Образ Татьяны в романе Александра Пушкина Евгений Онегин
СОДЕРЖАНИЕ: Роман А.С. Пушкина Евгений Онегин – произведение удивительной творческой судьбы. Он создавался более семи лет – с мая 1823 по сентябрь 1830 г. Результатом сталь длительного труда стало гениальное произведение, отразившее современность и ставшее энциклопедией русской жизни.Роман А.С. Пушкина Евгений Онегин – произведение удивительной творческой судьбы. Он создавался более семи лет – с мая 1823 по сентябрь 1830 г. Результатом сталь длительного труда стало гениальное произведение, отразившее современность и ставшее энциклопедией русской жизни. Велик подвиг Пушкина, указывал Белинский, создавшего характер Онегина, но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый поэтически воспроизвел в лице Татьяны русскую женщину.
Татьяна Ларина не только сюжетный партнер заглавного героя. Это самостоятельный характер, в судьбе которого, как и в судьбе Онегина, отразился век.
Татьяна – любимый герой автора, ее образ Пушкин создает с особой любовью и тщательностью. Характер Татьяны показан динамичным, развивающимся. Впервые читатель встречается с этой героиней во второй главе романа. Характер Татьяны раскрывается и как неповторимая индивидуальность, и как тип русской девушки, живущей в провинциальной дворянской семье. Татьяне
Рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.
Жизнь представлялась Татьяне как еще не написанный роман, себя же она воображала героиней любимых книг. Жажда любви наполняла сердце девушки. И именно поэтому Татьяна полюбила Онегина. Пушкин отмечает, что полюбила Татьяна не потому, что узнала его, не оттого, что поняла сложность его натуры, а просто потому, что пришла пора, она влюбилась. Все идеальные образы книжных героев
…для мечтательницы нежной
В единый образ облеклись,
В одном Онегине слились.
И все же в этом выборе проявилась незаурядность характера Татьяны. При всей жажде любви Татьяна никогда не смогла бы полюбить Ленского, не говоря уже о других соседях (Буянов, Пустяков). Татьяна сердцем, а не умом смогла почувствовать в Онегине человека под стать себя, она сумела угадать в нем доброе сердце.
Глубокие задатки гениальной, по выражению Белинского, натуры Татьяны проявились не в мечтании, а в действии. Полюбив Онегина, Татьяна первая пишет ему письмо. Она ведет себя в соответствии с почерпнутыми из романов нормами поведения. Но в то же время поступок Татьяны удивительно безыскусственен. Он обнажает перед читателями и перед Онегиным тонкую и чувствительную душу Татьяны, ее доброе, чуткое сердце, полное искренней и чистой любви.
Признания Татьяны, дышавшие такой любовью и такой искренностью, не было услышано охлажденным сердцем Онегина. Речь Онегина в саду с поразительной силой раскрывает его нравственную глухоту. Татьяна писала ему о любви – он начал говорит о женитьбе (Когда бы жизнь домашним кругом // Я ограничить захотел). Перед Онегиным было распахнуто доверчивое сердце, а он, занятый собой, разыгрывал перед Татьяной роль разочаровавшегося в любви человека. В саду у Лариных разыгралась настоящая драма. Проповедуя и поучая, Онегин не только подрывал искреннюю и естественную веру Татьяны в людей, не только лишал ее надежды на правду чувств, но и, не ведая того, духовно обкрадывал себя, своими руками губил нежданно выпавшее ему счастье.
Однако отповедь Онегина не убила любви Татьяны:
И в одиночестве жестоком
Сильнее страсть ее горит,
И об Онегине далеком
Ей сердце громче говорит.
Посещение же дома Онегина еще больше укрепляет ее любовь. Восстанавливая облик Онегина по следам, оставшимся в его усадьбе, Татьяна поняла, что ее возлюбленный – человек донельзя загадочный и странный, нон вовсе не тот, за кого она его принимала.
Свои сомнения Татьяна не могла сразу разрешить:
Чудак печальный и опасный,
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес,
Что ж он? Ужели подражанье?
Вопросительность интонации выражала искания Татьяной правильного ответа, ее сомнения. ее желание понять, проникнуть в тайну Онегина. Начитанная в сентиментальной литературе, она верит, что люди бывают или ангелами, или исчадиями ада, добрыми или злыми. Онегин же оказывается просто порядочным человеком. Главным итогом исследования Татьяны стала ее любовь к подлинному Онегину.
Она полностью освободилась и от книжных представлений о жизни. Оказавшись в новых обстоятельствах, не надеясь на новую встречу и взаимность Онегина, Татьяна делает решающий нравственный выбор: соглашается поехать в Москву и выйти замуж. Причем это свободный выбор героини, для которой были все жребии равны. Она любит Онегина, но добровольно подчиняется своему долгу перед семьей.
Встреча Татьяны и Онегина в Петербурге свидетельствует о драме двух героев. Вся глубина душевных перемен в Татьяне проявилась при этой встрече:
Княгиня смотрит на него…
И что ей душу ни смутило,
Как сильно ни была она
Удивлена, поражена,
Но ей ничто не изменило:
В ней сохранился тот же тон,
Был так же тих ее поклон.
Онегин был поражен переменой Татьяны. В деревне она писала письмо, где сердце говорит, где все наруже, вся на воле, в Петербурге – скрытность, холодность, умение прятать свои чувства. Свет заставил Татьяну жить по своим законам, научил ее владеть собой, смирять искренние и непосредственные движения сердца. Но такая богатая натура, как Татьяна, не могла перестать быть собой. Она могла быть веселой, держаться со спокойным достоинством княгини, в то время как сердце разрывается от судорог. Жизнь Татьяны в свете была жизнью, исполненной горечи и нравственных страданий. Жизнь в омуте света не проходит безнаказанно.
Таков трудный и горький путь жизни Татьяны. В конце романа Онегина встречает новая Татьяна: и нравственно чистая, глубокая, самоотверженная Таня, истинно русская, уже зрелая женщина, и княгиня, принужденная скрывать искренние чувства. Онегин разглядел во внешне холодной княгине и прежнюю и новую, зрелую, духовно богатую Татьяну, увидел в ней настоящего человека, и душа его, томившаяся в одиночестве, устремилась к ней.
Последнее свидание Татьяны с Онегиным – одно из замечательных поэтических достижений Пушкина. Сдержанно, но проникновенно и психологически точно раскрыл он душевную драму Татьяны, всю сложность ее душевной жизни. Сцена простроена драматически: в объяснении происходит внезапный резкий перелом. Княгиню, упрекающую Онегина, вдруг сменила плачущая Таня. Ее откровенность достигает предела, когда она – княгиня, замужняя женщина, светская дама – признается Онегину: Я вас люблю (к чему лукавить?). В этом признании – Татьяна, с ее жаждой правды в человеческих отношениях, душевной смелостью и готовностью бросить вызов всем условностям.
Если Онегина Пушкин в конце романа оставляет на пороге новой жизни, то жизнь Татьяны уже определена условностями света, и уже ничто не сможет ее изменить.