Свободные экономические зоны в Донецкой области

СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение ….3 I.Свободные экономические зоны Донецкой области ...4 II. Орган управления СЭЗ ... ….5

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

I.Свободные экономические зоны Донецкой области……………………...4

II. Орган управления СЭЗ…………………………………………...……….5

III. Характеристика СЭЗ «Донецк»…………………………………………..7

Вывод……………………………………………………………………….….12

Литература…………………………………………………………………….13

Введение

Существуют ситуации, особенно в период становления и развития рыночной экономики в государстве, когда оно не может развивать производство товаров и услуг на своей территории только при помощи своих собственных ресурсов. В таких случаях принимаются меры по привлечению иностранных инвестиций. Свободные экономические зоны являются одним из примеров государственного регулирования экономики путём льготного налогообложения, кредитования и др. Создание таких зон в государстве имеет своей целью развитие приоритетных отраслей экономики, отдельных регионов посредством предоставления в таких зонах льготных условий существования предприятий. Таким образом, государство пытается улучшить инвестиционный климат в определённых отраслях и регионах, способствовать развитию малого и среднего бизнеса, а так же обновлению материально-технической базы производства.

Свободная экономическая зона (СЭЗ) – это часть территории страны, которой политическим центром предоставлен специальный правовой и экономический статус, предусматривающий рыночную форму управления с частичной распределительной ролью государства, и организационно-экономический механизм которой имеет систему льгот и стимулов для отечественных и иностранных предпринимателей, которые способны обеспечить производство и распределение общественного продукта для достижения конкретной национальной или региональной интеграционной цели

СЭЗ могут стать реальными эпицентрами технологического прорыва Украины на качественно новый, современный уровень производства конкурентоспособной продукции, содействовать ее участию в международном разделении труда как производителя высокотехнологической продукции, так как Украина имеет широкие возможности создания СЭЗ научно-технологического характера.

I . Свободные экономические зоны Донецкой области

Специальной (свободной) экономической зоной считается часть территории Украины, на которой установлен специальный правовой режим хозяйственной деятельности, особый порядок применения и действия законодательства Украины. На территории специальной (свободной) экономической зоны могут вводиться льготные таможенные, налоговые, валютно-финансовые и другие условия предпринимательства отечественных и иностранных инвесторов.

Специальные (свободные) экономические зоны создаются в целях привлечения инвестиций и эффективного их использования, активизации совместно с иностранными инвесторами предпринимательской деятельности с целью увеличения экспорта товаров, поставок на внутренний рынок высококачественной продукции и услуг, внедрения новых технологий, развития инфраструктуры рынка, улучшения использования природных, материальных и трудовых ресурсов, ускорения социально-экономического развития Украины. На всех субъектов хозяйствования, осуществляющих инвестиции в специальной (свободной) экономической зоне, распространяется система государственных гарантий защиты инвестиций, предусмотренная законодательством об инвестиционной деятельности и об иностранных инвестициях. Государство гарантирует субъектам хозяйствования специальной (свободной) экономической зоны право на вывоз прибылей и инвестиций за пределы данной зоны и пределы Украины в соответствии с законом.

II . Орган управления СЭЗ

Совет является специально уполномоченным органом управления специальными экономическими зонами и режимом инвестиционной деятельности, который вводится на территориях приоритетного развития.

К полномочиям Совета относятся:

- разработка и обеспечение реализации стратегии и текущих программ развития специальных экономических зон, которые утверждаются соответствующими местными советами;

- рассмотрение и одобрение инвестиционных проектов;

- разработка и осуществление комплекса организационных мероприятий по обеспечению привлечения финансовых ресурсов, в том числе собственных средств предприятий и организаций (включая иностранные), бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, а также благотворительных фондов, общественных организаций и физических лиц;

- организация подготовки и переподготовки кадров;

- проведение международных тендеров для отбора инвестиционных проектов и их участников;

- выдача субъектам предпринимательской деятельности разрешения на осуществление деятельности на территории специальной экономической зоны без образования юридического лица;

- выдача разрешения на проведение государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности на территории специальной экономической зоны;

- выдача свидетельства об одобрении инвестиционного проекта;

- осуществление соответствующего контроля за инвестиционной деятельностью субъектов предпринимательской деятельности специальных экономических зон и территорий приоритетного развития в пределах своих полномочий в соответствии с этим Законом;

- подготовка предложений соответствующим советам по ставкам арендной платы, платы за коммунальные услуги, тарифов и других платежей;

- рассмотрение в досудебном порядке споров, которые возникают между органом хозяйственного развития специальной экономической зоны, субъектами предпринимательской деятельности и органами местного самоуправления;

- регулирование привлечения к работе в специальных экономических зонах иностранных работников;

- принятие в пределах своей компетенции решений, обязательных к выполнению на территориях специальных экономических зон, а также на территориях приоритетного развития при реализации инвестиционных проектов;

- реализация других полномочий, предусмотренных этим Законом.

III . Характеристика СЭЗ «Донецк»

Зоны в Донецкой области созданы на 60 лет. СЭЗ “Донецк” расположена на юге Донецкой области (площадь - 466 га). Специальная экономическая зона Донецк расположена в черте города Донецка, который является областным центром и одним из крупнейших промышленных городов Украины. Он занимает территорию 358 км2 с населением более 1 млн. человек. На территории специальной экономической зоны Донецк располагаются предприятия, которые применяют новейшие технологии с целью производства товаров для экспорта и поставок их на внутренний рынок . На предприятиях различных отраслей производства работают около 130 тысяч человек. Наиболее крупными отраслями являются: угольная (36,8 %), металлургическая (25,6 %), машиностроение и металлообработка (16,5%). К территориям приоритетного развития отнесены города Угледар, Горловка, Дзержинск, Димитров, Доброполье, Донецк, Енакиево, Ждановка, Кировское, Красноармейск, Макеевка, Мариуполь, Новоградовка, Селидово, Снежное, Торез, Шахтерск, а также Волновахский и Мариинский районы. На территориях приоритетного развития установлен специальный режим инвестиционной деятельности сроком на 30 лет. Особо лакомым куском, по сравнению стали специальные экономические зоны “Донецк” и “Азов”. Строить особо не нужно — вкладывай деньги в развитие, модернизирование уже существующих предприятий, “создавай” рабочие места и, опять же, налоги не плати.

Активность “инвесторов” в Донецкой области прежде всего сосредоточилась на горнометаллургическом комплексе. Деньги вкладывались в перспективные шахты, коксохимические и металлургические предприятия. То есть пресловутый производственный цикл “уголь — кокс — металл”, сосредоточенный в руках “хозяев Донбасса”, получил еще одну поблажку со стороны государства — в части налогообложения, таможенных сборов и НДС.

Естественно, не осталось без внимания “инвесторов” и машиностроение. В том числе и горное. А значит, оснащение угольных предприятий значительно удешевилось, сверхприбыли на металлургическом поприще возросли.

В Донецкой области пик инвестиционной деятельности пришелся на 2003 – 2004 годы, причем основная часть проектов осуществлялась в базовых отраслях промышленности. На момент приостановления режима специальной деятельности было привлечено более 1 млрд. дол. инвестиций. Применение СЭЗ и ТПР оказало стабилизирующее действие на область, активизировало деятельность многих предприятий, обеспечило работой отечественных подрядчиков, и несмотря на то, что было обновлено всего около 6 % оборудования, на нем произведено 15 % всей промышленной продукции области. Финансовый результат от деятельности инвесторов в СЭЗ и ТПР – положительный: примерно 2млрд грн.

Совет по вопросам специальных экономических зон и специального режима инвестиционной деятельности в Донецкой области заседании в 2008 году одобрил завершение пяти инвестиционных проектов на общую сумму 114,41 млн. долл.

Решение о завершении принято в связи с окончанием сроков реализации. Данное решение принято относительно:

- ОАО Угольная компания Шахта Красноармейская-Западная № 1 в городе Красноармейске (подготовка и отработка запасов 1,2,3,4 южных лав блока № 2) на сумму 27,902 млн. долл.;

- ОАО Донецкий металлопрокатный завод в г.Донецке (реконструкция производства проката) на сумму 1,219 млн. долл.;

- ООО Авиакомпания Донбассаэро в городе Донецке (обеспечение безопасности полетов ЯК-42, высокого уровня комфорта и сервисного обслуживания пассажиров) на сумму 15,84 млн. долл.;

- ЗАО ММЗ ИСТИЛ (Украина) в Донецке (модернизация металлургического комплекса) на сумму 52,325 млн. долл.;

- АП Шахта им. Засядько в городе Донецке (отработка выемочных полей пласта М3) на сумму 17,124 млн. долл.

В специальной экономической зоне Донецк применяется такой порядок ввоза товаров и других предметов на территорию этой специальной экономической зоны и вывоза товаров и других предметов с территории этой зоны:

- в случае ввоза товаров и других предметов (кроме подакцизных товаров) из-за границ таможенной территории Украины на территорию специальной экономической зоны для использования в пределах этой зоны ввозная пошлина и налог на добавленную стоимость не взимаются;

- в случае ввоза на таможенную территорию Украины с территории специальной экономической зоны товаров и других предметов, которые были предварительно ввезены из-за границ таможенной территории Украины на территорию этой зоны, налоги уплачиваются в порядке, установленном законодательством Украины для налогообложения товаров, которые импортируются;

- в случае ввоза на таможенную территорию Украины с территории специальной экономической зоны товаров и других предметов, полностью произведенных либо достаточно переработанных или обработанных в специальной экономической зоне, налог на добавленную стоимость и акцизный сбор взимаются как для свободного использования в Украине;

- в случае вывоза с территории специальной экономической зоны за границы таможенной территории Украины товаров и других предметов, произведенных, в том числе полностью либо достаточно переработанных или обработанных в специальной экономической зоне, вывозная пошлина и акцизный сбор не взимаются, а налог на добавленную стоимость взимается по нулевой ставке;

- в случае вывоза за границы таможенной территории Украины с территории специальной экономической зоны товаров и других предметов, предварительно ввезенных из-за границ таможенной территории Украины на территорию специальной экономической зоны, вывозная пошлина, налог на добавленную стоимость и акцизный сбор не взимаются;

- в случае вывоза товаров и других предметов (кроме подакцизных товаров) с таможенной территории Украины на территорию специальной экономической зоны вывозная пошлина не взимается, а налог на добавленную стоимость взимается по нулевой ставке;

На 1 января 2009 г. Советом по вопросам специальных экономических зон (СЭЗ) и спеціального режима инвестиционной деятельности в Донецкой области одобрено 188 проектов на общую сумму 3861,2 млн долларов США. С начала действия Закона Украины « О специальных экономических зонах и специальном режиме инвестиционной деятельности в Донецкой области» в регионе реализовывалось 185 проектов, 109 из которых уже выполнены. В 2008 году в реализации находилось 76 инвестиционных проектов.

Два предприятия реализуют инвестиционные пректы в СЭЗ «Донецк», три предприятия – в СЭЗ «Азов» и 120 предприятий – в 20 городах и 5 районах области,имеющих статус территорий приоритетного развития (ТПР). Вместе с тем, ни одного проекта не реализуется в отнесенных к территориям пріоритетного развития городах Ждановке, Зугрэсе, Иловайске, Красном Лимане, Новогродовке, Угледаре, а также Амвросиевском и Шахтерском районах. На 1 января 2009 г. общая сумма поступивших в рамках СЭЗ и ТПР инвестиций составила 2835, 1млн. долл., из них сумма иностранных инвестиций – 614, 5 млн. долл., или 21,7 % общего объема. В 2008г. поступило 198, 4 и 7,6 млн. долл. соответственно. Специальный режим инвестирования заинтересовал партнеров из 24 стран мира. Наибольшие объемы средств поступили из Германии – 35,9 % всех иностранных инвестиций, США – 9,9 %, Кипра –10,8 %, Нидерландов – 8,6 %, Соединенного Королевства – 6,7 %, Италии – 3,4 %, Австрии – 3,3 %, Новой Зеландии – 3,2 %, Швейцарии – 2,4 %, Британских и Виргинских Островов - (2,1 %). Кроме того, для реализации инвестиционных проектов привлекались средства международных банков, которые составляют 8,8 % общей суммы иностранных инвестиций.

Средства украинских инвесторов, привлеченные в СЭЗ и ТПР, составили 78,3 % общего объема полученных для реализации проектов инвестиций (2220,6 млн. долл.). Фактическими направлениями инвестиций по видам экономической деятельности явились: -промышленность (здесь реализуется 158 проектов): 87,7 %; - металлургия и производство готових металлических изделий : 40,4 %; угольная промышленность : 15,6 %; производство неметаллической минеральной продукции : 9,1 % ; пищевая промышленность – 8,2 %.. Среди прочих отраслей выделяются строительство : 5,4 %, машиностроение: 5,1 %, транспорт и связь: 4,2.%, электроэнергетика: 2,3 %,производство резиновых и пластмассовых изделий: 2,2 %, гостиничное хозяйство и химическое производство – по 1,9%

На внутреннем рынке в рамках проектов реализовано 58,7 % товаров и услуг, 10,2 % - экспортировано в страны СНГ, 31,1 % - в другие страны мира.

Проектами предполагается создать 26,8 тыс. рабочих мест и 43,4 тыс. мест сохранить. За период существования специального режима инвестирования создано 23,7 тыс. мест и 36,6 тыс. сохранено.

Среднесписочная численность штатных работников по реализации проекта в 2008 году составила 22,2 тыс. человек. Их среднемесячная зарплата составила 2050 грн. (средний уровень оплаты труда в экономике области – 2013 грн.)

Выводы:

Свободные экономические зоны (СЭЗ), небольшие территориальные анклавы, на которых вводятся льготные налоговые, финансовые, правовые условия хозяйственной и внешнеэкономической деятельности для привлечения иностранных и местных предпринимателей, и создаётся вся необходимая для этого производственная и деловая инфраструктура. СЭЗ могут существовать в разных формах: свободные торговые, свободные таможенные зоны, научно-технические зоны (технопарки), специальные экономические зоны (главным образом, экспортной специализации). Особым режимом отличаются зоны. Зоны экспортной специализации при относительно небольших затратах на их создание дают максимальный эффект сравнительно в короткие сроки. Часто зоны создаются в непосредственной близости от крупных международных морских портов, аэропортов, железнодорожных узлов при наличии свободных территорий, рабочей силы, специалистов. С целью создания ключевых объектов производственной инфраструктуры СЭЗ, развитие которых признаётся приоритетным с точки зрения государственных интересов, выделяются средства из государственного бюджета и предоставляются льготные кредиты.

Свободные экономические зоны помогли привлечь в экономику страны определённые средства, которые бы не удалось привлечь другим путём.

Литература

1. Об общих принципах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон: Закон Украины от 13.10.1992 № 2673 – XII

2. Адамов Б.І. Особливості розвитку СЕЗ і ТПР в умовах активізації інтеграційних процесів /Коллектив авторов. Проблемы развития внешнеэкономических связей и привлечения иностранных инвестиций: региональный аспект. – Сборник научных трудов. – Донецк: ДонНУ, 2008. – С. 897 – 905

3. Марцин В.С. Свободные экономические зоны, их место в прямом иностранном инвестировании. // Актуальные проблемы экономики. – 2009. - №4 (94). – С. 46 – 55

4. Олійник Я.Б., Запотоцький С.П., Кононенко О.Ю., Мельничук А.Л., Пасько В.Ф. Регіональна економіка / За ред. А.Б. Олійника. – К.: КНТ, 2007. – С. 385 – 390.

5. Святаш Д., Терехин С. Стоит ли возобновлять в Укарине деятельность СЭЗ? // Бизнес. – 2009. – 17/27. 04. – С. 8

6. СЭЗ и ТПР Донецкой области: реализация инвестиционных проектов в 2004 – 2008 годах. Статистический сборник. – Донецк, 2009. – 88 с.

7. Статистичний щорічник України за 2007 рік /За ред. О.Г.Осауленка. – Київ: “Консультант”, 2008. – С.208-210

Скачать архив с текстом документа