О природе человеческого мышления
СОДЕРЖАНИЕ: Об отличиях рационального и интуитивного..
Жизнь - это вечное становление, определяющее реальность нашего бытия, это тенденция, которая никогда не ограничивает себя одним узором. В процессе своего развития человек раскрывает то, что заложено в него природой, Богом. Эволюция жизни - это творчество, которое следует без конца в силу начального движения. (Анри Бергсон, с.94)
Мы чувствуем нашу эволюцию и чувство это подобно бахроме, которая прорисовывается вокруг собственного интеллектуального представления. (Бергсон, 42).
Я в качестве индивидуальности - это голая абстракция. Подобно абсолютной идее, оно аморфно и индифферентно. Это зеркало, в которое мы готовы смотреть на мир. Но стоит нам в этом зеркале увидеть себя, и мы тот же час меняем жанровое амплуа на грозного Судию, которого изобразили не в подобающем, на его взгляд, виде.
В каждом из нас живет множество я, порой так не похожих друг на друга. Иногда они ссорятся между собой и не всегда им удается прийти к общему мнению.
Откуда взялись они и почему им так трудно бывает друг с другом? По-видимому, это наработки наших прежних воплощений, каждое из которых прошло свой путь.
Среди них есть я мужские и женские, я мирские, полные суетности, и я подвижнические, которым так хорошо вдали от каждодневных забот.
Назовем хоровод наших я Совестью. У каждого она своя и зиждется на совокупном опыте прошлых поколений.
У одних она в плену сиюминутных желаний, у других она не только наполняет физическое тело, но и далее выходит за его пределы, словно освещая все вокруг.
Видимо, есть внутри нашего сознания нечто такое, что способно определять подобное процветание Совести или, напротив, ее угасание.
Там, где флагманом ее поведения является интуиция, там Совесть процветает в великолепии всего внутри себя звучащего хора других я, там же, где главным арбитром выступает рацио, там нет согласия с самим собой.
Что же в таком случае отличает рациональное от интуитивного? Посмотрим на них, как на пару понятий, находящихся в определенном отношении Друг с другом. Причем, характер этих отношений может меняться, непременно влияя на линию поведения человека.
Не взять ли нам в помощники понятие золотого сечения? В известных нам контекстах в нем обычно вычисляется рациональный аспект как две трети общей длины, например, в архитектурном строении, или какой-то тектонический показатель в музыкальном произведении.
Обращу внимание читателя на то, что золото - это символ тайного эзотерического знания. Что, если посмотреть на точку золотого сечения как на некий водораздел исключительной важности для осознания природы человеческого сознания, где его наиболее обширная область объемлет сферу интуитивного, а меньшая будет определяться контекстом рационального.
Спорность подобного утверждения может быть разрешена конкретно историческим опытом человека. Где взять его? Ответ мой будет прост - в древних цивилизациях. Но сначала попробуем разобраться в природе интуиции и рацио. Привлечем в помощники Анри Бергсона с его работой Творческая эволюция (М.-Петерб.: Русская мысль, 1914).
Для меня ясно, - пишет он, - что я перехожу от состояния к состоянию, однако эти состояния меняются каждый момент. Подвигаясь по пути времени, состояния души, так сказать, превращаются в снежный ком из самого себя. Стало быть истина заключается в том, что изменение совершается непрерывно, и что само состояние есть уже изменение. (Бергсон, с.2).
Только тогда, когда наше состояние достигает некоего предела и в силу этого кажется совершенно новым, непохожим на прежнее, оно привлекает внимание как совершенно новое.
Поэтому там, где постоянный уклон, мы склонны видеть ступеньки лестницы, каждая из которых отражает акты нашего внимания.
Каждая отмечаемая нашим вниманием ступень сознания, является лишь наиболее освещенной точкой в движущейся зоне... Эта зона, как целое, и составляет в действительности наше состояние. (Бергсон, с.З).
Таким образом, наше внимание искусственно вычленяет зоны сознания на отдельные фрагменты. Следующим шагом становится их воссоединение с помощью индифферентного и аморфного Я. Именно ...на него нанизывается психические состояния, возведенные в независимые сущности (с.4). Тогда, подобно разноцветным жемчужинам в ожерелье, внимание замечает вместо текучести резкие и устойчивые цвета.
Но если бы сознание исчерпывалось статусом наших я, на которые нанизывают отдельные состояния, изъятые из целостного контекста, то для нас не существовало бы длительности. Ибо я, которое не меняется, не длится, и психологическое состояние, остающееся тождественным самому себе, пока не сменится следующим состоянием, - не длится в одинаковой степени. (Бергсон, с.4).
В таком случае попробуем определить наше Я. Я - это абстрактное выражение нашей бытийности, или нашего существования как бы в снятом виде.
Между тем наша психологическая жизнь, в силу ее длящейся природы, немыслима вне времени, которое составляет ее ткань. Итак, время - это ткань нашей психологической жизни. Стало быть ...длительность - это непрерывное развитие прошлого, вбирающего в себя будущее и расширяющееся по мере движения вперед... Прошлое сохраняется само собой, оно следует за нами целиком каждый момент: все что мы чувствовали и желаем со времени первого детства, все это тут, - все тяготеет к настоящему. (Бергсон, с.4).
Но в таком случае, что входит в функции нашего мышления?
Прежде всего, его назначение не однозначно. Особенно его раскрывают две противонаправленные друг другу и, вместе с тем, взаимодополняющие силы интуиции и рацио.
Механизм рацио создан для того, чтобы опускать в бессознательное практически всю совокупность прошлого, и чтобы оставлять или привлекать в сознание только то, что может, наилучшим образом осветить настоящее и способствовать конкретному полезному действию.
Сфера интуитивного, напротив, заинтересована в использовании объема всей памяти человека как в его сознательной, так и в бессознательной жизни.
Как примирить разность двух природ мышления?
Рацио - это область всякого рода целеполаганий, для которых не существует понятия истины. Она подменяется конечным результатом, для достижения которого годятся все средства.
В интуиции всегда есть Бог, если не Вселенский с его атрибутикой, то собственный, на уровне Атмана. Интуиция не замкнута на самой себе; она открыта всему, что живет и определяет неисчерпаемость бытия во Вселенной.
Не желая ущемить интересы кого бы то ни было из всех живущих, она обращена к их совокупному опыту. Поэтому в решении своей проблемы интуиция всегда ограниченна и никогда не впадает в агрессию по отношению к иным планам бытия.
В понятие интуиции входит экстракт истории, прожитой нами не только с рождения нынешнего, но и всех предыдущих. Задача лишь состоит в том, чтобы найти ключ к разным информационным потокам, накопленных нами в прежних и нынешней жизни.
Для этого нужно познать себя, ибо мы являемся сколком Мироздания. И нет ничего во Вселенной такого, чего бы не было в нас самих.
Можно сказать, что интуиция живет по законам всего Мироздания, рацио, напротив, сиюминутными, каждодневными нуждами. Обе они, тем не менее, нуждаются друг в друге. Для примера оттолкнемся от гармоничного разнодействия такой пары понятий, как инстинкт и интеллект. Будем исходить из того, что инстинкт ближе природе интуитивного, в то время, как интеллект - сродни природе рационального.
Интеллект в его исходной точке является способностью фабриковать искусственные предметы, в частности из орудий создавать орудия и бесконечно разнообразить их выделку. (Бергсон, с. 129).
Если истина создает орудия из собственной органической природы, естественно управляя ими по своему внутреннему побуждению, то интеллект обладает способностью строить орудия из неорганической материи (там же).
Если в инстинкте врожденное значение простираться на тело, то в интеллекте - на отношение. Если инстинкт предполагает познание материи, то интеллект - познание формы, (там же).
В таком случае, что такое материя? Видимо, это то, что дается воспринимательными способностями, взятыми в том виде, как дает нам их природа. Форма - это совокупность отношений, установленных между этими материалами для составления систематического знания. (Бергсон, с. 133).
Сама материя имеет стремление составлять доступные изолированию системы, которые могут рассматриваться геометрически. (Бергсон, с.9).
Все операции нашего интеллекта направляются к геометрии как предмету, где они находят свое полное завершение. (Бергсон, с. 189).
Интеллект купается в атмосфере пространственности, от которой он так же неотделим, как живое тело от вдыхаемого им воздуха. (С. 199).
Чем более сознание интеллектуализируется, тем более пространственней становится материя. (Бергсон, с. 170).
Сам по себе ...интеллект представляет себе ясно только прерывное. (Бергсон, с. 139). Да и само по себе пространство - это воззрение интеллекта.
Не будет большим преувеличением сказать, что пространственность и интеллектуальность скопированы друг с друга.
В своем происхождении наша мысль связывается с действием. Действие является формой, с которой был отлит наш интеллект. (Бергсон, с.40).
...интеллект присутствует повсюду, где есть суждение, состоящее в том, чтобы направить прошлый опыт на опыт настоящий, - положив начало изобретению. (Бергсон, с. 123).
Вернемся к дипластии интуитивно-рационального. Есть в их сущностных установках как общее, - ведь они не существуют друг без друга, - так и отличное. Обратимся к энергетическим характеристикам этих двух явлений. Будем исходить из того, что не требует специальных доказательств.
Солнце излучает, как считает Борис Болотов, два потока - фотоны и электроны, поэтому на Земле возникла жизнь двух типов - растительная и животная. Исследуя продукты жизнедеятельности клеток растительного и животного происхождения, ученый пришел к выводу, что растительные клетки существуют благодаря процессам фотосинтеза, а животные клетки существуют благодаря процессам бета-синтеза.
Фотосинтез и бета-синтез относятся к ядерным процессам, но с малым энергообменом. Оба явления основаны на излучаемой способности нагретых тел.
Все явления в мироздании парны, ибо все есть отношение. Приведу ряд примеров.
Растительная жизнь предусматривает эфиро-гравитационный аспект бытия, а бета-синтез животной среды подобен электромагнитному аспекту.
В человеческом организме две системы питания - лимфосистема и кровеносная система.
Если лимфосистема соответствует эфиро-гравитационному полю, то кровеносная - электромагнитному.
Предположим, что интуиция, как Бог в человеке и Свет его Души связана с эфиро-гравитационным воздействием Космоса и природы. Природа же рационального раскрывается в контексте электромагнитных излучений.
Эти два типа излучений мы получаем из Космоса, после чего должна возникнуть отдача полученного. На обязательности этих отдач, подобно вдоху и выдоху, построено все в Мироздании, представляющим собой столь же сложный организм, как и наш, человеческий.
По мнению А.Бергсона, в мире существует только два типа движения. Первое - это падение по типу самораскрывающего свитка, и второе, протибонаправленное первому, это движение восхождения. Но это лишь общая и поэтому несколько упрощенная схема.
На самом деле инерции вертикального падения противостоит движение по горизонтали. Происходит это потому, что подаренный нам Солнцем энергетический посыл, попадая в плотную для него среду, тут же начинает испытывать ее сопротивление, и в силу происходящей энергетической мутации, попадает в ведение электромагнитных воздействий Земли, которые и начинают вытягивать падающую вертикаль в горизонталь.
Здесь на уровне наших пространственно-интеллектуальных представлений возникает крест. Так, по-видимому, приоткрывается его забытый эзотерический смысл.
Горизонталь может уходить в диагональ духовного восхождения. Если этого не происходит, то она уплощается в круг.
Движение падения-свитка - это эфиро-гравитационная волна, а движение уплощенное - горизонталь по своей природе отвечает электромагнитной волне. Именно потому, что не возникает сиюминутной отдачи энергии Солнца, происходит накопление энергии, которые из снежного кома всей получаемой планетарной энергии уплотняются в ее ядре.
По составу своего ядра Земля представляет сверхплотное магнитногравитационное явление. Оно может изменить свой энергетический статус только в том случае, если уйдет в расширяющуюся спираль, то есть в более легкие и сверхлегкие планетарные слои.
Движение падения не сопровождается сиюминутной отдачей восхождения, вот почему для восполнения светового посыла Духовным созидательным силам необходимо прилагать большие усилия.
Один из аспектов отдачи отрабатывает человек по мере осуществления своего духовного восхождения.
Отдача может быть разной плотности и интенсивности. Наибольшая ее концентрация возможна в результате накопления светлого потенциала в человеческом теле. Но в таком случае следует достаточно четко представить его структуру и энергетические показатели. (Структура человеческого тела подробно излагалась в докладах на конференциях и лекциях создателем русской Школы йоги Г.Г.Стаценко).
Структуру человеческого тела определяют восемь энергетических оболочек, из которых видима только одна - это физическое тело. Его сменяет эфирное тело, которое по своему абрису с некоторым масштабным увеличением повторяет видимое нами физическое тело. За ним следует астральное тело, отвечающее за эмоциональный мир человека, и ментальное тело, связанное с мыслеобразами.
Следующие четыре тела определим миром нашей души. Их первый этаж представляют Буддхи. Они вмещают в себя опыт, навык и умение. Следующих два этажа занимают Самадхи. Здесь хранятся сиддхи в виде самого разнообразного набора талантов, включая ясновидение, яснослышание и т.д. Завершает общую конструкцию Атман, или Вселенская Душа.
Если на каждом энергетическом поле лежит печать индивидуальности его обладателя, то Атман надличен. Его можно представить фрагментом единой Божественной монады, из которой родился мир Вселенной.
Общая конструкция человеческого тела вполне напоминает серию матрешка в матрешке. Не этот ли эзотерический смысл они донесли до нас?
Обращу внимание на то, что Самадхи несут в себе общие свойства, наработанные во всех предыдущих воплощениях. Сравнительно с Буддхами, они занимают целых два этажа.
Если учесть, что в Буддхи усваиваются навыки, доведенные до некоторого автоматизма инстинктивности, то Самадхи освобождены от налета рефлекторного автоматизма и представляют собой сферу как бы чистой интуиции.
Сам по себе рефлекторный автоматизм Буддхи несет на себе отголоски интеллекта, но не сливается с ним.
Главное, что между Самадхи и Буддхи складывается определенное соотношение порядка больше-меньше, а точкой их разделения, на мой взгляд, и является золотое сечение.
Так, в своих высших сферах человеческая природа предусматривает установку на главенство интуитивного и подчиненность рационального. Не является ли подобный расклад идеальной моделью человеческого мышления?
Попробуем теперь представить общую картину устройства человека сточки зрения энергетических характеристик каждого плана его бытийности.
Природе эфиро-гравитационного излучения целиком отвечает наше эфирное, ментальное тело и Вселенская Душа (Атман). Обе пары энергий присутствуют в Буддхи и в Самадхи. Правда, в Самадхи они компонуются в комбинации крест, как электрогравитационная и эфиро-магнитная волны.
Только астральное тело представлено электромагнитным полем.
Не трудно отыскать общий корень в явлениях энергетического порядка.
Известно, что эфир, будучи аспектом тонкого плана, в эзотерике трактуется правариантом земного электричества.
Можно предположить, что гравитационная волна находится в паре с перемещением эфира в пространстве. Более того, на космическом плане эфирогравитационная волна является подобием электромагнитной волны земного плана.
Эфир, как и свет, состоит из фотонов, которым свойственней дуализм. В одних случаях фотон ведет себя как материальная частица, в других - как электромагнитная волна. Более того, сама микро-частица не является ни тем, ни другим. Она только похожа на волну или частицу в том или ином эксперименте.
Кварки эфирной волны не отличаются дуализмом и ведут себя как электромагнитная волна на тонком плане.
Очевидно генное родство двух типов волн. Модель электромагнитной волны подобна эфиро-гравитационной. Стержнем электромагнитной волны является электричество, а спираль, движущаяся по принципу тора, - это магнитная волна. Стержнем эфирогравитационной волны является эфир, а спиралью, движущейся по принципу тора, становится гравитационная волна.
Если мы представим себе бублик, то электромагнитная волна движется на нем по самому тору, а эфиро-гравитационная - по червячным дырам. Эфиро-гравитационная волна отличается меньшей плотностью, отсюда ее всепроникаемость.
Можно предположить, что движение по червячным дырам со стороны электромагнитной волны предусматривает полное освобождение от инерции магнитного поля. На земном плане обе пары полей редко существуют друг без друга.
Не трудно понять, что природа радиации состоит во вторжении двух энергетических пар в комбинации крест с уровня Самадхи в нижнем этаже человеческого тела, что приводит к энергетической разбалансировке всех или многих систем в организме в зависимости от меры рационального воздействия.
Но вернемся к природе интуитивного. Для его осознания пришлось рассказать о доме, в котором живет человек. В древних эзотерических источниках его устройство варьируется. В верхних планах духовная душа иногда структурно обобщается в один этаж, но при этом выделяется Прана и Проводник Праны.
Предлагаю посмотреть на прану как на эфиро-гравитационный поток, связывающий каждодневные нужды человека с верхними планами его бытийности и особенно с Атманом.
Если интеллект работает по принципу отбора и структурирования, подчиненного всякого рода целеполаганиям, то интуиция, будучи не замкнута сиюминутными задачами, открыта безбрежному морю своих возможностей в потенции: от Буддхи - к Самадхи и Атману. Словом, интуиция открыта Вечности.
Существует определенная пропорциональная соотнесенность в диалоге рационального и интуитивного. Интуиция неисчерпаема в своей энергетической открытости Мирозданию, рацио, напротив, уплощено факторами конкретно-исторического порядка. Для их продуктивного содружества как раз и нужно соблюдать принцип золотого сечения, который избавит Человека от жесткой прагматики своих потребностей и позволит услышать голос всех живущих.