Опыт интегративного подхода к спортивно-гуманистическому воспитанию студентов
СОДЕРЖАНИЕ: Программа спортивно-гуманистического воспитания студентов, которая предусматривает интегративный подход к его организации и включает комплекс средств педагогического воздействия на студентов.ОПЫТ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА К СПОРТИВНО-ГУМАНИСТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ
Как обосновано в ряде работ, в настоящее время существует потребность в активизации по отношению к детям и молодежи, включая студентов, спортивно-гуманистического воспитания - педагогической деятельности по формированию у них когнитивного, эмоционально-ценностного и нормативно-поведенческого отношения к спорту, соответству ющего идеалам и ценностям гуманизма.
Исходя из актуальности проблемы нами была разработана программа спортивно-гуманистического воспитания студентов, которая предусматривает интегративный подход к его организации и включает комплекс средств педагогического воздействия на студентов.
1. Спецкурс под названием Спорт как социально-культурное явление и его гуманистическая ценность. При разработке его программы принимались во внимание требования к уровню спортивно-гуманистической образованности студентов и пробелы в этой образованности, которые выявил проведенный опрос. С учетом этого программа спецкурса включала в себя следующие разделы: 1. Введение. 2. Спорт как социальное явление и его культурная гуманистичес кая ценность. 3. Cовременное олимпийское движение, его социальная природа, цели и задачи (специальный раздел этой темы посвящен проблемам олимпийского образования). 4. Спартианское движение.
Спецкурс предусматривал не только лекции, но и прежде всего диалог преподавателя и студентов. Подготовка к такой форме проведения занятий включала в себя поиск тех проблем по теме спецкурса, которые способны вызвать значительный интерес у студентов; переработка учебного материала в систему проблемных вопросов и задач; продумывание различных вариантов развития сюжетных линий диалога.
На лекциях помимо изложения материалов спецкурса в соответствии с его программой анализировались результаты социологического опроса студентов. На семинарах использовались такие активные формы проведения занятий, как выступления студентов с докладами и их обсуждение, дискуссии и т.п. Обсуждению указанных проблем содействовал показ видеофильмов об Олимпийских играх.
2. Методическое пособие. С целью оказания помощи студентам в овладении материалом спецкурса было подготовлено методическое пособие с тем же названием, что и спецкурс: Спорт как социально-куль турное явление и его гуманистическая ценность. Данное пособие было рекомендовано студентам для изучения.
3. Спартианские игры под названием Спортивно-творческие праздники . В ходе педагогического эксперимента было проведено два таких праздника, участниками которых были студенты университета и дети-инвалиды. При формировании программы и состава участников этих студенческих Спартианских игр ставились следующие задачи: а) не дублировать те программы студенческих Спартианских игр, которые уже использовались ранее; проверить несколько иные варианты - прежде всего с точки зрения их программы (в частности, предпринята попытка разработать программу Игр на основе определенного сюжета); б) сделать акцент на развитии у студентов творческих способностей в ходе занятий спортом, а также гуманного отношения к лицам с ограниченными возможностями (инвалидам ) как к равным партнерам по соревнованию; в) создать в процессе соревнований благожелательную, расположенную к человеку сферу, которая позволяет ему через формы спортивной активности чувствовать себя и быть приобщенным к ценностям культуры, пользоваться этими ценностями и участвовать в их создании.
Для участников Игр был разработан специальный рекламный документ под названием Стань спартианцем - участником нового игрового юношеского движения СПАРТ. Эти материалы призваны были повысить их интерес к спартианскому движению, его идеалам и ценностям, а также содействовать их участию в этом движении.
4. Педагогические игры. Применялись для целенаправленного формирования у студентов системы знаний, умений и навыков, которые необходимы для эффективной организации спортивно-гуманистического воспитания детей и молодежи. Педагогические игры проводились по специально разработанным программам. Были составлены программы двух таких игр. Первая игра - Критерии оценки поведения спортсменов (принципы Фэйр Плэй - Честной игры). Студенты, разбившись на группы, пытались разработать и обосновать критерии оценки поведения спортсменов (принципы Честной игры) во время соревнований. Вторая игра - Программа спортивно-творческого праздника. Студенты по группам разрабатывали программу спортивно-творческого праздника и продумывали варианты ее практической реализации.
5. Организация самостоятельной работы студентов . Самостоятельная работа студентов в рамках программы их спортивно-гуманистического воспитания предусматривала некоторые традиционные формы и методы: изучение рекомендованной литературы и методического пособия; подготовка докладов для выступления на занятиях; написание рефератов по теме спецкурса; подготовка к ответу на разработанные для них контрольные вопросы. Вместе с тем были использованы новые формы и методы. Так, студентам рекомендовалось использовать специально разработанную для них анкету. Она выполняла двойную нагрузку: во-первых, предназначалась для самооценки студентами знания и понимания принципов Честной игры, а также отношения к ним; во-вторых, те конкретные ситуации спортивного соревнования, которые включены в данную анкету, ставят студента в ситуацию выбора по совести, т.е. требуют от него проявления нравственной позиции.
Эффективность проделанной педагогической работы определялась на основе итогов спецкурса, успешности решения педагогических задач, качества и результативности самостоятельной работы, самооценки восприятия участия студентов в спортивно-творческих праздниках.
1. Результаты опроса студентов во время зачета на основе использования контрольных вопросов и анкеты свидетельствуют о том, что оказанное на участников эксперимента информационное воздействие (в виде спецкурса) привело к существенному повышению уровня их спортивно-гуманистической образованности . Их основныезнания, характеризующие этот уровень, стали более полными и глубокими. У большинства студентов устранены те пробелы в данных знаниях, которые они имели раньше и которые были выявлены в ходе их анкетного опроса.
Сами студенты также достаточно высоко оценили значение спецкурса в указанном отношении. Отвечая на вопрос анкеты: Как Вы оцениваете спецкурс с точки зрения его значимости, полезности для Вас, лишь 5 % слушателей высказали мнение о том, что он не принес им какой-то пользы. Остальные считают его очень полезным для себя или полагают, что он принес им определенную пользу, хотя и не очень большую. Наибольший интерес у студентов вызвали вопросы, касающиеся эстетического содержания спорта, новых гуманистически ориентированных моделей спорта и соотношения идеалов олимпизма и реальной практики современного спорта и олимпийско го движения.
2. Формирование у студентов ФФК более полных и глубоких знаний о гуманистических культурных ценностях спорта и путях их реализации, а также ряда важных умений, связанных с организацией спортивно-гуманистического воспитания, содействовало и повышению уровня их готовности к проведению данной работы. Особенно важное значение в этом плане имели организованные в ходе эксперимента педагогические игры со студентами, поскольку они содействова ли формированию у них не только определенной системы знаний, но и умений, необходимых для проведения работы по спортивно-гуманисти ческому воспитанию детей и молодежи.
Вместе с тем в ходе опроса студентов во время зачета было выявлено, что по ряду параметров студенты еще не полной мере готовы к организации эффективной работы по спортивно-гуманистическому воспитанию детей и молодежи. Как и при первоначальном опросе (до педагогического эксперимента), они испытывали определенные затруднения при ответах на вопрос о том, готовы ли они так строить занятия по физическому воспитанию детей и молодежи, чтобы эти занятия содейство вали как их физическому развитию, так и формированию и повышению уровня эстетической, нравственной и экологической культуры, культуры общения, интеллекта и творческих способностей их воспитанников.
Причина этого, по нашему мнению, заключается не столько в недостаточной активности, усердии и т.п. студентов в обучении, сколько в том, что отмеченные выше средства педагогического воздействия на студентов не обеспечивают в полной мере их готовности к работе по спортивно-гуманистическому воспитанию детей и молодежи. Необходим поиск других, дополняющих их средств и методов.
3. В результате оказанного на студентов педагогического воздействия с использованием перечисленных выше средств несколько повысилась и их ориентация на духовно-нравственные и эстетические ценности, в том числе на принципы честной игры. Проведенный опрос выявил, в частности, определенные позитивные сдвиги в ориентации студентов на соответству ющее принципам Честной игры поведение в сложных ситуациях, требующих нравственного выбора. Применительно ко всем ситуациям (кроме одной) увеличился процент студентов, отдавших предпочтение поведению в духе принципов Честной игры; в большинстве ситуаций уменьшился процент студентов, которые отдавали предпочтение поведению, противоречащему этим принципам, а также студентов, которые испытывали затруднение в ответе.
О некоторых позитивных сдвигах в ориентации студентов на гуманистические культурные ценности свидетельствуют и результаты опроса студентов - участников спартианских спортивно-творческих праздников, в частности их ответы на вопрос: Что Вам понравилось на Играх?. Более 70% студентов отметили не только общую атмосферу Игр, отсутствие напряжения, жесткой конкуренции, возможность отдохнуть, развлечься, победить хотя бы в одном из соревнований, получить приз, награду, но и творческий характер программы, разнообразие задач, которые надо было решить, возможность проявить свои способности в различных видах деятельности и общение в процессе подготовки к Играм и на самих Играх.
Подавляющее большинство участников Игр (за исключением 2%) одобрили идею объединения в программе Игр спортивных соревнований с художественными и интеллектуальными конкурсами, а также идею совместного участия в них лиц с ограниченными возможностями (инвалидов) и тех, кто таких ограничений не имеет. Лишь 5% студентов отметили, что они в целом поддерживают указанную идею, но не понимают ее смысла или что они не очень поддерживают ее. Никто из студентов - участников Игр не высказал неудовольствия по поводу участия в Играх инвалидов, совместного с ними участия в соревнованиях, хотя до начала Игр некоторые из участников, впервые принимавшие в них участие, проявляли такое неудовольствие (опрос проводился после завершения Игр).
Позитивную оценку воспитательно му эффекту студенческих Спартианских игр дали также эксперты и родители тех детей-инвалидов, которые участвовали в этих праздниках.
Однако позитивные сдвиги в ориентации студентов на связанные со спортом духовно-нравственные и эстетические ценности, в том числе на принципы Честной игры, не столь существенны, как изменения в уровне их знаний. И дело здесь не только и даже не столько в каких-то дефектах, недостаточной эффективности использованных средств воспитательного воздействия на студентов (хотя и это следует учитывать).
Во-первых, надо учитывать устойчивую ориентацию студентов на ту олимпийскую модель организации спортивных соревнований, к которой они привыкли. Не случайно некоторые студенты при ответе на вопрос анкеты: Что Вам не понравилось на Спартианских играх? отметили систему определения победителей, которая здесь применялась и которая существенно отличается от олимпийской системы, которая обычно используется при организации спортивных соревнований. А эта система вырабатывает у спортсменов ориентацию не на красивые и благородные поступки, а на победу любой ценой.
Во-вторых, в студенческой среде под влиянием общей социально-эко номической ситуации в стране в настоящее время не только сохранилась, но и усилилась ориентация на сугубо прагматические ценности, преобладает стремление к достижению успеха любой ценой. Все бульшую часть молодежи охватывают нигилизм и безразличие к духовным ценностям. Естественно, это также самым существенным образом влияет на систему ценностных ориентаций студентов в сфере спортивной деятельности, противодействует усилиям педагога, направленным на ее изменение в сторону усиления гуманистической ориентации.
Список литературы
1. Ольхова Т.Г. Интегративный подход к спортивно-гуманистическому воспитанию студентов: Автореф. канд. дис. М., 2000.
2. Самусенков О.И. Спортивно-гуманистическое воспитание учащихся спортшкол (на примере футбола): Автореф. канд. дис. Малаховка, 1989.
3. Столяров В.И. Спортивно-гуманистическое воспитание как фактор всестороннего и гармоничного развития личности // Научно-технический прогресс и всестороннее развитие личности, коллектива, региона: Тез. докл. XVI межзон. симп. Горький, 1988, с. 197-199.
4. Столяров В.И. Теоретическая концепция спортивно-гуманистического воспитания детей и молодежи // Гуманистическая теория и практика спорта. Вып. третий: Сб. /Сост. и ред.: В.И. Столяров, Е.В. Стопникова, Т.Г. Ольхова. - Москва-Сургут: МГИУ, 2000, с. 21-79.
5. Стопникова Е.В. Социально-философский анализ ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности: Автореф. канд. дис. Нижний Новгород, 1992.
6. Т.Г. Ольхова, кандидат педагогических наук. Опыт интегративного подхода к спортивно-гуманистическому воспитанию студентов.