Общая характеристика предприятия КУП СМЭП Мингорисполкома
СОДЕРЖАНИЕ: Общая характеристика деятельности и особенности хозяйствования КУП СМЭП Мингорисполкома, его правовая база и организационная структура. Основная цель и предмет деятельности предприятия, порядок расчетов по обязательствам, выпускаемая продукции.БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Кафедра менеджмента
РЕФЕРАТ
На тему:
«Общая характеристика предприятия КУП «СМЭП Мингорисполкома», его организационно управленческая структура»
МИНСК, 2009
КУП «СМЭП Мингорисполкома» (в дальнейшем – предприятие) осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством, решениями Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, Учредителя и Уставом.
Предприятие относится к государственной форме собственности, является самостоятельным в структуре Учредителя, его имущество находится в коммунальной собственности г. Минска и закрепляется за предприятием на праве хозяйственного ведения.
В соответствии с Решением Мингорисполкома для осуществления функционально-оперативного руководства предприятием в вопросах соблюдения сроков и качества выполняемых работ, утверждения мероприятий по эксплуатации и внедрению технических средств организации дорожного движения Заказчиком является ГУВД Мингорисполкома.
Предприятие является юридическим лицом – коммерческой организацией, имеет в хозяйственном ведении обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в учреждениях банков, печать установленного образца, штампы, свои фирменные бланки; может иметь товарный знак и эмблему; несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Учредитель не отвечает по обязательствам предприятия, а предприятие не отвечает по обязательствам Учредителя, за исключением случаев, предусмотренных законодательством и Уставом предприятия.
Место нахождения предприятия:
220034, г. Минск, ул. Берестянская, д. 4а.
Главной целью предприятия является обеспечение выполнения работ по договорам с Главным управлением внутренних дел Мингорисполкома и другими субъектами хозяйствования в соответствии с предметом деятельности, а также реализация на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов членов трудового коллектива.
Предметом деятельности предприятия является:
– обеспечение постоянной технической готовности эксплуатируемых средств организации дорожного движения;
– своевременное и качественное строительство объектов, связанных с задачами обеспечения дорожного движения;
– техническое обслуживание, содержание и замена средств и автоматизированных систем организации дорожного движения (светофоров, аппаратуры регулирования, дорожных знаков, ограждения и т.п.);
– разметка проезжей части улично-дорожной сети;
– выпуск продукции производственно-технического назначения.
Предприятие имеет право заниматься отдельными видами деятельности на основании специального разрешения (лицензии).
Предприятие вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном действующим законодательством.
Имущество предприятия находится в собственности г. Минска, принадлежит ему на праве хозяйственного ведения. Владение, пользование и распоряжение этим имуществом предприятие осуществляет в пределах, определяемых законодательством и Учредителем.
Имущество предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
Имущество предприятия составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе предприятия.
Источниками формирования имущества предприятия являются:
- денежные и неденежные вклады Учредителя в уставный фонд предприятия;
- доходы, полученные от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг;
- доходы от ценных бумаг;
- кредиты банков и других кредиторов;
- капитальные вложения, целевое финансирование и дотации из государственного бюджета;
- безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования юридических и физических лиц;
- иные источники, не запрещенные законодательными актами Республики Беларусь.
Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, в залог, вносить в качестве вклада в уставный фонд хозяйственных обществ и коммандитных товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия Учредителя в соответствии с действующим законодательством.
Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законодательством, Учредителем.
Имущество предприятия, находящееся в хозяйственном ведении, не может быть передано в доверительное управление.
Предприятие самостоятельно организует свою деятельность, обеспечивающую реализацию уставных целей, исходя из необходимости производства и выполнения работ, оказания услуг и определяет перспективы развития, если иное не установлено Учредителем.
Основу программы деятельности и определения плановых объемов в первоочередном порядке составляют хозяйственный договор с ГУВД Мингорисполкома, а также другие договоры, заключенные с потребителями услуг и поставщиками материально-технических ресурсов.
Предприятие свободно в выборе предмета договора (контракта), определении обязательств, любых других условий взаимоотношений с юридическими и физическими лицами, не противоречащих законодательству.
Предприятие организует материально-техническое обеспечение собственного производства и капитального строительства путем приобретения ресурсов на рынке товаров и услуг, по прямым договорам на основании распоряжений Учредителя согласно действующему законодательству.
Предприятие реализует свои работы и услуги по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, по ценам и тарифам, регулируемым государством.
Предприятие может выступать в качестве заказчика и привлекать соответствующие организации для выполнения проектных, строительно-монтажных, наладочных и других работ, а также размещать заказы на изготовление необходимых изделий на других предприятиях.
Предприятие самостоятельно определяет формы и системы оплаты труда работников на основе тарифных ставок и должностных окладов, использует существующую систему надбавок и доплат, самостоятельно утверждает премиальную систему.
Расчеты предприятия по своим обязательствам с другими предприятиями производятся в безналичном порядке через учреждения банков.
Расчеты наличными деньгами с гражданами осуществляются в соответствии с правилами совершения расчетных и кассовых операций.
Предприятие несет полную ответственность за соблюдение интересов государства и прав граждан, сохранность собственности, выполнение прямых обязательств и безубыточную работу.
Основным показателем финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия является прибыль. Прибыль предприятия, после уплаты налогов и других платежей в бюджет (чистая прибыль) остается в полном его распоряжении. Предприятие самостоятельно определяет направления использования чистой прибыли.
Предприятие за счет чистой прибыли может создавать фонды, предусмотренные законодательством: фонд потребления и фонд накопления. Порядок образования и расходования соответствующих фондов из чистой прибыли определяется предприятием самостоятельно.
Деятельность отелов и служб на предприятии сформирована по принципу линейно-функциональной структуры управления. При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель – директор предприятия, возглавляющий коллектив. При разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов ему помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений. В прямом подчинении у руководителя предприятия находятся главный инженер и 5 служб: администрация, группа технической документации, планово-экономический отдел, отдел материально-технического снабжения и главный бухгалтер с аппаратом бухгалтерии.
Функциональные обязанности заместителя директора предприятия выполняет главный инженер. В его непосредственном подчинении находятся: служба транспорта, энергомеханический участок, участок подсобного производства и подготовки, служба нового строительства, служба эксплуатации, производственно-технический отдел, группа программного обеспечения и надежности.
Работой энергомеханического участка руководит начальник отдела. В своем составе участок имеет 5 специализированных подразделений, в том числе лабораторию электрических измерений.
Планово-экономический отдел занимается расчетом стоимости выпускаемых изделий, работ, услуг; расчетом заработной платы; проведением анализа работы предприятия по итогам месяца, года; составлением производственного плана на месяц, квартал, год.
Среднесписочная численность работников КУП «СМЭП Мингорисполкома» в 2008 г. составила 200 чел., что больше показателя 2007 г. на 2 чел. За 2008 г. на предприятии принято на работу 58 чел., уволено 65 чел., из них по сокращению штатов – 1, за нарушение трудовой дисциплины – 11, по желанию работников и по соглашению сторон – 51 чел. Указанные показатели свидетельствуют о в целом высоком уровне организационной дисциплины на предприятии.
В 2008 г. на КУП «СМЭП Мингорисполкома» работали внешними совместителями 2 чел., выполнял работу по договорам подряда 1 чел. По состоянию на 1 января 2007 г. на предприятии имелось 20 вакантных рабочих мест. Планируется, что в 2007 г. среднесписочная численность работников КУП «СМЭП Мингорисполкома» составит 201 чел.
Характеристика выпускаемой продукции, услуг, работ и их рынков сбыта
Предприятие выполняет следующие виды услуг, работ, изделий:
- обеспечение постоянной технической готовности эксплуатируемых средств организации дорожного движения;
- своевременное и качественное строительство объектов, связанных с задачами обеспечения дорожного движения;
- техническое обслуживание, содержание и замена средств и автоматизированных систем организации дорожного движения (светофоров, аппаратуры регулирования, дорожных знаков, ограждения и т.п.);
- разметка проезжей части улично-дорожной сети;
- выпуск продукции производственно-технического назначения – изготовление дорожных знаков, креплений технических средств регулирования дорожного движения (кронштейны, площадки под контроллеры, хомуты, колонки, стойки под дорожные знаки, светофоры, дорожное ограждение).
Нанесение дорожной разметки . Дорожная разметка – элемент системы организации дорожного движения, включающий линии, стрелы, надписи и другие обозначения на проезжей части дорог общего пользования, городских дорог и улиц с усовершенствованным покрытием, а также на элементах дорожного обустройства и инженерных сооружениях, применяемых самостоятельно или в сочетании с дорожными знаками и светофорами.
Устройство дорожного ограждения . Дорожное ограждение – элемент системы технических средств организации дорожного движения, представляющий собой конструкции и устройства, предназначенные для предотвращения съездов транспортных средств за пределы дороги, с мостов, путепроводов и эстакад, наездов на опасные препятствия и столкновений со встречными транспортными средствами, организации движения транспортных и пешеходных потоков, а также предотвращения выхода животных на проезжую часть.
Установка временных дорожных знаков . Временный дорожный знак – дорожный знак, применение которого вызвано причинами временного характера и не предусмотрено проектом организации дорожного движения или дислокацией дорожных знаков.
Установка дублирующих дорожных знаков. Дублирующий дорожный знак – одноименный с основным дорожный знак, который располагается слева от дороги, на разделительной полосе (островке) или над проезжей частью, в одном створе с основным знаком.
Установка дорожных знаков. Дорожный знак – элемент системы технических средств организации дорожного движения, представляющий собой сигнальное устройство установленной формы, содержащий условное обозначение или надписи, предназначенный для информирования участников дорожного движения об условиях, направлениях и режимах движения на дорогах.
Устройство дорожных светофоров . Дорожный светофор – элемент системы технических средств организации дорожного движения, представляющий собой светосигнальное устройство, предназначенное для регулирования дорожного движения.
Также предприятие вправе осуществлять следующие виды деятельности:
- производство строительных металлоконструкций;
- земляные работы;
- строительство инженерных сооружений;
- строительство дорог, аэродромов и спортивных сооружений;
- прочие строительные работы, требующие строительных профессий;
- электромонтажные работы;
- установка прочего инженерного оборудования;
- торговля автомобилями;
- техническое обслуживание и ремонт автомобилей;
- оптовая торговля лакокрасочными материалами;
- оптовая торговля прочими машинами и оборудованием;
- перевозка грузов автомобильным транспортом;
- деятельность по эксплуатации и содержанию автомобильных дорог;
- электросвязь;
- технические испытания и исследования;
- прочая коммерческая деятельность.
В соответствии с Решением Мингорисполкома для осуществления функционально-оперативного руководства предприятием в вопросах соблюдения сроков и качества выполняемых работ, утверждения мероприятий по эксплуатации и внедрению технических средств организации дорожного движения Заказчиком является ГУВД Мингорисполкома.
Согласно уставу основным видом деятельности КУП «СМЭП Мингорисполкома» является комплекс работ и мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения на территории города Минска. Исходя из специфики деятельности организации, связанной с необходимостью выработки единообразного подхода к осуществлению комплекса мероприятий по внедрению и эксплуатации технических средств и систем регулирования дорожного движения в городе, КУП «СМЭП Мингорисполкома» является естественной монополией на территории города Минска.
Основными факторами, влияющими на размер и перспективы развития рынка работ, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, являются:
1. Генеральный план развития города Минска.
2. Размер бюджетного финансирования, выделяемого из городского бюджета.
Первый фактор обуславливает объем заказов предприятию на проведение строительства и реконструкцию светофорных объектов на вновь возводимых и модернизируемых объектах инфраструктуры города Минска. В данном случае основными заказчиками выступают ГУВД Мингорисполкома, либо организации, выполняющие строительные работы на данных объектах. В последнем случае КУП «СМЭП Мингорисполкома» является субподрядчиком на проведение строительства либо реконструкции технических средств и систем регулирования дорожного движения на вновь возводящихся объектах инфраструктуры г. Минска.
Стоимость работ, выполняемых КУП «СМЭП Мингорисполкома», определятся на основе проектно-сметной документации разрабатываемой проектным институтом «Минскинжпроект», а также на основании «Норм времени и расценок», утвержденных в 1991 г. приказом МВД СССР №87. То есть предприятие не имеет возможности проводить самостоятельную ценовую политику по определению стоимости работ, выполненных на основе проектно-сметной документации.
Второй фактор, влияющий на объем выполняемых КУП «СМЭП Мингорисполкома» работ по обеспечению безопасности дорожного движения, связан с размером бюджетного финансирования. От данного показателя зависит планируемый на год уровень технического обслуживания светофоров, дорожных знаков и ограждения; аварийно-восстановительный ремонт, средний ремонт светофорных объектов и нанесение дорожной разметки.
Объем ежегодных работ по техническому обслуживанию светофоров, дорожных знаков и ограждения определяется на основании договора подряда на внедрение и эксплуатацию технических средств и систем организации дорожного движения, заключаемого между КУП «СМЭП Мингорисполкома» и ГУВД Мингорисполкома. В приложении к данному договору утверждается годовой график технического обслуживания светофорных объектов, дорожных знаков и ограждения. На основе годового графика КУП «СМЭП Мингорисполкома» разрабатывает квартальные и ежемесячные графики обслуживания технических средств и систем организации дорожного движения в городе Минске.
Размер работ по среднему ремонту светофоров и нанесению дорожной разметки также определяется по согласованию с ГУВД Мингорисполкома и зависит от объема бюджетного финансирования. Размер бюджетного финансирования определяется в бюджете города Минска на очередной финансовый год.
Стоимость указанных ранее работ определяется согласно актам выполненных работ. При этом акты разрабатываются на основании «Норм времени и расценок на работы по организации дорожного движения», утвержденных приказом МВД СССР.
Учитывая монопольное положение КУП «СМЭП Мингорисполкома» на рынке работ по обеспечению безопасности дорожного движения г. Минска, государством утвержден регламентируемый порядок формирования стоимости выполняемых КУП «СМЭП Мингорисполкома» работ. Таким образом, предприятие не имеет возможности проводить собственную ценовую стратегию по определению стоимости выполняемых работ по обеспечению безопасности дорожного движения (эксплуатация технических средств и систем организации дорожного движения) в г. Минске. То есть финансовое положение предприятия находится в зависимости от объема работ требуемого заказчиками.
Литература
1. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / Г.В. Савицкая. – Минск: ООО «Новое знание», 2001.
2. Инструкция по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности, утв. Постановлениями Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь и Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 14 мая 2004 г. №81/128/65 (с изменениями и дополнениями).
3. Устав в внутренние документация КУП «СМЭП Мингорисполкома».