Т. Н. Зырянова метрология, стандартизация
СОДЕРЖАНИЕ: «Метрология, стандартизация и сертификация» для студентов специальностей 240701 «Химическая технология органических соединений азота» и 240702 «Химическая технология полимерных композиций, порохов и твердых ракетных топлив»Министерство образования и науки РФ
Бийский технологический институт (филиал)
государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Алтайский государственный технический университет
им. И.И. Ползунова»
Т.Н. Зырянова
МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ
И СЕРТИФИКАЦИЯ
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов
и изучению дисциплины «Метрология, стандартизация
и сертификация» для студентов специальностей
240701 «Химическая технология органических соединений азота»
и 240702 «Химическая технология полимерных композиций, порохов и твердых ракетных топлив»
Бийск
Издательство Алтайского государственного технического
университета им. И.И. Ползунова
2011
УДК 006.91: 389 (076)
З89
Рецензент: |
А.В. Жеранин, к.т.н., доцент кафедры ТМ БТИ АлтГТУ. |
Зырянова, Т.Н.
З89 |
Метрология, стандартизация и сертификация: методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» для студентов специальностей 240701 «Химическая технология органических соединений азота» и 240702 «Химическая технология полимерных композиций, порохов и твердых ракетных топлив» / |
Методические рекомендации содержат основные сведения о дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация», включая цели, задачи, структуру, рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов и изучению дисциплины.
Приведены содержание самостоятельной работы студентов, план-график выполнения самостоятельной работы студентами по дисциплине, характеристика, описание и требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы студентов, рекомендуемая литература.
УДК 006.91: 389 (076)
Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры производственной безопасности и управления качеством. Протокол № 09/10 от 16.11.2010 г. |
© Зырянова Т.Н., 2011 |
||
|
© БТИ АлтГТУ, 2011 |
СОДЕРЖАНИЕ
1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ…………………………………………… |
4 |
2 СТРУКТУРА КУРСА……………………………………………..… |
6 |
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ...…...…… |
8 |
4 СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ………………………………………………………….. |
9 |
5 ПЛАН-ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТАМИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ...………………...… |
10 |
6 ХАРАКТЕРИСТИКА, ОПИСАНИЕ И ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДСТАВЛЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.………………..… |
10 |
7 ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ……………………………………………………..…… |
15 |
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………. |
17 |
1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ , ЕЕ МЕСТО
В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Основанием для введения дисциплины в учебный процесс является Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальностям 240701 «Химическая технология органических соединений азота» и 240702 «Химическая технология полимерных композиций, порохов и твердых ракетных топлив» направления подготовки дипломированных специалистов 655300, номер государственной регистрации 219 тех/дс от 27.03.2000 г.
Дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин и предназначена для студентов, обучающихся по специальностям 240706 «Химическая технология органических соединений азота» и 240702 «Химическая технология полимерных композиций, порохов и твердых ракетных топлив».
Основная цель: в результате изучения дисциплины студент должен приобрести знания в области метрологии, стандартизации и сертификации.
Дисциплина состоит из трех взаимосвязанных модулей: 1) мет-рология; 2) стандартизация; 3) сертификация. Каждый модуль рас-сматривается как самостоятельный и в непосредственной связи с дру-гими модулями курса.
Изучение дисциплины предусматривает применение таких активных методов обучения, как тематическое изложение отдельных учебных элементов, индивидуализация обучения и повышение удельного веса самостоятельной работы студентов, управляемой преподавателем.
Учебный курс включает практические занятия в объеме 17 часов. Цель практических занятий: закрепить приобретенные на лекциях теоретические знания, научиться применять средства, методы и законодательную базу при решении задач, возникающих в практической деятельности инженеров; научиться обрабатывать результаты многократных измерений; ознакомиться с различными сертификатами соответствия продукции; изучить требования к форме сертификата соответствия и правила его заполнения; научиться проверять подлинность и правильность заполнения сертификата, как одной из форм входного контроля качества продукции, поступающей в организации сферы услуг; изучить схемы сертификации продукции и услуг; ознакомиться с различными категориями и видами стандартов.
Для проведения практических занятий используются:
– методические рекомендации по выполнению практических работ для студентов всех специальностей и форм обучения;
– тесты контроля текущих знаний;
– федеральные законы;
– национальные стандарты;
– стандарты организаций;
– международные стандарты;
– правила и рекомендации в области стандартизации;
– методические инструкции;
– технические регламенты;
– сертификаты соответствия;
– декларации о соответствии.
Промежуточный контроль знаний студентов проводится на основании проведения контрольных опросов на практических занятиях, написания и защиты рефератов.
Итоговый контроль знаний студентов, обучающихся по специальности 240701 «Химическая технология органических соединений азота» и 240702 «Химическая технология полимерных композиций, порохов и твердых ракетных топлив», осуществляется с помощью итогового тестирования, состоящего из трех вопросов на экзамене по основным разделам курса: метрологии, стандартизации и сертификации.
Цель преподавания дисциплины: подготовить студентов к производственной, научно-исследовательской и коммерческой деятельности.
В системе подготовки инженеров специальностей 240701 и 240702 важное место занимают вопросы качества продукции и услуг. Рациональное решение этих вопросов в значительной степени зависит от уровня подготовки и знаний специалистов по метрологии, стандартизации и сертификации.
Задачи изучения дисциплины: получение знаний об основных понятиях метрологии, как науке об измерениях, методах и средствах
их обеспечения; об единицах физических величин, погрешностях
измерений и средств измерений; источниках погрешностей; научно-технических принципах и методах стандартизации, использование которых позволяет значительно повысить качество продукции и услуг.
При преподавании дисциплины ставятся также задачи ознакомления студентов с основами Национальной системы стандартизации РФ, федеральными законами РФ «Об обеспечении единства измерения» и «О техническом регулировании», различными формами подтверждения соответствия, правилами и порядком проведения сертификации; схемами и системами сертификации, схемами декларирования, деятельностью органов по сертификации и испытательных лабораторий.
Необходимо научить студентов обоснованно выбирать схему сертификации в случае подачи заявки на получение сертификата соответствия в добровольной системе сертификации.
Студент обязан привыкнуть к соблюдению обязательных требований действующих технических регламентов.
Знания и навыки, полученные при изучении дисциплины, должны позволить будущим инженерам обеспечить необходимый уровень качества продукции и услуг.
В системе профессиональной подготовки специалистов по специальности 240701 «Химическая технология органических соединений азота» дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» играет важную роль. Для ее изучения необходимы глубокие знания по начертательной геометрии, инженерной графике, математике, физике, материаловедению, технологии конструкционных материалов. Данная дисциплина взаимосвязана со многими дисциплинами, которые студенты будут изучать в дальнейшем: «Механика», «Процессы и аппараты химических технологий», «Проектирование и оборудование предприятий органического синтеза», «Основы технологической безопасности производств энергонасыщенных материалов».
В системе профессиональной подготовки специалистов по специальности 240702 «Химическая технология полимерных композиций, порохов и твердых ракетных топлив» дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» также играет важную роль. Для ее изучения необходимы глубокие знания по начертательной геометрии, инженерной графике, математике, физике, материаловедению, технологии конструкционных материалов. Данная дисциплина взаимосвязана со многими дисциплинами, которые студенты будут изучать в дальнейшем: «Механика», «Процессы и аппараты химической технологии», «Основы технологической безопасности производств энергонасыщенных материалов», «Системы управления химико-технологическими процессами», «Основы проектирования и оборудование заводов».
2 СТРУКТУРА КУРСА
Основные положения курса «Метрология, стандартизация и сертификация» излагаются на лекциях. Необходимая детализация и освоение курса лекций обеспечиваются во время практических занятий и самостоятельной работы, а более глубокое изучение дисциплины достигается при написании реферата.
Дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» разбита на три модуля.
В пятом семестре изучается дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация». В объеме курса предусмотрено: семнадцать часов лекционных занятий, семнадцать часов практических занятий. В рамках дисциплины рассматриваются нижеследующие темы.
2.1 Модуль 1. Метрология
Тема 1. Теоретические основы метрологии
Основные понятия, связанные с объектами измерения: свойство, величина, количественные и качественные проявления свойств объектов материального мира.
Тема 2. Основные понятия, связанные со средствами измерений (СИ)
Закономерности формирования результата измерения. Понятие погрешности. Основные источники погрешностей результатов измерений. Погрешности измерений и средств измерений. Понятие многократного измерения. Алгоритмы обработки многократных измерений.
Тема 3. Принципы метрологического обеспечения
Понятие метрологического обеспечения. Организационные, научные и методические основы метрологического обеспечения.
Правовые основы обеспечения единства измерений. Основные положения Федерального закона РФ «Об обеспечении единства измерений».
Структура и функции метрологической службы предприятия, организации и учреждения, являющихся юридическими лицами.
2.2 Модуль 2. Стандартизация
Тема 4. Основы стандартизации
Исторические основы развития стандартизации. Правовые основы стандартизации. ИСО (Международная организация по стандартизации).
Тема 5. Национальная система стандартизации (НСС)
Основные положения НСС. Государственный контроль за соблюдением требований технических регламентов и национальных стандартов.
Тема 6 . Научная база стандартизации
Методы стандартизации. Научно-технические принципы стандартизации. Оптимальный уровень унификации и стандартизации.
2.3 Модуль 3. Сертификация
Тема 7. Основные сведения по сертификации
Исторические основы развития сертификации. Термины и определения в области сертификации. Основные цели и объекты сертификации. Условия осуществления сертификации. Обязательная и добровольная сертификация.
Тема 8. Качество продукции и защита потребителя. Схемы сертификации
Качество продукции. Системы сертификации. Схемы сертификации соответствия. Правила и порядок проведения сертификации.
Тема 9. Органы по сертификации и испытательные лаборатории (ОС и ИЛ)
Органы по сертификации и испытательные лаборатории. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (понятие и цели аккредитации, общие требования к аккредитующим органам, органам по сертификации продукции, испытательным лабораториям).
Сертификация услуг. Сертификация систем качества
Состав участников сертификации услуг. Порядок проведения сертификации услуг. Организация и нормативная база проведения сертификации систем качества. Регистр систем качества. Этапы проведения работ по сертификации систем качества.
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Исходя из целей и задач преподавания, методические рекомендации по изучению дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» обязывают студента:
1. Ознакомиться:
- с графиком аудиторных занятий и самостоятельной работы;
- с рекомендуемой основной, дополнительной и методической литературой;
- с методическими рекомендациями к практическим занятиям, методическими рекомендациями по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины, с материалами по тестированию.
2. Разработать индивидуальный план-график подготовки и реализации составляющих СРС: подготовки к контрольным опросам (тестированию); подготовки к практическим занятиям, написания и защиты реферата.
3. При необходимости разработать индивидуальный график корректирующих мероприятий, предусматривающий выявление причин отставания от намеченного плана, и принять меры по устранению отставания от плана.
4. Составить план изучения основной и дополнительной литературы.
5. Посещать аудиторные занятия, конспектировать лекции, активно заниматься на практических занятиях, добросовестно написать и вовремя защитить реферат.
4 СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
В процессе изучения дисциплины студентам, обучающимся по специальностям 240701 «Химическая технология органических соединений азота» и 240702 «Химическая технология полимерных композиций, порохов и твердых ракетных топлив», предстоит выполнить следующие виды самостоятельной работы (таблица 1).
Таблица 1 – Виды самостоятельной работы
Наименование работы |
Объем, ч |
1 Проработка конспекта лекций |
8 |
2 Подготовка к практическим занятиям |
8 |
3 Написание и защита реферата |
14 |
4 Подготовка к тестированию (контрольному опросу) |
4 |
Всего |
34 |
Подготовка к лекциям предполагает изучение лекционного материала и рекомендованной литературы.
Подготовка к практическим занятиям предполагает решение индивидуальных задач, заданных для самостоятельного выполнения.
Подготовка к тестированию подразумевает изучение лекционного материала и решение практических заданий, на основе которых разработаны тесты оценки знаний студентов по модулям.
5 ПЛАН-ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ СТУДЕНТАМИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
График выполнения самостоятельной работы студентами, обучающимися по специальностям 240701 «Химическая технология органических соединений азота» и 240702 «Химическая технология полимерных композиций, порохов и твердых ракетных топлив», приведен в таблице 2.
Таблица 2 – График выполнения самостоятельной работы студентами в пятом семестре (34 часа)
Вид само-стоятельной |
Номер недели семестра 5 |
||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
|
Проработка |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||
Подготовка к практичес- ким занятиям |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||
Написание и защита реферата |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||
Подготовка к тестирова-нию |
2 |
2 |
|||||||||||||||
Итого в неделю часов |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
4 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
4 |
2 |
2 |
2 |
6 ХАРАКТЕРИСТИКА, ОПИСАНИЕ И ТРЕБОВАНИЯ
К ПРЕДСТАВЛЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
В процессе изучения дисциплины «Метрология, стандартизация
и сертификация» предусмотрены контрольные точки.
6.1 Практические занятия
Целью проведения практических занятий является закрепление полученного на лекциях теоретико-методического материала, развитие логического мышления и аналитических способностей у будущих инженеров.
Проведению практических занятий предшествует устный опрос студентов: выборочный или сплошной. Методика проведения практических занятий предусматривает решение группой общей (типовой) задачи и нескольких задач для самостоятельного решения.
Темы практических занятий сообщаются студентам заранее. В таблице 3 приведены темы практических занятий для студентов, обучающихся по специальностям 240701 «Химическая технология органических соединений азота» и 240702 «Химическая технология полимерных композиций, порохов и твердых ракетных топлив».
Таблица 3 – Темы практических занятий
Номер занятия |
Содержание практических занятий |
Объём, |
1 |
2 |
3 |
1 |
Физические величины и их единицы. Системы единиц ФВ. Международная система единиц ФВ. Размерности ФВ. Внесистемные единицы. Относительные и логарифмические величины и единицы |
2 |
2 |
Изучение ФЗ «Об обеспечении единства измерений». Цели и сфера действия ФЗ. Основные понятия. Правовые основы ОЕИ. Формы госрегулирования в области ОЕИ (поверка СИ, метрологическая экспертиза, государственный метрологический надзор). Калибровка СИ. Организационные основы ОЕИ |
2 |
3 |
Погрешности измерений. Случайные погрешности. Систематические погрешности. Исключение систематических погрешностей. Грубые погрешности и способы их исключения |
2 |
4 |
Обработка результатов измерений |
2 |
5 |
Изучение ФЗ «О техническом регулировании». Техническое регулирование. Технические регламенты |
2 |
Продолжение таблицы 3
1 |
2 |
3 |
5 |
Изучение ФЗ «О техническом регулировании». Техническое регулирование. Технические регламенты |
2 |
6 |
Изучение ФЗ «О техническом регулировании». Стандартизация. Документы в области стандартизации. Стандарты. Ознакомление с различными категориями стандартов. Виды стандартов. Стандарты ЕСДП |
2 |
7 |
Изучение ФЗ «О техническом регулировании». Сертификация. Схемы сертификации продукции. Сертификаты соответствия |
2 |
8 |
Изучение ФЗ «О техническом регулировании». Декларирование соответствия. Схемы деклариро-вания соответствия. Декларации о соответствии |
2 |
9 |
Изучение ФЗ «О техническом регулировании». Аккредитация органов по сертификации и испыта-тельных лабораторий (центров) |
1 |
Всего |
17 |
6.2 Темы для написания реферата
Целью написания реферата является развитие навыков самостоя-тельной работы с учебной и справочной литературой и нормативными документами.
Предлагаются следующие темы рефератов:
1. Всемирная торговая организация.
2. Сертификация во Франции.
3. Стандартизация в Германии.
4. Сертификация в Германии.
5. Международная организация по стандартизации (ИСО).
6. Создание нового эталона килограмма: это миф или реаль-ность?
7. Сертификация в Японии.
8. Сертификация в США.
9. Региональные организации по стандартизации.
10. Общеевропейская организация СЕН (CEN).
11. Общеевропейская организация СЕНЕЛЕК (CENELEC) .
12. Межскандинавская организация по стандартизации (ИНСТА).
13. Панамериканский комитет стандартов (КОПАНТ).
14. Международная электротехническая комиссия (МЭК).
15. Европейская организация по испытаниям и сертификации.
16. Стандарты EN серии 45000.
17. Система сертификации ГОСТ Р.
18. Метрологическая экспертиза конструкторской и технологи-ческой документации.
19. Сертификация производства.
20. Методы стандартизации.
21. Унификация и агрегатирование.
22. Системы сертификации.
23. Организация сертификации за рубежом.
24. Качество продукции и защита потребителя.
25. Организация работы кружков качества.
26. Общеевропейская организация ЕТСИ.
27. Системы сертификации ЕС.
28. Нормоконтроль конструкторской и технологической докумен-тации.
29. Структура и функции метрологической службы предприятия, организации, учреждения, являющихся юридическими лицами.
30. Методики выполнения измерений.
31. Государственная метрологическая служба (ГМС), ее организа-ционная структура, функции.
32. Оценка соответствия. Требования к органам, осуществляющим аудит и сертификацию систем качества.
33. Европейская организация по качеству (ЕОК).
34. Европейский Союз (ЕС). Европейская схема оценки соответ-ствия.
35. Самосертификация.
36. Кодирование информации о товаре.
Реферат представляют на проверку преподавателю. Если препо-даватель считает, что реферат выполнен на неудовлетворительную оценку, то он возвращает реферат студенту на доработку и назначает новый срок сдачи реферата. При написании реферата необходимо использовать не менее трех источников.
Реферат оформляется на листах формата А4 в соответствии с ГОСТ 2.105-95. Общий объем реферата должен быть 10–15 страниц.
Страницы реферата нумеруются внизу по центру. В конце рефера-та необходимо указать список использованной литературы. Если текст печатается на компьютере, то необходимо в редакторе Word 2007 на вкладке Разметка страницы в группе Параметры страницы командой Ориентация страницы выбрать пункт книжная , командой Размер бумаги выбрать пункт А4 , командой Поля кнопкой Настраиваемые поля ввести значения в полях Нижнее 2 см, Верхнее 2 см, Левое 2,5 см, Правое 2 см. Командой Расстановка переносов выбрать пункт Авто . Текст набирается шрифтом Times New Roman размера 11–12 пунктов ( не больше), абзац 0,8–1,25 см , межстрочный интервал одинарный . Нумерация страниц шрифтом 10 пунктов , в нижнем колонтитуле, по центру.
Рекомендуется следующее содержание реферата:
- титульный лист;
- содержание;
- введение (при необходимости);
- основная часть;
- заключение;
- список использованной литературы;
- приложения (при необходимости).
6.3 Тестирование
На 7-й и 13-й неделях пятого семестра проводится контрольное тестирование по темам соответствующих модулей.
Студент отвечает на вопросы, каждый правильный ответ оценивается баллами. Итоговая оценка получается путем сложения набранных баллов.
Примерные нормы времени на выполнение заданий контрольных точек студентами, обучающимися по специальностям 240701 «Химическая технология органических соединений азота» и 240702 «Химическая технология полимерных композиций, порохов и твердых ракетных топлив», приведены в таблице 4.
Таблица 4 – Примерные нормы времени на выполнение заданий контрольных точек
Контрольная точка |
Норма времени на (в часах) |
1 Тестирование |
2 |
2 Написание и защита реферата |
15 |
7 ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
В процессе изучения дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» предусмотрены приведенные в таблице 5 контрольные точки, выполняемые студентами, обучающимися по специальностям 240701 «Химическая технология органических соединений азота» и 240702 «Химическая технология полимерных композиций, порохов и твердых ракетных топлив».
Таблица 5 – График контроля
Мо- дуль |
Контрольные испытания |
Время проведе- ния |
Вес в итоговом рейтинге |
Приме- |
1 |
Письменный контрольный опрос по темам 1–4 |
7 неделя |
0,2 |
|
2 |
Письменный контрольный опрос по темам 5–7 |
13 неделя |
0,2 |
|
3 |
Написание и защита реферата |
3–16 недели |
0,1 |
|
4 |
Экзамен по темам 1–17 |
сессия |
0,5 |
3 вопроса: 1 вопрос – 30 баллов; 2 и 3 вопросы – по 40 баллов |
Необходимо учесть следующие замечания.
1) Любая контрольная точка, выполненная после срока без уважительной причины, оценивается на 10 % ниже. Максимальная оценка в этом случае – 90 баллов.
2) За каждый пропущенный час занятий (лекций, лабораторных работ) из семестрового рейтинга отнимается два балла.
3) К экзамену не допускаются студенты, имеющие задолженности по контрольным точкам.
4) Экзамен «автомат» выставляется при семестровом рейтинге не менее 75 баллов.
В БТИ АлтГТУ принята 100-балльная шкала оценок. Именно эти оценки учитываются при подсчёте рейтингов, назначении стипендии и в других случаях. Традиционная шкала будет использоваться только в зачётных книжках. Соответствие оценок устанавливается следующим образом: 75 баллов и выше – «отлично», 50–74 балла – «хорошо», 25–49 баллов – «удовлетворительно», менее 25 баллов – «неудовлетворительно».
Успеваемость студента оценивается с помощью текущего рейтинга (во время каждой аттестации) и итогового рейтинга (после сессии). Во всех случаях рейтинг вычисляется по следующей формуле:
,
где – оценка за i -ю контрольную точку;
– вес этой контрольной точки.
Суммирование проводится по всем контрольным точкам с начала семестра до момента вычисления рейтинга.
Пример. Пусть студент Сидоров Петр Иванович получил следующие оценки: контрольная работа № 1 по темам 1–4 – 38 баллов, контрольная работа № 2 по темам 5–7 – 60 баллов, написание и защита реферата – 32 балла, оценка на экзамене – 58 баллов.
На первой аттестации (7-я неделя) его рейтинг составил
.
На 2-й аттестации (13-я неделя)
Перед началом сессии вычисляется семестровый рейтинг
Итоговый рейтинг, учитывающий экзамен:
В зачётку выставляется оценка «хорошо».
Для студентов с высоким текущим рейтингом по их желанию может быть организовано углубленное изучение предмета, в этом случае им выдается дополнительное задание (реферат). После защиты реферата (с оценкой R * ) текущий рейтинг пересчитывается
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1. Метрология. Стандартизация. Сертификация: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям стандартизации, сертификации и метрологии, направлениям экономики и управления /
А.В. Архипов [и др.]; под ред. В.М. Мишина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 495 с.
2. Гугелев, А.В. Метрология, стандартизация и сертификация: учебное пособие / А.В. Гугелев. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. – 272 с.
3. Крылова, Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: учебник для вузов / Г.Д. Крылова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 671 с.
4. Лифиц, И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: учебник / И.М. Лифиц. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 399 с.
5. Фомин, В.Н. Квалиметрия. Управление качеством. Сертифи-кация: учебник / В.Н. Фомин. – М.: Ось-89, 2002. – 384 с.
6 . Сергеев, А.Г. Метрология: учебное пособие для вузов /
А.Г. Сергеев, В.В. Крохин. – М.: Логос, 2001. – 408 с.
7. Сергеев, А.Г. Метрология, стандартизация и сертификация: учебное пособие / А.Г. Сергеев, М.В. Латышев, В.В. Терегеря. – М.: Логос, 2003. – 536 с.
8. Федеральный закон РФ № 184-ФЗ «О техническом регули-ровании».
9. Федеральный закон РФ № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».
Дополнительная литература
10. Пронкин, Н.С. Основы метрологии динамических измерений: учеб. пособие для вузов / Н.С. Пронкин. – М.: Логос, 2003. – 256 с.
11. Богомолова, Ю.А. Основы метрологии. Часть 1: учебное пособие для вузов / Ю.А. Богомолова [и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: МИСиС, 2003. – 106 с.
12. Раков, А.В. Стандартизация и сертификация в сфере услуг / А.В. Раков [и др.]; под. ред. А.В. Ракова: учебник. – М.: Мастерство, 2002. – 208 с.
13. Фомин, В.Н. Комментарий к федеральному закону «О тех-ническом регулировании»: постатейный / В.Н. Фомин. – М.: Ось-89, 2003. – 96 с.
14. Стандарты.
Методические рекомендации, используемые в учебном
процессе
15. Зырянова, Т.Н. Применение Федеральных законов «Об обеспечении единства измерений» и «О техническом регулировании» при изучении дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация»: методические рекомендации по выполнению практических работ по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация» для студентов всех специальностей и форм обучения / Т.Н. Зырянова; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2010. – 29 с.
Электронные ресурсы
16. URL: http://db.biysk.secna.ru/umk/rp.is_standard.standard_html
Учебное издание
Зырянова Татьяна Николаевна
МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ
И СЕРТИФИКАЦИЯ
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов
и изучению дисциплины «Метрология, стандартизация
и сертификация» для студентов специальностей
240701 «Химическая технология органических соединений азота»
и 240702 «Химическая технология полимерных композиций, порохов и твердых ракетных топлив»
Редактор Малыгина И.В.
Технический редактор Малыгина Ю.Н.
Подписано в печать 27.06.11. Формат 6084 1/16
Усл. п. л. 1,10. Уч.-изд. л. 1,19
Печать – ризография,
множительно-копировальный аппарат «RISO ЕZ300»
Тираж 30 экз. Заказ 2011-93
Издательство Алтайского государственного
технического университета
656038, г. Барнаул, пр-т Ленина, 46
Оригинал-макет подготовлен ИИО БТИ АлтГТУ
Отпечатано в ИИО БТИ АлтГТУ
659305, г. Бийск, ул. Трофимова, 27
|