Организационно-правовые формы некоммерческих организаций и их деятельность
СОДЕРЖАНИЕ: Принципы правового регулирования некоммерческих организаций: потребительского кооператива, общественных и религиозных объединений, фондов, ассоциаций и учреждений. Учредительные документы, реорганизация и ликвидация, отчетность и финансы организаций.Содержание
Введение
1. Принципы правового регулирования некоммерческих организаций
2. Понятие и основные формы некоммерческих организаций
2.1 Потребительский кооператив
2.2 Общественные организации (объединения)
2.3 Религиозная организация (объединение)
2.4 Фонды
2.5 Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
2.6 Учреждения
2.7 Иные некоммерческие организации
3. Создание, реорганизация и ликвидация некоммерческой организации
3.1 Учредительные документы
3.2. Реорганизация и ликвидация некоммерческой организации
4. Отчетность некоммерческих организаций
5. Финансы некоммерческой организации
5.1 Доходы
5.2. Состав расходов некоммерческой организации
Заключение
Список используемой литературы
некоммерческий кооператив ассоциация реорганизация
Введение
В конце 80-х начале 90-х годов на смену находящихся под властью государственных органов организаций, в Росси начали появляться добровольные объединения граждан. Кардинальные изменения и реформация в сфере рыночных отношений вылились в разнообразные организационно-правовые формы юридических лиц. Наряду с коммерческой сосуществует и некоммерческая сфера человеческой деятельности. В этой сфере не всегда создаются материальные блага, но возникают иные, не менее значимые и важные для общества ценности. По мере их образования стала возникать необходимость в контроле их деятельности. Стали издаваться правовые акты, регламентирующие правовой статус организаций. Со временем некоторые акты претерпели изменения и дополнения. В настоящее время действуют десятки нормативных актов о некоммерческих организациях.
Термин некоммерческие организации появился как одно из возможных определений той сферы социальной активности, которая не связана с экономикой, бизнесом и извлечением прибыли. В последнее время количество некоммерческих организаций в России резко возросло, изменился и их качественный состав. Регистрируются все новые фонды, ассоциации, объединения. Идет процесс развития. Помимо Гражданского Кодекса Российской Федерации, правовой статус некоммерческих организаций определен в ряде федеральных законов.
Всё это делает актуальным цель моей работы - исследование организационно-правовых форм некоммерческих организаций и их деятельность. Объект исследования данной курсовой работы – некоммерческие организации. Особое внимание, здесь, следует уделить выяснению основных признаков этих организаций, условий возникновения и ликвидации этих организаций, их отчетность перед государством, доходы и расходы.
При написании работы были использованы Гражданский Кодекс Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации, а так же работы таких авторов как А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой, Фоков А.П., Попонов, Ю.Г., Е.А. Суханов.
1. Принципы правового регулирования некоммерческих организаций
В Российской Федерации лишь в 1990-х годах стало закладываться законодательство о некоммерческих организациях, хотя в отдельных нормативных актах, регулирующих развитие культуры, науки, образования, здравоохранения и социальной защиты, признавался специальный статус организаций, действующих в общественных интересах.
Основным аналогом международного понятия некоммерческая организация в России до 90-х годов была общественная организация, т.е. добровольное самоуправляемое объединение граждан, которое создавалось с целью реализации личных духовных, творческих, научных, профессиональных, спортивных, культурных и др. интересов, и которое существовало как членская организация, без целей получения и распределения прибыли.
Первым нормативным актом в области определения правового статуса некоммерческих организаций было Постановление ЦИК СНК СССР от 6 января 1930 года О порядке учреждения и ликвидации Всесоюзных обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли и Положение О добровольных обществах и союзах, утвержденное постановлением ЦИК и СНК РСФСР от 10 июля 1932 года.
Сменивший это Положение и действовавший до 1995 года был Закон СССР 1990 года Об общественных объединениях, который упростил процедуру регистрации и расширил перечень законодательно признаваемых видов объединений от политических партий до благотворительных фондов. 22 мая 1995 года вступил в действие новый закон Об общественных объединениях, который регламентировал 6 возможных форм общественных объединений. Следует также указать и Закон РСФСР от 25.10.90 О свободе вероисповедания, который рассматривал религиозные объединения в качестве одного из видов общественных организаций и устанавливал для них сходный порядок создания и деятельности.
В 90-х годах термин некоммерческая организация получает в законодательстве России все более широкое применение — он содержится более чем в 40 законодательных актах. Нормы, регулирующие правовой статус некоммерческих и благотворительных организации, оставались бессистемно разбросанными в актах различной юридической силы, причем основным способом регулирования избирались преимущественно подзаконные акты.
С принятием части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации (от 30 ноября 1994 года, официально опубликован 8 декабря 1994 года в Российской газете, введен в действие 1 января 1995 года) ситуация кардинально изменилась. Нормы о некоммерческих организациях сведены в единый раздел Некоммерческие организации, в котором приведен перечень видов некоммерческих организаций, в том числе тех, которые могут заниматься благотворительностью (благотворительные и иные фонды), даются основные характеристики гражданско-правового статуса разных видов некоммерческих организаций, порядок получения и использования ими имущества, а в некоторых случаях и требования, которые должны быть включены в учредительные документы некоммерческих организаций.
Становление в России гражданского общества является основой и гарантией необходимости демократических преобразований. Без самоорганизации разнообразных гражданских инициатив невозможно по-настоящему эффективное функционирование общественных механизмов, их естественное реформирование и развитие, а, следовательно, полноценная, устойчивая и благополучная жизнь человека.
Основным, базовым законом для всех форм и видов организованной общественной деятельности является Федеральный закон Об общественных объединениях который вступил в силу 23 мая 1995г. Необходимость принятия нового Закона, была вызвана насущной потребностью:
— дать законодательные гарантии реализации гражданами права на объединение, предусмотренного Конституцией Российской Федерации;
— привести правовую основу деятельности объединений граждан на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами, а также с потребностями практики создания общественных объединений, обгоняющей нормативное регулирование;
— создать базу для дальнейшего развития специального законодательства об отдельных видах объединений граждан, отражающего структуру гражданского общества и создающего необходимые условия для его развития в Российской Федерации.
Новый Закон кардинально меняет правовую основу отношений между государством и гражданским обществом. Закон закрепляет принципы добровольности, равноправия, самоуправления и законности деятельности общественных объединений, свободы ассоциаций и закрепляет право граждан создавать по своему выбору общественные организации без предварительного разрешения государственных органов. Новый закон четко разделяет сферу государственной деятельности и общественной инициативы. Препятствуя бесконтрольному расходованию государственной собственности, попыткам государства подмять под себя нарождающееся гражданское общество, Федеральный закон запрещает государственным органам становиться учредителями любых видов общественных объединений. Будучи нацеленным на создание адекватных условий для наиболее полной реализации конституционного права граждан на объединение, новый Закон позволяет объединениям самим выбирать организационно-правовую форму своего существования из описанных в тексте Закона форм — от общественного фонда до органа общественной самодеятельности, общественных учреждения, организации, движения.
С Федеральным Законом Об общественных объединениях тесно связан Закон О политических партиях. Политические партии рассматриваются как особый вид общественных объединений. От всех других видов общественных объединений политические партии отличаются тем, что они активно участвуют в политической жизни и стремятся к завоеванию и осуществлению государственной власти. Несомненным достоинством Федерального закона О политических партиях является то, что он тесно связан с Федеральными законами Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации, О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и с базовым законом Об общественных объединениях, что позволяет в значительной степени избежать противоречий и разночтений в законодательстве. Регулируя отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на идеологическое и политическое многообразие, Закон О политических партиях представляет широкие демократические права политическим партиям в плане их образования и деятельности. Важная роль в становлении и развитии гражданского общества отводится таким общественным формированиям как профсоюзы. Специфика задач и положение профсоюзов в системе гражданского общества предопределяет особенность их правового статуса. Права профсоюзов направлены, прежде всего, на обеспечение защиты прав и интересов наемных работников в их отношениях с работодателем и жизнедеятельности самих профсоюзов как организации трудящихся. Очень важно закрепить законодательно в целостной системе эти права, определив особый правовой статус профессиональных союзов. На это и направлен Федеральный закон О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности. В Законе заложены демократические принципы, открывающие благоприятные возможности для деятельности профсоюзов в части защиты интересов трудящихся, гарантирующие им подобную деятельность и что самое важное — отвечающие требованиям гражданского общества, его взаимоотношениям с государством. В частности, в Законе заложены правовые нормы, предусматривающие независимость деятельности профсоюзов от органов исполнительной власти и местного самоуправления, от работодателей, политических и других общественных организаций; запрещение какого-либо вмешательства, направленного на ограничение прав профсоюзов, воспрепятствование осуществлению их уставной деятельности, их самостоятельности в утверждении своих уставов и регулировании внутренних отношений. Важной формой проявления инициатив и участия граждан в решении социальных проблем является благотворительная деятельность. Отсутствие целостной системы законодательства, учитывающей специфику и требования к современному уровню развития благотворительности в России предопределили необходимость разработки Федерального закона О благотворительной деятельности и благотворительных организациях. В начале августа 1995 года указанный Закон вступил в силу. При всех положительных моментах Закона и достаточно основательной его проработанности, предусмотренные в нем меры контроля за деятельностью благотворительных организаций, основания и меры ответственности за нарушения законодательства о них, недостаточно обеспечены конкретным механизмом реализации, процедурами и регламентами, сформулированы в общей форме, что может привести, с одной стороны, к неадекватному вмешательству государственных органов в деятельность благотворительных организаций, к расширительному толкованию компетенции таких органов, и, с другой стороны, может повлечь за собой практику уклонения организаций, называющих себя благотворительными, от контроля за их деятельностью и от ответственности за допускаемые ими нарушения. Принятие Федерального закона О благотворительной деятельности и благотворительных организациях создает основу правового регулирования благотворительной деятельности, формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций. В сфере регулирования особенностей различных видов некоммерческих организаций действуют множество других законов и нормативно-правовых актов.
2. Понятие и основные формы некоммерческих организаций
В последнее время количество некоммерческих организаций в России резко возросло, изменился и их качественный состав. Регистрируются все новые фонды, ассоциации, клубы, объединения. Идет процесс нормального развития общества в России.
В настоящее время понятие и организационно-правовые формы некоммерческих организаций даются в различных законодательных актах.
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации некоммерческими являются организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для их уставных целей. Помимо Гражданского Кодекса РФ, правовой статус некоммерческих организаций определен в Федеральном Законе о некоммерческих организациях, принятом 8 декабря 1995 г. и ряде других нормативно-правовых актах.
Гражданский Кодекс Российской Федерации прямо указывает на следующие формы некоммерческих организаций :
Потребительский кооператив;
Общественное объединение;
Религиозная организация;
Благотворительные и иные фонды;
Учреждения;
Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
Однако этот перечень не является исчерпывающим, так как согласно установленному порядку в случаях, определенных законами, некоммерческие организации могут быть образованы и в других формах, что предусмотрено законами о некоммерческих организациях, о благотворительной деятельности, о фондах.
Учитывая тенденцию развития третьего сектора, следует также отметить такие формы некоммерческих организаций как
Союзы потребительских обществ;
Нотариальные палаты, Федеральные нотариальные палаты ;
Следует отметить, что к самостоятельным организационно-правовым формам относятся садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие товарищества, создаваемые в соответствии со ст. 4 Закона о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Конкретный выбор формы зависит от целей, ради которых образуется некоммерческая организация, ее отношений с учредителями, возможных источников финансирования и др.
2.1 Потребительский кооператив
Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Правовое положение определяется ст.116 ГК и рядом законов, наиболее важными из которых являются Закон РФ О потребительской кооперации в Российской Федерации от 19 июня1992г.
Потребительский кооператив создается за счет вступительных и паевых взносов, осуществляет торговую, заготовительную, производственную, посредническую и иные виды деятельности.
Потребительский кооператив создается и действует на основе следующих принципов:
добровольности вступления в потребительское общество и выхода из него;
обязательности уплаты вступительного и паевого взносов;
демократичности управления потребительским обществом (один пайщик – один голос, обязательная подотчетность общему собранию потребительского общества других органов управления, органов контроля, свободное участие пайщика в выборных органах потребительского общества);
взаимопомощи и обеспечения пайщиками, участвующим в хозяйственной или иной деятельности потребительского кооператива, экономической выгоды;
ограничения размеров кооперативных выплат (т.е. часть доходов потребительского кооператива, распределяется между пайщиками пропорционально их участию в хозяйственной деятельности потребительского кооператива или их паевым взносам, если иное не предусмотрено уставом потребительского кооператива);
доступности информации о деятельности потребительского общества для всех пайщиков; и др.
Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также или слово кооператив, или слова потребительский союз либо потребительское общество.
Следует указать на одну особенность правового положения потребительского кооператива как некоммерческой организации. Участники потребительских кооперативов имеют обязательственные права по отношению к создаваемым организациям, в то время, как учредители (участники) других видов некоммерческих организаций в отношении создаваемых юридических лиц имущественных прав не имеют.
2.2 Общественные организации (объединения)
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Общественные объединения вправе создаваться в следующих организационно-правовых формах:
Общественная организация – основывается на членстве и создается на базе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Общественное движение – состоит из участников и не имеет членства массового общественного объединения, преследующего социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые ее участниками.
Общественный фонд – представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и в использовании данного имущества на общественно полезные цели.
Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация иных видов фондов (частных, корпоративных, государственных, общественно-государственных и др.) могут регулироваться соответствующим законом о фондах .
Общественное учреждение – не имеет членства и ставит своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям.
Орган общественной самодеятельности – представляет собой не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией соответствующих программ того или иного органа по месту его создания.
Организационно-правовыми формами политических объединений являются общественная организация (для политической организации, в том числе политической партии) и общественное движение (для политического движения).
При этом политическим общественным объединением является объединение, в уставе которого в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества путам влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов.
Участники (члены) общественных организаций (объединений) не сохраняют прав на переданное ими имущество в собственность этим организациям, в том числе на членские взносы.
2.3 Религиозная организация (объединение)
Федеральное Собрание РФ, основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, а также подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, приняло федеральный закон О свободе совести и религиозных объединениях, который признал Закон РСФСР О свободе вероисповеданий утратившим силу.
В соответствии с Законом религиозным объединением в РФ признаются добровольные объединения граждан, и иных лиц, постоянно проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей .
Религиозные объединения создаются в форме религиозных групп и религиозных организаций. При этом запрещается создание религиозных объединений в органах государственной власти и других государственных органах, в государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях. Законом запрещаются создание религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.
Религиозной группой по Закону признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. В отличие от религиозной группой религиозная организация это добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, которая в установленном Законом порядке зарегистрирована в качестве юридического лица. Религиозные организации подразделяются на местные и централизованные в зависимости от территориальной сферы своей деятельности.
Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности - в одном городском или сельском поселении.
Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.
2.4 Фонды
В соответствии с действующим законодательством фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
В зависимости от целей деятельности возможно создание фондов различных видов, имеющих особенности в правовом статусе. В частности, фонд может рассматриваться как одна из организационно-правовых форм общественных объединений и действовать в соответствии с Законом Об общественных объединениях. Допускается учреждение фондов в качестве благотворительных организаций, действующих в соответствии с Законом о благотворительной деятельности. Кроме того правовой статус отдельных фондов может определяться и подзаконными актами.
Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.
Порядок управления фондом и порядок формирования его органов определяются его уставом, утверждаемым учредителями. Фонды являются юридическими лицами со специальной правоспособностью, которая фиксируется в уставе фонда. Эта правоспособность имеет некоммерческий характер и формируется с учетом целей фондов. Участие фондов в ведении предпринимательской деятельности ограничено как уставными целями, так и ее формами. Фонды могут создавать только хозяйственные общества, т.е. такие образования, которые предполагают ограниченную ответственность фонда по обязательствам создаваемых организаций. Фонды не могут участвовать в создании хозяйственных товариществ.
2.5 Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
На основании действующего законодательства коммерческим организациям дано право в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.
Гражданский Кодекс РФ подтвердил многие законы, действовавшие до его принятия, согласно которым коммерческие предприятия могли образовывать ассоциации и союзы без целей получения и распределения прибыли. Например, законодательство о предпринимательстве, о банках, о биржах, о страховом деле, о торгово-промышленных палатах и др.
В ассоциации и союзы могут объединяться также и некоммерческие организации. По закону об общественных объединениях эти объединения могут образовывать свои союзы. Например, Правительством РФ было принято предложение о создании Агропромышленного союза России - некоммерческой организации, объединяющей на добровольной основе товаропроизводителей всех организационно-правовых форм, занятых в сфере агропромышленного производства.
2.6 Учреждения
Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально - культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником.
Учреждение является единственной некоммерческой организацией, которая не является собственником находящегося у нее имущества. Собственник передает ему имущество лишь в управление. Создать учреждение может любой собственник: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, юридические лица и граждане.
В зависимости от целей деятельности различаются: управленческие организации; учреждения просвещения; учреждения культуры (музеи, картинные галереи); медицинские учреждения; научные учреждения; правоохранительные органы (суды, прокуратуры, арбитражные суды); учреждения в системе внутренних дел и т.п.
Учреждения действуют на основании утвержденного собственником и зарегистрированного устава или положения, в котором определены его задачи и цели деятельности. Собственник-учредитель назначает руководителя учреждения в качестве единоличного исполнительного органа, также могут создаваться коллегиальные исполнительные органы (ученые советы).
Учреждения обычно финансируются собственником по смете, в которой строго фиксируются направления расходования и размер выделяемых ему собственных сумм. Пока существует учреждение, собственник ограничен в возможностях распоряжаться его имуществом: он вправе изъять лишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
В рамках специальной правоспособности учреждения могут осуществлять некоторую деятельность, приносящую доходы. Как правило, речь идет о возмездном предоставлении услуг, связанных с основной (уставной) деятельностью учреждения.
В настоящее время существует ряд законов и иных нормативных актов, определяющих особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений. Так, некоторые общие положения об образовательных учреждениях содержатся в Законе РФ Об образовании, а вопросы хозяйственной деятельности учреждений культуры - в Положении об основах хозяйственной деятельности и финансировании организаций культуры и искусства, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 года.
2.7 Иные некоммерческие организации
Товарищество собственников жилья.
На основании Федерального закона О товариществах собственников жилья от 15.06.96г. товариществом собственников жилья является некоммерческая организация, форма объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения и, пользования и распоряжения общим имуществом.
Нотариальные палаты. Федеральные нотариальные палаты.
Принятые 11 февраля 1993г. Основы законодательства о нотариате (далее – Основы) изменили организационную основу построения нотариальной деятельности в России. Законодательством четко определен и регламентирован порядок построения свободного нотариата в России. В частности, нормы закона предусматривают, что нотариальные действия от имени Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой, реестр которых ведет Министерство Юстиции РФ.
Некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой, является нотариальная палата. В судебной практике зачастую поднимаются вопросы по делу о проверке конституционности отдельных положений статей Основ законодательства РФ о нотариате. Так возник вопрос об обязательности членства в нотариальной палате нотариусов, занимающихся частной практикой, как условии их профессиональной деятельности, связанной с осуществлением публичных функций.
Другой некоммерческой организацией является Федеральная нотариальная палата, представляющая собой профессиональное объединение нотариальных палат республик в составе РФ, которая организует свою работу на принципах самоуправления.
Государственные корпорации.
В связи с принятыми дополнениями в Федеральный закон О некоммерческих организациях законодатель признает не имеющую членства некоммерческую организацию, учрежденную Российской Федерацией на основе имущественного взноса, которая получила статус государственной корпорации.
Страховщики.
По действующему законодательству на территории РФ к субъектам обязательного медицинского страхования кроме страхователей, застрахованных лиц и других субъектов, относятся и страховщики, которые представляют собой некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.
Автономная некоммерческая организация.
Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.
Организационно-правовые формы некоммерческих организаций не следует путать с видами таких организаций, определяемыми общностью стоящих перед соответствующим видом организаций задач, целей и других признаков. Например, благотворительные организации могут создаваться в формах общественных организаций, фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций. Организации культуры могут действовать в формах учреждений, фондов, ассоциаций, союзов и т.д. Следует, однако, констатировать, что далеко не всегда нормы действующего сегодня законодательства о некоммерческих организациях позволяют четко разграничивать организационно-правовые формы и виды некоммерческих организаций. Поэтому в каждом конкретном случае при отсутствии однозначного законодательного решения по этому поводу необходим сравнительный анализ подлежащих применению норм.
3. Создание, реорганизация и ликвидация некоммерческой организации
В соответствии со ст. 13 федерального закона О некоммерческих организациях выделяются два способа создания некоммерческой организации: учреждение и реорганизация уже существующей некоммерческой организации.
Учреждение некоммерческой организации происходит по решению учредителей (учредителя). Количество учредителей зависит от организационно-правовой формы создаваемой некоммерческой организации и определяется соответствующими законами. При наличии нескольких учредителей решение об образовании некоммерческой организации должно быть принято единогласно. В соответствии с п. 2 ст. 1 Гражданского Кодекса РФ никто не может быть принужден к участию в акте учреждения организации. Учреждение некоммерческой организации возможно только лицами, обладающими гражданской правоспособностью и дееспособностью. Поэтому, филиалы и представительства юридических лиц не могут быть учредителями некоммерческих организаций.
В соответствии с Федеральным законом О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей некоммерческая организация подлежит государственной регистрации федеральным органом исполнительной власти. При регистрации происходит внесение в единой государственный реестр юридических лиц сведений создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций.
Для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются следующие документы:
заявление, подписанное уполномоченным лицом (заявителем);
учредительные документы некоммерческой организации;
решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных органов;
сведения об учредителях;
документ об уплате государственной пошлины;
сведения об адресе постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией;
- документы, подтверждающие правомочие на использование в наименовании некоммерческой организации личного имени гражданина, символики, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования;
- выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя - иностранного лица.
Все необходимые для регистрации документы предоставляются в уполномоченный орган не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании такой организации. В течение четырнадцати рабочих дней после получения документов уполномоченный орган принимает решение о государственной регистрации некоммерческой организации и направляет в регистрирующий орган необходимые документы и сведения. На основании полученных документов регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации. Данный орган не позднее трех рабочих дней выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации. За государственную регистрацию некоммерческой организации взимается государственная пошлина.
3.1 Учредительные документы
Учредительными документами некоммерческих организаций могут быть учредительный договор, устав либо учредительный договор вместе с уставом. Некоторые некоммерческие организации в случаях, предусмотренных законом, могут действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Иногда учредительный документ конкретной организации, представляющий по сути своей устав, именуется положением.
Ассоциации и союзы должны иметь учредительный договор и устав. Учредительный договор заключается в письменной форме в виде единого документа, подписанного всеми учредителями. Члены ассоциации или союза должны также утвердить устав объединения. По своей правовой природе устав является локальным нормативным актом и обязателен не только для учредителей (членов) организации, но и для третьих лиц, которые вступают с нею в гражданско-правовые отношения.
В учредительных документах должно быть указано:
наименование некоммерческой организации, в котором содержится определение ее организационно - правовой формы;
место нахождения некоммерческой организации в соответствии с местом государственной регистрации организации;
- порядок управления деятельностью, т.е. определение структуры органов некоммерческой организации, их компетенция, порядок принятия решений коллегиальными органами;
- предмет и цели деятельности организации;
- филиалы и представительства организации с указанием их наименования, места нахождения;
- права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены организации и выхода из нее (для некоммерческих организаций, основанных на членстве);
- источники формирования имущества некоммерческой организации, какими могут быть имущественные взносы учредителей, добровольные пожертвования третьих лиц, доходы от дозволенной предпринимательской деятельности и др.;
- порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации;
- порядок внесения изменений в учредительные документы.
В уставе фонда обязательно должны содержаться слово фонд, указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, о порядке их формирования, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от должности. Условия о составе и компетенции органов управления, о порядке принятия ими решений обязательны для учредительных документов ассоциаций и союзов. Для них же обязательно определение вопросов, по которым решения принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов. В содержание учредительных документов некоммерческих организаций могут быть включены и другие положения, не противоречащие законодательству.
3.2 Реорганизация и ликвидация некоммерческой организации
Реорганизация некоммерческой организации означает прекращение существования субъекта гражданского права и одновременно возникновение другого субъекта либо сохранение того же, но с изменившимся правовым статусом. Права и обязанности реорганизуемой некоммерческой организации переходят к иным организациям в порядке универсального правопреемства. К правопреемникам может перейти весь комплекс прав и обязанностей реорганизуемой организации либо часть их, но непременно права и обязанности вместе. В большинстве случаев реорганизация происходит добровольно по решению высшего органа управления некоммерческой организации.
Реорганизация некоммерческой организации может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Реорганизация признается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица - при разделении, выделении или преобразовании. Если происходит присоединение, то реорганизация считается завершенной с момента внесения в государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной организации. С этого момента права и обязанности присоединенной организации в полном объеме переходят к основной организации, которая и оказывается, таким образом, реорганизованной.
Регистрация вновь возникшей организации (организаций) в результате реорганизации и внесение в государственный реестр записи о прекращении своей деятельности осуществляется в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц. Регистрация должна производиться в органах юстиции.
Преобразование некоммерческой организации является одной из форм реорганизации. Особенность преобразования как реорганизации состоит в том, что число участников гражданских правоотношений не изменяется, все права и обязанности преобразуемой организации переходят к возникшему на ее месте субъекту иной организационно - правовой формы. Учитывая особенности различных некоммерческих организаций, разнообразие целей, которые они перед собой ставят, законодатель в ряде случаев ввел ограничения на преобразования из одной формы в другую. Согласно п. 5 ст. 58 ГК РФ права и обязанности преобразуемого юридического лица переходят к вновь возникшему в соответствии с передаточным актом. В этом акте должны содержаться положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников. Передаточный акт утверждается учредителями некоммерческой организации.
Ликвидация. В соответствии со ст. 61 ГК РФ существует два вида порядка ликвидации юридического лица: обычный и принудительный. Основаниями для обычного порядка ликвидации являются: истечение срока, на который была создана некоммерческая организация; достижение цели, для которой она была создана. Принудительная ликвидация коммерческой организации, как и любого иного юридического лица, - это своего рода санкция за допущенные правонарушения. Она осуществляется только по решению суда.
Для ликвидации некоммерческой организации должна быть назначена ликвидационная комиссия и установлены порядок и сроки проведения процесса ликвидации.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по делам ликвидируемой некоммерческой организации, включая представительство интересов ликвидируемой некоммерческой организации в суде. Ликвидационная комиссия обязана поместить в печатном органе, извещение о предстоящей ликвидации некоммерческой организации. В этом извещении дается информация о порядке и сроках обращения кредиторов со своими требованиями. Предоставленный кредиторам срок обращения не может быть менее двух месяцев со дня публикации.
Ликвидационная комиссия сама должна выявить всех потенциальных кредиторов. После того, как истечет срок для предъявления требований кредиторам, должны быть собраны полные сведения о составе и стоимости имущества некоммерческой организации. Эти сведения составляют промежуточный баланс, на основании которого производится выплата денежных сумм по требованиям кредиторов, признанным ликвидационной комиссией подлежащими удовлетворению.
После утверждения ликвидационного баланса в Единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о ликвидации юридического лица. Именно с этого момента любое юридическое лицо считается прекратившим свое существование в качестве субъекта гражданского права.
4. Отчётность некоммерческих организаций
Порядок отчётности перед органами Управления Федеральной регистрационной службы производится в соответствии с ФЗ от 10 января 2006 г. № 18-ФЗ О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ.
Все некоммерческие организации за исключением потребительских кооперативов, ЖСК, государственных учреждений и государственных органов до 15 апреля ежегодно должны представлять отчет о своей деятельности, персональном составе руководящих органов, представлять сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества и др.
5. Финансы некоммерческой организации
5.1 Доходы
Некоммерческая организация для ведения своей деятельности должна иметь определенный доход. Некоммерческие организации, в отличие от коммерческих, при формировании дохода имеют право на широкое использование таких источников финансирования, как: вступительные и членские взносы, добровольные взносы и пожертвования, целевые поступления от физических и юридических лиц и др.
Порядок поступления взносов участников некоммерческой организации определяется учредительными документами либо решением ее органов управления. Эти средства поступают от граждан, предприятий, организаций. Они предназначены для выполнения уставной деятельности некоммерческой организации. К добровольным взносам и пожертвованиям относятся и спонсорские средства, которые представляют особую форму оплаты рекламной деятельности. Целевые поступления от физических и юридических лиц — важный источник формирования доходов некоммерческой организации. Эти средства предназначены для выполнения конкретных программ. Такого рода средства часто поступают в некоммерческие организации через благотворительные и иные целевые фонды. Такое выделение ресурсов широко используется во многих странах мира и известно как система грантов. Средства из государственного бюджета поступают некоммерческим организациям на осуществление отдельных проектов, программ, мероприятий. Выручка от реализации товаров и услуг занимает значительное место в составе доходов некоммерческой организации. Этот вид дохода может складываться из выручки от реализации продукции, создание которой представляет основную либо предпринимательскую деятельность некоммерческой организации.
5.2 Состав расходов некоммерческой организации
Функционирование некоммерческой организации связано с определенными расходами. Их можно подразделить на следующие виды:
-расходы по выполнению основной уставной деятельности (административно-хозяйственные расходы и расходы по выполнению программ и мероприятий, на которые получены средства целевых поступлений);
-расходы, связанные с предпринимательской деятельностью;
-средства, переданные в результате внутрихозяйственных расчетов;
-потери и списания.
Распределение расходов некоммерческой организации зависит от формы собственности, ведения предпринимательской деятельности, целевых программ и мероприятий.
Заключение
Итак, право граждан на объединение закреплено в Конституции. Конституция гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них. А также право беспрепятственно выходить из общественных объединений. Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через другие общественные объединения, которые наделены правоспособностью юридических лиц.
Согласно цели работы были рассмотрены вопросы, связанные с понятием, выяснением основных признаков этих организаций. Кроме этого, для полного раскрытия вопроса в курсовой были рассмотрены организационно-правовые формы коммерческих и некоммерческих организации, действующих на территории РФ согласно Гражданскому Кодексу РФ.
В ходе работы были разобраны следующие организационно-правовые формы некоммерческих организаций: потребительский кооператив, общественные и религиозные организации, фонды, учреждения и др. В соответствии с Гражданским Кодексом РФ было рассмотрено создание, реорганизации или ликвидации вышеперечисленных организаций, их основные учредительные документы, финансы этих организаций.
Список используемой литературы
Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.94. № 51-ФЗ. Часть первая.
Федеральный закон О потребительской кооперации потребительских обществах, их союзах в РФ от 19.06.1992 г. - Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1788
Федеральный закон Об общественных объединениях, статья 7. Собрание законодательства РФ, 22.05.1995, N 21, ст. 1930
Федеральный Закон О некоммерческих организациях 12 января 1996 года N 7-ФЗ. - Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3.
Федеральный закон О свободе совести и религиозных объединениях. - Собрание законодательства РВ. 1997. № 39. Ст. 4465. – п. 1 ст. 6
Федеральный Закон РФ о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан. - Собрание законодательства РФ, 20.04.1998, N 16, ст. 1801
Федеральный закон Об основах обязательного страхования от 16.июля 1999 г.// СЗ РФ .1999. № 29. ст. 3686.
Федеральный закон О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от 8 августа 2001г. №129-ФЗ (В ред. от 1 декабря 2007г. №318-ФЗ) // СЗ РФ, 2007, N 7, N 30.
Закон РФ Об образовании от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (в ред. ФЗ от 23 декабря 2003, № 186-ФЗ) // СЗ РФ, 1996, № 3, Ст. 150
Указ Президента РФ О национальном фонде молодежи от 06.03.95г.// СЗ РФ. 1995. № 11. Ст. 965;
Постановление Правительства РФ Об утверждении положения об основах хозяйственной деятельности и финансировании организаций культуры и искусства от 26 июня 1995 года №609 (В ред. от 23 декабря 2002, №919) // СЗ РФ, 1995, №28, ст. 2670
Основы законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 г. (Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. 1993. № 10. Ст. 357).
Алексий. П.В. Некоммерческие организации как юридические лица. М., 2002.
Гражданское право. Учебник. Е.А. Суханов, М., 1993, т.1.
Квашонкин А.В. Юридические основы деятельности НКО в Российской Федерации: история и проблемы законодательства / А.В. Квашонкин // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). – 2005. - №4.
Комментарий к Гражданскому кодексу РФ части первой (постатейный). Под ред. О.Н. Садикова. М., 2002.
Маккальская М. Л., Пирожкова Н.А. Некоммерческие организации в России: Создание, права, налоги, учет, отчетность. М.: Дело и Сервис, 2000.
Некоммерческие организации: правовое положение, законодательство, учредительные документы./Под ред. М.Ю.Тихомирова. - М,: 2001.
Рудник Б.Л., Шишкин С.В., Якобсон Л.И. Поддержка третьего сектора в регионах России. М., 1997. Солдатов С.А. Общественные организации в Российской Федерации (политико-правовое и институционное исследование). М., 2005.
Солдатов С.А. Общественные организации в Российской Федерации (политико-правовое и институционное исследование). М., 2001
Фоков А.П., Попонов Ю.Г., Черкашина И.Л., Черкашин В.А. Гражданское право. – М.: Кнорус, 2005.
Шереги Ф.Э., Абросимова Е.А.Правовые инициативы некоммерческих организаций России. - М.: Университет, 2002.
Шиткина И.С. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций \\Гражданин и право. №4 2002г.
Юрьев С.С. Правовой статус общественных объединений. М., 2003.
Юрьева Т.В. Неприбыльный сектор (альтернатива бизнесу и государству). М., 2002.