Облака. Аристофан

СОДЕРЖАНИЕ: Краткое изложение содержания.

ОБЛАКА Комедия (423 до н. э.) В Афинах самым знаменитым философом был Сократ. За свою философию он потом поплатился жизнью: его привлекли к суду и казнили именно за то, что он слишком многое ставил под сомнение, разлагал (будто бы) нравы и этим ослаблял государство. Но до этого было пока еще далеко: сперва его только вывели в комедии. При этом приписали ему и такое, чего он никогда не говорил и не думал и против чего сам спорил: на то и комедия.

Комедия называлась Облака, и хор ее состоял из Облаков - развевающиеся покрывала и почему-то длинные носы. Почему Облака? Потому что философы раньше всего стали задумываться, из чего состоит все разнообразное множество предметов вокруг нас. Может быть, из воды, которая бывает и жидкой, и твердой, и газообразной? Или из огня, который все время движется и меняется? Или из какой-то неопределенности? Тогда почему бы не из облаков, которые каждую минуту меняют очертания? Стало быть, Облака - это и есть новые боги новых философов. К Сократу это отношения не имело: он как раз мало интересовался происхождением мироздания, а больше - человеческими поступками, хорошими и дурными. Но комедии это было все равно.

Человеческие поступки - тоже дело опасное. Отцы и деды не задумывались и не рассуждали, а смолоду твердо знали, что такое хорошо и что такое плохо. Новые философы стали рассуждать, и у них вроде бы получалось, будто логикой можно доказать, что хорошее не так уж хорошо, а плохое совсем не плохо. Вот это и беспокоило афинских граждан; вот об этом и написал Аристофан комедию Облака.

Живет в Афинах крепкий мужик по имени Стрепсиад, а у него есть сын, молодой щеголь: тянется за знатью, увлекается скачками и разоряет отца долгами. Отцу и спать йевмоготу: мысли о кредиторах грызут его, как собаки. Но дошло до него, что завелись в Афинах какие-то новые мудрецы, которые умеют доказательствами неправду сделать правдой, а правду - неправдой. Если поучиться у них, то, может быть, и удастся на суде отбиться от кредиторов? И на старости лет Стрепсиад отправляется учиться.

Вот дом Сократа, на нем вывеска: Мыслильня. Ученик Сократа объясняет, какими здесь занимаются тонкими предметами. Вот, например, разговаривал ученик с Сократом, куснула его блоха, а потом перепрыгнула и куснула Сократа. Далеко ли она прыгнула? Это как считать: человеческие прыжки мы мерим человеческими шагами, а блошиные прыжки надо мерить блошиными. Пришлось взять блоху, отпечатать ее ножки на воске, измерить ее шажок, а потом этим шажком вымерить прыжок. Или вот еще: комар жужжит гортанью или задницей? Тело его трубчатое, летает он быстро, воздух влетает в рот, а вылетает через зад, вот и получается, что задницей. А это что такое? Географическая карта: вот посмотри, этот кружок - Афины. Нипочем не поверю: в Афинах что ни шаг, то спорщики и крючкотворы, а в кружке этом ни одного не видно.

Вот и сам Сократ: висит в гамаке над самой крышею. Зачем? Чтоб понять мироздание, нужно быть поближе к звездам. Сократ, Сократ, заклинаю тебя богами: научи меня таким речам, чтоб долгов не платить! - Какими богами? У нас боги новые - Облака.

- А Зевс? - Зачем Зевс? В них и гром, в них и молния, а вместо Зевса их гонит Вихрь. - Как это - гром? - А вот как у тебя дурной воздух в животе бурчит, так и в облаках бурчит, это и есть гром. - А кто же наказывает грешников? - Да разве Зевс их наказывает? Если бы он их наказывал, несдобровать бы такому-то, и такому-то, и такому-то, - а они ходят себе живехоньки! - Как же с ними быть? - А язык на что? Научись переспоривать - вот и сам их накажешь. Вихрь, Облака и Язык - вот наша священная троица! Тем временем хор Облаков слетается на сцену, славит Небо, славит Афины и, как водится, рекомендует публике поэта Аристофана.

Так.как же отделаться от кредиторов? Проще простого: они тебя в суд, а ты клянись Зевсом, что ничего у них не брал; Зевса-то давно уже нету, вот тебе ничего и не будет за ложную клятву. Так что же, и впрямь с правдой можно уже не считаться? А вот посмотри. Начинается главный спор. На сцену вносят большие корзины, в них, как боевые петухи, сидят Правда и Кривда. Вылезают и налетают друг на друга, а хор подзуживает. Где на свете ты видел правду? - У всевышних богов. - Это у них-то, где Зевс родного отца сверг и заковал в цепи? - И у наших предков, которые жили чинно, смиренно, послушно, уважали стариков, побеждали врагов и вели ученые беседы. - Мало ли что было у предков, а сейчас смирением ничего не добьешься, будь нахалом - и победишь! Иное у людей - по природе, иное - по уговору; что по природе - то выше! Пей, гуляй, блуди, природе следуй! А поймают тебя с чужой женой - говори: я - как Зевс, сплю со всеми, кто понравится! Слово за слово, оплеуха за оплеуху, глядь - Кривда и впрямь сильнее Правды.

Стрепсиад с сыном радехоньки.

Приходит кредитор: Плати долг! Стрепсиад ему клянет-` ся: Видит Зевс, ни гроша я у тебя не брал! - Ужо разразит тебя Зевс! - Ужо защитят Облака! Приходит второй кредитор. Плати проценты! - А что такое проценты? - Долг лежит и прирастает с каждым месяцем: вот и плати с приростом! - Скажи, вот в море текут и текут реки; а оно прирастает? - Нет, куда же ему прирастать! - Тогда с какой же стати и деньгам прирастать? Ни гроша с меня не получишь! Кредиторы с проклятием убегают, Стрепсиад торжествует, но хор Облаков предупреждает: Берегись, близка расплата! Расплата приходит с неожиданной стороны. Стрепсиад побранился с сыном: не сошлись во взглядах на стихи Еврипида. Сын, недолго думая, хватает палку и колотит отца. Отец в ужасе: Нет такого закона- отцов колотить! А сын приговаривает: Захотим - возьмем и заведем! Это по уговору бить отцов нельзя, а по природе - почему нет? Тут только старик понимает, в какую попал беду. Он взывает к Облакам: Куда вы завлекли меня? Облака отвечают: А помнишь Эсхилово слово: на страданиях учимся! Наученный горьким опытом, Стрепсиад хватает факел и бежит расправляться с Сократом - поджигать его Мыслильню. Вопли, огонь, дым, и комедии конец.

Скачать архив с текстом документа