Опыт государственного регулирования малого бизнеса в странах Азии.

СОДЕРЖАНИЕ: Государственное регулирование малого бизнеса в странах Азии. Азиатская модель экономического развития. Особенности венчурного финансирования. Венчурные фонды. Зарубежный опыт поддержки малого инновационного бизнеса. Поддержка инновационной деятельности.

Содержание:

1. Опыт государственного регулирования малого бизнеса в странах Азии 3

2. Особенности венчурного финансирования. Венчурные фонды.............. 7

3. Зарубежный опыт поддержки малого инновационного бизнеса............ 13

Список использованной литературы............................................................ 15


1. Опыт государственного регулирования малого бизнеса в странах Азии.

Как показывает опыт развитых рыночных экономик, практически в каждой стране существует определенное, только ей свойственное соотношение между теми функциями государства по отношению к экономике, которые определяются рыночным характером последней, и функциями государства, определяемыми спецификой страны, своеобразием ее исторического опыта, государственности, национальной культуры.

Практика, сложившаяся в странах с рыночной экономикой, показывает, что система стимулирования малого предпринимательства представляет собой совокупность меро­приятий, направленных на разрешение основной проблемы малого бизнеса и осуществ­ляемых государством, общественными организациями и крупным бизнесом через специ­альную инфраструктуру, а также в рамках многообразных форм хозяйственной интегра­ции.

Можно выделить 2 взаимосвя­занные подсистемы поддержки малого бизнеса: государственную и интеграционную государственное стимулирование малого бизнеса осуществ­ляется по следующим направлениям: во-первых государство, создавая общие условия для функционирования бизнеса, формирует ту среду (благоприятную или не очень), в которой предстоит развиваться малому бизнесу, во-вторых, на государственном уровне разрабаты­ваются и реализуются специальные программы поддержки малого бизнеса; в-третьих, государство содействует становлению и развитию интеграционной подсистемы стимулирования мало­го предпринимательства. Эта политика проводится как на национальном и на наднациональном уровне. В последнее десятилетие наблюдается последовательная регионализация политики в отношении малого бизнеса: центр вырабатывает общую стратегию, обеспечивает законодательную базу и создание механизмов поддержки. Конкретная же поддержка осуществляется на уровне регионов и общин. Частный крупный бизнес, когда в его интересы входит развитие малого предпринимательства, тоже сотрудничает с госу­дарством, особенно в вопросах финансирования.

Не менее важной является задача государства по формированию благоприятного для предпринимательства социально-психологического климата, благо­желательного отношения к бизнесу вообще и к мелкому бизнесу в частности. В странах с развитой рыночной экономикой для общественного сознания характерны симпатии к ма­лым формам предпринимательства. Для стран же с переходной экономикой это пока остается серьезной проблемой.

Наряду с созданием общих условий функционирования бизнеса, государство разра­батывает программы специальной поддержки малого бизнеса, целью которых является обеспечение ему равных шансов с другими секторами экономики.

Объективности ради необходимо отметить, что экономический риск в сфере малого предпринимательства как правило выше, и «жизненный цикл» малых предприятий обычно короче, чем крупных компаний. Даже в благополучных промышленно развитых странах небольшие предприятия испытывают целый ряд характерных трудностей. Вот почему повсюду: в Европе, Японии, США, странах Азии – мелкое и среднее предпринимательство находит все более широкую поддержку государства.

Данная поддержка предоставляется в виде[1] :

- организационно-инфраструктурной формы (упрощенный порядок регистрации, обучение и переподготовка кадров, стимулирование связей между крупным и малым бизнесом на основе механизмов франчайзинга, субподряда и лизинга и т. д.);

- финансовой формы (введение льготного режима налогообложения и кредитования, обеспечение госзаказом, стимулирование банков и страховых компаний к кредитованию и страхованию малых предприятий и т. д.);

- имущественной формы (научно-технологическая поддержка, льготирование условий предоставления в аренду помещений и оборудования, находящихся в государственной собственности, а также формирование государственных лизинговых компаний и т. д.).

Для развивающихся стран, ставивших перед собою задачу достижения экономического благополучия, стало очевидным, что пройти успешно все этапы эволюции в рамках образцовой западной модели, по крайней мере, нереально в течение исторически короткого времени с учетом своих национальных особенностей, нехватки капиталов и быстро меняющихся экономических реалий в мире.

Если западная экономическая модель развивалась относительно долго, сама диктуя условия производственных параметров, оказав решающее воздействие на мировой рынок, то ведущие азиатские страны, сегодня все ближе и ближе стававшие в один ряд с высокоразвитыми странами Запада, должны были приспособиться к уже существующим реалиям и двигаться по схеме ускоренного догона.

Требовалось разработать и внедрить принципиально новую модель форсированного развития, где государство, в силу нехватки ресурсов и практически нищего населения, отсутствия квалифицированного менеджмента и рабочей силы, смогло бы организовать ускоренный подъем экономики и создать условия для роста собственных рыночных сил. Так начало свое рождение азиатская экономическая модель.

Страны Азии приняли многие черты существующих экономических моделей развитых стран, сочетая это со своими социокультурными особенностями, учитывая специфику построения отношений в обществе. Другой отличительной чертой стала роль государства, как ускорителя в экономической жизни стран региона.

Поставив в основу своего развития принцип сравнительных преимуществ, многие страны Азии смогли совершить экономический взлет в относительно короткие сроки, взяв на вооружение принципиально новую экономическую доктрину.

Экономическая история показывает, что нигде в мире не было и нет чисто рыночной экономики. Государственное регулирование или государственный сектор в явной или скрытой форме все равно существуют, а их конкретные задачи определяются в зависимости от данного этапа развития экономики. На начальном этапе необходимость госсектора связана прежде всего с развитием материальной инфраструктуры и базовых отраслей промышленности, то есть отраслей, которые являются фундаментальными, капиталоемкими и не обеспечивают быструю отдачу. Эти отрасли в начале своего развития непривлекательны для частного капитала не только из-за низкой рентабельности, но и в силу отсутствия у частного сектора большого объема собственных капиталов.

Помимо этого, любая комплексная и фундаментальная реформа требует от правительства предварительного изучения и анализа структуру и перспективу всех направлений экономики, подбор и корректировка тех приоритетных, на которых должна строиться будущая модель. Каждое направление должно соответствовать одному либо всем из нижеизложенных критериев -экономика должна быть: экспортоориентированной; импортозамещающей по тем товарам, которые в силу больших объемов, долгосрочности их импорта или по стратегическим соображениям крайне необходимы для экономической жизни страны, либо имеют потенциал стать экспортоориентированной.

После определения приоритетных и неприоритетных секторов экономики страна берется за реорганизацию конкретных производственных единиц различных секторов экономики - за хозяйственных субъектов, для создания наиболее эффективных производственных цепочек.

Правильная оценка приоритетных для страны направлений и разработка механизмов оптимального взаимодействия всех цепочек хозяйства позволяет достичь максимально эффективного использования мобилизованных средств.

Азиатская модель экономического развития, в отличие от западной, имеет в себе колоссальную долю государственного участия. Оно проявляется как в форме владения государством акционерного капитала компаний в ключевых отраслях хотя бы на первом этапе, так и непосредственным его участием в развитии экономики в целом. Можно утверждать также, что частное владение акционерным капиталом здесь не имеет определяющее значение, поскольку практически вся власть принадлежит регулирующим государственным структурам.

Модель эта опирается не только на законы конкурентного саморазвития. Рынок рассматривается не столько как среда для самосовершенствования, сколько в качестве полигона для создания, апробирования и сбыта продукции. Мотором для самосовершенствования, модернизации и развития служит государство.

Для азиатской экономической модели характерны следующие черты: сдерживание текущего потребления в пользу накопления, экспортная экспансия, централизованное индикативное планирование, позволяющее мобилизовать государственные и частные ресурсы для крупных национальных производственных и научно-исследовательских проектов, субсидирование высокотехнологичных отраслей, наличие эффективно действующего бюрократического аппарата и реальных механизмов согласования интересов государства, бизнеса и профсоюзов.

Можно утверждать, что все явления, которые в популярной экономической литературе принято называть азиатским экономическим чудом, состоялись в рамках единой экономической политики, проводимой из единого центра при соблюдения принципа преемственности социально-политического и экономического курса при смене правящих администраций.

Причем полувековой опыт развития восточно-азиатских стран показывает, что продуктивность экономических реформ, мало зависела от типа политического режима в стране. Он может быть либерально-демократическим с элементами традиционных иерархически-корпоративных отношений как в Японии, носить авторитарный характер, с постепенной его эволюцией в либерально-демократическом направлении, как это видно на примере Южной Кореи, наконец, носить черты, присущие обществу на переходном этапе его развития - от централизованной социалистической системы к авторитарному национально-державному государству, как это происходило в Китае в 80-90-е годы. Главный критерий здесь - способность правящей администрации контролировать эффективное функционирование государственного аппарата, поддерживать его управляемость, а также способность обеспечивать экономическую дисциплину и грамотно выбирать ориентиры и методы экономической политики.

В основе интенсивного экономического роста в ряде стран Азии лежали следующие особенности хозяйственного развития:

- высокий уровень сбережений и инвестиций;

- экспортная ориентация экономики;

- высокая конкурентоспособность в связи с относительно низкими ставками заработной платы;

- значительный приток иностранных прямых и портфельных инвестиций в силу относительной либерализации рынков капиталов;

- благоприятные институциональные факторы становления рыночно-ориентированной экономики.

2. Особенности венчурного финансирования. Венчурные фонды.

Термины “венчурный капитал” и “венчурный бизнес” берут начало от английского слова “venture”, которое переводится в известном словаре В.К.Мюллера как “рискованное предприятие или начинание”, “спекуляция”, “сумма, подвергаемая риску”.

Можно выделить следующие особенности венчурного финансирования[2] :

1. Венчурное финансирование связано с паевыми вложениями в акции, то есть с риском и биржевой игрой.

2. Венчурный капиталист вкладывает свои средства не непосредственно в компанию, а в ее акционерный капитал, другую часть которого составляет интеллектуальная собственность основателей новой компании.

3. Инвестиции осуществляются в компании, акции которых еще не котируются на фондовой бирже.

4. Венчурный капитал направляется в малые высокотехнологичные компании, ориентированные на разработку и выпуск новой наукоемкой продукции.

5. Венчурный капитал предоставляется новым высокотехнологичным компаниям на средний и длительный срок и не может быть изъят венчурным капиталистом по собственному желанию до завершения жизненного цикла компании.

6. Венчурное финансирование предоставляется преимущественно компаниям с потенциальной возможностью роста, а не компаниям уже приносящим высокую прибыль.

7. Венчурный капитал направляется на поддержание нетрадиционных (новых, а иногда и совершенно оригинальных) компаний, что, с одной стороны, повышает риск, а, с другой - увеличивает вероятность получения сверхвысоких прибылей.

8. Вложение венчурного капитала именно в эксклюзивные малые высокотехнологичные компании продиктовано стремлением не только получить более высокие, по сравнению с инвестициями в другие проекты, доходы, но и желанием создать новые рынки сбыта, заняв на них господствующее положение.

9. Венчурные инвестиции предоставляются не навсегда, а лишь на определенное время.

10. Венчурное финансирование - это своеобразный заем новым компаниям, долгосрочный кредит без получения гарантий, но под более высокий, чем в банках, процент.

11. Венчурный капиталист, направляя инвестицию в новую малую компанию, должен заранее решить, каким образом он собирается реализовать свое право на получение прибыли. Иными словами, должен определить, как будет в конце жизненного цикла профинансированной компании (через 5- 7 лет) выходить из инвестиции.

12. По мере развития компании увеличиваются её активы и ликвидность как за счет появления спроса на некотирующиеся акции, так и в связи с возникающей конкуренцией между желающими приобрести новый прибыльный бизнес.

13. Успешность развития проинвестированной малой компании определяется ростом цены на ее акции, реальностью прибыльной продажи компании или ее части, а также возможностью регистрации компании на фондовой бирже с последующей прибыльной куплей-продажей акций на фондовом рынке.

14. Взаимный интерес основателей компании и инвесторов в успешном и динамичном развитии нового бизнеса связан не только с вероятностью получения высоких доходов, но и с возможностью стать участником создания новой прогрессивной технологии, стимулирующей научно-технический прогресс страны.

15. Роль инвестора в успешном развитии новой компании не ограничивается лишь своевременным предоставлением венчурного капитала, а включает одновременно инвестирование своего опыта в бизнесе и деловых связей, способствующих расширению деятельности компании, появлению новых контактов, партнеров и рынков сбыта.

Однако, кроме ориентации на малые успешно развивающиеся предприятия, имеющие перспективу быстрого роста, для венчурного капитала характерен и ряд дополнительных особенностей.

Вот некоторые из них.

Так как для прибыльной реализации инвестиций, вложенных в венчурные предприятия, необходим выход новой высокотехнологичной компании на фондовый рынок для продажи акций, владелец вложенных в компанию средств интересуется не дивидендами, а приростом самого капитала. Обычно венчурные капиталисты, вкладывая средства в венчурные предприятия, хотят увеличить свой капитал не менее чем в 5- 10 раз за 7 лет. При этом, так как венчурное предприятие впервые может выйти на фондовый рынок в лучшем случае через 3-5 лет после инвестирования, венчурный капиталист не рассчитывает на получение прибыли ранее этого срока. И весь этот период вложенный в компанию венчурный капитал неликвиден, а реальная величина прибыли становится известной только после выхода предприятия на фондовый рынок, когда инвесторы венчурного капитала получают доход за счет продажи своего пакета акций желающим за сумму, существенно превышающую объем первоначально вложенных в компанию средств.

Весьма характерной особенностью венчурного финансирования является и то, что инвестор практически никогда не стремится приобрести контрольный пакет акций компании, чем принципиально отличается от стратегического инвестора или партнера. Инвестор берет на себя в основном финансовый риск, а такие виды рисков, как технический, рыночный, управленческий, ценовой и т.д., перекладывает на менеджмент, у которого как раз и находится контрольный пакет акций компании.

Исходя из характера венчурного предпринимательства, практически любая инвестиция в любой этап развития новых компаний является высокорисковой финансовой операцией, степень риска которой в сочетании со смелостью и умением ждать, может быть компенсирована только высокой рентабельностью проинвестированной высокотехнологичной компании на поздних этапах ее развития.

Так как венчурные инвестиции высокорисковые, а в случае неуспешного развития компании инвестор теряет все вложенные средства, венчурные капиталисты, чтобы по возможности снизить риски, стремятся непосредственно участвовать в управлении предприятием, входя в Совет директоров. Тем же объясняется и то, что венчурные капиталисты часто принимают непосредственное участие в отборе объектов для инвестирования, а также то, что они всегда одновременно проводят несколько венчурных операций, то есть работают и с новыми, и с уже существующими, и с подготовленными к продаже компаниями.

В целях минимизации риска венчурные капиталисты, как правило, распределяют свои средства между несколькими проектами, и в то же время несколько инвесторов могут поддерживать один проект. Для этого же при венчурном финансировании применяется поэтапное выделение ресурсов в виде небольших порций (траншей) или, как принято говорить среди венчурных бизнесменов, через капельницу, когда каждая последующая стадия развития предприятия финансируется в зависимости от успеха предыдущей.

И, наконец, владельцы венчурного капитала, направляя инвестиции туда, куда банки (по уставу или из осторожности) вкладывать средства не решаются, не просто получают обычные или привилегированные акции, но и оговаривают условие (в случае покупки привилегированных акций), согласно которому инвестор имеет право в критический момент обменять их на простые, чтобы таким путем приобрести контроль над захромавшей компанией и попытаться за счет изменения стратегии развития спасти ее от банкротства. И это вполне оправданно, поскольку венчурные капиталисты идут на большой риск, превращая свои средства в долю других фирм, и рассчитывая на высокую прибыль, характерную для наиболее успешных фирм высоких технологий, у которых цена акций за 5-7 лет возрастает в несколько раз.

Поскольку решающая роль в успехе предприятия чаще принадлежит не столько идее, лежащей в основе продукта и технологии, сколько качеству управления предприятием, венчурный капиталист меньше вникает в тонкости научной идеи, предпочитая проводить детальную оценку потенциальных возможностей капитализации этой идеи и организаторских способностей руководителя и управленческого звена компании.

Венчурный капиталист сотрудничает с проинвестированной компанией до тех пор, пока она не просто встала на ноги, но и стала привлекательной для потенциальных покупателей. С этого момента вчерашний владелец вложенных средств, а теперь ставший владельцем пакета, пользующихся спросом, акций, считает свои функции исчерпанными и выходит из инвестиции, освобождая замороженные на несколько лет капиталы и получая долгожданную прибыль.

Для этого у венчурного капиталиста существуют два принципиально возможных варианта:

· либо продажа акций на фондовом рынке, которой предшествует первичное размещение акций по открытой подписке (initial public offering- IPO);

· либо прямая продажа компании или ее части тому покупателю, который готов ее приобрести по цене, обеспечивающей инвестору запланированный им объем прибыли. После чего венчурный капиталист навсегда или на время расстается с компанией, с которой вместе прожил 5- 7 лет. И, как показывает практика, прожил не зря.

И, несмотря на то, что по своей природе венчурное финансирование непременно связано с риском, именно чрезмерный риск финансирования неизвестной компании является самым существенным лимитирующим фактором для потенциального инвестора, раздумывающего, куда бы повыгодней вложить свободные деньги: купить акции нефтяной компании, вложить деньги в новую компанию, разрабатывающую технологию завтрашнего дня, что заведомо рискованно, или положить деньги в банк под пусть низкий, но гарантированный процент.

Еще одной весьма характерной особенностью венчурного финансирования является то, что венчурный капитал всегда чутко реагирует на моду и неотступно следует за ней. Инвестиции охотнее и чаще всего направляются в те отрасли, которые связаны с возможностью быстрой и доходной реализации наукоемкой продукции, на которую уже есть или только формируется ажиотажный спрос, приносящий наибольшую прибыль.

Поэтому вполне правомерен вывод: венчурное финансирование будет всегда привлекательно для тех, кто готов к высокой степени риска, начальной неликвидности активов компании и длительному замораживанию определенной части своих капиталов ради воплощения научно-технической идеи в жизнь, удовлетворения новых потребностей человечества и последующего негарантированного получения сверхприбылей.

Таким образом, венчурное финансирование - это своеобразный вид инвестирования средств в новые высокотехнологичные компании для обеспечения их становления, роста и развития с целью получения прибыли в случае успешной реализации проекта. То есть это высокорисковое вкладывание частного капитала в высокотехнологичные малые компании, способные в перспективе производить пользующиеся высоким спросом наукоемкие продукты или услуги.

Однако ставить знак равенства между венчурным и высокорисковым финансированием все же не совсем корректно, поскольку вообще любое финансирование, в том числе и элементарное предоставление кредита, и даже решение дать знакомому деньги в долг,- это тоже определенный риск.

Венчурный капиталист, стоящий во главе фонда или компании, не вкладывает собственные средства в компании, акции которых он приобретает. Венчурный капиталист – это посредник между синдицированными (коллективными) инвестициями и предпринимателем. С одной стороны, венчурный капиталист самостоятельно принимает решение о выборе того или иного объекта для внесения инвестиций, участвует в работе совета директоров и всячески способствует росту и расширению бизнеса этой компании. С другой стороны, окончательное решение о производстве инвестиций принимает инвестиционный комитет, представляющий интересы инвесторов. В конечном итоге, получаемая венчурным капиталистом прибыль принадлежит только инвесторам, а не ему лично. Он имеет право рассчитывать только на часть этой прибыли.

Организационная структура типичного венчурного института выглядит следующим образом. Он может быть образован либо как самостоятельная компания (следует отличать от «управляющей компании», о которой сказано чуть ниже), либо существовать в качестве незарегистрированного образования как ограниченное партнерство (в российском законодательстве нет такого понятия; о российских правовых схемах венчурного института будет сказано чуть ниже). В некоторых странах под термином «фонд» понимают скорее ассоциацию партнеров, а не компанию, как таковую. Директора и управленческий персонал фонда могут быть наняты как самим фондом, так и отдельной «управляющей компанией» управляющим, оказывающим свои услуги фонду.

Управляющая компания, как правило, имеет право на ежегодную компенсацию (management charge), обычно составляющую 2 – 3% от первоначальных обязательств инвесторов. Кроме того, управляющая компания или частное лицо, сотрудники управленческого штата, равно как и генеральный партнер могут рассчитывать на так называемый «carried interest» - процент от прибыли фонда, обычно достигающий 20%. Чаще всего этот процент не выплачивается до тех пор, пока инвестором не будут полностью возмещены суммы их инвестиций в фонд, и, кроме того, заранее оговоренный возврат на их инвестиции (hurdle).

В случае создания партнерства с ограниченной ответственностью основатели фонда и инвесторы являются партнерами с ограниченной ответственностью. Генеральный партнер в этом случае отвечает за управление фондом или осуществляет функции контроля за работой управляющего. Ограниченное партнерство свободно от налогообложения: оно не является объектом налогообложения, а его участники должны платить все те же налоги, какие они заплатили бы принадлежащий им доход или прибыль поступили непосредственно от компаний, куда они самостоятельно вкладывали свои средства. В ряде стран Европы преимущественной организационно-правовой формой венчурных фондов является ЗАО, однако там действует специально принятые законы о прозрачности финансовой отчетности, так что ЗАО не платит налога на прибыль после продажи подорожавших долей своих инвесторов в компаниях, сам индивидуальный инвестор платит налог только после получения своей доли из прибыли фонда (ЗАО).

Создание новых венчурных фондов, несмотря на более чем тридцатилетний опыт деятельности венчурного капитала, продолжает оставаться достаточно сложной проблемой для всего мира, прежде всего, вследствие несовершенства национальных законодательств, как новых, так и развитых рынков капитала. В некоторых странах Европы, в частности в Великобритании, Нидерландах, Франции и др., национальные законодательства достаточно приспособлены для создания и функционирования венчурных структур. В других – инвесторам приходится использовать зарубежные юридические структуры. И, тем не менее, практически повсеместно применяется практика – регистрация, как фондов, так и управляющих компаний в офшорных зонах. Это позволяет максимально упростить процесс оформления, помогает избежать спорных вопросов, связанных с двойным налогообложением доходов и прибыли.

Смысл создания венчурного фонда в том, чтобы инвестиции поступали на финансирование конкретных проектов и не облагались налогами на промежуточных этапах (при аккумулировании средств на счетах и после поступления на счета доходов от продажи акций предприятия, реализовавшего венчурный проект), а также после поступления доходов от венчурного инвестирования на счета участников (товарищей) венчурного фонда.

Преимущества получения финансирования от фондов венчурного капитала для инвестируемых фирм таковы:

1.) Фонды оказывают финансовую поддержку тем компаниям, которые не в состоянии выйти на намеченный темп бизнеса в варианте погашения кредита и выплаты процентов по нему или даже не вправе претендовать на кредит по своим базовым показателям либо вследствие отсутствия ликвидного залога.

2.) Основной стратегией венчурного капитала является достижение высоких темпов роста компании, поэтому, как правило, фонд не заинтересован в получении дивидендов.

3.) Важной особенностью является временность союза компании с фондом, что исключает заинтересованность фонда в приобретении недвижимости, прав интеллектуальной собственности и т.д.

4.) Прямое участие профессиональных венчурных капиталистов в управлении инвестируемой компании содействует ее росту и финансовому успеху, а также привлечению стратегического партнера.

5.) Получение венчурного финансирования улучшает имидж компании и облегчает доступ к другим финансовым источникам.

3. Зарубежный опыт поддержки малого инновационного бизнеса.

Любой вид инновационной деятельности требует государственной поддержки и стимулирования. В развитых западных странах разработаны пути и формы, с помощью которых осуществляется поддержка инновационного предпринимательства. Особый интерес представляет опыт таких стран, как США, Япония, Великобритания, Канада, Франция, Израиль, так как при всех особенностях практика решения научнотехнических проблем в этих странах имеет общую основу активное участие государства в проведении политики.

Особое внимание в западных странах отводится поддержке малого инновационного предпринимательства. В США институциональной поддержкой инновационного предпринимательства занимаются администрация по делам малого бизнеса, Национальный научный фонд, НАСА, университеты, отраслевые министерства. В Германии ту же работу проводят Министерство экономики, Министерство научных исследований и технологий, Федерация промышленных исследовательских ассоциаций, Патентный центр. Во Франции Министерство экономики, Национальное агентство по внедрению результатов исследований, Научно-технический фонд. В Японии Корпорация финансирования мелкого бизнеса, Народная финансовая корпорация, Центр рискового предпринимательства. В Италии Фонд технологических нововведений.

Вместе с центральными и коммерческими банками, страховыми фондами все эти организации создают необходимую основу для эффективной реализации национальных программ поддержке малого инновационного предпринимательства.

В общем плане система государственной поддержки малого инновационного бизнеса за рубежом реализуется через два главных канала содействия: малому бизнесу в целом и предприятиям, занятым непосредственно инновационной деятельностью. Второй канала государственной поддержки инновационного предпринимательства заключается в содействии инновационной деятельности в целом. Центральное место в этой системе занимает сфера НИОКР и внедрения новейших технологий на основе льготных кредитования и налогообложения, страхования и прямого финансирования венчурного предпринимательства.

Существует многообразие механизмов, с помощью которых в развитых странах мира государство участвует в создании благоприятного инновационного климата и содействует коммерциализации результатов исследовательской деятельности. В обобщенном виде применяемые инструменты можно разделить на три большие группы. Во-первых, это прямое финансовое участие государства в виде финансирования определенных проектов (например, участие в венчурном финансировании) или организаций (например, малых инновационных фирм). Во-вторых, это поддержка связей между государственным и частным сектором в научно-инновационной сфере (государственно-частные партнерства). В-третьих, это финансирование создания элементов производственно-технологической инфраструктуры (технопарков, инкубаторов, офисов по продвижению технологий, и т.п.).

Эффективный процесс коммерциализации технологий возможен в случае существования в стране целостной и комплексной инновационной системы, а государственное участие в активизации инновационной деятельности является ключевым. Отметим принципиальные особенности государственного стимулирования коммерциализации в высокотехнологичной сфере за рубежом[3] :

1. Поддержка инновационной деятельности осуществляется на всех ее стадиях (от выполнения научно-исследовательской работы до реализации технологической продукции (услуг)). Как правило, государством предлагается целый спектр программ в зависимости от стадии развития технологии.

2. Многокомпонентная поддержка инновационной деятельности осуществляется с учетом региональных особенностей и государственных приоритетов. Каждая из стадий развития и преобразования знаний получает финансовую, консультационную, информационную и другие виды поддержки.

3. Большое внимание уделяется программам, переводящим результаты исследований и разработок в стадию коммерческого приложения, а также комплексным программам поддержки начинающих технологических компаний. Государство, участвуя в гарантировании рисков и финансируя высокорисковые проекты, тем самым не подменяет собой бизнес, а компенсирует «провалы рынка».

4. Государство активно поддерживает развитие связей науки с промышленностью через финансирование кооперативных НИОКР на доконкурентных стадиях. При этом сотрудничество выгодно как научным организациям, так и бизнес-сектору. Существенным стимулом в таких программах является передача прав на интеллектуальную собственность, созданную за счет бюджетных средств, в промышленность для ее последующей коммерциализации.

5. При создании инновационной инфраструктуры важно строить не только те элементы, которые непосредственно относятся к сфере науки и технологического производства. «Внешняя» инфраструктура – состояние дорог, аэропортов, других коммуникаций – должны быть привлекательными для потенциальных инвесторов, а не служить препятствием инновационному развитию.


Список использованной литературы.

1. Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. – М.: «БЕК», 1999

2. Врублевский Б.И. Основы предпринимательской деятельности: Учебное пособие. – Гомель: «Развитие», 2003

3. Дежина И. Г., Салтыков Б. Г. Зарубежный опыт государственного участия
в поддержке коммерциализации результатов исследовательской деятельности. – М., 2004

4. Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием. – М.: «Инфра-М», 2004

5. Колесов В.П. Малый бизнес в условиях глобализации мирового хозяйства. – М., 2000

6. Лабков С.С. Основы предпринимательской деятельности. Мн.: БГЭУ, 2006

7. Малый бизнес и государство. // Материалы научной конференции. – М.: ТЕИС, 1999

8. Предпринимательство: Учебник для вузов. / Под ред. Г.Б. Панина. – М.: ЮНИТИ, 2003


[1] Колесов В.П. Малый бизнес в условиях глобализации мирового хозяйства. – М., 2000, стр. 82

[2] Малый бизнес и государство. // Материалы научной конференции. – М.: ТЕИС, 1999, стр.67

[3] Дежина И. Г., Салтыков Б. Г. Зарубежный опыт государственного участия
в поддержке коммерциализации результатов исследовательской деятельности. – М., 2004, стр. 46

Скачать архив с текстом документа