Одиночество в толпе
СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение ..….….3 1.Одиночество в толпе 1.1Толпа …..….. 5 1.2Одиночество ….….….10Содержание
Введение………………………………………………………………..….….3
1.Одиночество в толпе
1.1Толпа……………………………………………………………..…..……5
1.2Одиночество……………………………………………………….….….10
2.Исследование одиночества среди подростков………………….………13
Заключение…………………………………………………………….….....18
Список используемой литературы…………………………………...…….20
Введение
Сегодня, в период развития средств массовой коммуникации, человеку все реже необходимо выходить из дома или «сети», для решения сложившихся проблем. Если ему нужны продукты питания – то он звонит в службу доставки, либо заказывает необходимое через интернет. Если он хочет поговорить – то он заходит на один из интернет-порталов и находит всевозможных знакомых и «друзей на раз». При этом если вдруг по каким-либо причинам отключить энергоснабжение, то неизвестно, что будет с этим современным человеком. Есть вероятность того, что именно в этот момент, когда интернет будет недоступен, телевизор будет выключен, радио не сможет функционировать, человек будет чувствовать себя невероятно одиноким и потерянным. Человек хочет жить вечно и не может придумать, чем занять один такой вечер. И именно в этот момент, ему должно стать неимоверно страшно и тревожно, от того, что нет кого-то рядом, либо давно потеряны контакты. Человек – социальное существо и без общения, без получения информации, будь то вербальная или даже тактильная информация, он непременно будет ощущать кризис.
Одиночество - один из неотъемлемых компонентов духовного кризиса. Оно может переживаться от смутного и неопределенного чувства отделенности от других людей и от мира, до глубокого и полного поглощения отчуждением. Некоторые из ощущений внутренней изоляции связаны с тем, что люди во время переживания духовного кризиса сталкиваются лицом к лицу с необычными состояниями сознания, которые, по их мнению, радикально отличаются от переживаний их друзей и членов семьи, и они никогда не слышали, чтобы кто-то описывал что-либо подобное.
Многие люди, переживающие процесс трансформации, связанный с переездом на новое место жительства, сменой работы или утратой близких, чувствуют свою изоляцию от других из-за самой природы тех переживаний, с которыми сталкиваются. Значимость отношений с другими людьми может угаснуть, и человек может даже чувствовать нарушение связей с привычным для него ощущением того, кем он является. Когда это происходит, человек переживает полностью поглощающее его чувство отделенности от самого себя, от других людей и от окружающего мира. Для тех, кто находится в таком состоянии, недоступны обычное человеческое тепло и поддержка. Они в полной мере испытывают на себе чувство одиночества.
Актуальность данной темы обусловлена внушительным количеством подростков, испытывающих чувство одиночества в городе Владивостоке, в частности и популярностью использования Интернет-ресурсов среди подростков с целью знакомства.
В рамках данной работы исследуются вопросы теории толпы и одиночества, даются понятия и классификации.
Целью данного проекта, является исследование причин возникновения чувства одиночества среди подростков 14-16 лет. Для исследования была выдвинута следующая гипотеза: одиночество – социальная категория, появившаяся в результате личного поведения человека, его взглядов, отношений с другими, манеры поведения, либо это внутриличностная проблема отдельно взятого человека.
Для систематизации информации по данной теме уместно поставить для себя ряд задач, среди которых:
- Раскрытие теоретических понятий одиночество, одиночество в толпе, чувство одиночества
- Определение влияния нахождения в толпе на развитие чувства одиночества среди подростков
- Проведение социологических исследований направленных на изучение чувства одиночества среди современных подростков
Объектом исследования данной работы являются современные подростки 14-16 лет.
Предметом является одиночество современных подростков, как социальная категория, появившаяся в результате личного поведения.
1. Одиночество в толпе
1. 1 Толпа
Иногда даже среди большой толпы людей, человек чувствует себя одиноко. Одиночество среди толпы. Одиночество в толпе. Одиночество. Это слово способно вызывать абсолютно разные мысленные образы. Удивительно существо - человек. Даже в толпе умудряется почувствовать себя одиноким. Но, с другой стороны, почему бы и нет, ведь толпа – это не сбор людей с одинаковыми мыслями и похожими интересами. Толпа возникает стихийно и практически «живет» пусть короткой, но яркой жизнью отдельного существа. Толпа похожа на систему, в которой каждый человек – отдельный элемент этой системы. Он может хотеть быть частью этого «организма», а может и изо всех сил пытаться противостоять этому, но так или иначе, быть частью системы – значит быть на много сильнее, чем отдельный элемент.
Данную тему рассуждали многие умы, в том числе и философ Ди Дин, который характеризовал толпу, как нечто первобытное: «Люди двигаются вместе и в одном направлении, где каждый считает себя мыслящим, а остальных безмозглым стадом. Там каждый кричит о том, что он зрячий, считая всех остальных слепыми, и злится на чужую глухоту. Там каждый уверен, что он яркая индивидуальность, а остальные серость. Каждый, глядя на себя, видит прекрасное яркое платье, а на других – серую безликую хламиду. Их мировоззрение выбирается по моде, как солнечные очки. Очки бывают двух видов «Официальная точка зрения» и «Оригинальная точка зрения». Оригинальная точка зрения диаметральна противоположно официальной. Со сменой власти официальная и оригинальная точка зрения тут же меняются. Вне зависимости от надетых по моде очков, точка зрения каждого – истинна. И все-таки, несмотря на модное, на данный момент мировоззрение, все они двигаются в одном направлении, хоть и каждый из них уверен, что он идет самостоятельным путем».
Толпа людей - живое существо:
И разум есть, и дух, и ток по нервам,
И даже очень видно вещество,
Которое всегда всплывает первым.
И.Губерман.
Толпа (греч. — охлос) — большое скопление людей. Толпа хаотична, хотя и не лишена некоторой организации. Организующим фактором может быть общий объект внимания, традиция, событие. Члены толпы часто находятся в сходном эмоциональном состоянии. Толпа описывается целым рядом параметров и характеристик, такими как количество собравшихся людей, направление и скорость движения, психологическое состояние и другие. Толпа является предметом исследования социальной психологии, которая в частности вводит классификации толпы по ряду признаков. В некоторых случаях толпа может представлять опасность для окружающих (например, погромщики) и для себя (в случае паники).
В социальной психологии существует несколько классификаций толпы.
По степени организации:
· Стихийная толпа
Возникает спонтанно, не организована какими-то лицами. К этому виду относятся такие толпы как толпа людей в метро или в фойе кинотеатра. Хотя они собрались по определённому случаю, у толпы как таковой нет зачинщиков.
· Ведомая толпа
Толпа, организованная лидерами. У такой толпы есть подстрекатели. Интересным видом ведомой толпы является флешмоб (англ. flash mob) — толпа людей, внезапно собирающаяся в одном месте и так же внезапно исчезающая. Флешмобы обычно организуются через интернет.
· Организованная толпа
Толпа, имеющая ярко выраженную организацию, упорядоченность. Понятие введено Гюставом Лебоном, который считал такие формирования, как рота солдат и даже заседание парламента, разновидностью толпы. Лебон также употреблял термин одухотворённая толпа, подчёркивая, что у толпы возникает своя собственная душа. Многие исследователи не соглашаются с таким расширенным толкованием и полагают, что толпой можно называть лишь неорганизованную массу народа.
По характеру поведения людей:
· Окказиональная толпа — сборище любопытствующих (зевак), например толпа, собравшаяся по случаю автомобильной аварии.
· Конвенциональная толпа — толпа, собравшаяся по заранее известному поводу (фестиваль, карнавал и т. д.)
· Экспрессивная толпа — толпа, выражающая общие эмоции (протест, ликование и т. д.).
· Экстатическая толпа — толпа, объятая экстазом.
· Действующая толпа — толпа, совершающая физические действия. Включает подвиды:
· Агрессивная толпа — людская масса, совершающая деструктивные действия.
· Паническая толпа — толпа, спасающаяся от кого-то (чего-то).
· Стяжательская толпа — толпа, борющаяся за ценности.
· Повстанческая толпа — толпа, противодействующая властям.
В работах известного психолога Г. Лебона предлагается концепция психологии толпы, согласно которой последняя представляет собой продукт и появление некой «коллективной души», о которой писал в свое время не безызвестный Фрейд. В соответствии с законом духовного единства толпы, сформулированным Г. Лебоном, индивид, независимо от его образа жизни и рода занятий, если он оказался в толпе, вынужден думать, чувствовать и действовать совершенно иначе, чем, если бы он думал и действовал сам по себе. Он теперь думает и действует так, как ему велит состояние коллективной души толпы. Существуют такие идеи и чувства, которые возникают и превращаются в действия лишь у индивидов, составляющих толпу. Одухотворенная толпа представляет собой временный организм, образовавшийся из разнородных элементов, на одно мгновение соединившихся вместе, подобно тому, как соединяются клетки, входящие в состав живого тела и образующие посредством этого соединения новое существо, обладающее свойствами, отличающимися от тех, которыми обладает каждая клетка в отдельности.
По мнению Г.Лебона, толпе свойственны такие черты, как импульсивность, изменчивость, заразительность и раздражительность, легковерие и податливость внушению, преувеличенность и односторонность чувств, нетерпимость, авторитарность, консерватизм. В толпе, таким образом, сознательная личность исчезает, при этом чувства и мысли всех участвующих в толпе приобретают одно направление.
Чувство ответственности, сдерживающее отдельного индивида, совершенно исчезает в толпе. Индивид в толпе приобретает, благодаря её численности, сознание непреодолимой силы. И это сознание позволяет ему поддаваться инстинктам, которым он никогда бы не дал волю, будь он один.
Толпа- это иногда совершенно случайное множество людей. Между ними может не быть никаких внутренних связей, и они становятся общностью лишь в той мере, в какой охвачены одинаковой негативной, разрушительной эмоцией по отношению к каким-либо лицам, установлениям, событиям. Словом, толпу подчас делает общностью только то, что она против, что она против них. То есть толпа – это люди, которые объединены стихийно и на какое-то ограниченное время. При этом каждый человек из этой толпы может прийти домой, сесть на диван и понять, что он совсем один и ему не с кем обсудить то, что он делал, будучи частью толпы. А это не мало важно, ведь большинство людей склонно к рефлексии, то есть к анализу своих действий, зачастую путем обсуждения их с кем-либо. И, не находя такого человека, с которым можно было бы поговорить и обсудить свои поступки, мысли и, даже, эмоции, человек ощущает одиночество и от этого появляется чувство удрученности и прочие негативные эмоции, способные довести человека до депрессивного состояния, либо, еще хуже и в крайних случаях, до летального исхода, путем добровольного ухода из жизни.
1. 2 Одиночество
Одиночество – та проблема, к решению которой мы меньше всего подготовлены и ответственность за которую так легко переложить на других. Проще всего думать, что в одиночестве виноват не сам человек, а те люди, которые по каким-то причинам не остались рядом или которых никогда и не было.
Попробуем разобраться, «из чего состоит» одиночество, и как с ним справиться. Психоаналитик Н. Нарицын пишет, что многие пациенты жалуются на одиночество. Для того, чтобы разобраться в проблеме, надо сначала уточнить, что чувство одиночество и фактическое одиночество – далеко не всегда одно и то же. Часто бывает, что человек, живя один, совершенно не ощущает себя одиноким. А бывает и наоборот – многие ощущают то, что называется одиночеством в толпе, когда находясь среди людей, человек чувствует себя при этом не нужным и потерянным.
Период социализма серьезно повлиял на отношение людей к обществу и к самому понятию одиночества. В человеке воспитывалось чувство коллективизма, которое внезапно перестало быть нужным на новом историческом этапе. Возьмем в качестве примера кино. В заграничных фильмах, произведенных в Голливуде или Великобритании, чаще всего герой спасает весь мир, а в советских (как, чаще всего, и в сказках, если обратиться еще более глубоко в прошлое и в фольклор) буквально всем миром спасают героя: все поднимаются ему на помощь, а то и на выручку.
В результате, поколения, выросшие на таких сказках, фильмах и т. п. обретают устойчивое бессознательное ощущение: Если мне будет плохо, все окружающие поднимутся на мою защиту. А когда в реальности этого не происходит - человек переживает тяжелое разочарование от несовпадения реальности с ожиданиями и начинает думать о своем одиночестве.
Успех тоже может стать причиной одиночества. Трудности действительно легче переносить толпой, а успех чаще всего индивидуален. Опять же, обращаясь к народной мудрости, выраженной в пословицах и поговорках, «друг познается в беде, равно, как и в радости».
Получается, одиночество – это обратная сторона медали, которую так же можно назвать самостоятельность лидера. И здесь не обязательно имеется в виду лидер как руководитель, вождь или президент – вполне можно быть просто успешным человеком, и самому управлять своей судьбой и своими решениями, не зависимо от мнения большинства. Но в таком случае человек неизбежно оказывается относительно одиноким.
Отказ от такого одиночества всегда осуществляется ценой приобретения различных зависимостей в той или иной степени – в первую очередь зависимостей от мнений других людей.
И, наконец, все личности разные: кому-то состояние одиночества (независимости) комфортно, а для кого-то весьма болезненно. Получается, что одиночество само по себе – не проблема, здесь все определяется выбором каждого. Кому-то хорошо в таком состоянии, кто-то с минимальным близким окружением (подчас состоящим из себя одного) продуктивнее работает и лучше себя чувствует.
Разные оценки одиночества легче всего проиллюстрировать на примере интроверта и экстраверта. Если упростить эти два типажа, то можно сказать, что для интроверта весь мир в нем самом, он обращен внутрь собственной личности. Экстраверт же, наоборот, постоянно стремится быть на людях. И одиночество в толпе в таком случае, возможно только для интроверта: экстраверт быстренько сойдется практически с каждым, и что важно, его вполне удовлетворит поверхностное знакомство, потому что он вовсе не претендует на глубокое и долгое общение. Ему важна смена впечатлений, и пока вокруг него есть люди – от одиночества он страдать не будет. Более того, ему по большому счету даже не обязательно заводить разговор – достаточно того, что столько людей просто на него смотрят!
А вот интроверту на самом деле крайне важно иметь одного-двух «верных друзей», желательно таких же по характеру, как он. У таких «приятелей» сам процесс общения иногда проходит довольно интересно: они сидят в одной комнате (или дышат с двух концов провода в телефонную трубку) – и молчат. Это они общаются. И им такого общения вполне хватает – им ведь важен не сам разговор, а ощущение того, что друг рядом. Важно знать, что есть сама возможность другу позвонить – а собственно звонить и не обязательно. Именно поэтому интроверты начинают чувствовать себя одинокими, когда теряют по тем или иным причинам своего проверенного друга – а нового знакомого, столь же близкого, завести быстро им очень трудно, а иногда и вообще не получается. Ведь в отличие от экстраверта, который найдет общение везде, где есть хоть какие-то люди, интроверту установить взаимопонимание сложно.
Но, как известно, чистых экстравертов и интровертов не бывает. Именно поэтому практически все люди в той или иной ситуации хоть раз, да ощущали свое одиночество.
Подобное страдание от одиночества – не что иное, как нехватка того или иного вида информации или впечатлений. Каких угодно – зрительных, вербальных и даже тактильных.
2. Исследование одиночества среди подростков
В данном исследовании приняли участие 56 подростков в возрасте 13-16 лет (учащиеся 8-10 классов).
Исследование проводилось в несколько этапов:
1. поисково-теоретический состоял в изучении научного знания по проблеме, уточнение предмета исследования;
2. опытно-экспериментальный - в исследовании причин возникновения чувства одиночества у подростков:
3. описательно-итоговый - в анализе и обобщении результатов, уточнении выводов.
Исследование преследует следующую цель: выявить степень выраженности состояния одиночества у подростков. Проводилось исследование с помощью теста «Одиночество» по методике The UCLA Leneliness Scala. Revised.
В основе данной методики лежит представление об одиночестве как о некоем унитарном чувстве, интенсивность которого может зависеть от комбинации дефицитов разнообразных межличностных отношений. В 70-х годах исследователи Калифорнийского университета в Лос-Анжелесе начали разрабатывать тест UCLA Loneliness Scale , состоящий (в короткой форме) из 20 утверждений, которые испытуемому предлагается оценить по 4-х бальной шкале от “Я часто так чувствую” до “Я так не чувствую никогда”. Примерами утверждений являются: “Я чувствую, что меня никто на самом деле не понимает” и “Люди вокруг меня, но не со мной”. Тест UCLA Loneliness Scale широко применяется в клинической практике для оценки степени одиночества пациентов. Ниже приведены вопросы, которые использовались в данном исследовании.
1. Я чувствую, что живу в согласии с окружающими меня людьми.
2. Мне не достает общения.
3. Нет человека, с которым я мог бы откровенно поговорить.
4. Я не ощущаю, что одинок.
5. Я чувствую, что принадлежу к какому–либо коллективу.
6. У меня много контактов с людьми, которые меня окружают.
7. Ни с одним человеком я не чувствую душевной близости.
8. Мои интересы и мысли не разделяются окружающими меня людьми.
9. Я открыт к общению с другими людьми.
10. Есть люди, с которыми у меня довольно тесные отношения.
11. Я чувствую, что меня не принимают в общество.
12. Мои социальные отношения довольно поверхностны.
13. Никто не знает моей истинной сущности.
14. Я чувствую себя изолированно от других.
15. Если я хочу, то всегда смогу найти себе общество.
16. Есть много людей, которые меня действительно понимают.
17. Я несчастлив, что живу так одиноко.
18. Хотя есть много людей, с которыми я взаимодействую, они не могут стать мне действительно близкими.
19. Всегда есть кто–то, с кем я могу поговорить.
20. Есть люди, к которым я отношусь с полным доверием.
Исследуемым предлагалось ответить на вопрос, выбрав один из предложенных вариантов ответа (никогда, редко, иногда, часто)
Позже, с помощью шкалы, тесты были расшифрованы, по следующему принципу: иногда-1 балл, редко – 2 балла, иногда – 3 балла, часто – 4 балла. Была подсчитана сумма баллов на вопросы 2, 3, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 17, 18. В ответах на вопросы 1, 4, 5, 6, 9, 10, 15, 16, 19, 20 была произведена перестановку в обратном порядке (1-4, 2-3, 3-2, 4-1).
Те, кто набрал меньше 22 баллов, считаются людьми с очень низкой степенью одиночества. От 22 до 32 – низкая степень. От 32 до 52 – средняя степень одиночества. От 52 до 62 – высокая степень одиночества, а те, кто набрал более 62 баллов, считаются людьми с очень высокой степенью одиночества.
Результаты ответов респондентов на шкале оценки одиночества расположились следующим образом:
35,7 % (20 человек) опрошенных не испытывают состояния одиночества,
8,9 % (5 человек) опрошенных нейтральны в оценке состояния одиночества,
55,4 % (31 человек) опрошенных испытывают состояние одиночества в той или иной степени.
Путем анализа сочинений подростков, было выявлено, что с их точки зрения, основной причиной одиночества является социальное отторжение: около 25% опрошенных ребят ответили, что одинокими становятся из-за других людей (в том числе и родителей), так как другие не поняли, отвергли или забыли этого человека.
На втором месте оказались черты характера (эгоизм, самовлюбленность и т.п.). Как причина одиночества они были названы 20 % подростков. Около 13 % видят причину одиночества в поведении и манере общения человека. 10 % подростков считают, что причинами одиночества являются застенчивость, неуверенность в себе, страх общения и неумение общаться.
Отсутствие круга общения, близких людей и любимых как причину одиночества рассматривают только 13 % подростков. На усталость от общения - 17%.
Хотя 60 % подростков сами не любят бывать в одиночестве, они не считают подобное времяпровождение ненормальным. 56,7 % чувствовали себя одинокими и покинутыми, но большая часть подростков (80 %) не испытывали страха, находясь в таком состоянии.
В основном подростки считают пребывание в одиночестве нормальным, а не противоестественным и пугающим состоянием.
Большинство подростков(73,3 %) считают себя вполне коммуникабельными, приятными для общения и популярными в среде одноклассников, а также имеют достаточное количество дружеских связей.
Для большинства подростков не характерны негативное отношение к себе, страх лишиться общения или быть отвергнутым сверстниками.
Анализируя портрет одинокого подростка, можно сделать вывод, что для исследуемой возрастной категории одинокий подросток выглядит так: замкнутый, погруженный в себя, мало общающийся, не любящий шумные компании (26 %). Еще часть (20 %) описывала одинокого сверстника как грустного, печального, несчастного и обиженного. Достаточно часто встречалось описание одинокого подростка как тихого, незаметного, домоседа, не умеющего общаться, заводить знакомства. Некоторые ребята (13 %) полагают, что одинокий человек - это тот, у кого нет друзей, которого никто не любит, и от которого все отвернулись.
Для подростков в возрасте 13-16 лет пребывание в одиночестве по собственному желанию представляется вполне естественным и не вызывает тревожных мыслей или страха. В то же время одиночество у них ассоциируется с несчастьем, печалью и обидой, что является некоторым противоречием, и может расцениваться как то, что чувство одиночества для подростков является достаточно привычным, но от того не менее удручающим.
Выводом данного исследования может служить высказывание о том, что основной причиной одиночества, с точки зрения подростков, является социальное отторжение. Многие подростки считают нормальным состояние одиночества в том случае, если это выбор человека, сделанный не под влиянием окружающих, а по внутренним причинам. То есть если их сверстник выбирает одиночество не из-за собственной неуверенности и неумения общаться, не из страха перед общением и другими людьми, а по внутреннему желанию и потребности побыть одному, то это нормально и естественно. Если же он одинок, потому что от него отвернулись другие люди, тогда это - несчастный и обиженный человек, тихий, грустный и незаметный. Кроме того, подростки считают, что причины одиночества кроются как в близком окружении человека, так и в нем самом: в его характере, особенностях поведения, манеры общения, и в том числе в его неумении общаться.
Взгляды подростков на одиночество несколько отличается от точки зрения психологов-исследователей, которые отдают приоритет личностным факторам, таким как низкая самооценка, застенчивость, излишняя самокритичность, негативное самовосприятие и коммуникативная некомпетентность, а также некоторые характерологические особенности, например эгоизм, агрессивность.
К социальным факторам исследователи относят социальное отторжение, то есть неприятие подростка группой сверстников, и отсутствие «своего» круга общения. Последнее может быть связано с переездом на новое место жительства, сменой школы, потерей близкого друга и т.п.
Можно сделать еще один вывод. Когда подросток проявляет свою самостоятельность, а так же имеет цель в жизни, у него более явно выражена потребность быть одному. И чем сильнее выражена у него самостоятельность и целенаправленность, тем у него сильнее выражена потребность быть одному. Что доказывает высказывание о том, что успешный человек, будучи в любом возрасте, чаще является одиноким, как по своим собственным желаниям, так и по причине «отторжения» его от сверстников.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: негативные аспекты переживания одиночества подростками связаны с недостаточным развитием регуляторного опыта и, прежде всего, его ценностного компонента. Основная причина возникновения чувства одиночества - это недостаток общения со сверстниками.
Заключение
Все исследователи сходятся на том, что одиночество связано с переживанием человеком его оторванности от сообщества людей, истории, семьи, природы, культуры. Причем современный человек ощущает одиночество наиболее остро в ситуациях интенсивного принудительного общения («одинокая толпа», одинокие и далекие члены семьи, одноклассники, ежедневно встречающиеся подруги), когда человек чувствует тягостный разлад с самим собой, страдание и кризис своего «Я», оторванность и лишение смысла. Вынужденное общение, массовое производство одинаковых маек, брюк, выражения лиц, фразы, вкусы, оценки, стили поведения, привычки, даже чувства, мысли и желания уничтожают нашу уникальность и неповторимость, стирают представление о себе как об уникальном и неповторимом, а от того еще более прекрасном. Два абсолютно одинаковых человека не будут столь интересны друг другу, ведь общение создается как общность разнообразия. Общение людей появляется лишь при соответствующей уникальности людей. И это многообразие различий создает человеческую общность, спаянность и слияние людей. А казарменное единообразие лишь маскирует полное равнодушие людей друг к другу. Только принятие и культивирование своей уникальности и уникальности другого может противостоять нарастанию одиночества в современном мире.
Необходимо различать одиночество как продукт «полной отчаяния» городской жизни и уединение как концентрацию человека на своих внутренних духовных проблемах, на защите своего «Я» от этого «полного отчаяния». Человек постоянно порывается выйти за пределы своего «Я», разомкнуть сковывающие его рамки одиночества, создать общность с другим.
Одиночество – особая форма переживания и осознания самого себя, как покинутого, оторванного, забытого, обделенного, потерянного ненужного, бесприютного. Но иногда это состояние необходимо, для концентрации, либо иных важных человеку моментов. Когда хочется быть одному, то необходимо двигаться в одиночество и наслаждаться им в полной мере. И этого не нужно выбирать – если быть внимательным к себе, то можно увидеть цикличность этих состояний. Некоторые философы утверждают, что наслаждаться одиночеством, можно, если человек наслаждается отношениями. Когда человек глубоко движется в отношения, то в нем возникает глубокая потребность быть одному. Любовь к другому и любовь к себе взаимосвязаны. Кто несчастлив наедине с собой, вряд ли будет по-настоящему счастлив с другим, вряд ли сможет поддерживать длительные и глубокие межличностные отношения. Мудрецы всех времен говорили, что прежде чем вступать в брак, следует научиться быть совершенно одному или одной. Но до тех пор, пока человек не станет по-настоящему самостоятельным, единственным в своем роде, цельным человеком. Может быть и не стоит пронимать близко к сердцу их высказывания, но помнить и иметь в виду не помешает.
Современные подростки воспринимают одиночество не так болезненно, как их более взрослые знакомые, или родители. Многие из исследуемых полагают, что одиночество – сознательный выбор, и его в любой момент можно поменять, если это состояние уже не кажется человеку комфортным, но, параллельно с этим высказыванием так же существует и довольно популярно мнение о том, что одиночество – социальная категория, появившаяся в результате личного поведения человека, его взглядов, отношений с другими, манеры поведения, как и было предположено в самом начале исследования, и доказано с помощью опроса.
Список используемой литературы
1. Аверчнеко Л.К. , Управление общением, Теория и практикумы для социального работника, Учебное посо бие, Москва-Новосибирск, 2000
2. Бодалев А.А., Психология общения, Избранные психологические труды, Москва-Воронеж, 2006.
3. Годфруа Ж., Что такое психология, в 2-х томах, том 2, Под общей ред. доктора психологических наук Г.Г. Аракелова, М.: « Мир», 2002.
4. Государев М.А., Треугольный человек, М.: «Молодая гвардия, 2001.
5. Зюзько М. В., 5 шагов к себе, книга для учащихся, М.: «Просвещение», 2002.
6. Карнеги Д., Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей, Под общей ред. доктора психологических наук Зинченко В.П., М.: «Прогресс» – «Высшая школа», 2000.
7. Крижанская Ю., В. Третьяков, Грамматика общения 2-е издание, М.:, «Смысл», Академический проект, 2000.
8. Немов Р.С., Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений, в 3-х книгах, 3 издание, М.: «Владос», 2007.
9. Станкин М.И., Психология общения, курс лекций, М.:, МГСУ, 2006.
10. Психология, словарь, издание 2-е, под общей ред. А.В. Петровского, М.: Издательство политической литературы, 2000.
11. Словарь-справочник по социальной работе, под редакцией доктора исторических наук, профессора Е.И. Хлолостовой, М.: «Юристъ», 2000.