Образы-символы в романе В. Дудинцева Белые одежды

СОДЕРЖАНИЕ: Герои Добра и герои Зла в романе В.Д. Дудинцева Белые одежды. Конфликт между народным академиком Т.Д. Лысенко и преданными истине учеными-генетиками как основа сюжета. Сочетание высокого стиля и библейского пафоса с изображением послевоенного быта.

Роман В.Д. Дудинцева Белые одежды

Роман В.Д. Дудинцева Белые одежды основан на реальном конфликте между сталинским любимцем народным академиком Т.Д. Лысенко, проводившим с помощью репрессий собственные псевдонаучные теории, и преданными истине учеными-генетиками, вынужденными вести двойную жизнь, прибегать к разного рода ухищрениям, прячась от органов госбезопасности и их добровольных соглядатаев. Исследуя тайные пружины системы, позволяющие шарлатанам взять верх, Дудинцев динамично и остро строит сюжет, обращается к философии, теологии, истории, сочетает высокий стиль и библейский пафос с изображением трудного послевоенного быта.

В романе все герои разделяются на две оппозиции. Это герои Добра и герои Зла (зло ярко представлено в лысенковцах и их приспешниках). К первым принадлежат Дежкин, Стригалев, Посошков, Свешников, Блажко, Туманова, Кондаков, Цвях, Порай. Ко вторым - Рядно, Брузжак, Шамкова, Вонлярлярские, Краснов (Бревешков), Ассикритов, Варичев, Побияхо и другие. Вслед за Ю. Черниченко, который заметил, что в академике Рядно представлен целый зверинец, мы установили: герои Зла и Добра сравниваются с животными. Это сравнение может быть раскрыто с точки зрения двух позиций:

1) зверь может рассматриваться как символ агрессии, всего дикого в человеке;

2) животное воспринимается как источник мудрости и силы благодаря своей причастности к тайнам природы.

…академик, … как лось, прошел к себе в кабинет… [9, 12]. Лось - символ большого, уверенного в себе человека. Таким уверенным, знающим себе цену и предстает академик Рядно в начале романа. [Шейнина, с.94]. Академик… отхлебнул, пробуя свое лекарство и стуча при этом золотыми мостами. Как будто конь шевелил во рту стальной мундштук. [9, 13]. Конь - знак войны и победы полководца; символ, демонстрирующий власть над войском. Именно власть, чувство собственного превосходства, пусть и ложного, были важны для академика Рядно [Андреева, с.250-251]. Неслучайно в романе Стригалев сравнивает жизнь и деятельность академика с жизнью пчелиной маткой, символизирующей верховную власть [Шейнина, с.105]. Федор Иванович услышал веселое гусиное гаканье академика Рядно [9, 96]. Гусь в Древнем Риме был связан с богом войны Марсом [тресиддер, с.69-70]. Как война несет в себе страшное, разрушительное начало, так и герой приносит зло ученому Стригалеву, студенту Саше Жукову, Елене Блажко. Стал нянчиться … с нашим Касьяном … А кукушонок рос не по дням, а по часам [9, 116]. Кукушка - символ нахлебника, бездельника; птица, связываемая в Европе с завистью и авантюризмом [тресиддер, с.181-182]. В романе академик Рядно паразитирует на деятельности ученого Стригалева, присваивает себе открытие нового сорта Майский цветок. Рядно по своей сути авантюрист, псевдо ученый. Так, в романе он хочет выявить новый сорт картофеля за короткие сроки, хотя понимает, что без достижений истинной науки - генетики - ему не обойтись.

Эти серьги делали ее похожей на курицу (Шамкову) [9, 85]. Курица - в Африке проводник в загробный мир; использовалась в качестве жертвы, чтобы вызвать духов [тресиддер, с.182-183]. Своеобразной жертвой Анжела Шамкова предстает в руках Анны Богумиловны Побияхо, требующей от нее отказаться от научного руководителя Стригалева.

Саул Брузжак, карликовый самец. … Касьян привез его, чтобы он пощупал воздух здесь своими неошибающимися рыбьими губами [9, 260]. Рыба - позитивный, раннехристианский символ Иисуса Христа. Сам Иисус приводит аналогию между ловлей рыбы и обращением людей в новую веру [тресиддер, с.316-317]. Данный символ в романе, на наш взгляд, переворачивается и имеет отрицательную коннотацию. Как Иисус обращал людей в новую веру, так и Сал Брузжак обращал людей в мичуринское, псевдонаучное направление в биологии.

Стригалев покосился глубоким бычьим глазом. Бык в иконографии представлял смерть и возрождение. С этим образом звучит идея откровенной насмешки над смертью [тресиддер, с.31-33]. Так, в образе Ивана Ильича раскрывается идея бессмертия человека как творца, который продолжает жить в своих созданных творениях: Это один из лучших сортов в мире. … это не сорт, а человек. … Боюсь, что его уже нет. Если так, он стал картошкой и будет своим телом кормить миллионы людей. Вы положите эту справку в те страницы, где показания Ивана Ильича Стригалева. Увидите, как строки нальются кровью… [9, 476-477]. Эта мысль в эпилоге романа выходит на другой, более высокий уровень. Она связана с евангельским эпизодом о Христе, который на тайной Вечере завещал своим ученикам совершать обряд причастия, вкушая вино и хлеб как символ крови и тела Христовых. Так, в эпилоге Василий Степанович Цвях произносит одну из главных мыслей в романе: Картошка… Гибрид! Пища! … Концентрат это. Концентрат пережитого. Вкус мечты. Даже есть не решаешься, как все вспомнишь, что было вокруг нее. И начинаешь понимать слова… Что вложено в это выражение: Сие есть плоть моя. …

Дежкин похож на рыбину. Рыба стала символом углубленной внутренней жизни, скрывающейся под поверхностью вещей [Андреева, с.430]. Такую углубленную, внутреннюю жизнь и вел главный герой, когда работал над сохранением сорта картофеля, выведенного Стригалевым. Дежкин также сравнивается с птицей, символизирующей воплощение мудрости, интеллекта, молниеносности мысли [тресиддер, с.293-295]. Именно главному герою Дежкину принадлежат рассуждения о добре и зле, создание метафоры-мифологемы песочных часов. Есть в романе и сравнение главного героя с таким отрицательным образом-символом, как барсук (взлетел как барсук в лесу). В Японии барсук - хитрец со злобным характером, герой множества сказок, изображается как эгоист, проныра, заботящийся о своем брюхе [тресиддер, с.21]. Возможно, такое сравнение оправдывается тем, что герой надевает маску и вступает в лоно врагов, в лоно героев Зла, чтобы в будущем зло было побеждено.

Важно отметить, что нравственную суть героев Добра и Зла помогают раскрыть детали. Так, на протяжении всего романа противопоставляются и сравниваются цвет глаз, улыбка, взгляд героев двух оппозиций.

Герои Добра:

сияющий лаской взгляд Блажко [9, 53] ;

нечастые улыбки его (Дежкина) радовали собеседника, как долгожданные просветы [9, 27] ;

честные брови Блажко [9, 35] ;

детская улыбка Свешникова [9, 161] ;

смелые серые глаза Саши Жукова [9; 55] ;

сумасшедшие светлые глаза Кондакова [9, 71] ;

глубокий бычий глаз Стригалева [9, 117] ;

огонь горел в глазах Посошкова [9, 220] ;

приветливо сияют черные глаза Тумановой [9, 30] ;

мягкий прохладный тициановский взгляд Дежкина [9, 98].

Герои Зла:

равнодушные глаза Варичева [9, 378] ;

фарфоровые глаза наглеца Краснова [9, 53] ;

жестяные глаза Рядно [9, 146] ;

глаза навыкате у Вонлярлярского [9, 84].

Скачать архив с текстом документа