы, для подготовки выпускной работы, для быстрой адаптации в первичной должности выпускника, работающего в области современных наукоемких технологий, и для его дальнейшего профессионального роста.

3. Основные дидактические единицы (разделы)

Разделы дисциплины по ППД

Объем занятий, ч.

Л

ПЗ

С

Классическая геометрическая оптика

24

6

20

Инструментальная корпускулярная оптика

12

4

10

Теория геометрических аберраций

4

4

8

Электронная оптика и волновая механика

10

4

6

Теория синтеза электронно-оптических систем

40

18

46

Электростатические спектрографы

14

10

14

Ионные ловушки

20

13

20

Высокодисперсионные энергоанализирующие системы

20

13

20

Общая трудоемкость 360 час

144

72

144

В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать:

– основы классической геометрической оптики заряженных частиц;

– общие принципы конструирования электронно-оптических систем разного назначения;

– основные особенности использования электронно-оптических систем в различных областях науки и техники;

уметь:

– критически оценивать достоинства и недостатки новых электронно-оптических систем различного назначения, а также используемых в различных областях;

– использовать основные принципы моделирования как аналитические, так и компьютерные методы для конструирования новых устройств;

иметь навыки:

– анализа физических и математических моделей основных физических явлений, происходящих в трактах электронно-оптических систем;

– постановки новых задач в этой области, проведения конкретных математических расчетов, используя аналитические методы и компьютерные стратегии (программы);

– сделать краткое сообщение о результатах проведенного расчета и уметь квалифицированно ответить на вопросы.

иметь представление:

об истории развития науки – корпускулярной оптики – и выдающихся ученых, о возможных применениях в различных областях науки (включая проблемы разработки устройств для обеспечения жизнедеятельности и решения экологических задач) и о прогнозировании научно-технического прогресса.

4. Объем дисциплины по видам учебной работы и формы контроля

Виды занятий и формы контроля

Объем по семестрам

5-й сем.

7-сем.

Лекции (Л), час.

36

108

Практические занятия (ПЗ), час.

36

36

Самостоятельная работа (СР), час.

54

90

Курсовые проекты (КП), шт.

1

-

Расчетные задания, шт.

-

1

Зачеты, (З), шт.

1

-

Экзамены, (Э), шт.

1

Общая трудоемкость дисциплины составляет 360 часов.

1.3.04. Дисциплина Б3.В.04 Формирование и транспортировка пучков заряженных частиц.

Общая трудоёмкость изучения дисциплины составляет 3 зач. ед. (72 часа)

1. Цели и задачи изучения дисциплины

Целью изучения дисциплины является познакомить студента с физическими явлениями, имеющие место при формировании интенсивных потоков электронов и ионов, а также в дальнейшем их транспортировки при сохранении нужных характеристик и свойств. Студенты овладевают методами анализа и основами конструирования электронно-оптических систем для интенсивных пучков, которые могут быть ими использованы в дальнейшей научной и инновационной деятельности в области аналитического приборостроения.

2. Место дисциплины в рабочем учебном плане

Дисциплина Б3.В.04 «Формирование и транспортировка пучков заряженных частиц» является дисциплиной вариативной части профессионального цикла ФГОС ВПО по профилю «Физические принципы аналитического приборостроения» направления подготовки бакалавров «Техническая физика» и изучается в седьмом семестре. Дисциплина опирается на знания, полученные при изучении предшествующих курсов «Физика», «Математика», «Математическая физика», «Электродинамика», «Теоретическая механика» и «Корпускулярная оптика». Знания, умения и навыки, приобретенные в результате изучения дисциплины, закрепляются и углубляются в ходе изучения последующей дисциплины Б3.В.07 «Теория ионных источников» и также необходимы для самостоятельной научно-исследовательской работы, для подготовки выпускной работы, для быстрой адаптации в первичной должности выпускника, работающего в области энерго- и масс-анализа.

3. Основные дидактические единицы (разделы)

Разделы дисциплины по РПД

Объем занятий, час

Л

ПЗ

СР

1

Динамика стационарных потоков пространственного заряда

2

1

2

2

Точное решение уравнений, описывающих интенсивные электронные потоки

3

2

1

3

Уравнение параксиального пучка

3

2

2

4

Формирование электронных пучков однородными и периодическими полями

3

2

2

5

Тепловые эффекты и ламинарные потоки

2

1

1

6

Аналитические методы расчета электродов

4

2

2

7

Приближенные теоретические методы расчета электродов электронно-оптических систем

4

2

2

8

Матричные методы электронно-оптических элементов системы транспортировки

4

1

1

9

Отклоняющие системы и линзы

2

1

1

10

Специальные устройства в системах транспортировки

2

1

1

11

Методы расчета систем транспортировки

5

2

2

12

Особенности работы систем транспортировки

2

1

1

Общая трудоемкость 72 час

36

18

18

В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать:

- физические идеи и математический аппарат теории движения интенсивных потоков заряженных частиц;

- динамику частиц в электромагнитных полях;

- специальные вопросы ускорителей;

- аналитические и численные методы расчета электронно-оптических систем;

уметь:

- анализировать существующие и новые разработки данной области и критически оценивать результаты такого анализа;

- использовать существующие методы расчета трактов заряженных частиц для синтеза новых типов электронно-оптических систем;

владеть навыками:

- оценивать и оптимизировать факторы, влияющих на работу электронно-оптических систем для интенсивных потоков заряженных частиц;

- участвовать в обсуждении по вопросам интенсивных потоков заряженных частиц, а также излагать результаты проведенных расчетов и анализа систем;

иметь представление:

- об использовании устройств и методов формирования и транспортировки в практической деятельности;

- об основных научно-технических проблемах и перспективах развития электронно-оптических систем для интенсивных потоков заряженных частиц.

4. Объем дисциплины по видам учебной работы и формы контроля

Виды занятий и формы контроля

Объем по семестрам

7-й семестр

Лекции, ч/нед

2

Практические занятия, ч/нед

1

Самостоятельные занятия, ч/нед

1

Экзамены, шт/сем

1

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа.


1.3.05. Дисциплина Б3.В.05 Диагностические методы исследования границ раздела сред

Общая трудоёмкость изучения дисциплины составляет 2 зач. ед. (65 часов)

1. Цели и задачи изучения дисциплины

Целью дисциплины является усвоение студентами представлений о физике процессов на поверхностях раздела сред, положенных в основу разнообразных методов диагностики свойств поверхности и приповерхностных областей твердых тел.

2. Место дисциплины в учебном плане

Дисциплина Б3.В.05 «Диагностические методы исследования границ раздела сред» является дисциплиной вариативной части профессионального цикла ФГОС ВПО по профилю «Физические принципы аналитического приборостроения» направления подготовки бакалавров «Техническая физика» и изучается в седьмом семестре. Дисциплина опирается на знания, полученные при изучении предшествующих курсов «Физика», «Математика», «Математическая физика», «Теоретическая физика», «Физические основы эмиссионной электроники», «Физические основы масс-спектрометрии». Знания, умения и навыки, приобретенные в результате изучения дисциплины, необходимы для самостоятельной научно-исследовательской работы, для подготовки выпускной работы, для быстрой адаптации в первичной должности выпускника, работающего в области современных наукоемких технологий, и для его дальнейшего профессионального роста.

Разделы дисциплины по РПД

Объем занятий, час

Л

ПЗ

СР

1

Введение

1

0

0

2

Теоретические модели и электронные свойства поверхности; кристаллическая структура поверхности, ее динамика; реконструкция и релаксация; особенности термодинамики поверхности; методы получения атомночистой поверхности, физическая адсорбция и хемосорбция

6

2

4

3

Дифракция электронов и атомов на поверхности; методы определения структуры поверхности

3

2

4

4

Основы фотоэлектронной и вторично-эмиссионной спектроскопии

3

2

4

5

Оже-спектроскопия

3

2

4

6

Спектроскопия обратного рассеяния ионов, вторично-ионная масс-спектрометрия

3

2

4

7

Методы диагностики поверхности на основе ионно-электронной, электрон-фотонной и ионно-фотонной эмиссии; десорбционная спектроскопия

3

2

4

8

Методы эллипсометрии и инфракрасной спектроскопии

3

1

2

9

Сравнительный анализ и классификация методов диагностики поверхности

1

0

0

Общая трудоемкость 65 час

26

13

26

В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать и уметь использовать:

- основные понятия, законы и методы физики поверхности;

- современные методы определения состава, структуры, динамики и электронного строения приповерхностной области твердых тел и межфазных границ;

- системы энерго и масс-анализа заряженных частиц;

владеть:

- стандартной терминологией, определениями и обозначениями;

- методами обоснованного выбора исследовательского оборудования, оценкой эффективности его работы и адекватности поставленной конкретной задаче;

- анализом и оценкой полученных результатов и аргументацией для подтверждения сделанных на их основе выводов и принятых решений;

- рациональными методами анализа и обработки научно-технической информации;

иметь представление:

- о роли физико-химических процессов, протекающих на поверхности твердых тел и на границах раздела сред, в современной электронике, микроэлектронике и наноэлектронике;

- об основных научно-технических проблемах и перспективах развития современной физики поверхности;

- о ее роли в создании приборов и устройств с качественно новыми характеристиками и в разработке принципиально новых технологий;

- о ее взаимосвязи со смежными областями науки и техники..

4. Объем дисциплины по видам учебной работы и формы контроля

Виды занятий и формы контроля

Объем в 8 семестре

Лекции, ч/нед

2

Практические занятия, ч/нед

1

Курсовая работа, шт.

1

Самостоятельная работа, ч/нед

2

Экзамен, шт./сем.

1

Общая трудоемкость дисциплины составляет 65 часов

1.3.06 Дисциплина Б3.В.06 Физика и техника лазеров

Общая трудоёмкость изучения дисциплины составляет 2 зач. ед. (78 часов)

1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины – формирование у студентов таких компетенций, которые были бы достаточны для дальнейшей их работы в области квантовой электроники, для самостоятельного анализа процессов в существующих лазерах и для прогнозирования этих процессов при создании новых типов лазеров. В данной дисциплине основное внимание сосредоточено на изучении фундаментальных физических принципов, лежащих в основе современных лазеров, на изложении классических и современных достижений теории лазеров. Анализируются научные и технические достижения, реализованные в различных типах лазеров.

Задачи изучения курса: научить студентов детальному анализу сложных физико-технических систем, начиная от основных физических принципов, лежащих в основе их работы, а также показать студентам, как можно успешно применить на практике результаты изученных ими ранее фундаментальных теоретических дисциплин, доказать им ценность и необходимость глубоких знаний этих дисциплин, сформировать понимание единства и неразрывности фундаментальных естественных наук и современных технических и технологических достижений.

2. Место дисциплины в системе дисциплин учебного плана

Для студентов профиля «Физические принципы аналитического приборостроения» направления подготовки бакалавров 223200 «Техническая физика» дисциплина Б3.В.06 «Физика и техника лазеров» входит в вариативную часть профессионального цикла ООП. Дисциплина читается в 8-м семестре и опирается на знания, полученные при изучении предшествующих курсов «Математика», «Физика», «Теоретическая физика», «Физические основы эмиссионной электроники». Знания, полученные студентами при изучении настоящего курса, используются в дальнейшем при прохождении семинаров и лабораторий по НИР, выполнении выпускных работ.

3. Основные дидактические единицы (разделы)

Разделы дисциплины по РПД

Объем занятий, час

Л

ПЗ

СР

1

Введение в теорию лазеров

2

0

0

2

Основы теории излучения

7

2

4

3

Излучение и атомные системы

6

2

4

4

Оптические резонаторы

6

2

4

5

Процессы накачки активных сред лазеров

6

2

4

6

Основные типы лазеров

6

2

4

7

Основы математического моделирования лазеров

6

3

6

Общая трудоемкость 78 час

39

13

26

В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать:

- физические основы квантовой электроники;

- принципы конструирования различных классов лазеров и систем на их основе;

- особенности практического использования лазерного излучения в различных областях науки и техники;

уметь:

- критически оценивать достоинства, недостатки и области возможного применения новых научных и технических разработок, реализованных в различных типах лазеров;

- выполнять критический анализ результатов исследований в области квантовой электроники;

- оценивать практическую реализуемость лазера с предъявляемыми техническими параметрами;

- использовать основные принципы математического моделирования лазеров, необходимые для создания новых типов этих приборов;

иметь навыки:

- анализа и оптимизации большого комплекса факторов, влияющих на работу современных лазеров;

- устных сообщений о результатах проведенного анализа и участия в научной дискуссии;

иметь представление

- об основных физических принципах работы лазеров, о комплексном подходе к изучению сложных систем.

4. Объем дисциплины по видам учебной работы и формы контроля

Виды занятий и формы контроля

Объем по семестрам

8-й семестр

Лекции, ч/нед

3

Практические занятия, ч/нед

1

Самостоятельные занятия, ч/нед

2

Экзамены, шт/сем

1

Общая трудоемкость дисциплины составляет 78 часов.

1.3.07 Дисциплина Б3.В.07 Теория ионных источников

Общая трудоёмкость изучения дисциплины составляет 2 зач. ед. (78 часов)

1. Цели и задачи изучения дисциплины

Целью изучения дисциплины является формирование у студента профессиональных компетенций в области ионных источников, способствующих профессиональной ориентации и адаптации в этой области, и основанных на усвоении современных представлений о физических основах процессов и методов, используемых при производстве ионных источников и их эксплуатации.

2. Место дисциплины в системе дисциплин учебного плана

Для студентов профиля «Физические принципы аналитического приборостроения» направления подготовки бакалавров 223200 «Техническая физика» дисциплина Б3.В.07 «Теория ионных источников» входит в вариативную часть профессионального цикла ООП.

Дисциплина читается в 8-м семестре и опирается на знания, полученные при изучении предшествующих курсов «Физика», «Математика», «Квантовая физика», «Корпускулярная оптика», «Физические основы масс-спектрометрии» и «Формирование и транспортировка пучков заряженных частиц». Результаты изучения дисциплины необходимы для самостоятельной научно-исследовательской работы и подготовки выпускной работы бакалавра технической физики, а также для быстрой адаптации в первичной должности выпускника, работающего в области современных наукоемких технологий, и для его дальнейшего профессионального роста.

3. Основные дидактические единицы (разделы)

Разделы дисциплины по РПД

Объем занятий, час

Л

ПЗ

СР

1

Введение

1

0

1

2

Химия ионов и кластеров в газовой фазе

4

2

4

3

Изотопы

3

1

2

4

Ионизация электронным ударом

5

2

4

5

Фрагментация органических ионов и интерпретация масс-спектров

4

2

4

6

Химическая ионизация

4

1

1

7

Полевая ионизация и полевая десорбция

5

2

4

8

Метод бомбардировкой быстрыми атомами

4

1

2

9

Матричная лазерная десорбция/ионизация (MALDI)

5

1

2

10

Электроспрей

2

1

2

11

Сравнительный анализ различных типов источников и заключение

2

0

0

Общая трудоемкость 78 час

39

13

26

В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать:

- физические основы образования ионов из газовой, жидкой и твердой фаз;

- основные тенденции и перспективы развития масс-спектометрии и масс-анализа применительно к ионным источникам;

- особенности применения источников ионов.

уметь:

- критически оценивать достоинства, недостатки и области возможного применения ионных источников и физических процессов, происходящих в них;

- находить пути оптимального решения конкретных задач формирования ионов определенного сорта.

иметь навыки:

- подготовки рефератов по конкретным направлениям развития современных ионных источников;

- устных сообщений о результатах проведенного анализа и участия в научной дискуссии.

4. Объема дисциплины по видам учебной работы и формы контроля

Виды занятий и формы контроля

8-й сем.

Лекции (Л), час.

39

Практические занятия (ПЗ), час.

13

Самостоятельная работа (СР), час.

26

Курсовые проекты (КП), шт.

1

Зачеты, (З), шт.

1

Экзамены, (Э), шт.

1

Общая трудоемкость дисциплины составляет 78 часов

Общая трудоемкость дисциплины составляет 78 часов


1.3.08 Дисциплина Б3.В.08 Техника физического эксперимента.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зач. ед. (88 часов)

1. Цели и задачи изучения дисциплины

Целью преподавания дисциплины является подготовка квалифицированных специалистов, способных на основе полученных знаний к активной творческой работе в области современного аналитического приборостроения как в научно-исследовательских учреждениях, так и в условиях промышленного производства.

2. Место дисциплины в рабочем учебном плане

Дисциплина Б3.В.08 «Техника физического эксперимента» является дисциплиной вариативной части профессионального цикла ФГОС ВПО по профилю «Физические принципы аналитического приборостроения» направления подготовки бакалавров «Техническая физика» и изучается в двух семестрах (1 семестр – практические занятия, 2 семестр – лабораторный практикум). Дисциплина опирается на знания по физике и математике, полученные в средней школе и на 1-м курсе университета. Знания, умения и навыки, приобретенные в результате изучения дисциплины, закрепляются и углубляются в ходе изучения параллельных и последующих дисциплин Б2.В.03 «Физический практикум», Б3.Б.07 «Электроника и схемотехника», Б3.Б.08 «Метрология и физико-технические измерения», «Б3.Б.10 Экспериментальные методы исследований» и всех дисциплин вариативной части профессионального цикла, программы которых предусматривают проведение лабораторных работ, а также необходимы для самостоятельной научно-исследовательской работы и подготовки выпускной работы.

3. Основные дидактические единицы (разделы)

Разделы дисциплины по РПД

Объем занятий, час

Лаб

ПЗ

СР

1

Измерение тока и напряжения

3

5

4

2

Измерение электрического сопротивления мостовым методом

2

4

4

3

Источники электрического напряжения и тока для физического эксперимента

2

5

5

4

Измерение температуры контактными методами

2

4

4

5

Электронно-лучевой осциллограф

2

4

4

6

Электронно-счетный частотомер

2

4

4

7

Основы электронной спектроскопии

2

5

5

8

Основы масс-спектрометрии

2

5

5

Общая трудоемкость 88 час

17

36

35

В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать:

- принципы и методики измерения основных физических величин;

- физические основы работы измерительных приборов разных типов;

- характеристики и параметры основных типов измерительных приборов, особенности их использования и применения для решения задач метрологии;

уметь:

- подобрать измерительный прибор и методику измерений, наиболее подходящие для решения конкретной научно-технической задачи;

- проводить обработку экспериментальных данных, оценивать точность и погрешность измерений;

- использовать измерительные приборы в оптимальных режимах работы;

владеть:

- навыками использования измерительных приборов различных типов;

иметь представление

- об основных перспективах дальнейшего развития измерительной техники и методик измерений.

4. Объем дисциплины по видам учебной работы и формы контроля

Виды занятий и формы контроля

1-й семестр

2-й семестр

Практические занятия, ч/нед

2

-

Лабораторные занятия, ч/нед

-

1

Самостоятельные занятия, ч/нед

1

1

Зачеты, шт/сем

1

1

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 88 час

1.3.09. Дисциплина Б3.В.09 Элементы управления инновационной деятельностью и наукоемких производств

Общая трудоёмкость изучения дисциплины составляет 2 зач. ед. (78 часов)

1. Цели и задачи изучения дисциплины

Целью изучения дисциплины является усвоение студентами современных представлений о современных способах организации производства и деятельности, ориентированных на использование наукоёмких технологий, и методов управления такими видами деятельности и производством.

2. Место дисциплины в рабочем учебном плане

Дисциплина Б3.В.09 «Элементы управления инновационной деятельностью и наукоемких производств» является дисциплиной вариативной части профессионального цикла ФГОС ВПО по профилю «Физические принципы аналитического приборостроения» направления подготовки бакалавров «Техническая физика» и изучается в 8 семестре. Курс опирается на знания, полученные при изучении предшествующих дисциплин гуманитарного и профессионального циклов. Знания, умения и навыки, приобретенные в результате изучения дисциплины, закрепляются и углубляются в ходе самостоятельной научно-исследовательской работы, при подготовке выпускной работы. Эти знания необходимы также для быстрой адаптации в первичной должности выпускника, работающего в области современных наукоемких технологий и для его дальнейшего профессионального роста.

3. Основные дидактические единицы (разделы)

Разделы дисциплины по ППД

Объем занятий, час

Л

С

Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность.

4

2

Факторы спроса. Предложение и его факторы. Виды издержек. Фирма. Роль государства.

4

4

Инвестиции. Государственные расходы и налоги.

2

2

Подготовка и организация высокотехнологичного производства

4

4

Оперативное планирование производства

4

4

Менеджмент и информационное обеспечение

4

4

Методы разработки и принятия управленческих решений

4

4

Методы управления персоналом, рациональная организация труда

6

4

Профессиональная адаптация и деловая карьера на предприятии.

4

4

Система менеджмента качества

6

4

Всего

42

36

В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать:

- способы организации работы научно-производственного коллектива; методы разработки планов производственных работ с использованием наукоёмких технологий и управления ходом их выполнения;

уметь:

- находить оптимальные решения при создании наукоёмкой продукции с учетом требований качества, стоимости, сроков исполнения, конкурентоспособности и безопасности жизнедеятельности

владеть:

- навыками организации работы исполнителей;

- навыками нахождения и принятия управленческих решений.

иметь представление:

- о способах координации работы персонала для комплексного решения инновационных проблем;

- о роли изучаемых проблем в современном наукоёмком производстве.

4. Объем дисциплины по видам учебной работы и формы контроля

Виды занятий и формы контроля

Объем по семестрам

8 семестр

Лекции (Л), час.

42

Практические занятия (ПЗ), час.

-

Самостоятельная работа (СР), час.

36

Курсовые работы (КР), шт.

-

Зачеты, (З), шт.

1

Экзамены, (Э), шт.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 78час. (2 зач. ед.)


1.3.10 Дисциплины по выбору обучающихся

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО дисциплины этой группы предусмотрены во всех трех циклах учебного плана, а их суммарный объем составляет одну треть вариативной части ООП. Дисциплины по выбору обучающихся – наиболее гибкая форма обучения студентов, позволяющая оперативно учитывать результаты развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы, и в соответствии с этим ежегодно обновлять основные образовательные программы, как этого требует ФГОС ВПО.

В ООП по данному профилю предусмотрено три типа дисциплин по выбору обучающихся: семинарские занятия, лекционные курсы и научно-исследовательская работа в лаборатории.

1.3.10.01 Семинарские занятия

Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида деятельности, к которым готовится бакалавр, является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров.

Семинарские занятия по нескольким тематикам, соответствующим наиболее актуальным научным направлениям профиля, выбранными студентами, предусмотрены во всех трех циклах вариативной части учебного плана ООП:

- Б.1: семинар на иностранном языке;

- Б.2: семинар по технической физике:

- Б.3: семинар по профессиональным вопросам аналитического приборостроения.

Семинар является одной из форм активного приобретения студентами знаний по избранной специальности и служит дополнением к лекционным занятиям и практике в научно-исследовательских лабораториях кафедр. На семинарах студенты делают доклады по материалам оригинальных работ, публикуемых в отечественных и зарубежных периодических изданиях.

Студент должен

знать иностранный язык, техническую и научную терминологию, методы современного физического эксперимента, новейшие и классические измерительные приборы и устройства, лабораторные препаративно-технологические приемы, методы математического планирования эксперимента;

уметь: систематически работать над периодической научной литературой, критически осмысливать и обобщать изучаемый материал, грамотно и четко излагать свои мысли.

В процессе подготовки и обсуждения докладов студенты приобретают навыки систематической работы с периодической научной литературой, критического осмысливания и обобщения изучаемого материала, учатся грамотно и четко излагать свои мысли, овладевают технической и научной терминологией, закрепляют и совершенствуют свои познания в иностранных языках.

Доклады являются одной из форм подготовки к преподавательской деятельности. Семинар – гибкая форма обучения студентов, позволяющая ознакомить их с новейшими достижениями науки и техники. Одной из основных задач семинара является привитие навыков самостоятельной работы с научной литературой.

Ежегодно обновляемый список тем, предлагаемых к рассмотрению на семинаре, составляется руководителем семинара и утверждается заведующим кафедрой перед началом каждого семестра.

Программа семинара связана с учебным планом, а темы семинарских занятий дополняют и развивают некоторые вопросы лекционных курсов. Темы семинара избираются с учетом полученных студентами знаний в течение обучения. В последнем восьмом семестре для докладов рекомендуются темы выпускных работ бакалавров или близкие к ним.

При проведении семинаров по профессии предусматривается возможность привлечения ведущих исследователей и специалистов-практиков, а также встреч с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

1.3.10.02 Лекционные курсы

Лекционные курсы по выбору обучающихся предусмотрены во всех трех циклах вариативной части ООП. Перечень соответствующих дисциплин ежегодно обновляется и, в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, утверждается ученым советом вуза.

1.3.10.03 Научно-исследовательская работа в лаборатории

Работа студентов в исследовательских лабораториях по выбранному научному направлению профиля преследует цель приобретения навыков самостоятельной научной работы, умения ставить и решать отдельные конкретные задачи, возникающие в экспериментальных исследованиях в области прикладной и технической физики. Указанные цели достигаются путем практической работы студентов под непосредственным руководством преподавателей и научных сотрудников в лабораториях кафедр, научно-исследовательских институтов, а также в других организациях. Как правило, тематика НИР определяется, прежде всего, проводимыми на кафедрах научными исследованиями и продолжает циклы профессиональных дисциплин.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать: методы современного физического эксперимента, новейшие и классические измерительные приборы и устройства и их практическое применение; лабораторные приемы по изготовлению образцов; методы математического планирования эксперимента, обработки и анализа опытных данных, методы ведения текущей научно-технической документации и подготовки отчетной информации;

уметь: систематически работать над периодической научной литературой, критически осмысливать и обобщать изучаемый материал, грамотно и четко излагать свои мысли, ставить и решать отдельные конкретные задачи, возникающие в экспериментальных исследованиях, выполнить несложный монтаж или наладку измерительной и препаративно-технологической аппаратуры, выполнять экспериментальные измерения характеристик конкретных изучаемых объектов, осуществлять графическое построение экспериментальных зависимостей с использованием прикладных компьютерных программ, проводить анализ и интерпретацию полученных результатов.

иметь навыки: самостоятельной работы с научной литературой, выступления перед аудиторией, самостоятельной работы на исследовательском оборудовании

Разделами учебной дисциплины могут являться:

- Введение. Инструктаж по технике безопасности.

- Изучение литературных источников: отчетов, журнальных статей, монографий по тематике научной лаборатории.

- Монтаж или наладка измерительной и препаративной или технологической аппаратуры.

- Отработка методики работы на стандартном оборудовании.

- Проведение измерений характеристических параметров изучаемых объектов при различных внешних воздействиях, графическое построение экспериментальных зависимостей, сопоставление с аналогичными зависимостями, известными из литературы.

- Подготовка доклада на научной конференции, семинаре

Скачать архив с текстом документа