Общие принципы планирования туризма

СОДЕРЖАНИЕ: Процедура заключения чартерного договора. Состояние рынка гостиничных услуг. Характеристика туристских ресурсов и технология организации внутреннего туризма в Поволжье. Общие принципы планирования туризма. Правовые основы перевозок воздушным транспортом.

Оглавление

Дисциплина, предмет – Технология продаж туристских услуг

1. Существенные условия договора между туроператором и турагентом

2. Процедура заключения чартерного договора

Дисциплина, предмет – Организация средств размещения 6

1. Дополнительные услуги, предоставляемые гостям отеля во время их проживания

2. Новое поколение импринтеров - электрические. Где применяются механические импринтеры в гостиницах европейского стандарта

Дисциплина, предмет – Технология внутреннего туризма

1.Состояние рынка гостиничных услуг. Типы средств размещения в РФ. Состояние гостиничного фонда

2. Характеристика туристских ресурсов и технология организации внутреннего туризма в основных районах туризма

3. Состояние и проблемы развития внутреннего туризма в РФ на современном этапе

4. Характеристика туристских ресурсов и технология организации внутреннего туризма в Поволжье

Дисциплина, предмет - Стратегическое планирование туризма

1. Общие принципы планирования туризма

2. Стратегический менеджмент: основные элементы и этапы

Дисциплина, предмет – Транспортное обслуживание

1. Правовые основы регулирования перевозок воздушным транспортом

2. Регулярные и чартерные рейсы. Отличия, преимущества, проблемы и перспективы


Дисциплина, предмет – Технология продаж туристских услуг

1. Существенные условия договора между туроператором и турагентом

Реализация туристского продукта осуществляется на основании договора. Договор заключается в письменной форме и должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству в области защиты прав потребителей.

К существенным условиям договора относятся:

· информация о туроператоре или турагенте (продавце), включая данные о лицензии на осуществление туристской деятельности, его юридический адрес и банковские реквизиты;

· сведения о туристе (покупателе) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;

· информация о туроператоре, включая данные о лицензии на осуществление туристской деятельности, его юридический адрес и банковские реквизиты;

· достоверная информация о потребительских свойствах туристского продукта, включая информацию о программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов, о результатах сертификации туристского продукта;

· дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность;

· порядок встречи, проводов и сопровождения туристов; права, обязанности и ответственность сторон;

· розничная цена туристского продукта и порядок его оплаты; минимальное количество туристов в группе, срок информирования туриста о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы;

· условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования возникших в связи с этим споров и возмещения убытков сторон;

· порядок и сроки предъявления претензий туристом. Иные условие договора определяются по соглашению сторон.

Турист вправе требовать от туроператора или турагента оказания ему всех услуг, входящих в тур, независимо от того, кем эти услуги оказываются.

Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.

К существенным изменениям обстоятельств относятся:

· ухудшение условий путешествия, изменение сроков совершения путешествия;

· недобор указанного в договоре минимального количества туристов в группе, необходимого для того, чтобы путешествие состоялось;

· непредвиденный рост транспортных тарифов;

· введение новых или повышение действующих ставок налогов и сборов;

· резкое изменение курса национальных валют.

Туроператор или турагент не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы.

Возмещение убытков при расторжении договора осуществляется в соответствии с фактическими затратами сторон. При этом сумма, выплачиваемая в качестве возмещения убытков, не может превышать два размера стоимости туристского продукта. Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом туроператору или турагенту в письменной форме в течение 20 дней с момента окончания действия договора и подлежат удовлетворению в течение 10 дней после получения претензии.

Конкретные условия путешествия, розничная цена туристского продукта указываются в туристской путевке, выдаваемой туристу туроператором или турагентом. Туристская путевка является письменным акцептом оферты туроператора или турагента на продажу туристского продукта и неотъемлемой частью договора, а также документом первичного учета туроператора или турагента.

Урегулирование взаиморасчетов между туроператором или турагентом, направляющим туриста, и туроператором по приему или лицами, предоставляющими конкретные услуги, входящие в тур, осуществляется на основании туристского ваучера.

Дополнительные требования к организации путешествий лиц с ограниченной дееспособностью устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Процедура заключения чартерного договора

Предметом договора чартера является выполнение чартерной перевозки (разовой или цепочки) по определенному графику и маршруту.

Процедура заключения чартерного договора. 1. Переговоры с авиаперевозчиком. На этой стадии оператор или их пул аргументируют целесообразность чартерного рейса, приводят доказательства успешной продажи билетов на рейс, формирует основные требования чартерной перевозки (тип воздушного судна, ориентировочные даты рейса, маршрут, оплата). 2. Изыскание возможностей авиакомпании. Руководство перевозчика, рассмотрев заявленные операторами требования, пытается установить степень собственной подготовленности к выполнению планируемой чартерной перевозки (имеется ли в парке авиакомпании необходимое воздушное судно, какой график полетов этого судна на заявленный период времени, возможности получения права на вылет от органов власти места вылета и приема). 3. Подготовка летной документации (производится совместно авиаперевозчиком и службами аэропорта, рассматриваются полетные графики — слоты, формируется посадочный (взлетный) коридор, изыскиваются возможности осуществления посадки и высадки чартерных пассажиров в залах аэропорта). 4. В случае, когда между возможностями перевозчика, решениями руководства аэропорта и требованиями к туру заказчика достигается компромисс, происходит подписанием договора чартера сторонами. 5. Разработка ценовой стратегии реализации кресел туроператором. На этой стадии заказчик (или пул) устанавливает размер тарифа (в один конец, в оба конца), дифференцирует тарифы в зависимости от классов обслуживания на борту (бизнес, экономичный классы), устанавливает размеры комиссионного вознаграждения для туристических агентств, устанавливает льготные категории граждан и размеры скидок для них, правила и стоимость провоза багажа (особенно актуально при организации чартерных шоп -программ). Очевидно, что гораздо большие возможности в установлении максимально конкурентных цен имеет оператор -— единственный заказчик чартера, либо оператор, заявивший крупный блок кресел на борту. 6. Далее заказчик занимается реализацией кресел. Их продажа осуществляется в трех видах: продажа авиабилетов в составе турпакетов (наиболее выгодная для оператора схема работы, позволяющая получение более высокой прибыли за счет нормы прибыли как в тарифах, так и в наземном обслуживании), продажа авиабилетов только частным лицам, продажа авиабилетов агентствам (наименее выгодная схема работы оператора). Помимо собственно перевозки авиакомпании оказывают ряд дополнительных услуг своим пассажирам, которые условно можно классифицировать на услуги, оказываемые на борту лайнеров, и услуги, оказываемые в наземных структурах (во время посадки и высадки пассажиров). Перечень и степень комфорта оказываемых на борту лайнеров услуг зависит от класса авиакомпании, величины тарифов, традиций перевозчика, продолжительности полета, типа перевозки (регулярная или чартерная), класса салона (первый, бизнес-, эконом-классы). Одним из основных составляющих комфорта является тип пассажирского кресла (расстояние между креслами, наличие встроенного столика, пепельницы, мусоросборника), возможности трансформации кресла (угол откидывания спинки), наличие индивидуальной системы радио- или телетрансляции на борту, возможность совершения телефонных звонков с борта самолета, отправки факсов, Интернет-сообщений. Второй по важности компонентой комфорта является тип и качество предоставляемого во время полета питания (возможность выбора меню, возможность заказа диетического питания либо блюд национальной кухни еще до полета, качество приготовления пищи, состав и количество бесплатных напитков и т. д.). Кроме традиционных атрибутов комфорта довольно значимыми являются: индивидуальное освещение, температурный режим и кондиционирование в салоне, уровень шума и вибрации, наличие на борту салонов для курящих и некурящих, предоставление во время полетов журналов, прессы, информационных изданий, индивидуальный подход обслуживающего персонала (стюарды). Услуги, оказываемые перевозчиком на земле (во время приобретения авиабилетов, регистрации пассажира, прохождения таможенного и пограничного контроля, ожидания и посадки, а также обратной процедуры высадки туристов), сильно зависят от классности и комфорта здания аэровокзала. В отдельных аэропортах посадка (высадка) туристов различных классов (бизнес- и эконом-) осуществляется из разных залов, при этом в VIP-зале гораздо более комфортные условия ожидания с ускоренными таможенными формальностями, скоростной трансфер и регистрация по телефону. В залах ожидания практически любого аэропорта функционируют магазины, предприятия общественного питания, видеосалоны, бытовые службы, медицинские пункты, а в залах международных полетов — специализированные магазины duty-free, торгующие товарами известных марок по сниженным ценам за счет их освобождения от ряда налоговых сборов. Кроме того, авиакомпания (через свои представительства в аэропортах) оказывает информационные услуги (как на национальном, так и на местных языках), осуществляет продажу авиабилетов, доставку билетов в офисы и дома, бронирование мест по телефону, в отдельных случаях, организует трансфер из города в аэропорт, бронирует гостиницы и т. д.


Дисциплина, предмет – Организация средств размещения

1. Дополнительные услуги, предоставляемые гостям отеля во время их проживания

Под названием « дополнительные услуги» подразумеваются различные службы, предоставляемые гостям бесплатно или за плату. Речь идёт о мелких услугах, которые упрощают и делают более приятным проживание гостей в отеле.

Можно организовать в гостинице завтраки, обеды и ужины, или просто завтраки. Если у Вас в штате нет повара, договоритесь со службой доставки еды и работайте с ней на %. Повысить цены на еду в своей гостинице можно на 20% от ее первоначальной стоимости.

Мини-бар также способен стать помощником. Небольшими холодильниками со сладким и прохладительными напитками можно оснастить каждый номер в гостинице. Летом особенно идут соки, лимонады, пиво и другие слабоалкогольные напитки. Сильноалкогольные продаются только по лицензии, которую получить можно, но это потребует времени и денег. Поэтому такую услугу предлагают только крупные гостиничные комплексы.

Завтрак рекомендуется включать в стоимость номера. Он должен быть полноценным, способным накормить любого мужчину или женщину репродуктивного возраста. Если в гостинице нет своего повара, для завтрака можно использовать каши быстрого приготовления, нарезки для бутербродов, подавать соки, кофе или чай, кормить йогуртами или яйцами. Главное, не только накормить клиента, но и красиво это преподнести. Гостиница должна стать для него эстетическим центром, музеем, а не больницей, где все делается только в практических целях: есть, чтобы не умереть.

Еще одна важная дополнительная услуга гостиницы - туризм. Свою туристическую фирму уместно открывать, если в гостинице более 100 номеров. В других случаях лучше заключить договор со сторонней туристической компанией и получать свой процент (обычно 20%). Можно организовывать обзорные экскурсии по городу или пригородам, а также специальные - по отдельным объектам.

Такси тоже может выступать как дополнительный гостиничный сервис. Для перевозок клиентов легче всего договориться с крупной таксомоторной компанией. Например, нашей.

В гостинице должен быть Интернет: стационарный или WiFi. Легче и доступнее будет провести WiFi.

Также в гостинице можно продавать средства личной гигиены, тапочки и банные халаты.

2. Новое поколение импринтеров - электрические. Где применяются механические импринтеры в гостиницах европейского стандарта

Импринтер - механическое устройство, предназначенное для переноса оттиска рельефных реквизитов платежной карты и клише импринтера на слип.

Слип для продажи товара или услуги - трехслойный документ, содержащий оттиск с платежной карты и с клише торгово-сервисного предприятия после прокатывания в импринтере. При оформлении операции с использованием импринтера кассир:

С помощью импринтера делает оттиск карты на слипе.

Вносит в слип необходимые данные о проводимой операции (дата, сумма операции, код авторизации).

Проводит голосовую авторизацию (разрешение Банка-эмитента на проведение операции с использованием платежной карты).

После проведения операции все оформленные слипы в установленный срок (обычно до 10 банковских дней) инкассируются в Банк.

Для интенсивной эксплуатации рекомендуется приобретение электрического импринтера (модель 840), так как обычные механические планшетные импринтеры не предназначены для частого использования.

Устройство предназначено для активного использования в магазинах, туристических агентствах, гостиницах, центрах досуга и т.д. Благодаря небольшим размерам, может быть размещено в любой торгово-сервисной точке. Будучи электронным устройством, обеспечивает одинаково высокое качество отпечатка на любом слипе стандартного размера.

Особенную прочность импринтеру придает использование в конструкции стальных и алюминиевых деталей, а также деталей из ударопрочной пластмассы.

В стандартную комплектацию входят: устройство простановки даты, чернильный ролик для получения оттиска, а также резиновые присоски для закрепления импринтера на поверхности стола операциониста.


Дисциплина, предмет – Технология внутреннего туризма

1. Состояние рынка гостиничных услуг. Типы средств размещения в РФ. Состояние гостиничного фонда

Последние десять лет российский гостиничный рынок ежегодно рос на 15-20%. По итогам 2007 г. объем рынка составил порядка $ 4 млрд.

На сегодняшний момент для инвесторов наиболее прибыльным и перспективным является московский рынок гостиничной недвижимости. По данным международного агентства TRI Hospitality Consulting, в первом полугодии 2007 года каждый гостиничный номер в столице принес его владельцу €149 чистой прибыли, что на €36 больше, чем в Лондоне, занявшем второе место.

По имеющимся данным, всего в российской столице 34,4 тыс. гостиничных номеров, 40% приходится на гостиницы категории три звезды, 28% - на две звезды, 18% - на четыре звезды, 8% - на пять звезд.

К 1 января 2008 года в Москве насчитывалось в общей сложности 223 гостиницы на 72,4 тысячи мест. В тоже время по данным официальной статистики, на декабрь 2007 года предложение гостиничного хозяйства Москвы представлено 203 гостиницами с совокупным номерным фондом 40,3 тысячи номеров (или примерно 68,4 тысячи мест).

Рентабельность гостиниц в регионах составляет 15 - 20%, а в Москве 17 25%. Это почти в 2,5 раза больше, чем в Европе, где аналогичный показатель не превышает 10%.

К ключевым тенденциям развития гостиничного бизнеса в России относятся:

Постепенное насыщение сегментов жилой, офисной и складской недвижимости и приток инвесторов в гостиничный бизнес .

· Ускоренное развитие сегмента гостиничной недвижимости в регионах.

· Выход на гостиничный рынок инвесторов, не связанных с гостиничным бизнесом.

· Увеличение привлекательности многофункциональных объектов для инвесторов.

· Создание производств полного цикла российскими туроператорами.

· Консолидация гостиничного бизнеса.

· Покупка зарубежных гостиниц российскими компаниями и предпринимателями.

Государственная система классификации разделяет средства на три основных типа и пять общепринятых категорий.

Основные типы средств размещения:

· гостиницы, мотели и пр. с количеством номеров более 50;

· гостиницы, мотели и пр. с количеством номеров менее 50;

· дома отдыха, пансионаты и аналогичные средств размещения.

Категории: пять звезд, четыре звезды, три звезды, две звезды и одна звезда. В системе классификации звезды присваиваются всем категориям средств размещения: гостиницам, мотелям, пансионатам, домам отдыха и др.

На сегодня количество гостиничных мест в Москве составляет около 63000. Номерной фонд приблизительно 35 000. Количество гостиниц в городе – около 150 (это примерно 4% от общего числа российских гостиниц). Почти треть гостиниц расположена в центре города. Достаточно сложно определить структуру предложения. Это связано с тем, что многие гостиницы не прошли аттестацию и, соответственно, не относятся к определенному классу. Другие просто морально устарели и не соответствуют принятым стандартам качества. Так, многие объекты сложно отнести даже к уровню 2х звезд (например, гостиницы в СВАО Москвы, такие как «Останкино»). На долю таких объектов приходится до 30 % номерного фонда города». Доля пятизвездных гостиниц составляет примерно 7%, четырехзвездных- 20 %, трехзвездных - около 40%. Средняя загрузка гостиниц составляет сейчас около 70 %, а в период наивысшей туристической активности достигает практически 100%.

Не секрет, что недавно законодательство РФ претерпело значительные изменения, и сегодня, по мнению большинства экспертов, это основная проблема. Как известно, только в конце 2004 г. был принят серьезнейший пакет документов федеральных законов – Градостроительный кодекс, Жилищный кодекс, а также были внесены существенные изменения в Земельный кодекс. Кроме того, была изменена 31 глава Налогового кодекса. Все это ставит правительственные структуры в сложные условия, но и Мосгордума, и все правительственные структуры нацелены на преодоление сложившихся трудностей.

Тем не менее, если сейчас еще довольно сложно судить о том, насколько он осуществим, причины заявленных преобразований вполне очевидны.

2.Характеристика туристских ресурсов и технология организации внутреннего туризма в основных районах туризма

Развитие туристского бизнеса в условиях рынка требует наличия рекреационных ресурсов, капитала, технологии и кадров.

В отличие от других отраслей экономики, туристские ресурсы очень многообразны и включают природные и антропогенные геосистемы, тела и явления природы, артефакты, которые обладают комфортными свойствами и потребительской стоимостью для рекреационной деятельности и могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления определенного контингента людей в фиксированное время с помощью существующей технологии и имеющихся материальных возможностей. Составной частью рекреационных ресурсов являются люди, которые работают в сфере туризма или могут принять участие в организации и обслуживании рекреационной деятельности в перспективе. Динамичное развитие туристского бизнеса требует также развитой инфраструктуры, поскольку без этого даже при высоких аттрактивных свойствах природных и культурных комплексов их освоение широким кругом потребителей невозможно.

Как и любые другие, рекреационные ресурсы небезграничны, они имеют определенный объем (потенциальный запас), время использования, условия эксплуатации и, есте¬ственно, стоимость.

Реализация туристского бизнеса в условиях рынка может быть осуществлена при наличии четырех основных составляющих:

· капитала;

· технологии;

· кадров;

· туристских ресурсов.

Это означает, что, недостаточно, имея капитал, купить технологию, нанять кадровую команду и заниматься туризмом. Для этого необходимо выбрать место, где имеются туристско-рекреационные ресурсы, а если такого места нет, то создать его. Это одна из специфических особенностей туристского бизнеса в условиях рынка. Так как четвертая составляющая – туристские ресурсы – является наиболее дешевой, то в целом это определяет высокую рентабельность туристского бизнеса. Если туризм связан с созданием туристского ресурса (а не потреблением имеющегося), то себестоимость туристского продукта резко возрастает.

Под ресурсами в широком смысле этого слова понимают:

· экономические;

· природные;

· культурно-исторические;

· трудовые;

· финансовые;

· социальные;

· производственные.

Под туристскими ресурсами понимают совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для создания туристского продукта. Как правило. Туристские ресурсы определяют формирование туристского бизнеса в том или ином регионе.

Туристские ресурсы имеют следующие основные свойства:

· привлекательность;

· климатические условия;

· доступность;

· степень изученности;

· экскурсионная значимость;

· пейзажные характеристики;

· социально-демографические характеристики;

· потенциальный запас;

· способ использования и др.

Данные ресурсы используются в оздоровительных, туристских, спортивных и познавательных целях.

Туристские ресурсы условно можно подразделить на две группы:

1) природные;

2) инфраструктурные.

Динамическое развитие туристского бизнеса требует наличия обеих групп. Даже при высоких аттрактивных свойствах природных ресурсов без наличия коммуникаций, средств связи, коммунальной инфраструктуры просветительных учреждений, памятников культуры, искусства и др. – туристский бизнес для широкого круга потребителей невозможен.

В отличие от путешествий туризм - это перемещение людей в достаточно короткие промежутки времени.

Длительные путешествия совершаются лишь единицами индивидуумов. Туризм же массовое явление XX века, получившее свое развитие в силу сложившейся в развитом обществе политико-экономической ситуации. Люди (в большинстве своем трудящиеся по найму) повсеместно получили право на ежегодный короткий (в среднем 2-3 недели) отпуск. После второй ми ровой войны (1939-1945 гг.) люди в большинстве своем сталжить в достатке, позволяющем выделять средства на отдых и краткосрочные путешествия в целях отдыха. Развитые транс портные средства, открывшие эру трансконтинентальных полетов на воздушных судах, дали вполне доступную возможность посещения практически любых уголков мира.

По статистике наибольшую долю занимает туризм выходного дня (2-3 дня), далее следуют небольшие туристские поездки (6-7 дней), значительно меньшую долю занимают 8-12-дневные туры. Все остальные, более длительные, туристские поездки выпадают из статистики по причине ничтожности своего удельного веса в общей массе.

3.Состояние и проблемы развития внутреннего туризма в РФ на современном этапе

Российский рынок туризма составляет пока около 2-3% мирового, но развивается и будет развиваться в 3-4 раза большими темпами с приростом оборота около 2-3 млрд. долл. в год.

Из-за множества проблем с туристической инфраструктурой Россия пока не может выйти в безусловные лидеры мирового туризма в ближайшие десять лет. Однако, по прогнозам Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), рынок страны будет бурно развиваться и в 2006-2014 годах Россия выйдет на второе место в мире по инвестициям.

По данным Всемирной туристской организации к 2020 году приезд в Россию станет одним из самых популярных туристских направлений, а россияне станут самыми активными путешественниками. Также отмечается изменение структуры въезда-выезда в пользу въезда, в соотношении 60,7% по въезду к 39,3% по выезду. Это будет способствовать развитию внутреннего туризма и улучшению баланса экспортно-импортных операций по статье «туризм».

Следует отметить, что по совокупности объективных причин (наличие платежеспособного спроса, ограничение возможности выезда за рубеж значительной части, в том числе и платежеспособного, населения) услугами выездного туризма могут пользоваться не более 1,5% общей численности населения России. Поэтому в настоящее время для обеспечения конституционного права граждан на отдых и решения задач оздоровления нации все большее значение приобретает внутренний туризм.

Потенциал туризма в России высоко оценивается западными экспертами. Всемирный Совет по путешествиям и туризма составил высшую лигу туристских стран мира в 2004 году и в перспективе на 2014 год Россия вошла в первую десятку самых перспективных стран. Оценки доходности от туризма также весьма высоки – 7-8 млрд. долларов.

Высокими темпами будут развиваться также инфраструктура туризма. Наиболее динамичный рост прогнозируется для индустрии транспортного обслуживания туристов, в частности для авиационного транспорта.

4.Характеристика туристских ресурсов и технология организации внутреннего туризма в Поволжье

Поволжье – один из самых перспективных рекреационных районов России. Это обусловлено следующими объективными факторами:

• исключительно удобным географическим положением в Центральной части России между самыми густонаселенными урбанизированными районами Столичным и Уральским, поставляющими наибольшее число внутренних туристов и обладающими хорошо развитыми транспортными связями;

• большой численностью населения: около 16 млн собственных жителей региона составляют основную массу местных потребителей рекреационных услуг;

• разнообразным природным и культурным наследием, определяющим полифункциональность региона, в котором могут быть представлены все виды природоориентированного и культурного туризма;

• хорошо развитой социокультурной инфраструктурой – основой культурного и спортивного досуга и событийно-зрелищных мероприятий;

• относительным экономическим благополучием субъектов Федерации, входящих в состав рекреационного района Среднее Поволжье, обусловливающего наличие платежеспособного местного потребителя туристско-рекреационных услуг и инвесторов, способных вкладывать средства в развитие туриндустрии;

• хорошо развитой промышленной индустрией в сочетании с присутствием в регионах транснациональных корпораций (ТНК) – основой развития делового туризма.

Все это создает благоприятные условия для развития в Среднем Поволжье местного, внутреннего и въездного туризма. Конечно, начавшийся мировой экономический кризис приведет к сдерживанию темпов роста туризма, но, как показывает мировой опыт, не остановит его. Очень важно в условиях кризиса разработать грамотную стратегию развития туризма и курортного дела, которая должна базироваться на анализе современного состояния рекреации и туризма в регионе, на выявлении новых потенциальных возможностей в развитии рекреации и туризма региона, на выработке необходимых мер для реализации этих возможностей.

По рекреационному районированию России район Среднее Поволжье входит в состав самой перспективной рекреационной зоны – Центр России и включает 8 субъектов РФ: 3 республики (Татарстан, Удмуртию и Мордовию) и 5 областей (Ульяновская, Саратовская, Пензенская, Самарская и Тамбовская). Общая площадь района 405 тыс. км2, численность населения 15933 тыс. человек. На российском туристском рынке наиболее известны регионы, расположенные непосредственно на Волге (Татарстан, Ульяновская, Самарская и Саратовская области) благодаря популярным круизным маршрутам, наличию известных курортов и проведению в них множества событийных мероприятий. Однако если проанализировать преобладающие туристские потоки, окажется, что в данном районе доминирует местный туризм, обслуживающий население Поволжья, за исключением круизных путешествий, в которых значительную часть составляют туристы из других регионов России и зарубежья. Это позволяет сделать вывод о недостаточно использованных рекреационных возможностях региона. Попытаемся это доказать на анализе рекреационного потенциала рассматриваемой территории.

Среднее Поволжье – территория, богатая природными и культурными комплексами для формирования полифункциональной рекреационной системы.

Поволжье особенно привлекательно благодаря комфортным ландшафтно-климатическим условиям и разнообразным гидроминеральным ресурсам.

Природные ландшафты региона отличаются значительными функциональными возможностями для лечебного отдыха и высокими эстетическими качествами.

Вдоль Волги на протяженности почти 1700 км от Чувашии до Волгограда наблюдается значительная контрастность ландшафтов правобережья и левобережья Волги. По правому берегу проходит исключительно живописная Приволжская возвышенность – наиболее расчлененная часть региона. Она крутым уступом обрывается к Волге, местами берег почти отвесный, перепады высот от уреза воды до борта долины достигают 100 м. Крутизна и обнаженность берегового уступа Волги поддерживается оползнями, которые наиболее активны в Ульяновской, Саратовской и отчасти Самарской областях. За счет многочисленных выходов грунтовых вод на Волжском косогоре образовался сложный рельеф с полулунными оползневыми цирками в верхней части склонов и бесформенным нагромождением изломанных пластов, складок, бугров и гряд, достигающих иногда огромных размеров. В местах выхода известняков обнаруживаются карстовые воронки с пещерами или причудливые формы рельефа в виде столбов, которые на Волге называют «столбичами». У подножия уступов проходит полоса песчаных пляжей. Конечно, такие берега интересны в основном для целей спортивного туризма, предоставляя возможности для скалолазания, а для отдыхающих на курортах они имеют в основном эстетическое значение, определяя неповторимость местных пейзажей. Особенно красивы Жигулевские ворота, где в районе Самарской Луки Волга зажата между Жигулями и Сокольими горами. С высоты крутого берега открываются потрясающие видовые панорамы на обширную гладь водохранилищ и заволжские дали. Своеобразны также конические сопки, увалы, размытые глыбы.

Однако не только эстетическим воздействием ценна Приволжская возвышенность. Здесь есть и достаточно пологие склоны для прокладки терренкуров разной степени сложности и горнолыжных трасс, разнообразящих зимние спортивные занятия отдыхающих, что сделано в санатории «Волжский утес».

Совсем другой облик имеет левобережье, где плоские слегка всхолмленные равнины чередуются с бескрайними полями, небольшими озерами, болотами. Местами к реке подходят песчаные пляжи и боровые леса.

Реки Волга и Кама – главные круизные магистрали Европейской части России. По ним проходят известные круизные маршруты вниз и вверх по Волге с выходами в Каспийское, Азовское и Балтийское моря.

Территория Среднего Поволжья характеризуется повышенной обводненностью благодаря реке Волге и ее притоками, в первую очередь, реке Каме, а также рекам в западной части региона, относящимся к бассейнам рек Дона (Хопер, Медведица) и Оки (Мокша). Рекреационно освоены и другие крупные притоки Волги и Камы, относящиеся к средним рекам – Сура, Свияга, Самара, Иргиз, Еруслан, Вятка и др., на которых организуются байдарочные сплавы и прогулочные маршруты.

Большое рекреационное значение имеют созданные на Волге и Каме Чебоксарское, Куйбышевское, Саратовское и Нижнекамское водохранилища. Роскошные песчаные пляжи, наличие песчаных отмелей, длительный купальный сезон (80–100 дней) создают предпосылки для пляжно-купального отдыха. А наличие крупных акваторий, ширина которых достигает 20–40 км, изрезанных заливами берегов благоприятствует развитию яхтинга, виндсерфинга, лодочных прогулок. Их можно организовывать как с развлекательно-спортивными, так и с медицинскими целями, внедряя в лечебную практику прибрежных курортов методы аэротерапии (лечебную греблю, катание на катамаранах).

Природная заозеренность Среднего Поволжья невелика. Здесь преобладают в основном небольшие пресные озера, такие как Лесное, Белое, Кармальское на правобережье и Лебяжье, Мочальское и Красинское на левобережье.

В Татарстане в Предкамье встречаются карстовые озера. Для купания могут быть также использованы небольшие карстовые озера глубиной 2–3 м, отличающиеся чистотой воды и красотой окружающего пейзажа, расположенные вблизи с. Большие Кляри (оз. Лесное), Малые Кармалы (оз. Кармальское) и д. Юматово (оз. Озеро). В южной части района в основном в пределах Самарской и Саратовской областей распространены соленые озера (Молочка, Тепловка, Чапаевское) различной минерализации, рапа и грязевые залежи которых пригодны для курортного и внекурортного освоения. Рыбные запасы водоемов способствуют любительскому лову, столь популярному среди отдыхающих Поволжья. Благоприятен для лечебных целей и третий элемент ландшафта – растительный покров.

Лесная зона заходит сюда лишь узкой полосой на севере, окаймляя северную окраину лесостепи. Леса представлены в основном сосновыми, местами еловыми, мелколиственными и широколиственными породами. Примерно на широте Казани леса сменяет лесостепь, которая на высоком волжском правобережье тянется значительно дальше к югу, чем в Заволжье, где ее южная граница достигает только долины рек Самары и Большого Кинеля. Лесов, особенно на правобережье, сравнительно много: так, в Хвалынском национальном парке на юге региона в Саратовской области лесистость достигает 95%. В лесных массивах ель и пихта, типичные для лесов северного Поволжья, вытесняются широколиственными породами, особенно дубом и липой, которые входят и во второй ярус наряду с ильмом и кленом остролистным. В подлеске растут лещина (орешник), бересклет, крушина, шиповник, жимолость и другие кустарники. Широколиственные леса способствуют повышению ионизации воздуха, они достаточно устойчивы к антропогенным нагрузкам, а выделяемые ими фитонциды оказывают благоприятное воздействие на отдыхающих.

По мере продвижения к югу естественных лесов становится меньше, преобладают широколиственные породы, лишь на песках и супесчаных наносах встречаются сосняки с дубом и липой. В лесах с редким подлеском развивается пышное дубравное разнотравье, богатое лекарственными растениями. Остепненные участки в северной части представлены влажными разнотравными луговыми степями, на юге более сухими дерновинными луговыми степями с преобладанием ковылей, типчака, овсеца и тонконога. Растительный покров способствует широкому введению в лечебную практику курортов фитотерапии, апитерапии и кумысолечения.

Такое разнообразие растительного покрова, чередование открытых и закрытых пространств способствуют благотворному воздействию пейзажа на психическое состояние отдыхающих, а богатые ягодные угодья разнообразят их прогулки по окрестностям здравниц.

Лесостепные пространства Среднего Поволжья обладают богатым животным миром, что представляет познавательный интерес для отдыхающих и возможность организации для них охоты.

Среднее Поволжье располагает значительными ресурсами для экологического туризма, занимая второе место среди рекреационных районов европейской части страны после Урала. Здесь созданы 7 заповедников («Мордовский», «Пресурский», «Приволжская лесостепь», «Воронинский», «Хоперский», «Жигулевский», «Волжско-Камский») и 4 национальных парка («Смольный», «Нижняя Кама», «Самарская Лука» и «Хвалынский»). Наибольшую популярность как территория экотуризма получили Жигули, где сосредоточены одноименный заповедник и 2 национальных парка, а также татарские резерваты «Волжско-Камский» заповедник и национальный парк «Нижняя Кама».

Разнообразные пейзажно-выразительные экологически чистые ландшафты, богатые ягодами, грибами, хорошими рыболовными и охотничьими угодьями, встречаются в разных частях Среднего Поволжья, обусловливая хорошее развитие здесь сельского туризма.


Дисциплина, предмет - Стратегическое планирование туризма

1. Общие принципы планирования туризма

Известно, что туризм представляет собой сложнейшую комплексную систему, вовлекающую в сферу своего влияния различные секторы экономики. Вместе с тем до 1990-х гг. многие страны развивали туризм без какого-либо планирования или рассмотрения его на фоне общих процессов экономического развития общества.

Как показывает опыт бесконтрольного, случайного развития туризма, это привело к многочисленным проблемам экологического, экономического и социального характера, к которым можно отнести деградацию окружающей среды и потерю национальной самобытности, снижающие в свою очередь поток туристов и ведущие к экономическим потерям.

В современном мире, в условиях неконкурентоспособности экономики многих стран на мировом рынке, многие правительства рассматривают туризм как едва ли не единственную возможность своего успешного экономического развития. Отношение к туризму как к инструменту развития общества и экономики базируется на его эффективности в качестве мощного ресурса занятости населения, а также увеличения доходов и восстановления утерянных по разным причинам природных и культурных ресурсов.

Известно также, что уровень экономического развития различных стран и регионов отличается широким разнообразием. Некоторые государства процветают, в то время как другие пытаются сдержать процесс общественного и экономического падения. В последнем случае материальная и духовная среда общества чаще всего находятся в упадке, и туризм (как никогда кстати) становится потенциально привлекательной заменой предприятий производственного и иных сфер бизнеса. По этой причине в настоящее время все страны, обладающие развитой индустрией туризма, пришли к пониманию того, что планирование туризма составляет основу его цивилизованного развития.

Однако, прежде чем начать изучение и анализ принципов планирования туризма, необходимо сначала усвоить, что такое планирование туризма и почему оно необходимо.

Известнейший американский специалист и международный консультант в области планирования туризма Эдвард Инскип определил это понятие как организация будущего для достижения ряда определенных целей и задач.

Впервые о необходимости и важности планирования туризма было заявлено в знаменитой Гаагской декларации по туризму, принятой на Межпарламентской конференции по туризму, проведенной межпарламентской группой Нидерландов совместно с приглашенными ею Межпарламентским союзом (МПС) и Всемирной туристской организацией в апреле 1989 г. в Гааге. Межпарламентская конференция по туризму объявила Гаагскую декларацию инструментом международного сотрудничества и призвала парламенты правительства, государственные и частные организации, ассоциации и учреждения, отвечающие за туристскую деятельность, профессионалов в области туризма, а также самих туристов тщательно учитывать ее принципы в том виде, в каком они изложены в декларации, и основываться на них в своей деятельности.

Гаагская декларация впервые определила необходимость принятия мер, направленных на то, чтобы туризм составлял часть комплексного плана развития страны наряду с другими приоритетными секторами: сельским хозяйством, промышленностью, здравоохранением, социальным обеспечением, образованием и др. Таким образом, туризм был официально назван отраслью, которой государства должны уделять такое же внимание, как и другим видам социально-экономической деятельности.

Важность планирования туризма подтверждается и тем фактом, что официальным основным приоритетом деятельности Всемирной туристской организации (ВТО), наиболее авторитетной международной межгосударственной организации в мире в сфере туризма, является оказание практической помощи странам в области стратегии планирования туризма, туристской политики, развития туризма с учетом специфики региона, связи туристской отрасли с национальной экономикой, оценки перспектив развития туризма.

Планирование туризма, направленное одновременно на предотвращение негативных воздействий и вместе с тем выполнение целей и задач развития общества, должно осуществляться, как уже упоминалось, в соответствии с принципами так называемого устойчивого развития. Впервые определение и концепция устойчивого развития были предложены в докладе Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию в 1987 г., представленном и одобренном на Генеральной ассамблее ООН.

Ко времени Конференции ООН по окружающей среде и развитию, проходившей в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г., идея устойчивого развития окончательно устоялась и получила действенную поддержку на мировом уровне. Согласно определению «устойчивым развитием называется процесс, в рамках которого развитие происходит без нанесения ущерба ресурсам и их истощения, что и делает развитие возможным. Это, как правило, достигается либо таким управлением ресурсами, при котором они могут возобновляться с той же скоростью, с какой они используются, либо переключением с медленно возобновляемых ресурсов на быстро возобновляемые. При таком подходе ресурсы могут быть использованы как будущим, так и настоящим поколениями».

Туризм планируется на национальном, региональном, местном уровне, а также на уровне планирования «дестинаций», или «территорий туристского развития».

Национальный и региональный уровни (долгосрочный и стратегические уровни планирования туризма) предполагают формирования государственной, республиканской, региональной или областной политики развития туризма, законодательных основ его развития, координацию туристской деятельности как на отечественном, так и на международном уровне, а также рассмотрение других элементов, необходимых для развития и управления туризмом на стратегическом уровне, таких как создание рекламно-информационной системы, обеспечивающей пропаганду образа страны или региона как благоприятного для туризма, создание единых основ системы образования, профессиональной подготовки и переподготовки кадров для сферы туризма, научное обеспечение туристской деятельности и др.

Первостепенной функцией стратегического туристского планирования является формирование национальной туристской политики. Это обусловлено тем, что эта политика играет ключевую роль в определении направления туристского развития и приведении его в соответствие с потребностями и интересами населения страны. Создание системы управления туристской политикой также является важнейшим аспектом планирования туризма на национальном уровне. Другие важные задачи, обычно решающиеся в зарубежной и в отечественной практике на национальном уровне, включают в себя:

· стратегическое планирование материальной базы, при котором определяются главные объекты туристского показа, регионы туристского развития и основные транспортные артерии;

· создание национальных стандартов по таким направлениям, как безопасность, подготовка кадров, а во многих странах охрана здоровья.

При этом следует отметить тесную взаимосвязь между различными уровнями государственной исполнительной власти, осуществляющими планирование туризма. Чем более успешно реализуются национальные и региональные программы туристского планирования, тем более вовлеченными в них оказываются местные муниципальные городские и сельские администрации.

Местный оперативный уровень планирования туризма охватывает более детальные локальные программы формирования и развития объектов туристского показа, курортов, рекреационных территорий, различных видов туризма городского, культурного, научного и других, в масштабах не больших, чем город.

В отличие от долгосрочного и стратегического местный уровень планирования сосредоточен на выявлении и разрешении срочных вопросов, связанных с конкретными территориями, объектами, услугами или институциональными элементами. При этом следует помнить, что развитие туризма на местном уровне должно осуществляться с учетом регионального и национального развития и не противоречить ему по своему содержанию.

Примерами деятельности, обычно ассоциируемой с планированием туризма на местном уровне, являются:

· функциональное зонирование рекреационных территорий, определяющее их планировочное решение, ландшафтное проектирование, размещение и принципы архитектурно-планировочной организации отдельных объектов;

· формирование и соблюдение местных нормативно-правовых актов; содействие участию в процессе реализации всех заинтересованных в развитии туризма людей и организаций;

· планирование местной туристской инфраструктуры, включая определение потребностей в тепло-, электро- и водоснабжении;

· обеспечение доступности всех туристских объектов для местного населения;

· обеспечение рекреационных и бытовых услуг как для туристов, так и для местного населения;

· содействие в предоставлении услуг, связанных с профессиональным образованием, подготовкой и переподготовкой кадров для местной индустрии туризма, а также других услуг, касающихся людских ресурсов;

· финансирование туристского развития;

· маркетинг и продвижение местных достопримечательностей и туристских программ;

· вопросы налогообложения.

2. Стратегический менеджмент: основные элементы и этапы

Стратегический менеджмент - это программный способ мышления и управления, обеспечивающий согласование целей, возможностей предприятия и интересов работников. Он предполагает не только определение генерального курса деятельности (поведения) предприятия и организацию дела на его основе, но и повышение мотивации, заинтересованности всех работников в его реализации. Сегодня область применения стратегического менеджмента многообразна. Он дает огромные возможности организациям, работающим в различных направлениях самореализоваться в различных сферах жизнедеятельности современного общества.

Основной акцент при разработке стратегии любой организации делается на анализе конкретных сегментов рынка для оценки благоприятного проникновения в намеченные сферы, их использования для укрепления своих позиций, а также конкурентоспособности. Овладение инструментарием системного анализа становится острой необходимостью для многих видов бизнеса.

Вместе с тем, как и любой быстро развивающийся организм, современные российские организации подвержены “болезням роста”. Наиболее серьезная из них - неравномерность развития: в первую очередь развиваются те органы, системы и направления, которые дают быструю экономическую отдачу, такие, например, как реклама, рисковые финансовые операции расширение спектра предлагаемых услуг. И существенно уступают, а порой и отсутствуют в работе предприятий и организаций такие виды деятельности, как системный анализ, диагностика, прогнозирование внешней и внутренней среды организации, разработка гибких стратегий, создание адаптивных структур, вовлечение персонала в процесс управления - все то, что относится к сфере современного менеджмента.

Безопасность функционирования трактуется в зависимости от ситуации с разной степенью расширения. Одна из существующих трактовок предполагает, что обеспечение безопасности достигается путем формирования и использования системы стратегического управления, которая получает, например, такое определение – “это технология управления организацией в условиях повышенной нестабильности внешней среды и ее неопределенности”.

Сказанное позволяет утверждать, что одним из направлений повышения уровня безопасности деятельности является овладение суммой знаний, необходимых для построения системы стратегического управления. Стратегический менеджмент дает возможность проследить весь комплекс процессов, явлений и характеристик, отражающих приоритетность целей и динамики развития, своевременность решений и действий, предвидение будущего.

По мнению ряда исследователей, сущность стратегического менеджмента заключается в ответе на три важнейших вопроса:

· где сейчас находится организация;

· в каком направлении, по мнению высшего руководства, она должна развиваться в будущем;

· как она собирается попасть в то положение, где ее хочет видеть руководство.

Ответы на эти вопросы дают стратегический анализ, стратегический выбор (или собственно стратегическое планирование) и реализация стратегии (принятого стратегического решения), как показано на рисунке.

Стратегический анализ требует четкого понимания со стороны руководства того, на какой стадии развития находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше.

Для этого необходима эффективная информационная система, обеспечивающая данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. С появлением интернет – технологий значительно увеличился объем информации и организации на прямую могут анализировать сложившуюся ситуацию во внешней среде это можно назвать отправной точкой разработки стратегии. Анализ внешней среды осуществляется в семи областях (сферах), каковыми являются экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, международное положение и социально-культурное поведение. Таким образом, стратегический анализ выступает важнейшим этапом управления при выработке эффективной стратегии, которая основывается, как правило, на трех составляющих:

· правильно выработанных долгосрочных целях;

· глубоком понимании внешнего конкурентного окружения;

· реальной оценке собственных ресурсов и возможностей.

Стратегический выбор включает формирование и оценку альтернативных направлений развития предприятия.

Считается, что формирование и оценка альтернативных вариантов развития представляет самостоятельную ценность для управления и реализуется в ходе стратегического планирования. При этом определяются временные рамки, ресурсы, источники и объемы финансирования и ответственные за реализацию намеченных мероприятий.


Дисциплина, предмет – Транспортное обслуживание

1. Правовые основырегулирования перевозок воздушным транспортом

Воздушная перевозка представляет собой транспортировку пассажиров и багажа, выполняемую авиационными предприятиями на воздушных судах за установленную плату, а также наземными транспортными средствами перевозчика.

Внутренняя воздушная перевозка воздушная перевозка, при которой пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок расположены на территории одного государства.

Международная воздушная перевозка воздушная перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены: соответственно на территории двух государств; на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства.

Период перевозки включает в себя: при перевозке пассажира период времени с момента входа пассажира на перрон аэропорта для посадки на воздушное судно и до момента, пока он не покинет перрон под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика; при перевозке багажа период времени с момента принятия багажа к перевозке и до выдачи получателю или передачи его согласно установленным правилам другой организации. При этом под перроном понимается часть летного поля гражданского аэродрома, предназначенная для размещения воздушных судов в целях посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки багажа, груза и почты, а также для других видов обслуживания.

Регулирование перевозок воздушным транспортом осуществляется в соответствии с международным законодательством (если перевозка носит международный характер) или с национальным законодательством (если перевозка носит внутренний характер).

Основными документами, регулирующими международные воздушные перевозки, являются международные глобальные и двусторонние конвенции.

Двусторонние соглашения заключаются, как правило, между двумя государствами, чье сотрудничество определено рамками других договоров (рамками СНГ, ЕС и т.д.).

В международных соглашениях широкого значения участвует большой круг государств, которые разрабатывают международные нормы и правила, регулирующие полеты, а также принципы организации воздушных перевозок над территориями этих государств.

Одним из первых правовых документов в области международной гражданской авиации явилась Варшавская «Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок», принятая в 1929 г. В этом нормативном акте даны:

· определение международной воздушной перевозки;

· порядок осуществления перевозок пассажиров и багажа авиаперевозчиками по воздушному пространству;

· основные перевозочные документы, подтверждающие договор на перевозку;

· порядок ответственности перевозчика;

· порядок присоединения государств к участию в настоящей конвенции.

2. Регулярные и чартерные рейсы. Отличия,преимущества, проблемы и перспективы

Авиарейсы бывают регулярные и чартерные. Разница между ними существенная.

Регулярные рейсы выполняются крупными авиакомпаниями строго по расписанию, при этом самолет полетит, если даже салон не будет полностью заполнен. Сам салон разделен на три класса – первый, эконом и бизнес класс. Во время полета вам предложат обед с вином, продукцию duty-free и прессу. Эконом класс дешевле первого, а в бизнес-классе лучше кормят и поят, да и расстояние между креслами больше. К тому же туристы, путешествующие в бизнес-классе, перед полетом могут отдыхать в VIP-зале оборудованном удобной мебелью, кондиционерами, работающее в режиме «тепло-холод». Там же предусмотрен комплекс услуг – международный телефон и факс, газеты и журналы, видеопрограммы, кофе, сэндвичи, пирожные, прохладительные напитки, фрукты и многое другое, что создает приятное настроение перед полетом. Все услуги для пассажиров в бизнес-залах предоставляются бесплатно, поскольку все они входят в стоимость билета.

Поэтому при покупке билета на регулярный рейс можно выбирать между несколькими тарифами, а также можно получить скидки для молодежи, пенсионеров или тем, кто часто летает.

Билет на чартерный рейс значительно дешевле, чем на регулярный и часто входит в стандартный турпакет, но можно его приобрести и без турпутевки.

Если в некоторых западных странах авиакомпании разделись на регулярные и чартерные, то у нас большинство чартерных рейсов выполняют те же самые авиакомпании, которые выполняют регулярные рейсы

Чартерный рейс организовывает туркомпания самостоятельно или же несколько турфирм, договорившись с авиакомпанией и забронировав самолет целиком.

Летать чартеры могут только в промежутках между регулярными рейсами, поэтому время вылета часто бывает неудобным, да и опоздания нередки. Тип самолета определяется часто за день до вылета в зависимости от количества проданных билетов.

Скачать архив с текстом документа