О преподавании учебного предмета «Музыка» в 2008-2009 учебном году

СОДЕРЖАНИЕ: «Музыка» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области

Составитель:

Томчук Светлана Алексеевна, к. пс. н.,

доцент кафедры гуманитарных дисциплин

Методическое письмо

о преподавании учебного предмета «Музыка» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области

Место учебного предмета «Музыка»

в федеральном базисном учебном плане

При определении количества часов на изучение учебного предмета «Музыка» следует руководствоваться Базисным учебным планом 2004 года, в котором отводится следующее количество часов: в 1 классе – 33 часа; во 2 и 3 классах – по 34 часа, в 5, 6, 7 классах – по 35 часов.

В 4 и 8 классах общеобразовательных учреждениях обучение организуется в соответствии с Базисным учебным планом 1998 года (приказ Министерства образования России от 9.02.1998 № 322 «Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации»), на изучение предмета «Музыка» в 4 классе отводится 34 часа, в 8 классе – 34 часа.

В 9 классе ведется преподавание предмета «Искусство» на основе курсов «Музыка в формировании духовной культуры личности» и «Синтез искусств» по региональному учебному плану, утвержденному приказом от 12.05.2006 №01-03/318 «Об утверждении регионального учебного плана». Изучение предмета Искусство и оценивание результатов обучения по нему осуществляется в соответствии с учебным планом школы и реализуемыми программами: если обучение ведется по программе интегрированного курса Искусство в соответствии с установленным в учебном плане наименованием предмета Искусство, то выставляется одна итоговая отметка; если реализуются две учебные программы по отдельным предметам Музыка и Изобразительное искусство, которые при комплектовании школьного учебного плана фиксируются отдельными строчками, то ставятся две итоговые отметки (на основании письма Департамента образования Администрации Ярославской области № 01-10/933 от 15.05.2007 на № Дополнение к письму департамента от 23.01.2007 № 01-10/203).

Рекомендации по использованию действующих учебников и УМК

Особое внимание следует обратить на сохранение преемственности в преподавании предмета «Музыка» и постепенный переход на новые программы: в начальной школе продолжается преподавание по выбранному школой УМК, рекомендованному (допущенному) в федеральном перечне учебников к использованию в образовательных учреждениях (приказ Министерства образования и науки России от 13.12.2007 №349); в основной школе преподавание ведется по обновленной авторской программе Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы, 3-е издание. – Москва: Просвещение, 2006год).

В федеральный перечень учебников по учебному предмету «Музыка», допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2008/2009 учебный год, включены следующие учебно-методические комплекты:

Авторы, название учебника

Класс

Издательство

Бакланова Т.И. Музыка

1

АСТ, Астрель

Бакланова Т.И. Музыка

2

АСТ, Астрель

Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка

1

Академкнига

Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка

5

Просвещение

Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка

6

Просвещение

Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка

7

Просвещение

Усачева В.О., Школяр Л.В. Музыка

6

Вентана-Граф

Усачева В.О., Школяр Л.В. Музыка

7

Вентана-Граф

В федеральный перечень учебников по учебному предмету «Музыка», рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2008/2009 учебный год, включены следующие учебно-методические комплекты:

Авторы, название учебника

Класс

Издательство

Алеев В.В., Кичак Т.Н. Музыка

1

Дрофа

Алеев В.В., Кичак Т.Н. Музыка

2

Дрофа

Алеев В.В., Кичак Т.Н. Музыка

3

Дрофа

Алеев В.В. Музыка

4

Дрофа

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка

1

Просвещение

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка

2

Просвещение

Критская Е.Д., Сергеева Г.П. Шмагина Т.С. Музыка

3

Просвещение

Критская Е.Д., Сергеева Г.П. Шмагина Т.С. Музыка

4

Просвещение

Ригина Г.С. Музыка

1

Федоров

Ригина Г.С. Музыка

2

Федоров

Ригина Г.С. Музыка

3

Федоров

Ригина Г.С. Музыка

4

Федоров

Усачева В.О., Школяр Л.В. Музыка

1

Вентана-Граф

Усачева В.О., Школяр Л.В. Музыка

2

Вентана-Граф

Усачева В.О., Школяр Л.В. Музыка

3

Вентана-Граф

Усачева В.О., Школяр Л.В. Музыка

4

Вентана-Граф

Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка

5

Дрофа

Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка

6

Дрофа

Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка

7

Дрофа

Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка

8

Дрофа

В 2008/2009 учебном году не рекомендуется использовать УМК Баклановой Т.И. «Музыка» и Челышевой Т.В., Кузнецовой В.В. «Музыка» в связи с незавершенностью авторской линии.

Особенности преподавания учебного предмета «Музыка»

в 3 классе общеобразовательной школы

Целевая установка музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры – реализуется в 3-ем классе в процессе решения следующих задач:

· развитие нравственно-эстетических ориентаций учащихся в процессе восприятия и исполнения музыкальных произведений – фольклора, музыки религиозной традиции, «золотого фонда» классики, современных сочинений;

· обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка;

· накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства;

· выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов;

· совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор–исполнитель-слушатель);

· развитие навыков хорового (ансамблевого, сольного) пения – унисон, кантилена, широкое дыхание, легкое, полетное звучание детских голосов, расширение певческого диапазона голоса, элементы двухголосного пения, понимание руки дирижера при исполнении музыки различного характера; выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;

· совершенствование умения передавать в выразительных движениях характер музыки (пластические этюды); развитие навыков «свободного дирижирования»;

· освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования (музыкально-ритмические движения, игра на простейших инструментах, импровизации и др.);

· развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;

· развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.

Содержание УМК для 3-го класса выстраивается с учетом преемственности музыкального обучения учащихся: учебник «Музыка» для 3-го класса имеет те же разделы, что и учебник «Музыка» для 2-го класса: «Россия – Родина моя»; «День, полный событий»; «О России петь – что стремиться в храм»; «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»; «В музыкальном театре»; «В концертном зале»; «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…». Действие принципа концентричности и метода «забегания вперед и возвращения к пройденному» (перспективы и ретроспективы в обучении) проявляется не только на уровне тематического повторения разделов учебника, но и в том, что некоторые произведения из программы уроков музыки для 1-го и 2-го классов повторяются в 3-ем классе с новыми заданиями, на новом уровне их осмысления детьми.

На уроках музыки в 3 классе целесообразно использование учебника «Музыка» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С., который направлен на развитие ассоциативно-образного мышления учащихся, поэтому в нем предлагаются тематические рисунки, портреты композиторов, репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, архитектура), фрагменты литературных произведений, проблемные и творческие задания и вопросы. Рабочие тетради к учебнику для 3 класса рекомендуется использовать как на уроках музыки, так и в домашней самостоятельной работе учащихся. Для обеспечения образовательного процесса по предмету «Музыка» необходимо иметь в библиотечном фонде школы хотя бы полкомплекта учебников для каждого класса.

Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), “разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в учебнике-тетради.

В качестве форм промежуточного и итогового контроля могут использоваться музыкальные викторины на определение музыкальных произведений; анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания и музыкальной формы; тестирование, разработанное авторами программы.

Особенности преподавания учебного предмета «Музыка»

в 7 классе общеобразовательной школы

В 7 классе для соблюдения принципа преемственности рекомендуется продолжить обучение по программе Д.Б.Кабалевского «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. 3-е издание. – Москва: Просвещение, 2006год).

Целью уроков музыки в 7 классе является расширение представлений учащихся о многообразии музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, камерной и симфонической музыки, и изучение особенностей драматургического развития музыкальных образов в камерной и симфонической музыки. Тема первого полугодия «Музыкальный образ» строится на изучении интонационной природы лирических, эпических и драматических музыкальных образов, на выявлении взаимосвязей различных образных сфер в музыкальном искусстве, приемов развития музыкальных образов. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках, как воплощение творческих замыслов композитора и того или иного жизненного содержания в народной, духовной, классической и современной музыке. Во втором полугодии учащиеся изучают музыкальный образ в единстве жизненного содержания и художественной формы, в которой это содержание воплощено. Тема второго полугодия «Музыкальная драматургия» строится на изучении особенностей драматургии вокальной, камерной и симфонической музыки. На основе главных принципов развития и построения музыки, таких как сходство и различие, повтор, вариативность, учащиеся знакомятся с сонатной формой и изучают взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.

В связи с поэтапным переходом с 01.09.2006 года всех общеобразовательных учреждений на новый учебный план и федеральный компонент государственного образовательного стандарта 2004 года в программу учебного курса «Музыка» в 7 классе должны быть добавлены следующие содержательные единицы государственного образовательного стандарта:

· «Импрессионизм в музыке и живописи»;

· «Духовная музыка западноевропейской традиции: григорианский хорал»;

· «Развитие музыкальных образов в католической и православной духовной музыки»;

· «Развитие музыкальных образов в духовной музыки русских композиторов»;

· «Драматургия русских народных песен»;

· «Музыкальная драматургия кантаты К. Орфа «Кармина бурана»;

· стилистические особенности музыкального языка Баха И.С., Моцарта В.А, Бетховена Л., Шопена Ф., Глинки М.И., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С.

В связи с освоением новых содержательных тем в программе учебного курса «Музыка» в 7 классе должен быть значительно обновлен музыкальный материал и добавлены следующие музыкальные произведения:

o духовная музыка западноевропейской традиции: григорианский хорал (И.С. Бах. Хорал «Иисусе, радость сердец людских»);

o духовная музыка русских композиторов (П.Г. Чесноков «Ангел вопияше»; С.В. Рахманинов «Придите, поклонимся» и «Ныне отпущаеши»; П.Г. Чесноков «Да исправится молитва моя»).

o современная музыка XX века (К. Дебюсси «Диалог ветра с морем» из симфонической сюиты «Море»; «Лунный свет» из «Бергамской сюиты»; фрагменты из сценической кантаты К. Орфа «Кармина Бурана» по выбору учителя);

o фольклорные произведения в современной музыкальной культуре (мини-сообщения на темы: «Музыкальная культура родного края»; «Жизнь дает народной песне образы и звуки…»; «Вторая жизнь русской народной песни»; «Известные исполнители музыки народной традиции»);

В качестве форм промежуточного и итогового контроля могут использоваться: анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Музыкальная культура родного края»; «Жизнь дает народной песне образы и звуки…»; «Классика на мобильных телефонах»; «Есть ли у симфонии будущее?»; «Музыкальный театр: прошлое и настоящее»; «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители»; «Авторская песня: любимые барды» и др. В Ш четверти при подготовке мини-сообщений и исследовательских проектов учащиеся готовят или мини-сообщение, или исследовательский проект по выбору.

В приложении к методическому письму приводятся примерные рабочие программы для 3 класса (по программе Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. «Музыка») и для 7 класса (по программе Кабалевского Д.Б. «Музыка»).


Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №

Рассмотрена

Заседание МО

протокол №

от «___» ___________ 200 г.

Утверждена

Приказ по школе №

от «___» ___________ 200 г.

Рабочая программа учебного предмета

«Музыка» во 3 классе

Учителя:

2008 г .

Пояснительная записка

Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.

Задачи уроков музыки во 3 классе:

· развитие нравственно-эстетических ориентаций учащихся в процессе восприятия и исполнения музыкальных произведений – фольклора, музыки религиозной традиции, «золотого фонда» классики, современных сочинений;

· обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка;

· накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства;

· выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов;

· совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор–исполнитель-слушатель);

· развитие навыков хорового (ансамблевого, сольного) пения – унисон, кантилена, широкое дыхание, легкое, полетное звучание детских голосов, расширение певческого диапазона голоса, элементы двухголосного пения, понимание руки дирижера при исполнении музыки различного характера; выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;

· совершенствование умения передавать в выразительных движениях характер музыки (пластические этюды); развитие навыков «свободного дирижирования»;

· освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования (музыкально-ритмические движения, игра на простейших инструментах, импровизации и др.);

· развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;

· развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

· Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

· Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

· авторская программа Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-7 классы. Искусство. 8-9 классы. – Москва: Просвещение, 2007год);

· утвержденный приказом от 13 декабря 2007 г. № 349 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

· требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебник, рабочая тетрадь, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для 3-го года обучения, поурочное планирование. Авторская программа используется в данной рабочей программе без изменений. В соответствие с БУПом-2004 данная рабочая программа рассчитана на 34 час.

Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов, предложенных авторами программы:

· Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

· Метод эмоциональной драматургии;

· Метод создания «композиций»;

· Метод игры;

· Метод художественного контекста.

Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), “разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в учебнике-тетради.

В качестве форм промежуточного и итогового контроля могут использоваться музыкальные викторины на определение музыкальных произведений; анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания и музыкальной формы; тестирование, разработанное авторами программы.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Из них

Приме-

чание

Лабора-

тор-

ные

и прак- тические

Контроль-

ные и

диагности-

ческие

материалы

Экс-

курсии

I.

Тема №1. “Россия – Родина моя”

5 ч.

II.

Тема №2. “День, полный событий”

4 ч.

1 ч.

Обобщающий урок по теме

III.

Тема №3. “О России петь – что стремиться в храм”

7 ч.

1ч.

Тестирование

IV.

Тема №4. “Гори, гори ясно, чтобы не погасло!”

3 ч.

V.

Тема №5. “В музыкальном театре”

6 ч.

1 ч.

Обобщающий урок по теме

VI.

Тема №6. “В концертном зале”

4 ч.

VII.

Тема №7. “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье”

5 ч.

1ч.

Тестирование

Итого

34 ч.

4 ч.

Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений:

Тема урока

Содержание урока

Музыкальные произведения

1.1.

Россия – Родина моя

Мелодия – душа музыки.

Отличительные черты русской музыки. Понятия «симфония», «лирика», «лирический образ».

Соединение изобразительного и выразительного в музыке.

1.«Музыканты» нем. нар. песня.

2.Чайковский П.И. Мелодия 2-й части симфонии № 4.

3. Музыкальная викторина: «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К. Глюка, «Утро» Э. Грига, «Рассвет на Москве-реке» М.П. Мусоргского, «Осень» Г.В. Свиридова, «Вечерняя музыка» В. Гаврилина и др.

4.Дубравин, Суслов «Всюду музыка живет».

1.2.

Природа и музыка. Лирические образы русских романсов.

Определения «романса», «лирического образа», «романса без слов». Певческие голоса: сопрано, баритон. Понятие «пейзажная лирика», подбор иллюстраций, близких романсам, прослушанным на уроке.

1. П.И. Чайковский, А.К. Толстой

«Благословляю вас, леса».

2. Н.А. Римский-Корсаков, стихи А.К. Толстой «Звонче жаворонка пенье»

3. М.И. Глинка, Н. Кукольник «Жаворонок»

4. Г. Свиридов Фрагмент «Романса» из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель».

1.3.

Жанр канта в русской музыке.

Музыкальные особенности виватного (хвалебного) канта (песенность + маршевость, речевые интонации призывного возгласа, торжественный, праздничный, ликующий характер) и солдатской песни-марша. Выявление жанровых признаков, зерна-интонации, лада, состава исполнителей.

1.Кант «Орле Российский» (кант в честь Полтавской победы в 1709 г.).

2. «Радуйся, Росско земле» (кант на заключение Ништадтского мира в 1721 г.).

3. Народная солдатская песня «Славны были наши деды».

4.Русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки».

1.4.

Кантата «Александр Невский».

Определение «песня-гимн», музыкальные особенности гимна. Определение «кантаты». 3-частная форма. Особенности колокольных звонов - набат (имитация звона в колокол).

1. М.И. Глинка «Патриотическая песня»

2.Прокофьев С.С. Хоры из кантаты «Александр Невский»: «Песня об Александре Невском» (№ 2) и «Вставайте, люди русские» (№ 4).

3.Икона «Святой благоверный князь Александр Невский», В. Присекин «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет».

4.Народная солдатская песня «Славны были наши деды».

1.5.

Опера «Иван Сусанин».

Составные элементы оперы: ария, хоровая сцена, эпилог. Интонационное родство музыкальных тем оперы с народными мелодиями. Характерные особенности колокольных звонов – благовест. Отличительные черты русской музыки.

1.Хор из пролога оперы – «Родина моя!» и «На зов своей родной земли…».

2.Тема ответа Сусанина полякам «Велик и свят наш край родной».

3.Ария Сусанина из 4-го действия оперы «Велик и свят наш край родной».

4.Хор «Славься!» из финала (эпилога) оперы.

1.6.

День, полный событий Образы утренней природы в музыке.

Воплощение образов утренней природы в музыке. Принципы музыкального развития. Развитие зерна-интонации в одночастной форме. Имитация дирижерского жеста.

1. П.И. Чайковский «Утренняя молитва» из «Детского альбома»

2.Э. Григ. «Утро» из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».

3.Э. Григ «Заход солнца».

4. Главные мелодии 2-й части из Симфонии № 4 П. Чайковского и вступления к опере «Хованщина», «Рассвет на Москве-реке».

5. А. Дубравин «Добрый день», А. Парцхаладзе «Утро», Д. Кабалевский «Доброе утро» из кантаты «Песни утра, весны и мира».

1.7.

Портрет в музыке

«В каждой интонации спрятан человек».

Портрет в музыке. Соединение выразительного и изобразительного. Музыкальная скороговорка. Контраст в музыке.

1.С.С. Прокофьев «Болтунья»,

«Джульетта-девочка» из балета «Ромео Джульетта», портреты действующих лиц симфонической сказки «Петя и волк».

2. С.С. Прокофьев «Вальс», «Танец с шалью (Па де шаль)» из балета «Золушка».

3.С.С. Прокофьев «Гавот» из балета «Золушка».

4. В. Кикта, В. Татаринова «Слон и скрипочка», Ф.Лещинская, Н. Кучинская «Лошадки», М. Коваль «Семеро козлят» из оперы «Волк и семеро козлят».

1.8.

Детские образы музыки М.П. Мусорг-ского и П.И. Чайков-ского.

Характерные черты музыкального языка Чайковского П.И. и Мусоргского М.П. Речитатив, интонационная выразительность. Конкурс-игра - изображение героев при помощи пластики и движений.

1. М.П. Мусоргский «С няней» и «С куклой» из вокального цикла «Детская».

2. П.И. Чайковский «Нянина сказка» из «Детского альбома».

3. С.С. Прокофьев «Сказочка» из «Детской музыки».

3.Знакомые пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского.

1.9.

Образы вечерней природы.

Контраст в музыке. Понятие «пейзажная лирика», подбор иллюстраций, близких прослушанным произведениям. Интегративные связи видов искусств.

1. Э. Григ «Утро» и «Заход солнца».

2. П.И. Чайковский «Утренняя молитва» и «Колыбельная песня»

3. М.П. Мусоргский «Тюильрийский сад» и «Вечерняя песня»

4.Иллюстрации - «Кукла» М. Добужинский, «Сумерки. Луна», «Заход солнца» И. Левитан.

2.1.

О России петь– что стремиться в храм

Два музыкальных обращения к Богородице.

Жанр прелюдии, музыкальный инструмент клавесин. Певческий голос: дискант. Отличительные особенности песнопений западноевропейской и русской духовной музыки - эмоционально-образное родство и различие.

1. Ф. Шуберт «Аве Мария».

2. Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна».

3.И.С. Бах «Прелюдия № 1» из первого тома «Хорошо темперированного клавира».

4. С.В. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся».

5. Сопоставление со стихами А.С. Пушкина и иконой «Богоматери с младенцем» В. Васнецова.

6.В. Гаврилин «Мама».

7.Исполнение песен о родном крае, о природе.

2.2.

Древнейшая песнь материнства.

Образ матери в музыке, поэзии, живописи.

Специфика воплощения образа Богоматери в западноевропейской и русской духовной музыки.

1. С.В. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся».

2.Икона «Богоматерь Владимирская».

3.Тропарь, посвященный Владимирской иконе Божией Матери.

4.Народное песнопение о Сергии Радонежском.

5.Польская народная песня «Колыбельная» («Божья Мать Младенца на руках качала»).

6.В. Гаврилин «Мама».

2.3.

Образ матери в современном искусстве.

Специфика воплощения образа Богоматери в современном искусстве.

1.К. Петров-Водкин «Петроградская мадонна» и О. Ренуар «Мадам Шарпантье с детьми».

2.Ч. Биксио «Мама».

3. В. Гаврилин «Мама».

2.4.

Праздники православной церкви. Вербное воскресение.

Знакомство с традицией празднования Вербного воскресения. Музыкальные особенности жанра величания.

1. Э.Л. Уэббер. Хор «Осанна!» из рок-оперы «Иисус Христос суперзвезда»

2.Якушенко, Петрова «Розовая песенка», Казенин, Лаубе «Песенка солнечных зайчиков».

2.5.

Музыкальный образ праздника в классической и современной музыке.

Воплощение в классической музыке традицией празднования Вербного воскресения.

1.«Вербочки» Гречанинова и Р. Глиэра.

2.Якушенко, Петрова «Розовая песенка», Казенин, Лаубе «Песенка солнечных зайчиков».

2.6.

Святые земли Русской. Княгиня Ольга, Князь Владимир. Жанры величания и баллады в музыке и поэзии.

Определение музыкальных особенностей духовной музыки: строгий и торжественный характер, напевность, неторопливость движения. Сравнение баллады, величания, молитвы и выявление их интонационно-образного родства.

1.Фрагменты из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева), напев Оптиной Пустыни «О, Преславного чудесе», народные песнопения «Там, где стоит, красуясь, ныне обитель Троицы святой…».

2.Величание Великому равноапостольному князю Владимиру и Великой равноапостольной княгине Ольге.

3.Народное песнопение «Баллада о князе Владимире».

4. С.В. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся».

2.7.

Обобщающий урок.

Музыка на Новогоднем празднике.

Историческая сказка о важных событиях истории России, традициях и обрядах народа, об отношении людей к родной природе. Тестирование учащихся.

Фрагменты этой сказки: инсценировка фрагментов из балета «Золушка» (урок танцев, ссора сестер, вальс Золушки, сцена с часами); исполнение танцев из «Детского альбома» П. Чайковского («Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки», «Баба Яга», «Камаринская», «Полька», «Мазурка», «Вальс»);

пластическое интонирование пьес из сюиты «Картинки с выставки»: «Тюильрийский сад», «Балет невылупившихся птенцов» М. Мусоргского.

3.1.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

Былина как древний жанр русского песенного фольклора.

Жанровые особенности былины, специфика исполнения былин.

Имитация игры на гуслях.

Сопоставление зрительного ряда учебника с музыкальным воплощением былин.

1.«Былина о Добрыне Никитиче».

2.«Былина о Садко и Морском царе».

3.К. Васильев «Бой Добрыни со Змеем» и рисунок В. Брагинского с изображением Садко и Морской царь.

4. В Кикта «Гусляр Садко» и «Орнамент» из концертной симфонии для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской»

5.«Былинные напевы» или импровизация на тему русской народной песни «Как под яблонькой».

6. Былина «То не белая береза».

3.2.

Образы народных сказителей в русских операх (Баян и Садко). Образ певца-пастушка Леля.

Воплощение жанра былины в оперном искусстве. Определение выразительных особенностей былинного сказа. Певческие голоса: тенор, меццо-сопрано. Народные напевы в оперном жанре. Импровизация на заданную мелодию и текст, ритмическое сопровождение, «разыгрывание» песни по ролям.

1. М.И. Глинка. Песня Баяна из оперы «Руслан и Людмила».

2. Н.А. Римский-Корсаков «Ой ты, темная дубравушка», «Заиграйте, мои гусельки!», «Высота ли, высота поднебесная…» из оперы «Садко».

3. Н.А. Римский-Корсаков. 3 песня Леля из оперы «Снегурочка».

4.Репродукции с лаковой миниатюры В. Липицкого из Федоскино – «Лель» и «Песня Леля».

5.Разыгрывание русской народной шуточной песни «Как у наших у ворот».

3.3.

Масленица – праздник русского народа.

Знакомство с русскими обычаями через лучшие образцы музыкального фольклора. Приметы праздника Масленица. Воплощение праздника масленица в оперном жанре. Характерные интонации и жанровые особенности масленичных песен.

Исполнение с сопровождением простейших музыкальных инструментов – ложки, бубны, свистульки, свирели и др., с танцевальными движениями.

1.Б. Кустодиев «Масленица», «Зима. Масленичное гулянье».

2.Пение знакомые масленичные песенок, веснянок, исполнение игр и забав, пословиц и поговорок русского народа об этом празднике.

3. Н.А. Римский-Корсаков «Прощание с масленицей» из оперы «Снегурочка»

3.4.

В музыкальном театре

Опера «Руслан и Людмила» М.И. Глинки. Образы Руслана, Людмилы, Черномора.

Урок-путешествие в оперный театр.

Составные элементы оперы: ария, каватина. Музыкальная характеристика оперного персонажа.

Певческие голоса: сопрано, баритон.

3-частная форма арии.

1.М.И. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила».

2. М.И. Глинка. Речитатив и ария Руслана из 2 действия оперы «Руслан и Людмила».

3. М.И. Глинка. Каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила».

3.5.

Образы Фарлафа, Наины. Увертюра.

Составные элементы оперы: увертюра, оперная сцена, рондо. Музыкальная характеристика оперного персонажа. Певческие голоса: бас. Определение формы рондо.

1. М.И. Глинка. Сцена Наины и Фарлафа и рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила».

2. М.И. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила».

3.Е. Птичкин, М. Пляцковский «Сказки гуляют по свету», Г. Гладков, В. Луговой «Песня-спор» и др.

3.6.

Опера «Орфей и Эвридика» К. Глюка. Контраст образов. Опера «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова. Образ Снегурочки.

Контраст в опере. Лирические образы. Унисон в хоре. Музыкальная характеристика Снегурочки.

1. К.В. Глюк. Фрагменты из оперы «Орфей и Эвридика»: хор фурий, «Мелодия».

2. Н.А. Римский-Корсаков. Фрагменты из оперы «Снегурочка»: ария Снегурочки «С подружками по ягоду ходить…», сцена таяния Снегурочки.

3.Картина В. Васнецова «Снегурочка».

3.7.

Опера «Снегурочка». Образ царя Берендея. Танцы и песни в заповедном лесу.

Музыкальный портрет оперного персонажа на примере образа царя Берендея. Музыкальные особенности шуточного жанра в оперном искусстве: жизнерадостный характер пляски, яркие интонации-попевки, приемы развития – повтор и варьирование. Театрализация пляски: притопы, прихлопы, сопровождение танца музыкальными инструментами (бубны, ложки, свистульки и пр.).

1.Н.А. Римский-Корсаков. Каватина царя Берендея «Полна, полна чудес могучая природа».

2.Репродукция с картины В. Васнецова «Палаты Берендея».

3.Н.А. Римский-Корсаков. «Шествие царя Берендея».

4.М.И. Глинка. «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»

5.Н.А. Римский-Корсаков. «Пляска скоморохов».

6.Н.А. Римский-Корсаков. Заключительный хор из оперы «Свет и сила, Бог Ярило».

7. В. Тугаринов, В. Орлов «Я рисую море»

3.8.

Образы природы в музыке Н.А. Римского-Корсакова. «Океан – море синее», вступление к опере «Садко». Образы добра и зла в балете «Спящая красавица» П.И. Чайков-ского.

Приемы развития музыки в оперном жанре. Повторение 3-частной формы.Контрастные образы в балете.

Сочинение сюжета в соответствии с развитием музыки.

1. Н.А. Римский-Корсаков. Вступление к опере-былине «Садко».

3. П.И. Чайковский. Танец феи Карабос и феи Сирени из балета-сказки «Спящая красавица».

4. П.И. Чайковский. «Вальс» из первого действия балета-сказки «Спящая красавица».

5. П.И. Чайковский. Финал первого действия балета-сказки «Спящая красавица».

3.9.

Мюзиклы: «Звуки музыки». Р. Роджерса, «Волк и семеро козлят на новый лад» А. Рыбникова.

Закрепление основных понятий: опера, балет, мюзикл, музыкальная характеристика, увертюра, оркестр.

Выявление сходных и различных черт между детской оперой и мюзиклом. Определение характерных черт мюзикла.

1. Р. Роджерс. «Песенка о звукоряде и нотах» из мюзикла «Звуки музыки»

2. М. Коваль. Главные темы персонажей детской оперы «Волк и семеро козлят».

3. А. Рыбников. Фрагменты их мюзикла «Волк и семеро козлят».

3.10.

В концертном зале.

Инструмента-льный концерт. Народная песня в концерте.

Определение жанра концерта.

Вариационное развитие народной темы в жанре концерта.

1. А. Рыбников. Фрагменты их мюзикла «Волк и семеро козлят». 2.Украинская народная песня-закличка «Веснянка».

3. П.И. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром.

4. Е. Адлер, В. Семернин «Наш оркестр» или С. Важов, М. Яснов «Песенка про оркестр».

4.1.

В концертном зале

Сюита Э. Грига «Пер Гюнт» из музыки к драме Г. Ибсена. Контрастные образы и особенности их музыкального развития. Женские образы сюиты, их интонационная близость.

Определение жанра сюиты.

Особенности вариационного развития. Сопоставление пьес сюиты на основе интонационного родства: сравнение первоначальных интонаций, последующее восходящее движение.

1. Э. Григ. Фрагменты из сюиты «Пер Гюнт» к драме Г. Ибсена: «Утро»; «В пещере горного короля»; «Танец Анитры»; «Смерть Озе»; «Песня Сольвейг». 2. А. Парцхаладзе «Утро».

3. Я. Дубравин «Добрый день».

4.Шаповаленко, Вратарев «Два веселых маляра».

4.2.

Особенности интонационно-образного развития образов «Героической симфонии» Л. Бетховена.

Жанр симфонии. Интонационно-образный анализ тем. Определение трехчастной формы 2 части. Черты траурного марша.

1. Л. Бетховен. Фрагменты из симфонии № 3 («Героической»): 1 и 2 части.

2. Л. Бетховен, Н. Райский «Сурок».

4.3.

Мир Л. Бетховена: выявление особенностей музыкального языка композитора.

Выявление стилистических особенностей музыкального языка Л.Бетховена. Повторение формы вариаций. Интонационное родство частей симфонии.

1. Л. Бетховен. Фрагменты из симфонии № 3 («Героической»):

финал симфонии.

2. Л. Бетховен. «Контрданс», 1-я часть сонаты № 14 («Лунной»), пьесы «Весело. Грустно», «К Элизе», песня «Сурок».

4.4.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

Джаз – одно из направлений современной музыки. Джаз и музыка Дж. Гершвина.

Определение главной мысли, сопоставление на основе принципа «сходства и различия».

Определение характерных элементов джазовой музыки.

1. Й. Гайдн, П. Синявский «Мы дружим с музыкой»; Д. Кабалевский, З. Александрова «Чудо-музыка».

2. Р. Роджерс, М. Цейтлина «Звуки музыки» и А. Рыбников, Ю. Энтин «Песенка козлят» из мюзикла «Волк и семеро козлят на новый лад»

3. Дж. Гершвин «Острый ритм» и «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс».

4.5.

Мир композиторов:

Г.В. Свиридов и С.С. Прокофьев, особенности стиля композиторов.

Выявление стилистических особенностей музыкального языка Г.В. Свиридова и С.С. Прокофьева. Вокальная импровизация на фразу «Снег идет».

1. Г.В. Свиридов. «Весна. Осень», «Тройка» из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель».

2. Г.В. Свиридов, И. Северянин «Запевка».

3. Г.В. Свиридов. «Снег идет» из «Маленькой кантаты».

4. С.С. Прокофьев «Шествие солнца», фрагмент из 4-й части Скифской сюиты «Алла и Лоллий».

5.С.С. Прокофьев «Утро» из фортепианного альбома «Детская музыка», М.П. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке», Э. Григ «Утро».

4.6.

Особенности музыкального языка разных композиторов: Э. Григ, П.И. Чайков-ский, В.А. Моцарт.

Выявление стилистических особенностей музыкального языка Э. Грига, П.И. Чайковского, В.А. Моцарта. Ролевая игра «Играем в дирижера».

1.Норвежская народная песня «Камертон».

2. Э. Григ «Утро».

3. П.И. Чайковский «Мелодия».

4. В.А. Моцарт. Главные темы увертюры к опере «Свадьба Фигаро»; 1-й части «Симфонии № 40»; «Весенняя песня» или «Колыбельная»; 4-я часть симфонии № 40.

4.7.

Прославим радость на земле.

Характерные черты гимна. Тестирование уровня музыкального развития учащихся 3 класса.

1. Л. Бетховен. Фрагмент из финала симфонии № 9.

2. М.И. Глинка. Хор «Славься!» из оперы «Иван Сусанин» и «Патриотическая песня».

4.8.

Обобщающий урок

«Урок-концерт» из произведений по выбору учащихся.

Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса.

Знать/понимать:

  • Жанры музыки (песня, танец, марш);
  • Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);
  • Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных голосов;
  • Основные формы музыки и приемы музыкального развития;
  • Характерные особенности музыкального языка П.И.Чайковского, Мусоргского М.П., С. Прокофьева, Г. Свиридова, В.А.Моцарта, Бетховена Л.Э. Грига.
  • .

Уметь:

  • Выявлять жанровое начало музыки;
  • Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
  • Определять средства музыкальной выразительности;
  • Определять основные формы музыки и приемы музыкального развития;
  • Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
  • Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • Проявляет готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении.

Тестирование учащихся III класса

Первое полугодие

Звучит ария Ивана Сусанина из оперы М. Глинки «Иван Сусанин».

Вопрос 1: Как называется это произведение?

Вопрос 2: Какой композитор сочинил эту музыку?

Вопрос 3: Какие средства музыкальной выразительности создают

образ защитника Родины? Нужное – подчеркни.

Вопрос 4: Напиши названия знакомых тебе литературных и музыкальных произведений, в которых созданы образы защитников Отечества?

Звучит романс «Звонче жаворонка пенье» Н. Римского-Корсакова.

Вопрос 5: К какому жанру можно отнести это произведение?

Вопрос 6: Какие средства выразительности передают характер этой музыки?

Звучит хор «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова.

Вопрос 7: Какой композитор сочинил эту музыку – русский или зарубежный?

Нужное – подчеркни.

Вопрос 8: Где может звучать эта музыка?

Звучит «Утро» Э. Грига из сюиты «Пер Гюнт».

Вопрос 9: Какие стихи созвучны этому музыкальному сочинению (1 или 2)?

1. Сонный зимний ветер надо мной поет,

Усыпляет песней, воли не дает,

Пусть заносит снегом, по полю бежит,

Вместе с колокольчиком жалобно дрожит.

И. Бунин

2. Вот и солнце встает, из-за пашен блестит,

За морями ночлег свой покинуло,

На поля, на луга, на макушки ракит

Золотыми потоками хлынуло.

И. Никитин

10. Назови полюбившиеся тебе произведения, с которыми ты познакомился

на уроках музыки в III классе.

Тест для учащихся III класса

Первое полугодие (200__/200__уч. г.)

Фамилия, имя_____________________________Школа________ Класс______

1. Романс «Жаворонок» Ария Ивана Сусанина Величание

2. Чайковский Прокофьев Мусоргский Глинка

3. Медленный темп Напевная мелодия Мажорный лад

Низкий голос (бас)

4. _______________________________________________________________

________________________________________________________________

5. Песня Симфония Романс Кант

6. Взволнованная мелодия Быстрый темп Минорный лад

7. Зарубежный Русский

8. В концертном зале В школе В церкви

9. Первое Второе

10. _______________________________________________________________

________________________________________________________________

Тестирование учащихся III класса

Первое полугодие

  1. Звучит первая часть «Симфонии № 3» («Героической») Л. Бетховена.

Вопрос 1: Как называется это сочинение? Кто его сочинил?

Вопрос 2: Какой образ создает композитор в этой музыке? Нужное –

подчеркни.

Вопрос 3: Для чего в жизни человека нужна музыка героического

характера? Ответ в свободной форме.

  1. Звучит песня «Аве, Мария!» Ф. Шуберта.

Вопрос 1: Как называется это сочинение? Кто его сочинил?

Вопрос 2: К какому жанру можно отнести это сочинение? Нужное – подчеркни.

Вопрос 3: Какие стихи созвучны этому музыкальному произведению?

(подчеркни слова – первое, второе).

I. Чистая дева, скорбящего мать,

Душу проникла твоя благодать,

Неба царица, не в блеске лучей –

В тихом предстань сновидении ей!

А. Фет

II. Она идет, хвале внимая,

Благим покрытая смиреньем,

Как бы небесное виденье

Собою на земле являя…

Данте

Вопрос 4: Какие средства выразительности создают образ этой музыки?

Нужное – подчеркни.

Задание 5: Запиши слова, которые передают твое отношение к этой

музыке?

  1. Звучит «Мелодия» для скрипки и фортепиано П. Чайковского.

Вопрос 1: Какой композитор сочинил эту музыку? Нужное – подчеркни.

Вопрос 2: Какие инструменты исполняют это сочинение? Напиши их названия.

Вопрос 3: Где может звучать эта музыка: в церкви, в концертном зале, в опере, на народном празднике? Нужное – подчеркни.

  1. Как ты оцениваешь свои певческие умения и навыки? Нужное – подчеркни. Учитель в квадрате (в правом углу теста) может отметить уровень развития певческой культуры: отлично + ; хорошо + –; удовлетворительно –. Желательно сопоставить самооценку учащегося и оценку учителя.
  2. Назови полюбившиеся тебе произведения, с которым ты познакомился на уроках музыки в 3 классе. Ответ в свободной форме.

Тест для учащихся III класса

Первое полугодие (200__/200__уч. г.)

Второе полугодие 200__/200__ учебного года

Фамилия, имя__________________________Школа______Класс______

I . 1. Название ­­­­­­­­­­­­­___________________Композитор___________________

2. ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ СКОРБНЫЙ

3. _________________________________________________________

_________________________________________________________

II . 1. Название __________________ Композитор___________________

2. ПЕСНЯ РОМАНС МОЛИТВА

3. Первое Второе

4. Песенность Мажор Голос певца Красота сопровождения

5. _________________________________________________________

III . 1. ГЛИНКА ЧАЙКОВСКИЙ ГРИГ

2. Музыкальные инструменты ­­­­­­­­­­­_______________________________

3. В церкви В концертном зале В опере

На народном празднике

IV . Отлично Хорошо Удовлетворительно

V . Мои любимые сочинения:___________________________________

_________________________________________________________

__________________________________________________________


Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №

Рассмотрена

Заседание МО

протокол №

от «___» ___________ 200 г.

Утверждена

Приказ по школе №

от «___» ___________ 200 г.

Примерная рабочая программа

учебного предмета «Музыка»

для 7 класса

Составитель:

2008


Пояснительная записка

Целью уроков музыки в 7 классе является расширение представлений учащихся о многообразии музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, камерной и симфонической музыки, и изучение особенностей драматургического развития музыкальных образов в камерной и симфонической музыки.

Тема первого полугодия «Музыкальный образ» строится на изучении интонационной природы лирических, эпических и драматических музыкальных образов, на выявлении взаимосвязей различных образных сфер в музыкальном искусстве, приемов развития музыкальных образов. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках, как воплощение творческих замыслов композитора и того или иного жизненного содержания в народной, духовной, классической и современной музыке.

Во втором полугодии учащиеся изучают музыкальный образ в единстве жизненного содержания и художественной формы, в которой это содержание воплощено. Тема второго полугодия «Музыкальная драматургия» строится на изучении особенностей драматургии вокальной, камерной и симфонической музыки. На основе главных принципов развития и построения музыки, таких как сходство и различие, повтор, вариативность, учащиеся знакомятся с сонатной формой и изучают взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

· Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

· Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089; 3-е издание авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2006год);

· утвержденный приказом Министерства образования и науки России от 13 декабря 2007 г. № 349 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

· требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка». (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2006 год). При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации. В связи с отсутствием учебников частично используются учебно-методические комплекты других авторов (Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. «Музыка» 6-7 класс; Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. «Музыка» 7 класс) и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке). Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов.

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

В связи с поэтапным переходом с 01.09.2006 года всех общеобразовательных учреждений на новый учебный план и федеральный компонент государственного образовательного стандарта 2004 года в программу учебного курса «Музыка» в 7 классе добавлены следующие содержательные темы:

· «Импрессионизм в музыке и живописи»;

· «Духовная музыка западноевропейской традиции: григорианский хорал»;

· «Развитие музыкальных образов в католической и православной духовной музыки»;

· «Развитие музыкальных образов в духовной музыки русских композиторов»;

· «Драматургия русских народных песен»;

· «Музыкальная драматургия кантаты К. Орфа «Кармина бурана»;

  • стилистические особенности музыкального языка Баха И.С., Моцарта В.А, Бетховена Л., Шопена Ф., Глинки М.И., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С.

В связи с освоением новых содержательных тем значительно обновлен и добавлен следующий музыкальный материал:

o современная музыка XX века (К. Дебюсси «Диалог ветра с морем» из симфонической сюиты «Море»; «Лунный свет» из «Бергамской сюиты»; фрагменты из сценической кантаты К. Орфа «Кармина Бурана» по выбору учителя);

o выразительные возможности фольклора в современной музыкальной культуре (Мини-сообщения на темы: «Музыкальная культура родного края»; «Жизнь дает народной песне образы и звуки…»; «Вторая жизнь русской народной песни»; «Известные исполнители музыки народной традиции»);

o духовная музыка западноевропейской традиции: григорианский хорал (И.С. Бах. Хорал «Иисусе, радость сердец людских»);

o духовная музыка русских композиторов (П.Г. Чесноков «Ангел вопияше»; С.В. Рахманинов «Придите, поклонимся» и «Ныне отпущаеши»; П.Г. Чесноков «Да исправится молитва моя»).

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования, разработанные Д. Б. Кабалевским, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличаускасом, Э. Б. Абдуллиным, Г. П. Сергеевой:

· метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

· метод эмоциональной драматургии;

· метод интонационно-стилевого постижения музыки;

· метод художественного контекста;

· метод создания «композиций»;

· метод перспективы и ретроспективы;

· метод проектов.

Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Музыкальная культура родного края»; «Жизнь дает народной песне образы и звуки…»; «Классика на мобильных телефонах»; «Есть ли у симфонии будущее?»; «Музыкальный театр: прошлое и настоящее»; «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители»; «Авторская песня: любимые барды» и др. В качестве форм промежуточного и итогового контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов. В Ш четверти при подготовке мини-сообщений и исследовательских проектов учащиеся готовят или мини-сообщение, или исследовательский проект по выбору.

Учебно-тематический план программы по музыке для 7 класса

№ п/п

Тема урока

Кол. час.

Формы контроля

I четверть«Музыкальный образ»

9 час.

1.

Лирико-эпические образы в музыке.

Характерные черты музыки Прокофьева С.С.

1 ч.

2.

Драматические образы в музыке Ф. Шуберта.

Романтизм в западноевропейской музыке.

1 ч.

3.

Многообразие образов в музыке

А.Н. Скрябина.

1 ч.

4.

Живописные образы в музыке С.В. Рахманинова.

Стилевые особенности музыки С.В. Рахманинова.

1 ч.

Викторина по произведениям С.В. Рахманинова.

5.

Образ борьбы и победы в музыке Л. Бетховена.

Характерные черты музыки Л. Бетховена

1 ч.

6.

Образ единого развивающегося танца в музыке М. Равеля. Динамическое и оркестровое развитие музыки

1 ч.

7.

Воплощение национальных образов-тем в музыке Ф. Листа. Интерпретация музыки.

1ч.

8.

Импрессионизм в музыке и живописи.

Образ-пейзаж.

1 ч.

9.

Обобщающий урок по теме «Музыкальный образ»

1 ч.

Фронтальный опрос по теме «Музыкальный образ»

II четверть «Музыкальный образ»

7 час .

10.

Образы движения в музыке

1 ч.

11.

Музыкальные образы вальсов Ф. Шопена

1 ч.

Викторина по произведениям Ф. Шопена

12.

Образы музыки И.С. Баха. Традиции и новаторство классицизма.

1 ч.

13.

Духовная музыка западноевропейской традиции. Музыкальный образ григорианского хорала.

1 ч.

14.

Образ зла и разрушения в музыке Д.Д. Шостаковича

1 ч.

15.

Образ грусти и печали в музыке скандинавских композиторов

1 ч.

16.

Обобщение темы четверти «Музыкальный образ»

1 ч.

Фронтальный опрос по теме «Музыкальный образ»

III четверть«Музыкальная драматургия»

11 ч.

1.

Сопоставление музыкальных образов в сонатной форме на примере экспозиции увертюры М.И. Глинки

1 ч.

2.

Сопоставление музыкальных образов в сонатной форме на примере увертюры М.И. Глинки

1 ч.

Викторина по произведениям Л. Бетховена

3.

Столкновение и конфликт музыкальных образов в сонатной форме на примере экспозиции увертюры «Эгмонт» Л. Бетховена

1 ч.

4.

Столкновение и конфликт музыкальных образов в сонатной форме на примере увертюры «Эгмонт» Л. Бетховена

1 ч.

5.

Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере экспозиции сонаты Э. Грига

1 ч.

Викторина по произведениям Э. Грига

6.

Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере сонаты Э. Грига

1 ч.

7.

Развитие музыкальных образов в католической и православной духовной музыки.

1 ч.

8.

Развитие музыкальных образов в духовной музыки русских композиторов.

1 ч.

9.

Драматургия русских народных песен

1 ч.

Мини-сообщения на темы: «Музыкальная культура родного края»; «Жизнь дает народной песне образы и звуки…»; «Вторая жизнь русской народной песни»; «Известные исполнители музыки народной традиции».

10-11.

Обобщение темы четверти «Музыкальная драматургия»

2 ч.

Защита исследовательских проектов по темам: «Классика на мобильных телефонах»; «Есть ли у симфонии будущее?»; «Музыкальный театр: прошлое и настоящее»; «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители»; «Авторская песня: любимые барды»

VI четверть«Музыкальная драматургия»

8 ч.

12.

Сопоставление музыкальных образов на примере «Полонеза» М. Огинского.

1 ч.

13.

Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере экспозиции симфонии №40 В.А. Моцарта.

1 ч.

14.

Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере симфонии №40 В.А. Моцарта.

1 ч.

Викторина по произведениям В.А. Моцарта

15.

Столкновение и конфликт музыкальных образов на примере экспозиции увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» П.И. Чайковского.

1 ч.

16.

Столкновение и конфликт музыкальных образов на примере увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» П.И. Чайковского.

1 ч.

Викторина по произведениям Чайковского

17.

Музыка войны

1 ч.

Мини-сообщения на темы: «Песни военных лет»; «Истории военных песен»; «Современные композиторы о войне».

18.

Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере кантаты К. Орфа «Кармина бурана».

1 ч.

19.

Обобщение темы четверти «Музыкальная драматургия»

1 ч.

Фронтальный опрос по теме «Музыкальная драматургия»

За учебный год:

35ч.

Календарно-тематический план программы по музыке для 7 класса

Дата

Тема урока

Основное содержание урока

Музыкальный материал урока

I четверть

«Музыкальный образ»

1.

Лирико-эпические образы в музыке.

Характерные черты музыки Прокофьева С.С.

Музыкальный образ – преломленное через сознание композитора отражение жизни. Образы войны и мира в музыке С.С. Прокофьева, А. Новикова, А. Александрова. Особенности воплощения лирических и эпических образов (сочетание песенности, танцевальности и маршевости). Характерные черты музыки Прокофьева С.С.

1. Прокофьев С.С. «Ария Кутузова», «Вальс» из оперы «Война и мир».

2.А. Новиков, Л. Ошанин «Дороги».

3.А. Александров, В. Лебедев-Кумач «Священная война».

2.

Драматические образы в музыке Ф. Шуберта. Романтизм в западноевропейской музыке.

Музыкальный образ – единство жизненного содержания и художественной формы, в которой это содержание воплощается. Драматическая картина в музыке: выразительность внутреннего мира героев и внешняя изобразительность. Жанр песни-баллады. Проявление индивидуальности романтиков в отражении богатого внутреннего мира человека (чувств, переживаний, размышлений).

1. Ф. Шуберт «Лесной царь».

2. Ф. Шуберт «Шарманщик».

3.А. Новиков, Л. Ошанин «Дороги».

4. Е.Бачурин «Дерева».

5. Б. Окуджава «Часовые любви».

3.

Многообразие образов в музыке

А.Н. Скрябина.

Воплощение «человеческой трагедии» в музыке А..Н. Скрябина: единый образ страдания и покорности человека перед судьбой. Воплощение образа «мужественной борьбы, неуклонной воли к победе». Характерные черты музыки А.Н. Скрябина.

1. А. Скрябин «Прелюдия №4» ми-бемоль минор для фортепиано.

2. А. Скрябин «Этюд № 12» ре минор для фортепиано.

3. Е. Бачурин «Дерева».

4.

Живописные образы в музыке С.В. Рахманинова.

Стилевые особенности музыки С.В. Рахманинова.

Контрастные образы романсов С.В. Рахманинова: образ «иллюзии полного покоя» и образ «стремительных безудержных сил весны, сил молодости». Сочетание изобразительности и выразительности в романсах С.В. Рахманинова. Стилевые особенности музыки С.В. Рахманинова. Интегративные связи музыки с живописью. Сравнение исполнительских трактовок.

1.Викторина по произведениям С.В. Рахманинова: «Вокализ»; концерты № 2,3.

2.С.В. Рахманинов, К. Бальмонт «Островок».

3. В. Борисов-Мусатов Репродукция картины «У водоема».

4. С.В. Рахманинов, Ф. Тютчев «Весенние воды» в исполнении Б. Руденко и детского хора.

5. С.В. Рахманинов, Ф. Тютчев «Весенние воды» в исполнении детского хора.

6.А. Пахмутова, А. Добронравов «Звездопад».

6.В. Лебедев, Ю. Ряшанцев «Песня гардемаринов», «Песня о дружбе» из кинофильма «Гардемарины, вперед!».

5.

Образ борьбы и победы в музыке Л. Бетховена. Характерные черты музыки Л. Бетховена.

Музыкальное воплощение литературного сюжета в жанре увертюры. Единство содержания и формы в программной увертюре. Развитие образов в увертюре: через столкновение противоборствующих сил к торжеству и победе. Определение характерных черт и образного строя музыки Л. Бетховена. Построение исполнительского (образного) плана песен.

1. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт».

2. В. Высоцкий «Песня о друге».

3.А. Пахмутова, А. Добронравов «Звездопад».

4.В. Лебедев, Ю. Ряшанцев «Песня гардемаринов», «Песня о дружбе» из кинофильма «Гардемарины, вперед!».

6.

Образ единого развивающегося танца в музыке М. Равеля.

Динамическое и оркестровое развитие музыки.

Песенно-танцевальная основа музыкального образа «Болеро» М. Равеля. Неуклонное развитие музыкального образа через динамическое и оркестровое нарастание при мелодической и темпо-ритмической статичности.

1.М. Равель «Болеро».

2. Ю. Визбор «Ты у меня одна».

3. Ю. Кукин «За туманом».

7.

Воплощение национальных образов-тем в музыке Ф. Листа. Интерпретация музыки.

Особенности развития музыки: единство стиля всех частей, нарастание темпа и динамики, ведущая роль скрипки. Воплощение национальных образов через использование цыганско-венгерских тем. Сравнение исполнительских трактовок.

1.Ф. Лист «Венгерская рапсодия» в исполнении фортепиано.

2.Ф. Лист «Венгерская рапсодия» в исполнении симфонического оркестра.

2.А. Дольский «Исполнение желаний».

3.Ю. Ким «За туманом».

8.

Импрессионизм в музыке и живописи.

Образ-пейзаж.

Особенности импрессионизма как художественного стиля, воплощение импрессионизма в музыке и живописи. Жанр прелюдии. Выразительность и изобразительность в музыке. Характерные черты музыки Дебюсси К.

1.К. Дебюсси «Диалог ветра с морем» из симфонической сюиты «Море».

2. К. Дебюсси «Лунный свет» из «Бергамской сюиты».

3. А. Дольский «Исполнение желаний».

4.Ю. Ким «За туманом».

9.

Обобщающий урок по теме «Музыкальный образ».

Музыкальный образ – воплощенная в музыке жизнь: чувство, поступок, размышление, явление природы, преломленная через сознание композитора.

Музыка по выбору учителя и учащихся.

II четверть

«Музыкальный образ»

1.

Образы движения в музыке.

Образы русской природы и движения в музыке П.И. Чайковского и Г.В. Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Особенности воплощения музыкального образа в программной музыке. Традиции русской композиторской школы.

1. П.И. Чайковский «На тройке» из цикла «Времена года».

2.Г.В. Свиридов «Тройка» из «Музыкальных иллюстраций» к повести А.С. Пушкина «Метель».

3.Ю. Кукин «За туманом».

4.Б. Окуджава «Посвящение друзьям».

2.

Музыкальные образы вальсов Ф. Шопена.

Многогранный лирический образ, воплощенный в жанре вальса. Характерные черты музыки Ф. Шопена: утонченность, изысканность мелодий, песенно-танцевальная основа тем, обращение к народным жанрам. Черты романтизма в западноевропейской музыке.

1.Викторина по произведениям Ф. Шопена: «Прелюдии №7, 20»; «Революционный этюд». 2.Ф. Шопен «Вальс №6», ре-бемоль мажор.

3. Ф. Шопен «Вальс №7» до-диез минор.

4. Ю. Кукин «За туманом».

5. Б. Окуджава «Посвящение друзьям».

3.

Образы музыки И.С. Баха. Традиции и новаторство классицизма.

Характерные черты музыки И.С. Баха: строгость, уравновешенность, соразмерность. Фуга как форма полифонической музыки. Образы духовной музыки И.С. Баха. Вторая жизнь музыки Д. Милано в современности.

1.И.С. Бах «Фуга» ля минор для органа.

Высокая месса си минор, 2.И.С. Бах. Ария «Aqnus Dei» из «Высокой мессы» си минор.

3. Б. Гребенщиков- Д. Милано «Город золотой».

4. А. Пахмутова, А. Добронравов «Звездопад».

4.

Духовная музыка западноевропейской традиции. Музыкальный образ григорианского хорала.

Характерные особенности духовной музыки. Выявление интонационно-стилевых особенностей григорианского хорала (в сравнении с православной традицией).

1.И.С. Бах. Хорал «Иисусе, радость сердец людских».

2.С.В. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся».

5.

Образ зла и разрушения в музыке Д.Д. Шостаковича.

Воплощение исторических событий в «Ленинградской» симфонии. Контрастное сопоставление музыкальных образов в симфонии. Характерные черты музыки Шостаковича Д.Д.

1.Д.Д. Шостакович «Эпизод нашествия» из симфонии №7 «Ленинградская».

2. А. Новиков, Л. Ошанин «Гимн демократической молодежи».

3.Б. Окуджава «Посвящение друзьям».

6.

Образ грусти и печали в музыке скандинавских композиторов.

Воплощение жизненного содержания (образа грусти и печали) через жанры танца и марша. Особенности национальных музыкальных школ Норвегии и Финляндии.

1.Я. Сибелиус «Грустный вальс».

2.Э. Григ «Смерть Озе».

3.А. Городницкий «Снег».

Песни по выбору учителя.

7.

Обобщение темы четверти «Музыкальный образ».

Музыкальный образ – жизнь, отраженная в музыке, о которой рассказал композитор.

Викторина по произведениям четверти.

Песни по выбору учителя.

III четверть

«Музыкальная драматургия»

1.

Сопоставление музыкальных образов в сонатной форме на примере экспозиции увертюры М.И. Глинки.

Жанр увертюры. Воплощение литературного сюжета в увертюре к опере «Руслан и Людмила». Понятие сонатной формы. Музыкальные образы-темы экспозиции. Сопоставление тем - основа музыкальной драматургии увертюры М.Глинки.

1.М.И. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила».

2.Д .Тухманов, В.Харитонов «Как прекрасен этот мир».

2.

Сопоставление музыкальных образов в сонатной форме на примере увертюры М.И. Глинки.

Закрепление сонатной формы. Развитие музыкальных образов в увертюре к опере «Руслан и Людмила». Характерные особенности русской музыкальной школы и музыки М.И. Глинки.

1.М.И. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила», хор «Слава великим богам!».

2.Д .Тухманов, В.Харитонов «Как прекрасен этот мир».

3.

Столкновение и конфликт музыкальных образов в сонатной форме на примере экспозиции увертюры «Эгмонт» Л. Бетховена.

Жанр увертюры как программного произведения. Воплощение исторических событий в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Музыкальные образы-темы экспозиции. Конфликтное столкновение противоборствующих сил - основа музыкальной драматургии увертюры Л. Бетховена.

1. Л. Бетховен Увертюра «Эгмонт» из музыки к трагедии И. Гете «Эгмонт».

2. В. Высоцкий «На братских могилах».

3. Б. Окуджава «До свидания, мальчики».

4.

Столкновение и конфликт музыкальных образов в сонатной форме на примере увертюры «Эгмонт» Л. Бетховена.

Закрепление сонатной формы. Развитие музыкальных образов в увертюре «Эгмонт» Л. Бетховена. Характерные черты музыки Л. Бетховена.

1.Л. Бетховен Увертюра «Эгмонт» из музыки к трагедии И. Гете «Эгмонт».

2.Викторина по произведениям Л. Бетховена: (главная партия из 1 части симфонии №5, темы из увертюры «Эгмонт».)

3. В. Высоцкий «На братских могилах».

4. Б. Окуджава «До свидания, мальчики».

5.

Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере экспозиции сонаты Э. Грига.

Понятие камерной музыки. Жанр сонаты. Воплощение внутренних человеческих переживаний в музыке Э. Грига. Сопоставление и контраст музыкальных образов-тем в экспозиции сонаты.

1. Викторина по произведениям Э. Грига («Утро», «В пещере горного короля», «Песня Сольвейг», «Заход солнца»).

2. Э. Григ. «Соната» для виолончели и ф-но, экспозиция.

3. А. Макаревич «Пока горит свеча».

6.

Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере сонаты Э. Грига.

Закрепление сонатной формы. Развитие музыкальных образов в сонате Э. Грига. Характерные черты музыки Э. Грига.

1. Э. Григ. «Соната» для виолончели и ф-но. 2.А. Макаревич «Пока горит свеча».

7.

Развитие музыкальных образов в католической и православной духовной музыки.

Закрепление жанров духовной музыки: хоровой концерт, месса, молитва. Общее и различное в музыкальных традициях духовной музыки Запада и России (полифонический строй концерта, гомофонный строй мессы, сочетание выразительности и изобразительности). Духовные песнопения.

1.М. Березовский «Не отвержи мене во время старости», 1 часть.

2.В.А. Моцарт «Лакримоза» из «Реквиема».

3. Песнопение иеромонаха Романа «Белый храм над рекой».

4. Б. Окуджава «Молитва Француа Виньона».

8.

Развитие музыкальных образов в духовной музыки русских композиторов.

Характерные особенности русской духовной музыки. Основные церковные службы – Всенощная и Литургия. Синтез искусств (духовная литература, театральное действо, иконопись, архитектура, хоровое пение, колокольный звон) как средство воплощения музыкальных образов Всенощной и Литургии. Общечеловеческие нравственные ценности, заключенные в русской духовной музыке.

1. П.Г. Чесноков «Ангел вопияше».

2. С.В. Рахманинов «Придите, поклонимся» и «Ныне отпущаеши».

3.П.Г. Чесноков «Да исправится молитва моя».

4.Б.Окуджава «Молитва».

9.

Драматургия русских народных песен.

Монодия русской народной песни. Образный мир и жанры народной музыки. Синкретизм как основа фольклора. Отличительные черты русского фольклора: импровизационность и вариационность. Выразительные возможности фольклора в современной музыкальной культуре.

Мини-сообщения на темы: «Музыкальная культура родного края»; «Жизнь дает народной песне образы и звуки…»; «Вторая жизнь русской народной песни»; «Известные исполнители музыки народной традиции».

Музыка по выбору учащихся.

10-11.

Обобщение темы четверти «Музыкальная драматургия».

Единство жизненного содержания и художественной формы. Особенностей драматургии вокальной, камерной и симфонической музыки.

Защита исследовательских проектов по темам: «Классика на мобильных телефонах»; «Есть ли у симфонии будущее?»; «Музыкальный театр: прошлое и настоящее»; «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители»; «Авторская песня: любимые барды».

VI четверть

«Музыкальная драматургия»

1.

Сопоставление музыкальных образов на примере «Полонеза» М. Огинского.

Сопоставление образов нежной любви к Родине и тревоги за ее судьбу – драматургия полонеза. Единый музыкальный образ прощания с Родиной. Особенности национальной польской музыкальной школы.

1.М. Огинский «Полонез».

2.Ф. Шопен «Полонез» ля мажор.

3. А. Макаревич «Пока горит свеча».

2.

Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере экспозиции симфонии №40 В.А. Моцарта.

Жанр симфонии. Воплощение внутренних человеческих переживаний в музыке В.А. Моцарта. Сопоставление и контраст музыкальных образов-тем в экспозиции 1 части симфонии.

1. Викторина по произведениям В.А. Моцарта: «Маленькая ночная серенада»; «Реквием». 2.В.А. Моцарт. Симфония №40, 1-я часть.

3.Б. Окуджава «Песенка о Моцарте».

4. А. Макаревич «Поворот».

3.

Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере симфонии №40 В.А. Моцарта.

Драматургическое развитие в симфонии. Характерные черты музыки В.А. Моцарта. В.А. Моцарт – представитель венской классической школы.

1.В.А. Моцарт. Симфония №40.

2.Б. Окуджава «Песенка о Моцарте».

3. А. Макаревич «Поворот».

4.

Столкновение и конфликт музыкальных образов на примере экспозиции увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» П.И. Чайковского.

Жанр увертюры как программного произведения. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Родство образного мира драматургии У. Шекспира и П.И. Чайковского. Закрепление строения сонатной формы. Музыкальные образы-темы экспозиции. Конфликтное столкновение противоборствующих сил - основа увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» П.И. Чайковского.

1. П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

2. А. Рыбников «Я тебя никогда не забуду», «Аллилуя возлюбленной паре» из рок-оперы «Юнона и Авось».

5.

Столкновение и конфликт музыкальных образов на примере увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» П.И. Чайковского.

Взаимодействие образов в разных частях увертюры (столкновение, сопоставление, контраст). Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды. Стилевые особенности музыки П.И. Чайковского.

1.П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

2. А. Рыбников «Я тебя никогда не забуду», «Аллилуя возлюбленной паре» из рок-оперы «Юнона и Авось».

6.

Музыка войны.

Драматургия образов войны и мира, зла и разрушения, веры в победу, воплощенная в вокальном искусстве.

Мини-сообщения по темам: «Песни военных лет»; «Истории военных песен»; «Современные композиторы о войне».

7.

Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере кантаты К. Орфа «Кармина бурана».

Закрепление вокально-инструментального жанра кантаты. Воплощение литературной основы в музыке К. Орфа. Могущество Фортуны и сила человека – контрастные музыкальные образы, лежащие в основе драматургии кантаты. Полифонический и гомофонный тип изложения музыкального материала.

1. Фрагменты из сценической кантаты К. Орфа «Кармина Бурана» по выбору учителя: « №1. О, Фортуна!»;

« №2. Оплакиваю раны, нанесённые мне судьбой»; «№5. Тая, исчезает снег; «№20. Приходите, приходи»;

2.А.Городницкий «Атланты».

3. Б.Окуджава «Часовые любви».

8.

Обобщение темы четверти «Музыкальная драматургия».

Закономерности музыкальной драматургии. Единство жизненного содержания и художественной формы. Особенностей драматургии вокальной, вокально-инструментальной и симфонической музыки.

Музыкальные произведения по выбору учителя и учащихся.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

Знать/понимать:

  • понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
  • иметь представление о многообразии музыкальных образов: лирических, лирико-эпических, драматических и др.;
  • иметь представление об особенностях музыкальной драматургии в произведениях разных жанров, о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;

· знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений (Баха И.С., Моцарта В.А, Бетховена Л., Шопена Ф., Глинки М.И., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В.).

Уметь:

  • определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, духовная, современная;
  • владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений;
  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
  • раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
  • развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;
  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.

Скачать архив с текстом документа