Обычаи и традиции цивилизации Майя
СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение …. стр.3 Основная часть ...стр.4 Заключение .стр.9 Список использованной литературы …...стр.10Содержание
1. Введение……………………………………………. стр.3
2. Основная часть……………………………………...стр.4
3. Заключение………………………………………….стр.9
4. Список использованной литературы……………...стр.10
Введение
Великая цивилизация Майя хранит в себе множество загадок. Но, несмотря на это, сведения о некоторых обычаях этого народа все-таки дожили до наших дней, и ученые сегодня имеют обширное представление о довольно любопытных обычаях и традициях древних Майя. Произошло это благодаря племенам Юкатана, родственным Майя и сумевшим сохранить некоторые наиболее значимые обычаи своих предков.
Вообще, все обычаи этого народа носят религиозный характер. Однако наблюдается поразительная схожесть некоторых обычаев Майя с современными. Например, известно, что у Майя существовала церемония «крещения». Как и в церквях Старого Света, ребенка окропляли водой, давали имя. Кроме того, у Майя так же существовал обряд отпущения грехов и причастия, когда хлеб делился между всеми участниками церемонии. Так же не менее поразительно и то, что храмы Майя были украшены крестами, которыми благословлялись бракосочетания! Кстати, жить вместе без благословения имели право только вдовцы – для молодых пар это считалось непристойным.
О том, что древние майя унаследовали большую часть своей культуры из Старого Света, говорят так же и их праздники. Потомки Майя (испанцы) описывали несколько наиболее почитаемых индейцами праздников. И опять же наблюдается поразительное сходство с Европейскими нациями. 16 мая Майя отмечали день, когда была благословлена вода. В Европе этот же день считается праздником св. Иоанна, покровителя водной стихии. 8 сентября майя отмечали день рождения матери Белого Бога – день рождения Девы Марии в Европе. Рождество самого Белого Бога выпадало на 25 декабря! Первые исследователи культуры майя описывают необычайное пристрастие этого народа к чистоте и приятным запахам. Так что практически каждый праздник сопровождался обилием цветов и пахучих трав, а подготовка к празднествам предполагала всеобщую генеральную уборку.
Однако не все праздники и традиции Майя имели сходство с европейскими. Как было сказано выше, все обычаи этой цивилизации носили глубоко религиозный характер, а посему имели место такие отнюдь не европейские ритуалы, как жертвоприношения, ритуальные танцы и различные обряды посвящения. О них мы и поговорим.
Основная часть
Жертвоприношения
Одним из важнейших ритуалов, совершаемых Майя, несомненно, были жертвоприношения. Согласно мировоззрениям Майя, боги и человек должны взаимно заботиться друг о друге. Боги дают людям жизнь, здоровье, богатство и счастье, а люди должны давать им свою энергию и кровь. Отсюда исключительная важность любой формы жертвоприношений.
Очень серьезным видом жертвы считалось прокалывание языка, гениталий, щек и губ колючей проволокой или женская кровь. Майя были убеждены: раны в теле человека служили проходом сверхъестественных сил и предков в мир людей. С их помощью передавалась энергия звезд и светил на землю. Так достигались реальная взаимосвязь и единство всех уровней космоса и земного сообщества.
«Жертвой» могло быть многое: цветы, пища, любимые животные и украшения, произведения искусства и ароматические смолы – всё, что только дорого сердцу, в том числе и человеческая жизнь.
Майяский ритуал жертвоприношений был во многом аналогичен ацтекскому и, как и все подобные ритуалы, отличался крайней жестокостью. Человека, предназначенного в жертву, жрецы обмазывали священной жертвенной краской (особый вид лазури), а на голову ему надевали специальный высокий жертвенный «колпак». Потом его вели на вершину пирамиды. Четыре помощника первосвященника (они назывались чаками), тоже обмазанные священной жертвенной лазурью, хватали жертву каждый за одну конечность и клали навзничь на алтарь. Затем приближался наком – церемониймейстер – и каменным ножом вскрывал жертве грудь. Стремительно вырвав из разверстой груди живое сердце, он передавал его главному чилану, а тот брызжущей из все еще пульсирующего сердца кровью окроплял изображение или статую бога, в честь которого совершалось жертвоприношение. Тело жертвы чаки сбрасывали со ступеней пирамиды. Внизу телом завладевали другие жрецы. Они сдирали (в буквальном смысле слова) с еще теплого трупа кожу, в нее тотчас же облачался главный чилан и на виду у тысяч зрителей исполнял неистовый ритуальный танец. Затем тело жертвы либо сжигалось, либо – в том случае, когда умерший был мужественным воином, – разрезалось
на множество мелких кусочков и тут же поедалось знатью и жрецами, видимо, для того, чтобы участники трапезы обрели достоинства покойного (ритуал каннибализма осуществлялся лишь с одной целью – обрести достоинства умершего). Кровь у Майя почиталась «любимейшей пищей богов».
И всё же более жестокие жертвоприношения – ритуальные убийства и каннибализм – совершались в особо критических случаях (природные катаклизмы, эпидемии).
Пост
К повседневным ритуальным действиям относились воскурение душистых растений, молитвы, исповеди (публичные рассказы о грехах с целью очищения души), культовые танцы и песни, а так же всевозможные посты.
Чтобы добиться внимания богов, майя подолгу постились: не ели мяса, соли, перца и острую приправу чиле. Поощрялось и половое воздержание. Иногда пост мог продолжаться до 3-х лет.
Правда, большинство этих ограничений касалось лишь жрецов. Остальные имели большую свободу, но, находясь под огромным влиянием жрецов, стремились следовать тем же методам умилостивления богов. Майя обращались к богам с молитвой и, прежде всего, просили облегчить тяготы жизни, обеспечить урожай, удачу на охоте и рыбной ловле. Связь с богами осуществлялась жрецами во время молитв и медитаций, а также путем отправления посланников богам, т.е. жертвоприношений, в том числе человеческих.
Обряд уплощения головы
Можно предположить, что древние Майя считали идеалом красоты такой лоб, который образует с линией носа почти прямой угол. Однако природа редко шла навстречу их вкусам, и тогда люди сами придумали, как подогнать себя к эталону красоты.
Для достижения необходимой деформации черепа они изобрели специальный «пресс». Он состоял из двух положенных друг на друга прямых досок, скрепленных веревками с одного конца; с другого доски разводились, и в вершину образовавшегося угла втискивалась голова новорожденного младенца. Постепенно разведенные концы стягивались (тоже веревками), доводя приплюснутость черепа до нужной формы, которая диктовалась канонами красоты.
Это был очень болезненный процесс, который мог даже закончиться гибелью ребенка. Судя по достижениям Майя в науках, искусстве, архитектуре и других сферах, такая деформация черепа в младенческом возрасте не сказывалась в дальнейшем на их умственных способностях, если, конечно, новорожденные выживали после этой пытки!
В основе древней религии Майя лежало почитание гремучих змей. Можно предположить, что для них «Царственная змея» и все с нею связанное были такими же символами, как для христиан – крест. Верность этому символу Майя демонстрировали часто и практически во всех своих произведениях искусства: в архитектуре, скульптуре, декоративном искусстве. Возможно, как полагают некоторые учёные, обряд уплощения головы совершался для того, чтобы придать голове ребенка сходство со змеиной головой.
Ещё одним «каноном красоты» у Майя считалось косоглазие. Для этого к волосам младенца прикреплялся каучуковый шарик или небольшая бусинка, свисавшая между глаз. Также модными у Майя считались подпиленные зубы – и мужчины, и женщины придавали им остроконечную форму. Аристократы и жрецы часто инкрустировали свои зубы нефритом, бирюзой, перламутром.
Ритуал души-крови
По этому ритуалу выбранную жертву – невинного юношу (для жрецов была важна чистота души-крови) – привязывали к столбу на площади и расстреливали либо копьями, либо из луков, как мишень. Подобное изуверство объяснялось тем, что в начале ритуала строжайше запрещалось наносить жертве смертельную рану – приносимый в жертву должен был умирать долго от потери крови, с которой душа улетала к богу.
Танец огненного очищения
Очень важен был обрядовый танец огненного очищения, обязательно совершавшийся в годы, которые считались по майяскому календарю самыми несчастливыми и опасными. Церемония происходила глубокой ночью, что придавало ей торжественность и создавало неповторимый эффект. Разжигали огромный костёр, почти в два человеческих роста. Когда от костра оставались только одни пылающие угли, их выравнивали и разбрасывали вокруг. Затем индейцы босые ходили по этим углям. Возглавлял эту процессию главный жрец.
Считалось, что этот танец отгонял несчастия и приносил племени удачу в охоте урожае.
Иногда жрецы нарочно заставляли молодых юношей участвовать в этой церемонии, дабы закалить волю и выдержку будущих мужчин.
Игра в мяч
Это на самом деле даже не игра, а некий религиозный ритуал. Две команды играли каучуковым мячом, который символизировал солнце, и поэтому к нему нельзя было прикасаться кистями рук и ступнями. Разрешено было использовать плечи, корпус, голову, бедра и специальные биты. Цель игры-ритуала – забросить мяч в кольцо, которое находилось на разных полях и на разной высоте (2 кольца, по одному на каждую команду). Чем выше расположено кольцо, тем, соответственно, сложнее игра. Самое большое поле для игры в мяч имело размеры 180 на 120 метров, кольца находятся на высоте около 4 метров. Это поле существует и по сей день. Находится оно В Чечен-Ице. Оно обладает уникальными акустическими эффектами, неразгаданными современной наукой. Наверху в середине короткой и смежной с ней длинной стены, располагаются 2 трибуны - одна для верховного жреца, выступавшего в роли судьи, другая – для знати. Расстояние между трибунами около 100 метров. Феномен этого места заключается в том, что люди, находящиеся на этих трибунах, могут переговариваться между собой вполголоса и прекрасно друг друга слышать, а внизу, на поле, их совсем не слышно. Другой уникальный эффект состоит в том, что стоя лицом к стене на противоположных концах этого поля, т.е. на расстоянии 180 метров друг от друга, можно прекрасно переговариваться, не повышая голоса!
Но вернёмся к игре. Итак, играли командами 7 на 7 человек. В такие кольца, да еще находящиеся на такой высоте, забить мяч было крайне сложно. Поэтому игра продолжалась до 3-4 суток. Как только один мяч был забит в кольцо, игра прекращалась. У Майя после этого совершались нечеловеческие жертвоприношения. Но у кровожадных и воинственных тольтеков, которые пришли в Чечен-Ицу после Майя и унаследовали их культуру и ритуалы, по завершении игры в мяч происходили человеческие жертвоприношения, а именно: капитан проигравшей команды отрубал голову игроку, забившему мяч.
Взятие кавиля
Кавиль – имя одного из майяских божеств (Бог K), а также обозначение основной царской инсигнии – скипетра в виде фигурки этого бога. Передача или принятие этой реликвии символизировала переход верховной власти к царю-преемнику.
Ритуал царских похорон
Прижизненный и заупокойный культ правителей, их обожествление – характерная черта политической жизни майя. Под основанием почти всех каменных монументов (алтари, стелы), а также под полами храмов и дворцов Майя устраивали ритуальные тайники. Это было важнейшим обрядом, призванным обновить магическую силу обожествленного царя на следующие 20 лет правления. Царю как бы обеспечивалась поддержка основных богов майяского пантеона, от которых зависел урожай, а значит – и благополучие страны.
У Майя существовал пышный ритуал царских похорон и заупокойный культ умершего правителя. В ходе раскопок в Паленке была обнаружена уникальная для Мезоамерики пирамида, выполнявшая функцию мавзолея, где покоился правитель (некоторые ученые считают, что это был правитель Пацал, живший в ХII в.), как это было принято в Древнем Египте.
У Майя имелось и множество интересных повседневных и вполне мирных обычаев и ритуалов. Например, приготовление какао для Майя не было обычной кулинарной процедурой, а целым ритуалом. Майя видели в этом бодрящем напитке божественное содержание и готовили его по-особому. Его готовили только избранные люди из прожаренных зерен какао, смешанных с водой, маисовой мукой и различными пряностями, и разливали в богато украшенные золотые чаши.
Заключение
На сегодняшний день на полуострове Юкатан, в том числе в Белизе, Гватемале и Гондурасе живут около 6,1 миллиона Майя. В Гватемале до 40 % населения относятся к Майя, в Белизе – порядка 10 %. Сегодняшняя религия Майя представляет собой смесь из христианства и традиционных верований Майя. Каждая община имеет сегодня своего религиозного покровителя. В качестве пожертвований выступают домашняя птица, специи или свечи. Некоторые группы Майя идентифицируют себя посредством особенных элементов в их традиционном одеянии(хлопковая одежда, украшенная традиционными майяскими сюжетами), по которым они отличаются от других Майя.
Однако туризм и, в главную очередь, технический и экономический прогресс постепенно стирают самобытность группы. Всё больше и больше Майя носят современную одежду, имеют электричество, радио и телевизоры в своих домах, а зачастую и автомобили. Некоторые Майя живут между тем от доходов за счёт туризма, так как всё больше людей хотят познакомиться с миром и культурой древних майя.
Разумеется, в условиях такого прогресса трудно представить, что современные Майя уплощают с младенчества головы или активно практикуют жертвоприношения! Почти все древнемайяские обычаи и ритуалы канули в лету. Учёные склонны полагать, что это к лучшему, ведь целой цивилизации, живущей «по канонам, противоречащим прогрессу и эволюции», сложно выжить в современном мире. На сегодняшний момент таких племён почти не осталось, да и вряд ли прибавится.
Список использованной литературы
В.И. Гуляев. «Древние Майя. Загадки погибшей цивилизации»