Новый тип романа
СОДЕРЖАНИЕ: В 1839 году была опубликована повесть Лермонтова Бэла, а затем Тамань и Фаталист. В 1840 году эти три повести вышли как главы романа Герой нашего времени, а затем свет увидел весь роман в целом.В 1839 году была опубликована повесть Лермонтова Бэла, а затем Тамань и Фаталист. В 1840 году эти три повести вышли как главы романа Герой нашего времени, а затем свет увидел весь роман в целом.
Первоначально произведение называлось Один из героев нашего века. Издание 1841 года было дополнено общим предисловием, в котором писатель отвечал критикам, утверждавшим, что Печорин порочное явления, нетипичное для русской жизни, недостойная пародия на молодежь России. Это предисловие и предисловие к Журналу Печорина играют важную роль в произведении, максимально выявляя авторскую позицию, и дают ключ к разгадке лермонтовского метода познания действительности.
Это первый опыт критического истолкования своего произведения самим автором. Становление поэтики романа происходило по пути развития трех важнейших художественных начал: пространственной структуры повествования, психологических мотивировок и преодоления одномерности системы образов. На определяющую роль первого из них указал еще Белинский:
Роман нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его автор. Освоив и изучив художественный опыт европейских и русских писателей, в Герое нашего времени Лермонтов разрабатывал практически все свои ключевые темы, проблемы, образы (Мцыри, Маскарад, Дума, Княгиня Лиговская). Подобная композиция позволяет добиться такого восприятия лермонтовской прозы, когда одно и то же событие читатель видит глазами Печорина и его окружения, что дает возможность автору, в нарушение романтической поэтики, не отождествлять себя ни с одним из действующих лиц.
Для достижения этого эффекта Лермонтов обращается к сложной игре жанрами: Бэла путевой очерк и повесть, первоначально иронически стилизованная под романтические повести и поэмы. Княжна Мери сатирический очерк нравов общества, авантюрно-любовная и светская повесть. Фаталист мистический рассказ о роковом выстреле и зарисовка станичного быта. Тамань путевой очерк, наполненный намеками на таинственные повести романтиков. Таким образом, романтические повести сменяются реалистическими и наоборот.
В отличие от традиционного для европейской литературы той эпохи приема, в Герое нашего времени циклизация ранее самостоятельных повестей в более сложное художественное единство произошла не вокруг повествователя, а вокруг последовательно раскрывающегося образа центрального героя (Печорина). Роман Лермонтова первый в русской литературе аналитический роман, в центре которого не биография человека, а именно личность, его душевная и умственная жизнь. Этот художественный психологизм является следствием эпохи (реакция на восстание декабристов). Писатель подчеркивает, что время героических деятелей прошло, человек стремится замкнуться в собственном мире и погружается в постоянный самоанализ. Поэтому литература обращается к внутреннему миру человека.
Герой нашего времени абсолютно новый тип романа в русской литературе, сочетающий элементы нравоописательного, авантюрно-приключенческого, детективного, психологического, философского романа. В повести Бэла описаны быт и нравы кавказских народов, их одежда, их дома. Черты армейского быта можно обнаружить в повестях Бэла и Максим Максимыч. В повести Княжна Мери изображаются нравы светского и водяного общества.
Приключенческий жанр дал Лермонтову возможность обобщить романтический опыт и создать новый тип русского синтетического романа. Приключенческая литература родилась из анархического бунта против чистого разума. Ее герои всегда люди необычные и интересные, а живут они в странном мире, загадочном и необъяснимом. Именно таков Печорин. Он крадет одну девушку, обольщает другую, занимается любовью с третьей. Он вмешивается в дела честных контрабандистов, обезоруживает пьяного казака, убивает соперника и умирает в далекой Персии.
Знает ли русская литература другого героя, совершившего столько подвигов? Главный герой нередко переступает грань между добром и злом, но им нельзя не восхищаться: он слишком красив, элегантен и остроумен. Приключенческий опыт Вальтера Скотта, Купера, Дюма дал Лермонтову возможность обобщить романтический опыт и создать русский роман нового типа. Если Вальтер Скотт отодвигал центр повествования в Шотландию, Купер к индейцам, то Лермонтов на Кавказ (на окраину империи). Каковы основные художественные приметы романтизма и реализма в этом главном произведении Лермонтова? Само место действия было традиционно для русских романтиков. Кавказ вызывал ассоциации с Кавказским пленником Пушкина, с Демоном, с лирикой самого Лермонтова.
Таким образом, Лермонтов является первооткрывателем психологической прозы. Герой нашего времени это прозаический, социально-психологический и философский роман в нашей литературе. Все в произведении подчинено главной задаче глубоко и полно показать состояние души главного героя, в образе которого дан портрет не одного человека, а художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей тридцатых годов XIX века.