Образ Печорина в романе М.Ю.Лермонтова Герой нашего времени

СОДЕРЖАНИЕ: Образ Печорина в романе М.Ю.Лермонтова Герой нашего времени Автор: Лермонтов М.Ю. ...Не думайте... чтоб автор этой книги имел... мечту сделаться исправителем людских пороков...

Образ Печорина в романе М.Ю.Лермонтова Герой нашего времени

Автор: Лермонтов М.Ю.

...Не думайте... чтоб автор этой книги имел...

мечту сделаться исправителем людских пороков...

Ему просто было весело рисовать современного

человека, каким он его понимает и, к его и вашему

несчастью, слишком часто встречал.

М. Ю. Лермонтов Герой нашего времени

Григорий Печорин — молодой человек, принадлежащий к поколению 30-х годов XIX века, представитель высшего светского общества. Его лучшие молодые годы прошли, по его собственным словам, в борьбе с собой и светом.

Печорин — представитель мыслящих людей своего времени, он обладает несомненным умом и критически относится к себе и свету. Глубокий ум Печорина позволяет ему верно судить о людях, и в то же время он самокритичен. Он холоден, высокомерен, но нельзя сказать, что ему чужды чувства, и нельзя назвать его инфантильным, безвольным человеком. Мы узнаем, что в юности Печорин бешено наслаждался всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и... они опротивели ему. Потом пустился в большой свет, и скоро общество ему также надоело, а любовь светских красавиц только раздражала его воображение и самолюбие, но сердце оставалось пусто. От скуки Печорин стал читать, учиться, но науки также надоели; он понял, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди — невежды, а слава — удача, и, чтоб добиться ее, надо только быть ловким. Ему снова стало скучно, и он отправился на Кавказ. Это было самое счастливое время его жизни. Печорин искренне надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями, но опять напрасно — через месяц он привык к их жужжанию. Наконец, увидев и полюбив Бэлу, думал, что это ангел, посланный ему сострадательной судьбой, но снова ошибся, — любовь дикарки оказалась ничуть не лучше любви знатной барыни, и невежество и простосердечие горянки ему вскоре надоели.

Характер Печорина очень противоречив. Как говорит сам герой: Целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку. Противоречивость проявляется не только в мыслях и поступках героя. Лермонтов, рисуя портрет Печорина, настойчиво подчеркивал странности во внешнем облике: ему уже около тридцати лет, а в его улыбке что-то детское, глаза его не смеялись, когда он смеялся... Это признак или злого нрава, или глубокой, постоянной грусти..., а взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе столь равнодушно-спокойное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если бы не был столь равнодушно-спокоен. Походка Печорина была небрежна и ленива, но... он не размахивал руками, — верный признак некоторой скрытности характера. С одной стороны, у Печорина крепкое сложение, а с другой — нервическая слабость.

Печорин — разочарованный человек, живущий из любопытства, скептически относящийся к жизни и людям, но в то же время его душа находится в постоянном поиске. У меня несчастный характер, — говорит он, — воспитание ли меня сделало таким, Бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастья других, то и сам не менее несчастлив. Это молодой человек 30-х годов, времени разгула реакции, когда декабристское восстание было уже подавлено. Если Онегин мог уйти к декабристам (что и думал показать Пушкин в десятой главе своего романа), Печорин же был лишен такой возможности, а революционные демократы как общественная сила еще не заявили о себе. Потому Белинский и подчеркивал, что Онегин скучает, а Печорин глубоко страдает... бьется насмерть с жизнию и насильно хочет у нее вырвать свою долю...

Печорин отрицает любовь и счастье в семейной жизни, а в его отношениях с женщинами движет тщеславие, честолюбие. Возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти? — говорит герой. Однако его отношение к Вере свидетельствует о способности к глубокому чувству. Печорин признается: При возможности потерять ее навеки, Вера стала для меня дороже всего на свете — дороже жизни, чести, счастья!

С горьким чувством Печорин расценивает себя как нравственного калеку, у которого высохла, испарилась, умерла лучшая половина души. Он понимает, что ему было назначение высокое, чувствует в душе ... силы необъятные, однако растрачивает свою жизнь на мелкие поступки, недостойные его. Причину своей трагедии Печорин видит в том, что его душа испорчена светом. Я достоин сожаления... во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как и к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня..., — говорит Печорин Максиму Максимычу. Это означает, что он так и не смог вырваться из общества, окружающего его.

Все эти несоответствия и противоречия во внешнем облике и поведении отражают личную трагедию героя, не дают ему жить полной жизнью, но они отражают также трагедию целого поколения того времени. Лермонтов в предисловии к своему роману писал, что Печорин — это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии, и трагедия его в том, что такие люди не способны к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного... счастья. Дневник Печорина, в котором представлена целая галерея образов молодых людей 30-х годов XIX века, не раз подтверждает мысль Лермонтова, отраженную в Думе. Это поколение к добру и злу постыдно равнодушных, томящихся под бременем познанья и сомненья, любящих и ненавидящих случайно, словно обречено в бездействии состариться, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви... Но в лице Печорина перед нами предстает не только своеобразный человек, типичный для своей эпохи. Это личность, сформированная данным веком, и ни в какой другой эпохе подобный человек появиться не мог бы. В нем сконцентрированы все черты, все достоинства и недостатки его времени.

Скачать архив с текстом документа