Нравственный идеал в романе Л.Н. Толстого Война и мир
СОДЕРЖАНИЕ: Сочинение. Нравственный идеал в романе Л.Н. Толстого Война и мир. И чем более я размышляю, тем более две вещи наполняют душу мою все новым удивлением и нарастающим благоговением: звездное небо надо мной и нравственный закон во мне.Сочинение.
Нравственный идеал в романе Л.Н. Толстого Война и мир.
И чем более я размышляю, тем более две вещи наполняют душу мою все новым удивлением и нарастающим благоговением: звездное небо надо мной и нравственный закон во мне.
И. Кант
План.
I. Мое понимание нравственного идеала.
II. Нравственный идеал в романе Л.Н. Толстого Война и мир.
1. Центральная идея романа.
2. Духовные искания Пьера Безухова.
3. Духовные искания князя Андрея.
4. Любовь – неотъемлемая часть характера Наташи Ростовой.
III. Мысль народная в романе.
Каждый из нас, наверное, не раз задумывался о том, что заставляет нас поступать так или иначе. Как мы различаем добро и зло? И, скорее всего, никто не пришел к окончательному ответу. Большинство из нас воспринимает как данное, что убийство – это плохо, а помощь ближнему – хорошо. Добро, по-моему, нельзя определить. Это субъективное понятие и каждый воспринимает его по-своему. Но я надеюсь, есть что-то идеальное, заключающее в себе представления каждого человека – так называемый нравственный идеал, достичь который невозможно. То есть каждое понятие о добре, о нравственном совершенстве – его часть, и, следовательно, любой человек, поступающий соответственно своему собственному, субъективному понятию о добре, будет приближаться к нравственному идеалу.
Вопросы о добре и зле – вечные вопросы философии – не могли не найти отражения в романе-эпопее Л.Н. Толстого Война и мир, раскрывающем нашему взору целую эпоху, целое поколение людей начала девятнадцатого века. Однако Л.Н.Толстой, как и любой другой человек, имел свои представления о нравственном идеале. И нам придется считать его представления правильными, так как весь мир романа действует по его законам. Л.Н.Толстой, как противник любых схем, представил нравственный идеал в наиболее простом и понятном виде. Человек должен найти Бога внутри себя, найти ту другую, лучшую любовь к ближнему, должен научиться любить жизнь:
Жизнь есть все. Жизнь есть Бог. Все перемещается и движется, и это движение есть Бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества. Любить жизнь, любить Бога. Труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий.
К таким выводам приходит Пьер Безухов – один из любимых героев Л.Н. Толстого, – точнее не приходит, а кто-то говорит ему эти мысли. Откровение приходит Пьеру во время плена. Потеряв физическую свободу, Пьер обретает иную, духовную:
Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого меня? Меня? Меня – мою бессмертную душу!
Он долго в своей жизни искал с разных сторон этого успокоения, согласия с самим собою … он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания обманули его. Но писатель не считает эти искания бесполезными, наоборот, каждая веха в жизни Пьера привносит свою лепту в тот стройный, гармоничный внутренний мир, каким тот стал после плена. Пьер как бы поднимается по ступеням, и, приподнявшись на одну ступень, он переосмысливает свои предыдущие поступки, то есть он способен к постоянному самоулучшению и самоочищению. В плену Пьер испытывает сильнейшие физические и духовные потрясения: сцена казни пленных, голод, постоянный страх смерти. Они только подтолкнули Пьера к кардинальному изменению мироощущения. Но самым важным событием в плену и во всей жизни Пьера оказалась встреча с Платоном Каратаевым – таким же пленным, солдатом Апшеронского полка. Платон Каратаев – олицетворение всего русского, доброго и круглого. Он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком – не с известным каким-нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами. Любовь к людям, к жизни, восприятие ее такой, какая она есть, – вот что перенял Пьер у Платона Каратаева.
Другой любимый герой Л.Н. Толстого – Андрей Болконский – так же как и Пьер приходит к подобному мироощущению после долгих поисков. Основа его характера – гордость – одновременно и достоинство, и слабость. Вся жизнь его – постоянный поиск. Он пытается найти свой Тулон, чтобы обрести славу. Но желание славы для князя Андрея – желание любви людской. Князь Андрей так же, как и Пьер, поднимается по ступеням. Основные вехи его жизни: светская жизнь, участие в кампании 1805-1807 года, Аустерлицкое сражение, помолвка с Наташей, Отечественная война – все они имели свое влияние на князя Андрея. Но прежде чем прийти к правильному мироощущению ему приходится пережить ужас смерти, увидеть страдания других людей. Он получает ранение в Бородинском сражении и попадает на перевязочный пункт, что становится переломным моментом в его судьбе. Он встречает Анатоля Курагина – своего врага, – которому только что отняли ногу, и не испытывает к нему чувства ненависти. Впоследствии он осознает, что, умирая, он увидал врага своего и все-таки полюбил его. Он испытал то чувство любви, которая есть самая сущность души и для которой не нужно предмета.
Любить ближних, любить врагов своих. Все любить – любить бога во всех его проявлениях, – вот тот истинно христианский тезис, к которому автор приводит всех своих любимых героев. Наташа Ростова – самый яркий женский образ романа – всю жизнь следует этому утверждению. Любовь к людям, к окружающему миру – ее неотъемлемая часть. Поэтому Л.Н.Толстой, скорее, не ее приводит этому тезису, а с ее помощью ведет к нему остальных.
В соответствии с основами своего мировоззрения, Л.Н.Толстой сближает любимых героев с народом. Высшая похвала Андрею Болконскому – прозвище наш князь, данное ему солдатами полка. Наташа умела понять все то, что было … во всяком русском человеке. А Пьер, попав в плен, отказался переходить в офицерский балаган и остался в солдатском, где все те качества, так мешавшие ему в свете: сила, пренебрежение к неудобствам, рассеянность и простота – давали ему положение почти героя. В эпилоге Пьер говорит: Мы только для того беремся рука с рукой, с одной целью общего блага и общей безопасности. Здесь мысль народная выходит на высшую ступень – общечеловеческую. Пьер чувствует себя ответственным за устройство мира, за благополучие каждого человека. Он считает, что защитники добра должны объединиться, чтобы противостоять силам зла.