О преподавании учебного предмета «Математика» в 2010 / 2011 учебном году
СОДЕРЖАНИЕ: Ярославской области № 1883/01-10 от 17. 05. 2010 [] образовательный процесс в общеобразовательных учреждениях в 2010/2011 учебном году должен осуществляться в соответствии с базисным учебным планом 2004 года [] и федеральным компонентом государственного образовательного стандарта 2004 года []Составитель:
Зуева М.Л., доцент кафедры ЕМД
ГОУ ЯО ИРО
Методическое письмо
о преподавании учебного предмета «Математика»
в 2010 / 2011 учебном
году в образовательных учреждениях Ярославской области,
реализующих программы общего образования
1. Организационные аспекты обучения математике. Согласно письму Департамента образования Ярославской области № 1883/01-10 от 17.05.2010 [11] образовательный процесс в общеобразовательных учреждениях в 2010/2011 учебном году должен осуществляться в соответствии с базисным учебным планом 2004 года [3] и федеральным компонентом государственного образовательного стандарта 2004 года [2].
Место предмета «Математика» в базисном учебном плане
приведено в таблице .
Основное общее образование |
Среднее (полное) общее образование |
|||
Базовый уровень |
Базовый уровень для профилей гуманитарной направленности[1] |
Профильный уровень[2] |
||
Минимальное количество часов |
875 |
280 |
280 |
420[3] |
Объем учебных часов в неделю |
5 |
4 |
4 |
6 |
Конкретизация содержания и примерное распределение учебных часов по разделам курса приведены в примерных программах [4]. При этом на каждой ступени обучения предусмотрен резерв свободного учебного времени для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий в соответствии со спецификой класса.
Основное общее образование |
Среднее (полное) общее образование |
|||
Базовый уровень |
Базовый уровень для профилей гуманитарной направленности |
Профильный уровень |
||
Резерв |
90 |
30 |
30 |
50 |
Таким образом, в этой части процесса обучения математике в 2010 / 2011 учебном году изменений нет.
2. Выполнение требований стандарта и рекомендаций
примерных программ.
В аналитико-статистических материалах по Ярославской области за 2009 / 2010 учебный год названа одна из наиболее частых причин невыполнения стандарта по математике – использование авторских программ [19. С. 48]. Это подтверждается и при экспертном анализе рабочих программ в процессе аттестации педагогических работников и аккредитации образовательных учреждений.
На практике рабочие программы по математике разрабатываются в основном с учетом содержания учебников, тематического планирования к ним, методических рекомендаций, периодических изданий и, наконец, авторских программ. К сожалению, их содержание, название разделов, пунктов, тем не всегда соответствует действующему стандарту. Программа может быть издана или переиздана позднее 2004 года – года утверждения федерального компонента государственного стандарта, но, тем не менее, будет соответствовать устаревшим нормативным документам (обязательному минимуму содержания образования и количеству часов базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования России № 322 от 09.02.1998 г.). Например, такое несоответствие есть в авторском поурочном планировании к учебнику А. Н. Колмогорова[4] 2007 года издания.
Наиболее широко учителями Ярославской области используются программы и тематическое планирование по математике автора Г. М. Кузнецовой. В результате в рабочие программы не включаются такие разделы как «Римская нумерация», «Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной)», «Длительность процессов в окружающем мире», «Длина окружности и площадь круга как пределы последовательностей» и др.
Наряду с этим изучаются вопросы, не входящие в федеральный компонент государственного образовательного стандарта. Например, разделы «Понятие о дифференциальном уравнении», «Дифференциальные уравнения показательного роста и убывания», «Гармонические колебания», «Падение тел в атмосферной среде» и др.
В приложении 2 перечисляются содержательные компоненты действующего стандарта по математике на ступенях основного общего, среднего (полного) общего образования на базовом и гуманитарном уровне, которые ошибочно могут быть реализованы не в полной мере при использовании авторских программ. В зависимости от учебника, по которому осуществляется планирование, названные вопросы могут полностью отсутствовать, носить необязательный характер, не выделяться в явном виде, освещаться в более широком или узком контексте и т.д. Пристальное внимание на уровне основного общего образования по-прежнему следует уделять к реализации раздела «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей», а на ступени среднего (полного) общего образования – раздела «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей».
Важно обратить внимание на соответствие количества часов по отдельным темам количеству часов, указанному в примерных программах по математике [4]. Всякое изменение должно быть обосновано в рабочей программе. Неуместно увеличение количества часов на разделы «Алгебра», «Начала математического анализа» за счет сокращения количества часов на раздел «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей». Следует соблюдать запланированный объем времени на повторение.
Итак, обращаем внимание учителей, преподавателей математики, а также руководителей образовательных учреждений на то, что при разработке и реализации рабочих программ, в первую очередь, следует руководствоваться федеральным компонентом государственного стандарта [2] и примерными программами по математике [4]. К авторским рабочим программам необходимо относиться критически и соотносить их с указанными нормативными документами.
3. Оформление журналов. Как и в прошлом учебном году, актуальной остается проблема, связанная с оформлением журнала. При заполнении страниц школьного журнала, выделяемых на предмет «Математика» в старшей школе, необходимо следовать рекомендациям Министерства образования и науки РФ, изложенным в письме от 21.05.2007 года № 03–1102. Названия учебных предметов прописываются в соответствии с перечнем и названием учебных предметов, указанных в учебном плане общеобразовательного учреждения, составленном на основании базисного учебного плана, утвержденного приказом Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312.
В базисном учебном плане общеобразовательных учреждений РФ для среднего (полного) общего образования на базовом и профильном уровне обозначен единый учебный предмет «Математика».
В 2009 / 2010 учебном году оформление школьных журналов осуществлялось в соответствии с письмом Департамента образования [12].
В 2010 / 2011 учебном году преимущество остается за последовательным изучением разделов курса. Единый курс построен в форме последовательности тематических блоков с чередованием материала по алгебре, началам математического анализа, дискретной математике, геометрии.
Возможно, но менее предпочтительно синхронно-параллельное изучение разделов курса: 1) алгебра и начала анализа; 2) геометрия; элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей. Раздел «Геометрия» при этом целесообразно вынести на отдельную страницу журнала. Однако и в этом случае все разделы прописываются под названием «Математика» и выставляется единая оценка. Таким образом, в отличие от предыдущего учебного года при синхронно-параллельном изучении исключается уточнение в скобках.
Изучение предмета «Математика» в 7-9 классах осуществляется через освоение двух учебных программ – по алгебре и геометрии. В классных журналах фиксируются два учебных предмета: «Алгебра» и «Геометрия» [13].
Записи в журнале должны соответствовать рабочей программе учителя.
4. Выбор учебников. Выбор учебников и пособий необходимо производить в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 23.12.2009 № 822 [9]. В приложении 3 приведены изменения в федеральном перечне учебников на текущий учебный год. Не допускается использование устаревших учебников и пособий, не получивших грифа Министерства образования и науки. При выборе учебников следует обратить внимание на наличие раздела «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей».
В ОУ НПО, вечерних школах при наличии обучающихся, имеющих (в силу разных причин) ограниченные возможности посещения учебных занятий, рекомендуется более широкое использование электронных учебников и других ресурсов дистанционного обучения.
5. Требования к оснащению образовательного процесса. В число нормативных документов, регулирующих организацию образовательного процесса по математике, входят «Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. Математика» [5]. Рекомендации включают не только объекты, выпускаемые в настоящее время производственным сектором, но и перспективные, использование которых необходимо для реализации требований стандарта в полном объеме. Наименование необходимых объектов и средств материально-технического обеспечения, их количество по ступеням обучения систематизированы в разделах: библиотечный фонд, печатные пособия, информационно-коммуникативные средства, экранно-звуковые пособия, технические средства обучения, учебно-практическое и учебное оборудование, специализированная учебная мебель.
Обращаем внимание на то, что стандарт по математике, примерные программы, авторские программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета математики.
Требования к оснащению образовательного процесса могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления собственной базы материально-технических средств обучения. Таким образом, если кабинет математики оснащен не в полной мере, то рекомендуется иметь план развития его материально-технического обеспечения.
6. Результаты ЕГЭ. В 2010 году форма единого государственного экзамена несколько отличалась. Формальные отличия заключались в числе частей КИМов (две вместо трёх), количестве задач (18), видах заданий (исключены задания с выбором ответа). Увеличилось количество геометрических задач, несколько изменилось содержание задач физического характера, включены практико-ориентированные задачи. При этом средний балл по предмету сопоставим с предыдущим годом. Динамика среднего балла такова: 2005 – 51,8; 2006 – 50,5; 2007 – 49,8; 2008 – 44,5; 2009 – 47,4; 2010 – 47,3.
При обучении математике в 2010 / 2011 учебном году следует учитывать, что наиболее низкий средний первичный балл был получен обучающимися за задания, в которых проверялись следующие умения:
· в части B – решать текстовую задачу на движение; применять геометрический смысл производной; находить значение функции на отрезке; находить объем геометрической фигуры; решать текстовую задачу с составлением и решением дробно-рационального неравенства; находить значение логарифмического выражения;
· в части С – решать планиметрическую задачу; исследовать функцию, содержащую параметр; строить и исследовать математическую модель; находить элементы геометрических тел.
Более подробно с результатами ЕГЭ можно ознакомиться в [15, 18].
7. Результаты ГИА. С 2007 года проходит апробация новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов. В 2010 году государственная итоговая аттестация проводилась во всех муниципальных районах области.
С экзаменационной работой справились 95,7% выпускников, что на 4,5% превышает показатель предыдущего года. Успешность выполнения работы – 51,9%.
Сопоставление результатов выпускников, обучавшихся по разным УМК, используемым в массовой школе (Г. В. Дорофеев; Ю. Н. Макарычев; А. Г. Мордкович) показало, что полученные результаты справляемости сопоставимы, а результаты успешности выпускников, обучающихся по программе под редакцией А. Г. Мордковича, выше.
Анализ результатов подтвердил актуальность проблемы объективизации учительской отметки. Существует расхождение между годовой отметкой и отметкой за экзаменационную работу, поставленную независимыми экспертами: завышено – 12%, занижено – 29%.
Более подробные результаты государственной итоговой аттестации по математике приведены в [16, 19].
8. Элективные курсы. Неотъемлемым компонентом вариативной системы образовательного процесса на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающим успешное профильное и профессиональное самоопределение обучающихся, являются элективные курсы. Методическими рекомендациями Министерства образования и науки РФ [10] определены виды элективных учебных курсов в зависимости от ступени обучения. В особую группу выделены репетиционные элективные курсы, задачами которых могут быть ликвидация имеющихся «пробелов в знаниях» старшеклассника за предыдущие годы на профильном уровне, подготовка к сдаче единого государственного экзамена на базовом уровне по отдельным, наиболее сложным разделам учебных программ.
Рекомендуемый объем курсов составляет 34-68 часов. В зависимости от вида элективные курсы могут иметь продолжительность от одной четверти до двух лет.
Нежелательна организация элективных курсов (кроме репетиционных) на основе вербальных методик и репродуктивных методов обучения. Наиболее эффективным является использование современных педагогических технологий.
9. Выбор педагогического инструментария обучения математике. Современный процесс математического образования необходимо ориентировать на субъект-субъектные отношения участников, подразумевающие активную позицию обучающихся, признание их права на выбор; на вариативность образования, в том числе – на дифференциацию и индивидуализацию обучения, направленные на научение каждого обучающегося и его развитие. В этих условиях актуальна реализация современных педагогических подходов: системно-деятельностного, компетентностного, личностно-ориентированного и др.
Очевидно, что реализация каждого из названных подходов диктует использование активных методов и форм обучения. Однако для достижения гарантированного результата следует выбирать скорее не отдельные методы, формы или средства, а более широкий системный, педагогически законосообразный инструмент, обладающий высокой степенью эффективности и надежности. В качестве такого инструмента выступают образовательные технологии. Реализуя задачи, связанные с формированием компетенций, универсальных учебных действий следует выбирать технологии, основывающиеся на деятельностной парадигме образования. К числу таких технологий можно отнести технологию проблемного обучения, развития критического мышления через чтение и письмо, групповые технологии, игровые технологии, технологию адаптивной системы обучения, интегральную образовательную технологию и др.
Во внеурочной работе по математике наряду с привычными формами организации мероприятий рекомендуется широкое вовлечение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность.
С тем, чтобы оспособить учителей и преподавателей такими инструментами, ГОУ ЯО ИРО предлагает отдельные модули и программы повышения квалификации, посвященные педагогическим технологиям и их возможностям в реализации обозначенных задач. Программы и модули согласно заявке могут быть реализованы как на базе ИРО, так и на базе учебного заведения.
Приложение 1
Документы, определяющие нормативно-правовую и
информационную основу преподавания математики
1. Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_04/1089.html.
2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp
http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/
http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/
http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1487/
3. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования.
http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/
http://mon.gov.ru/work/obr/dok/
4. Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования.
http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/
http://mon.gov.ru/work/obr/dok/
5. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов.
http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/
6. Методические письма о преподавании учебных предметов в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования.
http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.11.2008 № 362 «Об утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования».
http://mon.gov.ru/dok/akt/5128/
8. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 № 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования».
http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/2783.html
9. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 23.12.2009 № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год».
http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/m822.html
http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/6572/
10. Письмо Министерства образования и науки РФ от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».
http://almetedu.ru/downloads/elekt1_2505.doc
11. Письмо Департамента образования Ярославской области от 28.04.2009 № 1662/01-10 «Об организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях в 2009 / 2010 учебном году».
http://www.depedu.yar.ru/de/orders/index_letter.shtml
12. Письмо Департамента образования Ярославской области от 26.05.2009 № 2072/01-10 « Об организации преподавания предмета «Математика» в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования».
http://www.depedu.yar.ru/de/orders/letter09.shtml
13. Письмо Департамента образования Ярославской области от 06.09.2010 № 3445/01-10.
14. Письмо Департамента образования Ярославской области №23/01-10 от 20.01.2006 «О рабочих программах учебных курсов».
http://www.depedu.yar.ru/de/orders/prik_06.shtml
15. Аналитический отчет ФИПИ по результатам ЕГЭ – 2010.
http://www.fipi.ru/view/sections/138/docs/
16. Аналитический отчет ФИПИ по результатам ГИА-9 – 2010.
http://www.fipi.ru/view/sections/138/docs/
17. Методические письма ФИПИ.
http://www.fipi.ru/view/sections/208/docs/
18. Единый государственный экзамен в Ярославской области в 2010 году / под редакцией М. В. Груздева. – Ярославль, 2010. – 115 с.
19. Аналитико-статистические материалы за 2009/2010 учебный год / под редакцией М. В. Груздева. – Ярославль, 2010. – 119 с.
Приложение 2
Содержательные компоненты стандарта по математике,
имеющие расхождения с авторскими программами
Основное общее образование
Арифметика.
Натуральные числа. Римская нумерация. Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. Деление с остатком.
Дроби. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной.
Действительные числа. Иррациональность числа . Десятичные приближения иррациональных чисел. Действительные числа как бесконечные десятичные дроби. Этапы развития представлений о числе.
Измерения, приближения, оценки. Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Размеры объектов окружающего нас мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем нас мире. Представление зависимости между величинами в виде формул. Выделение множителя – степени десяти в записи числа.
Алгебра.
Алгебраические выражения. Подстановка выражений вместо переменных. Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения.
Уравнения и неравенства. Примеры решения уравнений высших степеней; методы замены переменной, разложения на множители. Уравнение с двумя переменными; решение уравнения с двумя переменными. Уравнение с несколькими переменными. Примеры решения уравнений в целых числах. Переход от словесной формулировки соотношений между величинами к алгебраической.
Числовые последовательности. Cложные проценты.
Геометрия.
Начальные понятия и теоремы геометрии. Возникновение геометрии из практики. Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре. Примеры сечений. Примеры разверток.
Треугольник. Окружность Эйлера .
Измерение геометрических величин. Объем тела. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба, шара, цилиндра и конуса.
Правильные многогранники.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей.
Доказательство. Определения, доказательства, аксиомы и теоремы; следствия. Необходимые и достаточные условия. Контрпример. Доказательство от противного. Прямая и обратная теоремы.
Понятие об аксиоматике и аксиоматическом построении геометрии. Пятый постулат Эвклида и его история.
Множества и комбинаторика. Множество. Элемент множества, подмножество. Объединение и пересечение множеств. Диаграммы Эйлера.
Примеры решения комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения.
Статистические данные. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Средние результатов измерений. Понятие о статистическом выводе на основе выборки.
Понятие и примеры случайных событий.
Вероятность. Частота события, вероятность. Равновозможные события и подсчет их вероятности. Представление о геометрической вероятности.
Среднее (полное) общее образование
Начала математического анализа.
Длина окружности и площадь круга как пределы последовательностей. Нахождение скорости для процесса, заданного формулой или графиком.
Уравнения и неравенства. Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики. Интерпретация результата, учет реальных ограничений.
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей.
Табличное и графическое представление данных. Числовые характеристики рядов данных .
Поочередный и одновременный выбор нескольких элементов из конечного множества. Формулы числа перестановок, сочетаний, размещений. Решение комбинаторных задач. Формула бинома Ньютона. Свойства биномиальных коэффициентов. Треугольник Паскаля.
Элементарные и сложные события. Рассмотрение случаев и вероятность суммы несовместных событий, вероятность противоположного события. Понятие о независимости событий. Вероятность и статистическая частота наступления события. Решение практических задач с применением вероятностных методов.
Геометрия. Теорема Эйлера. Симметрии в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде. Понятие о симметрии в пространстве (центральная, осевая, зеркальная). Примеры симметрий в окружающем мире.
Базовый уровень для профилей гуманитарной направленности
Алгебра. Происхождение натуральных чисел и арифметических действий над ними. Расширение понятия числа как необходимость создания математического аппарата для решения насущных и потенциальных задач практики человека. История изобретения отрицательных и иррациональных чисел и десятичных дробей. Развитие и систематизация сведений о действительных числах.
Функции. Сложные процессы в природе и обществе и необходимость создания специального математического аппарата – дискретных и непрерывных моделей – для их количественного описания. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях: равномерные и равноускоренные процессы и их описание с помощью линейных и квадратичных функций; процессы экспоненциального роста. Геометрическая прогрессия как пример дискретного процесса быстрого роста. Легенда о создании шахмат, сложные проценты, примеры быстрого роста в живой и неживой природе. Периодические процессы и их описание с помощью тригонометрии
Начала математического анализа. Создание дифференциального и интегрального исчисления. Ньютон и Лейбниц .
Уравнения и неравенства. Зарождение алгебры в недрах арифметики. Ал-Хорезми. Рождение буквенной символики. П. Ферма, Ф. Виет, Р. Декарт. История вопроса о нахождении формул корней алгебраических уравнений, неразрешимость в радикалах уравнений степени, большей четырех.
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей. От азартных игр к теории вероятностей. Ферма и Паскаль.
Геометрия. От землемерия к геометрии. Начала Евклида. Пифагор. Фалес. Знаменитые задачи древности: трисекция угла, квадратура круга , удвоение куба . Аксиоматика . Аксиомы , определяемые и неопределяемые понятия . Теоремы. Аксиоматика в математике и в повседневной жизни. Евклидова геометрия и геометрия Лобачевского.
Приложение 3
Изменения в Федеральном перечне учебников по математике на
2010 / 2011 учебный год
- РЕКОМЕНДОВАННЫЕ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
Добавлены учебники:
№ п/п |
Авторы, название учебника |
Класс |
Издательство |
512 |
Бунимович Е. А., Дорофеев Г. В., Суворова С.Б. и др. Математика |
5 |
Просвещение |
513 |
Бунимович Е. А., Дорофеев Г. В., Кузнецова Л. В. и др. Математика |
6 |
Просвещение |
518 |
Дорофеев Г. В., Петерсон Л. Г. Математика |
5 |
Ювента |
519 |
Дорофеев Г. В., Петерсон Л. Г. Математика |
6 |
Ювента |
528 |
Александров А. Д., Вернер А. Л., Рыжик В. И., Ходот Т. Г. Геометрия |
7 |
Просвещение |
529 |
Александров А. Д., Вернер А. Л., Рыжик В. И. и др. Геометрия |
8 |
Просвещение |
530 |
Александров А. Д., Вернер А. Л., Рыжик В. И. Геометрия |
9 |
Просвещение |
950 |
Александров А. Д., Вернер А. Л., Рыжик В. И. Геометрия (профильный уровень) |
10 |
Просвещение |
951 |
Александров А. Д., Вернер А. Л., Рыжик В. И. Геометрия (профильный уровень) |
11 |
Просвещение |
953 |
Алимов Ш. А., Колягин Ю. М., Ткачева М. В. и др. Алгебра и начала математического анализа (базовый уровень) |
10-11 |
Просвещение |
964 |
Калинин А. Д., Терешин Д. А. Геометрия (профильный уровень) |
10-11 |
МЦНМО |
982 |
Пратусевич М. Я., Столбов К. М., Головин А. Н. и др. Алгебра и начала математического анализа (профильный уровень) |
10 |
Просвещение |
983 |
Пратусевич М. Я., Столбов К. М., Головин А. Н. и др. Алгебра и начала математического анализа (профильный уровень) |
11 |
Просвещение |
987 |
Шабунин М. И., Прокофьев А. А. Математика. Алгебра. Начала математического анализа (профильный уровень) |
10 |
БИНОМ |
988 |
Шабунин М. И., Прокофьев А. А. Математика. Алгебра. Начала математического анализа (профильный уровень) |
11 |
БИНОМ |
- ДОПУЩЕННЫЕ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
Добавлены учебники:
№ п/п |
Авторы, название учебника |
Класс |
Издательство |
99 |
Козлова С. А., Рубин А. Г. Математика |
5 |
Баласс |
101 |
Александров А. Д. и др. Геометрия |
8 |
Просвещение |
102 |
Александров А. Д., Вернер А. Л., Рыжик В. И. Геометрия (углубленное изучение) |
9 |
Просвещение |
103 |
Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Прасолов В. В. / под ред. В. А. Садовничего Геометрия |
7 |
Просвещение |
184 |
Гусев В. А., Куланин Е. Д., Мякишев А. Г., |
10 |
БИНОМ |
- РЕКОМЕНДОВАННЫЕ И ДОПУЩЕННЫЕ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях
Изменений нет
[1] Социально-гуманитарный, филологический, аграрно-технологический, индустриально-технологический, художественно-эстетический, оборонно-спортивный профили.
[2] Физико-математический, физико-химический, химико-биологический, биолого-географический, социально-экономический, информационно-технологический профили.
[3] Учебное время может быть увеличено до 12 уроков в неделю за счет школьного компонента с учетом элективных курсов [4].
[4] Макарова О.В. Поурочное планирование по алгебре и началам анализа: 10 класс: к учебнику А.Н.Колмогорова и др. «Алгебра и начала анализа. 10-11 классы»: учебно-методическое пособие / О.В.Макарова. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 350 с.