Он весь - дитя добра и света... Образ художника в лирике А.А.Блока.

СОДЕРЖАНИЕ: Он весь - дитя добра и света... (Образ художника в лирике А.А.Блока). Автор: Блок А.А. Как-то в разговоре с Блоком Ахматова передала ему замечание молодого поэта Бенедикта Лившица, что он, Блок, одним своим существованием мешает писать стихи. Блок не засмеялся, а ответил вполне серьезно: Я понимаю это.

Он весь - дитя добра и света... (Образ художника в лирике А.А.Блока).

Автор: Блок А.А.

Как-то в разговоре с Блоком Ахматова передала ему замечание молодого поэта Бенедикта Лившица, что он, Блок, одним своим существованием мешает писать стихи. Блок не засмеялся, а ответил вполне серьезно: Я понимаю это. Мне мешает писать Пев Толстой. В другой раз, на одном литературном вечере, где они выступали вдвоем, Ахматова сказала: Александр Александрович, я не могу читать после вас. Он с упреком в ответ: Анна Андреевна, мы не тенора. Сравнение это, надолго запечатлевшееся в памяти, было, может быть, подхвачено через много лет в стихотворении, где Блок предстает как трагический тенор эпохи. Ахматова рассказывает дальше: Блок посоветовал мне прочесть Все мы бражники здесь. Я стала отказываться: Когда я читаю Я надела узкую юбку, смеются. Он ответил: Когда я читаю: И пьяницы с глазами кроликов — тоже смеются.

Когда я думаю о Блоке,

Когда тоскую по нему,

То вспоминаю я не строки,

А мост, пролетку и Неву...

Наверное, эти стихи связываются с обликом неповторимого поэта России оттого, что он сумел с редкой художественной силой и убедительностью выразить в своем творчестве и себя, и то время, в которое жил. Личное и общественное так тесно переплелись в его поэзии, что их невозможно отделить друг от друга.

Гоголевская птица-тройка преображается у Блока в степную кобылицу в цикле На поле Куликовом.

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль...

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль...

И нет конца! Мелькают версты, кручи...

Остановись!

Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови!

Когда читаешь эти стихи, возникает ощущение, что бешеная, захлебывающаяся скачка, которую невозможно остановить, должна завершиться катастрофой. Россия неудержимо несется к своим страшным годам. Это прозрение Блока особенно подчеркивается последними строками, которые означают уже не только человеческий бунт, но и бунт неба.

У Блока много печальных, тревожных стихов. Он жил в такое время, когда невозможно было ограничиться мягкой лирикой, описаниями красот природы и любовных страданий.

Поэт спешил жить. И мечтал охватить своими стихами буквально все.

О, я хочу безумно жить,

Все сущее — увековечить,

Безличное — вочеловечить,

Несбывшееся — воплотить!

Над городами стоит гул, в котором не разобраться и опытному слуху, — писал Блок в своем известном докладе Народ и интеллигенция, — такой гул, какой стоял над татарским станом в ночь перед Куликовской битвой, как говорит сказание. После Октябрьской революции поэт снова вспомнил о грозном и оглушительном гуле, который издает поток... Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте Революцию. К этому гулу он прислушивался, когда писал Двенадцать: Во время и после окончания Двенадцати я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг — шум слитный...

Пусть душит жизни сон тяжелый,

Пусть задыхаюсь в этом сне...

Блок ждал Командора, — записала Ахматова в своих дневниках. — Это ожидание — также признак людей, обреченных погибнуть вместе со старым миром и чувствующих приближение гибели.

Конечно, тонко чувствующая поэтесса меньше всего думала об идеологической концепции стихов Блока, о его личном отношении к переменам в России. Тут все и несколько проще, и несколько сложнее. Ведь настоящий художник — нерв эпохи, провод, по которому пропускает свой ток современность.

Рожденные в года глухие

Пути не помнят своего.

Мы — дети страшных лет России —

Забыть не в силах ничего.

Любовь несовместима с жалостью, она же давала поэту твердую веру в Россию, в то, что она выстоит, не погибнет, несмотря на кровь и страдания. Пусть будет больше одной слезой, но все равно все те же лес и поле, да плат узорный до бровей — у России. Кровавый отсвет от дней войны и дней свободы не может затуманить ее прекрасные черты.

Вообще-то поэт — всегда романтик. Особенно такой поэт, каким был Блок. Вечный поиск красоты, которому он посвятил всего себя, наложил отпечаток и на его творчество, на его художественное мастерство.

Скамья ладьи красна от крови

Моей растерзанной мечты,

Но в каждом доме, в каждом крове

Ищу отважной красоты.

Ю.Тынянов писал: Блок — самая большая лирическая тема Блока. Об этом лирическом герое и говорят сейчас. Он был необходим, его окружает легенда, и не только теперь — она окружала его с самого начала, казалось даже, что она предшествовала самой поэзии Блока...

Как здорово сказано: Блок — тема Блока! Тема самопознания важна для истинного писателя; познав себя, человек познает вселенную. Образ художника всегда многопланов и всегда глубоко индивидуален.

Простим угрюмство — разве это

Сокрытый двигатель его?

Он весь — дитя добра и света,

Он весь — свободы торжество!

Скачать архив с текстом документа