Нравственное воспитание младших школьников
СОДЕРЖАНИЕ: Сущность и природа нравственного воспитания. Приемы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. Краеведение как форма воспитания духовно-нравственной личности. Воспитательная работа с родителями.Содержание
Введение
1. Сущность и природа нравственного воспитания, понятие нравственного воспитания в педагогике.
2. Особенности и условия нравственного воспитания младших школьников
3. Приемы педагогической работы по формированию духовно- нравственных качеств у детей младшего школьного возраста
4. Воспитательная работа по нравственному воспитанию
5. Краеведение – одна из форм воспитания духовно-нравственной личности
5.1 Работа с родителями
Заключение
Список литературы
Введение
В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья. (Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.– М.: Просвещение, 1997– 17с.)
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. (Бабанский Ю.К. Педагогика. / Ю.К. Бабанский.–М.: Просвещение,-1998– 479с.)
Для реализации необходима программа нравственного воспитания школьников, она очень обширна и охватывает круг различных нравственных отношений, в которых отчетливо проявляются моральные качества.
Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений детей, не зависимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, лекции, диспуты по этическим проблемам.
Знание моральных норм есть предпосылка нравственного поведения, но одних знаний не достаточно. Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребенка, только упражняясь в нравственных поступках.
Слово учителя - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Если ребенок этого не переживет, то ему будет чужда подлинная человеческая чуткость восприятия.
Исследуемая проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания. Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников (М.М. Гей, А.А. Горонидзе, А.А. Калюжный, Т.Ф. Лысенко и др.)
Проблемой исследования является создание педагогических условий для нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности. В связи с этим, целью исследования является теоретическое обоснование возможности нравственного воспитания в процессе учебной деятельности, и разработка методики и программы нравственного воспитания в процессе воспитательной деятельности.
Объект исследования - учебная деятельность школьников.
Предмет исследования - нравственное воспитание школьников в учебной и воспитательной деятельности.
Приступая к исследованию, автор выдвигает следующую гипотезу : нравственное воспитание школьников будет осуществлено в учебной деятельности в том случае, если:
а) учащиеся действуют целенаправленно при выполнении учебных заданий;
б) их действия приобретают осознанный характер;
в) используют приобретенный опыт для решения поставленных учителем задач.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи :
1. Дать анализ состояния проблемы нравственного воспитания школьников в теоретической литературе.
2. Выявить условия нравственного воспитания в учебной и воспитывающей деятельности школьников.
3.Описать опыт нравственного воспитания младших школьников.
Новизна исследования и практическая значимость заключаются в том, что педагогические условия обеспечивают эффективность учебной деятельности школьников, способствуют раскрытию и развитию духовно-нравственных качеств школьников, а именно, ответственность, доброжелательность, самостоятельность. Базой исследования является МОУСОШ № 4г. Алейска, 2 «А» класс.
1. Сущность и природа нравственности
Нравственное воспитание личности ребёнка – одна из самых важных задач школы. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора. Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания школа формирует у младшего школьника чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. (Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/Ом. гос. пед. ин-т им. Горького. – Омск: ОГПИ, 1991.- 267 с.)
Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей. Независимо от содержания, методов и форм воспитательной работы и соответствующих конкретных целей перед учителем всегда должна стоять задача организации нравственных отношений детей. Собственный нравственный опыт создаёт условия для эффективно усвоения опыта других людей, который передаётся детям в процессе нравственного просвещения. Накапливая собственный нравственный опыт, ребёнок может ошибиться, неправильно поступить. Воспитатель должен помочь ему осознать и пережить ошибочность, безнравственность его поступка; разумеется, надо помочь ему не только исправить поведение, но и повлиять на направленность мотивов, вызвавших то или иное действие. Нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Учение ребёнка только при поверхностном подходе может показаться делом сугубо индивидуальным. На самом деле урок - место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. В воспитательном отношении все предметы, которые изучаются в школе, одинаково важны. Система нравственного просвещения строится концентрически, т.е. в каждом классе дети знакомятся с основными нравственными понятиями. Но от класса к классу увеличивается объём знаний, углубляется осознание нравственных понятий и представлений. Уже в 1-ом классе учитель постепенно вводит понятия о доброжелательности и справедливости, о товариществе и дружбе, о коллективизме и личной ответственности за общее дело. Само собой разумеется, что работа над воспитанием данных качеств у детей осуществляется комплексно в течение всех четырех лет обучения. Чтобы развить нравственное сознание школьников, учитель помогает им осмыслить как их собственный опыт, так и опыт других (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры из литературы). С младшими школьниками необходимо проводить систематические беседы на этические темы. (Чепиков В.Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников / Учеб.-метод. пособие / В.Т. Чепиков. - Гродно: ГрГУ, 2001. - 189 с.)
В нравственном воспитании младших школьников определяющее значение имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Если для отношений между учителем и учениками характерны душевность, отзывчивость, заботливость, такими же будут отношения учеников между собой. Учителю следует избегать общих оценок личности каждого ученика. Школьника можно хвалить или осуждать за его поступок, но не следует оценку конкретного факта переносить на его личность в целом и говорить, что он вообще хороший или, наоборот, во всем плохой. Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Вот почему важно учить родителей воспитанию детей. За нравственным развитием ребенка требуется следить так же тщательно, как и за его успехами в чтении, письме, математике.
Нравственное воспитание – процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Основополагающая базовая категория нравственного воспитания – понятие нравственного чувства (постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий).
Нравственное сознание – активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление- процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести порождаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением. Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления. Нравственные чувства, сознание и мышление – основа и стимул проявления нравственной воли. Нравственность человека проявляется в сознательном следовании нравственным принципам и в привычных формах нравственного поведения. Нравственное воспитание – активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий. Это – процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых действий в пользу моральных норм, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними.
Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. Нравственное воспитание эффективно тогда когда его следствием становится нравственное самовоспитание (целенаправленное воздействие индивида на самого себя с целью выработки желаемых черт характера) и самосовершенствование (процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышение всего образа жизни, поднятие его на ступень более высокого качества) школьников.
Специфика процесса нравственного воспитания:
· обусловлена его содержанием – общественной моралью, необходимостью внедрения норм общественного нравственного сознания в индивидуальное сознание и поведение каждого школьника;
· своеобразие его целей, содержания, проявления нравственной воспитанности или невоспитанности, организации и диагностики;
· включенность в процесс умственного, трудового, гражданского, эстетического, физического, экономического, правового, экологического, антиалкогольного воспитания.
Развитие нравственности (способности выносить моральные суждения) тесно связано с когнитивным развитием. (Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах/ О.С. Богданова, В.И. Петрова. — М.: Просвещение, 1980. — 207 с.) Уровни нравственности (по Кольбергу) имеют следующую градацию:
1. Преднравственный уровень (до 10 лет) включает стадии: на первой стадии ребенок оценивает поступок как плохой или хороший в соответствии с правилами, усвоенными им от взрослых, склонен судить о поступках по важности их последствий, а не по намерениям человека (“гетерономная мораль”), суждения выносятся в зависимости от того вознаграждения или наказания, которое может повлечь за собой этот поступок.
На второй стадии суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь, и ребенок начинает судить о поступках по обусловившим их намерениям, понимая, что намерения важнее результатов совершенного поступка (“автономная мораль”). Применительно к начальной школе должен быть достигнут уровень, когда ребенок поступает нравственно не только на людях, но и наедине с самим собой. Очень важно учить детей радоваться радостью других, учит их сопереживать. В этом возрасте ребенок способен оценивать свое поведение, опираясь на нравственные нормы, которые приняты им. Задача учителя – постепенно приучать детей к такому анализу своих поступков.
2. Конвенциональный уровень (с 10 до 13 лет) – ориентация на принципы других людей и на законы. На третьей стадии суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение других людей или нет. На четвертой стадии суждение выносится в соответствии с установленным порядком и официальными законами общества.
3. Постконвекциональный уровень (с 13 лет) – человек судит о поведении, исходя из собственных критериев. На пятой стадии оправдание поступка основывается на уважении прав человека или признания демократического принятого решения. На шестой стадии поступок квалифицируется как правильный, если он продиктован совестью – независимо от его законности или мнения других людей. Кольберг отмечает, что многие люди так никогда и не переходят четвертую стадию, а шестой стадии достигает меньше 10% людей в возрасте 16 лет и старше.
2. Особенности и условия нравственного воспитания младших школьников
Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Работая над проблемами нравственной воспитанности младших школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности:
1) Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где- либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» - говорил А.С.Макаренко.
2) Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети 6-7-летнего возраста не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7-10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.
3) Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом. Учитывая возраст детей, нормы нравственного поведения можно разбить на 3 уровня:
4) Может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения). Так, обсуждая предстоящую поездку в музей, напоминаем, как вести себя в транспорте. Вдруг дети говорят:
-А я видел, как Сережа в автобусе сидел, а его бабушка стояла возле него.
- Сережа в парах ходить не умеет: то толкается, то на ноги наступает, то отстает.
- Сегодня он чуть не сбил с ног учительницу из другого класса...
- Это правда? - удивляется учитель.
-Да, но я так больше не буду! — искренне заверяет мальчик.
Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка.
5) Неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице). Обратимся к опыту великих педагогов. В. А. Сухомлинский говорил: «В практической работе по нравственному воспитанию наш педагогический коллектив видит прежде всего формирование общечеловеческих норм нравственности.» (Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника/ И.С. Марьенко. —М.: Педагогика, 1985. — 368 с.) В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали:
o Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.
o Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
· Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
o Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
o Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.
Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.» Среди основных задач, которые ставит современное общество перед народным образованием, выделяется актуальная задача воспитания активной сознательной творческой личности. Включаясь в учебную деятельность, младшие школьники учатся действовать целенаправленно и при выполнении учебных заданий, и при определении способов своего поведения. Их действия приобретают осознанный характер. Все чаще при решении различных умственных и нравственных проблем учащиеся используют приобретенный опыт.
Необходим переход ко второй стороне вопроса, выдвигаемого в гипотезе о структуре учебной деятельности - к вопросу о значимости единства всех трех компонентов учебной деятельности (мотивационного, содержательного, операционного) для становления учащихся начальных классов как субъекта учебной деятельности. Причем, суть значимости этого единства можно рассматривать в двух аспектах. Первое – это возможность развития каждого из них на основе двух других. Так, формирование мотивационной сферы учащегося невозможно без достаточного развития и содержательной, и операционной стороны, поскольку и сознание своих возможностей и возникновение отношения (чувств), соответствующих «сигналов» возможно лишь в том случае, если ребенок владеет определенным содержанием, на основе которого возникает потребность, и комплексом приемов, - способов удовлетворения этих потребностей. Таким образом, учащийся становится активным участником процесса обучения, т. е. субъектом учебной деятельности, только тогда, когда он владеет определенным содержанием, т. е. знает, что делать и для чего. Выбор того, как делать, определятся и его знаниями, и его уровнем овладения операционными структурами, и мотивами данной деятельности.
Второй аспект, раскрывающий сущность значимости единства данных компонентов, представляет собой следующее: на сегодняшний день процесс обучения в начальной школе в значительной степени направлен на усвоение знаний и приемов, способов учебной работы, т.е. упор делается на содержательный и частично операционные компоненты. При этом предполагается, что в ходе этого процесса идет и умственное развитие, и нравственное. В определенной своей части это положение верно, но при целенаправленном формировании содержательных элементов, в какой – то степени «стихийное» развитие операционной и мотивационной сторон неизбежно отстает, что, естественно, начинает тормозить и процесс усвоения знаний, не дает в полной мере использовать заложенные в учебной деятельности возможности для умственного и нравственного развития учащихся. Проблема нравственного развития младшего школьника в процессе обучения взаимосвязана с тремя факторами, которые определяет Т.В. Морозова. (. Этическое воспитание младших школьников: Учебно-методическое пособие для учителей начальных классов./ Сост. А.К. Лопаткина. – Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. – 103 с) Во–первых, придя в школу, ребенок переходит от «житейского» усвоения окружающей действительности, в том числе и морально–нравственных норм, существующих в обществе, к его научному и целенаправленному изучению. Это происходит на уроках чтения, русского языка, природоведения и т.д. Значение такого же целенаправленного обучения имеет и оценочная деятельность учителя в процессе уроков, его беседы, внеклассная работа т. п.
Во–вторых, в ходе учебной работы школьники включены в реальную коллективную деятельность, где также идет усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения учащихся между собой и взаимоотношения учеников с учителем.
И третий фактор: в процессе обсуждения положения в современной школе все чаще звучит тезис о том, что обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности. В связи с этим предлагается увеличить удельный вес гуманитарных наук в общем объеме школьной программы. Учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета. Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания.
Для нравственного воспитания важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Учебная деятельность становится коллективным трудом, если познавательная задача ставится перед детьми как общая, для ее решения нужен коллективный поиск. В начальных классах требуются специальные приемы, чтобы дети смогли осознать учебную задачу и как общую, и как относящуюся лично к ним. Своеобразной школой нравственного воспитания являются экскурсии в природу. Они проводятся с учащимися различных возрастных групп. Такие экскурсии дают возможность учителю воспитывать у школьников чувство хозяина Родины, бережного отношения к ее достоянию—природе. Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Формы работы разные: в начальных классах это может быть рассказ учителя, этическая беседа.
Этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы — помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды. В процессе этических бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов. Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям. В этических беседах главная роль принадлежит учителю, и он должен хорошо владеть словом
Воспитательный процесс строится таким образом, что в нем предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Моральные ситуации для школьников всех возрастов ни в коем случае не должны быть представлены или выглядеть как обучающие, или контролирующие, иначе их воспитательное значение может быть сведено на нет.
3. Приемы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей . Отечественные педагоги, изучая все лучшее, что было наработано до революции и после, пытаются воспитать физически здоровую душу, наполненную духовной энергией, интеллектуально развитую личность. Используемые в школе учебные авторские программы и разработки уроков, внеклассных мероприятий представляют особую ценность, так как содержат крупицы опыта работы учителей по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной страны. В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу формирующего.
Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка. Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы, праздники посвященные “Дню Победы”, литературные вечера, “Дни духовности и культуры” предполагают встречи с интересными людьми. Огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству. Методика работы со сказками в начальных классах обусловлена качественной неоднородностью этого жанра. Учителю при руководстве чтением сказок необходимо, опираясь на специфику сказочного жанра, целенаправленно формировать у учащихся оптимальный объем умений, концентрирующих внимание детей на главном в “сказочном мире”, умение выделить при чтении и рассказывании сходные по идейному содержанию эпизоды с одним и тем же героем и определять их эмоциональный характер для развития у детей способности к сопереживанию, эмоциональной и образной памяти. Очень много нужно еще сделать начальной школе, чтобы воспитывать в детях нравственное чувство, вести их к подлинной духовности. Обратимся к практической стороне исследования.
Обобщающий урок во 2-м классе на свободную тему “Десять заповедей”. Дети припомнили все, что читали об этом за три года: из полузабытых рассказов учебной книги и внеклассного чтения у них вновь возникли образы друзей детства. Учащиеся готовились к нему в течение недели, и общий разговор убедил их, что десять заповедей можно разделить на три условные группы. Почему о десяти заповедях можно сказать, что они составляют “костяк” нравственности христианина, его конституцию? (Приложение 1).
Много интересного о прошлом они узнают от старых людей, многому полезному в жизни, первым трудовым навыкам учатся у дедушек и бабушек, последние же помогают детям познать тайны природы. Бабушки приобщают детей к истокам народной поэзии и учат их родному языку. А главное — они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества.
4. Воспитательная работа по нравственному воспитанию
В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу формирующего. Важным механизмом, обеспечивающим успешное вхождение ребенка в школьную жизнь, является психологическая готовность, которая включает определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка, в том числе и коммуникативные компоненты готовности к школьному обучению. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка. Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы, праздники посвященные “Дню Победы”, литературные вечера, “Дни духовности и культуры” предполагают встречи с интересными людьми. В данной школе разработана авторская программа по нравственному воспитанию.
5. Краеведение – одна из форм воспитания духовно-нравственной личности
Учителя не случайно обратились к проблеме использования краеведения на уроке и во внеурочной деятельности. Анализируя работу по природоведению, развитию устной и письменной речи на уроках чтения и русского языка, т.е. преподавания основных предметов, они пришли к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Но даже имеющийся небольшой объем материала носит абстрактный характер. Неконкретность приводит к сложности восприятия и понимания данного материала. Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлого, настоящего и будущего, к природе родного края, учителя школы обратилась к анализу данной проблемы и поиску путей ее решения. Для чего же следует изучать свой край? Что изучать? Как преподавать краеведческий материал? Не менее важным этапом работы по краеведению является целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Большое значение имеет связь с социосредой (родителями, учреждениями города, способными помочь в освоении социальной, культурной, природной среды родного края). Такая организация краеведческой работы способствует осознанию своего места в окружающем мире (“Я — мой город”), значения Алтайского края в истории и культуре России (“Я — мой город, мой край, мое Отечество”). Она не позволяет скатиться на позиции местничества при изучении края и в то же время содействует формированию гражданственности.
Для чего же изучается свой край в начальной школе? Проанализируем более подробно. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать и т.д. Краеведение предполагает комплексное изучение родного края. Широкое поле деятельности представляет изучение предмета “природоведение”. Здесь, необходимо систематизировать и расширять представления учащихся о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы. Основными направлениями являются геологическое строение, климатические условия, растительный и животный мир... Понимая, что только на основе знаний можно убедить учащихся в необходимости заботливо относиться к природе, выбираю разнообразные формы и методы ознакомления: экскурсии, беседы, творческие работы, встречи с людьми разные профессий и т.п.
5.1 Работа с родителями
Современные родители уже привыкли к личной безответственности, которую в нас воспитали на протяжении последних десятилетий. Но нельзя давать согласие на эту разрушительную работу. В конце каждого учебного года учителя подводят итоги, было ли интересно жить ребятам в школе. Для этого предложили детям анкету. Первый вопрос был такой: “Какие наши общие дела тебе показались интересными и больше всего запомнились? Ребята перечислили много мероприятий, проведенных за год, а те ребята, которые пришли вновь, написали: “Я узнала, что в школе можно не скучать, а жить интересно и весело”. На вопрос “Чему научили тебя наши дела?” дети написали, что они научились любить Родину, свой город, научились охранять природу, добросовестно трудиться, узнали цену честности и доброты, вежливости, научились помогать друг другу и не оставлять товарища в беде.
Весь год учитель наблюдает, как дети ведут себя во время общих дел, каких-либо событий в классе, на переменах и после уроков. Наблюдения показали, что у ребят сложились товарищеские отношения, они умеют быстро договориться, редко ссорятся, хотя и спорят по деловым вопросам. Общее поручение выполняют дружно, видят, кому нужна помощь, активно помогают друг другу, слушаются старосту и вожатых. Детский коллектив живет согласно урокам хороших манер (Приложение 2). Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше. Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией.
Заключение
Проблему нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна. На основе результатов исследования нами сделаны следующие выводы. Эффективность нравственного воспитания школьников возможна при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной, операционной.
Опытная работа в МОУ СОШ № 4 г. Алейска, показала необходимость проведения занятий по нравственному воспитанию с младшими школьниками. Хотя в опытном 2 «А» классе теоретические знания преобладают над практическими умениями, все же работу по формированию нравственности надо продолжать, чтобы теоретические знания вошли в зону «актуального развития» (по теории развития Выгодского). Программа «Нравственное воспитание школьников в учебной деятельности» может способствовать повышению уровня воспитательной подготовки учащихся в школе, обеспечивая развитие нравственных качеств личности в учебной деятельности. Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека. Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей. Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, полоролевые различия детей, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности.
Список литературы
1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.– М.: Просвещение, 1997– 17с.
2. Бабанский Ю.К. Педагогика. /Ю.К. Бабанский.–М.: Просвещение,-1998– 479с.
3. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах/ О.С. Богданова, В.И. Петрова. — М.: Просвещение, 1980. — 207 с.
4. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников/ Н.И. Болдырев. – М.: Просвещение,1979.- 289 с.
5. Васильева М.С., Оморокова М.И., Абдуллина А.А. Воспитание учащихся средствами литературы. // Начальная школа.- 1979.- №8.- С.11.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под редакцией В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991.- 420 с.
7. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/Ом. гос. пед. ин-т им. Горького. – Омск: ОГПИ, 1991.- 267 с.
8. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности/ О.Г. Дробницкий. - М.: Просвещение, 1977.- 211 с. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка/ В.И. Даль.– М.: 1979, т.11.- 640 с.
9. Заславская С.Г. Первые шаги/ С.Г. Заславская. – М.: Педагогика, 1979.- 267
10.Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания/ И.А. Каирова. - М.: Просвещение, 1979.- 290 с.
11.Карпов И.А. Азбука нравственного воспитания/ И.А. Карпов. – М.: Просвещение, 1979.- 198 с.
12. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника/ Л.В. Кузнецова. – М., 1988.- 280 с.
13. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология/ Н.Д. Левитов. – М.: Просвещение, 1964.- 390 с.
14. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии/ Б.Ф. Ломов. — М.: Наука, 1984. — 431 с.
15.Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников/ И.С. Марьенко. — М.: Просвещение, 1980. — 183 с.
16. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника/ И.С. Марьенко. — М.: Педагогика, 1985. — 368 с.
17. Психология. Словарь. Под общей редакцией Петровского А.В., Ярошевского М.Г. – М.: Педагогика, 1990.- 423 с.
18. Толкачева Т.М. Гражданское воспитание младших школьников в учебном процессе. Методические указания/ Т.М. Толкачева. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. –14 с.
19. Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций/ И.Ф. Харламов. - М.: Просвещение, 1990.- 367 с.
20. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников/ И.Ф. Харламов.- М.: Просвещение, 1984. — 144 с.
21. Чепикова Л.В. О преемственности в воспитании нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В. Чепикова // Воспитание школьников. – 2007. – № 8. – С. 37-38.
22. Чепиков В.Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников/Учеб.-метод. пособие / В.Т. Чепиков. - Гродно: ГрГУ, 2001. — 189 с.
23. Шакирова Г.М. Методика изучений нравственных убеждений школьников в реальной жизненной ситуации.// Вопросы психологии, 1984, №2.- С. 32-35.
24. Шадриков В.Д. Развитие и воспитание духовности. // Школа духовности. – 1997. №1. – С. 21.
25. Шарапова О.В. Роль литературных произведений в нравственном воспитании младших школьников// http://1.emissia.peterhost.ru.
26. Этическое воспитание младших школьников: Учебно-методическое пособие для учителей начальных классов./ Сост. А.К. Лопаткина. – Омск: Омск.