Опыт экономических реформ за рубежом

СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 3 ГЛАВА 1. Теоретические основы экономических реформ. 6 1.1. Причины и цели государственного регулирования экономики. 6 1.2. Объекты государственного регулирования. 7

СОДЕРЖАНИЕ

[1] .Самой главной целью государственного регулирования экономики капиталистических стран является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом. От этой главной цели возникают множество конкретных целей, без осуществления которых не может быть достигнута главная. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами государственного регулирования. Цель, т. е. выравнивание экономического цикла, направлена на объект. Совершенствование отраслевой и региональной структуры хозяйства направлена на секторальную и отраслевую, региональную структуры. Программы по улучшение окружающей среды направлены на улучшение, очищение окружающей среды. Чаще всего одна цель не может быть достигнута вне зависимости от других. 1.2. Объекты государственного регулирования. Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые лишь в отдаленном будущем при помощи рыночных механизмов, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.-Основные объекты государственного регулирования это:- экономический цикл;- секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;- условия накопления капитала;- занятость;- денежное обращение;- платежный баланс;- цены;- условия конкуренции;- социальные отношения, социальное обеспечение;- подготовка и переподготовка кадров;- окружающая среда;- внешнеэкономические связи.Суть государственной антициклитической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессии стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача регулирования - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности притормозить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов.В области отраслевой и территориальной структуры государственное регулирование также играет значительную роль. Здесь при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, обеспечиваются привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одном случае поддержка оказывается тем отраслям и единицам хозяйства, которые находятся в состоянии затяжного кризиса; в другом случае поощряется развитие новых отраслей хозяйства и видов производства, призванные привести к прогрессивным структурным сдвигам внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. Но также могут приниматься меры и по притормаживанию чрезмерной концентрации производства.Важнейшим объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное время всем инвесторам или отдельным их группам по отраслям и территориям, регулирующие органы положительно воздействуют на экономический цикл и структуру экономики[2] .Регулирование занятости - это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, которая может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательное резкое снижение занятости ведет к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту налогов ради выплаты пособий и опасным социальным последствиям.Особое внимание государство уделяет денежному обращению. Основное направление регулирования денежного обращения - это борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики.Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капиталов, повышение и понижение курсов национальных валют, участие в международной экономической интеграции.Одним из главных объектов регулирования являются цены. Динамика и структура цен отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты.Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты, например, заинтересовывать частные фирмы в развитии научных исследований. Изучаются и совершенствуются законы по конкуренции, социальной защите, охране окружающей среды.Объекты ГРЭ различаются в зависимости от уровня решаемых ими задач. Это следующие иерархические уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги); хозяйства в целом; глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, интеграционные процессы). 1.3. Средства государственного регулирования экономики. Средства государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимулирования или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера деятельности ограничивается в основном на охране окружающей среды, создании условий для социально слабо защищенных слоев населения и обеспечении конкурентной среды. Основные инструменты государственного регулирования[3] : - фискальная политика, то есть политика в области правовых расходов и налогов; - денежная политика; - политика регулирования доходов; - социальная политика; - государственное регулирование ценообразования; - внешнеэкономическое регулирование.Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Самостоятельным комплексным инструментом регулирования является государственный сектор в экономике. Основные экономические средства - это: - регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком); - установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке; - операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и их погашение.При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в нужном направлении.Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики.Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также от видов и размеров налоговых льгот. Налоги в государственном регулировании экономики играют две роли:а) это главный источник финансирования государственных расходов;б) это инструмент регулирования. В задачу государственных бюджетных органов входит не просто обложить налогами источники поступления, но и создать тонкий механизм воздействия на хозяйственное поведение.Особое место среди средств государственного регулирования, осуществляемых с помощью налогов, занимает ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов, осуществляемые в рамках разрешения Министерства финансов.Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современных условиях является одним из важнейших средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от уплаты налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений. Нормы амортизации регулярно публикуются. Перед нами сильный рычаг государственного регулирования инвестиций - освобождение прибылей от налогов, укрытие их в амортизационном фонде с целью принудительного использования для новых капиталовложений. Эффект ускоренного списания основного капитала имеет ряд иных последствий[4] :- дополнительное сокращение доли налогов в прибыли за счет того, что по мере уменьшения балансовой прибыли ее налогообложение из-за прогрессивного характера налоговых ставок сокращается.- ускоренное списание приводит к отрыву балансовой стоимости основных средств от их реальной цены.Варьирование норм ускоренного амортизационного списания основного капитала широко используется во всех развитых странах как средство государственной конъюнктуры и структурной политики, а также для стимулирования научных исследований и внедрения их результатов в производство. Эффект амортизационных отчислений хорошо заметен в годы благоприятной конъюнктуры, когда в экономике не наблюдается кризисных и застойных явлений. Льготы по ускоренному амортизационному списанию равнозначны сокращению поступлений от налогов с прибылей в государственный бюджет. Результатом может быть повышение других налогов или рост государственной задолженности. В качестве инструментов государственного регулирования используются и расходы бюджета на хозяйственные цели. Это могут быть государственные кредиты, субсидии, а также затраты на закупку товаров и услуг в частном секторе.Государственные капиталовложения осуществляются в значительной мере в государственном секторе экономики, играющем важную роль в государственном регулировании. Государственный сектор включает в себя комплекс хозяйственных объектов, целиком и полностью принадлежащих государству, функционирование которых всегда выгодно для экономики страны, но не выгодно с точки зрения частного капитала. В целом государственный сектор-это объекты инфраструктуры, которые в основном не рентабельны, а также предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются огромные инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Другая часть государственного сектора - это пакеты акций смешанных частно-государственных компаний. Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать госсектор для решения общегосударственных задач. Активно используется госсектор как средство государственного регулирования. В условиях ухудшения конъюнктуры, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор экономики растут. Таким образом, государство стремится противодействовать спаду производства и росту безработицы. Госсектор играет заметную роль в государственной структурной политике. Государство создает новые объекты или расширяет старые в тех отраслях, куда частный капитал перетекает недостаточно. Государственные фирмы занимаются и внешней торговлей, вывозом капитала за рубеж. Госсектор, таким образом, служит целям повышения эффективности народного хозяйства. Также осуществляется и внешнеэкономическое регулирование[5] . Это меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического опыта. Кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена пошлин во внешней торговле; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в международных экономических организациях, интеграционных межгосударственных объединениях. Отдельные инструменты государственной экономической политики могут употребляться в различных целях, в разных сочетаниях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться место того или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования в конкретный период.В заключение данной главы сделаем общие выводы.1. Минимально необходимые границы регулирования реального рынка определяются организацией денежного обращения, производством общественных товаров и устранения внешних эффектов. Максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику определяются перераспределением доходов, обеспечением некоторого уровня занятости, противодействием монополизму и инфляции, развитием фундаментальных исследований, проведением региональной политики, реализацией национальных интересов в мировой экономике.2. Государство выполняет свои функции, применяя экономические и административные методы. Они взаимосвязаны и вместе с тем противоположны. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму.3. Предоставляемые государством общественные товары призваны удовлетворять коллективные потребности, которые невозможно измерить в денежной форме и которые в связи с этим не может произвести рынок. Общественные товары связывают с одной стороны, коллективные потребности, с другой - налоговую и бюджетную политику государства. Для производства общественных товаров государство осуществляет налогообложение, которое в соответствии с критерием Виксселля должно формироваться по прогрессивной шкале. Структура бюджетных расходов должна соответствовать структуре спроса на общественные товары.4. В некоторых ситуациях рыночный механизм не может автоматически обеспечить равновесие из-за внешних эффектов, возникающих в процессах рыночного производства и потребления. Государство вмешивается в экономику и обеспечивает псевдорыночное равновесие. Через специальный налог (налог Пигу) оно осуществляет перераспределение доходов в пользу тех, кто несет не учтенный рынком ущерб. Государство вмешивается в ценообразование, чтобы цена на товары и услуги учитывали внешние эффекты.

ГЛАВА 2. Опыт, уроки и проблемы китайской экономической

реформы

2.1. Основной опыт реформы китайской экономики

Анализ более чем на двадцатилетнего хода реформы китайской экономики, дает следующий основной опыт.

Основная особенность экономической реформы сохранение социалистической политической системы[6] .

Дэн Сяопин указал, что реформа должна отстаивать социализм и что это очень важный вопрос. В ходе реформы необходимо соблюдать два основных принципа- приоритет социалистической экономики общественной собственности и общественное благосостояние. Некоторые же люди под реформой понимают исключительно в либерализацию. Китайская реформа отличается от либерализации и по этому во­просу еще будут вестись споры. В 1991 году Цзян Цземннъ заявил, что если не провести реформу, то социалистический строй не сможет сохранить свою жизнедеятельность; а если в ходе реформы не при­держиваться социалистического направления, то можно погубить все достижения семидесятилетней борьбы, которую вела партия и народ. Необходимо разграничить два взгляда на реформы и открытость, а именно, реформы и открытость, придерживающиеся четырех основ­ных принципов, и «реформы и открытость», которые поддерживала буржуазная либерализация, и которые по существу являлись капита­лизмом. В 1991 году во время своей южной речи Дэн Сяопин крити­ковал такой подход, когда любое явление относилось либо к «общест­венному, либо к «частному», однако это вовсе не означает, что во­обще не надо говорить об «общественном» и «частном». Как раз на­оборот, именно в этой речи Дэн Сяопин четко указал на то, что предпри­ятии: «трех капиталов» - это полезное дополнение социалистической экономик и в конечном итоге они приносят пользу социализму.

В 1997 году на своем докладе о планах пятнадцатой пятилетки Цзян Цземннь заявил, что экономика общественной собственности из государственной, коллективной и смешанной экономики включает го­сударственную и коллективную. Экономика общественной собствен­ности существует не в чистом виде, она может существовать и разви­ваться в условиях смешанной экономики. Это было новое понимание партией форм существования экономики общественной собственно­сти. Некоторые люди ошибочно полагают, что это и был отказ от по­нятии «общественное» и «частное». На самом деле Цзян Цземннь ясно изложил, что главенствующее положение общественной собственно­сти и совместное развитие экономики различных форм собственности — это важные идеи экономического строя Китая: он подчеркивал, что главенствующее положение соответственно собственности в основном проявляется в том. что общественное имущество составляет наиболь­шую долю всего имущества, государственная экономика контролиру­ет жизненные центры общественной экономики и играет ведущую роль в развитии экономики В связи с ошибочным пониманием неко­торых людей в конце июня 1999 года на заседании, посвященном 78-летней годовщине основания КНР. Цзян Цзэмннь заявил: «Поскольку на 15-ом всекитайском съезде КПК было заявлено о необходимости изыскания форм освобождения производительных сил и о разрешении создания акционерных обществ и акционерных кооперативов, некото­рые представители иностранных государств пришли к выводу, что в Китае осуществляется приватизация. Некоторые китайские товарищи также допустили подобную ошибку, что вызвало в некоторых местах перегибы в работе. За 50 лет развития, прошедшего с момента основа­ния КНР. государственное имущество достигло 1 трлн.. это достояние всего народа, важная экономическая основа социалистического строя в Китае. Если подходить к нему недостаточно трезво и легко им рас­поряжаться, например, без ограничении распределять его между от­дельными личностями, с тем чтобы, в конце концов, оно оказалось в руках небольшого числа людей, есть риск разбазаривания государст­венного достояния, социалистический строй может утратить экономи­ческую базу.

Основное отличие второй реформы 1978—1999 годов от первой реформы 1956-1978 годов заключается в следующем: с одной сторо­ны, были разграничены социальный строй и экономическая система, в области строя был четко определен вопрос реформы разделения на «капиталистическое» и «социалистическое», «общественное» и «част­ное», в области системы и методов развития производительных сил идеология была освобождена от сковывавших ее путь не велся бес­смысленный спор о реформе разделения на «капиталистическое» и «социалистическое», «общественное» и «частное»: с другой стороны, социальный строй и экономическая система были связаны, реформа экономической системы по сути была социалистической, благодаря реформе экономической системы совершенствовался социалистический строй и развивались производительные силы общества. Это был важный опыт второй социалистической реформы нового времени в Китае.

Поскольку эта проблема спроектировала опешу характера ре­формы, необходимо провести новые исследования с точен зрения практика реформы в различных странах. Нельзя из того, что экономическая реформа в бывшем СССР и странах Восточ­ной Европы в конце концов привела к социальным переменам, делать вывод, что любая реформа приводит к революционному кошту, когда свергается существующий социальный строи. Точно так же кал нельзя из-за того, что усовершенствование, происходившее в ходе китайской экономической реформы, в конце концов превратилось в реформу, от­рицать значимость усовершенствования в отдельности. Поэтому обобщать и определять сущностное содержание экономической ре­формы, перехода на новые рельсы и переходного периода при помощи направления экономической реформы в бывшем СССР и Восточной Европе будет неверно.. «Переходный период» — это специальная кате­гория, отражающая изменения строя и системы в социалистических странах во второй половине 20 века, она обозначает переход от пла­нирования к рынку, а не от социализма к капитализму. Что же касает­ся возникновения в процессе перехода двух путей, а именно: в неко­торых странах во время перехода от планирования к рынку произош­ли изменения строя, иначе говоря, произошла революция, а в других странах замена механизма и системы происходила в рамках социа­лизма, необходимо рассматривать - это явление, как результат того, что каждая страна конкретно осуществляла процесс перехода «в зависи­мости от выбранного пути». Нельзя корректировать понятие перехода на основании первого пути и использовать его для подведения под норму стран, выбравших второй путь.

Некоторые ученые, исследующие теоретическое обоснование ре­форм в различных странах мира, являются радикальными апологетами реформы и утверждают, что несмотря на кратковременный отрица­тельный эффект реформы, долгосрочный положительный эффект го­раздо значительнее. Они имеют ввиду, что хотя после того как в бывшем Советском Союзе и в Восточной Европе был использован ме­тод «большого взрыва» для изменения системы и на протяжении не­скольких лет наблюдался спад экономики и до сих пор нет значитель­ных улучшений, однако в перспективе прибыль станет больше затрат, следующее поколение будет пользоваться благосостоянием, получен­ным благодаря этим изменениям. Этот вопрос необходимо всесторон­не проанализировать. Конечно же нельзя на основании того, что эко­номический рост временно снизился, полагать, что выбранный реформ неправильный, но ни в коем случае нельзя также скрывать ра­зумную оценку и критику недостатков методов реформы за идеен бу­дущего превышения затрат прибылью. Изучение реформы - основное содержание экономики переходного периода. Результаты изучения переходных экономик показали, что соответствие и несоответствие метода реформы имеет большое значение для развития экономики. В особенности существование таких экономических явлений как значи­тельный спад производства и финансовый кризис нередко прерывало нормальный ход экономической реформы и приводило к политиче­ским и экономическим беспорядкам. Нужно ли платить такую цену? Можно ли восполнить эти потери за счет будущего роста? История не дала нам утвердительного ответа. История реформ, в СССР и странах Восточной Европы в 90-х годах доказала это. Поскольку существова­ние в методах реформы значительных недостатков повлияло на эко­номическое развитие, инициаторы радикальной реформы тем более должны произвести критику собственной теории реформ и проверить возможность ошибок в идее «большого взрыва», они не должны при­крываться историей, защищаться при помощи пересмотра понятия «перехода» и установления методов перехода[7] .

С точки зрения практики, если определить переход как движение от социализма к капитализму, это не будет соответствовать тенденции многообразия развития человеческого общества. Как и после «холодной войны», когда мировая политика начала двигаться в направлении к плюрализму, в процессе осуществления перехода, аналогов которо­му нет в истории, также часто встречается явление плюрализма режи­мов. Система социалистической рыночной экономики как раз и явля­ется представителем такого плюрализма. Сущность этой системы за­ключается в том, чтобы собрать достижения и мудрость человеческой цивилизации, обобщить исторический опыт сложного развития со­циалистического строя, создать экономическую систему, в которой бы сохранилась справедливость и в то же время стимулировалась эффек­тивность, найти лучший строи для развития человечества. В этих ус­ловиях экономисты должны проанализировать причины появления и исчезновения с исторической арены плановой экономики, и. что еще важнее, исследовать пути создания социалистической рыночной эко­номики. Например, известный экономист Но Сы отмечает в одной из своих статен: «Успех китайских сельских предприятий не соответст­вует нашим прежним предположениям об успешной организационной структуре и системе. Уникальный путь Китая, начавшийся с введения системы подрядной ответственности селах, стимулировал быстрый экономический рост. Это напоминает нам о том, что нам еще многому нужно учиться». Попытки определить структуру перехода на единст­венной основе капиталистической модели и пресечения нового пути развития социализма теоретически не могут удовлетворительно обобщить опыт перехода и не способны, верно, направлять будущее реформы, это очень далеко от принципа многообразия развития че­ловечества и плюрализма научных исследовании.

Профессор Чжан Ю считает, что китайская экономическая реформа предполагает создание рыночной экономики в условиях ограничения со стороны индустриали­зации и социалистического конституционного строя, ее цель - совершен­ствование социалистического строя, осуществление индустриализации и модернизации страны. Конституционный строй здесь означает социалистический политический строй и политическую структуру. Это фунда­ментальное определение сущности китайской экономической реформы не меняется и накануне нового века. Китайская экономическая реформа будет развиваться вдоль этой «главной оси».

Разумеется, в связи с появлением новых обстоятельств, таких как но­вая волна реструктуризации мировой экономики. расширение открытости Китая после вступления в ВТО. изменения обстоятельств внутреннего эко­номического роста, масштабное освоение западных районов, новые требо­вания по охране окружающей среды и экологии и т. п.. в следующем веке в китайской экономике появится новое содержание и будут изменены ос­новные моменты.

Основным моментом китайской экономической реформы яв­ляется осуществление прорыва[8] .

Дэн Сяопин являлся главным вдохновителем китайских реформ и открытости[9] . В соответствии с основными противоречиями социализма и с центральной задачей экономического строительства он утвердил в качестве основного элемента системную реформу. Начиная с конца 1973 года, в селах был введен семейный подряд, в городах проводился эксперимент по расширению прав государственных предприятий на самостоятельное хозяйствование. В октябре 1984 года после третьего пленума ЦК КГЖ двенадцатого созыва усиление жизненной силы го­сударственных предприятий стало нейтральным звеном реформы сис­темы хозяйствования, а реформа ценовой системы — ее ключом. После 14-го всекитайского съезда КПК, прошедшего в 1992 году, создава­лась современная система предприятий, строилась новая система мак-рорегулирования и т. д. Вторая реформа нового времени постоянно уде­ляла большое внимание этим основным моментам, с самого начала ре­шала такие глубокие вопросы как права и обязанности субъектов эконо­мики, система имущественных прав и экономические механизмы.

Китайская экономическая реформа означает целостное дви­жение вперед.

Основной момент китайской реформы - экономическая реформа, реформируется исключительно экономика. Социальная структура является много­уровневой, системная реформа обладает широтой и всесторонностью. Содержание реформы: кроме реформы системы хозяйствования, включает реформу политической системы, системы образования – культуры, науки и техники и т. д. Реформа должна вызвать важные изменения образа жизни, идеологии и морали, стимулировать переход на новые рельсы. После того как КПК свергла «банду четверых», бы­ло проведено исправление всего ошибочного и восстановление всего правильного, в сущности это было политической реформой. После середины 80-х го­дов началась реформа в области наука и техники и образования. В марте и мае 1995 года ЦК КПК опубликовал «Решение о реформе сис­темы науки и техники» и «Решение о реформе системы образования»: после середины 90-х годов было усилено партийное строительство, строительство духовной культуры, соблюдалась тактика законного управления страной, предоставлялись политические гарантии рефор­мы: духовная и интеллектуальная поддержка. Дэн Сяопин говорил: «С начала реформ и открытости мы создали немало всесторонних поло­жений. В области экономики, политики, наука и техника, образова­ния, культуры, военного дела и международных отношений сущест­вует четкий курс и политика. Кроме того, существует точный язык для их выражения». Цзян Цзэмннь также подчеркивал: «Наша рефор­ма — это огромный сложный системный проект, он включает экономическую политическую реформу, реформу образования, науки и техники и культуры, их необходимо согласовать и проводить в ком­плексе». Можно предположить, что вне согласования с реформой поли­тической системы: без всесторонней реформы системы образования, нау­ки и техники и культуры реформа системы хозяйствования не смогла бы углубляться и привести к существующим огромным успехам.

Китайская экономическая реформа означает обновление сис­темы е направлении рынка.

В китайском научном мире считается, что поражение почти по­лувека реформирования социализма в бывшем СССР в конечном ито­ге объясняется тем. что так и не была найдена цель реформы, внима­ние заострялось на совершенствовании системы плановой экономики, в конце концов это привело в тупик, печальной ценой чего стало то. что. когда в конце 80-х годов — начале 90-х годов происходил отказ от плановой экономики был отброшен и социалистический строи. Пер­вая социалистическая китайская реформа, происходившая до 1978 го­да, ограничивалась административным разделением власти между центром и местами, в результате она не привела к успеху. Выдвинутая идея о том, что плановая экономика должна являться главной а ры­ночное урегулирование - вспомогательным, в реальности также была неосуществимой, поскольку долгое время существовавшая система плановой экономики в корне отрицала роль рынка. Плановые показа­тели, устанавливаемые правительством в приказном порядке, доводи­лись по инстанциям до сведения низовых организаций, жестко управ­ляя деятельность» предприятий, что привело к тому, что производст­во на предприятиях не зависело от изменения рыночного спроса и предложения и от закона конкуренции и выживания сильнейшего. Ключ к решению этой проблемы в реформе системы плановой эконо­мики, в движении экономической реформы по пути к рынку.

Китайская экономическая реформа направлена на рынок. В 1979 году Дэн Сяопин выдвинул совершенно новую идею о тон. что при социализме также можно строить рыночную экономику, в 1980 году он отметил, что «плановое регулирование и рыночное регулиро­вание взаимосвязаны». С учетом того, что для исследования реформы и освобождения идеологии от сковывавших ее пут необходимо время, в то время идеи Дэн Сяопина о социалистической рыночной экономи­ке не были высказаны открыто. В 1932 году на 12-м всекитайском съезде КПК об экономической системе говорили так: «плановая эко­номика является главной, а рыночное реагирование — вспомогательным в 1984 году формулировка третьего пленума ЦК КПК двена­дцатого созыва была следующей: «товарная экономика с элементами планирования». В 1985 году, отвечая на вопросы американских гостей. Дэн Сяопин заметил, что «между социализмом и рыночной экономи­кой нет коренного противоречиям. Если соединить плановую и ры­ночную экономику, можно освободить больше производительных сил. усилить экономическое развитие. На этой основе 13-й всекитайский съезд ЮЖ выдвинул курс на сочетание планирования и рынка. К на­чалу 90-х годов идеи Дэн Сяопина о социалистической рыночной эко­номике зрели с каждым днем: были поочередно выдвинуты следую­щие идеи: «различие между социализмом и капитализмом не в вопро­се санирования к рынка», должно быть больше планирования или рынка — это еще не существенное различие между социализмом и капитализ­мом... Планирование и рынок — это экономические средства...» Вы­движение Дэн Сяопином идеи о социалистической рыночной эконо­мике — важный вклад в марксистскую теорию политэкономии, обес­печивший теоретическую основу для утверждения на 14-м всекитай­ском съезде ЮЖ «создание системы социалистической рыночной экономики» в качестве цели реформы экономической системы. Пере­ход от продвижения рыночной реформы к открытой борьбе за разви­тие социалистической рыночной экономики — это явное проявление целей реформы экономической системы, установленных после третье­го пленума ЦК одиннадцатого созыва, и в то же время секрет успеш­ного развития второй реформы нового времени[10] .

2.2 Китайская экономическая реформа - активное созда­ния правительством рыночной системы

Создания рыночной системы при помощи административных мер осуществимо и в определенных пределах эффективно. Этот вывод по­лучил реальную поддержку опыта изменения строя в большом числе (разумеется не во всех) стран с переходной экономикой. В целом, процесс перехода на рыночные рельсы начинался при сильной под­держке государственных властей. Как в СССР, так и странах Восточной Европы, выбравших радикальные методы реформы, так и в Китае, где реформа продвигалась постепенно, государство по собственной ини­циативе начало процесс перехода на рыночные рельсы. Начавшаяся в Китае в конце 70-х годов реформа — это рыночная реформа, запуск ко­торой произошел с опорой на административные силы. Решения, при­нятые третьим пленумом ЦК ЮЖ одиннадцатого созыва и соответствующая речь Дэн Сяопина сыграла ключевую роль в реформе системы хозяйствования. Это же относится к реформам на территории бывшего Советского Союза и в странах Восточной Европы. Отказ правительства Горбачева от традиционной системы плановой эконо­мики в реальности был первым шагом перехода на рыночные рельсы. Правительство Ельцина применило так называемую «шоковую тера­пию», опираясь на значительные административные силы, принуди­тельно осуществило полную приватизацию существовавшей государ­ственной экономики, стремительно перешло к рыночной системе хо­зяйствования. Независимо от того, каков краткосрочный эффект дан­ной рыночной реформы, то, что административные силы подтолкнули переход на рыночные рельсы, неоспоримый факт.

Можно привести еще больше фактов из конкретной практики ре­форм, в доказательство объективности и эффективности продвижения рыночной реформы при помощи административных сил:

- Реформу китайских государственных предприятий запустило и постоянно подталкивало именно правительство. Реформа государст­венных предприятий — основной и самый сложный момент всей ре­формы хозяйствования, это также ключ к успеху китайской рыночной реформы. Она отличается от сельской реформы. Хотя сельская ре­форма продвигалась при сильной поддержке центрального правитель­ства, однако запущена реформа была самими крестьянами, кроме то­го, многие важные методы реформы были созданы на низовом уровне, в основном это была реформа, двигавшаяся снизу вверх. А реформу государственных предприятий главным образом подталкивало прави­тельство. В октябре 1973 года комитет партии и правительство про­винции Сычуань выбрало б государственных предприятий, включая металлургическую компанию города Чунпин. для проведения экспе­римента по «расширению прав предприятий на самоуправление» и «передаче прав и прибылей низовым организациям», на следующий год по всей стране была постепенно расширена сфера проведения экс­перимента. В мае 1979 года 6 учреждений, включая комитет экономи­ки министерства финансов, выбрали в Пекине, Тяньзине и Шанхае 3 экспериментальных предприятий, среди которых Пекинская метал­лургическая компания, для распространения на них Сычуаньского опыта реформы по разделению власти. В 1931-1933гг. центральное правительство организовало эксперимент по введению «подрядной системы ответственности», в 1983 году подрядная система была вве­дена повсеместно на территории всей страны. В 1933—1934гг. была проведена реформа по «замене отчислений из прибыли налогами». Примерно в 1986 поду по всей стране было выбрано несколько госу­дарственных предприятий для проведения эксперимента по созданию акционерных обществ. В марте 1987 года в докладе ВСНП было вновь заявлено о необходимости продолжения реформы государственных предприятий и совершенствования разнообразных форм подряда. Весной 1992 года после «южной речи» Дэн Сяопина по всей стране началась волна реформы государственных предприятий по созданию акционерных обществ. С 1995 года углублялось совершенствование структуры экономики, продвигалось стратегическое регулирование государственных предприятий до настоящего времени. Несложно за­метить, что процесс реформы государственных предприятий - это не­прерывный процесс организации правительством «экспериментов» и их «расширения» с опорой на административную силу, это процесс постепенного продвижения правительством государственных пред­приятий к рынку, превращения их в действительные субъекты рынка. Однако нужно признать, что в том, что рыночная реформа китайских государствен­ных предприятий привела к выдающимся результатам, не может не быть заслуги правительства. К тому же вмешательство и руководство правительства было неизбежным выбором, хотя и не лучшим, однако в таких условиях самым выполнимым. Типичной особенно­стью прежних государственных предприятий было неразделение пра­вительства и предприятий, собственником было правительство, если бы само правительство не приняло решения, не начало активно про­двигать рыночную реформу, кто еще отнял бы у него предприятия и начал движение к рынку?[11]

- Достаточно быстрое развитие экономики во многих районах также является результатом активного продвижения реформы местными властями. Например, во многих городах провинции Шуньдун после начала реформ и открытости власти выдвинули так называемый «хор товарной экономики», на основе исследования, объектом которого стали внешнеторговая корпорация и корпорация табачных изделий, был разработан путь интеграционного развития, промышленности и сельского хозяйства. Затем с 1992 по 1994 год средние и мелкие госу­дарственные предприятия были достаточно рано проданы рабочим и служащим, были проведены преобразования в сторону акционерного сотрудничества. Предприятия продвигалась к рынку, образовывались действительные субъекты рынка, имевшие независимое положение. Далее быта выдвинута идея ускорения перехода на рыночные рельсы, составления производственной политики, усиленного развития основ­ного производства с одновременным углублением реформы прави­тельственной системы и стремлением к соответствию требованиям создания рынка. Постепенное углубление рыночной реформы во мно­гих, городах дало этим городам возможность придерживаться тенден­ции непрерывного роста. Самой значительной была реформа средних и мелких городских предприятий, подведомственных горкомам и ор­ганам городского управления. Данная реформа означала, во-первых, что посредством продажи государственного имущества стимулировалось изменение формы государственного права собственности на имущество предприятий; во-вторых, что рабочие и служащие лично становились собственниками предприятий, вводился плюрализм субъектов имущест­венных прав на предприятия: в-третьих, что из-за плюрализма имущест­венных отношений, в структуре управления предприятиями произошли изменения: в-четвертых, что правительство и предприятие полностью разграничивались или по крайней мере создавались условия для их пол­ного разграничения. Так-то глубокую реформу действительно можно бы­ло проводить только при стимулировании со стороны правительства. Ор­ганы управления данных городов изначально были представителями имущественных прав на эти государственные предприятия, признавали необходимость соглашались продавать государственное имущество, поя­вилась возможность начала реформы, стартом которой была «продажа»: разграничение правительства и предприятий означало уступку прав пра­вительства и его компетентных органов, только при условии осознания правительством общей эффективности этой уступки и согласия на нее разграничение правительства и предприятии могло стать реальность». В процессе реформы средних и мелких государственных предприятий ор­ганы местного управления осознали какими тяжелыми могут быть по­следствия, если не осуществить реформу, использовали момент реформы утвердили форму и цели реформы составили проект реформы и непо­средственно управляли претворением проекта в жизнь, организацией экс­периментов и распространением их опыта, активно мобилизовали чинов­ников, рабочих и служащих к участию в реформе и т. п. В обшем. значе­ние активности и инициативности правительства и административных методов было огромным.

В процессе экономической реформы Китай разумнее использовал опыт других стран, и на основе общеполитической обстановки в стране активно проводит исследования по созданию системы социалистической экономики с китайской спецификой[12] .

Можно сказать, что китайская экономическая реформа - это нечто небывалое в истории, она началась в ситуации, когда очень недоставало опыта. В то время иностранный опыт в основном происходит и? двух источников: во-первых, успехи и опыт, по­лученный некоторыми бывшими социалистическими странами, напри­мер. Югославией. Венгрией. Польшей и т. д. в ходе экономической ре­формы, поскольку их реформа началась достаточно рано, в то время они уже явно шли впереди Китая, очень многое у них можно было позаимст­вовать. Во-вторых, некоторые развитые или сравнительно развитые стра­ны и регионы благодаря долгому опыту не только сформировали особые модели функционирования экономики и управления ей. Как, напри­мер, англо-американская, германская, скандинавская, японская и вос­точно-азиатская модель; кроме того, у некоторых стран уже был после второй мировой войны опыт перехода от плановой экономики к ры­ночной экономике.

Однако конкретные условия и общеполитическая обстановка в Ки­тае отличается от них: размеры страны велики, население большое, фун­дамент слабый, экономическая и рыночная база мизерная, развитие в раз­ных районах неравномерное; хотя в некоторых районах, экономика и яв­ляется нейтрализованной и плановой, но в действительности китайское планирование далеко от строгих норм административно-командной эко­номики: хотя общей тенденцией было развертывание реформы, направ­ленной на рынок, однако Китай по-прежнему должен был двигаться в на­правлении социализма. Поэтому одновременно с заимствованием опыта других стран Китай подчеркивал, что ни в коем случае нельзя его копи­ровать, необходимо в соответствии с китайской действительностью заим­ствовать все лучшее у других и в то же время идти собственным путем, проводя активные исследования по созданию системы социалистической экономики с китайской спецификой. Например, в области сельской ре­формы Китай не выбрал ни путь приватизации земли, по которому пои некоторые страны Запада и Польша, ни путь реорганизации госхозов и колхозов, по котором шли некоторые социалистические страны: он вы­брал особый метол подрядного хозяйствования, при котором сохранялась коллективная собственность на землю и центром которой был крестьян­ский двор. В области реформы предприятий Китай не выбрал ни само­управление рабочих, как в Югославии, ни метол некоторых социалисти­ческих стран, ограничивавшийся путем регулированием пределов плани­рования на государственных предприятиях: он избрал путь развития раз­личных форы собственности: главной из которых является общественная собственность, на которых не осуществлялся централизованный плановый контроль, и постепенного расширения прав государственных предприятий на самоуправление. В области развития рынка не была выбрана ни «шоковая терапия», приме­нявшаяся в ФРГ и Японии после второй Мировой войны. В области системы рас­пределения подчеркивался отказ от уравниловки, соответствующим обра­зом была увеличена разница в распределении, определенной доле рай­онов и отдельным людям была дана возможность разбогатеть раньше других; в то же время соблюдался принципы сочетания эффективности и справедливости при преимуществе эффективности, постепенно достига­лось общее благосостояние. Эти методы не только эффективно заимство­вали опыт экономического управления и экономической реформы других стран, но также сыграли важную роль в обеспечении благополучного продвижения экономической реформы и создании системы социалисти­ческой экономики с китайской спецификой, этот опыт стоит обобщить и приумножать далее.

2.3. Основные уроки китайской экономической реформы

Какие же уроки можно извлечь из китайской экономическая реформы? Здесь существуют два главных вопроса.

Первый вопрос - вопрос прорывам цен летом 1958 года. Проект радикальной ценовой реформы, называемый ценовым «прорывом» был выдвинут в июне 1933 года. Руководящая идея ценовой реформы заключалась в том, что «долгая боль хуже короткой боли» и в «дос­тижении пели одним шагом». Однако в то время макроэкономическое положение в Китае было достаточно напряженным: давление инфля­ции было очень сильным (годовой процент инфляции в то время со­ставлял 18.5 %), трение двойных цен было очень серьезным (в этот гол разница между плановыми пенами и рыночными пенами была са­мой большой за 20 лет реформ и открытости). В этих условиях необ­ходимо было посредством обуздания инфляции и устранения разрыва между двойными ценами осуществить ценовой прорыв «одним ша­гом». Таковы были факты. Как только новость о проекте ценовой ре­формы была освящена в средствах массовой информации, началась волна покупательского ажиотажа. Эта волна бесследно смыла проект ускорения ценовой реформы.

Поражение данного ценового ^прорывая доказало, что вышеопи­санный метод преодоления двойных пен осуществим. Разумеется, неудача «постижения пели одним шагом» не означает, что не надо достигать, в любом случае нужно было преодолевать двойные цены, то есть вводить рыночные пены. Однако для объединения пен необхо­димы минимум три условия: во-первых, плановые цены путем посто­янного репетирования должны быть постепенно приближены к сред­нему рыночному уровню цен, то есть разница между двойными цена­ми не должна быть слишком большой, зазор между ними нужно силь­но снизить. Во-вторых, нужно расширить долю рыночных цен посред­ством изменения механизма ценообразования, то есть доля свободных пен должна быть уже достаточно большой. В-третьих, макроэкономиче­ское положение не должно быть слишком напряженным, то есть валют­ный спрос и предложение должны быть умеренными[13] .

Второй вопрос - введение системы подряда на государственных предприятиях.

До 1986 гола система подряда на государственных предприятиях экспериментально вводилась только в отдельных районах и на от­дельных предприятиях. Некоторые положения об углублении реформы предприятий и увеличении жизненной силы предприятий» система подряда рас­пространялась по всей стране, ее основное содержание – «гарантия базисных величин, обеспечение выплат вышестоящим инстанциям, в случае больших доходов больше остается на предприятии, при недос­татке прибылей он восполняется самостоятельно». За этот период бы­ло пройдено два вида подряда (каждый виток приблизительно 3 года). В июле 1992 года Госсовет опубликовал «Положение об изменении механизма хозяйствования на промышленных предприятиях всенародной идея о движении предпри­ятий к рынку; особенно в ноябре 1993 года на третьем пленуме ЦК 14-го созыва били приняты (Некоторые решения о создании социалистической рыночной экономики», выдвинуты идеи о создании современной системы предприятий. После этого система подряда на государственных предприятиях стала историей.

Китайские экономисты по-разному оценивают систему подряда на государственных предприятиях. Например, оценка известного ки­тайского экономиста Сюе Мэнпяо такова[14] : во-первых, в области меха­низма сильной стороной системы подряда являются «продольные» отношения прямых переговоров между правительством и предпри­ятиями, а не поперечные отношения равной конкуренции предпри­ятий как субъектов рынка. Такой механизм коренным образом не со­ответствует курсу реформы, направленной на рынок. Как раз наобо­рот, он унаследовал от плановой экономики отношения торга между предприятиями и правительством. Единственная разница в том. что при плановой экономике споры велись о показателях капиталовложе­ний и производства, а при системе ответственности - о показателях передачи доли прибыли вышестоящим инстанциям. Во-вторых, в крат­косрочном периоде государство вроде бы получало стабильный до­ход, однако в долгосрочном периоде при переговорах между предпри­ятиями и органами управления не существовало достаточно стандарт­ных критериев показателей подряда. Во время переговоров предпри­ятия подталкивала прибыль, а у правительственных чиновников не было ограничений ответственности. В процессе подряда часто возни­кала ситуация, когда предприятия несли ответственность за прибыли, но не за убытки. Эта ситуация как раз и стала одной из причин утечки государственного имущества. Таким образом, система подряда на словах означала разделение права собственности и права хозяйство­вания и охрану всенародной собственности, но в реальности это было разбазаривание государственного имущества. Говорят, что дальней­шие факты «тихой приватизации» доказывают, что по мере утечки го­сударственного имущества и увеличения убытков предприятий слож­нее становилось сохранять систему подряда. Реформа обновле­ния системы государственных предприятий. Государственные пред­приятия должны стать товаропроизводителями, самостоятельно осу­ществляющими расчеты, самостоятельно ведущими хозяйствование.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выполнения курсовой работы были решены поставленные задачи и сделано ряд выводов.Важнейшим объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное время всем инвесторам или отдельным их группам по отраслям и территориям, регулирующие органы положительно воздействуют на экономический цикл и структуру экономики.Средства государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.

Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также от видов и размеров налоговых льгот.

В целом государственный сектор-это объекты инфраструктуры, которые в основном не рентабельны, а также предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются огромные инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная

Одной из важных функций государства в современной экономике является создание правовой основы экономической деятельности. Эта функция государства сводится к разработке законодательных и нормативных документов, регулирующих механизм функционирования экономики в целом, отдельных ее субъектов. Одновременно государство обязано контролировать выполнение установленных законодательных и нормативных документов.

Создание общественных благ — другое важное направление государственного регулирования экономики. Вместе с тем государство может гарантировать лишь такой уровень потребления общественных благ, который позволяют

Государство в социально ориентированной рыночной экономике выполняет также такую необходимую функцию, какмакроэкономическая стабилизация экономики. Эта мера государственного регулирования направлена на предотвращение, торможение экономического спада, закрепление и поддержание показателей функционирования экономики на определенном уровне, оздоровление хозяйства.

Реформа - это единство совершенствования системы и системной реформы. Поэтому с одной стороны системная реформа должна освободить сознание от предрассудков, а также должна проводиться на основе сохранения, преемственности системы. Иногда ход реформ и открытости в Китае обобщают как «три этапа освобождения сознания от предрассудков», считая первым этапом победу над «двумя надо», вторым этапом - отказ от разделения на «социализм» и «капитализм» в 1992 году, а третьим этапом- отказ от понятий «общественное» и «частное» в 1997 году. Однако это лишь кажущаяся правда. На самом деле от «двух надо» необходимо было отказаться, но разом отказаться от понятий «социализм», «капитализм», «общественное» и «частное» было невозможно.

В целом, можно сделать следующее заключение о сущности китай­ской экономической реформы: суть реформы заключается в том, чтобы на основе социалистического строя выполнить задачу замены планового механизма функционирования экономики рыночным механизмом. Это определило то, что целью реформы является создание системы социали­стической рыночной экономики. Поскольку эта цель обладает такой осо­бенностью как недостаток информации, это определяет выбор постепен­ного проведения реформы по созданию рыночной экономики.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие / А.М. Бабашкин. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 477с.

2. Бажанов В.А. Государственное регулирование экономики: учеб. пособие. / В.А. Бажанов. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005. - 153с.

3. Балацкий Е. Государственный сектор в системе макроэкономического регулирования / Е. Балацкий // Пробл. теории и практики управления. - 2006. - № 1. - С.60-65.

4. Виноградов В.В. Экономическая роль государства в России // Виноградов В.В. Экономика России. - М., 2007. - С.243-257.

5. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие / под ред. Платоновой Н.А., Шумаева В.А., Бушуевой И.В. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008. - 652с.

6. Агапов А. Государственный контроль за экономикой на примере Китая / А.Агапов, П.Хинкин, Н.Бут и др. - М., 2006. - 317с.

7. Ионов М. Роль государства в экономике / М. Ионов // Экономист. - 2007. - № 8. - С.13-23.

8. Кац И. Роль и задачи государственного регулирования экономики / И. Кац // Экономист. - 2006. - № 9. - С.74-81.

9. Клавдиенко В. Государственное регулирование в экономике (некоторые аспекты теории и мировой опыт) / В. Клавдиенко // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - № 6. - С.29-37.

10. Демидова Л. Пути повышения эффективности государственного сектора (опыт стран Запада) / Л. Демидова // Пробл. теории и практики управления. - 2008. - № 4. - С.38-43.

11. Крюков П.А. Планирование в моделях государственного регулирования экономики развитых стран./ П.А. Крбков. - М., 2007. - 19с.

12. Осадчая И. Рынок и государство: Что нового в государственном регулировании развитых стран? / И. Осадчая // Наука и жизнь. - 2007. - № 10. - С.24-30.

13. Суслина С. Государственное регулирование экономики: опыт Китая / С. Суслина // Пробл. теории и практики управления. - 2008. - № 4. - С.33-38.

14. Шишков Ю. Экономическая роль государства в современном мире / Ю. Шишков // Экономист. - 2006. - № 1. - С.25-34.

15. Эльянов А. Государство и развитие / А. Эльянов // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2007. - № 1. - С.3-14.

16. Эльянов А. Место и роль государства в экономическом развитии. Опыт развивающихся стран и Россия / А. Эльянов // Общество и экономика. - 2006. - № 12. - С.148-174.


[1] Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие / А.М. Бабашкин. - М.: Финансы и статистика, 2006. – С. 112.

[2] Бажанов В.А. Государственное регулирование экономики: учеб. пособие. / В.А. Бажанов. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005. – С. 23.

[3] Шишков Ю. Экономическая роль государства в современном мире / Ю. Шишков // Экономист. - 2006. - № 1. - С.25-34.

[4] Эльянов А. Государство и развитие / А. Эльянов // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2007. - № 1. - С.3-14.

[5] Эльянов А. Место и роль государства в экономическом развитии. Опыт развивающихся стран и Россия / А. Эльянов // Общество и экономика. - 2006. - № 12. - С.148-174.

[6] Крюков П.А. Планирование в моделях государственного регулирования экономики развитых стран./ П.А. Крюков. - М., 2007. – С. 10.

[7] Осадчая И. Рынок и государство: Что нового в государственном регулировании развитых стран? / И. Осадчая // Наука и жизнь. - 2007. - № 10. - С.24-30.

[8] Бажанов В.А. Государственное регулирование экономики: учеб. пособие. / В.А. Бажанов. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005. – С. 121.

[9] Суслина С. Государственное регулирование экономики: опыт Китая / С. Суслина // Пробл. теории и практики управления. - 2008. - № 4. - С.33-38.

[10] Демидова Л. Пути повышения эффективности государственного сектора (опыт стран Запада) / Л. Демидова // Пробл. теории и практики управления. - 2008. - № 4. - С.38-43.

[11] Агапов А. Государственный контроль за экономикой на примере Китая / А.Агапов, П.Хинкин, Н.Бут и др. - М., 2006. – С. 201.

[12] Балацкий Е. Государственный сектор в системе регулирования / Е. Балацкий // Пробл. теории и практики управления. - 2006. - № 1. - С.60-65.

[13] Агапов А. Государственный контроль за экономикой на примере Китая / А.Агапов, П.Хинкин, Н.Бут и др. - М., 2006. – С. 212.

[14] Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие / под ред. Платоновой Н.А., Шумаева В.А., Бушуевой И.В. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008. – С. 371.

Скачать архив с текстом документа