О. Уайльд

СОДЕРЖАНИЕ: Оскар Уайльд (1854-1900) Прозаик, эссеист, драматург, поэт, Оскар Уайльд прожил недолгую, исполненную драматизма жизнь. Был наиболее характерным представителем эстетизма, художественно-философского течения, получившего развитие в Англии в 1870-1890-х гг. Его сторонники исходили из принципа искусства для искусства, из того, что литературе нет смысла выполнять какую-то моральную миссию, учить добру, справедливости, что она безразлична к проблемам нравственности.

Оскар Уайльд

(1854-1900)

Прозаик, эссеист, драматург, поэт, Оскар Уайльд прожил недолгую, исполненную драматизма жизнь. Был наиболее характерным представителем эстетизма, художественно-философского течения, получившего развитие в Англии в 1870-1890-х гг. Его сторонники исходили из принципа искусства для искусства, из того, что литературе нет смысла выполнять какую-то моральную миссию, учить добру, справедливости, что она безразлична к проблемам нравственности. Искусство призвано служить красоте, которая выше жизни. Художник выражает лишь свои субъективные впечатления и противо-

Поставляет их реальности. Правда, далеко не всегда Уайльд

Следовал этим теориям.

Сын известного врача-ирландца, он учился в престижном

Оксфордском университете. Щедро художественно одаренный, вел жизнь лондонского денди, светского льва, парадоксальные, остроумные суждения которого были у всех на слуху. Дебютиро- вал как поэт и автор поэтичных, лиричных сказок (Счастливый принц, Соловей и роза, Молодой король и др.), любимых детьми. Его эстетические теории нашли выражение в знамени- том романе Портрет Дориана Грея (1890). В нем романист, прослеживая взаимоотношения трех персонажей, красивого юноши Дориана Грея, великосветского циника, искушенного в пороках лорда Генри и преданного искусству художника Холуорда,

Не приемлет аморального гедонизма. На примере же чудесного превращения портрета главного героя отстаивает излюблен- ный тезис о том, что искусство выше жизни.

Как драматург Уайльд внес ощутимый вклад в обновление английского театра второй половины 19 в. Он стимулировал смещение интереса от легкой развлекательности к постановке более значимых жизненных проблем. В своих комедиях - Веер леди Уиндермир, Женщина, не стоящая внимания, Как важно быть серьезным и, наверно, лучшей из них - Идеальный муж (она долгое время с большим успехом шла во МХАТе)- Уайльд остроумно осмеивает пустоту и фальшь светского общества, мещанскую викторианскую мораль. В комедии Идеальный муж передана атмосфера практикуемых в свете шантажа, интриг, сплетен, олицетворяемых авантюристской миссис Чивли. Но и герой, Роберт Чильтерн, товарищ министра иностранных дел, джентльмен, гордящийся незапятнанной репутацией, как выясняется, построил карьеру на том, что продал государ - ственную тайну, что принесло ему богатство. Уайльд, также как и другой великий ирландец, Бернард Шоу, - мастер парадоксов. Вот некоторые из них: Ничто так не старит, как счастье, У женщин удивительное чутье: они пронюхивают всё, кроме того, что всем известно, Англичане не выносят людей, которые всегда правы, но очень любят тех, которые сознаются в своей неправоте, В Англии человек, который не говорит на нравственные темы два раза в неделю перед большой безнрав - ственной аудиторией, не может считаться серьезным политиком, Любовь к себе - это начало длинного, продол - жающегося всю жизнь романа.

Благополучная жизнь Уайльда была неожиданно прервана. Обвиненный в аморальном поведении, он был судим и заключен в тюрьму, которая многое в нем переменила. Теперь он утверждал: Страдание - единственная истина; никакая истина не сравниться со страданием. Переживания, связанные с заключением, страшная сцена - увиденная им казнь заключенного, убившего свою возлюбленную, - все это нашло отражение в его пронзительной, исполненной неподдельного трагизма поэме Баллада Редингской тюрьмы.

Скачать архив с текстом документа