О длительности катехизации в некоторых современных Западных христианских церквах
СОДЕРЖАНИЕ: Четкий ответ на вопрос о необходимой длительности подготовки к христианскому крещению мы находим у авторов III –IV вв.Четкий ответ на вопрос о необходимой длительности подготовки к христианскому крещению мы находим у авторов III –IV вв. Согласно Клименту Александрийскому ((† ок. 215 Р. Х.), это три года после «записи имени» в число катехуменов: «(Закон) не позволяет собирать несовершенные плоды с несовершенных деревьев, но (повелевает): после трех лет первые плоды урожая должны быть посвящены Богу (Лев 19:23-24), когда дерево достигло совершенства. Такой земледельческий образ может послужить уроком: он учит нас необходимости очищения наростов прегрешений и бесплодного роста мысли, которая вместе с естественными плодами растет до тех пор, пока новый вид веры не приобретет свой совершенный объем и твердость.
Именно в четвертый год – ибо для основательной катехизической подготовки требуется время – четверица добродетелей посвящается Богу» [2 Стром. 95, 3-96, 2] . Есть сведения и о своего рода втором этапе. Как пишет В. Хулап, «по окончании периода катехумената кандидаты составляли группу «намеревающихся приступить ко крещению» («ingressuri baptismum»). Они проводили определенный период времени (может быть, неделю) в молитве, бдении и посте: «Тем, кто собирается креститься, нужно к этому приготовиться частыми молитвами, постом, коленопреклонениями, бдением и исповеданием всех прошлых своих грехов...» (Коммодиан, также живший в Африке в III веке, О крещении 20, 1.5)
Эльвирский собор говорит о двухлетнем научении, за исключением случаев болезни (прав. 42). За тяжелые проступки катехуменат мог быть продлен до трех (прав. 4), пяти лет (прав. 73) или даже до момента смерти (прав. 68).
Дошедшее до нас «Апостольское предание» св. Ипполита Римского, написанное около 215 г., наглядно показывает, как выглядел катехуменат начала III века в Риме. Период «слушания Слова» продолжался, согласно тексту, три года. Конечно, это приблизительное время, т.к. крещение совершалось лишь в определенные дни года, и этот срок также мог быть уменьшен ввиду усердия кандидата: «Если же кто усерден и совершает добрые дела, то пусть принимается во внимание не время, а само поведение, которое только и должно обсуждаться».
В связи с такой длительной продолжительностью подготовки и многочисленными гонениями на христиан логически возникал вопрос: что будет, если катехумен умрет, не успев принять крещение? Текст «Апостольского предания» отвечает на это следующее: «Если оглашенный будет схвачен за имя Господне, то пусть он не сомневается в полноценности своего свидетельства. Если же ему было причинено насилие и он был замучен, когда его грехи не были еще отпущены, то он будет оправдан. Ибо он принял крещение своею кровью» (гл. 19).
Т. о., несмотря на всю тяжесть ситуации гонений, церковь не боялась, что оглашамый может погибнуть, не успев принять водного крещения, она отказывалась крестить в спешке, не выяснив серьезность намерения катехумена жить по-христиански. По Клименту Александрийскому, «определенно, действия не судятся только по исполнению, но в соответствии со свободным намерением каждого. Был ли выбор легким? Было ли покаяние в грехах? Познал ли он свои падения? Осознал ли он их?» (2 Стром. 26, 4-5).
Но из этого следует, что и исполнение действий также судилось!
В IV веке, в связи с радикальным изменением статуса христиан, обусловленным началом константиновского периода, у отцов, как восточных, так и западных, все заметнее звучат призывы к скорейшему крещению. Ранее длительная подготовка была проявлением ответственности Церкви и катехуменов. Теперь участившиеся случаи «вечного оглашения» с крещением на смертном одре свидетельствовали скорее о нежелании человека взять на себя христианскую ответственность. Система катехумената как подготовки церковью взрослых людей, выразивших серьезное и искреннее намерение начать жить по-христиански, едва сложившись, стала давать сбои.
На мой взгляд, конец минувшего ХХ столетия дает нам примеры возрождения катехумената. Больше всех этим занималась Католическая церковь, тщательно разработавшая свою систему под названием “De Initiatione Christiana Adultorum” «Порядок христианского посвящения взрослых» (1972), с восстановлением литургического оформления катехумената и его ступеней. Как сказано в Оксфордском словаре Христианской церкви, «восстановленный катехуменат стал необходимой прелюдией ко всем взрослым крещениям», причем он «может быть длительным» . Впрочем, в реальности, надо думать, и тут не все так гладко, как на бумаге. В беседе с Биллом Хьюбшем (Bill Huebsch), автором популярной у американских католиков книги «Катехизация всей общины (WCC), на простом английском» Майкл Нельсон расспрашивает его об этой программе, которую американские епископы назвали «центральной задачей» всего дела катехизации . По мнению журналиста, «многие по-прежнему видят в Порядке христианского посвящения взрослых (по-английски RCIA) скорее образовательную программу, чем основанный на литургическом лекционарии процесс формирования веры”. С ним согласен вышеупомянутый автор “католического бестселлера” о катехизации, утверждающий, что “быть во Христе, войти в смерть Господа – это то, к чему прямо призывает крещение, и тем не менее, так мало сегодняшних католиков пережили это”. Он призывает уйти от “преподавания о вере”, от “обучения детей”, и прийти к “катехизации длиною в целую жизнь”, в которую вовлечен весь приход, имеющей целью “встречу со Христом на глубине, за которой следует ответ веры”.
Об особых проблемах, связанных с периодом мистагогии, говорится и в свидетельстве американского катехизатора-католика.
Однако я сознательно решила оставить в стороне католиков и с помощью Интернета попытаться выяснить, что происходит сейчас в других христианских деноминациях. Существует ли там подготовка к крещению/воцерковлению, сколько она длится и почему? Правда, каких-то обобщающих работ мне не попалось: процесс это достаточно недавний и живой. Поэтому результаты моего исследования довольно отрывочны, но все же, на мой взгляд, представляют интерес. В основном они касаются канадских и американских лютеран, Реформатской церкви Америки, английских и американских баптистов и анабаптистов, отчасти англикан и американских епископалов.
Постараемся дать здесь некоторое обобщение. Непосредственный и более подробный обзор найденного, особенно по Реформатской церкви в Канаде, передается в библиотеку СФИ в электронном виде (на русском языке), наряду с самими взятыми из Интернета материалами (на английском языке). Последние представляют интерес как возможность своеобразной, но реальной встречи с людьми, делящимися своим живым опытом ведения катехизации, со всеми ее трудностями и благодатными дарами. Мне кажется, что, несмотря на различие наших условий, это может быть встреча единомышлеников.
Все цитаты из англоязычных источников даны в моем переводе.
I. Баптисты и анабаптисты
Баптисты и анабаптисты первыми из крупных современных деноминаций поставили вопрос о неготовности детей и младенцев к таинству крещения и крестили только взрослых верующих. При этом точкой окончания подготовительного периода служило не завершение, допустим, какого-то определенного по длительности этапа научения, а «публичное исповедание веры» (“public confession of faith”), или «свидетельство опыта» (“testimony of experience”) . Это называлось обращение, человек становился членом братства христиан, однако, чтобы стать членом церкви, т.е. данной конкретной церковной общины, требовалось крещение (так, например, у американских баптистов XVIII в. . Т.о., баптисты различают христиан вообще – как тех, кто пережил обращение и, возможно, стал постоянным посетителем молитвенного собрания – конгрегации, и членов церкви – истинно крещеных членов данной общины. Конгрегация при этом может быть в несколько раз больше по численности, чем церковь.
Детей и подростков баптисты старались не крестить, по крайней мере, лет до 16–18 , хотя, что касается обращения, то зафиксированы случаи обращений 12–летнего, 9–летней. Постепенно в ходе истории баптизма средний возраст обращений понижался . Уже с XVII в. у английских баптистов практикуются «заместительные службы детского посвящения», которые, насколько можно судить по сохранившимся обрывочным свидетельствам, представляли собой скорее посвящение их родителей. В XVIII в. такие заместительные службы стали еще более распространенными.
Научение происходило в основном в форме пасторских проповедей в ходе молитвенного собрания, однако некоторые ассоциации американских баптистов принимали в XVIII в. наряду с исповеданиями веры катехизисы, a «от пасторов ожидалось, что они при случае будут катехизировать детей» . Баптистская ассоциация в Филадельфии в 1783 г. рекомендовала «разным церквам Ассоциации установить катехизацию детей в своих конгрегациях, в упомянутые периоды года». Надо думать, такая катехизация «при случае» не была продолжительной.
Сейчас основным путем научения, которое лишь условно можно назвать катехизацией, у баптистов и анабаптистов является воскресная школа, этот «университет нашего народа в сфере религии», который помог баптистам США «достичь уровня библейской грамотности, изумительного для истории мирянской религии» . Воскресная школа сегодня, особенно в США – это отдельное здание с классами, помещением для службы, библиотекой, аудиовизуальными средствами, комнатой для репетиций хора и т.д. . В Европе, правда, возможности гораздо скромнее, как в отношении подготовки детей, так и взрослых . Но проблема явно не в материальных средствах. Даррен Блейни жалуется, что сегодня креститься и стать членом церкви стало чересчур легко, и дипломированный молодой человек знает историю спасения хуже неграмотного, но горячего анабаптиста XVI в. А Харри Спрейндж делится своим опытом: дети не хотят покидать собрание во время причастия, как это принято у анабаптистов. Смысл не в том, считает он, чтобы давить на детей и молодежь, вынуждая их скорее «принять решение»: есть много случаев, когда и после торжественного исповедания веры они разочаровываются в Церкви и уходят. Скорее, нужно дать им возможность уже в этот подготовительный период «быть частью церкви», учить их полагать жизнь за други своя, т.е., по выражению автора, дать возможность служить этому миру – если мы не хотим, чтобы он забрал их у нас! Период подготовки к обращению и крещению – это не учеба ради завтрашнего дня, это жизнь в церкви сегодня, считает и Боб Эллоуей . В частности, у них это выражается в том, что перед причастием желающие подростки, по всей видимости, и некрещеные, могут, сидя рядом с близкими им взрослыми, проверить свою совесть и затем причаститься (а взрослые «посетители» – не-члены данной церкви – могут сами решить вопрос о возможности или невозможности для себя участвовать в Вечере Господней; дети моложе 7 лет должны покинуть собрание).
Конечно, о катехуменате у баптистов и анабаптистов, теми более, о его стабильной длительности говорить трудно. При этом из их свидетельств видно, что ни годы воскресной школы, ни терпеливое ожидание взрослого обращения не гарантируют детям и молодежи неформального, настоящего вступления в христианскую жизнь, а также того, что они в церкви останутся. Попытки воцерковлять их через участие в Вечере Господней до крещения не могут также не вызывать сомнения. О той или иной форме подготовки взрослых ничего найти не удалось.
II. Другие современные христианские деноминации
1. Английские реформаты, чей представитель Крис Пасерелло говорит о катехизации прежде всего как об обучении по катехизисам и весьма рекомендует его всем, от детей до отцов семейств (последним для катехизации своих домашних), от взрослых мирян до клириков. Он всячески призывает не сводить катехизацию к зазубриванию готовых ответов из учебника, а заставлять и детей, и взрослых думать самим, но все равно образ такой сугубо «учебной» катехизации резко контрастирует с тем, что мы видели у древних христиан и даже у баптистов с анабаптистами. О длительности, понятно, не говорится ничего: самообразованием полезно заниматься всю жизнь.
2. Реформатская церковь Америки посвящает взрослому катехуменату специальную страницу на своем сайте в Интернете . Конгрегациям, заинтересовавшимся катехизацией, предлагаются двухдневные семинары по организации катехумената для небольших команд будущих катехизаторов и даже средства для покрытия транспортных расходов. Объясняется, что катехуменат имеет древнюю традицию, что РЦА приспособила ее к современным условиям, что это «не столько передача информации, сколько помощь человеку в нахождении пути, с целью поддержать его личное путешествие». Каждый ищущий получает спутника-сопровождающего на своем пути (аналог поручителя?), из числа практикующих членов конгрегации. Процесс катехизации длится 6 месяцев. Начавшись с периода задавания вопросов, он ведет к жизни во Христе. Или, как сказано в другом месте, катехуменат дает ищущим место для вопросов и вовлекает в общину.
Ищущие и их спутники встречаются в небольших группах для «духовного различения», изучения Писания, молитвы и размышления. Это подготавливает ищущих к исповеданию веры и крещению, которое совершается на Всенощном бдении в Великую субботу, накануне Пасхи. «После этого ищущие готовы к тому, чтобы быть посланы как христиане на служение в своих повседневных жизнях».
Интересно, что катехизация рассчитана как на некрещеных, так и на крещеных взрослых, «возвращающихся к практике веры». Интересен и этот упор на немедленной готовности к христианскому служению в повседневной жизни.
Тут же предлагаются сайты, связанные с катехуменатом, и просят присылать дополнения к ним (кажется, здесь явно недостает нашего адреса).
3. Евангелическая Лютеранская Церковь в Канаде, чей сайт «Видение ученичества», целиком посвященный катехуменату, показался самым интересным из найденного. На нем – краткие живые свидетельства людей, непосредственно занятых катехизацией или конфирмацией, между которыми авторам видится много параллелей.
a) О конфирмации
Конфирмация имеет много общего с катехуменатом, т.к. и то, и другое – связано с формированием людей в христианской вере, причем не только с изучением веры, но и с жизнью в вере, то и другое совершается в общине верующих. Более того, опыт катехумената заставляет заново оценить наработанное в практике конфирмации: не лучше ли, например, вместо того, чтобы конфирмовать целый класс разом, подождать личной готовности каждого подростка? (Вендель Гральман, лютеранский пастор из Онтарио, занимавшийся как конфирмацией, так и взрослой катехизацией) . Как это сделать на практике, автор не пишет. Ведь в таком случае длительность конфирмации будет в каждом случае своя.
Другие пишут об уже сложившемся опыте двухлетней конфирмации (Ширли Оукли), пастор Ричард Трифт.
Ширли Оукли:
Конфирмация включает в себя общение с поручителем (у каждого подростка свой), с которым можно вместе пойти на концерт, отметить день рождения или годовщину крещения, что отвечает желанию подростка ближе познакомиться со взрослыми из конгрегации: по словам самих молодых, общение со взрослыми – лучшая часть всей программы конфирмации. Раз в два месяца конфирмующиеся вместе с поручителями собираются у пастора.
Ричард Трифт:
Конфирмация несовместима с зубрежкой по старым учебникам, на картинках которых – явно принадлежащие к средним классам, аккуратно причесанные, белокожие подростки, – ему приходится работать не с такими! Успех зависит от того, удастся ли привлечь к служению и самих детей, и их родителей, и других прихожан. Двухлетняя конфирмация – лишь часть путешествия-ученичества, продолжающегося всю жизнь.
Пастор Лютеранской церкви Ребекка Эккерт рассказывает, что у них конфирмация продолжается год и увенчивает собой годы воскресной церковной школы. Основные моменты конфирмации:
· создание отношений (как мы бы сказали, общение);
· участие в богослужении;
· Слово Божие (не в смысле овладения им как предметом, а – как Оно может давать жизнь?).
Конфирмация – символ перехода во взрослую жизнь, но не такой, какой предлагает мир сей, вроде получения водительских прав и т.п. Подростку необходим этот символ, наполненный иным, духовным содержанием.
Смысл – не в том, чтобы налить воды живой в пустой сосуд (он уже наполнен, в крещении), но сохранить воду свежей, с тем, чтобы поить ею мир.
Окончание конфирмации – не экзамен на годность для вхождения в Церковь. Вообще это не выпуск, не конец, а только начало.
b) О крещении детей
Как известно, Лютеранская церковь – одна из церквей, всегда придерживавшихся практики детского (младенческого) крещения. Эта практика сохраняется, несмотря на появление взрослого катехумената. Однако сейчас всерьез ставится вопрос о подготовленности ко крещению если не детей, то их родителей и поручителей (крестных). Поэтому вопрос о крещении младенцев и детей тесно связан с вопросом о катехизации родителей и крестных. Какова длительность их подготовки, не говорится. Зато различаются некоторые стадии, ступени.
Так, пастор Дон Джонсон из Ванкувера считает, что ситуация способствует катехизации. В мегаполисе секуляризация достигает таких масштабов, что практически ничто и никто не толкает родителей на крещение своего младенца: большинство приходит потому, что на самом деле услышали внутри себя Божий призыв. Они готовы и рады учиться, т.к. часто давно уже находятся вне Церкви и ничего о ней не знают. Крестные также имеют смутное представление об ответственности своей роли и полагают, что они – лишь «свидетели» крещения. Поэтому в их приходе крещение младенцев имеет следующие стадии:
1. Благословение родителей, ожидающих ребенка (через рождение или усыновление). Оно совершается утром в воскресение, в присутствии конгрегации.
2. Приветствие младенца как кандидата на крещение. Родителей, крестных и младенца встречают у дверей, младенца вносят в храм, знаменуют его важнейшие органы крестом, а вся конгрегация его благословляет. Имя младенца заносится в книгу, «как это было в ранней церкви».
3. Затем – период научения родителей и крестных.
После его окончания назначается день и время крещения, причем с учетом возможности присутствия конгрегации. Приветствуется крещение в Великую субботу, но это не всегда оказывается выполнимым.
4. Заключительная часть «служения крещения» – собирание всех детей, отмечавших в текущем году трехлетие своего крещения. Все вспоминают это событие, каждому ребенку (и трехлетнему тоже? – О.С.) дарится книга о крещении и евхаристии.
Далее на сайте приводятся новосоставленные соответствующие чины общих молитв на начало этих четырех этапов.
Статья Алана Пери, священника англиканского прихода в Квебеке , на ту же тему звучит менее оптимистично. Он пишет, что распространенной англиканской практикой всегда было крещение младенца в любой день, по первому требованию родителей, что превращает крещение в частную церемонию, и приход не чувствует никакой ответственности за новокрещенного. Он также пишет, что крещение должно совершаться в дни, удобные для собрания церкви (обычно воскресная Евхаристия), на нем должны быть крестные и вообще участвующие в служении миряне. Родителей необходимо готовить. Нужно заранее выяснить: каковы их собственные цели? И, с другой стороны, чего ожидает от них церковь? Он рассказывает случай из своей практики, когда он предложил отцу ребенку подготовку в виде всего лишь одной специальной встречи – и тот отправился в соседний приход, где от него не требовали ничего! Автор статьи предлагает альтернативу крещению, в случае, если родители к нему не готовы, – чин благодарения за рождение ребенка.
Уильям Уиллимон рассказывает, что их комитет по христианскому образованию принял решение отказывать в крещении младенца всякому родителю, не желающему пройти научение основам христианской веры. Многие были этим шокированы. Но одна прихожанка во время спора сказала: «Когда ожидающие ребенка родители приходят к акушеру, им теперь говорят: «Хорошо, обязательно примем роды. Но при условии, что вы пройдете 6-месячные курсы, и не пропустите ни одного занятия. А иначе – извините…» Почему врач так говорит? Потому что она верит в то, что делает. А мы – верим?» Этот аргумент оказался решающим в дискуссии.
При крещении человеку говорят, что он умер и вновь воскрес, и теперь его жизнь принадлежит Богу. Это перемена, это высокая цена, которую нам платить не хочется. Нужно, чтобы люди осознавали цену ученичества. По свидетельству автора, ни одна молодая пара не отказалась пройти христианское научение. Они были рады тому, что они и их намерения принимаются всерьез.
c) О собственно катехуменате
Климент Мельман полагает, что начинать катехизацию следует с подготовки к ней прихода, на что потребуется один–два года. Самим верным следует задать себе следующие вопросы, предшествующие началу катехизации в их приходе: в чем состоит наше путешествие веры? В какой точке нашего пути мы сейчас находимся? И куда он нас ведет дальше? Кто мы такие – как Церковь?
Затем в течение обычного периода катехизации (но пока без собственно оглашаемых) прихожане изучали вероучение и давали свои жизненные ответы на его вопросы, сами служили чины, знаменующие этапы обновления своей веры. Великий пост был посвящен «обращению». Таким образом, прихожане познакомились с системой оглашения, пройдя и прожив его вначале сами.
Думается, что этот опыт соотносим с имеющейся у нас практикой оглашения регулярно причащающихся. Но аргумент в пользу его необходимости тут другой: ответственность за оглашение придется нести каждому, не только катехизатору, – а как это будет делать человек, не знающий на собственном опыте, что такое оглашение?
Насколько можно судить по приводимым на сайте свидетельствам, катехизация длится в течение года и завершается на Вечерне Великой субботы.
Мона Джонсон, в катехизации участвовала впервые:
Катехизация предлагалась у них трем категориям:
· некрещеным взрослым;
· взрослым, пришедшим, чтобы крестить детей;
· крещеным, но утратившим связь с церковной жизнью.
Группа встречалась каждое воскресное утро с 9.45 до 10.45 и состояла из оглашаемых, каждый – со своим поручителем (sponsor), которого он выбрал сам или, если у него не было знакомых в конгрегации, ему предложили кого-то из числа постоянных членов, плюс два катехизатора (может быть, по очереди). Закончившая оглашение, группа продолжала встречаться по воскресеньям для изучения Библии. Кроме того, когда в их небольшом приходе на следующее оглашение записался только один оглашаемый, закончившие оглашение приходили и туда.
Дженнифер Харрис из Монреаля, Лютеранская церковь в Канаде:
Встречи огласительной группы начались осенью.
Состав группы – три человека, все крещеные, в том числе один лютеранин, двое из других конфессий.
Катехизация проходила в виде встреч оглашаемых, поручителей и катехизаторов по обсуждению ежевоскресного лекционария, с упором на вопросах из жизни. Было совместное молитвенное чтение Писания (collatio), участие в богослужении, со специальными чинами, знаменующими переход на новый этап катехизации. Последнее «служило публичным свидетельством по ходу обычно сокровенного духовного путешествия» катехизации. На вечерней службе Великой субботы они «подтвердили свое крещение и были приняты в члены Свято-Иоанновской церкви». Специальной программы-продолжения не было, но оглашаемые стали активно участвовать в церковной жизни, а для конгрегации в целом оглашение и приход новых членов послужили настоящим возрождением.
Вообще характерна озабоченность по поводу возвращения в Церковь тех, кто по каким-либо причинам в свое время из нее ушел. Хидьдегорд Томпсон полагает, что служение этим людям тоже можно рассматривать как своего рода катехуменат. По-английски получается игра слов – Re-Membering Church- Возвращение в члены Церкви/Церковь помнящая). Так назывался четырехдневный «институт», организованный католиками, на котором, в явном меньшинстве, оказались и два лютеранина, в том числе автор статьи.
У людей, отошедших от церкви, говорится в статье, – свои вопросы, свои претензии, отличные от вопросов оглашаемых. Однако и им нужна атмосфера приветливости, нужны хорошие слушатели и спутники в их пути, верующие катехизаторы и предстоятели за богослужением. Как и при нормальном оглашении некрещеных взрослых, этих людей на пути их возвращения в Церковь должны сопровождать специальные общие молитвы, отмечающие ключевые этапы. Их катехизация длится также в течение литургического года, к Пасхе достигая своей кульминации в чине нового подтверждения своего крещения (наверное, можно было бы назвать это, пользуясь библейской терминологией, обновлением Завета). За этим следует этап мистагогии – до Пятидесятницы, «готовящий к служению миссии».
Как пишет автор, процесс такой катехизации особого рода связан с избавлением от боли, с раскрытием сердец и уврачеванием ран через Слово Божие, с возвращением и новым обретением своего места в общине народа Божьего. Встречи состоят в рассказывании своей жизненной истории. Катехизатор слушает, активно, но не вынося своего суждения. Он и сам рассказывает свою историю, делясь пережитым опытом моментов отчуждения и охлаждения по отношению к Церкви. Катехизатор может предложить также духовное руководство или направить за профессиональным советом к психологу или психиатру. Должен быть определенный час, определенный день недели, когда кто-то всегда ждет, – даже если никто не приходит, считает автор.
В том же духе пишет и вышеупомянутая Дженнифер Харрис (см. примеч. 30). Многие из оглашаемых в их церкви – это те, кто стремятся вернуться в нее после периода безразличия или обид, поэтому у них – свои вопросы, и тут особенно важна открытость. (Такие катехумены, мне кажется, напоминают крещеных или некрещеных, безразлично, агностиков постсоветского времени). Они не столько интересуются вопросами устройства церкви, сколько конкретной жизнью, которой живут практикующие христиане, хотят знать об отношении к другим религиям, о семье и сексуальных вопросах, о страдании, несправедливости, нетерпимости и зле.
Таким образом, катехуменат понимается многими авторами очень широко. В роли оглашаемых выступает самый разный контингент людей. Из этого вытекает необходимость использовать любую возможность для собирания Церкви. Цинтия Хальмарсон пишет: «Соберите группу, которая хочет посвятить себя совместному чтению воскресного Писания, пусть на несколько недель или месяцев, размышлять о вере и жизни через Слово Божие и молиться друг за друга».
Чем объясняется значительная по времени продолжительность катехумената?
Об этом говорит Эндрю Хартер , сравнивая катехуменат с англиканским курсом Альфа (ему довелось служить в Великобритании). Первый неизбежно оказывается гораздо длительнее. «Хотя внешне они похожи и в равной мере основаны на Библии, акценты совершенно разные: ключевое слово на катехизации – не столько говорение, сколько слушание… В то время как курс Альфа может завершиться за 6 недель, за это время огласительная группа едва формируется. Оглашение не только медленнее, оно по определению гораздо менее предсказуемо.» Особенности его – в том, что здесь ставят вопросы оглашаемые, а не ведущие, а следовательно, невозможно подготовиться заранее к развернутому рассказу о чем-то, чего пока не спросили. Кроме того, с малознакомыми людьми не станут делиться такими сокровенными вещами, как внутренняя религиозная жизнь. Поэтому все первые шесть недель могут уйти на знакомство и обсуждение «тем, не представляющих опасности». Ведущие в дальнейшем оказываются столь же внутренне обнажены, как и спрашивающие, и это рождает смирение и пространство для действия Святого Духа, рождает любовь, «которая продолжается в членах группы и после крещения и конфирмации».
d) Мистагогия
Несколько авторов поднимают, по-видимому, менее разработанный вопрос о мистагогии.
Климент Мельман называет мистагогию временем «проживания христианской тайны и обнаружения нашего призвания – нашего священства – в мире. Это время, начинаясь с Пасхи, течет, уходя за пределы Пятидесятницы в будущее».
Мистагогии как «сорокадневному периоду после крещения, четвертому этапу катехумената» посвящена лекция на ежегодной конференции NAAC (Североамериканская Ассоциация Катехумената) Джона Хилла , англиканского священника в Торонто. К лютеранскому акценту на призвании христианина – как священства, которое все верные разделяют во Христе, он добавляет акцент на мистагогии как возрождении способности вникать в таинства и восторгаться ими. Он говорит, что многие знают на опыте, что такое обучение таинствам, когда люди заучивали, что означает таинство, прежде, чем пережили Святое Причастие на опыте. Сегодня разговору о причастии обычно предшествует само причастие.
Однако, по словам Дж. Хилла, этот разговор не должен обрываться вскоре после впервые пережитого причастия. По древней традиции Церкви, все проповеди в послепасхальный период были временем, когда каждый мог на опыте пережить катехизацию, длящуюся всю жизнь. Сорок дней после крещения даны новым христианам для того, чтобы проснуться и в полной мере осознать, участниками чего они стали, и почувствовать вкус к таинственной жизни, избавившись от своего рода литургической безграмотности, присущей нашим церквам. Нужно быть таинственной общиной, а не просто людьми, приходящими в положенное время на таинства, нужно начинать пропагандировать такую общину, в которой мистагогия возможна. Автор предлагает вместе с нововоцерковленными размышлять о литургии и литургических чтениях, планировать другие, альтернативные формы богослужения и даже, «поскольку мы живем в свободе Духа, учиться самим адаптировать богослужебные книги».
Конкретное смысловое наполнение христианского призвания иногда понимается довольно наивно, но основной импульс понятен. Новокрещеный не может продолжать жить по-старому, его жизнь должна измениться. Так, Майкл Миллс рассказывает о чине публичного принятия на себя нововоцерковленными конкретных обетов христианского призвания в Церкви и мире. (Это и есть окончание катехизации). Обеты самые простые и будничные: например, готовить ужин вместо жены, чтобы она, несмотря на серьезную работу, успевала побыть с годовалым ребенком, или проявлять внимание к каждому незнакомцу, который появится в приходе на воскресной литургии, меньше потреблять и меньше тратить на хозяйство и т.п. Это, по мнению автора, связывает веру, которую мы исповедуем по воскресеньям, с нашей повседневной будничной жизнью. При этом обязательства будут зачитаны поручителями, на каждого нововоцерковленного будут возлагаться руки, а потом – аплодисменты и поцелуй мира от всех членов общины.
Роб Хофстад в своей лекции говорит о мистагогии как о пятидесятидневном (от Пасхи до Пятидесятницы) этапе после крещения оглашаемого, когда таинства для него раскрываются во всей полноте. Послекрещальное время – не для того, чтобы пичкать новокрещеного исключительно «пищей для мозгов» – его организм все равно ее не принимает. Нет, в это время нововоцерковленный не только старается выявить свое конкретное призвание в Церкви, но и разделяет общее со всеми христианами служение любви к Богу и служения ближнему.
О проблемах мистагогии, этапа, который в наибольшей степени, по сравнению со всеми этапами катехумената, требует обновления всей церковной жизни, говорится в беседе, посвященной упомянутой выше новой книге по мистагогии, вышедшей в США (автор – католик).
В большинстве приходов США послекрещальной мистагогии нет. Однако Национальный устав катехумената, 24, предписывает «дополнительные собрания» катехуменов в период Пасхи и затем “их продолжение в течение года после христианской инициации, с по крайней мере ежемесячными собраниями неофитов для их более глубокого христианского формирования и включения в полноту жизни христианского сообщества. Тем не менее, как считает автор, четкого понимания содержания периода мистагогии, в отличие от других этапов катехизации, не дает ни документ, ни существующая практика. Предполагается посещение воскресной литургии в период Пасхи и месса под предстоятельством епископа, но у неофитов нет тут своей ясной роли, и после “интенсивных чинов Великого поста и Страстной седмицы это может восприниматься как спад”.
Мистагогия многими ощущается как нечто не столь важное, потому что целью катехизации видится первое принятие Святых Таинств на Пасху.
Некоторые чины в ходе катехизации и во время крещения настолько редуцированы, что затрудняют или вообще делают невозможным для оглашаемых вхождение в глубину смысла периода мистагоги как вхождения в опыт таинств. Особенно кропление лба крещаемого небольшим количеством воды менее всего ощущается как “умирание со Христом”, как разделение с Ним пасхальной тайны Смерти и Воскресения. Отсутствие необходимого знания литургического и экклезиологического обновления, которое принес II Ватикан, ограниченность собственного опыта христиан, крещенных в младенчестве и по сути не знавших обращения, приводит к тому, что катехизаторам толком нечего сказать о той жизни, в которую они уже ввели новокрещенных.
По самым «оптимистичным» подсчетам, не менее половины неофитов в течение двух лет после своей Вечерни Великой субботы перестают ходить на воскресные литургии. Одна из предполагаемых причин – то, что «церковь, которую они пережили на опыте во время своей инициации, церковь малых групп, собранных вокруг Писания, делящихся своей верой, перестает для них существовать. Между тем, эта церковь нужна им – и в период мистагогии, и, по мнению автора, и потом – для возрастания в вере и жизни, для противостояния ценностям секуляризованной Америки, которые слишком часто идут вразрез с евангельскими ценностями.
Таким образом, не у всех авторов статей на этом сайте, посвященном катехуменату, намечена и разработана система с определенной длительностью, этапами, критериями и т.п. Во многих приходах катехизация – дело новое (вернее, старое, но хорошо и прочно забытое, особенно в странах Реформации). Но при этом – жизненно важное.
e) Почему катехуменат возвращается именно сегодня?
Боб Уайт, пастор небольшого лютеранского прихода недалеко от границы с США, очень хорошо и ярко пишет о необходимости катехумената. Сегодняшние дети – атеисты уже в четвертом поколении. Если раньше можно было надеяться на самостоятельное возвращение человека, на другом уровне, к его детской вере, то теперь мир и церковь разделяет почти глухая стена, и как некрещеным, так и крещеным, безразлично, требуется обращение. А значит, надо отнестись всерьез к «великому поручению» «сделать учениками» все народы.
Церковь, считает этот лютеранский пастор, долгое время всячески старалась поменьше требовать от своих членов, предлагая им разнообразные послабления и льготы – 45-минутные службы и няню для детей на это время, «дружелюбный приход», «веселую богослужебную музыку» и т.д. «Я же, – пишет автор, – предлагаю – взять свой крест, отдать себя, посвятить – вовсе не 45 минут в неделю, а много больше – возрастанию в ученичестве Христу, Который ради нас отдал все». Самое удивительное, что в крохотном приходе находятся люди, готовые не только пройти годичную катехизацию, но и ждать возможности ее начать. Сил на оглашение в приходе явно недостаточно, но, как заключает автор статьи, «может быть, настало время поверить, что Бог в силах умножить то скудное количество хлебов и рыбок, которое может принести мой приход. Может быть, пора поверить Богу».
Ему вторит и Дон Джонсон , который пишет о необходимости обращения – понятия, редко использующегося в лютеранской церкви, как и в других господствующих церквах. «Мы – воспитатели и учителя. Мы предполагаем, что люди и так уже в церкви, и что им главным образом нужно больше знаний о христианской вере. Сейчас, когда мы столкнулись с постхристианской эрой, мы призваны восстановить обращение как центральный момент богословской и пасторской практики». Автор пишет, что в большом городе, в районе, где он живет, – только 20% населения – крещеные, т.е. остальные 1.200.000 – некрещеные. Можно ли здесь, спрашивает он, ограничиться функцией учителя? Можно ли все надежды возложить на «удобные для пользователя» новые богослужебные чины, рассчитанные на заманивание обратно в Церковь отпавших ее членов? Катехизация – это другое, она «приглашает, посмотрев на иных богов века сего, обратиться к живому Богу». Она связана с ученичеством и дисциплиной – крайне непопулярным сегодня, едва ли «удобным для пользователя» словом. Катехуменат «приглашает вступить в дисциплинированную христианскую жизнь: ежедневно молиться, регулярно приходить для слушания Слова Божия, на встречи – для разговора лицом к лицу о своей вере, задавая важные для себя вопросы, а также предложить себя в жертву, служа Богу и другим людям».
Джеффри Силлек , лютеранский пастор из американского штата Огайо, также замечает, что сегодняшний мир перестал быть христианским. «Образ Церкви формируется скорее Голливудом и медиа, нежели родителями и личным опытом. Сочувственное понимание и проникновение в события, связанные со Христом, сегодня встречаются реже, чем можно было бы подумать. Хорошие люди. Приятные люди. Однако невежественные, лишенные христианского понимания». «Этому языческому миру Церковь может ответить только катехуменатом. В такое время и в таком месте, когда христианство сталкивается с культурой иной, чем оно само, говорящей об авторитетах, началах и конечных целях иных, чем живой Бог, нужда в мощном и систематическом представлении альтернативной культуры жизни (Culture of Life 2 – O.C.) реанимировала древнюю форму катехумената. Если бы для этой попытки инкультурации язычника… имелись иные, лучшие средства, они бы были нам даны. Вновь настало время для катехумената. Используйте все, что он может дать».
Катехизация нужна всем – некрещеным и крещеным, детям и взрослым, в церквах, традиционно придерживающихся практики младенческого и детского крещения, и в тех деноминациях, в которых крестят только взрослых верующих.
Лоуренс Денеф формулирует сходную мысль так: «В случае детей, научение/усвоение следует за крещением и продолжается всю жизнь. В случае взрослых, научение/усвоение предшествует крещению и продолжается всю жизнь».
В этом смысле большой интерес представляет документ Всемирного совета церквей, принятый на консультации в Фаверже (Франция) в 1997 г. и посвященный крещению.
Крещение рассматривается здесь в широком смысле, как «включающее в себя наставление (катехизацию), акт водного омытия и продолжающийся, целожизненный процесс возрастания во Христа (прав. 4). Это дает основание для преодоления разногласий между церквами, при всей разности их историй и сегодняшних ситуаций». Как отмечается в документе, длительность крещения, в широком смысле, была различной уже в первые века (прав. 21), но система в целом была удивительно сходной и признавалась разными церквами (прав. 22).
И сегодня порядок катехумената, крещения и вхождения в Церковь постоянно отдается эхом во всем существовании христианина. Так, «в целожизненном изучении веры во Христа катехуменат продолжается» (прав. 22).
Необходимо, чтобы крещение и формирование в вере (можно назвать это научением, наставлением) не разрывались (прав. 25а). Церквам, которые не крестят детей, хорошо бы, среди прочего, задаться вопросом: удается ли включать в христианскую жизнь, благословлять и сопровождать детей на пути ко дню их крещения?
А в отношении детей, крещенных в младенчестве, в тех церквах, где такова господствующая практика, – удается ли крестным и катехизаторам сопровождать детей в их послекрещальной катехизации, помогающей им усвоить их собственный дар веры, полученный в крещении (прав.25с). Поиск решения этих вопросов способствовал бы сближению церквей первого и второго типа.
Некоторые итоги
1. Во многих лютеранских и реформатских церквах Европы, Канады и Америки (надо думать, под влиянием католиков, но не только) сегодня наблюдается явное возрождение катехумената. Он видится как единственная альтернатива новому язычеству и секуляризму.
2. Обычная длительность катехизации – с осени по Пасху. Вхождение в члены данной конкретной церкви происходит, предпочтительно, на вечерне Великой субботы, крещение – на Пасху. Этот период состоит из регулярных, обычно ежевоскресных встреч оглашаемых с катехизаторами и поручителями, для ответов на вопросы, чтения Писания, молитвы, а также разного рода «чинов», знаменующих этапы катехизации – в присутствии всего прихода («церкви»). Группы в небольших приходах, о которых удалось прочитать, по-видимому, совсем небольшие, что позволяет присутствовать и поручителям (у каждого катехумена – свой; если его нет, он подбирается из числа верных). Внутри такой группы возникает тесное личное общение.
3. Во многих случаях катехуменами становятся крещеные люди. Это представители других конфессий, а также «обиженные», отошедшие от церкви, или те, кто никогда «практикующим христианином» не был. Катехизация предлагается также родителям, пришедшим крестить младенца. Наконец, как катехизацию, можно рассматривать конфирмацию. Принципиальной разницы между «настоящими», некрещеными катехуменами, и такими оглашаемыми, насколько я поняла, не проводится. Длительность примерно та же – 6 мес., год (катехизация родителей крещаемых младенцев, надо думать, короче).
4. Как особый период катехумената, выделяется мистагогия (с Пасхи по Пятидесятницу). Нередко ее вообще нет – может быть, потому, что это наиболее сложный этап и для нововоцерковленных, и для катехизаторов, и теоретически наименее разработанный. Ее цели – введение в таинства Церкви и нахождение своего конкретного служения – порой подменяются задачами чисто учебного характера. Кроме того, т.к. человек уже введен в церковную жизнь, он нередко остается без помощи катехизатора и христианского сообщества, а сложившаяся ранее регулярно встречавшаяся «огласительная группа» из оглашаемых, поручителей и катехизаторов – перестает существовать. Разрушение этого зародыша общины, по-видимому, наиболее пагубно отражается на дальнейшей судьбе нововоцерковленных – и они нередко уходят. Иногда они вливаются в новую огласительную группу, но это вряд ли может рассматриваться как решение проблемы. Есть свидетельства, где однозначно говорится, что для настоящей мистагогии нужна настоящая христианская жизнь настоящего христианского сообщества; и сформировавшаяся в ходе катехизации группа должна остаться с человеком на всю жизнь.
5. С точки зрения как содержания катехизации, так и ее длительности представляется не слишком существенным, имеет ли катехизация место до или после крещения, что может рассматриваться как свидетельство о таинстве Крещения в широком смысле (Просвещения) как целожизненного процесса возрастания во Христе.
Список литературы
1. Хулап В.Ф. Катехуменат в истории Церкви. – Статья взята с сайта СФИ:
2. Allaway Bob. Children… part of the Church today Originally Published in Anabaptism Today, Issue 35, February 2004.
3. Becomimg a Christian. The Ecumenical Implications of Our Common Baptism. Faith and Order Consultation. Faverges, France, January 17-24, 1997.
4. Blaney Darren. Anabaptists and Evangelism. Originally Published in Anabaptism Today, Issue 31, October 2002.
5. Chriszt, Dennis. Creating an Effective Mystagogy: A Handbook for Catechumenate Leaders. Resource Publications, Inc. San Jose, 1995-2005.
6. Denef Lawrence W. The Theology Which Informs “Living Witnesses”. Issue: Number 2 + Spring, 1996. Lift Up Your Hearts web site http://www.worship.ca/ 1996 Evangelical Lutheran Church in Canada.
7. Rev. Eckert Rebekah. Confirmation Brings Us Back. Issue: Number 10 + Spring, 2000. Lift Up Your Hearts web site http://www.worship.ca/ 2000 Evangelical Lutheran Church in Canada.
8. Rev. Grahlman Wendell. Confirmation and the Catechumenate // Series: A Vision of Discipleship Issue: Number 8 + Spring, 1999. Lift Up Your Hearts web site http://www.worship.ca/ Lift Up Your Hearts web site http://www.worship.ca/. 1999 Evangelical Lutheran Church in Canada.
9. Halmarson Cynthia R. Getting Started. Issue: Number 1 + Fall, 1995. Lift Up Your Hearts web site http://www.worship.ca/ 1995 Evangelical Lutheran Church in Canada.
10. Harris Jennifer. Renewing an Adult’s Faith. Issue: Number 10+ Spring, 2000. Lift Up Your Hearts web site http://www.worship.ca/ 2000 Evangelical Lutheran Church in Canada.
11. Harter Andew. Alpha and Catechumenate compared. Issue: Number 11 + Fall, 2000. Lift Up Your Hearts web site http://www.worship.ca/ 2000 Evangelical Lutheran Church in Canada.
12. Rev. Canon Hill John. Experiencing the Sacraments. Issue: Number 8 + Spring, 1999. Lift Up Your Hearts web site http://www.worship.ca/ 1999 Evangelical Lutheran Church in Canada.
13. Hofstad Rob. Discerning Vocation. Issue: Number 7 + Fall, 1998. Lift Up Your Hearts web site http://www.worship.ca/ 1998 Evangelical Lutheran Church in Canada.
14. Johnson Don. Conversion and Discipleship: The Heart of the Catechumenate. Issue: Number 4 + Spring, 1998. Lift Up Your Hearts web site http://www.worship.ca/ 1998. Evangelical Lutheran Church in Canada.
15. Johnson Don. Towards a Baptismal Ministry for Our Children. Blessing of Parents Who Are Expecting A Child. Welcome and Enrolment of Children As Candidates for Baptism. Issue: Number 9 + Fall, 1999. Lift Up Your Hearts web site http://www.worship.ca/ 2000 Evangelical Lutheran Church in Canada.
16. Johnson Mona. One Parishs Experience of the Catechumenate. Issue: Number 11 + Fall, 2000. Lift Up Your Hearts web site http://www.worship.ca/ 2000 Evangelical Lutheran Church in Canada.
17. Mcbeth H. Leon. The Baptist Heritage.
18. Mehlman Clement. Preparing the Parish. Issue: Number 3 + Fall, 1996. Lift Up Your Hearts web site http://www.worship.ca/ 1996 Evangelical Lutheran Church in Canada.
19. Mehlman Clement. The Catechumenate as the Emmaus Experience.Toward Parishes that Nurture the Catechumenate. Issue: Number 5 + Fall, 1997 Lift Up Your Hearts web site http://www.worship.ca/ 1997 Evangelical Lutheran Church in Canada.
20. Mills Michael. Celebrating vocation. Issue: Number 2 + Spring, 1996. Lift Up Your Hearts web site http://www.worship.ca/ 2000 Evangelical Lutheran Church in Canada.
21. Oakley Shirley. Confirmation at St. Marks. // Series: A Vision of Discipleship
Issue: Number 8 + Spring, 1999. Lift Up Your Hearts web site http://www.worship.ca/ 1999 Evangelical Lutheran Church in Canada.
22. Oxford Dictionary of the Christian Church. Ed. Cross F. D. and Livingstone E. A. Oxford University Press, 1997.
23. Paserello Cris. On Catechesis utility cjpasse@mises.demon.co.uk Variants – first in Reformation Today , issue 123 (September – October 1991) and Calvinism Today Vol. II, No. 1 (January 1992).
24. Rev. Perry Alan T. Baptismal Practice. Issue: Number 9 + Fall, 1999. Lift Up Your Hearts web site http://www.worship.ca/ 2000 Evangelical Lutheran Church in Canada.
25. Silleck Jeffrey C. Entrance into the culture of life. Issue: Number 3 + Fall, 1996. Lift Up Your Hearts web site http://www.worship.ca/ 1996 Evangelical Lutheran Church in Canada.
26. Sprange Harry. Сhildren in an Anabaptist Congregation. Originally Published in Anabaptism Today, Issue 6, June 1994
27. Thompson Hildegard. Re-Membering Church. Issue: Number 7 + Fall, 1998. Lift Up Your Hearts web site http://www.worship.ca/ 1998 Evangelical Lutheran Church in Canada.
28. Rev. Thrift Richard. Disciple Making: What Turned One Pastors Mind Around On Teaching Confirmation Issue: Number 10 + Spring, 2000. Lift Up Your Hearts web site http://www.worship.ca/ 2000 Evangelical Lutheran Church in Canada.
29. White Bob. My Parish needs the Catechumenate. Issue: Number 5 + Fall, 1997. Lift Up Your Hearts web site http://www.worship.ca/ 1997 Evangelical Lutheran Church in Canada.
30. Rev Dr. Willimon William. Taking Them Seriously. Issue: Number 8 + Spring, 1999. Lift Up Your Hearts web site http://www.worship.ca/ 1999 Evangelical Lutheran Church in Canada.
31. www.rca.org/disciples/index.php/catechumenate
32. www.the-tidings.com/2005/0218/huebsch_text.
Доклад на семинаре по курсу: Проблемы миссиологии, катехетики и гомилетики студентки VI курса О.В.Сушковой Научный руководитель: Свящ. Георгий Кочетков Москва, 2005 г.