Образ Молчалина в комедии Александра Грибоедова Горе от ума
СОДЕРЖАНИЕ: Персонажи в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума, в полном соответствии с правилами классицизма, наделены говорящими фамилиями. Однако здесь совпадение бывает чисто внешним: Молчалин, конечно, бессловесный (Чацкий: Еще ли не сломил безмолвие печати?.., Вот он.Персонажи в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума, в полном соответствии с правилами классицизма, наделены говорящими фамилиями. Однако здесь совпадение бывает чисто внешним: Молчалин, конечно, бессловесный (Чацкий: Еще ли не сломил безмолвие печати?.., Вот он. На цыпочках и не богат словами; Софья: При батюшке три года служит, // Тот часто без толку сердит, // А он безмолвием его обезоружит). Но молчание – это не столько черта его характера, сколько способ достижения целей (Ведь нынче любят бессловесных). Молчалин легко и свободно разговаривает с Лизой, раскрывает систему своих взглядов перед Чацким. Следовательно, характер героя не исчерпывается говорящей фамилией полностью.
Говорит Молчалин совсем немного, но и тех немногих слов, которые он произносит в диалогах с другими героями, достаточно для того, чтобы раскрыть его характер. В диалоге с Фамусовым Молчалин предстает тихим, услужливым молодым человеком. Он осознает свою зависимость от Фамусова, поэтому ведет себя очень скромно. Его реплики в этом диалоге поражают вкрадчивостью: Я слышал голос ваш, Сейчас с прогулки, С бумагами-с. Причем стоит обратить внимание на характерную частицу с, которая появляется в речи Молчалина только тогда, когда он обращается к вышестоящими. В диалогах же с Лизой он гораздо многословнее. Здесь проявляются его чувства и эмоции (Веселое созданье ты! живое!, Какое личико твое! Как я тебя люблю!). Он действительно откровенен, здесь нет его показной скромности и угодливости.
Если диалоги с Лизой выявляют чувства Молчалина, то диалог с Чацким раскрывает его общественную позицию. Из их разговора мы узнаем, что Молчалин принадлежит к веку минувшему: он разделяет общественное мнение, не смеет иметь своего:
В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь,
он разносит сплетни:
Татьяна Юрьевна рассказывала что-то,
Из Петербурга воротясь,
С министрами про вашу связь,
Потом разрыв…,
он карьерист, хочет, как и все представители фамусовского общества, сделать карьеру нечестным путем:
…Так, частенько там
Мы покровительство находим, где не метим.
Каждый поступок Молчалина разоблачает в нем низкопоклонника и дельца. Что бы он ни делал, он преследует одну цель: как можно лучше устроиться в жизни. Он всеми силами старается добиться расположения Фамусова, завоевать уважение Чацкого, услужить Хлестовой. Он всем хочет угодить, каждому сделать приятное, но все это только из корыстных побуждений.
При сравнении с Чацким, искренним в своих поступках и словах, Молчалин предстает притворщиком и лгуном. Он лжет всем (кроме Лизы): Фамусову, не знающему о романе с его дочерью, Софье, которую он совсем не любит, а лишь по должности разыгрывает роль любовника.
Молчалин и Софья совершенно разные люди, тем удивительнее то, что их бог свел. Живой ум Софьи никак не сравнить с практическим умом Молчалина, а смелость и решительность ее поступков резко контрастирует с его лакейской покорностью и угодливостью.
В то же время Софья не замечает его недостатков. Она восторгается его душевными качествами, не замечая, что сама разоблачает в нем недалекого человека:
При батюшке три года служит,
Тот часто без толку сердит,
А он безмолвием его обезоружит.
Конечно нет в нем этого ума,
Что гений для иных, а для иных чума,
Который скор, блестящ и скоро опротивит.
Он наконец: уступчив, скромен, тих,
В лице ни тени беспокойства
И на душе проступков никаких
Чужих и вкривь и вкось не рубит.
Чацкий же, напротив, с первой же встречи разгадал Молчалина и по прошествии времени все же не изменил своего мнения:
Ума в нем только мало…
Молчалин прежде был так глуп!..
Жалчайшее созданье!
Чацкий отказывает Молчалину в уме, да и вообще считает, что тот не заслуживает никакого внимания. Именно поэтому он так не хочет верить тому, что Софья полюбила этого человека. При этом Чацкий замечает умение Молчалина приспосабливаться, оказываться в нужное время в нужном месте:
Молчалин! – Кто другой так мирно все уладит!
Там моську вовремя погладит,
Тут в пору карточку вотрет,
В нем Загорецкий не умрет!
Муж-мальчик, муж-слуга.
Фамусов, хотя и понимает, что Молчалин близок его обществу, видит сходство их взглядов, все же держит его в доме лишь затем, что деловой. И эту деловитость с величайшим усердием он проявляет только для продвижения по служебной лестнице, он использует Фамусова.
Безусловно, оценка Грибоедовым этого персонажа категорически отрицательна. Автор ярко изображает явление молчалинщины, а также объясняет сущность и причины этого явления. Очевидно, что по возрасту Молчалин принадлежит к поколению Чацкого. Но сознание в нем осталось от века минувшего, и он стремится достичь цели наиболее простым способом; поскольку чацких пока единицы, то их способ существования, их желание утвердить себя не представляется легким, а значит, неприемлем для Молчалина.