Таможня

СОДЕРЖАНИЕ: Таможенное дело и таможенная политика России. История таможенного дела и таможенной политики России. В настоящее время, в эпоху коренных изменений в эко­номике России, либерализации внешнеэкономической де­ятельности и восстановления функции таможни как регу­лятора внешнеэкономических связей изучение таможенно-правовых отношений как предмета и в целом таможен­ного дела как объекта правового регулирования отрасли таможенного права следует проводить не только на осно­ве произошедших в последнее десятилетие глобальных перемен в этой сфере, но и опираясь на многовековой опыт и традиции российской таможни в ее далеком прошлом.

Таможенное дело и таможенная политика России.

История таможенного дела и таможенной политики России.

В настоящее время, в эпоху коренных изменений в эко­номике России, либерализации внешнеэкономической де­ятельности и восстановления функции таможни как регу­лятора внешнеэкономических связей изучение таможенно-правовых отношений как предмета и в целом таможен­ного дела как объекта правового регулирования отрасли таможенного права следует проводить не только на осно­ве произошедших в последнее десятилетие глобальных перемен в этой сфере, но и опираясь на многовековой опыт и традиции российской таможни в ее далеком прошлом. При этом особое внимание следует обратить на труды Д. И. Менделеева, К. Лодыженского, Н. Н. Шапошнико­ва, А. И. Потяева, Л. Н. Маркова, Ю. Г. Кисловского и ряда других ученых.

Таможенное дело берет свое начало от зарождения то­варного хозяйства и торгового обмена, от простейших форм налогообложения. Точное время его зарождения опреде­лить вряд ли возможно, но, как утверждают историки, уже в Ш веке до н. э. в городе Тарифа (в нынешней Андалузии), в провинции Кадис, на юге Испании, где в то время господствовал Карфаген, была впервые составлена таблица, в которую вносилось название товара, его еди­ницы измерения и указана величина пошлины (сбора) за его провоз через Гибралтарский пролив. Таблица (пере­чень товаров) систематизировала порядок и величину по­шлины была названа в честь города — «тариф». С тех пор таможенный тариф стал для государства одним из важнейших инструментов пополнения казны (а ныне — госу­дарственного бюджета).

В России история таможенного дела имеет более чем 1000-летний период существования и прослеживается от взимания денежных сборов и пошлин с продаваемых или обмениваемых предметов в оживленных торговых пунк­тах и на перекрестках древних торговых путей, от воз­никновения там сборных торговых или так называемых «гостиных» мест, пунктов промышленного обмена, пере­валки и складирования товаров. Их появление историки относят к VШ веку. В Киевской Руси среди многочис­ленных сборов и пошлин были распространены «осмничее» и «мыт» — сбор за провоз товаров через внешние или внутренние заставы, за пользование участком, отве­денным для торга, либо за покровительство, оказывае­мое купцам.

Большое влияние на развитие таможенного дела в Рос­сии оказали монголо-татарские завоеватели. В этот пери­од в оборот вошло тюркское слово «тамга», т. е. пошлина, от которой произошли слова «тамжить», т. е. взыскивать пошлину, «таможня» — место на ярмарке или рынке, где тамжили товар, ну и, естественно, «таможенник» — слу­жилый человек, взымавший тамгу.

Картины развития таможенного дела в Киевской Руси и других государствах во многом сходны. Его основная цель и направленность всегда была в удовлетворении по­требностей государственной казны посредством взимания торговых пошлин и сборов и в регулировании внешнетор­говых связей. А по мере того, как складывалось само по­нятие торговых пошлин и сопутствующих им торговых сборов за право купли-продажи товаров, формировались обычаи, правила и процедуры их взимания или невзима­ния (т. е. формировались таможенные правила), создава­лась и развивалась таможенная служба, обустраивались таможни. Со временем все эти меры получили свое орга­низационное, правовое и дипломатическое (международ­но-правовое) закрепление.

Таможня, став неотъемлемым атрибутом внутренней и внешней торговли, посредством своей деятельности все­гда оказывала мощное влияние и на формирование благо­приятного торгово-экономического режима в стране. Тем самым она обеспечивала животворное воздействие торговли на политическую, экономическую и социальную сферы общественной жизни, в том числе на становление обще­российского рынка, включение его в сферу межгосудар­ственного обмена. Прогрессивные по своему характеру эти процессы со временем превратились в один из решающих факторов утверждения русской государственности, объе­динения удельно-княжеской Руси вокруг Москвы, созда­ния централизованного российского государства, установ­ления и развития его международных связей.

В начале XVI века, когда завершилось создание Мос­ковского государства, предпринимаются первые попытки унификации сбора пошлин с товаров. В грамоте таможен­никам г. Дмитрова 1521 г. содержались отдельные право­вые нормы и о порядке сбора пошлин с некоторых това­ров. Позже, в Таможенной Новгородской грамоте о сборе пошлин от 17 марта 1571 г., наряду с росписями о став­ках пошлин с товаров, впервые было отражено требова­ние о ведении таможенных книг. Постепенно складыва­лось таможенное законодательство, и упорядочивались процедуры его применения.

По мере становления и развития в России централизо­ванного государства развивалась и его таможенная охра­на (прототип современных таможенных органов), основ­ной задачей которой являлся сбор пошлин для пополне­ния государственной казны.

К середине XVII века таможни имелись практически во всех городах и иных крупных поселениях, а в больших городах (в Москве и др.) их было по нескольку. Формиро­вание таможен и их укомплектование служилыми людь­ми (таможенниками) в то время осуществлялось двумя способами.

Первый способ именовался «верным» способом исходя из того, что таможенная служба строилась на безвозмездной основе — «служба на веру»: к выполнению обязанно­стей на таможне привлекались представители купечества, посадских людей и уездных крестьян, они принимали присягу и на безвозмездной основе в течение определен­ного срока отбывали повинность. Возглавляли таможни так называемые «таможенные головы» — представители купечества, назначаемые на должность царским указом. Суть деятельности таких таможен сводилась к следующе­му: намечалась определенная сумма пошлин к сбору за год и если по итогам г. суммы собранных пошлин превы­шали ранее намеченную величину, то таможенные голо­вы и иные служилые люди поощрялись.

Вторым способом формирования таможен и сбора по­шлин в те времена была «сдача таможен на откуп»: заин­тересованное лицо заранее вносило в государственную казну определенную сумму денег, равную среднему сбору таможенных пошлин за несколько прошедших лет, полу­чало за это «таможню на откуп» и далее в течение г. соби­рало все пошлины в свою пользу, формируя при этом штат таможни на свое усмотрение.

Какой из этих способов пополнения казны за счет та­моженных пошлин был более приемлемым и эффектив­ным, сказать однозначно трудно. В обоих способах были и свои плюсы, и свои минусы.

Бурное развитие таможенное дело в России получило в период царствования Петра I. Этому способствовало бур­ное развитие промышленности, мануфактур, сельского хозяйства, выход России к Балтийскому морю, многочис­ленные внешнеполитические акции правительства, от­крывшие путь русским товарам в Европу. Активизирова­лось развитие внешней торговли, в чем немалую роль сыг­рал таможенный тариф 1724 г. Таможенная политика Рос­сии тогда носила явную протекционистскую направлен­ность. Высокими таможенными пошлинами (до 75 % с цены) облагались товары, производство которых в России было уже освоено или налаживалось (это железо, паруси­на, шелк, воск, сухие кожи и др.). На товары, не произво­димые в стране, пошлина была умеренная (от 4 до 10 %), вывозимые товары облагались пошлиной всего в 3 %, за исключением промышленного сырья и полуфабрикатов, необходимых для российских фабрик, вывоз которых был практически запрещен.

Свидетельств влияния российской таможенной поли­тики на международные отношения, международную тор­говлю очень много. Впечатляет исторический факт о том, что Наполеон избрал в качестве повода для вторжения в Россию принятый ей в 1811 г. таможенный тариф, со­рвавший, по существу, установленную им экономическую блокаду Англии.

Немало в истории и так называемых «таможенных войн». Примером могут служить взаимоотношения Рос­сии и Германии в период 1893—1894 гг., когда в течении полугода эти страны в отношении друг друга трижды под­нимали ставки ввозных таможенных пошлин. Причиной этого послужило непредоставление Германией льгот для ввоза и транзита русских товаров.

При всей сложности и противоречивости историческо­го пути российской таможни опыт его свидетельствует о том, что таможенное дело, таможенная политика в Рос­сии сложились как важнейшая сфера экономической по­литики государства, инструмент регулирования внешней торговли и защиты национальных интересов.

Создание таможенной системы России в современный период опирается на ее предшествующий опыт, в том чис­ле накопленный и в советский период развития нашего государства.

После революции 1917 г. Советское правительство на­чало национализацию и монополизацию внешней торгов­ли. Кроме этого, рано весьма скептически отнеслось к та­моженной системе царской России и принялось усердно ее реформировать. В период «военного коммунизма» даже высказывались предложения о закрытии таможенных учреждений за ненадобностью.

К началу 30-х годов функции таможенных органов принципиально сократились, а численность их работни­ков существенно уменьшилась. В конечном итоге практи­ческая реализация ленинской идеи государственной мо­нополии внешней торговли сделала систему таможенного контроля чисто формальным инструментом регулирова­ния внешней торговли, что и продолжалось вплоть до 1990 г., когда в СССР начались демократические преоб­разования, затронувшие и таможенную службу. Более по­лувека (с 1930 по 1990 год) таможенные методы регулирования внешнеэкономической деятельности использова­лись в незначительной мере, уступив место политическим и идеологическим факторам.

И лишь начиная с 1991 г., когда был провозглашен принцип либерализации внешней торговли, повлекший за собой бурный рост числа участников внешнеэкономи­ческой деятельности, вновь стали расширяться функции и задачи, стоящие перед таможенными органами. В это время были предприняты попытки трансформировать та­моженную службу государства-монополиста в новую уп­равленческую структуру, ориентированную на функцио­нирование в рыночных условиях, в результате чего при­няты Таможенный кодекс СССР 1991 г. и Закон СССР «О таможенном тарифе». Эти документы внесли существен­ные изменения в организацию таможенного дела в стране и были важным правовым инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности в тот период.

Моментом начала формирования и развития современ­ного таможенного дела в нашей стране следует считать конец 1991 г. Распад СССР на ряд независимых государств, становление новой российской государственности, либе­рализация внешнеэкономической деятельности и ряд дру­гих факторов нашли свое отражение и в изменении тамо­женной политики обновленной России и вызвали необ­ходимость преобразования таможенной системы в соот­ветствии с существующими реалиями.

Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела Российской Федерации.

Термин «таможенное дело» в его современном понима­нии охватывает довольно сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и внутренней по­литикой и деятельностью государства. В рамках проводи­мой в стране государственной политики таможенное дело носит многоцелевой характер и служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей современного российского общества.

Таможенное дело в Российской Федерации составляют таможенная политика, а также порядок и условия пере­мещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможен­ных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной по­литики в жизнь. Это определение хотя и носит законода­тельный характер (оно содержится в ст. 1 ныне действую­щего Таможенного кодекса РФ 1993 г.), но все же недо­статочно полно и точно его характеризует, не охватывает целый ряд важных составных частей таможенного дела, которые на самом деле входят в него в качестве самостоя­тельных блоков. В частности, ничего не сказано о веде­нии таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, о правоохранитель­ной деятельности таможенных органов и пр.

Кроме того, содержащееся в ст. 1 ТК РФ определение оставляет невыясненным вопрос о содержании таможен­ной политики и ее месте в структуре таможенного дела: почему, по каким основаниям таможенная политика вклю­чена в качестве составной части в понятие таможенного дела? В Таможенном кодексе СССР 1991 г., например, таможенная политика не включалась в понятие таможен­ного дела, а рассматривалась отдельно и трактовалась весь­ма кратко — как составная часть внешней и внутренней политики СССР. В действующем же Таможенном кодексе РФ определена как часть таможенного дела, хотя зафик­сированные в ст. 2 ТК РФ содержание и цели этой поли­тики далеко выходят за рамки таможенного дела.

По смыслу ст. 2 ТК РФ целями таможенной политики являются, в том числе регулирование товарообмена, сти­мулирование развития национальной экономики России. Очевидно, что это выводит ее за рамки таможенного дела. В понятие таможенного дела должна входить не таможен­ная политика, а средства ее реализации: порядок и усло­вия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенное оформление и др.

Из самого словосочетания «таможенное дело» следует, что оно в собственном смысле слова означает деятельность, причем деятельность специализированную — таможенную, поэтому и характеризовать его нужно, прежде всего, как деятельность.

В последние два-три года в Государственном таможен­ном комитете РФ при участии специалистов Российской таможенной академии разработан Проект нового Таможен­ного кодекса России, который более емко, чем действую­щий Таможенный кодекс, характеризует понятие тамо­женное дело — это сфера деятельности государственных органов, осуществляющих таможенную политику страны, регулирование отношений, связанных с порядком пере­мещения через таможенную границу Российской Федера­ции товаров и транспортных средств» взиманием таможен­ных платежей, проведением таможенного контроля.

Конституция РФ относит таможенное регулирование к ведению Российской Федерации (п. «ж» ст. 71). Это озна­чает исключительное право государства на выработку та­моженной политики, инструментом практической реали­зации которой является таможенное дело, а также обес­печивает единство таможенной территории и централиза­цию таможенного дела в стране.

Единство таможенной территории и таможенного дела конкретизировано в ч. 1 ст. 74 Конституции РФ: «На тер­ритории Российской Федерации не допускается установ­ление таможенных границ, пошлин, сборов, и каких либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств».

Структуру современного таможенного дела в общем виде можно представить следующим образом:

1) принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;

2) таможенные режимы;

3) таможенно-тарифное регулирование и взимание та­моженных платежей;

4) таможенное оформление;

5) таможенный контроль;

6) предоставление таможенных льгот;

7) ведение таможенной статистики и Товарной номен­клатуры внешнеэкономической деятельности;

8) правовая регламентация ответственности за право­нарушения в сфере таможенного дела.

Любое деление таможенного дела на те или иные от­дельные части является условным и рассматривать их по отдельности нужно через призму единства и тесной взаимосвязи между собой. Различные по своему характеру, в совокупности все они направлены на достижение эконо­мических, регулятивных и правоохранительных целей таможенного дела.

Экономические цели таможенного дела: достигаются посредством пополнения государственного бюджета путем взимания таможенных платежей при перемещении това­ров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Регулятивные цели таможенного дела достигаются по­средством установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые через таможен­ную границу Российской Федерации, а также путем уста­новления запретов и ограничений на ввоз и вывоз това­ров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вы­воз отдельных товаров и рядом иных мер.

Правоохранительные цели таможенного дела заключаются в защите государственной безопасности страны, об­щественного порядка, жизни и здоровья людей, нравствен­ности, моральных устоев и культурных ценностей обще­ства; в охране животных, растений и окружающей при­родной среды; в обеспечении интересов российских потре­бителей ввозимых товаров; в борьбе с незаконным оборо­том через таможенную границу Российской Федерации Наркотических средств, оружия, предметов художествен­ного, исторического и археологического достояния и т. д.

Законодательство о таможенном деле. Основные понятия, используемые в законодательстве о таможенном деле.

На территории Российской Федерации действует еди­ное таможенное законодательство. Его единство обуслов­лено отнесением таможенного дела к федеральной компе­тенции и, соответственно, регулированием его только нор­мами единого федерального законодательства.

Термин «таможенное законодательство» следует рас­сматривать в широком смысле этого слова, когда «зако­нодательство» охватывает не только Конституцию РФ и ее законы, но включает в себя также и подзаконные нормативно-правовые акты. К таким актам относятся нормативные указы Президента РФ, постановления Прави­тельства РФ, а также нормативно-правовые акты Госу­дарственного таможенного комитета РФ, издаваемые им самостоятельно либо совместно с другими федеральными органами исполнительной власти.

Центральное место в правовом обеспечении таможен­ного дела занимают Таможенный кодекс РФ и Закон РФ «О таможенном тарифе». Иные законодательные акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы таможен­ного дела, должны соответствовать нормам Таможенного кодекса и Закона «О таможенном тарифе». К сожалению, это требование прямо не закреплено в действующем Тамо­женном кодексе РФ, а неясность на этот счет формули­ровки ч. 1 ст. 5 ТК РФ нередко приводит к тому, что на практике в случаях коллизии норм Таможенного кодекса РФ с нормами иных федеральных законов, так или иначе регулирующих правоотношения в сфере таможенного дела, и возникновении на этой почве правовых конфликтов, ар­битражные суды и суды общей юрисдикции разрешают подобного рода конфликты в соответствии с правилом: при коллизии норм права, равнозначных по юридической силе, следует применять норму, изданную позднее.

Таможенное дело тесно связано с международными от­ношениями. Гармонизация и унификация с общеприня­тыми международными нормами и практикой — основное направление развития таможенного дела России на со­временном этапе, о чем прямо указано в ст. 2 Таможенно­го кодекса. В интересах развития и укрепления междуна­родной экономической интеграции Российская Федерация (и это отмечено в ст. 4 ТК РФ) создает с другими государ­ствами таможенные союзы, зоны свободной торговли, зак­лючает соглашения по таможенным вопросам в соответ­ствии с нормами международного права. При этом согласно ст. 6 ТК РФ применяется принцип приоритета междуна­родного договора над внутренним российским таможен­ным законодательством, т. е. если международным дого­вором установлены иные правила, чем те, которые пре­дусмотрены Таможенным кодексом РФ и иными актами российского законодательства по таможенному делу, то применяются правила международного договора.

Нормы таможенного законодательства имеют и неко­торую специфику своего действия во времени: по общему правилу в таможенном деле применяются акты законода­тельства, действующие на день принятия таможенной декларации и иных документов таможенным органом Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных Таможенным кодексом и иными законодательными актами (ч. 2 ст. 5 ТК РФ). При незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу таким днем считается день фактического перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Если же такой день установить невозможно, то датой незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу принято считать дату обнаружения таможенного правонарушения.

В таможенном законодательстве используется ряд спе­цифических таможенно-правовых терминов, таких как, например, «таможенная территория», «таможенная гра­ница», «таможенный режим», «декларант», «таможенная пошлина» и др. Даже такие известные из гражданского права понятия, как «товары» и «транспортные средства», в таможенном законодательстве имеют свое специфичес­кое толкование.

Таможенную территорию Российской Федерации составляют ее сухопутная территория, территориальные и внутренние воды, а также воздушное пространство над ними. В нее включаются также находящиеся в морской исклю­чительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация обладает исключительной Юрисдикцией в отношении таможенного дела.

Сухопутной территорией Российской Федерации является вся суша, находящаяся в пределах ее границ. Терри­ториальные воды — это прибрежные морские воды шири­ной 12 морских миль, отсчитываемые от линии наибольшего отлива, как на материке, так и на островах, принад­лежащих Российской Федерации, или от линий, соединя­ющих точки, географические координаты которых утвер­ждаются Правительством РФ и объявляются в «Известиях Мореплавателей». В отдельных случаях иная ширина территориальных вод может устанавливаться международными договорами, а при их отсутствии — в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права. К внутренним водам относятся прибрежные морс­кие воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод, а также воды портов, заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых полностью принадлежат России, если ши­рина проходов не превышает 24 морских миль.

На территории Российской Федерации могут находиться свободные таможенные зоны и свободные склады. Терри­тории свободных таможенных зон и свободных складов согласно действующему Таможенному кодексу РФ (ст. 3) рассматриваются как находящиеся вне таможенной тер­ритории Российской Федерации.

В то же время следует отметить неточность: так, в час­ти первой статьи 3 ТК РФ ясно сказано, что таможенную территорию Российской Федерации составляют ее сухо­путная территория, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними, а в части третьей — что территории свободных таможенных зон и свободных складов, которые, по сути, являются частью сухопутной территории Российской Федерации, рассматриваются как невходящие в ее таможенную территорию. Такая неточ­ность устранена в Проекте нового Таможенного кодекса РФ, который рассматривает указанные территории сво­бодных таможенных зон и свободных складов как часть таможенной территории Российской Федерации, а вот товары, находящиеся на этих территориях, — как находя­щиеся вне ее таможенной территории.

Понятие «таможенная граница Российской Федерации» означает пределы ее таможенной территории, куда вхо­дят и периметры свободных таможенных зон и свободных складов. Причем принято различать внешнюю и внутрен­нюю таможенные границы.

Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории сопредельных государств и, как правило, со­впадает с государственной границей. На ней действует административно-правовой режим, устанавливаемый за­конодательством о государственной границе. А внутрен­нюю таможенную границу образуют периметры свобод­ных таможенных зон и свободных складов, находящихся, как правило, в глубине таможенной территории страны. И хотя по своему административно-правовому статусу внут­ренняя таможенная граница приравнена к внешней, порядок ее пересечения регламентируется только нормами та­моженного законодательства. В то же время, необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 74 Конституции РФ на тер­ритории Российской Федерации не допускается установле­ние таможенных границ. Отсюда следует, что включение периметров свободных таможенных зон и свободных скла­дов в таможенную границу неправомерно, хотя и соответствует общемировому подходу к этому вопросу.

Под термином «товары» в таможенном законодатель­стве следует понимать любое движимое имущество, в том числе валюту, валютные ценности, электрическую, теп­ловую и иные виды энергии, а также транспортные сред­ства, за исключением средств, используемых для меж­дународных перевозок пассажиров и товаров. Практика выявила необходимость включить в это определение так­же объекты интеллектуальной собственности (и это отражено в Проекте нового Таможенного кодекса РФ), а также отнесенные к недвижимому имуществу воздуш­ные, морские суда, суда внутреннего плавания и косми­ческие объекты.

Товары подразделяйся на российские и иностранные. Российские товары – это товары, происходящие из Рос­сийской Федерации, либо товары, выпущенные в свобод­ное обращение на ее территории, т. е. те товары, распоряжаться которыми можно без разрешения таможенных ор­ганов. Все остальные товары являются иностранными.

Транспортными средствами в таможенном деле призна­ются любые средства, используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование.

Под «перемещением через таможенную границу Рос­сийской Федерации» понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию страны или по вывозу с этой территории товаров и транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транс­порта и линий электропередач.

К указанным действиям относятся:

- при ввозе товаров или транспортных средств на та­моженную территорию Российской Федерации и при вво­зе с территории свободных таможенных зон и свободных складов на остальную часть таможенной территории стра­ны — фактическое пересечение таможенной границы Рос­сийской Федерации;

- при вывозе товаров или транспортных средств с та­моженной территории Российской Федерации и при вво­зе товаров и транспортных средств с остальной части ее таможенной территории на территорию свободных тамо­женных зон и на свободные склады — подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направ­ленное на реализацию намерения соответственно вывезти либо ввезти товары или транспортные средства.

Перемещение через таможенную границу можно под­разделить на правомерное и неправомерное. Правомерное перемещение через таможенную границу осуществляется в порядке, предусмотренном действующим таможенным законодательством. А перемещение через таможенную границу с нарушением установленных нормами таможен­ного законодательства требований (например, вне опреде­ленных таможенными органами мест, с сокрытием от та­моженного контроля, с использованием поддельных до­кументов и т. п.) признается неправомерным и в зависи­мости от характера противоправного деяния квалифици­руется либо как административное правонарушение (на­рушение таможенных правил), либо как уголовное пре­ступление в сфере таможенного дела.

Термин «лица» включает в себя как предприятия, уч­реждения и организации, т. е. юридические лица, так и физические лица. В таможенном законодательстве встре­чаются понятия «российские лица», «иностранные лица» и «лица, перемещающие товары».

К категории российских лиц относятся:

а) созданные в соответствии с российским законода­тельством предприятия, учреждения и организации (т. е. юридические лица) с местонахождением на территории России;

б) зарегистрированные на территории России лица, за­нимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;

в) граждане России, постоянно проживающие на ее тер­ритории. Все иные лица относятся российским таможен­ным законодательством к категории иностранных.

В качестве лиц, перемещающих товары, следует пони­мать лица, являющиеся собственниками товаров, их по­купателями, владельцами, либо выступающие в ином ка­честве, достаточном в соответствии с российским законо­дательством для совершения с товарами действий, пре­дусмотренных Таможенным кодексом РФ, от собственно­го имени.

Декларант — это лицо, перемещающее товары через та­моженную границу, или таможенный брокер (посредник), т. е. лицо, представляющее и предъявляющее товары и транспортные средства на таможне от собственного имени.

Перевозчик — это лицо, фактически перемещающее то­вары либо являющееся ответственным за использование транспортного средства.

Таможенный режим — это совокупность положений, оп­ределяющих статус товаров и транспортных средств, пе­ремещаемых через таможенную границу РФ, для таможенных целей.

Таможенное оформление — это установленная нормами таможенного законодательства процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможен­ный режим.

Таможенный контроль — это совокупность мер, осуще­ствляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ о таможенном деле и иного законодательства РФ, контроль за исполнением которого отнесен к компетенции таможенных органов.

Зона таможенного контроля — это специально выде­ленная и обозначенная часть таможенной территории Рос­сийской Федерации, создаваемая в целях осуществления таможенного контроля и обеспечения таможенного законодательства Российской Федерации.

Таможенные платежи — это таможенная пошлина, налоги и иные платежи, взимаемые в установленном поряд­ке таможенными органами.

Таможенная пошлина — это платеж, взимаемый тамо­женными органами при перемещении товаров через тамо­женную границу РФ и являющийся неотъемлемым ус­ловием такого перемещения.

Резиденты — это:

• физические лица, имеющие постоянное местожитель­ство в Российской Федерации, включая граждан России, временно находящихся за ее пределами;

• юридические лица (в том числе хозяйствующие субъекты без образования юридического лица), располо­женные на территории России и образованные в соответ­ствии с российским законодательством, а также их фили­алы и представительства, находящиеся за пределами Рос­сийской Федерации;

• российские дипломатические и другие официальные представительства, находящиеся за пределами Российс­кой Федерации.

Нерезиденты — это:

• физические лица, имеющие постоянное местожитель­ство за пределами Российской Федерации, включая вре­менно в ней находящихся;

• юридические лица (в том числе хозяйствующие субъек­ты без образования юридического лица), созданные в соот­ветствии с законодательством иностранных государств, с ме­стонахождением за пределами Российской Федерации, а также их филиалы и представительства в России;

• иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся в Россий­ской Федерации.

Таможенная политика, цели и методы ее осуществления.

Таможенная система России имеет богатейший опыт защиты экономического суверенитета и безопасности го­сударства, внутреннего рынка, отечественной торговли и промышленности. Осуществление этих стратегических мероприятий всегда было неразрывно связано с проводи­мой в стране таможенной политикой, являющейся состав­ной частью как внешней, так и внутренней политики го­сударства. И хотя действующий Таможенный кодекс РФ не дает определения таможенной политики, в общем виде ее можно представить как систему государственных экономических и иных таможенно-правовых мер по регули­рованию внешней торговли, защите национальной эконо­мики и решению фискальных задач.

Основной целью таможенной политики любого госу­дарства является обеспечение его экономических интере­сов. И Россия в этом плане не исключение.

Цели таможенной политики России сформулированны­ми в ст. 2 ТК РФ:

• обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования то­варообмена на таможенной территории России;

• участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка;

• стимулирование развития национальной экономики;

• содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики Рос­сии;

• иные цели, определяемые Президентом, Федераль­ным Собранием и Правительством Российской Федерации.

Направленность целей таможенной политики на защи­ту российского рынка товаров и на стимулирование раз­вития национальной экономики обусловливает ее тесную связь с внутренней политикой российского государства. Как составная часть внешней политики государства, та­моженная политика России призвана таким образом реа­лизовывать внешнеэкономические интересы государства, чтобы не только защищать находящуюся в кризисном со­стоянии национальную экономику от дальнейшего разва­ла, но и способствовать проведению ее структурной пере­стройки с целью оживления, оздоровления и последую­щего подъема.

Формирование таможенной политики любого государ­ства предполагает два важных подхода к определению ее направленности — это протекционизм и фритредерство.

Протекционизм — это политика, направленная на за­щиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Для него характерны высокие таможенные тарифы и ограни­чение импорта.

Фритредерство – это политика свободной торговли. Она устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких-либо ограниче­ний на внешнеторговый оборот, что ведет к его росту, а также способствует более выгодному международному раз­делению труда и удовлетворению потребностей рынка.

Таможенный протекционизм впервые стал применять­ся в XVI веке в Англии во время промышленного перево­рота. Для защиты создаваемых в стране промышленных предприятий от конкуренции иностранных товаров (преж­де всего голландских и французских) были введены высо­кие ставки пошлин на товары, которые Англия начала производить у себя. Кроме того, были введены количе­ственные ограничения на ввоз товаров в Англию. Соглас­но установленному порядку иностранные товары разре­шалось привозить только на английских судах или на судах страны происхождения товара, но при этом взимал­ся дополнительный сбор. А колониальные товары везлись исключительно на британских судах, причем без заходов по пути в какие-либо порты, что строго контролировалось властями. Целью всех этих мероприятий было сокраще­ние могущество Голландии в сфере внешней торговли и стимулирование развития собственного производства. Вскоре примеру Англии последовали другие государства — Испания, Швеция, Франция.

Английский протекционизм имеет почти четырехсотлет­нюю историю и является наиболее ярким примером пози­тивного влияния разумно проводимой в стране таможен­ной политики на ее экономику. Благодаря ему Англия к на­чалу XIX века по своему экономическому развитию вышла на первое место в мире, когда технологический процесс в промышленности стал самым высоким, а себестоимость выпускаемой продукции — самая низкая в мире. В этих условиях Англия перешла от политики протекционизма к фритредерству, то есть к свободной торговле.

Протекционизм и фридретерство имеют и свою россий­скую историю. Линия протекционизма в российской та­моженной политике просматривается со времен царство­вания Петра I и вплоть до начала XX века. Суть российс­кого протекционизма сводилась в основном к тому, чтобы всячески поощрять вывоз российских товаров, умеренны­ми пошлинами облагать при ввозе не производимые в стра­не иностранные товары, в то время как товары, производство которых в России было освоено или уже налаживалось, облагать высокими пошлинами, либо вообще запре­щать к ввозу. Нередко возникали и фритредерские тен­денции в таможенной политике России, хотя в основном это происходило под влиянием тех или иных политичес­ких событий в Европе, а не из соображений чисто эконо­мического характера.

Таким образом, как развитые капиталистические стра­ны, так и Россия в ее далеком прошлом проходили этапы, условно говоря «закрытого общественного развития», когда становление промышленности происходило в условиях внутригосударственной конкуренции. И лишь по мере развития национальной промышленности, формирования конкурентноспособности продукции на внутреннем рын­ке, происходил плавный переход от политики протекцио­низма во внешнеторговых отношениях к политике сво­бодной торговли.

К сожалению, этот опыт слабо к современной рос­сийской таможенной политике. В условиях нестабиль­ности экономики, ее сильной зависимости от кредитов международных финансовых организаций, преоблада­ния на рынке импортных промышленных и продоволь­ственных товаров таможенная политика не в состоянии осуществлять свои защитные функции экономически­ми средствами и вынуждена опираться на администра­тивные методы.

Административные инструменты регулирования внеш­ней торговли просто необходимы на современном этапе. С их помощью государство в условиях самостоятельного осу­ществления большим числом компаний коммерческих операций может остановить рост внешнеторгового дефицита и выровнять торговый и платежный балансы, более рационально распорядиться иностранной валютой при острой ее нехватке для покупки за рубежом наиболее не­обходимых стране товаров, мобилизовать валютные ре­зервы для обслуживания валютного долга. Кроме того, эти инструменты позволяют получать уступки в области ограничений импорта на условиях взаимности и добивать­ся отмены дискриминационных мер в странах — торговых партнерах России.

Понятие таможенного права России.

Понятие, предмет и метод таможенного права России.

В настоящее время в условиях формирования нормаль­ных рыночных отношений российское государство серьез­но заинтересовано в наличии таможенного права как са­мостоятельной правовой отрасли. Его интерес заключает­ся в наличии системного, стабильного отраслевого подхо­да к определению правовых, экономических и организа­ционных основ таможенного дела. Без наличия такого подхода невозможно обеспечить защиту таможенного су­веренитета и экономической безопасности страны, акти­визацию связей российской экономики с мировым хозяй­ством, защиту прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов, а также соблюдение ими обя­занностей в сфере таможенного дела.

Отличительной особенностью любой отрасли права яв­ляются присущие только ей специфические предмет и метод правового регулирования. И таможенное право в этом смысле не исключение.

Под предметом правового регулирования (предметом права) в юридической науке принято понимать более или менее однородную группу общественных отношений, ре­гулируемой нормами той или иной отрасли права. Пред­мет правового регулирования является основным крите­рием систематизации действующих в России правовых норм по тем или иным отраслям.

Метод правового регулирования отражает и выражает — в какого рода волевых связях, предусмотренных зако­нодательством, могут и должны состоять участники соот­ветствующих правоотношений, т. е. — каким образом, в волевом аспекте, один участник реальных или потенци­альных отношений может взаимодействовать с другим. Это могут быть отношения подчинения, равенства и т.д. Методы правового регулирования, присущие тем или иным отраслям права, во многом зависят от предмета правового регулирования и структуры входящих в него обществен­ных отношений.

Предметом таможенно-правового регулирования (пред­метом таможенного права) следует считать общественные отношения в сфере таможенного дела. Круг этих отноше­ний очень широк и они носят комплексный характер, что обусловлено сложной комплексной структурой современ­ного таможенного дела.

Правоотношения в сфере таможенного дела регулиру­ются нормами различных отраслей права: конституцион­ного, в доминирующей части — административного, граж­данского, уголовного, трудового и ряда других, а в опре­деленной части — и нормами международного права. Все эти разнородные по своему характеру правоотношения имеют общий объединяющий их признак — они всегда возникают в связи и по поводу порядка и условий пере­мещения товаров или транспортных средств через тамо­женную границу России. Именно наличие этого объединя­ющего признака позволяет говорить о наличии самостоя­тельного вида общественных отношений — таможенных отношений. А комплексность этих отношений позволяет судить и о комплексности таможенного права как отрасли.

В общем виде структура общественных отношений в сфере таможенного дела определена Таможенным кодек­сом РФ. В зависимости от конкретных целей их возник­новения следует выделять следующие виды таможенных отношений, входящих в предмет регулирования таможен­ного права:

• общественные отношения, связанные с организаци­ей таможенного дела в Российской Федерации (гл. 2 ТК РФ) и организацией государственной таможенной служ­бы (разд. XIV ТК РФ);

• общественные отношения, связанные с перемещени­ем через таможенную границу России товаров и транс­портных средств (разд. II ТК РФ): возникают по поводу организации таможенными органами правомерного пере­мещения товаров и транспортных средства через таможен­ную границу России;

• общественные отношения, связанные с взиманием таможенных платежей (разд. III ТК РФ): возникают меж­ду таможенными органами, между таможенными органа­ми и лицами, перемещающими товары и транспортные средства через таможенную границу России;

• общественные отношения, связанные с проведением таможенного оформления (разд. IV ТК РФ): возникают в связи с операциями, производимыми должностными ли­цами таможенных органов в целях обеспечения таможен­ного контроля за перемещением через российскую тамо­женную границу товаров и транспортных средств и при­менения средств государственного регулирования такого перемещения;

• общественные отношения, связанные с проведением таможенного контроля за товарами и транспортными сред­ствами, перемещаемые через таможенную границу Рос­сии (разд. V ТК РФ): возникают в связи с проверкой та­моженными органами документов и сведений, необходи­мых для таможенных целей, а также таможенным дос­мотром, учетом товаров и транспортных средств, провер­кой правильности уплаты таможенных платежей и т. д.;

• общественные отношения, связанные с валютным контролем (разд. VI ТК РФ): возникают в связи с выпол­нением таможенными органами по выполнению возложен­ных на них функций контроля за соблюдением валютного законодательства Росси;

• общественные отношения, связанные с ведением та­моженной статистики и Товарной номенклатуры внешне­экономической деятельности (разд. VIII ТК РФ): возника­ют в связи со сбором, обработкой и анализом таможенны­ми органами данных о перемещении товаров через тамо­женную границу, ведением специальной статистики (ст. 213 ТК РФ) и классификацией товаров в соответствии с систематизированным перечнем-классификатором;

• общественные отношения, связанные с совершени­ем уголовных преступлений в сфере таможенного дела (разд. IX ТК РФ): возникают в связи с осуществлением таможен­ными органами дознания и оперативно-розыскной деятель­ности по делам о контрабанде и других преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов;

• общественные отношения, связанные с совершени­ем административных правонарушений в сфере таможен­ного дела (разд. X и глава 63 ТК РФ): возникают в связи с осуществлением таможенными органами деятельности по борьбе с нарушениями таможенных правил и админи­стративными правонарушениями, посягающими на нор­мальную деятельность таможенных органов;

• общественные отношения, связанные с информированием, консультированием по вопросам таможенного дела и принятием предварительных решений (разд. XI ТК РФ): возникают в связи с предоставлением таможенными орга­нами заинтересованным лицам информации о действую­щих правовых актах в таможенной сфере, консультированием их по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, принятием предварительных решений по конкретным вопросам, с которыми обращаются заинтересованные лица;

• общественные отношения, связанные с обращением в собственность государства (федеральную собственность) товаров, транспортных средств и иных предметов (разд. ХП ТК РФ): возникают в связи с безвозмездным изъятием у собственника товаров и транспортных средств по приговору суда в виде санкции за преступления в сфере таможенного дела или по постановлению таможенного органа в виде санкции за нарушения таможенных правил, а также в связи с применением таможенного режима отказа в пользу государства (ст. 105, 106 ТК РФ);

• общественные отношения, связанные с обжалованием или опротестованием решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц (разд. ХШ ТК РФ): возникают в связи с обращением в вышестоящий таможенный орган или в связи с подачей вышестоящему должностному лицу жалобы на решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц;

• общественные отношения, связанные с участием России в международно-правовом сотрудничестве в сфере таможенного дела (в Таможенном кодексе не обозначены).

Теперь о методе правового регулирования отношений в сфере таможенного дела (методе таможенного права).

В теории права различают два основных метода правового регулирования общественных отношений — корпоративный (основанный на власти и подчинении) и диспозитивный (основанный на равенстве участников и свободе их действий в определенно-установленных нормой преде­лах). Иными словами, авторитарный и демократический.

Поскольку таможенные отношения имеют комплекс­ный характер и каждому виду общественных отношений, охватываемых понятием таможенных, соответствует свойственный ему метод правового регулирования, то мож­но говорить и о комплексном методе таможенного права. Иными словами — комплексному характеру таможенных отношений соответствует комплексный метод таможенно-правового регулирования: комбинационное применение; правовых способов воздействия на субъектов таможенных отношений в аспекте обеспечения требований норм тамо­женного законодательства.

Специфика таможенного дела как объекта правового регулирования состоит в целенаправленной деятельности государства по регулированию внешнеэкономической де­ятельности посредством установления порядка и условий перемещения через таможенную границу товаров и транс­портных средств, поэтому в таможенно-правовом регули­ровании превалирует властный (императивный) метод. Он проявляется в установлении всевозможных обязательных предписаний, запретов и ограничений.

Предписания выражаются в возложении прямых обязанностей, как на таможенные органы, так и на лиц, пере­мещающих товары, по совершению определенных действий (например, по таможенному оформлению и т. п.), предус­мотренных соответствующей таможенно-правовой нормой.

Запреты — это те же предписания, но они возлагают обязанность на участников таможенных правоотношений не совершать те или иные действия в условиях, предус­мотренных правовой нормой (например, запрет на ввоз товаров по основаниям, предусмотренным ст. 20 ТК РФ, запрет на совершение действий, подпадающие под при­знаки нарушения таможенных правил и пр.). Наряду с запретами устанавливаются и всевозможные ограничения (на прохождение службы в таможенных органах, на ввоз товаров и транспортных средств, на участие в производ­стве по делам о нарушениях таможенных правил и др.).

Менее широко, но все же применяется в таможенном праве и диспозитивный метод. Но основном это относится к установлению правомочий тех или иных участников таможенных правоотношений (например, право на выбор и изменение таможенного режима лицом, перемещающим товары, право сотрудников таможенного органа исполь­зовать те формы таможенного контроля, которые они счи­тают достаточными для обеспечения соблюдения законо­дательства о таможенном деле).

Исходя из приведенной выше характеристики предмета и метода таможенно-правового регулирования, можно сделать вывод, что никакая другая отрасль российского права подобного предмета и метода правового регулирова­ния не имеет. А следовательно — таможенное право такое же самостоятельное образование в российской правовой системе, как и базовые отрасли права: конституционное, административное, гражданское, уголовное и др. Однако в отличие от них, таможенное право является комплекс­ной отраслью права наряду, например, с муниципальным, предпринимательским правом и рядом других отраслей.

Таким образом, таможенное право можно определить как комплексную отрасль российского права, представля­ющую собой систему правовых норм различной правоот-раслевой принадлежности, которые устанавливаются либо санкционируются государством и предназначены для ре­гулирования общественных отношений в сфере таможен­ного дела.

Помимо предмета и метода правового регулирования самостоятельное и очень важное значение в структуре права имеют его принципы.

Принципы таможенного права представляют собой ис­ходные нормативно-руководящие начала таможенно-пра­вового регулирования. Они обеспечивают взаимосвязь та­моженного права, таможенного законодательства и тамо­женной политики, гарантируют непрерывность и после­довательность нормотворческого процесса в сфере тамо­женного дела, содействуют своевременной отмене устарев­ших и принятию новых нормативно-правовых актов, а также толкованию правовых актов и устранению право­вых пробелов в таможенном законодательстве.

Принципы таможенного права можно подразделить на общеправовые принципы и принципы отраслевого харак­тера. К общеправовым принципам таможенного права от­носятся:

• принцип уважения прав и основных свобод человека;

• принцип законности, принцип координации и вза­имодействия государственных органов;

• принцип полномасштабного и четкого таможенного регулирования;

• принцип научности;

• принцип гуманности;

• принцип наибольшего благоприятствования;

• принцип приоритета международно-правовых норм и ряд других.

Одним из ведущих принципов таможенного права яв­ляется принцип уважения прав и основных свобод чело­века, поскольку в Основном законе нашей стране - Кон­ституции РФ человек, его права и свободы провозглаше­ны высшей ценностью. Особое значение этот принцип имеет для правовой регламентации процедуры таможен­ного контроля (в особенности исключительной его формы — личного досмотра), а также целого ряда аспектов административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов (например, порядка проведения административ­ного задержания, доставления и ряда иных мер принуди­тельного характера).

Принцип законности предполагает необходимость стро­гого соблюдения всеми субъектами таможенного права Кон­ституции РФ и ее законов, а также принятых в соответ­ствии с ними подзаконных нормативно-правовых актов.

Принцип координации и взаимодействия государствен­ных органов означает необходимость согласования норм таможенного законодательства с нормами иных отраслей права. Активноеучастие в формирование таможенного права, помимо Федерального Собрания, Президента, Пра­вительства и Государственного таможенного комитета Российской Федерации, принимают также Центральный банк, Министерство финансов, Министерство экономики, Министерство торговли, Министерство по налогам и сбо­рам и ряд других федеральных органов. Этот принцип отражает также и необходимость тесного взаимодействия различных органов государственной власти при решении смежных задач (например, по обеспечению соблюдения действующего валютного законодательства и т. п.).

Полномасштабное и четкое таможенное регулирование как принцип таможенного права означает отнесение та­моженного регулирования к исключительному ведению Российской Федерации, а также полноту и масштабность охвата правовым регулированием общественных отноше­ний в сфере таможенного дела, т. е. максимально воз­можное обеспечение именно правового регулирования этого вида отношений. Постоянное обновление нормативно-пра­вовой базы, регулирующей таможенно-правовые отноше­ния, устранение имеющихся пробелов в ней — это обяза­тельное условие эффективного функционирования тамо­женного права, соответствия его политическим и соци­ально-экономическим интересам России.

Принцип научности в таможенном праве предполагает его опору на достижения финансовой, экономической и правовой науки, а также на достижения научно-техни­ческого прогресса при реализации таможенной политики государства и отражен, в частности, в нормах ТК РФ, ре­гулирующих формы и методы таможенного контроля.

Принцип гуманности очень широко применяется в та­моженном праве и находит свое отражение, в частности:

• в запрете свободного провоза через таможенную гра­ницу оружия, наркотиков и ряда иных предметов;

• в наличии льгот по таможенному оформлению гру­зов, являющихся гуманитарной помощью;

• в наличии обстоятельств, смягчающих ответствен­ность за нарушение таможенных правил;

• в возможности назначения более мягкой меры воз­действия за нарушение таможенных правил, чем это предусмотрено соответствующей нормой;

• в целом ряде иных таможенно-правовых норм.

Повсеместно применяемый в мировой практике прин­цип наибольшего благоприятствования используется в российском таможенном праве для устранения либо ми­нимизации различного рода нетарифных барьеров (лицен­зирования, квотирования и пр.) при осуществлении внеш­неторговой деятельности в Российской Федерации.

Принцип приоритета международно-правовых норм со­ответствует стремлению нашей страны к активному учас­тию в международном сотрудничестве в области таможен­ного дела. Таможенно-правовое регулирование в нашей стране развивается в направление гармонизации и уни­фикации с общепринятыми международными нормами и практикой. В сферу международного права входят раз­личные вопросы таможенного регулирования, в том чис­ле вопросы стандартизации и сертификации продукции, оценки товаров в таможенных целях, международные перевозки грузов, унификация таможенных процедур и др. В связи с этим Таможенным кодексом РФ установле­но, что если международным договором России установ­лены иные правила, чем те, которые предусмотрены внут­ренним российским законодательством, то применяются нормы международных договоров.

Среди других общеправовых принципов таможенного права следует отметить принцип юридического равенства, принцип объективной истины, принцип судебной защи­ты субъективных прав и др.

Основными отраслевыми принципами таможенного пра­ва являются следующие:

• принцип единства таможенной политики России, ее целей и средств реализации, в соответствии с которым на территории России осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики государства;

• принцип единства таможенной территории, основан­ный на нормах Конституции РФ, гарантирующих един­ство экономического пространства, свободное перемеще­ние по территории России товаров, услуг и финансовых средств, а также недопустимость установления таможен­ных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для та­кого перемещения;

• принцип единства ставок таможенных пошлин, в соответствии с которым ставки таможенных пошлин явля­ются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную грани­цу, видов сделок и других факторов.

К отраслевым принципам таможенного права относят­ся также принципы перемещения товаров и транспорт­ных средств через таможенную границу, такие как равен­ство участников внешнеторговой деятельности, запрет на ввоз и вывоз отдельных товаров и транспортных средств, возможность ограничения ввоза и вывоза товаров и транс­портных средств, добровольность выбора таможенного режима и ряд других.


На южных рубежах государства Российского.

Дагестанская структура таможенных органов.



Таганрогская таможня – история и современность.

Более 220 летназад, 5 февраля 1776 года (постаромустилю) императрицаЕкатерина II подписалаУказобучреждениивТаганрогеглавногопортаи главнойтаможнинаАзовскомморе

РасположенныйнаосновныхморскихторговыхпутяхмысТаган-Рогс давнихвременслужил «неминуемойпристаньюдлясудов». Поэтомудажевпору, когдапетровскаяТроицкаякрепостьпослерусско-турецкойвойнылежалавразвалинах, наостровеЧерепахадействовалтаможенныйдозор. Ав 40-егоды XVIII векауженепосредственнонамысуимеласьтаможеннаязастава. КтомувремениТаганрогбылединственнымпунктомюгастраныпрактическипригоднымдляорганизацииширокихторговыхоперацийсзаграницей. Одесса, Мариуполь, Бердянск, Ейскещенебылисозданы.

ОбъявивТаганрогв 1776 годуглавнымпортомнаАзовскомморе,ЕкатеринаВеликаяприказалаперевестисюдаизТемерникаиглавнуютаможню. ВэтомстатусеТаганрогскаятаможняначаладействоватьсконцамаятогожегода.

ВподчиненииТаганрогскойтаможнинаходилисьТемерницкаяиКагальницкаятаможниизастававустьерекиБердыприПетровскойкрепости. Затемв 1805 годубылсозданТаганрогскийтаможенныйокруг, кудавходилиКерченскаяиБердянскаятаможни, РостовскаяиМариупольскаятаможенныезаставы, атакжебереговаястража.

Объемыторговогооборотаморскогопортабыливелики, чтотребовалобольшогоштататаможенников. Известно, чтов 1799 годуштатсостоялиз 63 человек. Внеговходили: директортаможни, кассиры, контролеры, переводчики, досмотрщики, экспедиторы, квартирмейстеры, пакгаузныесмотрители, а такжегребцы, объездчики, береговаястражаит.д.

Таганрогскийтаможенныйокругбылупраздненв 1859 году, ноТаганрогскаяпортоваятаможняпродолжаладействоватьещедолгиегоды, дажев советскоевремя - доконца 1930-хгодов. Затемеедеятельностьбылапрекращена.

В 1970-80-хгодахвнашемпортутаможенныефункцииисполнялисьпредставителемМариупольскойтаможни. Всентябре 1989 годаздесьбылобразованТаганрогскийтаможенныйпостРостовскойтаможниизтрехчеловек. Этоипослужилоначаломвозрождениятаможеннойслужбывнашемгороде.

ТаганрогскаятаможняоснованаприказомГосударственноготаможенного комитетаРоссийскойФедерацииот 12.07.93 года№ 278. Зонойеедеятельности определеныгородТаганрог, Куйбышевский, Матвеево-КурганскийиНеклиновскийрайоныРостовскойобласти.

Таможенныепостызанимаютсятаможеннымоформлениемиконтролем товаров, транспортныхсредствифизическихлиц, пересекающихтаможеннуюграницуРоссийскойФедерации. Вихчисле:

таможенныепостымеждународного сообщения: «Морскойпорт», «Таганрог-авиа»;

таможенныепостынароссийско-украинскойгранице: «Марцево», «Весело-Вознесенка, Авило-Успенка, Куйбышево;

таможенныепосты, расположенныенапредприятияхгорода: Металлургическийзавод, Красныйкотельщик.

Общаяпротяженностьграницсоставляетболее 400 километров, втом числеболее 20 километровпоморю, таможенныепостыудаленыотгородана расстояниедо 100 километров. ЕжесуточночерезпостыТаганрогскойтаможни следуетоколо 22 тысячтоннразличныхгрузов, около 1,5 тысячединицавтотранспорта, около 600 грузовых ж/д вагонов, ежедневный пассажирооборот составляет более 9,4 тысяч человек.

В зоне деятельности Таганрогской таможни функционирует 15 складов временного хранения (СВХ) общей площадью более 175 тыс. кв.м., в том числе 4 СВХ, принадлежащие Таганрогской таможне, и 1 таможенный склад. Скла­ды позволяют обрабатывать грузы, прибывающие автомобильным, желез­нодорожным, морским, авиационным транспортом.

Валютный контроль.

Валютный контроль в Рос­сии осуществляют органы и их агенты, к которым относит­ся и таможенная система. Важнейшей задачей тамо­женных органов при осуще­ствлении валютного контро­ля в пределах компетенции, определенной статьей 198 Таможенного кодекса, явля­ется контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров че­рез таможенную границу.

Валютный контроль в Южном таможенном управлении осуществляет­ся в соответствии с требова­ниями валютного законода­тельства, в рамках, установ­ленных законодательством о таможенном деле, с учетом проводимой экономической политики по следующим направлениям:

  • валютный контроль в торговом обороте;
  • валютный контроль в не­торговом обороте;
  • проверки по нарушени­ям валютного законодатель­ства;
  • информационно-анали­тическая функция.

Осуществление валютного контроля требует не только оснащенности высокопроиз­водительными техническими средствами, ввиду его полной автоматизации, а также предъявляет высокие квали­фикационные требования к сотрудникам, т.к. предполага­ет знание не только таможен­ного дела, но и ряд других направлений в законодатель­стве РФ.

Основной целью валютно­го регулирования сейчас яв­ляется обеспечение устойчи­вой равновесной ситуации на валютном и смежных рынках, при которой отечественные производители получат дос­таточно стимулов к росту кон­курентоспособного производ­ства, восстановлению внеш­неторговой экспансии в техно­логических отраслях.

Формирование современ­ного правового режима торговли прошло несколько эта­пов, которые были названы как «либерализация внешней торговли». Ее главная задача заключалась в ликвидации государственной монополии на внешнюю торговлю и со­здание свободного рынка в рамках закона и частного предпринимательства.

На сегодняшний день чет­ко прослеживается тенденция государства по усилению кон­троля за экспортно-импорт­ными операциями и принятие регулирующих мер по защите интересов российской эконо­мики и российских товаропро­изводителей.

Важнейшим этапом либе­рализации внешней торговли явилось создание правовых основ внешней торговли в пе­реходный период путем при­нятия основополагающих за­конов и иных нормативных актов. Предпосылкой тому послужило продолжающееся «бегство» отечественного ка­питала из страны. По разным оценкам, из России за 90-е годы «эмигрировало» порядка 300-400 млрд. долл., что бо­лее чем в 1,5-2 раза превы­шает нашу задолженность внешнему миру.

Главной задачей таможен­ных органов России на совре­менном этапе реформирова­ния является обеспечение экономической безопасности, которая достигается через сбалансированность бюдже­та. Стабилизация положения в стране, в свою очередь, за­висит от фискальных дохо­дов, взимаемых таможенны­ми органами с участников ВЭД. Поэтому из всех возмож­ных критериев оценки дея­тельности таможенных орга­нов наиболее предпочтитель­ным является средний доход, поступающий от таможенных органов (в части осуществле­ния валютного контроля) в фонд развития таможенной системы в единицу времени. Оптимизация таможенной си­стемы заключается в макси­мизации среднего дохода. Этот критерий естественным образом выражается в терми­нах кадрового состава тамо­женной службы и выполняе­мых ими функций.

Важнейшим государствен­ным звеном в этом процессе являются таможенные органы как агенты валютного контро­ля, которые призваны также, обеспечить финансовый ас­пект формирования доходной части федерального бюджета, необ­ходимой для формирования и поддержания стабильного курса национальной валюты и формирования доходной час­ти государственного бюджета.

Обращая внимание на по­ставки товаров, по которым не истек срок исполнения текущих валютных операций, необходи­мо отметить следующее. В на­стоящее время особое внима­ние уделяется сокращению сроков поступления валютной выручки на счета экспортеров. Так, с 31.12.1998 года вступил в силу федеральный закон РФ от 29.12.98 № 192 «О первооче­редных мерах в области бюд­жетной и налоговой политики», который изменил срок испол­нения текущей валютной опе­рации со 180 дней до 90 дней. Такая мера резко изменила привычную ситуацию и поста­вила участников ВЭД в доста­точно жесткие законодатель­ные рамки. Коротко остановим­ся на сути изменений. При представлении паспортов сделок, оформленных до 30.12.98 г. таможенное оформ­ление производится в ранее установленном порядке, а именно:

— в случае если таможен­ное оформление товара про­изводится по контрактам, пре­дусматривающим осуществ­ление платежа или ввоз това­ров в срок от 90 до 180 дней, то экспортер обязан предста­вить в таможенный орган раз­решение на отсрочку платежа более 90 дней после разра­ботки Правительством РФ порядка выдачи таких разре­шений;

— по контрактам, предус­матривающим осуществле­ние платежа или ввоз товара более 180 дней без наличия лицензии Банка России тамо­женное оформление товара не производится (в настоящее время такие лицензии выда­ются Банком России в ранее установленном порядке).

При представлении пас­портов сделок, оформленных начиная с 31.12.98 года тамо­женное оформление произво­дится с учетом изменений внесенных упомянутым зако­ном а именно:

— в случае если таможен­ное оформление товаров про­изводится по контактам пре­дусматривающим осуществ­ление платежа или ввоз това­ра в срок до 90 дней, то такие товары оформляются, без представления дополнитель­ных документов;

— в случае если таможен­ное оформление товара про­изводится по контрактам, пре­дусматривающим осуществ­ление платежа или ввоз товара в срок более 90 дней, то без представления в таможенный орган разрешения на отсроч­ку платежа выпуск данных то­варов не производится.

При привлечении к ответ­ственности участников ВЭД за нарушение условий режи­ма экспорта по исполнению экспортных и бартерных кон­трактов: начиная с 31.12.98 г. все отправки товаров по ГТД в счет исполнения контактов, предусматривающих расчеты в иностранной валюте попа­дают под систему таможенно-банковского валютного конт­роля, а также за ввозом това­ров, работ, услуг в сроки те­кущих валютных операций – 90 дней. В случае не выпол­нения требований таможен­ного режима экспорта, тамо­женным органом принимают­ся меры по привлечению уча­стников ВЭД, допустивших нарушение, к ответственнос­ти по статье 273 ТК РФ.

В 1999 году произошли ко­ренные изменения, связан­ные с валютным контролем в неторговом обороте, которые обусловлены выходом Федерального закона от 05.07.99 г. 128-ФЗ О внесении дополне­ний в закон РФ о валютном регулировании и валютном контроле. В развитие этого закона таможенным органам было доведено письмо СКТУ от 12.07.99 г. 12-50/5888, рег­ламентирующее количество перемещаемой вывозимой иностранной валюты физи­ческими лицами как резиден­тами так и нерезидентами.

Еще один новый момент в валютном контроле обозна­чен в приказе ГТК от 28.07.1999 № 480 О деклари­ровании наличной иностран­ной валюты, суть которого заключается в том, что обяза­тельное декларирование на­личной иностранной валюты в письменной форме в случа­ях ее вывоза физическими лицами применяется на сум­му в размере, превышающем 1500 долларов США включи­тельно.

Прошедший 2000 год не стал исключением в деле со­вершенствования технологий контроля валютных операций участников ВЭД. Текущий год характерен принятием осново­полагающих нормативных ак­тов валютного контроля, раз­работанных как ГТК России, так и Банком России. Остано­вимся на наиболее важных.

Приказом ГТК РФ от 19 сен­тября 2000 г. № 844 О поряд­ке таможенного оформления товаров, перемещаемых меж­ду государствами-участниками соглашений о Таможенном со­юзе установлено, что с 1 де­кабря 2000 г. таможенное оформление товаров, переме­щаемых между государствами-участниками соглашений о Та­моженном союзе (республика Казахстан, Киргизская респуб­лика, республика Таджикис­тан) в таможенных режимах экспорта и выпуска для сво­бодного обращения, произво­дится с представлением соот­ветствующего паспорта сдел­ки, в случаях предусмотрен­ных нормативными актами ГТК России.

Приказ ГТК РФ от 21 нояб­ря 2000 года № 1056 О до­полнительных мерах по обес­печению обоснованности пла­тежей в иностранной валюте за импортируемые товары устанавливает порядок выда­чи импортерам-резидентам предписаний о ввозе товаров, стоимость которых эквива­лентна сумме уплаченных за них денежных средств в ино­странной валюте, либо воз­врате этих средств в сумме не менее ранее переведенной. Ответственность импортеров за не исполнение указанных предписаний установлена п.2 Указа Президента Российской Федерации О первоочеред­ных мерах по усилению сис­темы валютного контроля в Российской Федерации от 21 ноября 1995 г. Обозначен­ный приказ вступил в действие с момента его подписания.

С 1 января 2001 г. вводят­ся новые правила контроля за импортными операциями, ко­торые регламентируются со­вместной инструкцией ЦБ РФ и ГТК РФ О порядке осуще­ствления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров от 4 октября 2000 г. № 91-и и № 01-11/28644 со­ответственно. Данная инст­рукция распространяется на все виды валют, в которых производится оплата за им­портный товар; также даны четкие разграничения по фи­зическим лицам-резидентам (предоставление Пси физи­ческим лицам необходимо при условии, если ими пере­мещается партия товаров превышает стоимость 10 тыс. долл. или эквивалент в любой другой валюте).

Исключительное значение в данный момент приобрета­ет валютный контроль за пе­ремещением через таможен­ную границу РФ наличной иностранной валюты физи­ческими лицами.

Основными направления­ми работы отделов валютно­го контроля таможен региона в системе неторгового оборо­та являются:

— учет и анализ информа­ции о перемещении через та­моженную границу Российской Федерации наличной иност­ранной валюты физическими лицами;

— контроль справок ф.0406007 с целью выявле­ния недействительных и подложных.

За девять месяцев 2000 года перемещение на­личной иностранной валюты физическими лицами осуще­ствлялось более чем по 80 видам валют, основными из которых, как и в прошлых периодах, являются доллар США и немецкая марка.

Общий объем перемещае­мых долларов США за данный период составляет 800 млн. долларов.

По-прежнему, сложность осуществления контроля на таможенных постах за соблю­дением валютного законода­тельства при перемещении физическими лицами иност­ранной валюты заключается в том, что инспектора не все­гда имеют доступ к электрон­ным базам данных ввиду пло­хой оснащенности таможен­ных постов компьютерной техникой.

Также разработан план мероприятий развития таможенных органов на 2001-2003гг, в котором большое значение уделено развитию и совершенствованию инфраструктуры валютного контроля, расширены права и функции таможенных органов по осуществлению валютного контроля.

В соответствии с указом президента РФ № 867 от 17.05.00г. «О структуре федеральных органов исполнительской власти» упразднена, как самостоятельная федеральная служба России по валютному и экспортному контролю. В настоящее время существует в составе Минфина РФ. Функции по контролю за осуществлением импортных операций, производимых ранее ВЭКом переданы таможенным органам. Управлением валютного контроля ГТК России разработано предписание, вручаемое импортерам-резидентам, о вывозе товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, либо возврате этих средств в сумме не менее раннее переведенной.

Валютный контроль в Таганрогской таможне.

Валютный контроль в Таганрогской таможне организован и осуществляется в соответствии с требованиями валютного и таможенного законодательства.

Штатная численность отдела валютного контроля Таганрогской таможни составляет 6 человек, из которых 1 – начальник, 2 – главных инспектора, 2 – ведущих, 1 – старший. В течение всего отчетного периода в отделении фактически работает 5 человек, свободна должность старшего инспектора. Но в связи с увеличением объема работы представляется необходимым увеличение штатной численности отделения. На таможенных постах и ОТО и ТК валютный контроль в пределах своей компетенции осуществляют 10 инспекторов.

Оснащенность отдела ВК техникой на начало 2002 года составляет 3 персональных компьютера, которые используются для ведения базы данных результатов осуществления валютного контроля, обработки и анализа поступающей информации. Большая часть парка компьютерной техники, используемой при осуществлении валютного контроля, является устаревшей и не удовлетворяет требованиям сегодняшнего момента. При возросшем объеме работы при штатной численности 6 человек, отделу необходимо наличие хотя бы 5 единиц современных ПВЭМ и 2 принтеров. Оснащенность отдела компьютерной техники на данном этапе не может обеспечить необходимого количества оперативных задач.

I. ТОРГОВЫЙ ОБОРОТ

В состав Таганрогской таможни входят 7 таможенных постов и ОТО и ТК, осуществляющих таможенное оформление перемещаемых грузов, транспортных средств и физических лиц, в их числе:

  • авто-переходы-МАПП «Матвеев-Курган», МАПП «В-Вознесенка», ДАПП «Куйбышево»;
  • таможенные посты – «Морской порт-Таганрог», «Аэродром-Таганрог», ЖДПП «Успенская», Таганрогский таможенный пост.

За 1 квартал 2002 года внешнеэкономическую деятельность в Таганрогской таможне осуществляли 288 участников ВЭД. Торговля велась с 42 странами мира, 9 из которых – страны ближнего зарубежья. Основные торговые партнеры, выделяющиеся по стоимостным показателям и по количеству перемещаемых грузов – Украина, Казахстан, Азербайджан, Франция, Венгрия, Ирак, Италия, Турция, Греция, Испания.

К таможенному оформлению в 1 квартале 2002 года было принято 2317 грузовых таможенных деклараций, с общим объемом товарооборота в сумме – 100801, 62 тыс. $ из них:

  • 750 ГТД по вызову (2001г. – 838шт.);
  • 1567 ГТД по ввозу (2001г. – 2265шт.)

Товарооборот перемещаемых грузов распределяется следующим образом:

  • вывоз – 61675,57 тыс. $ (2001 год – 28574,4 тыс. $)
  • ввоз – 39126,05 тыс. $ (2001 год – 59553,7 тыс. $)

сравнивая данные показатели с аналогичным периодом 2001 года, можно отметить, что общий декларационный массив уменьшился в 1,3 раза при незначительном увеличении товарооборота.

Валютный контроль внешнеторговой деятельности по экспорту.

За отчетный период 1 квартала 2002г. к таможенному оформлению участники ВЭД представили 739 ГТД на общую сумму – 55122,50 тыс. $, по 227 ПС, из них 132 паспорта новых.

Отправки по участникам распределились следующим образом:

  • 571 отправка на сумму 33459, 4 тыс. $ – 61% от общего товарооборота произвели участники ВЭД, зарегистрированные в зоне деятельности Таганрогской таможни;
  • 168 отправок на сумму 21663,0 тыс. $ - 39% от общего товарооборота произвели участники ВЭД иногородних таможен.

В зоне деятельности Таганрогской таможни принимают контракты на расчетное обслуживание 8 уполномоченных банков г. Таганрога.

За 1 квартал 2002 года экспорт товаров распределился следующим образом:

  • страны дальнего зарубежья – 561 ГТД общим товарооборотом – 50821,2 тыс. $.
  • страны ближнего зарубежья – 178 ГТД общим товарооборотом – 4301,3 тыс. $.

Сравнительная динамика показателей валютного контроля.

1 кв. 2002 года 1 кв. 2001 года 1 кв. 2000 года
Количество ПС, шт. 227 244 72
Количество ГТД с ПС, шт. 739 658 217
Общая фактурная стоимость по ГТД с ПС, тыс. $ 55122,5 28955,74 17895,4

По данным таблицы наглядно прослеживается тенденция к увеличению декларационного массива ~ в 1,1 раза и незначительному уменьшению паспортизированных контрактов. Это связано с заключением участниками ВЭД новых внешнеэкономических сделок на более длительный срок и оформления по ним ПС. Доля вышеуказанных рублевых паспортов сделок в объеме экспортного декларационного массива составляет 12%, доля товарооборота по данным сделкам – 25%.

Активно работают такие предприятия г. Таганрога, как: «Таганрогский металлургический завод» и ОАО Таганрогский Котлостроительный завод «Красный котельщик», производящих экспорт труб и запчастей к котельному оборудованию. Стабильно работают ЗАО «Таганьрыба», ООО «Югтранзитэкспорт», ООО «Каравай-Плюс».

Исходя, из вышеизложенного, можно отметить, что тенденция к стабильности экспорта будет сохранена с незначительным ростом.

Основными партнерами можно назвать такие государства, как: Ирак, Германия, Италия, Израиль, из стран ближнего зарубежья можно выделить: Латвию, Украину, Казахстан.

В номенклатуре вывозимых грузов преобладает:

  • трубы различных модификаций
  • пшеница
  • котлы и оборудование

В 1 квартале 2002 года деклараций с оплатой рублевыми векселями не оформлялось.

Валютный контроль по импорту.

За 1 квартал 2002 года 124 участниками ВЭД были произведены 1333 импортные поставки по 450 ПСи на сумму 36423,34 тыс. $, при этом к таможенному оформлению предъявлено 232 новых паспорта импортной сделки. Из них:

  • в валюте платежа отличной от рубля РФ для таможенных целей оформлено 307 ГТД , от общего количества паспортизированного импорта вышеуказанные сделки составляют 23%.
  • в валюте платежа рубли РФ – оформлено 1026 ГТД , соответственно 77%.

В целом, доля оформленных ГТД с ПСи составляет 85% от общего количества ГТД по импорту (2001г. – 55%), удельная стоимость данных поставок – 93%.

Анализ представленных ГТД с ПСи показал, что 38% участников ВЭД – импортеров составляют ПБОЮЛ, 62% участников ВЭД – предприятия с различной формой собственности.

Сравнительная динамика показателей валютного контроля.

1 кв. 2002 года 1 кв. 2001 года 1 кв. 2000 года
Количество ПСи, шт. 232 337 38
Количество ГТД с ПСи, шт. 1333 1238 114
Общая фактурная стоимость по ГТД с ПСи, тыс. $ 36423,3 44102,5 3154,8

Сравнивая показатели отчетного периода с аналогичным периодом 2001г., видно, что количество вновь оформленных паспортов сделок по импорту уменьшилось в 1,5 раза. При незначительном увеличении количества ГТД общий товарооборот по ГТД с ПСи сократился в 1,2 раза. Анализ выявил увеличение количества заключаемых долгосрочных внешнеторговых контрактов и уменьшение разовых.

Наиболее активно осуществляют внешнеэкономическую деятельность фирмы: ООО «Интерпайп», ООО «Риан», ООО «ИнтерРесурс» и ОАО «Таганрогский металлургический завод, ОАО «Красный Котельщик».

Торговля в соответствии с контрактами, по которым оформлялись ПСи, была осуществлена с 8 странами мира , из них поставки с Украины в стоимостном выражении составили 98%, поставки из дальнего зарубежья осуществлялись: Кипр, Франция, Турция, Германия, Польша. Номенклатура основных товаров различна, основу составляет – металлопродукция.

Валютный контроль по бартеру.

В 1 квартале 2002 года в Таганрогской таможне новых участников ВЭД, заключивших внешнеторговые бартерные сделки, прошедших паспортизацию в Министерстве торговли России зарегистрировано не было.

В отчетном периоде к таможенному оформлению паспортизированных экспортных и импортных ГТД с ПСб участниками ВЭД как зоны деятельности Таганрогской таможни, так и зон деятельности других таможен Российской Федерации, не предъявлялось.

В счет исполнения бартерной части смешанных внешнеэкономических контрактов на 01.04.02.г. оформлено 2 ГТД с характером сделки «51» на общую сумму 13,9 тыс. $:

· по экспорту – 1 ГТД на сумму 10,0 тыс. $:

· по импорту – 1 ГТД на сумму 3,9 тыс. $.

В сравнении с показателями 1 квартала 2001г., бартерный декларационный массив по смешанным договорам в отчетном периоде практически снизился к нулевой отметке. Доля бартерных ГТД смешанных внешнеторговых сделок по отношению к общему количеству ГТД по таможне составила в отчетном периоде – 0,01% (в 1 квартале 2000 года – 0,12% ).

Декларация с характером сделки «52» в зоне деятельности Таганрогской таможни не оформлялись.

II. НЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ.

За 1 квартал 2002 года в Таганрогской таможне юридическими лицами и уполномоченными банками по ГТД иностранная валюта в ценные бумаги не оформлялись.

В зоне деятельности таможни валютный контроль за перемещением иностранной валюты физическими лицами осуществляют таможенные посты ЖДПП «Успенка», МАПП «Весело-Вознесенка», МАПП «Матвеев Курган», ДАПП «Куйбышево», « Морской порт-Таганрог», «Таганрог-Авиа».

За 1 квартал 2002 года основной объем перемещаемой физическими лицами иностранной валюты составил:

· по вывозу – 1451,5 тыс. $, 27,1 тыс. ЕВРО

· по ввозу – 2775,0 тыс. $, 82,1 тыс. ЕВРО

В сравнении с аналогичным периодом 2001 года наблюдается увеличение ввоза долларовой наличности в 1,7 раза, вывоза – в 1,1 раза. Количество ввозимой валюты на территорию РФ превысило вывоз из России в 1,9 раза.

Вывоз валюты идет в такие страны, как: Турция, Германия, Польша, Венгрия, Украина. Номенклатура перемещаемой валюты: доллары США, ЕВРО, белорусские рубли, турецкие лиры, украинские гривны и другие.

Отделением ВК проводится ежемесячный 100% контроль предъявленных при вывозе иностранной валюты на пункты пропуска разрешений уполномоченных банков. Кроме этого, ОВК производится обмен информацией по уполномоченным банкам и нормативным документам в части осуществления валютного контроля в неторговом обороте. Регулярно проводятся занятия с инспекторским составом таможенных постов.

Сравнительные показатели перемещения иностранной валюты структурными подразделениями Таганрогской таможни за 2000 год.

Таможенные посты Вывоз Ввоз
Объем, тыс. $ Уд. вес, % Объем, тыс. $ Уд. вес, %
Морской порт 1967,9 27,7 3475,0 37,7
Марцево 719,3 10,1 66,4 0,7
В-Вознесеновка 3022,4 42,5 4247,0 46,1
Авиа 86,9 1,2 69,6 0,8
А-Успенка 1086,7 15,3 1173,3 12,7
Куйбышево 233,0 3,2 187,4 2,0
Итого 7116,2 9218,7


Скачать архив с текстом документа