Образование СССР 6

СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение. 2 1 Образование СССР. 3 1.1 Поиски путей объединения. 3 1.2 Комиссия 6 октября. 3 1.3 I Съезд советов СССР. 3 2 НА ПУТЯХ К КОНСТИТУЦИИ СССР. 3

Содержание

Введение. 2

1 Образование СССР. 3

1.1 Поиски путей объединения. 3

1.2 Комиссия 6 октября. 3

1.3 I Съезд советов СССР. 3

2 НА ПУТЯХ К КОНСТИТУЦИИ СССР. 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 3

Библиография.. 3


Введение

Прошло более 80 лет, уже нет того государства, подросло новое поколение. Но и в наше время социологические исследования и опросы свидетельствуют о том, что почти во всех государствах, образованных на постсоветском пространстве подавляющее количество жителей сожалеют о ликвидации СССР и задумываются о возможности восстановления такого союза народов.

Огромный интерес к периоду становления многонационального социалистического государства нового типа проявляется в мире, и особенно в странах, вставших на путь самостоятельного развития и создания своей государственности.

В данной работе моей целью является рассмотрение основных и ключевых, по моему мнению, событий, которые происходили в стране в тот период.

Создание единого союзного государства из прежде отдельных государств было необходимо. СССР открывал новые перспективы для государств входящих в него. Процесс образования СССР шёл медленно, но при этом были учтены практически все пожелания вступающих стран.


1 Образование СССР

28 декабря 1920 г. VIII Всероссийским съездом Советом и в феврале 1921 г. V съездом Советов УССР утвержден Союзный рабоче-крестьянский договор между РСФСР и УССР. В этом договоре подтверждалось право наций на самоопределение, независимость и суверенность каждой из договаривающихся сторон и намечались конкретные шаги по сближению между ними. Прежде всего, говорилось о вступлении республик в военный и хозяйственный союз. Объединенными объявлялись комиссариаты: 1) военный и морских дел, 2)Высший совет народного хозяйства, 3) внешней торговли, 4) финансов, 5) труда, 6) путей сообщения 7) почт и телеграфа и предусматривалось их вхождение в состав СНК РСФСР, а в СНК УССР должны были иметь своих уполномоченных утверждаемых и контролируемых Украинским ЦИК и съездом Советов.[8; с. 166-168] Следовательно, при формальном признании независимости и суверенитета каждой из республик, РСФСР все-таки играла более важную роль, и эта роль была зафиксирована законодательно.

В 1920 г., после восстановления Советской власти на Украине усиливается сотрудничество между РСФСР и УССР в деле просвещения, как на уровне наркомов просвещения, так и на низовом уровне.[4; с. 145-147]

Между РСФСР и БССР 16 января 1921 г. заключается абсолютно такой же договор, как и между РСФСР и УССР, в котором признавалась независимость и суверенность каждой из договаривающихся сторон.[8; с. 168-170]

Восстановление Советской власти в Азербайджане в апреле 1920 г. Привело к формированию 28 апреля СНК АзССР во главе с Н. Наримановым. Поскольку в договоре о военном и финансово-экономическом союзе от 30 сентября 1920 г. и Соглашении о проведении единой экономической политики от того же числа между РСФСР и АзССР о независимости этих двух республик не говорится, а в Конституции Азербайджанской Социалистической Советской Республики от 19 мая 1921 г. республика объявляется свободным социалистическим обществом всех трудящихся Азербайджана.[8; с.151, 152, 200]

Армянская Социалистическая Советская Республика была провозглашена Ревкомом Армении 29 ноября 1920 г. В соответствующей декларации Армения провозглашается свободной Советской Республикой, под чем разумелась независимость.[8; с. 157]

Что касается Грузии, то там Советская власть провозглашается несколько позднее, 18 февраля 1921 г. Совнарком РСФСР признал независимость советской Грузии в феврале 1921 г. В Союзном рабоче-крестьянском договоре между РСФСР и Грузинской ССР от 21 мая 1921 г. формула о признании независимости и суверенности каждой из договаривающихся сторон присутствует.[8; с. 215]

Еще до установления Советской власти в Закавказье на основе действовавших коммунистических организаций образовывается в феврале 1920 г. компартия Азербайджана, в мае компартия Грузии, а в июне того же года компартия Армении. После провозглашения Советской власти в республиках Закавказья принимается ряд важных мер по их экономическому сближению. В апреле 1921 г. между тремя закавказскими республиками заключается договор об объединении железных дорог, в мае между ними упраздняются таможни, в июне объединяются внешнеторговые ведомства.

Важной особенностью Грузии было то, что в ее состав вошли Абхазия, Аджария и Южная Осетия. Так, 16 декабря 1921 г. на основе Союзного договора между ССР Грузия и ССР Абхазия в состав Грузии входит Абхазия. Хотя еще 21 мая Ревком Грузии издал декларацию о признании независимости Абхазской ССР.

Что касается Азербайджана, то в его составе создается Нахичеванская автономная республика и автономная область Нагорного Карабаха. К 1922 г. существовали независимые суверенные республики РСФСР, УССР, БССР и три независимые закавказские республики. Все они имели договора о сотрудничестве и, таким образом, шло два процесса - создание или воссоздание Советской власти и укрепление сотрудничества между ними, прежде всего между РСФСР и другими советскими республиками.

1.1 Поиски путей объединения

Очередным толчком к непосредственной реализации плана создания Советского Союза стал вопрос, поднятый компартиями Украины и Белоруссии весной 1922 г., а затем и июльским пленумом Закавказского краевого комитета, об усовершенствовании взаимоотношений с РСФСР. С этой целью было решено создать специальную партийную комиссию 10 августа 1922 г. Одновременно на Политбюро 10 августа было также обсуждено предложение комиссии М. В. Фрунзе, созданной еще 11 мая. Формулировка этого нового решения Политбюро была следующей: Из протокола заседания Политбюро ЦК РКП (б) о подготовке к пленуму ЦК вопроса о взаимоотношениях РСФСР и независимых республик. В постановляющей части Оргбюро предлагалось образовать комиссию с поручением к следующему пленуму ЦК подготовить вопрос о взаимоотношениях РСФСР и независимых республик для оформления его потом в советском порядке.[8; с. 295, 493-494]

Резолюция Комиссии от 24 сентября 1924 г по вопросу о взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками уже своим первым пунктом провозглашала: «Признать целесообразным заключение договора между советскими республиками Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии, Армении и РСФСР о формальном вступлении первых в состав РСФСР, оставив вопрос о Бухаре, Хорезме и ДВР открытым и ограничившись принятием договоров с ними по таможенному делу, внешней торговле, иностранным и военным делам и прочее».[8; с. 296]

И далее предусматривалась процедура вхождения этих республик в состав РСФСР. Так, иностранные дела и внешторг, военные дела, пути сообщения, за исключением местного транспорта, почту и телеграф предполагалось слить с соответствующими учреждениями РСФСР, а наркоматы финансов, продовольствия, труда и народного хозяйства республик было решено формально подчинить директивам соответствующих наркоматов РСФСР. Что касается таких наркоматов как наркоматы юстиции, просвещения, внутренних дел, земледелия, рабоче-крестьянской инспекции, народного здравия и социального обеспечения, то их решили оставить самостоятельными. Органы борьбы с контрреволюцией в республиках решено было подчинить директивам ГПУ РСФСР. В заключении этого документа постановлялось, если он будет одобрен ЦК РКП, не публиковать его, а передать национальным ЦК как циркулярную директиву для его проведения в советском порядке через ЦИКи или съезды Советов, на котором декларируется оно, как пожелания этих республик.[8; с. 297]

1.2 Комиссия 6 октября

6 октября 1922 г. Пленум ЦК РКП (б) принял и специальное постановление О взаимоотношения РСФСР с независимыми Советскими Социалистическими Республиками. Это постановление дословно повторило проект резолюции комиссии начала октября того же года.[1; с. 401-402]

В целом же, решение Пленума имело решающее значение, поскольку он подтвердил принципы нового государства, заложенные Лениным. После решения Пленума стало ясным, что назад уже дороги нет. Республики по-прежнему назывались независимыми, и взаимоотношения между ними надлежало построить на основах равноправия.

В тогдашних непростых условиях Ленин увидел основную опасность в великодержавном шовинизме. Эта опасность его чрезвычайно встревожила. Действительно, если бы было объявлено об уничтожении формальной независимости республик, то всего лишь через пять лет обещанный в 1917 г. союз советских республик упразднялся. Получалось, что большевики обманули народы России, и сам этот факт мог бы активно использоваться против Советской власти и внутренними, и внешними ее противниками. Ленин это хорошо осознавал и всячески сдерживал порывы тогдашних сверхцентрализаторов. Через три недели, 27 октября 1922 г. Ленин в интервью корреспонденту Обсервер и Манчестер гардиан еще раз остановился на важности умелого регулирования национальных отношений в Стране Советов и видел единственно правильным максимальное удовлетворение интересов наций с целью исключения всяких конфликтов на этой почве.[2; с. 240]

Решения Пленума ЦК РКП (б) от 6 октября 1922 г. были разосланы по всем республиканским компартиям, были там обсуждены и, в основном, поддержаны. На Украине Пленум ЦК КП (б) У состоялся 16-17 октября. На нем были обсуждены вышеупоминавшиеся решения Пленума 6 октября и приняты к исполнению. В резолюции предложенной Раковским схема союзного договора рассматривалась как крупный шаг вперед, вполне соответствующий Программе партии и давалась директива Политбюро ЦК КП (б) У при дальнейшей разработке этой схемы обеспечивать интересы Украины в различных союзных органах. [4; с. 58]

Из всех независимых советских республик наиболее сложная обстановка сложилась тогда в Грузии. Между Закавказским краевым комитетом РКП (б), который возглавлял Г. К. Орджоникидзе, и группой П. Г. Мдивани в Компартии Грузии возник острый конфликт. Мдивани и его сторонники составляли большинство в ЦК КП (б) Грузии. Они требовали вхождения Грузии в СССР не через Закавказскую федерацию, а непосредственно. На заседании Комиссии Пленума ЦК РКП (б) от 21 ноября 1922 г. большой интерес представляют как поставленные на этом заседании вопросы, так и результаты голосования по отдельным пунктам договора. Общая повестка дня звучала следующим образом: О порядке проведения вопроса об объединении советских республик в Союз республик. То есть уже сама постановка вопроса давала ответ. Речь шла об объединении, а не о включении или слиянии. И в постановляющей части решили, прежде всего, выработать основы Конституции Союза Советских Социалистических Республик, а также текст Конституции о Союзе республик. [6; с. 304]

28 ноября последовало ее новое заседание. Прежде всего, на этой Комиссии было постановлено принять проект основных пунктов построения СССР. Голосование производилось по пунктам и не без дискуссий. Результат его не всегда был единогласным. Удивление вызывает предложение Каменева о сохранении наименования РСФСР как название союзного государства, вычеркнув наименование Союз Советских Социалистических Республик. Но в этом мнении его поддержал только Сапронов, все остальные были против, и предложение Каменева не прошло.

Не прошло и предложение С. М. Тер-Габриеляна, выступившего с инициативой об упразднении в составе Совнаркомов договаривающихся республик таких наркоматов как наркоматы продовольствия, труда, финансов, а также ВСНХ и РКИ.[5; с. 99-100]

На заседании 5 декабря обсуждался срок созыва Съезда Советов Союза, и было принято решение в целях экономии времени и средств признать целесообразным приурочить первый Съезд Советов Союза Республик к моменту окончания Х-го Съезда РСФСР. В этой связи было решено отменить прежнюю директиву о ратификации ЦИКами республик Договора о Союзе республик. Далее были обсуждены процедурные вопросы о представительстве на Съезд Советов, вопрос о праве ЦИКов республик обжаловать решения СНК Союза в Президиум ЦИКа Союза, о составе ЦИКа Союза и сессиях его, о едином бюджете Союза и т.д.

Было также решено образовать три подкомиссии по выработке текста Конституции Союза с декларацией; избирательного закона для Съезда Советов Союза и положение о наркоматах Союза. Прежде всего, было решено создать Подкомиссию в составе Каменева, Сталина, Курского, Владимирского, Енукидзе и Сапронова, которой поручили выработать в десятидневный срок текст Конституции Союза республик с декларацией. Создание остальных подкомиссий решили пока отложить.[5; с. 101-102]

Как можно заметить, эта Подкомиссия состояла только из представителей центра, но, собственно, Конституцию нужно было только доработать, тест же декларации, документ тоже немалой важности, предстояло еще сформулировать. И тот, и другой документ, как и текст Договора, действительно, были подготовлены до 18 декабря 1922 г. Новый проект Конституции, в своей основе имел проект, одобренный Политбюро 30 ноября 1922 г. Он стал больше, включив уже 26 параграфов. Включил он также ряд конкретных положений, а также несет на себе печать стилистической и смысловой доработки. Так, Съезд Советов предполагалось формировать из расчета один депутат на 25 тыс. избирателей от городских Советов, а от губернских Советов один депутат должен был избираться от 125 тыс. жителей (так в тексте, не избирателей, а жителей). Всего в ЦИК СССР предполагалось избрать 300 членов, пропорционально населению каждой входящей в Союз республики при гарантии прав меньшинства. Оговаривался и конкретный состав Президиума ЦИК, который объявлялся высшей властью Союза в период между сессиями ЦИК. Численный состав Президиума должен был составить 15 членов, в том числе председатели ЦИК от каждой республики. В остальном между новым проектом Конституции и проектом одобренном на Политбюро отличия были незначительные. Что касается проектов Договора, подготовленного Подкомиссией, и Декларации, то они были обсуждены на четвертом заседании Комиссии, состоявшемся 16 декабря 1922 г. По сравнению с предыдущим заседанием 5 декабря состав ее также подвергся некоторому изменению. Так, не было Каменева, но присутствовал Рыков, вновь не было Раковского и Червякова, но участвовал в заседании Курский.

На Пленуме была также создана новая комиссия, которой было поручено руководство работой союзного Съезда и окончательная выработка предложенных съезду текстов Договора и Декларации. Созыв комиссии поручался Сталину, [5; с. 106] то есть, он, следовательно, являлся ее председателем. Так закончила свою работу Комиссия 6 октября, выполнившая основную подготовительную работу по созданию СССР. Новая комиссия уже должна была провести эти предначертания в жизнь.

Прошедшие по всей стране мероприятия по созданию СССР свидетельствовали об одной организующей и направляющей силе, силе компартии. Велась активная пропаганда в средствах массовой информации и свою, особую роль, играла пресса. С 14 ноября газета Известия начала регулярную публикацию ответов руководящих работников национальных республик на Анкету Известий об СССР. Правда постоянно помещала обзоры местной печати по вопросам образования СССР, перепечатывала статьи из Правды Грузии, Зари Востока и других местных газет, освещавших процесс создания СССР.[7; с. 60]

18 ноября 1922 г. Сталин поместил интервью в Правде, где рассказал о работе по подготовке образования СССР, акцентируя особое внимание на сближении республик. По его словам инициатива объединения исходила от республик, прежде всего закавказских, а также Украины и Белоруссии. Основным мотивом объединительного движения он назвал хозяйственные - необходимость помощи крестьянским хозяйствам, поднятие промышленности, улучшение средств сообщения и связи, а также финансовые и внешнеэкономические вопросы. Среди прочего, Сталин подчеркнул, что объединительное движение уже прошло две фазы - 1918 - 1921 гг. и конец 1921 - начало 1922 гг. и в момент интервью, как он подчеркнул, начинается третья фаза. На вопрос о слиянии республик Сталин ответил следующей репликой: ... упразднение национальных республик явилось бы реакционным абсурдом, требующим упразднения нерусских национальностей, их обрусения, т.е. реакционным донкихотством, вызывающим возражения даже со стороны таких мракобесов русского шовинизма, как черносотенец Шульгин. Далее Сталин остановился на вопросе создания будущих общесоюзных органов и их прерогативах, а также на функциях республиканских комиссариатов и подчеркнул международное значение будущего Союза.[9; с. 139-144]

Съезды в союзных республиках, проведенные в декабре 1922 г. стали важным этапом по подготовке главного мероприятия по созданию нового государства - I съезда Советов СССР. Три съезда - украинский, закавказский и белорусский состоялись почти одновременно, всероссийский съезд пройдет несколько позднее, и на нем уже будут присутствовать представители указанных союзных республик.

1.3 I Съезд советов СССР

I съезд Советов СССР начал работу 30 декабря 1922 года в Большом театре в Москве. Повестка дня состояла всего лишь из трех вопросов - отдельное рассмотрение Декларации и Договора об образовании СССР и выборы Центрального Исполнительного Комитета Союза СССР. По первым двум пунктам, да и, вообще, главный доклад съезда сделал И. В. Сталин. Первый съезд им был подан как переломный момент в истории советского строительства. По его словам заканчивался старый период, когда советские республики, при всех их совместных действиях, все-таки шли врозь, занимаясь решением вопросов своего существования и теперь, по его словам, начинается новый период - период объединения республик в единое союзное государство. При этом он подчеркивал, что этот новый период свидетельствует о стремлении Советской власти развиться в серьезную интернациональную силу, способную изменить международную обстановку в интересах трудящихся всего мира. День открытия съезда Сталин охарактеризовал как день торжества новой России над старой, над Россией - жандармом Европы, над Россией - палачом Азии.[9; с. 158]

Важнейшими документами съезда были Декларация и Договор. В Декларации говорилось о расколе мира на два лагеря - лагерь капитализма и лагерь социализма. В лагере капитализма национальная вражда, колониализм, национальное угнетение, клубок национальных противоречий там все более запутывается, и буржуазия оказывается бессильной наладить сотрудничество народов. В корне уничтожить национальный гнет может только лагерь Советов в условиях диктатуры пролетариата. Только таким путем удалось отбить нападения империалистов всего мира, как внутренних, так и внешних. Но неустойчивость международного положения порождает опасность новых нападений и посему необходим единый фронт советских республик перед лицом капиталистического окружения. Но объединение в одну социалистическую семью побуждается и самим строением Советской власти, интернациональной по своей классовой природе. Далее подчеркивалась как добровольность объединения, равноправие народов, так и возможность доступа в Союз и другим социалистическим республикам, в том числе и тем, которые могут возникнуть в будущем. Обеспечивалось также каждой республике и право свободного выхода из Союза. Создание Союза рассматривалось как важный шаг на пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику.[11; с. 16-17]

Текст Декларации мало отличался от ее проекта выработанного Комиссией 6 октября и утвержденного Пленумом ЦК РКП (б) 18 декабря 1922 г. Но некоторые отличия все же были. Кроме незначительных стилистических поправок была включена фраза - новое союзное государство явится достойным увенчанием заложенных еще в октябре 1917 года основ мирного сожительства и братского сотрудничества народов. В проекте эта фраза звучала несколько по-иному. В проекте также ничего не говорилось о Мировой Социалистической Советской Республике.[5; с. 115]

Еще одно отличие и, несомненно, важное, заключалось том, что вместо указания о необходимости подписания Договора об образовании Союза социалистических республик Европы и Азии, как было в проекте, здесь предусматривалось подписание договора об образовании Союза Советских Социалистических Республик. Таким образом, в Декларации подчеркивались как международные факторы объединения республик, так и внутренние, причем, прежде всего, делался упор на интернациональное по своей классовой природе строение Советской власти. В Декларации выдерживались все три главных принципа национальной политики компартии, хорошо прослеживавшиеся еще в канун Октябрьской революции - принцип интернационализма, принцип права наций на самоопределение вплоть до отделения и принцип федерализма, советского федерализма, предусматривавшие уничтожение в корне национального гнета, создания обстановки взаимного доверия и закладывания основ братского сотрудничества народов. Эти принципы были фактически заявлены в Декларации и, кроме всего прочего, она продемонстрировала преемственность основ новой политики, заложенной еще в октябре 1917 г. Упоминание октября 1917 г. было не случайным, и в этом отношении новая формулировка была более четкой, нежели присутствовавшая в проекте, где говорилось об основах, которые были заложены пять лет тому назад,[5; с. 115] то есть когда прямо не говорилось об октябре 1917 г.

Следующий основополагающий документ, обсужденный I съездом Советов, носил название Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. Он, собственно, носил характер Конституции. Как и проект, утвержденный партийными инстанциями, он состоял из 26 статей. Отличия от проекта по отдельным пунктам были не очень значительными. Появились, например, некоторые детали, например, количество членов ЦИК раньше планировалось в составе 300 членов, а сейчас - 371. Заметным нововведением стала 14 статья, где было записано следующее постановление: Декреты и постановления Центрального Исполнительного Комитета и Совнаркома Союза печатаются на языках, общеупотребительных в союзных республиках (русский, украинский, белорусский, грузинский, армянский, тюркский).[11; с. 20] Это было результатом обсуждения проекта на местах. VII Всеукраинский съезд Советов, как отмечалось, даже употребил термин государственные языки. В Конституции Грузии от 2 марта 1922 г. вообще грузинский язык был объявлен государственным, но там имелось также примечание об обеспечении национальным меньшинствам права свободного развития и употребления родного языка, причем не только в своих национально-культурных, но и в общегосударственных учреждениях.[6; с. 238]

В Договоре термин государственный язык не фигурирует и вместо него предпочли писать об общеупотребительных языках, перечислив всего шесть языков. Любопытно, что фигурирует термин тюркский язык, под которым можно разуметь языки всех тюркских народов, не только азербайджанский. В Договоре четко разграничивались функции верховных органов СССР, Совета Народных Комиссаров, союзных республик. В частности, республикам полагалось иметь свои бюджеты, которые являлись бы составными частями общесоюзного бюджета, при этом перечень доходов и размеров доходных отчислений, идущих на образование бюджетов союзных республик должен был определять Центральный Исполнительный Комитет Союза.[11; с. 21]

По Договору устанавливалось единое союзное гражданство для граждан всех союзных республик, учреждались флаг, герб и государственная печать СССР и столицею объявлялась г. Москва. Признавалось право свободного выхода союзных республик и необходимость внесения изменений в конституции республик в соответствии с Договором. Съезд принял постановление об утверждении Декларации и Договора, в силу которого они были в основном утверждены. Но, признавая чрезвычайную важность этих документов, Съезд принял решение о необходимости выслушать окончательные мнения всех входящих в Союз республик для чего они пересылались в ЦИКи союзных республик и их отзывы должны были быть представлены в ЦИК СССР к ближайшей его сессии. Окончательный текст Декларации и Договора было решено утвердить на II съезде Советов СССР. Съезд также принял специальные постановления об основании Дома СССР, о создании Центрального научного института сельского хозяйства с отделениями во всех союзных республиках (с этим предложением на съезде выступил представитель украинского крестьянства Одинец) и о праздновании дня образования Союза Советских Социалистических Республик. В этом последнем постановлении дословно было записано следующее: Поручить Центральному Исполнительному Комитету Союза Советских Социалистических Республик установить праздничный день на территории СССР в ознаменование образования СССР.[11; с. 23] Съезд единогласно избрал в состав ЦИК СССР 371 члена и 138 кандидатов.

В тот же самый день, 30 декабря 1922 г. состоялась Первая сессия ЦИК СССР, проходившая под председательством Г. И. Петровского. Эта сессия приняла также семь постановлений. В них содержались поручения Президиуму ЦИК разработать к ближайшей сессии ЦИК Союза положение о наркоматах СССР, наметить персональный состав наркомов и представить их на утверждение следующей сессии ЦИК, которая намечалась на апрель. Президиуму давались и некоторые другие поручения. До созыва II сессии ЦИК Союза все полномочия по изданию декретов и постановлений, обязательных для всего Союза ССР, передавались ВЦИК и его Президиуму.[8; с. 3-4]

I съезд Советов СССР, конечно, явился важнейшим событием в деле построения Союза Советских Республик, который намечал Ленин еще в 1917 г. Вообще 1922 г. стал решающим в подготовке и оформлении этого союза. Дискуссии были неизбежными, и подходы опробовались буквально на ходу. Отнюдь не все можно было предположить заранее, и некоторые изначальные установки необходимо было изменять. Свое воздействие оказывала и международная обстановка, и внутренние дела социально-экономического и политического характера, и болезнь В. И. Ленина, и взаимоотношения в верхах советского руководства, особенно в связи с возможной сменой главного идеолога и главы партии и правительства. Все это, конечно, нужно учитывать и при дальнейшей работе по завершению строительства СССР, которая продолжалась в нескольких направлениях. I съезд Советов СССР провозгласил создание нового государства, но впереди еще предстояло решение многих серьезных задач. Конечно, существовала единая партия, фактически, руководившая страной. Была единая внешняя граница, существовала единая система обороны и, фактически, единая Красная армия. Проводилась также единая внешняя политика, укреплялись экономические связи и путем воссоздания прежних, и путем выработки новых, например, через Госплан. Можно найти и многие другие общие моменты, но при всем этом еще нужно было воплотить в жизнь ряд других установок Декларации и Договора о создании СССР.

2 НА ПУТЯХ К КОНСТИТУЦИИ СССР

27 апреля 1923 г. Президиум ЦИК СССР принял постановление о завершении деятельности всех ранее сформированных комиссий по выработке отдельных глав союзной Конституции и с целью подготовки окончательного проект Конституции образовывает еще одну, так называемую Расширенную комиссию. В основу деятельности этой Комиссии был положен составленный еще в феврале того же года черновой проект Конституции СССР. В мае прошло обсуждение проектов Конституции в специальных комиссиях ЦИК союзных республик. Расширенная комиссия начала свою работу во второй половине мая. Важным этапом в ее работе были заседания 8-16 июня 1923 г.

13 июня по предложению М. В. Фрунзе о порядке дальнейших работ Комиссии было принято постановление, чтобы до сессии ЦИК СССР в Комиссии обсудить только проект Конституции (Договора), в первую очередь, приступив к обсуждению вопроса об общесоюзном бюджете, о Верховном суде, о союзном гербе и флаге. Далее было постановлено обратиться к рассмотрению общего положения о наркоматах и затем внести все эти вопросы на ближайшую сессию ЦИК СССР. Положения об отдельных наркоматах было решено отложить до следующей сессии ЦИК СССР. Пока же наркоматам предписывалось работать на основе прежних о них положений.[6; с. 417-48] Особым решением этой Комиссии от 16 июня Президиуму ЦИК СССР поручалось разработать вопрос о равноправии языков во всех правительственных и судебных учреждениях. [14; с. 31]

На первом же заседании Комиссии 8 июня произошел обмен мнениями по вопросу о том, именовать ли Декларацию и Договор об образовании СССР Конституцией СССР. Х. Г. Раковский, вообще, выступил против применения термина конституция, но М. И. Калинин, Д. З. Мануильский, М. В. Фрунзе настаивали на принятии конституции. На этом заседании, однако, было принято не предрешать вопроса как называть общесоюзный основной закон - Договором или Конституцией. Такое решение было принято лишь на последнем заседании, где и было признано целесообразным назвать основной закон Конституцией СССР.[14; с. 30-31]

14 июня предметом живого обсуждения стало весьма важное конституционное положение об изменении территории каждой из советской республик. Н. А. Скрыпник усмотрел громаднейшую разницу между формулировкой проекта представленного Комиссией ЦК, где говорилось, что территория каждой из советских республик не может быть изменяема без согласия и формулировкой могут быть изменяемы лишь с согласия. Далее он добавил - Территория каждой из союзных республик и ее конституция могут быть изменяемы лишь решением ее верховных органов власти.[13; с. 120-124]

16 июня Комиссия приняла постановление о том, чтобы обратиться с просьбой к Президиуму ЦИК Союза о разработке вопроса о равноправии языков во всех правительственных и судебных учреждениях Союза ССР. В тот же день был принят и ряд других решений о взаимоотношениях Президиума ЦИК Союза и СНК и комиссариатах, о символике и пр.[6; с. 418-419] В целом 16 июня Расширенная комиссия завершила постатейное рассмотрение проекта Конституции, приняв текст проекта. При этом учитывались проекты представленные РСФСР, Украиной и Белоруссией. Закавказская Федерация самостоятельного проекта не выработала и приняла за основу проект РСФСР, дав к нему только некоторые поправки.[7; с. 107]

Однако и этот проект не был окончательным. Он был передан в конституционную комиссию ЦК РКП (б) и там снова постатейно рассмотрен путем внесения уточнений в ряд формулировок, а затем передан на рассмотрение Пленума ЦК РКП (б), собравшегося 26 июня 1923 г.[11; с. 29] Пленум заслушал доклад И. В. Сталина о Конституции СССР и в целом одобрил представленный проект. Далее проект прошел обсуждение на сессиях ЦИК союзных республик.

Вторая сессия Всероссийского ЦИК X созыва начала свою работу 29 июня 1923 г. Она, выслушав доклад Т. В. Сапронова, единогласно ратифицировала декларацию об образовании СССР и Договор, принятые на I съезде Советов Союза ССР, учтя поправки сделанные Расширенной комиссией ЦИК СССР. Проект Конституции был также одобрен третьей сессией Всеукраинского ЦИК, третьей сессией ЦИК Белоруссии и второй сессией ЦИК Закавказья.

Следующим важным этапом на пути принятия Конституции СССР стала Вторая сессия ЦИК Союза ССР, которая открылась 6 июля 1923 г. Была заслушана информация о работе Конституционной комиссии и вновь обсужден по главам проект Конституции. В тот же самый день сессия приняла постановление о Конституции СССР. В первом же пункте этого постановления провозглашалось: Основной закон (Конституцию) Союза Советских Социалистических Республик утвердить и немедленно ввести в действие.[6; с. 394]

На заседании Президиума ЦИК СССР 3 августа 1923 г. было принято постановление о праздновании дня принятия Конституции Союза ССР на всей территории СССР шестого июля.[6; с. 428] Таким образом, с 6 июля 1923 г. Конституция СССР не только была введена в действие, но этот день объявляется праздничным по всей стране. Третья сессия ЦИК СССР приняла постановление о новом Государственном флаге СССР. Она поручила Президиуму ЦИК СССР образовать комиссию в составе представителей союзных республик, по назначению Президиума ЦИК, по два представителя от каждой, для подготовки проектов законов в соответствии с 1-ой статьей Конституции СССР устанавливающих: общие начала землеустройства и землепользования, пользования недрами, лесами и водами по всей территории СССР; основы судоустройства и судопроизводства, а также гражданского и уголовного законодательства Союза; основные законы о труде; общие начала в области народного просвещения, основы законодательства в области союзного гражданства, в отношении прав иностранцев.[11; с. 30]

3-я сессия ЦИК СССР сыграла весьма заметную роль в завершении строительства общесоюзного аппарата управления и в налаживании хозяйственных связей нового типа. В современной литературе не без основания отмечается то, что образование в составе ВСНХ СССР Центрального управления государственной промышленности (Цугпрома) явилось выражением усиления в экономике страны в 1923-1924 гг. централизованно-плановых начал. Действительно, ослабление в 1921-1922 гг. вертикальных связей в промышленности вызвало стремление центральных государственных структур укреплять связи с местами и еще со второй половины 1922 г. имел место отход от политики децентрализации в управлении промышленности.[3; с. 100-105]

Заметная работа проводилась в области языка, просвещения, науки, культуры.

Важным этапом на пути завершения строительства единого союзного государства стал Второй съезд Советов СССР, работавший с 26 января по 2 февраля 1924 г. Съезд собрался через пять дней после кончины В. И. Ленина и первые постановления съезда касались увековеченья его памяти.Это был первый съезд Советов СССР, где был заслушан и обсужден доклад Совнаркома СССР о деятельности советского правительства за 1923 г. Впервые на таком высоком форуме был также заслушан и обсужден доклад наркома финансов СССР о бюджете страны, причем была принята специальная и довольно обширная резолюция О мероприятиях в области финансовой политики Союза Советских Социалистических Республик.[11; с. 56-60]

На сессии также было принято постановление об учреждении Центрального сельскохозяйственного банка СССР, которому поручалось содействие восстановлению сельского хозяйства путем оказания ему кредитной помощи. Банк должен был учитывать конкретные особенности сельского хозяйства каждой республики, области и губернии и согласовывать свою деятельность с политикой правительств союзных республик в области сельскохозяйственного кредита. Банки союзных республик в этом постановлении нацеливались на согласование своих кредитных планов с Центральным сельскохозяйственным банком [11; с. 54-55]

На съезде была избрана первая палата ЦИК СССР - Союзный Совет [11; с. 32-33]

Была окончательно утверждена Конституция СССР. Ее текст подготавливался при активном участии всех республик и областей с обсуждением на многочисленных собраниях и комиссиях, а также на съездах Советов союзных республик. Так, II съезд Советов ЗСФСР, проходивший с 4 по 7 января 1924 г., ратифицировал Конституцию Союза ССР и ввел ее в действие на территории ЗСФСР. До этого Конституция была ратифицирована ЦИКами Азербайджана, Грузии и Армении.[12; с. 82] В этой связи съезде Советов СССР решили прения по докладу о Конституции не открывать и 31 января 1924 г. постановление об утверждении Конституции СССР принимается единогласно с учетом небольших поправок к тексту, одобренному 6 июля 1923 г.[11; с. 32, 40] Вскоре состоялись также и съезды Советов союзных республик, ратифицировавшие Конституцию СССР. Длительный, многоэтапный процесс создания союзных органов власти и конституционных основ советского многонационального государства тем самым завершился.[14; с. 38]

Первая Конституция СССР включила Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик, где писалось, что Союз этот является добровольным объединением равноправных народов, что за каждой республикой обеспечивается право свободного выхода из Союза. Специальная глава была посвящена суверенным правам союзных республик и союзному гражданству, причем в ней писалось: Суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно. Союз Советских Социалистических Республик охраняет суверенные права союза республик. Кроме того, имелась специальная глава под названием О союзных республиках, где говорилось об их верховных и исполнительных органах и о взаимоотношении республиканских органов власти с всесоюзными. В Конституции имелись также главы о верховных и исполнительных органах Союза, Верховном суде Союза, Объединенном Государственном Политическом Управлении, гербе, флаге и столице СССР. Конституция предусматривала публикацию декретов и постановлений ЦИК, его Президиума и Совнаркома СССР на языках союзных республик - русском, украинском, белорусском, грузинском, армянском и тюрко-татарском.

По этой Конституции все декреты, постановления и распоряжения ЦИК СССР были обязательны к непосредственному исполнению по всей территории СССР, точно также как ЦИК СССР имел право приостанавливать и отменять декреты, постановления и распоряжения Президиума ЦИК СССР, как и съездов советов и ЦИКов союзных республик и других органов власти на территории СССР. Подобные же права в пределах своей компетенции имел Президиум ЦИК СССР, Совнарком СССР и Верховный суд СССР. В свою очередь, в случае нарушения Конституции СССР, законодательства Союза или законодательства союзной республики распоряжения народных комиссариатов СССР могли быть приостановлены ЦИКами или президиумами республик. ЦИКи союзных республик и их президиумы получали также право опротестовывать декреты и постановления Совнаркома СССР в Президиум ЦИК СССР, не приостанавливая их исполнения.[11; с. 40-54]

В Конституции ни разу не употребляется термин федерация, но из ее содержания можно было понять, что СССР это федеративное государство советского типа, причем незыблемость основ Советской власти провозглашалась уже в преамбуле Конституции. В Конституции ни разу не упоминается также слово партия и ничего не говорится о ее роли и это сразу порождало вопрос о соотношении формальных установок и фактического положения вещей. Фактически, роль партии после принятия Конституции СССР не только не уменьшилась, но даже усилилась. Но в целом Второй съезд Советов СССР завершил процесс создания СССР как единого федеративного государства. Не случайно в 1924 г. последует так называемая первая полоса признания СССР. В этом году дипломатические отношения устанавливаются с Австрией, Албанией, Великобританией, Грецией, Данией, Италией, Китаем, Мексикой, Норвегией, Францией, Хиджазом, Швецией.

В 1924 г. была образована Узбекская ССР, в 1925 - Туркменская ССР, в 1929 - Таджикская ССР и т.д. Но это были изменения в рамках уже созданного Советского Союза. При всех сложностях 20-х-30-х гг. все-таки межнациональные отношения в значительной степени были отрегулированы и говорить о национальном вопросе в СССР как вопросе антагонистическом в то время не приходится.[10; с. 101]


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Создание СССР не было одномоментным актом, а явилось результатом довольно долговременного, многоэтапного пути, показавшего сколь сложным и, вместе с тем, важным было создание государства нового типа. Его складывание стало итогом интенсивного обмена мнениями, порой, жарких дискуссий, в процессе которых выявились различные предложения и подходы, но стояла задача выработки оптимального варианта, способного наилучшим образом совместить интересы центра и окраин страны, прошедшей через серьезнейшие испытания начала XX столетия. Мощнейшие национальные движения той поры потребовали от всех политических партий вплотную заняться национальным вопросом и выработать свою рецептуру для его разрешения. Между этими политическими партиями явно шла борьба и за то, чтобы заручиться поддержкой так называемых националов.


Библиография

1. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т.2 – Москва;1970.

2. Ленин В. И. Политический сборник сочинений. Т. 45 – Москва; 1941-1967.

3. Лютов Л. Н. Система управления государственной промышленностью в годы нэпа // Нэп: завершающая стадия. Соотношение экономики и политики. - Москва, 1998.

4. Мельниченко В. Христиан Раковский. Неизвестные страницы жизни и деятельности. – Москва; 1991.

5. На пути к социалистическому унитаризму (Из новых документов 1922 г. по истории образования СССР). // Отечественная история. – Москва; 1992, N 4.

6. Сборник документов Образование Союза Советских Социалистических Республик. – Москва; 1972.

7. Пентковская В. Первый съезд Советов СССР. – Москва; 1953.

8. Первая сессия Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик. – Москва; 1923.

9. Сталин И. В. Сочинения. Т. 5 - Москва; 1947.

10. Сталин И. В. Сочинения. Т.14 – Москва; 1997.

11. Съезды Советов. Т. 3 – Москва; 1960.

12. Хармандарян С. В. Сплочение народов. – Москва; 1982.

13. ЦК РКП (б) - ВКП (б) и национальный вопрос. – Москва; 1918-1933.

14. Якубовская С. И. Развитие СССР как союзного государства 1922-1936 гг. – Москва; 1972.

Скачать архив с текстом документа