О преподавании учебного предмета «Химия» в 2010/2011 учебном году

СОДЕРЖАНИЕ: «Химия» в 2010/2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области

Составитель: Яковлева Т. А., ст. методист кафедры

естественно-математических дисциплин

Методическое письмо

о преподавании учебного предмета «Химия» в 2010/2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области

В методических письмах прошлых лет о преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области были четко обозначены цели и задачи химического образования, которые остаются актуальными и на период подготовки к внедрению новых образовательных стандартов (ФГОС).

В своем послании Федеральному собранию Президент Российской Федерации Д.А. Медведев отметил, что главным результатом модернизации школы «должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития». Для успешной реализации Национальной образовательной стратегии – инициативы «Наша новая школа» необходимо выполнить следующее:

1. обеспечить средствами предмета раскрытие способностей детей, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире на основе обновленного содержания образования;

2. участвовать в выявлении талантливых детей, их поддержке и сопровождении на протяжении всего периода обучения в школе;

3. постоянно повышать свой профессиональный уровень, «внимательно и уважительно относиться к ученикам, помогать им становиться самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми»;

4. стремиться к тому, чтобы «учиться в школе было увлекательно и интересно, чтобы школа стала «центром не только обязательного образования, но и самоподготовки»;

5. оптимизировать учебную нагрузку учащихся, внедрять в практику обучения образовательные технологии, способствующие созданию здоровьесберегающей образовательной среды и позволяющие повысить качество подготовки учащихся; найти к каждому ученику «индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения».

Учителю химии для реализации данной стратегии при планировании учебно-методической работы и разработке рабочей программы необходимо учитывать следующее нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение:

1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования

2. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

3. Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по химии (письмо Департамента образовательной политики в образовании МО и Н РФ от 07.06.2005 № 03-1263)

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.12.2009 № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2010-2011 учебный год от 06.05.2009 г. № 01-269

5. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11 или сайт http:/ www.vestnik.edu.ru);

В настоящее время школьный курс химии может состоять из трех концентров: пропедевтического, базового и профильного.

Пропедевтический концентр курса химии может быть реализован за счет компонента образовательного учреждения с 7 класса в объеме 1 час в неделю. Пропедевтический курс способствует формированию у учащихся естественнонаучной картины мира, преемственности химического образования на различных ступенях общего образования. Рекомендации о направлениях реализации пропедевтического концентра даны в методическом письме «О преподавании учебного предмета «Химия» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области» (http://www.iro.yar.ru/m_letter/him_08.doc ).

Базовый концентр химического образования реализуется в основной школе. Инвариантной частью БУП (приказ ГУОиН от 01.07.2004 г. №02-678) на изучение базового систематического курса химии 8-9 класса отводится 2 часа в неделю (140 часов за два года). Курс химии в объеме 2 часа в неделю обеспечивает базовый уровень подготовки по предмету. Изучение химии в объеме 3 часа в неделю (1 час берется из компонента образовательного учреждения) позволит подготовить учащихся к естественнонаучному профилю обучения в старшей школе.

В рамках универсального (непрофильного) обучения в старшей школе предлагается изучение химии 1 час в неделю. Однако этого времени недостаточно для того, чтобы раскрыть основные законы и понятия химической науки. Учитывая химический профиль ряда промышленных предприятий Ярославской области, куда в скором времени придут выпускники школ, рекомендуем образовательным учреждениям реализовывать 2-х часовую программу по химии за счет компонента образовательного учреждения.

Профильный концентр изучения курса химии на старшей ступени школы может осуществляться в нескольких вариантах:

1. химия может изучаться на базовом уровне как самостоятельный курс в объеме 70 учебных часов (1 час в неделю). Этот вариант рекомендуется для следующих профилей: социально-экономический, гуманитарный, информационно-технологический, художественно-эстетический;

2. курс химии может изучаться на профильном уровне в объеме 140 учебных часов (2 часа в неделю). Этот вариант рекомендуется для физико-математического, агротехнологического и биолого-географического профилей;

3. изучение химии как профильного предмета в объеме 210-350 учебных часов, т.е. 3-5 часов в неделю (за счет компонента общеобразовательного учреждения). Этот вариант рекомендуется для классов химико-биологического и физико-химического профилей.

Преподавание учебного предмета «Химия» в образовательных учреждениях Ярославской области в 2010-2011 учебном году должно осуществляться по учебникам утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ от 23.12.2009 № 822 « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год» (Приложение 1 ).

Ознакомиться с полным содержанием приказа можно в следующих источниках:

1. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования» №4 2009 г.

2. официальный сайт Минобрнауки России www.mon.gov.ru

3. официальный сайт Федерального совета по учебникам http://fsu.edu.ru

С целью сохранения единого образовательного пространства на территории Ярославской области в большинстве образовательных учреждений преподавание химии ведется по УМК О.С. Габриеляна. Однако, в соответствии со статьями 32 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» педагогические работники при исполнении профессиональных обязанностей имеют право на свободу выбора методик обучения, учебных пособий и материалов, предусмотренных учебной программой, утвержденной образовательным учреждением.

В соответствии со статьей 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)» (п.7). При составлении рабочих программ необходимо избегать перегрузки учащихся за счет включения дублирующего и второстепенного материала.

При изучении тем и разделов по химии следует учитывать межпредметные связи и личный опыт учащихся, приобретенный ими в процессе изучения физики, биологии, математики и других предметов. В то же время целесообразно увеличить число часов на изучение трудных тем, отработку ведущих понятий, теоретических и практических умений

При организации образовательного процесса по химии необходимо соблюдать правила по охране труда. Особое внимание уделять обучению учащихся правилам безопасного поведения при проведении лабораторных опытов и практических работ в целях сохранения жизни и здоровья учащихся.

Согласно ст.30 Федерального закона №3-ФЗ от 08.01.1998 г. О наркотических средствах и психотропных веществах, а также Постановления Правительства РФ от 04.11.2006г №644 О порядке предоставления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров при осуществлении деятельности, связанной с оборотом прекурсоров и СДЯВ, любые операции, при которых изменяется их количество, подлежат регистрации в специальных журналах предметно-количественного учета.

Материалы, регламентирующие деятельность, связанную с прекурсорами, включая пример журнала регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, приведены в приложении 4 методического письма о преподавании предмета «химия» в 2009-2010 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области (http://www.iro.yar.ru/m_letter/him_09.doc.)

C января 2010 в российских школах начинается поэтапный переход на образовательные стандарты второго поколения, основной миссией которых является повышение качества образования, поэтому уже сейчас необходимо пересмотреть некоторые подходы к организации образовательного процесса на уроке химии. Прежде всего, необходимо знать, какие результаты образования подлежат проверке и аттестации. К ним относятся следующие:

· научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;

· умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщенные способы деятельности;

· коммуникативные и информационные умения;

· умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций;

· способность к контролю и самоконтролю;

· способность к творческому решению учебных и практических задач.

Важную задачу образовательного процесса и неотъемлемую часть фундаментального ядра общего образования составляет формирование универсальных учебных действий. Развитие универсальных учебных действий составляет психологическую основу успешности усвоения учащимися предметного содержания учебных дисциплин.

Общими рекомендациями по формированию универсальных учебных действий в процессе обучения химии могут являться:

1. отбор универсальных учебных действий, которые могут быть сформированы на уроках химии;

2. соотнесение формируемых на уроках химии универсальных учебных действий с возрастными особенностями учащихся;

3. подбор задач и учебных заданий, выполнение которых обеспечит формирование заданных универсальных учебных действий;

4. организация поэтапной отработки универсальных учебных действий, обеспечивающей переход от выполнения заданий с опорой на лабораторный эксперимент к умственной форме выполнения заданий;

5. увеличение объема самостоятельной работы учащихся на уроке;

6. более широкое внедрение в практику преподавания химии прогрессивных технологий обучения.

Познакомиться с проектом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) можно на сайте http://mon.gov.ru/pro/fgos

Деятельностный характер образования предусматривает проектную и научно-исследовательскую деятельность учащихся, которые позволяет сделать учебу интересной, расширить кругозор ребенка, преодолеть рутину повседневности, а самое главное – стимулировать интеллектуальную активность, учебную деятельность и «запустить» формирование научного мышления у обучающихся.

Формирование исследовательских навыков должно начинаться в 7-8 классе, когда учитель знакомит школьников с ключевыми понятиями исследовательской деятельности: «проблема», «гипотеза», «цели и задачи исследования», «объект исследования», «методы исследования» и собственно структура хода исследования.

В 9 классе, когда учащиеся уже знакомы с основами предмета «химия» и алгоритмами исследовательской деятельности, они овладевают техникой проведения познавательно - исследовательского химического эксперимента в рамках химических практикумов.

К 10-11 классам старшеклассники уже готовы к выполнению научно-исследовательских работ и проектов.

Проектная и исследовательская деятельность школьников невозможна без использования средств новых информационных технологий, таких, например, как лаборатория L-микро, которая позволяет осуществлять контроль за параметрами химических реакций, а также обрабатывать полученные результаты с помощью персонального компьютера. По вопросам использования лаборатории L-микро в урочной и внеурочной деятельности можно обращаться в МОУ Красноткацкую СОШ Ярославского МР (учитель химии Березкин Петр Николаевич, контактные телефоны 43-48-39; 43-48-75; 43-06-41; e-mail: petrberezkin@yandex.ru)

В организации проектной и исследовательской деятельности помогут электронные ресурсы российских молодежных конкурсов и исследовательских программ, литературные источники (приложение 2) .Список примерных тем проектов - приложение 3.

Одним из важных аспектов деятельности учителя является организация работы с одаренными детьми – подготовка школьников к предметным олимпиадам. Подготовка учащихся к олимпиадам предполагает системную работу с учащимися на различных этапах обучения. На пропедевтическом этапе важно выявить у учащихся склонности к изучению химии и закрепить такие склонности с помощью интересных систематических занятий

При подготовке учащихся к олимпиаде рекомендуется использовать дополнительную литературу и ресурсы Интернет (приложение 4 )

Особенности преподавания химии в учреждениях НПО, вечерних (сменных) школах

Один из разделов методического письма о преподавании предмета «химия» в 2009-2010 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области (http://www.iro.yar.ru/m_letter/him_09.doc.) был посвящен учреждениям НПО. Все рекомендации по преподаванию химии в этих учреждениях можно в полной мере отнести к преподаванию предмета в вечерних (сменных) школах.

При составлении рабочих программ по химии преподавателям учреждений НПО и учителям вечерних (сменных) школ особое внимание следует уделить разделу «Химия и жизнь», обеспечивающему усиление практической направленности химического образования, а также отражению специфических проблем региона. Включение регионального содержания является важным средством воспитания и обучения, источником разносторонних знаний о жизни региона и всей страны, широкой ареной применения учащимися полученных знаний и умений на практике.

Особенности преподавания химии в специальных (коррекционных) классах

VII вида

При составлении рабочих программ по химии необходимо:

· ориентироваться на психолого-педагогические особенности обучаемых;

· избегать перегрузки рабочих программ излишним теоретическим материалом, в первую очередь, не входящим в обязательный минимум содержания основных общеобразовательных программ Федерального компонента государственного стандарта общего образования;

· больше времени отводить на вопросы использования химических веществ в быту и безопасному обращению с ними, а сложные теоретические вопросы, например, касающиеся строения атомов и молекул, кинетики химических реакций рассматривать только в ознакомительном порядке;

· включать в содержание программы вопросы здоровьесбережения, материал по профилактике употребления психоактивных веществ, пропаганде здорового образа жизни;

· при планировании практических работ и лабораторных опытов исключать те из них, которые требуют использования концентрированных кислот, формальдегида, спирта ввиду их высокой токсичности и опасности для здоровья;

· включить максимально возможное количество демонстраций, так как именно демонстрационный эксперимент способствует развитию познавательного интереса у детей с ограниченными умственными способностями;

· предусмотреть использование нетрадиционных методов и форм обучения,

(методов: наглядных (иллюстрация, демонстрация), практических, мотивации интереса (игры, дискуссии), мотивации долга и ответственности (убеждение в значимости учения, поощрение),

форм обучения: индивидуальных, парных, со сменным составом учеников);

· предусмотреть (по возможности) использование в преподавании элементов современных образовательных технологий, таких как информационно-коммуникационные, развития критического мышления через чтение и письмо;

· предусмотреть (по возможности) использование современных технических средств обучения, таких как персональный компьютер, интерактивная доска.

Итоговая аттестация учащихся в форме ЕГЭ

Государственная (итоговая) аттестация выпускников средней (полной) школы по химии с 2008 года проходит в форме единого государственного экзамена.

Анализ результатов ЕГЭ подтверждает необходимость усиления внимания к организации работы по подготовке к экзамену, которая должна быть направлена на развитие умений выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, в особенности - взаимосвязи состава, строения и свойств веществ.

Систематизация теоретических знаний поможет достаточно эффективно организовать повторение материала об отдельных химических элементах и их соединениях. Успешному выполнению их будет способствовать не столько использование подобных заданий в процессе тренировочных занятий при подготовке к экзамену, сколько применение определенного алгоритма в ходе систематизации и обобщения знаний об элементе, веществе и классе веществ.

Для успешного формирования важнейших теоретических понятий, в учебном процессе целесообразно чаще предлагать разнообразные по форме упражнения и задания на их применение в различных ситуациях.

Например, в разделе «Химическая связь» целесообразно уделить больше внимания усвоению понятия относительной электроотрицательности химических элементов и формированию на основе соответствующих заданий умения использовать при определении вида химической связи «Ряд относительной электроотрицательности элементов».

При формировании базовых знаний о реакциях окислительно-восстановительных необходимо обеспечить не только формирование понятий окисление и восстановление, но и отработку умений определять окислитель или восстановитель, степень окисления элементов в сложных веществах и указывать, как изменяется степень окисления элемента в процессе реакции.

При формировании понятий «скорость химических реакций» и «химическое равновесие», которые важны для понимания учащимися фундаментальных законов протекания химических реакций и научных принципов производства неорганических и органических веществ, особое внимание следует уделить рассмотрению таких условий смещения равновесия, как изменение концентрации веществ и изменение давления.

На протяжении всего курса следует ориентировать учащихся на овладение языком химии, на использование номенклатуры ИЮПАК, на совершенствование умения терминологически грамотно характеризовать любой химический процесс.

С ведением ЕГЭ в школьную практику важное значение приобретает совершенствование методики контроля учебных достижений выпускников. Формы контроля могут быть самыми разнообразными в зависимости от конкретных целей и специфики изученного материала. Вместе с тем, целесообразно уже в ходе текущего контроля использовать задания, аналогичные тем, которые представлены в экзаменационной работе ЕГЭ и в значительной степени нацелены не на простое воспроизведение полученных знаний, а на проверку сформированности умений применять эти знания. Обучая школьников приемам работы с различными типами контролирующих заданий (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом), необходимо добиваться понимания того, что успешное выполнение любого задания невозможно без тщательного анализа его условия и выбора адекватной последовательности действий.

Познакомиться с документами, регламентирующими разработку ЕГЭ по химии, можно на портале информационной поддержки проекта «Единый государственный экзамен» http://ege.edu.ru, а также на сайте Федерального института педагогических измерений http://www.fipi.ru.

При подготовке к единому государственному экзамену необходимо использовать дополнительную литературу, в первую очередь, рекомендованную ФИПИ (приложение 5), методические письма ФИПИ Об использовании результатов единого государственного образования в преподавании химии в средней школе (), результаты единого государственного экзамена по химии в Ярославской области (Единый государственный экзамен в Ярославской области в 2009 году /Под редакцией М.В. Груздева – Ярославль, 2009. – 103 с.)

В помощь учителю разработан электронный ресурс «Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ. (http://www.iro.yar.ru/k_emd/ege/utm_2009_1.doc ). Сборник составлен учителями химии – слушателями курсов повышения квалификации в ГОУ ЯО ИРО для организации работы по повторению, систематизации и обобщению знаний учащихся

В ближайшее время возможен переход к новой форме итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений – Государственной итоговой аттестации, аналогичной ЕГЭ.

В связи с этим, для подготовки учащихся к этой форме итоговой аттестации учителям химии желательно на разных стадиях учебного процесса для выявления результатов обучения использовать тесты и тестовые задания.

Неотъемлемую часть профессиональной деятельности учителя и преподавателя составляет методическая работа. Методическая работа должна включать отработку наиболее сложных для преподавания тем, накопление дидактических материалов для проведения лабораторных, практических работ, самостоятельных работ обучающего и контролирующего характера, контрольных работ. Большое значение в повышении качества химического образования имеет освоение учителями современных образовательных технологий, в том числе информационных.

Приложение 1

УТВЕРЖДЕН

приказом Министерства

образования и науки

Российской Федерации

от « 23 » декабря 2009 г. № 822

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ,

РЕКОМЕНДОВАННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, НА 2010/2011 УЧЕБНЫЙ ГОД

№ п/п

Авторы, название учебника

Класс

Издательство

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Химия

778

Бердоносов С.С. Химия

8

Просвещение

779

Бердоносов С.С., Менделеева Е.А. Химия

9

Просвещение

780

Габриелян О.С. Химия

8

Дрофа

781

Габриелян О.С. Химия

9

Дрофа

782

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия

8

ОЛМА-Учебник

783

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия

9

ОЛМА-учебник

784

Еремин В.В., Кузьменко Н.Е., Дроздов А.А.,

Лунин В.В. Химия

8

Дрофа

785

Еремин В.В., Кузьменко Н.Е., Дроздов А.А.,

Лунин В.В. Химия

9

Дрофа

786

Жилин Д.М. Химия

8

БИНОМ

787

Жилин Д.М. Химия

9

БИНОМ

788

Кузнецова Л.М. Химия

8

Мнемозина

789

Кузнецова Л.М. Химия

9

Мнемозина

790

Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. и др. / Под ред. Кузнецовой Н.Е. Химия

8

ВЕНТАНА-ГРАФ

791

Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. / Под ред. Кузнецовой Н.Е. Химия

9

ВЕНТАНА-ГРАФ

792

Минченков Е.Е., Зазнобина Л.С., Смирнова Т.В. Химия

8

Ассоциация XXI век

793

Минченков Е.Е., Журин А.А. Химия

9

Ассоциация XXI век

794

Минченков Е.Е., Журин А.А., Оржековский П.А. и др. Химия

8

Мнемозина

795

Минченков Е.Е., Журин А.А.,Оржековский П.А. Химия

9

Мнемозина

796

Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия

8

Русское слово

797

Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия

9

Русское слово

798

Оржековский П.А., Мещерякова Л.М., Понтак Л.С. Химия

8

АСТ, Астрель

799

Оржековский П.А., Мещерякова Л.М., Понтак Л.С. Химия

9

АСТ, Астрель

800

Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия

8

Просвещение

801

Рудзитис Г.Е. , Фельдман Ф.Г. Химия

9

Просвещение

802

Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия

8

Баласс

803

Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия

9

Баласс

СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

1111

Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Карцева А.А. Химия (профильный уровень)

10

Просвещение

1112

Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Соловьев С.Н. Химия (профильный уровень)

11

Просвещение

1113

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия (базовый уровень)

10

ОЛМА-Учебник

1114

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия (базовый уровень)

11

ОЛМА-Учебник

1115

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия (профильный уровень)

10

ОЛМА-Учебник

1116

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия (профильный уровень)

11

ОЛМА-Учебник

1117

Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Химия (профильный уровень)

10

Дрофа

1118

Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия (профильный уровень)

11

Дрофа

1119

Габриелян О.С. Химия (базовый уровень)

10

Дрофа

1120

Габриелян О.С. Химия (базовый уровень)

11

Дрофа

1121

Гузей Л.С., Суровцева Р.П. Химия (базовый уровень)

10

Дрофа

1122

Гузей Л.С., Суровцева Р.П., Лысова Г.Г. Химия (базовый уровень)

11

Дрофа

1123

Еремин В.В., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е.,

Лунин В.В. Химия (базовый уровень)

10

Дрофа

1124

Ерёмин В.В., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В.,

Дроздов А.А., Теренин В.И. Химия (базовый уровень)

11

Дрофа

1125

Кузнецова Н.Е., Гара Н.Н. Химия (базовый уровень)

10

ВЕНТАНА-ГРАФ

1126

Кузнецова Н.Е., Лёвкин А.Н., Шаталов М.А. / Под ред. Кузнецовой Н.Е. Химия (базовый уровень)

11

ВЕНТАНА-ГРАФ

1127

Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. / Под ред. Кузнецовой Н.Е. Химия (профильный уровень)

10

ВЕНТАНА-ГРАФ

1128

Кузнецова Н.Е., Литвинова Т.Н., Левкин А.Н. / Под ред. Кузнецовой Н.Е. Химия (профильный уровень)

11

ВЕНТАНА-ГРАФ

1129

Минченков Е.Е., Журин А.А., Оржековский П.А. Химия (базовый уровень)

10

Ассоциация XXI век

1130

Минченков Е.Е., Журин А.А. Химия (базовый уровень)

11

Ассоциация XXI век

1131

Нифантьев Э.Е., Оржековский П.А. Химия (базовый уровень)

10

Мнемозина

1132

Нифантьев Э.Е. Химия (базовый и профильный уровень)

10

Мнемозина

1133

Кузнецова Л.М. Химия (профильный уровень)

11

Мнемозина

1134

Кузнецова Л.М. Химия (базовый уровень)

11

Мнемозина

1135

Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия (профильный уровень)

10

Русское слово

1136

Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия (профильный уровень)

11

Русское слово

1137

Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия (базовый уровень)

10

Русское слово

1138

Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия (базовый уровень)

11

Русское слово

1139

Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия (базовый уровень)

10

Просвещение

1140

Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия (базовый уровень)

11

Просвещение

1141

Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия (базовый и профильный уровни)

10

Баласс

1142

Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия (базовый и профильный уровни)

11

Баласс

1143

Цветков Л.А. Химия (базовый и профильный уровни)

10-11

ВЛАДОС

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ,

ДОПУЩЕННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, НА 2010/2011 УЧЕБНЫЙ ГОД

№ п/п

Авторы, название учебника

класс

Издательство

СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Химия

200

Еремин В.В., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В.,

Дроздов А.А., Теренин В.И.

Химия (профильный уровень)

10

Дрофа

201

Иванова Р.Г., Каверина А.А. Химия (базовый уровень)

11

Просвещение

202

Карцова А.А., Левкин А.Н. Химия (профильный уровень)

10

ВЕНТАНА-ГРАФ

203

Чертков И.Н. Химия (профильный уровень)

10

Дрофа

Приложение 2

Литература для организации проектной и научно-исследовательской деятельности

1. Алексеев, Н.Г., Леонтович, А.В., Обухов, А.В., Фомина, Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся [Текст] /Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.В. Обухов, Л.Ф. Фомина //Исследовательская работа школьников. – 2002. – № 1. – С. 24-34.

2. Аранская О.С.., Бурая И.В. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии: 8-11 классы: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2005

3. Аршанская Е.Я. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля. – М.: Вентана-Граф, 2005;

4. Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Обучение химии на основе межпредметной интеграции: 8-9 классы: Учебно-методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2005.

5. Макотрова, Г.В. Экспертная оценка учебно-исследовательской культуры школьников [Текст] /Г.В. Макотрова //Исследовательская работа школьников. – 2008. – № 2. – С. 42-58.

6. Методы экологических исследований [Текст]: сборник методических материалов /сост. Ю.А. Севрук. – М.: журнал «Исследовательская деятельность школьников», 2006. – 78 с.

7. Нибург, Е. А. Технология научного исследования (методические рекомендации) [Текст] / Е. А. Нибург // Исследовательская работа школьников. – 2007. – № 1. – С.55-66.

8. Нибург, Е. А. Технология научного исследования (методические рекомендации) [Текст] / Е. А. Нибург // Исследовательская работа школьников. – 2007. – № 2. – С.36-48.

9. Организация проектной деятельности по химии. 8 – 9 классы./Сост. С.Г. Щербакова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 112 с.

10. Организация проектной деятельности по химии. 10 класс./Сост. Л.И. Назарова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 128 с.

11. Химия: проектная деятельность учащихся /авт.-сост. Н.В. Ширшова. – Волгоград: Учитель: 2007. – 184 с.

12. Химия: 11 класс. Проектная деятельность. /Сост. Т.А. Мирошниченко. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

13. Тяглова, Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии: метод. Пособие /Е.В. Тяглова. – М.: Глобус, 2007. 224 с. – (Уроки мастерства).

Приложение 3

Список примерных тем проектов

1. Перспективы развития химии

2. Из истории химии

3. Ткани: прошлое и настоящее

4. Что мы знаем о веществе?

5. Паспорт элемента № …

6. Сказания об одном веществе

7. История спички

8. Вода в космосе

9. Химия: польза или вред (результаты социологического опроса)

10. Жизнь – взаимодействие между молекулами

11. Химия и виртуальный мир

12. Вещества на Земле и в космосе

13. История открытия химического элемента №…

14. Самый первый химический элемент

15. От алхимии к современной химии

16. Памятники истории и архитектуры в промышленных городах

17. Химия и искусство

18. Металлы в искусстве

19. Химия и литература. Точки соприкосновения

20. «Химические сюжеты в литературных произведениях

21. Химия и экология

22. Городская река

23. Нитраты в продуктах питания

24. Загрязнения атмосферного воздуха

25. Бытовые отходы

26. Городская свалка

27. Курение как фактор загрязнения атмосферного воздуха

28. Анализ проб воды в различных районах города

29. Дезодоранты и озоновый щит планеты

30. Экология жилища и здоровья человека

31. Химики о секретах красоты

32. Химия вокруг нас

33. Все о пище с точки зрения химика

34. Мир запахов

35. Химия и интерьер

36. Украшения моей мамы

37. Вещества в моем доме

38. Чайные истории с точки зрения химии

39. Блеск и сила здоровых волос

40. Самый лучший стиральный порошок

41. Чудесный мир бумаги

42. История бумажных денег

43. Сотовый телефон

44. Комплексные соединения в медицине

45. Здоровье, красота и химия

46. Соединения серы и селена в косметике

47. Химическая завивка и обесцвечивание волос

48. Химические материалы для создания искусственных органов

49. Химические вещества – строительные материалы

50. Фарфоровые и фаянсовые изделия в моем доме

51. Современные пятновыводящие средства

52. В нашем доме ремонт

53. Как придать одежде обновленный вид

54. Мое хобби – вязание. О волокнах

55. Мое хобби – шитье. О тканях

56. Домашняя аптечка

57. Керамика

58. Домашняя химчистка

59. Большая стирка

60. химия на кухне

61. Красители в повседневной жизни

62. Самая лучшая зубная паста

63. Самый лучший стиральный порошок

64. Химики на автозаправочной станции

65. Сахар, который мы едим

66. Обыкновенное чудо (домашние эксперименты)

67. Углекислы газ в школе

68. Шумовое загрязнение в районе

69. Гармония химических формул

70. Кое-что о зеркалах

71. Химия и наркотические вещества

72. Имеет ли вода память?

73. Памятники и ограды Санкт-Петербурга. Из истории одной поездки

74. Полиэтилен – знакомый незнакомец

75. Гончарный круг в истории человечества

76. Стекла – хамелеоны

77. Мы строим дачу

78. Мое представление о городе будущего

79. Фотография и химия

80. Бой пожирателям металлов

81. Способы очистки питьевой воды

82. Чугун: и волшебство и вдохновение

83. Сталь: от оружия до … ювелирных изделий

84. Пищевые добавки: за и против

85. Химия и военное дело

86. Реклама: достоверность с позиции химии

87. химия и цвет

88. Новинки фармакологии

89. Собственный взгляд на периодическую систему

90. Формулы – цветочки у меня в садочке

91. Химия против терроризма

92. Все о сладком с точки зрения химии

93. Естественно-научные открытия XIX века

94. Алмазы Индии. Легенды и действительность

Программа курса химии автора О.С. Габриеляна позволяет использовать проектную деятельность школьников при изучении любых тем, например:

8 класс:

· Соединения химических элементов

· Изменения, происходящие с веществами

· Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов

· Окислительно-восстановительные реакции

· Оксиды, их классификация и свойства

· Кислоты, их классификация и свойства

· Основаания, их классификация и свойства

· Соли, их классификация и свойства

9 класс:

· Металлы

· Неметаллы

· Органические вещества

10 класс:

· Углеводороды

· Спирты и фенолы

· Альдегиды и кетоны

· Карбоновые кислоты, сложные эфиры

· Жиры

· Углеводы

· Азотсодержащие соединения

· Биологически активные вещества

11 класс:

· Строение вещества

· Химические реакции

· Вещества и их свойства

· Химия в жизни общества

· Химия элементов главных подгрупп

Приложение 4

Литература и ЭОР для организации подготовки учащихся к олимпиадам по химии

1. Аликберова Л. Ю. Рукк Н. С. Полезная химия Задачи и истории. – М.: Дрофа, 2003. - 304.

2. Габриелян О. С. Задачи по химии и способы их решения. 8-9 классы / О.С. Габриелян, П. В. Решетов, И.Г. Остороумов. – М.: Дрофа, 2004.-160.

3. Девяткин В. В. Химия для любознательных или о чем не узнаешь на уроке / В. В. Девяткин, Ю. М. Ляхова. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 239.

4. Енякова Т. М. Внеклассная работа по химии. – М.: Дрофа, 2004.

5. Ольгин О. А. Опыты без взрывов. – М.: Химия, 1986. – 192.

6. Оржековский Г.А., Медведев А.В., Чураков А.В., Чуранов С.С. Всероссийская химическая олимпиада школьников: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1996. – 192 с.

7. Пиркулиев Н.Ш. Олимпиадные задачи по химии. Типы задач и методы их решения. – М.: Самообразование, 2000. – 160 с.

8. Сборник задач Всероссийских олимпиад по химии / В. В. Лунин. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 480 с.

9. Сорокин В.В. и др. Задачи химических олимпиад.– М.: Изд-во Московского университета, 1989.

10. Сорокин В.В., Свитанько И.В., Сычев Ю.Н., Чуранов С.С. Современная химия в задачах международных олимпиад. – М.: Химия, 1993. – 288 с.

11. Химия 8-11 класс. Региональные олимпиады 2000-2002 / О.С. Габриелян, А.Н. Прошлецов, - М.: Дрофа, 2005. – 287.

12. Чернобельская Г. М. Введение в химию / Г. М. Чернобельская, А. И. Дементьев. – М.: Владос, 2005. - 253.

13. http://olimp.distant.ru/ - дистанционная олимпиада школьников, задания и ответы.

14. http://www.alhimik.ru - полезные советы, эффектные опыты, химические новости, виртуальный репетитор.

15. http://www.alleng.ru/edu/chem6.htm - олимпиады по химии, задачи и задания олимпиад по химии различных лет (с ответами и решениями, и без ответов).

16. http://www.chem.msu.su/rus/olimp - задачи химических олимпиад. Международные олимпиады, Менделеевская олимпиада, Химико-математические олимпиады, Всероссийские олимпиады школьников по химии. Материалы 1997-2004г. В большинстве случаев задания с решениями, как правило, формата pdf, не забудьте поставить себе любой Acrobat Reader.

17. tasks.ceemat.ru - книга-задачник, где можно найти задания с различных олимпиад и турниров школьников по химии. Для школьников и учителей, занимающихся подготовкой школьников к олимпиадам.

Приложение 5

Учебники и учебные пособия, рекомендованные для подготовки к ЕГЭ по химии:

1. Артеменко А.И. Органическая химия: Теоретические основы: Углубленный курс: Учебник для общеобразовательных школ с углубленным изучением предмета. – М.: АСТ-ПРЕСС Школа, 2002.

2. Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2005.

3. Габриелян О.С., Остроумов И. Г. Общая химия: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений с углубленным изучением химии. - М.: Просвещение, 2005.

4. Габриелян О.С., Остроумов И. Г., Карцова А.А. Органическая химия: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений с углубленным изучением химии. - М.: Просвещение, 2003.

5. Габриелян О.С., Пономарев С.Ю., Карцова А.А. Органическая химия: задачи и упражнения: пособие для учащихся 10 класса с углубленным изучением химии. – М. Просвещение, 2006.

6. Габриелян О.С., Воловик В.Б. Общая химия: задачи и упражнения: п

7. Габриелян О.С. Готовимся к единому государственному экзамену. Химия /О.С. Габриелян, П.В. Решетов, И.Г. Остроумов, А.М. Ни китюк. – 4-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2009. – 318 с.

8. Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Химия: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений (профильный уровень). – М.: Вентана – Граф, 2005.

9. Кузнецова Н.Е., Литвинова Т.Н., Левкин А.Н. Химия: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений (профильный уровень). – М.: Вентана – Граф, 2005.

10. Нифантьев Э.Е. Органическая химия. 11 (10) кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2005.

Пособия, составленные на основе анализа содержания КИМов и результатов ЕГЭ по химии:

1. Единый государственный экзамен: химия: контрольные измерительные материалы: 2005-2006 / под общей ред. Кавериной А.А., М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. Служба по надзору в сфере образования и науки, Федер. Ин-т пед. Измерений. – М.: Просвещение, 2006.

2. Единый государственный экзамен: химия: контрольные измерительные материалы: 2004-2005 / Каверина А.А., Добротин Д.Ю. и др. – М: Просвещение, 2005.

3. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Химия /Каверина А.А., Добротин Д.Ю. и др. – М.: Интеллект-Центр, 2006.

4. Габриелян О.С. Единый государственный экзамен: химия: Сборник заданий и упражнений. – М.: Просвещение, 2004.

5. Единый государственный экзамен: Химия: Тренировочные задания /Оржековский П.А., Богданова М.В., Дорофеев М.В. – М.: Просвещение, 2005.

Скачать архив с текстом документа