О Русь, взмахни крылами .. по лирике Сергея Есенина

СОДЕРЖАНИЕ: Светлый и радостный колорит поэзии Есенина в его творчестве кажется преобладающим. Он вошел в литературу как выдающийся поэт-лирик. Его творчество, тесно связанное с традициями золотого века и испытавшее сильнейшее воздействие модернистских течений века серебряного, стало знаменательной вехой в истории русской поэзии.

Светлый и радостный колорит поэзии Есенина в его творчестве кажется преобладающим. Он вошел в литературу как выдающийся поэт-лирик. Его творчество, тесно связанное с традициями золотого века и испытавшее сильнейшее воздействие модернистских течений века серебряного, стало знаменательной вехой в истории русской поэзии.

Поэтический мир раннего Есенина (1910—1913) явление достаточно сложное и многообразное. Более 60 стихотворений и поэм, созданных в этот период (Береза. Ночь, Звезды, Весенний сад), свидетельствуют о ярко выраженной любви поэта ко всему многоцветному и многоголосому миру, окружающему его. Родина, природа, поэтический мир лирического героя, становятся основными объектами изображения в ранней лирике Есенина.

Безусловно, главная тема поэзии Есенина — тема родины. Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве, — писал поэт.

Образ Руси в дореволюционной лирике многолик и противоречив. Родина — это прекрасная голубая Русь, поэтическая страна, затерявшаяся в степных просторах, отражающаяся в глубине синих озер, пропитанная ароматами полевых трав и цветов, про которую поэт скажет: Люблю до радости и боли….

Родина — это нищая, многострадальная Россия, заброшенный край, пустырь.

Родина — это и смиренная крестьянская страна, где мирные пахари и добрые молодцы готовы к любым испытаниям без печали, без жалоб и слез.

Родина — это Русь молитвенная, покойный уголок, где благодатный райский дух, где хаты — в ризах образа, по церквям твой кроткий спас, где березы — большие свечки, ели — монашки, а ветер — схимник. Лирический герой — богомолец, пастух (Я пастух, мои палаты…) или странник убогий, славящий Господа. Кроткий, как сама природа, он воспринимает мир как Божью благодать.

Поэзия Есенина отличается необыкновенной целостностью, ибо все в ней о России. В стихотворении 1914 года Гой ты, Русь, моя родная… Есенин утверждает:

Если крикнет рать святая:

Кинь ты Русь, живи в раю!

Я скажу: Не надо рая,

Дайте родину мою!

Но и спустя десять лет в Руси советской он стоит на своем:

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким Русь.

Любуясь особенностями деревенской жизни, картинами природы, Есенин стремится заразить читателя своим ощущением полноты и красот жизни. Кровная связь с землей, породившей поэта, явилась тем главным условием, благодаря которому Есенин смог принести в поэзию русскую природу со всеми ее далями и красками — изумительными в своей красоте. Второе немаловажное условие состояло в способности увидеть необычное в окружающем его мире обыденной крестьянской жизни. В стихах Есенина все превращается в золото поэзии: и сажа над заслонкой, и квохчущие куры, и кудлатые щенки (стихотворение В хате). А неброский среднерусский пейзаж поэту видится так:

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных,

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Синее, голубое, алое, зеленое, рыжее, золотое – брызжет и переливается в стихах поэта. Ключевые образы — звон и сон (дрема, туман, дымка). Есенинская Россия — небесный град Китеж. Она тихо дремлет под звон колоколов на туманном берегу:

Молочный дым качает ветром села,

Но ветра нет, есть только легкий звон.

И дремлет Русь в тоске своей веселой,

Вцепивши руки в желтый крутосклон.

Но отчего тогда в самых его радостных стихах где-то глубоко таится боль? Разумеется, Россия Есенина, так же как и Россия Тютчева, Некрасова, Блока, — это лишь поэтический миф. Примечателен тот факт, что есенинская Русь — родная сестра блоковской России. У обоих поэтов рядом с Россией — тайной, светлой женой — другая — гугнивая матушка Русь, гулящая, нищая и бесприютная:

Сторона ль моя, сторонка,

Горевая полоса.

Только лес, да посолонка,

Да заречная коса…

Несмотря на то, что за бросающейся в глаза красочностью и многозвучностью в поэзии Есенина всегда ощущается что-то печальное, все же через лирику идет чистая, нескрываемая, светлая любовь: Тебе одной плету венок, цветами сыплю стежку серую и … не любить тебя, не верить — я научиться не могу.

Творчество С. Есенина, своеобразно отразившее неповторимость жизни, быта, национального духа России, является памятником своей эпохи.

Скачать архив с текстом документа