Нравственное воспитание младших подростков во внеклассной работе

СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности. Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности. Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.

Недостатки и про­счеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом,нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями.Отдельные ребята страдают бездуховностью или усматривают ее в исключительности положения в обществе своих родителей, замыкаются в своем исключительном круге общения. Своеобразной формой бездуховности, обнищания духа является уход некоторых молодых людей от общества в субъективный мир или состояние «балдения» под влиянием, спиртного, наркотических средств. Наиболее опаснойформой безнравствен­ного состояния некоторых школьников является нравственное ли­цемерие, практическое использование двух-трехстепенной морали: одна внешняя,показная— для школы, общественных мероприя­тий; другая—для дома, для семьи, вводящая в заблуждение ро­дителей; третья подлинная—для своего кругаобщения и для себя.На виду — общественная активность,в душе — убежден­ность, что жизнь строится по законамжестокого эгоизма.Проявля­ются результаты противоречия между нравственным воспитанием в школе и обыденной жизнью, стихийными влияниями реальной действительности.

«Разрешение противоречий нравственноговоспитаниятребует критической оценки сложившихся подходов к организации и ме­ханизмам осуществления воспитательной работы. Один из них —вербально - мероприятийный, требующий в основном разработки не­которой суммы просветительных бесед, раскрывающих содержание моральных правил на положительных примерах. Однако нрав­ственное воспитание состоит не в том, чтобы подносить молодежи усладительные речи о нравственности. Вербально - мероприятийное воспитание осуществляется, как правило, изолированно от богатой нравственными проблемами реальной жизни детей, не пересекаясь с нею и никак не влияя на нее. Поэтому в практической жизни и деятельности детей возникает нравственный вакуум, который за­полняется стихийными, нередко негативными влияниями.» [9. c . 170]

«Другой подход — деятельностно - мероприятийный. Он противо­поставляется вербальному и заключается в вовлечении детей в специально разработанную систему деятельности и отработке по­веденческих умений и навыков. Деятельностный подход в воспи­тании младших подростков, как и вербальный, будучи абсолютизированным, искажает процесс нравственного воспитания. Между деятельностью ребенка и его нравственным сознанием нет прямой связи. Ребенок часто не обнаруживает и не до конца осознает подлинные мотивы своей деятельности. Абсолютизация деятельностного подхода отодвигает на второй план усвоение политических, философских, нравствен­ных идей. Узкодеятельностный подход по сути противостоит цело­стному подходу к формированию личности, в котором органично сочетаются и духовное влияние, и деятельность, и отношения, и общение, и проявление внутренних побуждений, и самостоятельное осмысление нравственных проблем.» [9. c . 171]

Теоретически обоснованным и оправдавшим себя является подход целостности, органического единства нравствен­ного воспитания и жизни. Целостность нравственного воспитания младших подростков достигается, когда основой, источником и материалом педагогиче­ского процесса является сама сложная и противоречивая жизнь. Нравственность формируется не на

словесных или деятельностных мероприятиях, а в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться,делать выбор, прини­мать решения и совершать поступки. В результате зреет мораль­ное сознание детей, укрепляются принципыповедения и, умение владеть собой. Целостный, диалектически противоречивый процесс нравственного воспитания исходит из жизни с ее идеалами, за которые надо бороться, приносить жертвы, переживать трудности, негативные явления,для преодоления которых нужна недюжинная воля и самообладание. Подлинный, глубинный, действенный меха­низм нравственного воспитания заключается в разрешении проти­воречий между ребенком, его самоутверждением и жизнью. Школьник обретает хорошие или дурные моральные качества бла­годаря тому, какимон выходит из жизненных ситуаций, какой делает нравственный выбор, какие совершает поступки. Либо он приобретает умениеуправлятьсобой, преодолевать внешние пре­пятствия и внутренние слабости, либоситуация захватывает его, порождает растерянность и страх, подавляет, заставляет обманы­ватьи лицемерить. В процессе преодоления жизненных трудностей и противоречий, глубоких эмоциональных переживаний ребенок развивает в себе основу нравственности - нравственное и эстетическое чувство, потребность в добром и нравственном удовлетворении.

Нравственное воспитание младших подростков должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.

Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-

воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть. Этика как наука о нравственной жизни человека, о нравственном выборе и об осуществлении его в поведении человека только ей присущими методами и формами воздействия на растущего человека способна выйти на глубинный диалог со школьниками о самых главных вопросах человеческого бытия и смысла жизни.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных готовностей учащихся к активно - деятельному взаимодействию с окружающим миром (с природой, другими людьми, самими собой и др.)

Задачей учителей современной школы является воспитание в детях самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.

Исследуемая нами проблема нашла отражение в исследованиях таких философов античности как: Пифагор, Демокрит, Аристотель. Пифагор говорил, что главное для человека «наставить душу к добру и злу». [13. c. 134] Другой выдающийся философ античности – Демокрит писал следующее: «Воспитание есть украшение в счастье и прибежище в несчастье». [13. c. 134] Выдающийся мыслитель античности Аристотель в сочинении «Политика» отмечал, что «законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этого нет, и сам государственный строй терпит ущерб». [13. c. 134].

Ряд советских исследователей таких как: Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко, а так же ряд российских ученных: Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П.

Подласый и др., освящают в своих работах сущность основных понятий теории нравственного воспитания, содержания, методов нравственного воспитания.

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».[14. c. 379]

К.Д. Ушинский писал о нравственности следующее: «…Убежденные в том, что нравственность есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что … влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями …»[14. c.380]

А.С. Макаренко указывал на то, что, на нравственное развитие человека воздействует не только воспитание, но и другие системы влияний. Он писал:

«… Нет ни одного акта, ни одного слова, ни одного фактора в нашей истории, которые кроме своего прямого хозяйственного, или военного, или политического значения, не имели бы и значения воспитательного, которые не были бы вкладом в новую этику и не вызывали бы нарастания нового морального опыта.» [8. c.42]

ЦЕЛЬЮ нашего исследования является теоретическое обоснование способов нравственного воспитания младших подростков и их экспериментальная апробация.

Объект исследования – процесс нравственного воспитание младших подростков.

Предмет исследования – нравственное воспитание младших подростков во внеклассной работе.

Задачи:

а) проанализировать научную литературу по проблеме исследования;

б) рассмотреть сущность нравственного воспитания;

в) раскрыть содержание нравственного воспитания;

г) изучить методы нравственного воспитания;

д) доказать экспериментальным путем.

Гипотеза:

Нравственное воспитаниебудет осуществлено в том случае, если:

- В содержание внеклассной работы будут включены компоненты способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления.

- Будут использоваться различные виды, формы и методы нравственного воспитания.

- Учитель личным примером будет способствовать воспитанию нравственности.

В работе использовались следующие педагогические методы исследования :

а) Включенное педагогическое наблюдение;

б) Этическая беседа;

в) Теоретический анализ пед.литературы.

Глава I

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ЗАДАЧИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Термин нравственность берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как moralis – мораль. «Нравы – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.»[1. c.155]

Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д.

Мораль исторически конкретна, она изменяется с развитием общества. Нет морали, единой для всех времен и народов. По мере смены общественно-экономических формаций менялись представления о нравственности, приличествующих нормах и нравах поведения в общественной среде.

Л.А. Григорович дал следующее определение «нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.»[5. c.104]

И.С. Марьенко обозначил «нравственность – как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д.»[11. c.7]

«Нравственные нормы – это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них.»[5. c.104]

Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Обширнее понятие воспитание раскрывает М.Г. Яновская - «это двусторонний процесс, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитуемых, а если речь идет о взаимодействии, школьник уже не только объект воспитания. Он субъективно идет на встречу воспитательным влияниям педагога, он их принимает. А еще лучше, если школьник просто не замечает педагогических воздействий; ему кажется, что он сам так хотел, он сам к этому стремился, потому что для него это и важно, и интересно. В такой ситуации школьник - уже субъект собственного развития. Это важнейшая педагогическая закономерность, следование которой строго обязательно.»[25. c.25]

Понятие нравственное воспитание всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системаобразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности.»[25. c. 29]

«Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.»[12. c. 163]

Нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для младшего подростка значимым и привлекательным, а потому и эффективным, если педагог заботиться о выполнении следующих условий:

- «Опираться на положительные возрастные потребности и интересы, создающие эффект актуальности».

- Обеспечивает эмоциональную насыщенность общей деятельности, организует совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников.

- Создает атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху.

- Утверждает радостный, мажорный стиль жизни детского коллектива и каждой личности.

- Учитывает положительное воздействие общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения.

- Заботиться о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания.»[25. c.29]

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Нравственное воспитание включает: формирование у младших подростков сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.

Нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс нравственного воспитания в известной мере автономен. На эту его специфику в свое время указывал А.С. Макаренко.

Основные задачи нравственного воспитания: «1.формирование нравственного сознания; 2.воспитание и развитие нравственных чувств; 3.выработка умений и привычек нравственного поведения. » [12. c. 163]

«Нравственное сознание – активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести поражаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением. Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления.»[9. c. 266]

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни.

Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания является по мнению Б.Т. Лихачева: «…понятие нравственного чувства – постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий.»[9. c.265]

Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность благодаря их чувственному освоению ребенком. Нравственность для него, прежде всего живое чувство, реальное состояние и переживание глубокого удовлетворения или, напротив, дискомфорта, страдания, физического отвращения, самоосуждения и горького раскаяния. Нравственное чувство является системообразующим началом человеческой нравственности. Благодаря ему моральное сознание, знание норм поведения, привычные поступки приобретают нравственный смысл. Нравственное воспитание, игнорирующее эмоциональную сферу, эстетическое отношение к действительности является слабосильным, неспособным формировать внутренние стимулы и побуждения высоконравственных поступков детей, управлять их поведением.

«Источник моральных привычек – в единстве глубокой сознательности и личной эмоциональной оценки явлений, взаимоотношений между людьми, их моральных качеств. Моральные привычки – это азбука моральных идей и убеждений. Формирование моральных привычек – это тот путь проникновению воспитателя в духовный мир воспитанника, без которого невозможно понимание человека и влияние на него тончайшими средствами – словом красотой.» [19. c.192] Благодаря моральной привычке нормы общественной сознательности и общественной морали становятся духовным приобретением личности. Без моральной привычки невозможны самоутверждение, самовоспитание, уважение к самому себе.

Оценка нравственного чувства как основообразующего начала не означает пренебрежения нравственным сознанием. Развитое нравственное сознание предполагает знание моральных принципов, норм и одновременно, постоянное осознание и осмысление своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства.

«Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно - чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений - волевой стимул – поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты.» [9. c.265]

Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцовнравственного поведения, к которому стремится человек. Как правило, нравственные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде и центрируется вокруг человека. При этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми.

1.2.СОДЕРЖАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Л.А. Григорович рассматривал содержание нравственного воспитания через гуманность.

«Гуманность – это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку. Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качеств личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми: внимательности и доброжелательности; умений понять другого человека; в способности к сочувствию, сопереживанию; терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению; в готовности прийти на помощь другому человеку.»[5. c.104]

Особой воспитательной силой обладает пример гуманного отношения учителя к ученикам. Другое средство воспитания гуманности – морально-этическое посвящение (изучение биографий великих людей, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков). Важным условием воспитания гуманности является организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Такие ситуации могут непосредственно возникать в процессе совместной деятельности, а могут быть специально предусмотрены педагогом. Кроме гуманности в содержание нравственного воспитания входит воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, готовности подчиняться личным и общественным целям, установкам, нормам, принципам. «Являясь составной частью нравственности, дисциплина основана на личной ответственности и сознательности, она готовит младшего подростка к социальной деятельности. Нравственной предпосылкой ответственности за свои поступки является способность личности выбирать свою линию поведения в различных обстоятельствах.» [5. c. 105-106]

Дисциплинированность как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культуры поведения. Оно включает в себя:

- «культуру речи (умение вести дискуссию, понимать юмор, использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письменного литературного языка);

- культуру общения (формирование навыков доверия к людям, вежливости, внимательности в отношениях с родными, друзьями, знакомыми и посторонними людьми, умение дифференцировать свое поведение в зависимости от окружающей обстановки – дома или в общественных местах, от цели общения – деловое, личное и т.д.)

- культуру внешности (формирование потребности соблюдать личную гигиену, выбирать свой стиль, умение управлять своими жестами, мимикой, походкой);

- бытовую культуру (воспитание эстетического поведения к предметам и явлениям повседневной жизни, рациональная организация своего жилища, аккуратность в ведении домашнего хозяйства и т.п.).» [5. c. 105-106]

Культура поведения младших подростков в значительной мере формируется под влиянием личного примера учителей, родителей, а также традиций, сложившихся в школе и семье.

По И.Ф. Харламову содержание нравственности заключается в следующем:

1. В отношение к Родине (патриотизм) – любовь к своей стране, истории, обычаям, языку, желание стать на ее защиту, если это потребуется.

2. В отношение к труду (трудолюбие) – предполагает наличие потребности в созидательной трудовой деятельности и ее, понимание пользы труда для себя и общества, наличие трудовых умений и навыков и потребность в их совершенствовании.

3. В отношение к обществу (коллективизм) – умение согласовывать свои желания с желаниями других, умение координировать свои усилия с усилиями других, умение подчинятся и умение руководить.

4. В отношение к себе – уважение себя при уважении других, высокое сознание общественного долга, честность и правдивость, нравственная чистота, скромность.

5. В человеколюбие или гуманность.[20. c.380]

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку. «Нравственная воспитанность – это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива. О нравственной воспитанности говорит также наличие у школьника сильной воли, способность осуществлять нравственно - волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения. Она проявляется в активной жизненной позиции, единстве слова и дела, гражданском мужестве и решимости в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе.» [9. c.269]

Нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения. Говоря точнее, в своем истинном значении нравственность не имеет ничего общего с послушно-механическим исполнением, вынужденным только внешними требованиями установленных в обществе моральных норм и правил. Она есть как не что иное, как внутренний категорический императив личности, в качестве побудительных сил которого выступают ее здоровые общественные потребности связанные с ними моральные знания, взгляды, убеждения и идеалы.

1.3. КРИТЕРИИ НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ

Целостным и общим в личности является, определяющие качества и свойства, такие, как убежденность, стойкость, целеустремленность, выражающие ее направленность и сущность. Производным, индивидуальным, неразрывно связанным с основными качествами личности являются такие показатели жизнедеятельности, как прилежание и успешность. Они могут быть выражены в виде качественных оценок или баллами. Любой вид деятельности младшего подростка: учение, труд, общественная работа, общение, внеучебная деятельность, творчество, обязанности в семье – может быть оценен с точки зрения прилежания и успешности. Показатели этих критериев опосредованно свидетельствуют о степени развития природных способностей и нравственной зрелости школьников.

Для эффективного осуществления воспитательного процесса в первуюочередь необходимы определенные и четкие представления о сущности детской личности, ее основополагающих — ведущих качествах и свойствах. Для их выявления важное значение имеет рассмотрение,с учетом возрастных особенностей детей, основных требованийк сущности, главнымкачествами свойствам детской личности. Для этого нужно опираться на возрастную периодиза­цию.

Основные моральные требованияк детям различныхвозраст­ныхгруппвыражены в Правилах для учащихся, Законахи Уста­вахобщественных объединений, школьных единых требованиях. Классному руководителю, воспитателю важно иметьвытекающий их этихдокументов краткийнабор

требований, с которыми он мог бы сравниватьсостояние нравственнойвоспитанности,основных личностныхкачествсвоихучеников.Приотборе и формулировании такихтребованийучитываются:возрастные возможности усвоения детьмиобобщений и понятий;идейная,нравственно-эстетическая направленностьих содержания;четкость выражениясмыслаи яркость,привлекательность формы; постепенностьв нарастании сложности и глубины содержания; неразрывностьсвязи с жизнью; соответствие детским устремлениям и увлечениям.

В конкретных условиях работы каждой школы, с учетом возра­стающего уровня воспитанностидетей, набори содержание требо­ваний меняются. На каждом возрастном уровне они в основном и главном определяют, что, как, кого, с кем, за что: знать, уметь, любить, дружить, трудиться, бороться, беречь, помогать, творить. Эти девять требованийносят обобщенный, всеобъемлющий ха­рактер, вбирают в себя многие нравственные нормы и выражают сущностные свойства и качествадетской личности.

Рассмотрим примерныеперечниосновныхтребованийприме­нительно к младшим подросткам:

От них требуется:

— «знать, что они граждане своей страны;

— уметь воспитывать в себе волю и мужество, твердый харак­тер и целеустремленность, доброту и требовательность, способ­ность не поддаваться соблазнам наживы, потребительства, куре­ния, употребления спиртного, наркотических и токсических средств;

— любить Родину, людей, способных своим трудом беззаветно служить народу и крепко держать свое слово;

— дружить с ребятами всех национальностей верно и предан­но; быть принципиальным,требовательным и чистым в дружбе;

— бороться с проявлениями в себе и своих товарищах тщесла­вия, самодовольства, жестокости, равнодушия к людям и делу;

— беречь свое человеческое достоинство и честь; все добро, созданное народом, охранять и восстанавливать памятники куль­туры;

— помогать всем, попавшим в беду, и не требовать награды за добрый поступок; проявлять доброту и заботливость о людях в повседневной жизни;

— творить в учебе, в искусстве, в любом деле, в котором чувствуешь способность и тягу к творчеству.» [9. c . 274-275, 277]

В подростковый период в личности ребенка происходят каче­ственные изменения, связанные с половым созреванием и ростом самосознания.Подросток начинаетощущать, осознаватьсебя лич­ностью. Он еще не личность в восприятии взрослых, но уже лич­ность в собственном восприятии.Овладение комплексом нравст­венных требований способствует его личному развитию.

Глава II

МЕТОДЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Методы нравственного воспитания - это своеобразный инструмент в руках учителя, воспитателя. Они выполняют функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, управление этим процессом. При помощи методов нравственного воспитания осуществляется целенаправленное воздействие на учащихся, организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается их нравственный опыт. [11. c. 83]

Ускорение и углубление нравственного формирования лич­ности в значительной степени зависит от вооруженности учи­теля зданиями специфических функций и назначения методов воспитания, от умения определять и создавать оптимальные условия их использования. Реализация этого положения в практике воспитания школьников требует динамичности, соот­ношения и взаимодействия методов, обогащения их новыми составными частями. При этом жизненно необходимым яв­ляется воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, волевую сферу учащихся. Все эти виды воздействия состав­ляют основные компоненты процесса нравственного воспита­ния. И если один из них выпадает из поля педагогического зрения или внимание к нему ослаблено, то организованное и руководимое формирование и самоформирование личности в какой-то мере уступает стихийному. Поэтому в конечном ито­ге цель и задачи воспитания не могут быть полностью достиг­нуты и успешно решены.

Выбор методов нравственного воспитания во многом зависит от возраста учащихся и жизненного опыта.

Характер методов нравственного воспитания изменяется и в зависимости от развития детского коллектива. Если коллектив еще не сформирован, воспитатель предъявляет в твердой и категоричной форме требования ко всем детям. Как только коллектив начинает заметную роль играть актив учащихся, методика работы меняется. Педагог стремится в своих требованиях опираться на мнение школьников, советуется с ними.

Формы организации и методы нравственного воспитания изменяются от индивидуальных особенностей детей. Воспитательная работа проводится не только со всем классом, но и принимает индивидуальные формы. Конечная цель работы с коллективом – воспитание личности каждого ребенка. Этой цели подчиняется вся воспитательная система. Создание коллектива это не самоцель а лишь наиболее эффективный и действенный путь формирования личности.

И.С. Марьенко назвал такие группы методов воспитания, как методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно - репродуктивные и проблемно-ситуативные. В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы как: упражнение и убеждение.

Упражнение обеспечивает выработку и закрепление у младших подростков необходимых навыков и привычек, претворение навыков и привычек на практике. Используя этот метод в своей работе, воспитатель в целом влияет на личность. Убеждение направлено на формирование у младших подростков этических понятий, на разъяснение нравственных принципов, на выработку этических идеалов. Для активизации нравственного развития личности и проверки ее зрелости, установления единства убеждений и поведения используется метод проблемно-ситуационный. В различных ситуациях, умело подобранных воспитателем, ученики самостоятельно решают нравственные проблемы. Этот метод побуждает личность систематизировать ранее усвоенные нравственные знания и соотносить их с избранными формами поведения как конечного результата решения поставленной проблемы. Метод интенсифицирует протекание процесса мышления, вызывает переживания, мобилизует волю ученика. [11. c. 84]

Самостоятельное решение учеником нравственных проблем, в различных жизненных ситуациях позволяет педагогу устанавливать связь между поступками и качествами личности, прослеживать характер ее развития,определять перспективу в становлении личности, фор­мировать положительные мотивы, обобщать нравствен­ные знания и умения. Этот метод включает следующие приемы: постанов­ку нравственных задач, создание коллизий и ситуаций, задания на самостоятельное продолжение и окончаниенравственной задачи по решенному началу. В работе с более сильным коллективом учащихся можно использо­вать такие приемы, которые помогают педагогу умело изменять - мотивы поведения школьников: изменять со­став коллектива при выполнении различных видов дея­тельности и поведения, создавать благоприятную обста­новку для критики отрицательных качеств у товарищей, выполнять нежелательное для личности, но необходи­мое для коллектива поручение, назначать ответственным лицом за поручение в тугруппу, где авторитет ученика незначителен, давать внеочередное задание или выполнение его за товарища, поручать то дело, кото­рое ученик считает плохим, лишать ожидаемого удо­вольствия, сталкивать личность с множеством выбора вариантов поведения, вызывать у школьника желание поделиться с товарищами чем-то ценным и важным для него лично. С помощью этих методов воспитатель оказы­вает непосредственное влияние на нравственное разви­тие личности. [11. c. 84-85]

И.Г. Щукина выделяет три группы методов: «методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример); методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации); методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).» [14. c.113]

В процессе нравственного воспитания применяются и такие вспомогательные методы как поощрение и наказание. Они служат для одобрения положительного и суждения отрицательных поступков и действий учащихся. К методам нравственного воспитания относится так же личный пример, который оказывает огромное влияние на сознание и поведение учащихся, на формирование их морального облика. [6. c. 117]

В системе основных методов воспитательного воздействиякак составная часть, средство и прием используется положи­тельный пример. В педагогической литературе он рассматри­вается как самостоятельный метод и как компонент- методов формирования нравственного сознания и поведения. [6. c. 118]

В реальном педагогическом процессе методы и методические приемы выступают не изолировано, а в различных сочетаниях. Бывают случаи, когда и методы и методические приемы образуют сложные переплетения, поэтому создается впечатление об обилии методов нравственного воспитания.

2.2. САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ

Первый этап работы по стимулированию самовоспитания учащихся начинается с диагностирования их готовности к са­мовоспитанию. Это необходимо для реализации дифференци­рованного и индивидуального подходов. Диагностирование осу­ществляется по трем критериям: когнитивному, мотивационному и деятельностному. При этом выясняется, знаком ли ре­бенок со способами самопознания и регулирования своего по­ведения, хочет ли больше знать о себе и изменить себя, пред­принимает ли что-нибудь для этого.

В процессе диагностики педагогу целесообразно организовать:

• «анализ мотивов самовоспитания; поведения учащихся в естественных или искусственно созданных проблемных ситуациях в учебной, трудовой, общественной и других видах деятельности, в процессе общения друг с другом, с педагогами и другими людьми;

• наблюдение, представляющее собой организованную, це­ленаправленную и планомерную фиксацию фактов, сви­детельствующих об изменении учащимися самих себя, сво­его отношения к себе и окружающей действительности;

• беседу, являющуюся одновременно и методом изучения, и методом воспитания учащихся, формирования у них ус­тановки на самовоспитание;

• анализ сочинений учащихся, их размышлений о себе;

• экспресс-опрос учащихся, родителей, позволяющий по­лучить определенную информацию от значительного чис­ла людей за короткое время;

• хронометраж времени, позволяющий довольно быстро по­лучить информацию не только о том, как учащиеся про­водят свой день, но и данные о наличии (или отсутствии) у них таких качеств, как умение планировать и органи­зовывать время, деловитость, ответственность, самокон­троль, способность к самоанализу и т.д. Одновременнохронометраж времени выступает и стимулом самовоспи­тания;

• обобщение независимых характеристик — сравнение и со­поставление характеристик учащихся, данных разными людьми — классным руководителем, другими педагога­ми, родителями, товарищами;

• педагогический консилиум — совместное обсуждение ин­дивидуальных особенностей учащихся всеми или не­сколькими педагогами, знающими их, для определения способов стимулирования самовоспитания.» [14 c. 76-77]

Нравственное воспитание эффективно тогда, когда его следст­виемстановится нравственное самовоспитание и самосовершенст­ вование школьников. Самовоспитаниепредставляет собой целе­направленноевоздействие индивида на самогосебяс целью выра­ботки желаемыхчерт характера.В этих целях младшие подростки прибегаютк радикальным средствам, ставят себя в экстремальныеситуации для закалкимужества, укрепленияволн, дисциплинированности, выдержки. Самосовершенствование — процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышение всего образа жиз­ни, поднятия его на ступень более высокого качества. Для младших подростков характерно стрем­лениек самовоспитанию. К окончаниюшколы у некоторых юношей и девушек возникает духовная потребность сознательного самосо­вершенствования.»[9. c. 169]

Нравственное воспитание младших подростков, осуществляемое в школе, общественных организациях, внешкольных учреждениях и семье, обеспечивает у подавляющей массы школьников форми­рование любви к Родине, бережного отношения к всему много­образию собственности и творческого отношения к труду. Его ре­зультатом является коллективизм, здоровый индивидуализм, вни­мательное отношение к человеку, требовательность к себе, высокие нравственные чувства патриотизма,сочета­ние общественных и личных интересов.

Глава III

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Практическая часть исследования с 5.04.04 по 1.05.2004 г., в школе № 33 в 6 «В» классе. Класс насчитывал 23 человека. За период практики проведена практическая работа, соответствующая проблеме «Нравственное воспитание младших подростков во внеклассной работе». Во время практики мы наблюдали за детьми, вели записи, делали разнообразные задания по педагогике и психологии, так же провели два классных часа и воспитательное дело. Классные часы были посвящены нравственному воспитанию. На практике мы опирались на книгу «Уроки добра и красоты». Автор: Потанина Л.Г., Щуркова Н.Е. Тема классного часа была следующая: «Помогай окружающим людям». Цель: научить ребят взаимопомощи, поддержки, уважению друг к другу, воспитание культуре межличностных отношений. На классном часе мы с ребятами разбирали разнообразные ситуации. Ребята охотно вступали в дискуссии, делали свои выводы, предлагали свои варианты по предложенным ситуациям. В целом классный час прошел хорошо. На передоложенные ситуации «Помочь учителю повесить плакат, зажечь свет, сте­реть с доски, отпереть кабинет, раздать тетради, листы, книги», ребята отвечали следующим образом. «Да, я всегда предлагаю свою помощь учителю» (ответили 19 человек). «Я бы предложил помощь, но мне кажется, что это будет выглядеть как подхалимство, смогу только в той ситуации, если в классе никого не будет» (ответили 4 мальчика). «Позвоните по телефону кому-либо из стоящих здесь людей. Начните разговор». Две девочки хорошо справились с этим заданием, беседа проходила в культурной форме, с извинениями и т.д.. На первый взгляд было понятно, что класс привык к такой форме проведения классного часа, ребята хорошо знали как себя нужно вести в той или иной ситуации, имели представления о морали, об этикете, о безнравственных поступках и т.д. Классный руководитель удаляет много времени на нравственное просвещение ребят (походы в театр, проведение классных часов, мероприятий и т.д). На втором классном часе мы разбирали такую

тему: «Взаимное уважение». Цель: научить ребят взаимному уважению друг к

другу, а так же к пожилым людям, воспитание культуре межличностных

отношений. Предлагались следующие ситуации: 1. «Выразить почтение к старику». Ребята были разбиты на команды. Каждая команда разыгрывала сценку на эту ситуацию, как, по их мнению, выражается уважение к пожилым. На мой взгляд, ребята отлично справились с таким видом работы, сценки получились естественными, интересными. 2. «Пригласить к столу и рассадить гостей, пожелать приятногоаппетита». Так же ребята были разбиты на команды, каждая команда выполняла задание. Можно сделать вывод о том, что ребята хорошо знают правела этикета и умеют применять полученные знания. Классный руководитель так же участвовал в дискуссиях, помогал ребятам, акцентировал их внимание на той или иной ситуации, так же классный руководитель просил ребят вспомнить некоторые правила этикета. Классный руководитель попросил ребят сделать выводы, а так же сравнить поведение ребят в повседневной жизни. Ребята пришли к выводу, что не всегда руководствуются правилами этикета, и делают безнравственные поступки.

Так же мы провели в классе воспитательное дело. Тема воспитательного дела: «Вавилонская башня». Цель: воспитание культуры межличностных отношений, уважение друг к другу, принятие совместных решений, взаимопомощь. Наша задача была в том, что бы сплотить ребят, научить их общаться между собой, уважать мнения друг друга. Ребята активно участвовали в играх, сценках, принимали совместные решения, проявляли уважения к мнению друг друга, действовали сообща.

В целом работать с ребятами понравилось, они охотно шли на контакт, вступали в дискуссии, делали свои выводы. К тому же ребята оказались творческими (артистичными) личностями. На наш взгляд нужно проводить и дальнейшую работу в классе в этом направлении (нравственное воспитание), это позволит сплотить класс, развить у них культуру общения, поведения. В целом класс творческий, любят разыгрывать разные сценки, которые придумывают сами или на основе произведений, поэтому дальнейшую работу можно направить и на развитие творческого потенциала у детей. Если в дальнейшем в классе будет проводиться такая работа с детьми, то ребята вырастут культурными, высоко нравственными людьми.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты опытно – экспериментальной работы по формированию нравственности во внеклассной работе у младших подростков подтвердили выдвинутую нами гипотезу.

Мы пришли к выводу, что успешному формированию нравственных свойств способствуют:

1. Личный пример учителя;

2. Полное раскрытие и понимание содержания нравственности, значимости в обществе и самой личности;

3. Использование различных форм, методов и видов нравственного воспитания;

4. Так же компоненты способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления, включенные в содержание внеклассной работы.

Завершая наше исследования мы можем сказать следующее, нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.

«Разрешение противоречий нравственноговоспитаниятребует критической

оценки сложившихся подходов к организации и ме­ханизмам осуществления воспитательной работы. Один из них —вербально - мероприятийный, требующий в основном разработки не­которой суммы просветительных бесед, раскрывающих содержание моральных правил на положительных примерах.

«Другой подход — деятельностно - мероприятийный. Он противо­поставляется вербальному и заключается в вовлечении детей в специально разработанную систему деятельности и отработке по­веденческих умений и навыков. Деятельностный подход в воспи­тании младших подростков, как и вербальный, будучи абсолютизированным, искажает процесс нравственного воспитания.

Теоретически обоснованным и оправдавшим себя на практике является подход целостности, органического единства нравствен­ного воспитания и жизни. Целостность нравственного воспитания младших подростков достигается, когда основой, источником и материалом педагогиче­ского процесса является сама сложная и противоречивая жизнь. Нравственность формируется не на словесных или деятельностных мероприятиях, а в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться,делать выбор, прини­мать решения и совершать поступки. В результате зреет мораль­ное сознание детей, укрепляются принципыповедения и, умение владеть собой.

Нравственное воспитание младших подростков должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.

Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести

чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных готовностей учащихся к активно - деятельному взаимодействию с окружающим миром (с природой, другими людьми, самими собой и др.)

Задачей учителей современной школы является воспитание в детях самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.

Важное значение для нравственного формирования школьников имеет не только содержание, но и организация вне учебного процесса. Для этого необходимо деятельность учащихся строить как коллективную. Организация коллективной и групповой форм возможна на уроках по всем предметам, но особенно на уроках труда, лабораторных, практических, внеклассных занятиях.

Библиография

1. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М., 1988г.

2. Богданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы с подростками. - М., 1987г.

3. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М., 1987г.

4. Болдырев Н.И., Гончаров Н.К. Педагогика. - М., 1968г.

5. Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2001г.

6. Довгун А.И. О некоторых условиях успешного использования методов воспитания. // Нравственное воспитание школьников. – 1976. - №12. - с.56.

7. Косолапов Ю.А.. Нравственное воспитание учащихся в процессе перспективнойдеятельности коллектива. // Нравственное воспитание школьников. - 1975. - №12. - с.52.

8. Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников. - Минск., 1990г.

9. Лихачев Б.Т. Педагогика «курс лекций». - М., 1996 г.

10. Макаренко А.С. Воля, мужество, целеустремленность. - М., 1987г.

11. Марьенко И.С. Нравственное становление личности. - М., 1985г.

12. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1999г.

13. Попов Л.А. Этика. - М., 1998г.

14. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2001 г.

15. Савин Н.В. Педагогика. - М., 1978 г.

16. Седова Н.Е. Педагогика вокруг нас. - П-К., 1995г.

17. Средства воспитания (методический подход). // Классный руководитель. 2002. - № 3 – с.26-37.

18. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1980г.

19. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М., 1979г.

20. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1990г.

21. Шемшурина А. Основы этической культуры школьников. // Народное образование. 1998. - № 6 – с.64-65.

22. Широкова И.Г. Этика. - М., 2002г.

23. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение. - М., 1986г.

24. Шульц М.П. К вопросу о методах нравственного воспитания школьников. // Нравственное воспитание школьников. 1976. - №12 - с.104 – 115.

25. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. - № 4 – с.24-29.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Предлагаемые ситуации к первому классному часу. Тема: «Помогай окружающим людям».

1. Вы немного опоздали на лекцию. Входите в аудито­рию...

2. Вы приходите утром в класс. Видите своих товарищей...

3. За столом сидят двое. Они беседуют. Вам необходимо обратиться к ним с вопросом. Сделайте это.

4. Видите: стоит стол, сервированный для чаепития. Подходите, начинайте пить чай.

5. Видите: стоит стол, сервированный для ужина. Вы хозяин или хозяйка стола. Пригласите товарищей, приступи­те к трапезе.

6. Позвоните по телефону кому-либо из стоящих здесь людей. Начните разговор.

7. На столе лежит яблоко. Вручите его кому-нибудь из находящихся в классе. Найдите повод и слова для этого.

8. Подойдите к кому-нибудь и узнайте, как проехать на Тверскую улицу.

9. Начинайте передвигать стол. Если никто не бросится помогать, попросите помочь сами.

10. Вы идете с девушкой. Подходите в дверям. Двери на пружине. Покажите, как вы будете себя вести. Пригласите партнершу для выполнения заданий.

11. Помогите, пожалуйста, девушке надеть пальто. (Одна из присутствующих играет роль ассистентки).

12. Вы постучали в дом. Вам открыли и Вы увидели, что ошиблись адресом. Как поступаете дальше?

13. Вас двое юношей и одна девушка. Вы подходите к стойке кафе, чтобы выпить чашечку кофе. Как будете это делать?

15. Вы пригласили в гости товарища. Он опаздывает, и Вы нервничаете. Но вот — звонок. Открывается дверь. Что скажете?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Предлагаемые ситуации к второму классному часу. Тема: «Взаимное уважение».

— Выразить почтение к старику.

— Произнести комплимент в адрес человека в разной социальной роли.

— Произнести утреннее, дневное и вечернее приветствия.

— Произнести прощальные и добрые пожелания прирас­ставании.

— Пригласить к столу и рассадить гостей, пожелать приятногоаппетита.

— Вручить в знакпамятнойдаты сувенири произнести приветствие.

— Сервировать стол на несколько персон.

— Обращаться с просьбой к прохожему, продавцу, киос­керу,зрителю.

— Возразить собеседнику, высказавшему спорное суж­дение.

— Сказать комплимент собеседнику по поводу его суж­дения.

— Встать при входе в комнату женщины; встать при обращении с вопросом стоящего человека (старшего, жен­щины).

— Пропустить в дверях старшего, девочку, женщину.

— Преподнести и принять угощение.

— Подобрать наилучший костюм для ситуации посещения именинника.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Сценарий воспитательного дела:

Сценка легенда о Вавилонской башне

Ученики разыгрывают сценку

1 Автор . На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, люди нашли на земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали люди друг другу: наделаем кирпичей и обожжем их огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извес­ти. И сказали они: построим себе город и башню высотою до небес и сделаем себе имя прежде, нежели расселимся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть на город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь...

Господь. Вот один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем язык их так, чтобы один не понимал речи другого.

2 Автор . И рассеял их Господь по всей земле, и остались город и башня недбстроены. Посему дано ему имя «Вавилон», ибо там сме­шал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.

Выходят ведущие.

1-й ведущий .Здравствуйте, все! Давайте представим, что мы с вами находимся в том самом времени и месте, о которых нам только что рассказали ребята, и попытаемся достроить башню. Получится или нет достроить башню, зависит только от вас, уважаемые участники на­шей встречи.

Сейчас всем будут выданы карточки, на каждой карточке написано слово «здравствуйте» на четырех разных языках. Здороваясь друг с другом, все участники должны собраться по командам (в зависимости от выбранного языка). В результате должно получиться четыре коман­ды (далее будем называть их «народами»).

2-й ведущий . Прошли века, и возродилась идея построить баш­ню. Но это может получиться в том случае, если люди разных народов, говорящие на разных языках и наречиях, смогут договориться между собой. Нашим четырем «народам» придется пройти большие испыта­ния, чтобы проверить, сумеют ли они найти общий язык, даже если говорят на разных языках.

Каждому народу будет предложено выполнить задание. Если «на­род» правильно его выполняет, то получает часть башни, которую пред­стоит достроить всем вместе.

1-й ведущий .«Народы», вы готовы? Итак, послушайте условия первого задания. Каждому «народу» необходимо придумать свое назва­ние. Название должно отличаться от существующих в реальной жизни названий народов.

2-й ведущий .А еще вы должны придумать ритуал приветствия. Например, в Японии при встрече говорят «коннитива» и при этом кла­няются.. В Бурятии говорят «санбойна», при этом вытаски­вают кинжал из ножен, убирая его за спину, а в Якутии при встрече говорят «дорообо» и при­кладывают руку к сердцу, чуть-чуть наклоняясь вперед.

1-й ведущий .Время на подготовку 3 минуты.

«Народы» готовятся и выполняют первое задание.

2-й ведущий. Во все времена между народами развивались тор­говые отношения. Не зная языка соседних народов, люди общались посредством жестов.

Рассказ 2 учеников о жестах:

1 ученик рассказывает о жестах, другой ученик показывает их.

1 ученик: жест в Японии «большой палец в верх» означает старший по положению. Жест «рука ложится на сердце» означает в Японии положись на меня. Жест «показывать указательным пальцем на себя» означает я. Когда нам нужно сказать тише мы заменяем это слово на жест «поднимаем указательный палец в верх и прикладываем ко рту». Этот жест используется как в России так и в Японии.

1-й ведущий .Например, в Америке жест «ноль»,образованный большим и указательным пальцами правой руки, означает «окей», т.е. «все в порядке». Такой же «ноль» в Японии означает — «деньги». А вот в Португалии, Испании и некоторых других странах с этим жестом будьте поосторожнее — там он воспринимается как нечто не­пристойное.

2-й ведущий .Второе задание будет следующим: «народу» необ­ходимо купить что-либо у другого «народа», объясняясь языком жес­тов, можно использовать пантомиму. Участники первой команды долж­ны показать, изобразить, что они хотят купить, участники второй ко­манды за 30 секунд должны догадаться, о чем идет речь. Купля-продажа происходит по круговой системе.

2-й ведущий . Вы знаете, что у нас в мире есть 7 чудес света. Например: В Париже это Эмфелевая башня. В Москве это Кремль и т.д. Теперь вам народам придется придумать своё чудо света.

На подготовку 3 минуты.

1-й ведущий . Мы переходим к последнему заданию. Представьте себе, что один из жителей вашего «народа» попал в плен, а выручить его из плена можно одним только способам – узнать руку своего соплеменника, попавшего в плен.

2-й ведущий .Задание следующее: от каждого «народа» выбира­ется «пленник» и тот, кто будет его «спасать». Предварительно «спаса­тель» ощупывает руку «пленника», стараясь запомнить ее. Затем «спа­сателю» завязываются глаза, и он из четырех разных рук пытается уга­дать руку своего соплеменника.

Участники выполняют задание.

2-й ведущий .Мы подошли к очень важному и ответственному моменту нашей встречи. Каждый «народ» набрал определенное количе­ство частей башни, и теперь вам всем вместе предстоит воздвигнуть ее. Делать это надо основательно, чтоб башня получилась крепкая и ника­кая сила не смогла разрушить ее.

Дети «строят» башню.

2-й ведущий .Вы построили высокую башню, а для того, чтобы она оставалась устойчивой, необходимо, чтобы у нее был прочный фун­дамент, основа.Нашу башню строили представители разных наро­дов. Как вы думаете, что является основой, прочным фундаментом вза­имоотношений между народами?

Ребята отвечают (взаимопонимание, доверие между народами).

1-ведущий . Какими качествами должны обладать люди разных народов, чтобы сохранялись прочные взаимоотношения между людь­ми,и был мир во всем мире? Мы, наверное, об этом узнаем, если каж­дая команда впишет в кирпичиках башни одно качество, самое важное на ваш взгляд

Ребята выполняют задание.

1-й ведущий (читает слова, вписанные в кирпичики). Конеч­но, если бы все люди мира строили свои взаимоотношения на такой основе, то на этом свете было бы сделано много больших, красивых, добрых дел па благо всему человечеству.

Скачать архив с текстом документа