О развитии конкуренции в сфере розничной торговли
СОДЕРЖАНИЕ: ДОКЛАД О развитии конкуренции в сфере розничной торговли Сфера розничной торговли является одной из самых динамичных сфер российской экономики, характеризующейся высокими темпами роста объема оборота и отсутствием ценового регулирования, за исключением общих норм антимонопольного законодательства.ДОКЛАД
О развитии конкуренции в сфере розничной торговли
Сфера розничной торговли является одной из самых динамичных сфер российской экономики, характеризующейся высокими темпами роста объема оборота и отсутствием ценового регулирования, за исключением общих норм антимонопольного законодательства.
Серьезным этапом в развитии сферы розничной торговли является принятие закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». В рамках разработки законопроекта были учтены предложения федеральных органов исполнительной власти, в том числе касающиеся урегулирования взаимоотношений между поставщиками и организациями розничной торговли, а также мер направленных на развитие конкуренции и введение запретов на действия хозяйствующих субъектов и органов власти, препятствующих развитию конкуренции в указанной сфере.
Развитию конкуренции в сфере розничной торговли способствуют следующие основные факторы, в том числе направленные на создание условий для выравнивания сложившихся диспропорций между продавцами и поставщиками продукции, установление запретов на ограничивающие конкуренцию действия:
- наличие нормативно закрепленных «правил игры» при взаимодействии торговых сетей и поставщиков продукции, а также установление ответственности за несоблюдение указанных правил, в том числе нарушения запретов о навязывании дискриминационных условий в договорных отношениях;
- наличие законодательно установленных запретов в отношении действий органов власти, препятствующих развитию конкуренции в сфере торговли, а также установление ответственности за несоблюдение таких правил;
- создание благоприятных условий для обеспечения сбыта продовольственной продукции через стимулирование создания и улучшения существующей системы логистических центров, которые являются промежуточным звеном между мелкими поставщиками и крупными торговыми сетями;
- создание благоприятных условий для объединения сельхозтоваропроизводителей и обслуживающих отраслей, развитие кооперации;
- создание условий для развития сотрудничества между крупными торговыми сетями и поставщиками продукции.
1. Краткая характеристика ситуации в сфере розничной торговли.
1.1 Показатели оборота розничной торговли.
После пиковых показателей развития потребительского рынка в 2006-2008 годах на фоне общих темпов снижения экономического роста в 2009 году, в том числе реальных денежных доходов населения, происходит корректировка динамики развития потребительского рынка в сторону уменьшения темпов роста и оборот розничной торговли за январь-октябрь составил 94,3% к соответствующему периоду 2008 года.
В большей степени сокращение потребления отразилось на обороте непродовольственными товарами (сокращение на 7,8%), в меньшей - на обороте пищевыми продуктами и табачными изделиями (на 2,8 процента).
В структуре оборота начала расти доля пищевых продуктов (включая напитки) и табачных изделий. В январе-октябре она увеличилась на 3,3 процентных пункта по сравнению с аналогичным периодом 2008 года и составила 48,7 процента.
В текущем году сохраняется тенденция формирования оборота розничной торговли в основном за счет продажи товаров торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка) (их доля в структуре оборота розничной торговли в октябре 2009 г. составила 85,8 процента).
Вместе с тем, в октябре 2009 г. продолжилась тенденция активизации торговли на розничных рынках и ярмарках. Объем продаж товаров на них в октябре увеличился по сравнению с сентябрем на 3,5%, тогда как оборот торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей вне рынка на 3,1 процента. Несмотря на то, что в целом за январь-октябрь по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. произошло снижение объема продаж, темпы падения оборота торговли на розничных рынках значительно ниже темпов снижения оборота розничной торговли в целом (на 1,8% и 6,3% соответственно).
Сфера розничной торговли характеризуется значительными темпами развития магазинов сетевых форматов: супермаркеты, дискаунтеры и т.д. В 2007 г. торговые сети формировали в среднем по Российской Федерации 21,8% оборота розничной торговли торгующих организаций, в 2008 г. – 26,8%. В октябре 2009 г. розничные торговые сети формировали в среднем по Российской Федерации 27,6% оборота розничной торговли торгующих организаций (в октябре 2008 г. - 25,5%). В 35 субъектах Российской Федерации доля сетевых торговых структур превышала среднероссийский уровень. В 33 субъектах Российской Федерации она колебалась в пределах 10,3-26,7%. В то же время, в 8 субъектах Российской Федерации сетевые структуры в октябре 2009г. обеспечивали менее 9% оборота розничной торговли торгующих организаций. Аналогичный показатель по Москве составил 21,5%, Санкт-Петербургу - 60,8%.
При этом, на рынке сетевой торговли наблюдается тенденция увеличения количества, как крупноформатных магазинов, так и сетевых магазинов формата «магазин у дома».[1]
1.2. Тенденции в сфере розничной торговли.
Тенденция роста сетевой торговли создает дополнительные возможности расширения рынка и дает значительный положительный эффект. Повышается прозрачность торговых операций, выход товарооборота из тени увеличивает налоговые поступления, внедряются современные технологии. Для производителей появляются возможности увеличения объемов реализации произведенных товаров и расширяется география сбыта. Сетевая торговля способствует развитию конкуренции, стимулирует производителей повышать качество продаваемых товаров.
Вместе с тем, формирование договорных отношений между торговыми сетями и поставщиками продукции часто характеризуется наличием у торговых сетей большей степени рыночного влияния на контрагента по договору поставки. Таким образом, только крупные поставщики имеют возможность соблюсти баланс интересов при взаимоотношениях с крупными сетевыми участниками рынка. При этом, мелкие поставщики, осуществляющие поставку, в том числе и социально-значимых товаров, как правило, не имеют такой возможности. Следствием наличия такого дисбаланса является разница в марже, которую получают мелкие поставщики товаров, и крупные торговые сети.
Очевидно, что увеличение количества участников рынка - развитие конкуренции между торговыми сетями будет способствовать выравниванию дисбаланса в договорных отношениях с поставщиками, снижению цен, а также повышению качества и расширению ассортимента товаров для потребителей.
При этом консолидация участников рынка, в особенности поставщиков сельскохозяйственной продукции, в форме объединений в ассоциации и союзы, также способствовала бы выравниванию позиций при договорных отношениях между крупными торговыми форматами и поставщиками.
Несмотря на то, что развитие крупных сетевых форматов торговли в целом оказывает положительный эффект на смежные рынки, в первую очередь за счет расширения возможности сбыта продукции, на региональных рынках, наблюдаются барьеры входа, административного характера. Особенно в период экономического кризиса участились случаи установления загородительных мер и актов, устанавливающих дискриминационные условия для входа на региональные рынки поставщиков из других регионов. Зачастую, такие действия региональных органов исполнительной власти, продиктованные защитой местных поставщиков, в виде административного установления рынка сбыта их продукции, приводят к формированию завышенных цен. Указанные действия региональных органов власти имеют признаки нарушения антимонопольного законодательства выражающиеся в осуществлении действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции.
2. Установление основ регулирования торговой деятельности.
2.1. Данные о проверке деятельности торговых сетей.
Анализ договорных отношений поставщиков и торговых сетей, проведенный ФАС России, установил наличие практически во всех договорах поставки требований, создающих дискриминационные условия доступа небольших или входящих на рынок товаропроизводителей либо дистрибьюторов товара. Необходимо отметить, что дискриминационные требования стали закладываться в условия договоров поставки, начиная с 2006-2007 гг. Договоры, заключенные в 2005 г., практически не содержали условий о бонусах, премиях, штрафах в пользу торговых сетей. Кроме того, проведенный анализ договоров поставки показал, что дискриминационные условия закладываются в договоры с большинством поставщиков вне зависимости от размера товарооборота поставщика и включают в себя меры административного (возврат нереализованного товара) и финансового (бонусы/премии, штрафы, иные доп. выплаты) воздействия.
В обобщенном виде среди условий договоров по дополнительным выплатам и обязательствам поставщика в пользу торговых сетей можно выделить следующие дискриминационные условия договоров:
а) условия договоров административного характера, такие как:
- право Покупателя возвращать Поставщику товар, в том числе нереализованный в неограниченном объеме;
- возможность манипулирования форматом поставки (поддоны, коробки, короба и т.д.);
- отсрочка платежей за поставленный товар, которая увеличивается с каждым годом.
б) условия договоров финансового характера, такие как:
- обязательное возмездное проведение Производителем промоакций и других маркетинговых услуг в Сети;
- дискриминационная бонусная политика, в том числе: взимание дополнительных плат за открытие новых магазинов Сети; взимание дополнительных плат за изменение (расширение) товарного ассортимента, в том числе за ввод в спецификации к договорам поставок новых позиций продукции; взимание дополнительных плат (премии) при достижении покупателем согласованного объема закупок товара; обязательная скидка с прайс-листа; предоставление дополнительных мест для выкладки товара;
- наличие разветвленной системы штрафных санкций к поставщикам товара.
Вместе с тем необходимо отметить проблемы субъектов розничной торговли, в т.ч. и сетей, препятствующие нормальному развитию данной сферы:
а) отсутствие равных возможностей по привлечению кредитных ресурсов для различных предприятий.
Предприятия с участием иностранного капитала привлекают ресурсы в международных финансовых организациях под 4 – 6 % годовых. Крупные федеральные сети, обладая некоторым административным ресурсом и аффилированностью с крупными финансовыми институтами имеют возможность получать кредиты под 11 – 13 % годовых, в то время как независимым региональным сетям, которые играют существенную роль в снабжении продовольствием своих регионов, имеют стабильное финансовое положение и хорошую кредитную историю, даже уполномоченные государственные банки предоставляют кредиты под 18 – 20 % годовых. При таких условиях развитие конкуренции, приводящее к улучшению условий торговли для конечного потребителя, крайне затруднено.
б) наличие недобросовестной практики со стороны производителей при формировании отпускной цены товара для некоторых торговых операторов, исходя из политической, а не рыночной конъюнктуры.
Периодически на рынке возникает ситуация, когда производитель товара с целью непременно быть представленным на полках крупных федеральных сетей осуществляет поставки этим сетям по цене на 20-30% ниже, чем остальным участникам рынка. Это приводит к тому, что входная цена товара для независимых ритейлеров оказывается выше, чем розничная цена того же товара в крупных сетях. Данное обстоятельство также затрудняет возможность нормального конкурентного развития розничной торговли. При этом не подвергается сомнению зависимость отпускной цены для различных сетей от объёмов поставки, логистической нагрузки и прочих экономических условий. Необходимы четкие и прозрачные принципы формирования наценок либо предоставления скидок и соблюдение этих принципов всемиучастниками рынка.
2.2. Данные о проверке деятельности органов власти субъектов Российской Федерации.
Действия органов власти, направленные на введение ограничений по перемещению товаров и дополнительных обременений для предпринимателей регулярно выявляются как территориальными органами, так и центральным аппаратом ФАС России. Такие факты обобщаются и территориальные органы получают соответствующие поручения. Так ФАС России в 2009 году поручил провести проверки соблюдения антимонопольного законодательства на региональных рынках оборота алкогольной продукции. В результате проведенных проверок в ряде субъектов Российской Федерации (Вологодская область, Нижегородская область, Пензенская область, Тверская область, Республика Бурятия, Республика Карелия, Республика Тыва, Сахалинская область, Чувашская Республика, Ярославская область) территориальные органы выявили признаки нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в осуществлении региональными органами власти действий, препятствующих обороту отдельных видов продукции на региональных рынках.
По выявленным фактам территориальные управления принимают меры антимонопольного реагирования, в том числе, возбуждают дела о нарушении антимонопольного законодательства, направляют предписания органам власти субъектов Российской Федерации об устранении нарушений Закона о защите конкуренции.
Органы местного самоуправления также пытаются влиять на рынок алкогольной продукции, так в июне 2009г. УФАС по Алтайскому краю возбуждено дело в отношении администрации Хабарского района по факту направления организациям района обращения с просьбой «не закупать и не продавать на территории района дешевую водочную продукцию, ввезенную преимущественно из республик Северо-Кавказского региона».
Всего в первом полугодии 2009 года ФАС России и его территориальными органами проведено 35 проверок на предмет введения ограничений по перемещению товаров и дополнительных обременений для предпринимателей, выявлено 41 нарушение, возбуждено 30 дело и выдано 23 предписания.
2.3. Меры, направленные на регулирование отношений в сфере розничной торговли.
Имеющаяся негативная практика договорных отношений между поставщиками и торговыми сетями, с большим количеством зафиксированных злоупотреблений, привела к необходимости закрепления правил взаимодействия субъектов, осуществляющих торговую деятельность и поставки товаров в рамках проекта Федерального закона «О государственном регулировании торговой деятельности» (далее – закон о торговле), включая:
- установление перечня дикриминационных практик, навязывание которых запрещено;
- установление обязанности соблюдения при заключении договора поставки товаров установленных законом требований в части сроков оплаты, оказания маркетинговых и консультационных услуг (в рамках отдельного договора), недопустимости включения обязательств не связанных непосредственно с поставкой товара и иные требования;
- установление обязанности размещения информации для торговых сетей и поставщиков товаров об основных условиях поставки товаров в сети Интернет;
- нормативное закрепление ограничений для расширения торговых сетей при достижении ими определенной доли в определенных границах (субъекта Российской Федерации, муниципального образования).
Наличие большого количества злоупотреблений со стороны органов власти, субъектов Российской Федерации, связанных с ограничением доступа на региональные рынки поставщиков из других регионов привело к необходимости закрепления в проекте закона о торговле соответствующих норм о запрете принятия актов и (или) осуществления действий, которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил отличных от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности:
- возложение на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, обязанности по участию в повторной (дополнительной по отношению к проведенной в соответствии с федеральными законами) проверке качества и безопасности товаров, региональной или муниципальной системе качества товаров, за исключением случаев, если функции по проведению указанных проверок переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в установленном порядке;
- понуждение хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, к участию в прохождении контрольных и (или) разрешительных процедур, установленных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами в дополнение к предусмотренным федеральными законами процедурам и являющихся условиями организации и осуществления торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования (аттестация торговых объектов, аккредитация хозяйствующих субъектов, сертификация товаров, соответствие требованиям законодательства Российской Федерации торговых объектов);
- понуждение хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, продавать товары по ценам, определенным в порядке, установленном органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (за исключением случаев, если такие органы в установленном порядке наделены правом осуществлять государственное регулирование цен на товары) или органами местного самоуправления;
- принятие иных нормативных правовых актов, решений, предусматривающих:
а) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров между субъектами Российской Федерации, между муниципальными образованиями в границах субъекта Российской Федерации;
б) введение ограничений продажи отдельных видов товаров на территориях субъектов Российской Федерации, территориях муниципальных образований в границах субъектов Российской Федерации;
в) понуждение хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, к заключению в приоритетном порядке договора поставки товаров у определенного хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки товаров;
г) установление для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, ограничений выбора хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров;
д) дискриминацию хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, в предоставлении доступа к объектам транспорта, инфраструктуры.
Кроме того, ФАС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработан проект федерального закона о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях в части установления ответственности в виде штрафа на должностных и юридических лиц за несоблюдение требований законодательства о торговой деятельности, в том числе:
- нарушение антимонопольных правил установленных законодательством о государственном регулировании торговой деятельности хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность и поставки товаров (должностные лица – от тридцати до пятидесяти тысяч рублей, юридические лица – от трехсот тысяч до одного миллиона рублей);
- невыполнение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность обязанности по размещению (представлению) информации (должностные лица – от тридцати до пятидесяти тысяч рублей, юридические лица – от трехсот тысяч до одного миллиона рублей);
- невыполнение в срок предписания антимонопольного органа об отмене либо изменении противоречащего законодательству Российской Федерации о государственном регулировании торговой деятельности акта, либо о прекращении действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, направленного на установление на товарном рынке правил ведения торговой деятельности, нарушающих антимонопольные требования, установленные законодательством Российской Федерации (наложение штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей, либо дисквалификация на срок от двух до трех лет).
В целях создания благоприятных условий для развития розничной торговли законопроектом о торговле предусмотрены нормы о необходимости установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадями торговых объектов для субъекта Российской Федерации. Обязанность по установлению указанных нормативов на основании методики, утверждаемой Правительством Российской Федерации, закреплена за субъектами Российской Федерации.
Формирование органами власти субъектов Российской Федерации планов развития территорий с учетом установленных нормативов обеспеченности торговыми объектами будет способствовать снижению инфраструктурных ограничений для новых участников рынка. Так, одним из серьезных барьеров входа на рынок для субъектов, осуществляющих торговую деятельность, является наличие возможности получения земельных участков под застройку и подключения к сетям инженерно-технического обеспечения (электричество, газ, вода). При этом, инвестиционные программы организаций коммунального комплекса, имеющих на балансе указанные сети, формируются и утверждаются с учетом утвержденных органами власти планов развития территорий.
3. Создание благоприятных условий для обеспечения сбыта продовольственной продукции через стимулирование создания и улучшения существующей системы логистических центров.
С целью решения проблемы отсутствия инфраструктуры сбыта сельскохозяйственной продукции, содействия товаропроизводителям в продвижении их продукции на региональные агропродовольственные рынки в субъектах Российской Федерации реализуются меры по созданию региональных центров по приемке, логистической и технологической переработке сельскохозяйственной продукции.
В 27 регионах логистические центры уже работают, вступают в эксплуатацию в текущем году или находятся в стадии строительства. В субъектах Российской Федерации продолжается разработка региональных концепций развития логистической и технологической переработки сельскохозяйственной продукции.
Для достижения целей отраслевой целевой программой «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК на 2009-2011 годы», разработанной Минсельхозом России, предусматривается создание условий для развития инфраструктуры сбыта, первичной переработки, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции.
Доклад Минсельхоза России по данному вопросу согласован с заинтересованными органами исполнительной власти и внесен в Правительство Российской Федерации. Он предусматривает реализацию комплекса мер по созданию региональных центров по приемке, логистической и технологической переработке сельскохозяйственной продукции. Для реализации предложенных мер требуется соответствующее решение Правительства Российской Федерации.
4. Создание благоприятных условий для объединения сельхозтоваропроизводителей и обслуживающих отраслей, развитие кооперации.
Минсельхозом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 30.06.2009 №ВЗ-П11-45пр (пункт 5) разработана Концепция развития сельскохозяйственной потребительской кооперации, предусматривающая мероприятия по информационной поддержке потребкооперации, совершенствованию взаимодействия органов власти, бизнес- сообщества при в области развития малого агробизнеса и сельского предпринимательства, определение объемов расходов на развитие сельскохозяйственных кооперативов в рамках государственной программы поддержки сельского хозяйства и другие мероприятия.
В целях расширения возможностей сельскохозяйственных товаропроизводителей по реализации произведенной ими продукции органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводится работа по созданию на муниципальном уровне сельскохозяйственных кооперативных рынков, обеспечивающих сельскохозяйственным производственным кооперативам, крестьянским (фермерским) хозяйствам и хозяйствам населения прямую, без посредников, продажу своей продукции.
5. Создание условий для развития сотрудничества между крупными торговыми сетями и поставщиками продукции.
В мировой практике (в частности, страны ЕС и США), крупнейшие розничные компании (WalMart, Carrefour, Tesko, MetroCashCarry) имеют специальные программы обучения поставщиков, основной целью которых является формирование устойчивых схем эффективного взаимодействия поставщика с сетью во всех регионах.
Процедурно подобные программы могут быть организованы как посредством стандартных семинаров / специальных тренингов, где специалисты из разных стран обмениваются опытом, так и в форме включения в реальный рабочий процесс (участие в переговорах, планировании в составе команды поставщика). Распространена такая форма обучения, когда сеть проводит ряд тренингов и встреч, направленных на обучение поставщиков принятым принципам и методам работы, обучению аналитическим программам учета и планирования (например, Retaillink - программа созданная Wal Mart, поставщики имеют к ней бесплатный доступ).
Также одним из направлений в рамках развития отношений с поставщиками и производителями является проведение регулярных встреч в тех регионах, где компания планирует начать свою работу или уже работает на протяжении определенного периода времени. На этих встречах руководство отдела закупок сети выступает перед поставщиками с презентацией о перспективах сотрудничества с компанией, а также рассказывает о специальных требованиях, обусловленных форматом своих торговых центров.
Обязательность организации такого обучения организациями крупной сетевой торговли целесообразно предусмотреть в законодательстве об основах государственного регулирования торговой деятельности.
[1] По предварительным данным, озвученным крупнейшими участниками рынка сетевой розничной торговли, в 2010 г: «Магнит» планирует открыть 25-30 гипермаркетов и 450-550 магазинов формата «у дома», «Х5 RetailGroup» – 200-250 дискаунтеров, 10 гипермаркетов и 15 супермаркетов, «Дикси» - более 100 магазинов.