О происхождении человека
СОДЕРЖАНИЕ: Загадка происхождения людей как единственно разумных существ волнует каждого человека. Со времён Чарльза Дарвина, а может быть и раньше, предками человека стали называться обезьяны.Василий Безукладников
Загадка происхождения людей как единственно разумных существ волнует каждого человека. Со времён Чарльза Дарвина, а может быть и раньше, предками человека стали называться обезьяны. И вот недавно появилось новое тому подтверждение из сообщения радиостанции «Немецкая волна», см.: http://www.dw-world.de/dw/0, 1595, 3392, 00.html Новости науки и техники: Выпуск от 03.09.2005. Генетика - Исследователи из США, Израиля, Италии, Испании и Германии завершили работу над расшифровкой генома шимпанзе. Оказалось, что он на 98, 7 процента идентичен геному человека. У шимпанзе не достаёт всего лишь 50-ти генов из тех, что имеются у человека. Таким образом, генетическое сходство между человеком и шимпанзе в 10 раз больше, чем между мышью и крысой. Что же касается столь разительных отличий между обезьяной и человеком при почти полной идентичности их геномов, то они объясняются различной активностью генов, – подчёркивает один из участников проекта по расшифровке генома шимпанзе Сванте Пябо (Svante Pbo), сотрудник Института эволюционной антропологии имени Макса Планка в Лейпциге. Группа исследователей под руководством Пябо изучила и сравнила активность 21-й тысячи генов в клетках сердца, печени, почек, яичек и головного мозга обоих приматов. Оказалось, что наибольшие различия в активности генов имеют место в яичках: здесь каждый третий ген обладает другой активностью. В клетках остальных органов отличия в активности генов составляют в среднем 8 процентов. Наименьшие отличия, как ни удивительно, зарегистрированы в клетках головного мозга. - http://www.nature.com/news/specials/chimpgenome/inde... http://www.sciencemag.org/sciencexpress/recent.shtml
Но как произошло отделение предков человека из остальной массы обезьян? Возможно, на заре человечества, в каком–то стаде обезьян в экваториальных джунглях Африки случилась страшная эпидемия. По всей видимости, это был один из видов кожной инфекции, который привёл к частичной или полной утрате волосяного покрова. В животном мире царит суровый закон: больное животное безжалостно умерщвляется, в лучшем случае, - изгоняется из стада. По этой причине заболевшие особи, спасаясь от своих же здоровых сородичей, а также от многочисленных хищников, предпочитающих нападать именно на больных беззащитных животных, нашли себе укрытие в непривычной для них, труднодоступной, высокогорной, холодной местности, где сумели сорганизоваться в собственное стадо. Гуманоиды погибали не только от той болезни и вызванных ею различных осложнений. Их бытие также сильно осложняло отсутствие или существенное поредение их прежней густой шерсти, что приводило к частым переохлаждениям, солнечным ожогам, многочисленным царапинам, ушибам и воспалениям от нечаянных прикосновений к ядовитым растениям и участившимся укусам летающих насекомых. В какое-то время в том злосчастном стаде оставался всего один дееспособный самец (самцы чаще погибают от болезней и от несчастных случаев) или даже единственная, способная рожать детёнышей, супружеская пара, что согласуется с данными генетики о едином для всех людей предке. Для закрепления любого изменения в потомстве, у обоих родителей должны присутствовать одинаковые мутации генома. Но, как известно, потомство от близкородственных браков отличается низкой жизнеспособностью по причине его сильной предрасположенности к узконаправленным мутациям генотипа, что ведёт к неизлечимым наследственным заболеваниям и вырождению.
Взамен прежней своей физической способности ловко лазать по деревьям, гоняться за разной дичью и превосходного чувства пространства, обезьянолюди получили некоторое перераспределение отдельных мыслительных функций своего мозга. Это, пожалуй, единственное ценное приобретение, последовавшее за изменениями в их штаммах. Вирусы той болезни передавались по наследству, внедряясь, и даже вживляясь, в цепочку ДНК, трансформировали весь геном своего носителя. Набор хромосом столь радикально мог измениться и под влиянием повышенного содержания в воздухе, воде и пище ядовитых, канцерогенных и радиоактивных веществ, выброшенных в это же время в атмосферу, упавшим метеоритом или извергавшимся вулканом. Безрадостная участь динозавров, мамонтов и других вымерших животных, нависшая и над теми гоминидами, настойчиво подталкивала их к поиску других способов своего выживания. Стараясь хоть как-то приспособиться к создавшейся критической ситуации, они сумели не только улучшить своё жильё, но и научились из шкур животных изготовлять себе спасительную одежду. Это не только существенно облегчило их существование и спасло от неминуемой гибели, но и дало дополнительный толчок к закреплению и дальнейшему развитию нестандартных мыслительных способностей их мозга.
Сооружать примитивные жилища, из тех же пальмовых листьев, предки человека умели и раньше, как и все обезьяны и дикие звери перед рождением очередного выводка или наступлением зимовки устраивают себе гнезда и берлоги или пользуются готовыми природными пещерами и дуплами в деревьях, которые для этих целей, устилаются найденными ими поблизости мягкими и тёплыми материалами растительного и животного происхождения. Но больному животному требуется постоянный комфорт. Его уже не устраивает холодное, сырое, грязное, вонючее, колючее и тесное логово. Начавшееся совершенствование жилья и бытовых предметов уже никогда не прекращалось, даже если оно касалось не практичности, а всего лишь эстетики. Чтобы из обрывков шкур сделать удобную для повседневных нужд и охоты одежду, требуются уже незаурядные умственные способности. Этим лоскуткам необходимо придать определённую форму и размер, чтобы затем сшить их сухожильями животных или растительными волокнами. Во-вторых, вместо наших иголок нужно подобрать острые и тонкие крючки – допустим, кости рыб, с помощью которых протыкать и продёргивать через получившиеся маленькие дырочки в коже эти волокна.
Труд обезьяну превратил в человека, но не по причине невесть откуда взявшегося возвышенного трудолюбия. Этот, по большей части опостылый труд, давал хоть какую-то возможность удовлетворить возросшие потребности человека. Именно потребительство, часто низменное, и есть отличительная внутренняя сущность человека. Раньше homo полагались на врождённые инстинкты, но теперь они руководствоваться стали уже приобретённым опытом, в том числе и чужым. Поэтому многие полезные животные инстинкты были, к сожалению, безвозвратно утрачены. Например, в отличие от животных человек не чувствует приближения землетрясения, цунами, ураганов, оползней и других природных катаклизмов, не в состоянии как перелётные птицы или кошки ориентироваться на незнакомой местности, не может в самолечебных целях находить и безошибочно определять норму приёма ядовитых растений, как это делают животные. Но при этом человек не чувствует себя неуютно, так как его мозг, компенсируя нехватку необходимой информации, наделил своего носителя богатым воображением и абстрактным мышлением, которые породили такое необычное для животного мира явление, как религия. Благодаря натренированной за долгие годы силе воли и изобретению ранее неизвестных, более сильных лекарств, «перволюди» приучили свой организм приспособляться к той неизлечимой хронической болезни. Вместе с изменениями в наследственности человека происходила трансформация и тех самых болезнетворных вирусов, против которых у других животных, в отличие от человека, быстро выработался устойчивый иммунитет. Находясь в латентном состоянии, вирусы теперь более щадяще стали относиться к своим носителям (человеческим организмам), маскироваться под другие, нейтральные или даже полезные человеку микроорганизмы, пока не исчезли совсем, оставив после себя неизгладимые последствия. На облысевшей коже людей существенно уменьшилось количество вшей и других источников заразы. Перераспределившиеся мозговые функции стали отражаться и на генетическом уровне и передаваться потомству. Любопытно, что детёныши обезьян (да и других животных тоже) на первом этапе своей жизни заметно опережают любого ребёнка даже в умственном своём развитии, которое у них, в отличие от людей, затем прекращается. По объёму и сложности мозга многие животные превосходят человека, у которого всю мыслительную работу выполняет не более 4 % нервных клеток. Врачам до сих пор сложно по внешнему виду мозга определить слабоумие человека. Незначительные изменения претерпел и речевой аппарат. Так попугаи, другие птицы и некоторые млекопитающие воспроизводят звуки и интонации человеческой речи, несмотря на заметные различия с человеком в строении их органов звукообразования. То же относится и к форме кисти руки и прямоходящей походке, необходимой для переноса дров к костру и разнообразному творческому труду. Отсутствие жёстко «запрограммированного» животного инстинкта самосохранения позволило человеку безбоязненно приближаться к лесным пожарам, вызванным молнией, раскалённой вулканической лавой, самовоспламенению болотных газов или сфокусированным капелькой росы солнечным лучиком на трут. Почти полное отсутствие волосяного покрова, легко возгорающегося даже от искры, позволило протолюдям безопасно разводить огонь, который быстро стал служить для обогрева жилищ и дезинфекции пищи.
Любопытство и тяга к экспериментальности в человеке почти всегда доминирует над страхом перед всем неизведанным. Подчинив себе страшную силу огня, он уже «свысока» стал смотреть на окружающий его мир, стараясь полнее подчинить его себе. Именно тогда и произошло окончательное «идеологическое» обособление людей от обезьян, регулярная половая связь между предками которых была прервана ещё эпидемией. И теперь потомство от скрещивания между собой человека и обезьяны получить не удаётся, хотя некоторые животные из одного подвида иногда могут производить общее (бесплодное) потомство. Наглядным примером могут служить мул и лошак, «папой» и «мамой» которых являются конь и ослица, в другом случае - лошадь и осёл. Бывают совместные детёныши также у козла с овцой и др. От перекрёстного опыления различных растений легко получаются даже плодоносящие гибриды, хотя их потомство проявляет свойства не своих гибридных родителей, а одного из ещё негибридных своих «дедушек» и «бабушек». Весь переходный период мог длиться не миллионы лет, а всего лишь несколько десятков поколений. Этим объясняется, почему не найдены недостающие, переходные между обезьяной и человеком, черепа, которые в условиях влажного и жаркого африканского климата быстро сгнивают, и почему, согласно данным археологии, более человекоподобные и развитые предки людей, оказывается, жили иногда гораздо раньше большинства более примитивных гоминидов. Обретение одежды и знакомство с огнём позволило человечеству не только выжить, но и положить начало неудержимому увеличению своей численности. Потребовалось больше корма, поэтому первобытная община уже с оружием в руках, переселяется в более благоприятный для своей охоты район обитания. Те обезьяны, от которых некогда произошли люди, и которые всё это время крайне враждебно относились к болеющим предкам людей, вероятно, были истреблены в первую очередь, как самые опасные враги и конкуренты. Отношения между членами быстро растущей человеческой общины, также стали стремительно меняться: появились вожди, зачатки разделения труда и распределения имущества, усложнилась система поощрения и наказания – казнь, рабство, телесные наказания и изгнание. Религия закрепила произошедшие социальные изменения.
Но при этом в самой религии появились сектантские течения как отчаянная попытка некоторых представителей, абстрактно (мозг при помощи умножившихся понятий теперь позволял это) возвратиться к когда-то утраченному предками, некоему таинственному, блаженному, небесному или, напротив, животному (шаманизм) состоянию. Внутриобщинные конфликты вскоре привели к неизбежному распаду сильно разросшегося первого человеческого стада. Началась жестокая и ничем неограниченная экспансия человечества на Земле, сопровождаемая эпохой формирования человеческих рас, языков, хозяйственных навыков, религий и культур. Возникшие массовые идеологии: государственные, социальные, этнические, религиозные и этические закрепили на подсознательном уровне людей давно уже произошедшее их отделение ото всего остального животного мира. С увеличением численности населения и уменьшением количества близкородственных браков, всё более набирал силу изначальный и никогда не прекращавшийся процесс стабилизации и консервации получавшихся в результате мутаций генетических «наборов» всех поколений предков современного человека. Но это уже не могло затормозить развитие некоторых мыслительных, речевых и творческих способностей людей, что и позволило им изобрести лук со стрелами, керамику, мотыжное земледелие, создавать наскальные рисунки, одомашнивать некоторых диких животных, строить большие города и в дальнейшем развивать все направления научно - технического прогресса.