Охрана труда на производстве. Анализ условий труда телефонистки
СОДЕРЖАНИЕ: Факторы, характеризующие напряженность труда. Условия труда: производственно-технические; санитарно-гигиенические. Проведение внепланового инструктажа. Инструктажи на рабочем месте. Классы условий труда по показателям напряженности трудового процесса.СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Анализ условий труда на производстве
2. Анализ условий труда телефонистки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ
Охрана труда - система законодательных, социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.
Напряженность труда - характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника.
К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся:
интеллектуальные,
сенсорные,
эмоциональные нагрузки,
степень монотонности нагрузок,
режим работы.
Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, формой рабочей позы, степенью наклона корпуса, перемещениями в пространстве.
Тяжесть и напряженность труда оценивается в соответствии с Гигиеническими критериями оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса.
Целью контрольной работы заключается в освоении знаний по дисциплине Производственная санитария и охрана труда.
Главные задачи выполнения контрольной работы заключаются в изучении теоретических вопросов, а также ознакомлении с работой подразделений, организацией производства с точки зрения ее безопасности, в попытке самостоятельного применения полученных знаний при решении конкретных управленческих задач.
1. Анализ условий труда на производстве
Охрана труда – это правовая защита работника от опасностей, возникающих для его здоровья на рабочем месте, а также связанных с экономическим превосходством работодателя. Сюда относятся правила, регулирующие рабочее время и другие условия труда. За соблюдение правил охраны труда отвечает, прежде всего, работодатель. Также охрана труда включает меры по защите здоровья работника, принимаемые в течение рабочего времени.
Условия труда – совокупность факторов, влияющих на работоспособность и здоровье человека в процессе производственной деятельности. К ним относятся:
1) производственно-технические, направленные на совершенствование технологии производства;
2) санитарно-гигиенические, обеспечивающие производству микроклимат;
3) общие условия труда, включающие бытовое обслуживание.
При поступлении на работу и во время работы на предприятии с работником проводятся инструктажи по безопасности труда: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой. Вводный инструктаж проводится с каждым вновь поступающим на предприятие работником. После получения вводного инструктажа, а затем первичного инструктажа на рабочем месте работник должен в течение первых 2 – 14 смен (в зависимости от характера работы и квалификации) пройти стажировку и приобрести навыки безопасных способов работы под руководством лица, назначенного приказом (распоряжением, решением) по предприятию (цеху, участку и т.п.).
От получения первичного и повторного инструктажей на рабочем месте освобождается работник, который не связан с эксплуатацией оборудования, использованием инструмента, хранением и применением сырья и материалов.
Руководство предприятия (цеха, участка и т.п.) по согласованию с отделом (бюро, инженером) охраны труда и соответствующим выборным профсоюзным органом может освобождать от стажировки работника, имеющего стаж работы по специальности не менее 3 лет, переходящего из одного цеха (участка) в другой, если характер его работы и тип оборудования, на котором он работал ранее, не меняется.
Внеплановый инструктаж проводят:
- при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним;
- при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;
- при нарушении работником требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению;
- по требованию органов надзора;
- при перерывах в работе - для работ, к которым предъявляют дополнительные (повышенные) требования безопасности труда более чем на 30 календарных дней, а для остальных работ - 60 дней.
Целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовые работы вне предприятия, цеха и т.п.); ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф; производстве работ, на которые оформляется наряд - допуск, разрешение и другие документы.
Инструктажи на рабочем месте завершаются проверкой знаний.
Получение инструктажа по безопасности труда и прохождение стажировки работник подтверждает своей подписью в соответствующем журнале (документе о приеме на работу, личной карточке прохождения обучения).
Лицо, показавшее неудовлетворительные знания, к самостоятельной работе не допускается и обязано вновь пройти инструктаж.
В соответствии с требованиями органов здравоохранения работник проходит медицинские осмотры (предварительный при поступлении на работу и периодические), лабораторные и функциональные исследования, делает профилактические прививки.
Работник обязан иметь личную медицинскую книжку, в которую вносятся результаты медицинских обследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, о сдаче санитарного минимума.
Работник обязан соблюдать действующие на предприятии правила внутреннего трудового распорядка и графики работы, которыми предусматриваются: время начала и окончания работы (смены), перерывы для отдыха и питания, порядок предоставления дней отдыха, чередование смен и другие вопросы использования рабочего времени.
Продолжительность рабочего времени составляет 40 ч в неделю. Как правило, для работника устанавливается 8-часовой рабочий день при пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями.
Максимальная продолжительность рабочего дня не должна превышать 11 ч 30 мин. при условии обязательного предоставления отдыха на следующий после работы день. Суммированный учет рабочего времени не может применяться для подростков в возрасте до 18 лет, беременных женщин, матерей, кормящих грудью, женщин, имеющих детей в возрасте до одного года, других работников в соответствии с законодательством о труде.
Труд беременных женщин должен использоваться только в дневную смену, продолжительность рабочего дня не должна превышать 8 ч.
Во время рабочего дня работнику предоставляются следующие, включаемые в рабочее время, перерывы:
- на личные надобности общей продолжительностью 10 мин. Там, где места личного пользования находятся в отдалении, время на личные надобности увеличивается до 15 мин. в смену;
- для отдыха (продавцам, кассирам торгового зала, контролерам - кассирам и др. в предприятиях с беспрерывным потоком покупателей) – 5 - 10 мин. через каждые 2 ч работы;
- для обогревания и отдыха - в среднем 10 мин. через каждый час работы.
О каждом несчастном случае на производстве пострадавший или очевидец в течение смены должен сообщить непосредственному руководителю.
При обнаружении неисправности используемого оборудования, инвентаря, приспособлений и инструмента работник должен сообщить об этом непосредственному руководителю и до ее устранения к работе не приступать. Начинать (продолжать) работу следует после ликвидации неисправности и ее последствий, препятствующих или затрудняющих нормальное производство работ.
За нарушение (невыполнение) требований нормативных актов об охране труда работник привлекается к дисциплинарной, а в соответствующих случаях - к материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
При возникновении поломок оборудования, угрожающих аварией на рабочем месте или в цехе, необходимо прекратить его эксплуатацию, а также подачу к нему электроэнергии, газа, воды и т.п. Доложить о принятых мерах непосредственному руководителю (лицу, ответственному за безопасную эксплуатацию оборудования) и действовать в соответствии с полученными указаниями.
В аварийной обстановке следует оповестить об опасности окружающих людей, доложить непосредственному руководителю о случившемся и действовать в соответствии с планом ликвидации аварий.
Проектирование условий труда осуществляется с учетом различий сотрудников предприятия по полу, возрасту, состоянию здоровья, квалификации, психологическим и социальным характеристикам. Разработаны системы рекомендаций и нормативных материалов, которые используются при проектировании условий труда. Основными директивными документами, регламентирующими условия труда, являются санитарные нормы проектирования предприятий, Строительные нормы и правила (СНиП), ГОСТы, требования техники безопасности и охраны труда.
Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса (далее - руководство или гигиенические критерии) применяется для гигиенической оценки условий и характера труда на рабочих местах с целью:
- контроля условий труда работника (работников) на соответствие действующим санитарным правилам и нормам, гигиеническим нормативам и выдачи гигиенического заключения;
- установления приоритетности в проведении оздоровительных мероприятий и оценки их эффективности;
- создания банка данных по условиям труда на уровне предприятия, отрасли, района, города, региона, республики, Федерации;
- аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда в организации;
- применения мер административного воздействия при выявлении санитарных правонарушений, а также привлечения виновных лиц к дисциплинарной и уголовной ответственности;
- сопоставления состояния здоровья работника с условиями его труда (при проведении периодических медицинских осмотров, составлении санитарно - гигиенической характеристики);
- расследования случаев профессиональных заболеваний и отравлений;
- установления уровней профессионального риска для разработки профилактических мероприятий и обоснования мер социальной защиты работающих.
2. Анализ условий труда телефонистки
Телефонисты по характеру выполняемой работы подразделяются на телефонистов местной (городской, сельской, внутрипроизводственной) телефонной связи.
Телефонисты междугородной связи являются работниками более высокой квалификации. Также имеются телефонисты справочной службы городской телефонной сети. Развитие телефонной связи идёт по пути автоматизации телефонных станций.
В числе главных требований, предъявляемых к профессии, - всесторонняя грамотность, хорошее владение русским и родным языками, основными терминами одного из иностранных языков, высокая культура речи, безупречный слух, внимательность и собранность, быстрая реакция.
Работают телефонистки в большом светлом зале, где поддерживается определённый температурный режим, и рабочие места защищены от прямых солнечных лучей. Для уменьшения производственного шума стены и потолок зала обиты звукопоглощающими материалами, а полы устланы коврами. Телефонистка сидит за индивидуальным столом, оборудованным ячейками, где в определённом порядке расположены карточки с номерами телефонов. Перед ней смонтирована панель с сигнальной лампочкой и тумблерами, с помощью которых осуществляют связь с абонентом, переключают его на разговор со старшей телефонисткой или с телефонисткой, дающей справки о номерах телефонов жителей города.
Чтобы руки телефонистки-информатора во время работы были свободны, на её голове с помощью оголовья закрепляется микротелефон специальной конструкции. При вызове абонента телефонистка автоматически подключается к нему, называет свой рабочий номер, выслушивает вопрос, при необходимости уточняет его и затем называет абоненту по памяти или по карточке, отыскав её в картотеке, нужный номер телефона.
На рабочем месте телефонисток службы информации находятся всевозможные справочники, путеводители, схемы, альбомы, расписания, программы. Огромный справочный материал размещён в специализированной картотеке, состоящей из нескольких разделов. Один из них содержит все данные о промышленности, другой - о вузах, техникумах и школах, третий - о культурных учреждениях и т.д.
Несколько раз в год картотека проверяется и пополняется новыми сведениями: о новых улицах и магазинах, ателье и отделениях связи, о новых маршрутах городского транспорта.
Работа каждой телефонистки-информатора подвергается выборочному контролю: её ответы в течение рабочего дня записываются на магнитофонную ленту и затем анализируются. Основными показателями успешной работы являются количество выданных, их правильность, быстрота ориентировки в справочных материалах, культура обслуживания абонентов. Когда в работе обнаруживают ошибки, небрежность, магнитофонную запись демонстрируют допустившей брак телефонистке и указывают на недостатки.
Работа телефонисток справочной службы «09» и службы информации в значительной степени различается. В первом случае она более интенсивна, но менее разнообразна и сложна, не требует специального поиска. Телефонистка должна правильно понять вопрос, как можно быстрее отыскать в картотеке или вспомнить нужный номер телефона и чётко, без ошибок назвать его. Чтобы дать справку, телефонистке высшего класса необходимо примерно 18 секунд. Работа телефонистки службы «09» напряжённая и сравнительно однообразная, требует концентрации внимания в условиях помех, быстроты реакции, усидчивости.
Труд телефонистки службы информации менее интенсивен и более разнообразен. Она имеет возможность проявить свою эрудицию, инициативность, способность быстро ориентироваться в разных вопросах.
У телефонисток обеих служб наибольшую нагрузку в течение всей смены испытывает слуховой анализатор.
Хорошая память - надёжный помощник информатора. Запоминается в основном словесно-логический материал: цифры, даты. Наиболее опытные телефонистки-информаторы, не заглядывая в справочники, по памяти могут дать десятки всевозможных сведений, адресов, номеров телефонов.
Труд телефонистов, работающих на электронных машинах, сравнительно однообразен, несколько напряжён. Требуется значительная концентрация внимания, усидчивость, готовность к реакции в условиях относительного дефицита времени, так как на выдачу справок отводится строго определённое время.
Некоторая монотонность в работе может вызывать чувство утомления. Много находчивости и изобретательности проявляют работники справочной службы.
Работа телефонистов характеризуется нервно-эмоциональным напряжением, гиподинамией, сменным графиком. Особенности характера и режима труда приводят к изменению функционального состояния связистов (телефонистов и телеграфистов) – замедлению процесса принятия решений, ухудшению зрительной работоспособности и работы системы глаз-рука. Малоподвижная поза и большая нагрузка на зрение обуславливают развитие общего утомления и снижение работоспособности.
Результаты исследований, проводимых на современных телефонных станциях, свидетельствуют о необходимости коррекции функционального состояния телефонистов путем внедрения комплексных оздоровительных мероприятий технического, организационного, медицинского и социального характера. Технические мероприятия заключаются в автоматизации основных операций и рациональной организации рабочих мест. Организационные мероприятия – это организация режимов труда и отдыха.
Формы и содержание перерывов могут быть такими, как выполнение альтернативной вспомогательной работы, не требующей большого напряжения; длительные перерывы для приема пищи; в начале регламентированных перерывов рекомендуется проведение гимнастики для глаз, а в одном из перерывов – комплекса общей гимнастики. Во время микропауз в работе следует выполнять упражнения для глаз в позе сидя.
С целью снижения или устранения нервно-психического, зрительного и мышечного напряжения, предупреждения переутомления необходимо во время регламентированных перерывов и после окончания рабочего дня проводить сеансы психологической разгрузки для снятия усталости. Сеансы должны проводиться в комнате психологической разгрузки. Требования к оборудованию комнаты психологической разгрузки изложены в “Межотраслевых методических рекомендациях по предупреждению переутомления работников физического и умственного труда”. Каждого работника необходимо обеспечить инструкциями-памятками, в которых подробно и наглядно представлено содержание каждого физического упражнения. Во время проведения сеансов в комнате психологической разгрузки следует проводить периодические тренировки на выполнение этих упражнений. Для снижения зрительного утомления целесообразно предусмотреть программное выключение свечения дисплея при длительном отсутствии ввода информации и при отсутствии изменений в отображаемых данных.
Медицинские мероприятия заключаются в профессиональном медицинском отборе, динамическом медицинском наблюдении, организации рационального питания на рабочем месте, немедикаментозной профилактике утомления. Для улучшения состояния зрительных функций, снижения зрительного и общего утомления следует проводить сезонную витаминизацию в зимне-весенний период комплексом витаминов А1, В1, В12, С по рекомендации медицинского работника здравпункта.
Трудоустройство беременных телефонисток следует проводить в соответствии с “Гигиеническими рекомендациями по рациональному трудоустройству беременных женщин”. Телефонистки не допускаются к выполнению всех видов работ, связанных с использованием ВДТ и ПЭВМ, начиная с момента установления беременности и до окончания периода кормления ребенка грудью (СанПиН 2.2.2.542-96).
Телефонисты, имеющие пониженное зрение, должны быть обследованы окулистом с целью подбора специальных очков, фокусное расстояние которых соответствует требованиям работы за видеотерминальными устройствами.
Важным моментом в научной организации труда телефонистов и телеграфистов является аттестация рабочих мест Постановлением от 14.0397 г. № 12 “О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда”. При аттестации рабочих мест по условиям труда на постоянных рабочих местах телефонисток междугородной телефонной связи учитываются следующие показатели:
- Медицинское освидетельствование персонала в соответствии с приказом Минздравмедпрома России от 14.03.96 № 90.
- Перенапряжение голосового аппарата (при работе на телефонной станции).
- Проведение вводного инструктажа по безопасности труда, первичного инструктажа на рабочем месте, стажировки по безопасным методам охраны труда на рабочем месте, обучения правилам охраны труда при работах на телефонных станциях.
- Соблюдение действующих нормативов: группа электробезопасности – 1, площадь одного рабочее место – 4,5 м2 , температура воздуха в рабочей зоне производственных помещений в холодный период – 21-25 °С, в теплый период 22-28 °С, относительная влажность воздуха в теплый и холодный периоды – 40-60%, освещенность (искусственное освещение) – 300 лк, эквивалентный уровень звука в рабочей зоне – 65 дБА, пользование правом дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда – по колдоговору, пользование правом сокращенного рабочего дня за вредные условия труда (продолжительность сокращенного рабочего дня – 6 часов на основании Постановления Госкомтруда СССР от 25.10.74. № 298/М-22), регламентированные перерывы (через 3 часа после начала работы – 10 мин., за 1,5 часа до окончания смены – 7,5 мин), пенсия на льготных условиях по списку № 2 (постановление кабинета Министров СССР).
Важным моментом организации труда телефонистов является обеспечение нормального уровня интенсивности электромагнитного поля (ЭМП). Мероприятия по обеспечению этого требования могут быть следующие:
1. Все вновь приобретаемые ВДТ и ПЭВМ должны иметь гигиенические сертификаты на соответствие требованиям СанПиН 2.2.2.542-96.
2. В случае высоких фоновых уровней электрических и магнитных полей частоты 50 Гц следует: проверить наличие и качество контура заземления; наличие и качество заземляющих шин к каждому помещению, где установлены ВДТ (видеотерминалы); наличие качественно выполненного заземления электророзеток для подключения ВДТ третьим проводом на заземляющую шину.
3. После устранения недоработок требуется выполнить повторные контрольные замеры напряженности ЭМП.
4. Необходимо провести обучение телефонистов и телеграфистов по безопасным методам работы на ВДТ, режимам труда и отдыха. Инструкцию по режимам труда и отдыха следует вывесить в производственных помещениях и строго ее выполнять.
5. Всех телефонистов и телеграфистов, работающих на ПЭВМ и ВДТ, необходимо включить в перечень профессий, подлежащих предварительным и периодическим медосмотрам. Сроки периодических медосмотров – 1 раз в год (приказ МЗ РФ № 90 от 14.03.96).
Классы условий труда по показателям напряженности трудового процесса представлены в приложении 1.
Расчет напряженности трудового процесса телефонистки представлен в приложении 2.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важное значение имеет изучение и оценка фактического состояния условий труда на основе данных замеров фактических значений параметров факторов производственной среды, в которой протекает трудовой процесс, так как от этого зависит эффективность мер по созданию здоровых и безопасных условий труда.
Оценка напряженности труда работника основана на анализе трудовой деятельности и ее структуры, которые изучаются путем хронометражных наблюдений в динамике всего рабочего дня, в течение не менее одной недели. Анализ основан на учете всего комплекса производственных факторов (стимулов, раздражителей), создающих предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно-эмоциональных состояний (перенапряжения). Все факторы (показатели) трудового процесса имеют качественную или количественную выраженность и сгруппированы по видам нагрузок: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные, монотонные, режимные нагрузки.
Научная организация труда телефонистов и телеграфистов, работающих на видеотерминальных устройствах и ПЭВМ, должна обеспечивать устойчивую их работоспособность, предупреждать переутомление и сохранять здоровье.
Труд телефонистки является напряженным 2 степени, так как 5 показателей относятся к классу 3.1., а 2 показателя – к классу 3.2.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Руководство Р 2.2. 755 – 99. 2.2. Гигиена труда. Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса.
2. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. – М.: Институт новой экономики, 1999. – 1248 с.
3. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М), 2001. – 448 с.
4. Зотов Б.И., Курдюмов В.И. Безопасность жизнедеятельности на производстве. - М.: КолосС, 2003. – 432 с.
5. Полежаев Е.Ф., Макушин В.Г. Основы физиологии и психологии труда. – М.: Высшая школа, 1974.
6. Шкрабак В.С., Казлаускас Г.К. Охрана труда. - М.: Агропромиздат, 1989. – 480 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Классы условий труда по показателям напряженности трудового процесса
Показатели напряженности трудового процесса | Классы условий труда | |||||||||||||
Оптимальный | Допустимый | Вредный | ||||||||||||
Напряженность труда легкой степени | Напряженность труда средней степени | Напряженный труд | ||||||||||||
1 степени | 2 степени | |||||||||||||
1 | 2 | 3.1 | 3.2 | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||||||||
1. Интеллектуальные нагрузки | ||||||||||||||
1.1. Содержание работы | Отсутствует необходимость принятия решения | Решение простых задач по инструкции | Решение сложных задач с выбором по известным алгоритмам (работа по серии инструкций) | Эвристическая (творческая) деятельность, требующая решения алгоритма, единоличное руководство в сложных ситуациях) | ||||||||||
1.2. Восприятие сигналов (инфор-мации) и их оценка | Восприятие сигналов, но не требуется коррекция действий | Восприятие сигналов с последующей коррекцией действий и операций | Восприятие сигналов с последующим сопоставлением фактических значений параметров с их номинальными значения-ми. Заключительная оценка фактических значений параметров | Восприятие сигналов с последующей комплексной оценкой связанных параметров. комплексная оценка всей производственной деятельности | ||||||||||
1.3. Распределение функций по степени сложности задания | Обработка и выполнение задания | Обработка, выполнение задания и его проверка | Обработка, выполнение и контроль за выполнением задания | Контроль и предварительная работа по распределению заданий другим лицам | ||||||||||
1.4. Характер выполняемой работы | Работа по индивидуальному плану | Работа по установленному графику с возможной его коррекцией по ходу деятельности | Работа в условиях дефицита времени | Работа в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат | ||||||||||
2. Сенсорные нагрузки | ||||||||||||||
2.1. Длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены) | До 25 | 26 - 50 | 51 - 75 | Более 75 | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||||||||
2.2. Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 ч работы | До 75 | 76 – 175 | 176 - 300 | Более 300 | ||||||||||
2.3. Число производственных объектов одновременного наблюдения | До 5 | 6 - 10 | 11 - 25 | Более 25 | ||||||||||
2.4. Размер объекта различения (при расстоянии от глаз работающего до объекта различения не более 0,5 м) в мм при длительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены) | Более 5 мм – 100% | 5 – 1,1 мм – более 50%; 1 – 0,3 мм – до 50%; менее 0,3 мм – до 25% | 1 – 0,3 мм – более 50%; менее 0,3 мм – 25 – 50 % | Менее 0,3 мм – более 50% | ||||||||||
2.5. Работа с оптическими приборами (микроскопы, лупы и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены) | До 25 | 26 - 50 | 51 - 75 | Более 75 | ||||||||||
2.6. Наблюдение за экранами видеотерминалов (часов в смену): - при буквенно-цифровом типе отображения информации - при графическом типе отображения информации |
До 2 До 3 |
2 – 3 3 - 5 |
3 – 4 5 – 6 |
Более 4 Более 6 |
||||||||||
2.7. Нагрузка на слуховой анализатор (при производственной необходимости восприятия речи или дифференцированных сигналов) | Разборчивость слов и сигналов от 100% до 90%. Помехи отсутствуют | Разбочивость слов и сигналов от 90% до 70%. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 3,5 м | Разборчивость слов и сигналов от 70% до 50%. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 2 м | Разборчивость слов и сигналов менее 50;. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 1,5 км | ||||||||||
2.8. Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемое в неделю) | До 16 | 16 - 20 | 20 - 25 | Более 25 | ||||||||||
3. Эмоциональные нагрузки | ||||||||||||||
3.1. Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки | Несет ответственность за выполнение отдельных элементов заданий. Влечет за собой дополнительные усилия в работе со стороны работника | Несет ответственность за функциональное качество вспомогательных работ (заданий). Влечет за собой дополнительные усилия со стороны вышестоящего руководства (бригадира, мастера и т.п.) | Несет ответственность за функциональное качество основной работы (задания). Влечет за собой исправления за счет дополнительных усилий всего коллектива (группы, бригады и т.п.) | Несет ответственность за функциональное качество конечной работы, продукции, задания. Влечет за собой повреждение оборудования, остановку технологического процесса и может возникнуть опасность для жизни | ||||||||||
3.2. Степень риска для собственной жизни | Исключена | Вероятна | ||||||||||||
3.3. Степень ответственности за безопасность других лиц | Исключена | Возможна | ||||||||||||
4. Монотонность нагрузок | ||||||||||||||
4.1. Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или в многократно повторяющихся операциях | Более 10 | 9 - 6 | 5 - 3 | Менее 3 | ||||||||||
4.2. Продолжительность (в с) выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций | Более 100 | 100 - 25 | 24 - 10 | Менее 10 | ||||||||||
4.3. Время активных действий (в % к продолжительности смены). В остальное время – наблюдение за ходом производственного процесса | 20 и более | 19 - 10 | 9 - 5 | 4 и менее | ||||||||||
4.4. Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса (в % от времени смены) | Менее 75 | 76 - 80 | 81 - 90 | Более 90 | ||||||||||
5. Режим работы | ||||||||||||||
5.1. Фактическая продолжительность рабочего дня | 6 – 7 ч | 8 – 9 ч | 10 – 12 ч | Более 12 ч | ||||||||||
5.2. Сменность работы | Односменная работа (без ночной смены) | Двухсменная работа (без ночной смены) | Трехсменная работа (работа в ночную смену) | Нерегулярная сменность с работой в ночное время | ||||||||||
5.3. Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность | Перерывы регламентированы достаточной продолжительности: 7% и более рабочего времени | Перерывы регламентированы, недостаточной продолжительности: от 3 до 7 рабочего времени | Перерывы не регламентированы и недостаточной продолжительности: до 3% рабочего времени | Перерывы отсутствуют |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Протокол оценки условий труда по показателям напряженности трудового процесса
Ф.И.О. Иванова Л. К.
Профессия: телефонистка
Производство: справочная служба
Краткое описание выполняемой работы: Телефонистка должна правильно понять вопрос, как можно быстрее отыскать в картотеке или вспомнить нужный номер телефона и чётко, без ошибок назвать его. Чтобы дать справку, телефонистке высшего класса необходимо примерно 18 секунд.
Показатели напряженности трудового процесса | Классы условий труда | |||||||||||
1 | 2 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||||
1. Интеллектуальные нагрузки | ||||||||||||
1.1. Содержание работы | + | |||||||||||
1.2. Восприятие сигналов (информации) и их оценка | + | |||||||||||
1.3. Распределение функций по степени сложности задания | + | |||||||||||
1.4. Характер выполняемой работы | + | |||||||||||
2. Сенсорные нагрузки | ||||||||||||
2.1. Длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены) | + | |||||||||||
2.2. Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 ч работы | + | |||||||||||
2.3. Число производственных объектов одновременного наблюдения | + | |||||||||||
2.4. Размер объекта различения (при расстоянии от глаз работающего до объекта различения не более 0,5 м) в мм при длительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены) | + | |||||||||||
2.5. Работа с оптическими приборами (микроскопы, лупы и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены) | + | |||||||||||
2.6. Наблюдение за экранами видеотерминалов (часов в смену): - при буквенно-цифровом типе отображения информации - при графическом типе отображения информации |
+ | |||||||||||
2.7. Нагрузка на слуховой анализатор (при производственной необходимости восприятия речи или дифференцированных сигналов) | + | |||||||||||
2.8. Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемое в неделю) | + | |||||||||||
3. Эмоциональные нагрузки | ||||||||||||
3.1. Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки | + | |||||||||||
3.2. Степень риска для собственной жизни | + | |||||||||||
3.3. Степень ответственности за безопасность других лиц | + | |||||||||||
4. Монотонность нагрузок | ||||||||||||
4.1. Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или в многократно повторяющихся операциях | + | |||||||||||
4.2. Продолжительность (в с) выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций | + | |||||||||||
4.3. Время активных действий (в % к продолжительности смены). В остальное время – наблюдение за ходом производственного процесса | + | |||||||||||
4.4. Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса (в % от времени смены) | + | |||||||||||
5. Режим работы | ||||||||||||
5.1. Фактическая продолжительность рабочего дня | + | |||||||||||
5.2. Сменность работы | + | |||||||||||
5.3. Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность | + | |||||||||||
Количество показателей в каждом классе | 5 | 10 | 5 | 2 | ||||||||
Общая оценка напряженности труда | + |
Труд телефонистки является напряженным 2 степени, так как 5 показателей относятся к классу 3.1., а 2 показателя – к классу 3.2.