Образ Евгения Онегина в одноименном романе Пушкина
СОДЕРЖАНИЕ: Образ Евгения Онегина в одноименном романе Пушкина Благодаря роману Пушкина Евгений Онегин мы подробно знакомимся с русским обществом начала XIX столетия. Главный герой романа — Евгений Онегин — один из типичных представителей того времени, молодой повеса, наследник всех своих родных,то есть богатый, легкомысленный, поверхностно образованный молодой человек с циничными представлениями о смысле жизни. Как ты да я, да целый свет… — оговорится Пушкин, словно бы заступаясь за своего героя.Образ Евгения Онегина в одноименном романе Пушкина
Благодаря роману Пушкина Евгений Онегин мы подробно знакомимся с русским обществом начала XIX столетия. Главный герой романа — Евгений Онегин — один из типичных представителей того времени, молодой повеса, наследник всех своих родных,то есть богатый, легкомысленный, поверхностно образованный молодой человек с циничными представлениями о смысле жизни. Как ты да я, да целый свет… — оговорится Пушкин, словно бы заступаясь за своего героя. Действительно, в те далекие времена богатая молодежь не слишком обременяла себя поисками смысла жизни. Ее жизнь состояла из посещений балов, детских праздников, театров, ресторанов. Ее богатство было обеспечено трудом крепостных крестьян, образование осуществлялось по принципу:
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь…
Онегин в начале романа спешит застать живым умирающего дядю и готов денег ради, на вздохи, скуку и обман.Его переживания поверхностны, помыслы бессердечны. Он собирается
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарства,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя?
В свои молодые годы Онегин уже законченный эгоист, уставший от балов и любовных похождений, пренебрежительно относящийся к окружающим, но Пушкин все-таки не отказывает ему в своей симпатии, выделяя в его характере
Мечтам невольную преданность,
Неподражательную странность
И резкий охлажденный ум.
Белинский писал, что Онегина можно назвать эгоистом поневоле. С одной стороны он ведет пустую светскую жизнь, повесничает и бездельничает, потому что труд упорный ему был тошен, с другой стороны — он хорошо понимает всю бессмысленность подобной жизни и испытывает от этого душевные страдания. Пресытившись бессодержательной жизнью в Петербурге, он приезжает в свою деревню и на первых порах пытается вникнуть в крестьянскую жизнь:
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил…
Но и деревенская жизнь быстро ему надоедает. Он хандрит, от скуки мучает Татьяну своими лицемерными нравоучениями, от скуки принимает вызов Ленского, от скуки его убивает.
И вот тут-то его жизнь меняется. Он бежит из деревни, где окровавленная тень ему являлась каждый день, впервые испытывая муки совести. Он отправляется в путешествие, но и странствуя по свету не может забыть о своем страшном преступлении.
Возвратясь в свет, он неожиданно встречает там деревенскую простушку Татьяну, которой давал отповедь в деревне, и влюбляется в нее. Самим своим существованием Татьяна помогает Онегину понять, что он умеет и страдать.
Онегин стал другим. Страдания изменили его душу, осознанная несправедливость убийства заставляет его мучительно искать причины своего закостенелого эгоизма и искоренять его причины. В его душе происходит обновление.
Характер Онегина нам интересен в развитии. Если человек не меняется на протяжении длительного периода жизни, значит он ограниченный тип, малолюбопытный для изучения. Но когда Онегин сокрушается:
Я молод, жизнь во мне крепка;
Чего мне ждать? Тоска, тоска!
Мы испытываем сострадание к нему, понимая, что ему очень тяжело переживать свою отверженность, ненужность, осознавать свое бессилие, неспособность изменить свою жизнь.
Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям… — писал В.Г.Белинский. — Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался. Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры…но силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла.
Мне кажется, что подобные молодые люди, осознавшие бессмысленность своей жизни, вышли в декабре 1825 года на Сенатскую площадь. Я не хочу сказать, что все там были похожи на Онегина, я хочу сказать, что наверняка были и такие. В поступке декабристов, в их страдании за народ, который многие из них плохо знали есть какое-то отчаяние. Возможно это расплата за бессмысленность прежней жизни, за неразумность и беспечность.