Нравственные проблемы в романе М.Ю.Лермонтова Герой нашего времени

СОДЕРЖАНИЕ: Объясняя образ Печорина, В.Г.Белинский сказал: Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою.

Нравственные проблемы в романе М.Ю.Лермонтова Герой нашего времени.

Объясняя образ Печорина, В.Г.Белинский сказал: Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою. Онегин отражение эпохи 20-х годов, эпохи декабристов; Печорин герой третьего десятилетия, жестокого века. Оба они мыслящие интеллигенты своего времени. Но Печорин жил в тяжелую эпоху общественного гнета и бездействия, а Онегин в период общественного оживления и мог быть декабристом. У Печорина этой возможности не было. Поэтому Белинский говорит: Онегин скучает, а Печорин страдает.

Печорин по происхождению аристократ, получил светское воспитание.

Выйдя из-под опеки родных, пустился в большой свет и стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями. Легкомысленная жизнь аристократа ему вскоре опротивела. Так же, как Онегину, наскучило и чтение книг. После нашумевшей истории в Петербурге Печорина ссылают на Кавказ. Рисуя внешность своего героя, автор несколькими штрихами указывает на его аристократическое происхождение: бледный, благородный лоб, маленькая аристократическая рука, ослепительно-чистое белье. Печорин физически сильный и выносливый человек: широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни... непобежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными.

В портрете героя отражены и внутренние качества: противоречивость и скрытность. Не удивительно ли, что, несмотря на светлый цвет волос, усы его и брови черные? Глаза не смеялись, когда он смеялся.

Печорин наделен незаурядным умом, критически оценивающим окружающий мир. Он размышляет над проблемами добра и зла, любви и дружбы, над смыслом человеческой жизни. В оценке современников самокритичен: Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья. Он прекрасно разбирается в людях (например, в Грушницком, в княжне Мэри), не удовлетворяется сонной жизнью водяного общества и дает уничтожающие характеристики столичным аристократам. Память Печорина насыщена сведениями из литературы и истории.

В его дневнике мы находим цитаты из Грибоедова и Пушкина, название произведений, имена писателей и литературных героев.

Печорин безумно смел, как бы играет с жизнью. Стоя на краю пропасти с незаряженным пистолетом, он подставляет грудь под выстрел Грушницкого. И это делается для того, чтобы изведать предел подлости моего противника. Человек сильной воли и больших возможностей, Печорин страстно стремится к активной жизни.

Рожденный для высокой цели, он вынужден жить в томительном бездействии или растрачивать свои силы на поступки, недостойные настоящего человека. Даже острые приключения не могут его удовлетворить. Любовь приносит только разочарование и огорчение.

Окружающим он причиняет горе, и это углубляет его страдания.

Вспомните, какова судьба Бэлы, Грушницкого, княжны Мэри и Веры, Максима Максимыча.

Однако с богатством душевных сил и одаренностью героя Лермонтов раскрывает и такие качества Печорина, которые резко снижают его образ. Печорин холодный эгоист, он безучастен к страданиям других, и это характеризует его как индивидуалиста.

Но самое тяжелое обвинение Печорину отсутствие жизненной цели, бесплодность существования. Задумавшись над вопросом о цели своей жизни, он записал в журнале: А, верно, она существовала и, верно, мне было назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные.

Нашел ли Печорин свое высшее назначение? С пользой ли растратил свои необъятные силы? И не о подобных ли ему людях поколение 30х годов прошлого века сказал Михаил Юрьевич Лермонтов в знаменитой Думе: ... Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гениям начатого труда.

Можно ли назвать Печорина героем в положительном смысле этого слова? Или, может быть, глубокая ирония скрыта в самом заглавии романа? Ответ на этот вопрос нужно искать в предисловии. В нем Лермонтов совершенно категорически заявляет, что Печорин это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии.

Печоринство было типичной болезнью времени. Однако уже и в те годы, полные мрака и безнадежности, появились имена истинных героев. Они шаг за шагом прошли кремнистый путь борцов и явили миру образцы патриотизма и гражданского мужества.

Скачать архив с текстом документа