Новации в финансовом законодательстве как инструмент противостояния финансовому кризису

СОДЕРЖАНИЕ: Причины финансового кризиса в США и его последствия для России. Концепции, механизм и приоритеты реализации государственной поддержки авиационной, судостроительной, автомобильной, электронной, металлургической и химической отраслей промышленности России.

Введение

Мировой финансовый кризис: причины и первая реакция финансовых властей. Мировой финансовый кризис,начавшийся в 2008 г., вынуждает правительства всех стран искать новые механизмы выхода из кризиса. Зачастую власти предпринимают такие действия, на которые раньше никто не мог отважиться. Совсем недавно национализация банков и крупнейших компаний рассматривалась как наибольшее зло, поскольку, по мнению многих политиков и ученых, время кейнсианской политики и государственного регулирования осталось в прошлом. Сейчас такие шаги рассматриваются как спасение капиталистической экономики. Все большему сомнению подвергаются основы экономической политики развитых стран - либерализм, свободная конкуренция, сверхдоходы отдельных групп граждан.

Колыбелью кризиса является финансовая империя послевоенных лет-Соединенные Штаты Америки. К концу прошлого века долг государства, частного сектора и домашних хозяйств США приблизился к 200% ВВП. Проблема усугублялась значительным дефицитом торгового и платежного баланса, необеспеченностью доллара и его ролью мировой валюты.

Очевидно, что кризис поставил под сомнение эффективность американской финансовой модели капитализма и ее жизнеспособность в условиях глобального рынка.


1. Причины и последствия финансового кризиса для России

Причины финансового кризиса, начавшегося с рынка ипотечных ценных бумаг и постепенно перекинувшегося на фондовый рынок, а затем и на весь финансовый сектор, во многом связаны с завышенной стоимостью активов, в первую очередь нематериальных, в экономиках развитых стран. Финансовые власти, в т.ч. Федеральная резервная система (ФРС) США на протяжении нескольких лет стимулировали экономический рост, поддерживая низкую ставку рефинансирования. Однако снижение стоимости доллара к основным мировым валютам вынудило американские власти временно повысить ставку рефинансировании для привлечения иностранных кредитов. В результате заемщики не смогли обслуживать ипотечные кредиты по новым ставкам, а резкое увеличение предложения недвижимости привело к снижению цен, и, как следствие, банки не могли реализовать заложенное недвижимое имущество без существенных потерь. Ипотечные ценные бумаги, которые эмитировали поскольку из-за высоких рисков и неопределенной ситуации оценить их реальную стоимость весьма проблематично и инвесторы пытаются избавиться от когда-то ценных бумаг. Обычно держателями ценных бумаг являются крупные институциональные инвесторы, располагающие долгосрочными средствами - специализированные государственные корпорацииFannie Мае и FreddieMac , пенсионные фонды, страховые компании, инвестиционные банки. Предложение многократно превысило спрос на ипотечные бумаги, и в результате наступил коллапс рынка.

Снижение стоимости активов, вт.ч. ипотечных ценных бумаг - это нормальное явление в рыночной экономике. Реализация активов невозможна без существенной потерн стоимости, и для своевременной оплаты своих обязательств институциональные инвесторы имеют иные активы - корпоративные ценные бумаги, недвижимое имущество и др. Однако среди инвесторов распространяется недоверие, они не готовы кредитовать друг друга, отказываются приобретать эти активы даже по сниженным ценам. В таких условиях единственным кредитором последней инстанции могут выступать центральные банки. Денежно-кредитные власти резко наращивают предложение ликвидности, предоставляя кредиты финансовым институтам. Эти меры уже реализованы Европейским центральным банком и центральными банками стран Европы, ФРС США, Центральным банком России и др. Одновременно во всем мире предпринимаются усилия по восстановлению доверия населения к финансовому сектору, чтобы избежать отток депозитов банков. В нашей стране увеличено до 700тыс. руб. возмещение по вкладам в банках, у которых отозвана лицензия или введен мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Для повышения ликвидности Банк России серьезно упростил предоставление кредитов коммерческим банкам.

Тезис о том, что Россия останется островком стабильности во время мирового кризиса оказался несостоятельным. Мировой финансовый кризис заставил инвесторов выводить свои средства и развивающихся стран, в том числе и из рублевых активов. При высоком положительном балансе внешней торговли риски финансовой системы и бюджета были невысокими, поскольку российский фондовый рынок пока играет незначительную роль в привлечен и долгосрочного финансирования и н вести пи й и скорее выполняет декоративную роль. Видимо, уверенность в стабильности российских финансов основывалась на выдвинутом предположении, а также наличии значительных золотовалютных резервов и игнорировании спекулятивных интересов значительной части зарубежных инвесторов.

С начала 2008 г. индекс РТС упал в 3,6 раза, в то время как снижение на фондовых рынках других стран было менее существенным: на Шанхайской бирже (Китай) - падение в 2,5 раза, DowJones 30 (США) — на 38 %, Токийская фондовая биржа (Япония)-38%.

Между тем падение цен на нефть до 50 долл. США за баррель усилило отток капиталов из страны, а внутри России сбережения стали активнее переводиться в иностранные валюты. Золотовалютные резервы начали таить и все почувствовали влияние финансового кризиса. Так, если к началу августа 2008 г. золотовалютные резервы превысили 596,5 млрд. долл. США, то на 1 декабря 2008 г. они составили 455,7 млрд. долл. США.

Отметим, что тактика Центрального банка России оказалась предусмотрительной: летом 2008 г. был увеличен список ценных бумаг, принимаемых в залог при выдаче кредитов коммерческим банкам. Несмотря на то, что ставка рефинансирования не снижалась, а с 1 декабря повысилась до 13% (на первый взгляд это противоречит здравой логике, поскольку снижение ставки упрощает получение кредитов реальному сектору экономики), денежные власти продемонстрировали способность справиться с кризисом. Повышение ставки рефинансирования способствует сохранению сбережений (рублевые депозиты граждан, остатки на счетах юридических лиц) в национальной валюте. Действительно, на данном этапе больший риск для отечественной денежно-кредитной системы - потеря доверия к национальной валюте и перевод рублевых сбережений в иностранную валюту. Повышение ставки рефинансирования, несмотря на укоры со стороны банковского сообщества да и реального сектора экономики, — вынужденная мера, которая, скорее всего, будет востребована непродолжительное время. При этом важно сочетать стабильность национальной валюты и состояние платежного баланса. Снижение цен на нефть влечет за собой либо сокращение золотовалютных резервов, либо установление валютного курса на новом уровне. Предположительно новое валютное равновесие может быть достигнуто при понижении курса рубля к бивалютной корзине на 20%, что позволит сохранить доверие населения и хозяйствующих субъектов к рублю и избежать сокрушительного удара по валютным резервам.

Шаги, предпринимаемые денежными властями, достаточно оперативны и обоснованы. Надо отмстить и позитивную роль законодательства, предоставившего достаточную независимость Центральному банку, а также право самостоятельно изменять обязательную норму резервирования, снижение которой позволило высвободить дополнительные средства банков, ранее замороженные в качестве обязательных резервов, ставки рефинансирования и условий предоставления кредитов банкам и т. п.Пока преждевременно делать выводы о восстановлении доверия инвесторов. Резкие колебания курсов валют — доллара по отношению к евро, да и к рублю, нестабильность на фондовом рынке способствуют поддержанию неуверенности инвесторов.

В сентябре 2008г. в Ницце проходила конференция лидеров и экспертов финансового сектора Европы Eurofi , по большей части посвященная преодолению мирового финансового кризиса в банковской системе. Основные рекомендации — поддержание ликвидности финансовой системы, повышение ее прозрачности, усиление ответственности аудиторов и рейтинговых агентств6. Шаги, предпринятые Россией, оказались более конкретными: сокращается налоговое бремя, рассрочиваются налоговые платежи, поддерживается ликвидность банковского сектора, рефинансируются зарубежные займы через «Внешэкономбанк» и др. Однако фундаментальные вопросы, такие как повышение прозрачности отчетности и управление банками, ответственность и профессионализм менеджмента, управление рисками и сбалансированность соотношения прибыли и риска пока остаются не решенными и здесь необходимо воспользоваться опытом европейцев.

Деятельность финансовых властей имеет куда больший временной лаг—и это соответствует природе налоговой и бюджетной политики. Изменения на Moiyrпроизойти моментально, хотя в кризисной ситуации российские власти показали неплохую скоростную реакцию, и по ряду вопросов им даже удалось опередить европейских коллег.

Проанализируем, какие решения уже нашли отражение в налоговом и бюджетном законодательстве, денежно-кредитной политике, а какие только предстоит реализовать, чтобы не только финансовая система России, но и реальный сектор смогли противодействовать неблагоприятной внешней среде и мировому кризису.

Стратегия развития реального сектора: планы поддержки за счет федерального бюджета до кризиса и после. Самый важный вопрос - это трансформация отраслевой структуры отечественной экономики, повышение конкурентоспособности и облагораживание структуры экспорта. Однако реализация этих задач «пробуксовывает».

2. Механизм государственной поддержки различных отраслей экономики

Механизмы государственной поддержки связаны с выделением бюджетных средств на инвестиции в госкомпании, ужесточением антимонопольного законодательства, началом реализации проектов в рамках государственно-частного партнерства за счет средств «Внешэкономбанка» и Инвестиционного фонда, созданием особых экономических зон и заключением концессионных соглашений, расширением государственных закупок. Однако такая политика не отличается системностью, и, как правило, направлена на поддержку отдельных компаний. Таким образом, промышленная политика остается слабым звеном экономических преобразований. Тем не менее, постепенно ситуация выправляется, и уже разработаны отраслевые стратегии развития для авиастроения, судостроения, автомобильной, электронной промышленности и др. до 2015-2020 гг.

Ожидаемый результат реализации Стратегии развития авиационной промышленности на период до 2015 г. — принципиальное изменение стратегической конкурентной позиции России на мировом авиарынке (включая рынок самой России и СНГ), означает фактическое возвращение отрасли на глобальный рынок в качестве одного из мировых центров авиастроения. При этом основным критерием достижения ожидаемого результата является динамичный и устойчивый рост объема продаж продукции отечественной авиапромышленности на мировом рынке.

Стратегия развития судостроительной промышленности направлена на динамичное развитие судостроительной промышленности за счет совершенствования законодательной базы, ускоренного развития научного потенциала, комплексной модернизации и технического перевооружения, оптимизации потенциала отрасли и необходимых структурных преобразований. Предусматривается увеличение вклада судостроительной промышленности в прирост ВВП за счет опережающих темпов роста объемов производства продукции отрасли, расширения объемов высокотехнологичного экспорта и соответствующего улучшения структуры внешнеторгового оборота, сохранения и расширения числа рабочих мест, обеспечения дополнительных налоговых поступлений и т.д.

Концепция развития автомобильной промышленности России в качестве целей устанавливает создание условий, обеспечивающих развитие промышленности, интеграцию в мировое автомобилестроение, а также повышение эффективности производства современной конкурентоспособной автомобильной техники, удовлетворяющей потребностям населения, государства и субъектов хозяйствования. В качестве индикаторов реформирования отрасли используется увеличение производства легковых автомобилей, автобусов и др. расширение производства автомобильных компонентов, углубление производственной кооперации в автомобилестроении и смежных отраслях, повышение доли высокотехнологичных и наукоемких производств в отечественной автомобильной промышленности.

Стратегия развития электронной промышленности России на период до 2025 года предусматривает создание нового конкурентоспособного облика электронной промышленности на основе оптимизации состава электронных организаций и производственных мощностей, реконструкции и технического перевооружения, развития новых мощностей, совершенствования нормативно-правовой базы с учетом реальных рыночных секторов мирового и отечественного рынка. Это предполагает устойчивые темпы развития электронной промышленности, создание новой инфраструктуры отрасли (дизайн-центры, центр фотошаблонов, кремниевые фабрики, интегрированные структуры), наращивание номенклатуры и объемов отечественной электронной компонентной базы[1] .

Стратегия развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2015 г. предусматривает инновационно-активное развитие металлургической промышленности, направленное на повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой металлопродукции, в т. ч. повышенную степень готовности, ресурсосбережение, наращивание выпуска продукции.

Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015г. предусматривает увеличение вклада химического комплекса в прирост ВВП увеличение экспортной выручки, снижение зависимости национальной экономики от поставок химической продукции из зарубежных стран, повышение инновационной активности и уровня обновления основных фондов предприятий химической и нефтехимической промышленности и смежных отраслей и др. Критерии реализации - увеличение объемов производства, доли химического производства и производства резиновых и пластмассовых изделий в общем объеме производства[2] .

Однако некоторые отраслевые стратегии развития имеют декларативный характер, они остаются несогласованными, нет единой модели управления, не учтены реальные конкурентные возможности отечественной экономики, что затрудняет их эффективную реализацию. Например, если проанализировать отчет об исполнении федерального бюджета за 2007 г., то можно увидеть, что многие федеральные целевые программы (ФЦП), принятые в рамках реализации вышеперечисленных стратегий, остаются недофинансированными. Отчасти это обусловлено несовершенством бюджетного процесса и внесением изменений в бюджет в ноябре 2007 г., то есть в конце соответствующего финансового года. Такое увеличение расходов в конце года только усложняет ситуацию в бюджетной сфере, поскольку бюджетополучатель и в любом случае не успевают использовать дополнительные средства. Таким образом, значительная часть повышения основных показателей бюджета привела не к росту расходов и инвестиций, а к существенному увеличению профицита (фактический профицит в 2,3 раза превышал первоначальный план).О недостаточной поддержке инвестиционного процесса свидетельствует и то, что несмотря на увеличение финансирования Инвестиционного фонда, большая часть его средств в 2007 г. не использована (237 млрд. руб., или 92% от годовых назначений остались невостребованными). Исполнение расходов по Федеральной адресной инвестиционной программе составило 488 млрд. руб. (81 % уточненных расходов)[3] .

Можно констатировать, что средства федерального бюджета для модернизации отраслевой структуры российской экономики используются недостаточно. Очевидно, экономическая действительность всегда будет отличаться от прогнозируемой. Невостребованные средства лучше, чем неэффективные бюджетные расходы, совершаемые бюджетополучателями в последние два месяца финансового года. Поэтому оптимальное решение - избегать пересмотра бюджета в конце гола и стараться четко придерживаться трехлетних бюджетных планов.

Федеральный бюджет на 2009г. и на плановый период 2010 и 2011 гг., принятый в ноябре 2008г., является вторым трехлетним бюджетом. Проведенный анализ показывает, что в бюджете на 2009г., по сравнению с прогнозом 2008 г., наибольшее изменение претерпели показатели инфляции (прогнозируемый уровень инфляции увеличен с 7,5 до 8,5%, т.е. на 13,3%) и доходов бюджета (на 14,8%). Прогноз расходов увеличен несущественно (на 3,2%), а прогноз ВВП увеличен на 5,9%, хотя из-за финансового кризиса ряд показателей придется скорректировать. Таким образом, вывод: расходная часть бюджета 2009г. в большей мере соответствует прогнозам 2008г., чем доходная часть. Это свидетельствует о стремлении проводить сбалансированную бюджетную политику и поддерживать рост расходов бюджета в соответствии с ранее намеченными планами. Такой консерватизм вполне оправдан, если учесть, что расходы в 2009 г. вырастут на 28,5 % по сравнению с расходами 2008 г.. в то время как ВВП и доходы бюджета вырастут лишь на 21,9%. Тем не менее, если в трехлетнем бюджете 2008 г. доля доходов бюджета в ВВП постепенно сокращалась с 21,2 % до 17,3 %, то в трехлетнем бюджетном плане 2009 г. доходы бюджета в ВВП остаются на стабильном уровне - 21,2% и лишь в 2011 г. снижаются до 18,9%. Надо отметить, что при разработке трехлетнего федерального бюджета не учтены ни мировой финансовый кризис, ни снижение цен на нефть, поскольку эти явления не предвиделись. Налоговые доходы рассчитывались из предположения, что налоговая система не претерпит серьезных изменений, хотя учитывалась такая стимулирующая инновации мера, как повышающий коэффициент в размере 1,5 к расходам на НИОКР при налогообложении прибыли. Как известно, в ноябре 2008 г. приняты законы, снизившие налоговую нагрузку на экономику, направленные на смягчение негативного воздействия мирового финансового кризиса на российскую экономику.

Функциональная классификация расходов федерального бюджета предусматривает выделение на национальную экономику в 2009 г. 1 039,4 млрд. руб. (11,5% расходов), в 2010 г. - 1 181,2 млрд. руб. (11,7%), в 2011 г. - 1 384,8 млрд. руб. (12,9 %)м. Планируется постепенное увеличение доли расходов на национальную экономику и поддержку промышленности, что можно характеризовать как положительную тенденцию.

финансовый кризис отрасль промышленность государственный

Бюджетные ассигнования в Инвестиционный фонд РФ в 2009 году составят 252,5 млрд. руб., в 2010 г. - 100,0 млрд. рубл., которые предполагается направить на оказание государственной поддержки инвестиционным проектам, одобренным Правительственной и Инвестиционной комиссиями. Это существенная поддержка инвестиционного процесса. Однако следует учитывать, 1гто в предыдущие годы далеко не все отобранные проекты реально финансировались. Наступление мирового финансового кризиса уже заставило «Внешэкономбанк» (Банк развития) переключиться с приоритетных инвестиционных проектов на финансирование долговых обязательств, в т.ч. крупнейших российских нефтяных компаний. Такая инвестиционная политика - вынужденная мера, однако она ни в коей мере не способствует решению проблемы структурной несбалансированности отечественной экономики.

Основное место в структуре бюджетных ассигнований федерального бюджета по разделу «Национальная экономика» занимают бюджетные ассигнования на транспорт, дорожное хозяйство, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, связь и информатику, другие вопросы в области национальной экономики.

Предполагается финансовое обеспечение расходов, связанных со следующими направлениями промышленной политики:

• исследование и использование космического

пространства (Федеральная космическая программа России на 2006 — 2015 гг.);

• обеспечение конкурентоспособности гражданской авиационной техники отечественного производства (ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на период 2002 - 2010 гг. и на период до 2015 г.»);

• развитие научно-технологического потенциала Российской Федерации (ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 гг.»);

• развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры (ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010 — 2015 гг.)»);

• обеспечение технологического развития отечественной промышленности на основе создания и внедрения прорывных, ресурсосберегающих экологически безопасных промышленных технологий для производства конкурентоспособной наукоемкой продукции (ФЦП «Национальная технологическая база на 2007 -2011гг.»);

• повышение качества и эффективности государственного управления на основе организации межведомственного информационного обмена (ФЦП «Электронная Россия (2002 — 2010гг.)»);

• формирование необходимой инфраструктуры и благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики Дальнего Востока и Забайкалья с учетом геостратегических интересов и обеспечения безопасности Российской Федерации (ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013г.»);

• ускоренное развитие атомного энергопромышленного комплекса для обеспечения геополитических интересов страны (ФЦП «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007 — 2010гг. и на перспективу до 2015г.»);

• создание и развитие системы ГЛОНАСС (ФЦП «Глобальная навигационная система»);

• развитие научно-технического и производственного базиса для разработки и производства конкурентоспособной наукоемкой электронной и радиоэлектронной продукции для решения приоритетных задач социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008 -2015гг.»);

• комплексное решение проблем обеспечения ядерной и радиационной безопасности в Российской Федерации, связанных с обращением с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами (ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 г. и на период до 2015 г.»);

• создание современной инфраструктуры национальной нано технологической сети для развития и реализации отечественной нано- индустрии (ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 гг.»);

• развитие отечественного научно-технического и проектного потенциала и создание условий для выпуска конкурентоспособной гражданской морской техники (ФЦП «Развитие гражданской морской техники на 2009 - 2016гг.»);

• повышение безопасности полетов и эффективности использования воздушного пространства путем создания и развития аэронавигационной системы России (ФЦП «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 — 2015гг.), проект»)[4] .

Эти ФЦП разработаны в соответствии с приоритетами промышленной политики. Необходимо отметить отсутствие четких критериев отбора наиболее перспективных отраслей промышленности, которые будут финансироваться в первоочередном порядке. Отсутствие единого методологического начала в ряде отраслевых стратегий развития не создают уверенности, что государственные расходы на поддержку структурной реформы промышленности и инновационного развития достигнут максимального эффекта.

В настоящее время Министерство промышленности и торговли РФ в сотрудничестве с экспертным сообществом разрабатывает концепцию промышленной политики России до 2020г., которая позволит системно подойти к финансированию промышленности за счет средств федерального бюджета и использованию различных инструментов государственно-частного партнерства. Однако для разработки такой концепции потребуется время, а останавливать начатые программы нецелесообразно.

Отметим в концепции долгосрочного экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.[5] промышленная политика осталась на «задворках». В стратегии делается акцент на формировании благоприятной среды для предпринимательской деятельности: проведение активной конкурентной политики и снижение административных барьеров; совершенствование налоговой системы (ЕСН, НДПИ, амортизационные отчисления); поддержка малого предпринимательства; развитие института прав собственности. В стратегии ставятся такие важные задачи в области промышленной политики, как обеспечение баланса спроса и предложения на рынке труда, формирование рынка прав на результаты интеллектуальной деятельности, стимулирование спроса на инновации и новые технологии, преодоление разрыва между наукой и производством.

В стратегии до 2020 г. непосредственно промышленная политика рассматривается в разделе повышения конкурентоспособности высокотехнологических и базовых отраслей промышленности. Определены следующие приоритеты.

В авиационной промышленности и двигателестроении предстоит создать двигатель нового поколения для «прорывных продуктов» гражданской авиации, в первую очередь SSJ - M .

Приоритеты ракетно-космической промышленности — развертывание спутниковой навигации ГЛОНАСС, строительство нового космодрома «Восточный», начата разработка космических комплексов нового поколения.

Следующая высокотехнологическая отрасль — атомный энергопромышленный комплекс, задача которого - переход к новому поколению реакторов на быстрых HciirpoHaxи замкнутом топливном цикле.

Приоритеты судостроительной промышленности - завершение образования ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» и создание конкурентоспособной специализированной морской техники.

Следующие две высокотехнологические отрасли — радиоэлектронная промышленность и информационно-коммуникационные технологии. Список высокотехнологических отраслей исчерпывается этими отраслями. Предположительно, что такой обзор явно недостаточен для долгосрочной стратегии развития.

Различные сценарии развития экономики (инерционное, энерго-сырьевое, инновационное развитие), приведенные в приложении к стратегии развития, не позволяют объективно оценить перспективы высокотехнологических отраслей из-за сложности предвидения будущего высокотехнологических отраслей. Для традиционных или базовых отраслей промышленности, таких как нефтегазовый комплекс, машиностроение, черная и цветная металлургия, химическая промышленность, лесопромышленный комплекс, производство строительных материалов и легкая промышленность при различных сценариях отличие не столь значительно, как для новых отраслей (например, в легкой промышленности объем производства 2020г. к 2007 г. составит 163% по инерционному сценарию и 236% — по инновационному). В гражданском секторе авиационной промышленности рост производства в 2020 г. по отношению к 2007 г. составит: 6,6 раза по инерционному сценарию и 16 — 16,5 раз для инновационного варианта. Такое существенное изменение темпов роста этой и других отраслей доказывает необходимость более четкого определения механизмов стимулирования инновационного развития экономики: за счет каких источников будут финансироваться инвестиции, каким образом переключить спрос российских авиакомпаний на отечественную технику, как обеспечить приход иностранных партнеров в российское авиастроение и наращивать экспорт авиационной техники.

Таким образом, стратегия до 2020г. строится на макроэкономическом (агрегированном) и сценарном подходах, которые затрудняют выявление новых приоритетных отраслей, а также определение необходимого точечного воздействия на традиционные отрасли экономики, обеспечивающие максимальный эффект. Сами инструменты государственного стимулирования модернизации промышленности четко не обозначены.

В концепции промышленной политики в отличие от «стратегии 2020» предполагается использование альтернативных подходов - научное предвидение (форсант), активное воздействие государства на формирование новых направлений развития промышленности (точечное воздействие), расширение государственно-частного партнерства и бюджетной поддержки, разумный протекционизм не только но отношению к товарам из развитых стран, но и к товарам из новых индустриальных стран (НИС) и Китая, усиление технического регулирования и многие другие инструменты.

Одновременно важно не только разработать и утвердить концепцию промышленного развития, но и обеспечить се реализацию посредством различных инструментов - от упомянутых ранее до федеральных целевых программ, финансирование которых уже заложено в трехлетнем бюджете. Финансовый кризис уже заставил пересматривать бюджетные расходы, однако изменение стратегических приоритетов развития российской экономики должно осуществляться за счет сокращения малоперспективных проектов, например, строительства новых нефте- и газотрубопроводов и ряда инфраструктурных объектов с длительным периодом окупаемости. Позитивно, что пока не предполагается сокращать финансирование приоритетных инвестиционных проектов, реализация которых уже началась.

Новые тенденции налоговой политики: экстренные меры поддержки реального сектора в контексте системных изменений. Основы налоговой системы сформированы в начале 2000-хгг., и с тех пор налогообложение не претерпевает существенных изменений.

Тем не менее, некоторые новации всс же имели место. Низкая ставка подоходного налога на физических лиц в 13% не была повышена, что само по себе позитивно. И все же в среднесрочной перспективе нужно повышать налоговую нагрузку на граждан, перераспределяя налоговое бремя с предприятий, но при этом может применяться не столько прогрессия подоходного налога, сколько введение чувствительных налогов на недвижимое имущество, налога на потребление предметов роскоши, в первую очередь для граждан, чье совокупное имущество превышает 20 млн. руб. Пока предпосылки таких перемен туманны.

Были повышены ставки налога на добычу полезных ископаемых, причем произошла дифференциация ИДПИ. Так, компании, добывающие нефть на новых месторождениях, полностью освобождены от налога. Также предусматриваются льготы по налогу при разработке выработанных месторождений.

Постепенно расширяется список видов деятельности, для которых применяется налог на вмененный доход, хотя для малого бизнеса в долгосрочной перспективе более эффективно упрошенное налогообложение, которое позволяет развивать бизнес с минимальными административно-управленческими издержками, в первую очередь на ведение бухгалтерского учета, аудит и всевозможные «обязательные» платежи, выплачиваемые контрольным органам.

С I января 2007г. введен дополнительный 10%-ный амортизационный вычет, предоставляемый для приобретения основных средств, благодаря чему налогоплательщики значительно быстрее могут амортизировать основные средства. С 2007 г. упрощаются процедуры возмещения НДС при экспорте продукции.

Мировой финансовый кризис ускорил модернизацию налоговой системы и, несмотря на вероятное сокращение налоговых доходов, налоговое бремя было снижено. Одновременно приняты нормы, направленные на повышение прозрачности налоговой отчетности и ее упрощение для налогоплательщиков, упорядочивание налогового контроля, ряд антикризисных мер (НДС при импорте оборудования предоставление отсрочки по уплате налогов, повышение ответственности банков за задержку налоговых платежей. До недавнего времени не подлежало налогообложению технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, ввозимые в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций. Такая норма стимулировала привлечение прямых иностранных инвестиций в российскую промышленность и открытие филиалов крупными зарубежными компаниями, но создавала определенные преференции зарубежным производителям перед отечественными. Так если российская компания производит соответствующее оборудование, то при его реализации начисляется НДС, а при импорте НДС не начисляется, что снижает ценовую конкурентоспособность отечественного оборудования. Теперь от НДС освобождено все импортное технологическое оборудование, аналоги которого не производятся в России (по перечню, утверждаемому Правительством). Таким образом, НДС не будет начисляться на все импортное технологическое оборудование вне зависимости оттого, вносится ли оно в качестве вклада в уставный капитал или импортируется с целью продажи. Такой подход должен ускорить модернизацию российской промышленности. Существовавшие раньше преференции иностранным производителям, ввозящим технологическое оборудование в дочерние российские подразделения, теперь устранены, и все производители находятся в равных условиях. В то же время взимание НДС с оборудования, произведенного в нашей стране, призвано защитить отечественного товаропроизводителя. Конечная целесообразность реализации этой нормы будет зависеть от перечня технологического оборудования. Существует объективная сложность составления исчерпывающего перечня оборудования, аналоги которого не производятся в нашей стране. Этот перечень должен регулярно пересматриваться. Тем не менее эта мера должна ускорить модернизацию основных фондов российской промышленности.

Снижение ставки налога на прибыль с 24 до 20% за счет ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет, стимулирует развитие частного бизнеса. Одновременно предлагается внести дополнения в существующее регулирование амортизационной политики, а именно, увеличивается размер инвестиционного вычета. Эта мера повысит инвестиции хозяйствующих субъектов, в первую очередь в технологическое оборудование. Данная льгота не должна применяться к недвижимому имуществу, имеющему, как правило, длительный период пользования.

Внесены изменения и в налог на доходы физических лиц. До 2 млн. руб. увеличен максимальный размер имущественного налогового вычета, предоставляемого на новое строительство или приобретение недвижимого имущества на территории Российской Федерации. Такая норма потребует внесения изменений в Федеральный бюджет на 2008 г. с целью компенсации выпадения доходов региональных и местных бюджетов. В будущем логично пересмотреть размеры и других налоговых вычетов, предоставляемых физическим липам, но такие изменения целесообразно осуществлять с начала следующего финансового года. Налоговая реформа должна быть ориентирована не только на экономический рост, но и на достижение социальной справедливости и снижение уровня дифференциации доходов и имущественного неравенства граждан.

В связи с мировым кризисом в реальном секторе экономики приняты дополнительные меры поддержания ликвидности всех хозяйствующих субъектов. Изменился порядок перечисления в бюджет НДС. Принято решение ускорить возврат НДС экспортерам. Министру финансов РФ предоставляется право на отсрочку или рассрочку по уплате федеральных налогов на срок не более пяти лет. На сумму задолженности начисляются проценты поставке, равной 1/2 ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Однако решения о поддержке компаний в период мирового финансового кризиса должны приниматься коллегиально, несмотря на ограниченный период времени действия этой нормы.

Выход из мирового финансового кризиса потребует серьезных усилий со стороны российских властей. В то же время чтобы ослабить негативное влияние вероятных финансовых катаклизмов, потребуются большая независимость России от финансовой политики США и образование в Москве мирового финансового центра. Немаловажное значение приобретут придание рублю статуса мировой валюты и использование его в международных расчетах. Для этого потребуются совершенствование институтов, обслуживающих российский фондовый рынок, повышение прозрачности отчетности и управления банками, инвестиционных фондов, аудиторских и рейтинговых компаний.


Заключение

При принятой решений по борьбе с кризисом важно не допустить перегибов и ужесточения государственного регулирования в сферах, где нет такой необходимости. Так, в конце 2008 г. Банку России было предоставлено право назначать уполномоченных представителей в кредитные организации, получившие дополнительную государственную поддержку: льготные кредиты, размешенные на депозитах средства федерального бюджета и т. п. Контроль за финансовой поддержкой, выделяемой государством на льготных условиях, необходим, но маловероятно, что введение института уполномоченных представителей в банках, а потом, возможно, и в компаниях некоторых отраслей повысит эффективность работы. Представляется, что функции контроля могут быть возложены на Счетную палату.

Самое важное — продолжить реализацию механизмов поддержки реального сектора экономики. Одновременно необходимо стимулирование совокупного спроса путем реализации инфраструктурных проектов, государственных закупок продукции отечественных товаропроизводителей, осуществления денежной эмиссии в соответствии с реальными потребностями российской экономики. Развитие возможно в условиях, когда наращиваются инвестиции как государственные, так и частные, реализуются ФЦП в соответствии со стратегическими задачами развития. Основой экономической политики должно стать продолжение финансирования реального сектора экономики посредством государственно-частного партнерства, а также создания в России крупного международного финансового центра.


Список использованной литературы

1) Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г.

2) Пояснительная записка Правительства РФ к проекту Федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 год.

3) Министерство промышленности и энергетики РФ от 14 марта 2008 г. № 119

4) Стратегия развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2015 г. утверждена приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 29 мая 2007 г. №177.

5) http://www.kremlin.ru

6) EU priorities and proposals from the financial services industry for the Ecofin Council. The 2008 Eurofi Conference. Nice


Стратегия развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2015 г. утверждена при­казом Министерства промышленности и энергетики РФ от 29 мая 2007 г. №177.

мышленности России на период до 2015 г. утверждена приказом

Министерство промышленности и энергетики РФ от 14 марта 2008 г. № 119.

u Пояснительная записка Правительства РФ к проекту Федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 год»

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на пернач до 2020 г. утверж­дена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г.

Скачать архив с текстом документа