Организованная преступность 4
СОДЕРЖАНИЕ: Дипломная работа на тему: Организованная преступность Авторская работа от Майи. Авторская редакция дипломной здесь (zip) Оглавление Глава 1. Организованная преступная деятельность, как угроза цивилизованного государстваДипломная работа на тему:
Организованная преступность
Авторская работа от Майи. Авторская редакция дипломной здесь (zip)
Оглавление
Глава 1. Организованная преступная деятельность, как угроза цивилизованного государства
1.1. Понятие организованной преступности
1.2. Признаки организованной преступности
Глава 2. Уголовно - правовая борьба с организованной преступностью
2.1. Законодательство об организованной преступности
2.1.1. Организованная преступность как форма соучастия
2.2. Оперативно-розыскная деятельность по делам о преступлениях, совершенных организованными преступными группами
Взаимодействие с органами пограничной службы
Заключение
Список использованной литературы
Специальная литература
Введение
В настоящее время особое значение приобретает борьба с организованной преступностью. Важность этого определяется тем, что в современных условиях наблюдается взаимосвязь кризисных явлений в политической, экономической, социальной, духовной сферах жизни общества и увеличения масштабов, общественной опасности преступности, усугубления ее организованности. В стране отсутствует система борьбы с организованной преступностью, адекватной ее характеристикам и тенденциям, а принимаемые меры носят выборочный характер без сбалансированного решения ключевых проблем информационно-аналитической, предупредительной и правоохранительной деятельности всей системы государственных органов, участвующих в этой борьбе. Налицо сохранение единого криминального пространства наряду с усиливающимися процессами государственного и экономического самоопределения бывших союзных республик, отсутствие на межгосударственном уровне необходимого взаимодействия в борьбе с организованной преступностью. Наблюдается разрушение прежней системы предупреждения преступности и отсутствие новой, включая систему мер по участию населения в борьбе с разными видами преступности и взаимосвязанными с ней антиобщественными явлениями. Отсутствует четкое правовое решение вопросов о разграничении компетенции в борьбе с преступностью, в том числе и организованной, федерации, республик в составе федерации, краев, областей, автономных областей, национальных округов и муниципальной власти, что создает опасность не скоординированного решения многих важных вопросов и трудностей в разработке программ борьбы с преступностью, их финансирования. Наконец, нет четкой системы научного обеспечения борьбы с преступностью.
Организованная преступность как специфическая форма криминальной активности существовала, по видимому, на протяжении всего периода государственности не оставляя без внимания ни одно общество. Россия не является в этом отношении исключением. Шайки разбойников коррумпированные чиновничий аппарат вооруженные политические организации, намеревающиеся насильственно устранить существующий режим- все это традиционные формы Российской организованной преступности. Изучение истории показывает, что обострение проблемы организованной преступности и соответственно рост общественного внимания к ней каждый раз связанный с периодами соц. реформ, изменением привычного уклада экономики. Глубина и продолжительность кризиса обычно прямопропорционально распространению и опасности организованной преступности.
Для полного рассмотрения понятия “организованная преступность “ выделим следующие блоки признаков характеризующие:
а) устойчивость б) системность в)масштабность преступной деятельности г) её цели и способы;
Признаки устойчивости реализуются в таких характеристиках, как сквозная задача и длящийся характер преступной деятельности; сговор о ней, её плантрованте и подготовка; строгая иерархия участников и наличие руководящего ядра; безусловная дисциплина.
Признак системности тесно связан с устойчивостью и непосредственно реализуется в таких характеристиках организованной преступности, как прямая или опосредованная связь её структур в масштабе региона, отрасли народного хозяйства виды криминального бизнеса взаимодействия, иерархическая связь, согласованное распределение сфер деятельности, связь конкуренции и противостояния.
Признак масштабности – это один из обязательных признаков организованной преступности, отличающий её от преступных действий группового характера, не замкнутых в предприятии, учреждении, микрорайоне, а имеющих выходы на масштаб деятельности в рамках региона, в рамках страны в целом или нескольких стран.
Цели организованных преступных структур всегда сосредоточены на извлечении преступным путем максимальных доходов, на обогощении в крупных и особо крупных размерах.
Несмотря на появление в России многочисленных работ по проблеме организованной преступности, теоретическая разработка представлений о её реальной общественной опасности представляется недостаточной.
Способы совершения преступлений участниками организованных преступных структур характеризуется высоким профессионализмом. Это обстоятельство фиксирует близость понятий организованной и профессиональной преступности. Вместе с тем понятие организованной преступности шире, так как включает и ряд других необходимых элементов понятия, относящихся к системности, масштабности, целенаправленности преступной деятельности.
Особая общественная опасность организованной преступности делает борьбу с ней одним из приоритетных направлений правоохранительной деятельности. Это объясняется не только причиняемым значительным материальным ущербом обществу, не только потерей значительным числом его граждан жизни, здоровью, имущества в результате действий участников организованных преступных структур, но и более широким кругом факторов.
В своей дипломной работе я отразил сущность организованной преступности, влияния на наше российское общество. Хочу также отметить методы и принципы борьбы правоохранительных органов с организованной преступностью.
Глава 1. Организованная преступная деятельность, как угроза цивилизованного государства.
1.1. Понятие организованной преступности.
Признанно, что организованная преступность является одним из сложных опаснейших видов преступности, посягающим, прежде всего на экономические, политические, правовые и нравственные сферы общества.
Официально считалось, что в стране нет и не может быть такого рода преступности, поэтому длительное время она не являлась предметом изучения. Впервые на государственном уровне ее наличие было признано Вторым съездом народных депутатов СССР в постановлении «Об усилении борьбы с организованной преступностью». Однако теория и практика оказались неподготовленными к эффективному противодействию ей1. По экспертным оценкам, правоохранительная система страны и законодательство отстали лет на 20-25. Поэтому очень важно обратить внимание на понятии, признаки, формы и структуры организованной преступности.
В отечественной криминологии прочно утвердилось понятие «групповая преступность». Однако даже значительное число групп преступников, совершающих хищения, рэкет, преступления, связанные с наркотиками, контролем проституции и азартных игр, еще не говорит о наличии в государстве организованной преступности. Как и любой вид преступности, организованная имеет свои признаки и присущие ей формы нарушения закона. Тем не менее, в мировой криминологии не выработано универсального ее определения. Например, в США в одной из многих дефиниций организованная преступность рассматривается как ассоциация, стремящаяся действовать вне контроля американского народа и его правительства, или же, как тип замаскированной преступности, иногда включающей иерархическую координацию ряда лиц, связанную с планированием и использованием незаконных актов или преследованием цели незаконным способом.
Несмотря на неоднородность деталей в определении организованной преступности, сущность ее усваивается всеми одинаково.
Поэтому исходя из международного опыта, проведенных в нашей стране исследований, практических наработок и некоторых особенностей организованной преступности в России под ней следует понимать функционирование устойчивых, управляемых сообществ преступников, занимающихся преступлениями как бизнесом и создающих систему защиты от социального контроля с помощью коррупции. Опасность этого криминально-социального феномена не всегда реально оценивается даже теми, кто призван с ним бороться1. Опасность измеряется не количеством краж, грабежей или вымогательств, а угрозами, исходящими от организованной преступности. Прежде всего, она посягает на органы управления и власти, разъедая их, как ржа, с помощью коррупции. Она ведет к духовному обнищанию нации, особенно воздействуя на молодежь, устанавливая стереотип «красивой» жизни без ответственности перед обществом, культивируя насилие, анархию, наркоманию. Организованная преступность угрожает экологии, так как участвует в контрабанде ядерных и химических отходов для их захоронения на территории России.
Она подрывает экономику, так как происходит незаконное изъятие из государственного оборота материальных фондов, укрепление позиций криминальной части теневой экономики.
Совершенно очевидна угроза нормальному функционированию кредитно-банковской системы. Большая часть коммерческих банков в той или иной мере попадает под влияние мафии. Мафия уже осуществляет так называемый коммерческий террор, что в условиях перестройки хозяйственного механизма в сторону рынка особенно опасно. Действие организованной преступности в экономике не исключает, а даже предполагает возможность проникновения ее в сферу политики. Отмечались попытки протаскивания лидерами организованной преступности своих людей в парламент, финансирование некоторых партий и движений для создания своего лобби.
Реальная угроза правам и свободам личности со стороны организованной преступности состоит в том, что подавляются актами насилия, лоббирования и протекционизма. В результате воздействия проявлений организованной преступности основные конституционные права блокируются интересами мафиозных формирований, навязывающих личности (с помощью механизмов этнического и религиозного давления) свои варианты политического самоопределения, выгодных мафии кандидатов в органы представительной, исполнительной и судебной власти.
Происходит активное проникновение организованной преступности во властные и управленческие государственные структуры различных уровней, включая высшие. В отличие от прошлых лет, когда коррумпированные связи устанавливались в целях обеспечения безопасности конкретных преступных акций и совершающих их лиц, в настоящее время организованная преступность стремится стимулировать коррупционные процессы в государственных структурах в интересах приобретения там влиятельных позиций, дающих возможности оказывать давление на принятие политических и управленческих решений, благоприятствующих организованной преступности, в интересах борьбы за власть. Налицо опасность криминального заражения и перерождения определённых государственных структур1.
Реальная угроза состоит в том, что на региональном и отраслевом уровнях в России уже происходит перехват права владения и распоряжения материальными ценностями всего общества организованными преступными формированиями. Прежде всего, это касается сфер торговли, добычи и распределения стратегического сырья, драгоценных металлов, производства и оборота оружия.
Доходы от организованной преступности способствуют обострению инфляционного давления, создают дисбаланс в развитии отдельных секторов экономики. Развитие экономики “ черного “ рынка, поощряемое организованной преступностью, не только подавляет легальный бизнес, но и приводит к существенному сокращению налоговой базы государства. “Отмывание” огромных денежных сумм подрывает способность правительства контролировать финансовую систему и управлять ею.
В ходе приватизации преступные организации часто действуют как своего рода транснациональные компании, используя слабость государственного контроля, приобретают в собственность землю, предприятия, другую недвижимость, осуществляют инвестиции в российскую экономику, рассчитывая, в частности, на использование ее природных ресурсов, других перспективных факторов, которые будут определять последующий экономичяеский рост.
Наконец, организованная преступность может посягать как непосредственно, так и непосредственно на конституционный строй.
Опасность организованной преступности заключается еще в том, что она стимулирует, активизирует уголовные элементы, объединяя и контролируя их, заставляя с большей энергией вести преступную деятельность, а это означает рост корыстной преступности.
В целом перспективу развития организованной преступности можно оценить как неблагоприятную для нашего общества на ближайшие десять лет.
Прежде всего, ожидается дальнейшая интеграция преступных объединений. Использование их для отмывания денег коммерческих банков, кооперативов и совместных предприятий. В значительной мере это связано с распространением рэкета, который катализирует организованную преступность, меняет ее структуру.
Нестабильность политической и экономической ситуации предполагает дальнейшее проникновение организованной преступности в сферу государственной экономики и политики. Крайне опасная тенденция-наращивание транснациональных связей, чему в значительной мере будут способствовать объективные предпосылки: это открытость границ, расширение экономических отношений между государствами, слабое правовое регулирование этих процессов. Мафия России и стран СНГ уже имеет свои филиалы в целом ряде стран - Германии, Польше, США и других.
Преступники контрабандным путем вывозят антиквариат, лекарственное и стратегическое сырье, обратно тем же путем идет компьютерная и множительная техника, оружие валюта. Международная наркомафия постановила избрать для отмывания грязных денег страны СНГ и особенно Россию. Появились уже и первые результаты. В последние годы разоблачены группы международных мошенников, действовавших на территории России. Как правило, они представляли несуществующие фирмы. Утвердился международный институт наемных убийц. Помимо преступных сообществ существуют и преступные организации, представляющие собой высший уровень преступного объединения, создаваемые, как правило, с целью ведения политической, национальной, классовой, религиозной, расовой борьбы.
Следующая тенденция связана с вовлечением в преступную деятельность неформальных группировок молодежи отрицательной направленности1.
Кроме того, отмечается укрепление связей лидеров организованной преступности с экстремистскими элементами, выступающими против существующих национальных отношений. Об этом свидетельствуют ситуации в ряде регионов России, где в кровавых событиях участвовали коррумпированные кланы при содействии лидеров преступных организаций.
Что касается перспективы противоправного бизнеса, то получат свое дальнейшее развитие: торговля наркотиками и оружием; спекуляции недвижимостью-землей, зданиями и так далее; рэкет банковской системы и производственных предприятий; профсоюзный рэкет и предоставление услуг в борьбе с ним; контрабанда радиоактивного сырья и компонентов; наемное убийство; организация бизнеса в сфере трансплантации человеческих органов; детская проституция и ее контроль; предоставление услуг по отмыванию денег, «защиты» от налоговых служб и некоторые другие.
Исследования феномена организованной преступности у нас в стране ведутся сравнительно недавно. На современном этапе развития общества мы имеем дело с новыми организационными преступными структурами, с существенной консолидацией преступной среды. Мы дезорганизуем всю систему государственной и правовой защиты общественных интересов, прав и интересов граждан, в том числе правосудие, если под организованной преступностью будем понимать или относить к ней все преступления, совершенные организованными группами лиц.
Организованная преступность невозможна без особой организации ее субъектов. Под организацией понимается 1) Устройство, сочетание, объединение чего-либо или кого-либо в одно целое, приведение в строгую систему; 2) Группа людей, объединенных общей программой, общей целью или задачей; 3) Общественное объединение, государственное, партийное и т.п. учреждение. Если обратиться к социальной психологии, то там под групповой деятельностью понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию. Цели и задачи групповой деятельности могут быть самыми различными, в том числе и общественно полезными. Применительно же к организованной преступности они носят противоправный характер.
Важнейшими обязательными признаками, характеризующими сущность организованной преступности, являются:
1. Ориентация на систематическое совершение преступлений.
2. Постоянное извлечение доходов.
3. Наличие определенной сферы влияния, контроля или определенной территории, или производственно-отраслевого, управленческого участка.
Указанные признаки внутренне взаимосвязаны и взаимообусловлены. Противоправная цель постоянного извлечения доходов предполагает систематическое совершение преступлений, а для наиболее успешного их осуществления монополизируется какая-либо отрасль или сфера приложения преступных интересов.
Признаки, характеризующие организованную преступность:
- предумышленное, заранее планируемое преступное поведение;
- сплочение лиц, совершающих преступления, размежевание между ними преступных ролей, иерархическая система взаимоотношений;
- целенаправленная разработка мер защиты от разоблачения и привлечения виновных в совершении преступлений к установленной законом ответственности;
- наличие выраженных организационно-управленческих структур, их иерархия, выделение так называемого высшего эшелона, представители которого выполняют руководящие функции, не имеющие отношения к конкретным преступлениям, что обеспечивает безнаказанность, т.к. их действия остаются за рамками уголовного закона;
- единые нормы поведения и ответственности, т.е. своеобразная нормативно - ценностная система;
- наличие общих денежных фондов, инвестируемых в различные сферы преступной деятельности (что обеспечивает сращивание обще уголовной и хозяйственно-корыстной преступности), используемых для подкупа нужных лиц, материальной поддержки членов преступного сообщества;
- монополизация и расширение сфер преступной и иной асоциальной деятельности, кооперация преступных сообществ в различных отраслях хозяйственной деятельности, внедрение на черный рынок товаров и услуг, эксплуатация наркобизнеса, порнобизнеса, проституции;
- создание и стабилизация условий, способствующих дефициту в экономике;
- использование легальных путей для отмывания преступно добытых средств;
- активное распространение преступной идеологии, в том числе и в местах лишения свободы;
- организация моральной и материальной поддержки членов преступного сообщества, оказавшихся в местах лишения свободы;
- отвлечение общества на решение второстепенных (по отношению к организованной преступности) проблем;
- установление нелегальных связей со сферами управления экономикой и охраны общественного порядка.
Данные признаки достаточно широко и разнообразно характеризуют феномен организованной преступности1.
Организованная преступность появилась в обществе и существует вместе с ним, т.е. является социальным явлением. Ее можно рассматривать как систему социальных связей и отношений, установившихся по поводу незаконного извлечения прибыли. В их основе лежат экономические отношения. Для организованной преступности характерна нелегальная экономическая деятельность, которая характеризуется планомерным, целенаправленным извлечением прибыли на основе присвоения прибавочной стоимости. Это, прежде всего экономические отношения производства. Именно в сфере производства, в основном, делаются деньги деятелями организованной преступности, причем не имеет значения, организовывается ли данное теневое производство в рамках официальных структур, полулегально или нелегально.
Конечная цель производства – реализация и получение прибыли. Поэтому нелегальная экономическая деятельность предполагает определенную систему реализации, как через легальные каналы сбыта, так и нелегальным путем. Возникающие при этом финансовые отношения определяют наличие некой финансовой системы, которая регулирует движение средств в системе организованной преступности и сама является формой нелегального извлечения прибыли. По некоторым данным (например, исследования профессора В.Г. Тремла, США 1990г), продукция теневого сектора нашей экономики составляет до 30% валового национального продукта, в нем занято 18-20% всей рабочей силы, а уровень доходов каждого работника в 8-10 раз выше среднего1.
Для экономической деятельности организованной преступности характерна способность быстро менять профиль деятельности с учетом изменения легального и нелегального рынков, спроса и т.д., что можно наблюдать в нашей действительности.
Не все члены преступного сообщества занимаются непосредственно производством или реализацией, а так же связанными с этим функциями. Часть из них может участвовать в нелегальной экономике своим капиталом, вкладывая свои деньги при условии получения определенного процента прибыли. Капитал приобретает своеобразную акционерную форму. Таких лиц можно разделить на две категории. Первая – это те, кто непосредственно занят организацией подпольного бизнеса на свои и предоставленные им средства, а вторая – лица, участвующие в подпольном бизнесе только своими деньгами, капиталом и получающие определенный процент.
К первой категории обычно относятся лица, профессионально знакомые со способами организации и управления производством, торговлей и т.п. Ко второй категории можно отнести коррумпированных должностных лиц государственного аппарата, а так же дельцов, специализирующихся на других формах подпольного бизнеса и, что довольно важно, представителей уголовной среды, в том числе авторитетов преступного мира.
Таким образом, организованная преступность – явление, прежде всего, социально-экономическое. На экономическую сущность организованной преступности обращают внимание и зарубежные ученые. Так, они характеризуют ее как рискованное деловое предприятие или постоянно действующее преступное предприятие.
Организованная преступность существует в форме преступных сообществ. Причем это неоднородное явление. В минимальном виде оно представляет из себя совокупный результат деятельности преступных сообществ расхитителей, воров, контрабандистов и т.д., каждое из которых действует независимо друг от друга. В максимальном виде – это деятельность преступных синдикатов, системы преступных сообществ. В такой системе могут действовать как равнозначные взаимосвязанные сообщества, так и структуры, в которых преступные сообщества управляют себе подобными, взаимодействуют по вертикали. Общий результат деятельности таких формирований (как независимых, так и системы) и будет являться проявлением феномена организованной преступности. Низовая основа, основная составная часть ее несомненно, преступное сообщество.
В основе внутренней сплоченности преступных сообществ могут лежать различные идеи, убеждения и т.д. В этом отношении организованная преступность универсальна и охватывает множество различных видов преступлений. Доказательствами высокого уровня сплоченности служат сложные организационно-иерархические связи, наличие в обороте крупных денежных сумм, сращивание с административными и правоохранительными органами и т.д.
Преступное сообщество – это устойчивое сплоченное объединение лиц, характеризующееся следующими признаками, которые могут быть и в стадии формирования: иерархической структурой, четким распределением ролей, жесткой дисциплиной с подчинением по вертикали, наличием наказаний и особых норм поведения, финансовой базой.
Такое преступное сообщество может действовать путем сбора необходимой информации в выгодных направлениях деятельности; нейтрализации и постепенного коррумпирования административных, правоохранительных органов; использовании легальных форм и структур для создания внешне законной формы своих действий; организации такой структуры управления, при которой организаторы остаются вне пределов досягаемости уголовного закона, и, конечно, путем совершения различных преступлений – корыстных, насильственных, должностных и т.д., при доминирующей мотивации достижения корыстной цели и контроля какой-либо сферы или территории.
Итак: организованная преступность – это особое негативное социально-экономическое явление, представляющее собой противозаконную деятельность преступных сообществ (как отдельно взятых, так и их системы совместно), направленную на постоянное извлечение дохода путем систематического совершения преступлений на определенной контролируемой территории, или в отрасли, сфере какой-либо деятельности.
1.2. Признаки организованной преступности.
Существует три признака организованной преступности.
Первый признак – наличие объединений лиц для систематического занятия преступлениями. В них отмечается выраженная иерархия, то есть, соподчиненность участников, жесткая дисциплина на основе устанавливаемых правил поведения и уголовных традиций, они характерны для преступного мира России. Власть в группе концентрируется в руках одного или нескольких лидеров, а число участников колеблется от пяти до нескольких сотен и даже тысяч человек. Это общее представление о преступном объединении организованного типа.
Вполне очевидно, что группы неравнозначны по уровню организации, структуре и преступной направленности. Это связано с социальными, экономическими, этническими и географическими факторами. Поэтому следует учитывать уровни организованной преступности, что позволяет правильнее оценивать ее состояние в том или ином регионе. Условно уровни можно разделить на примитивный, средний и высокий.
К примитивному относятся устойчивые группы, имеющие простую структуру организации: главарь- участники. Здесь каждый знает свою роль и планирование преступлений осуществляется по утвердившийся модели. Количественный состав групп колеблется от трех до десяти человек. Преимущественное занятие - кражи, грабежи, мошенничества, разбои. Коррумпированные контакты редки.
Средний уровень организованной преступности является, как бы переходной ступенью к более совершенным и опасным построениям и представлен группировками. Между главарем и исполнителем существуют промежуточные звенья. Данное объединение включает несколько подразделений: боевики, разведчики, исполнители (шестерки), телохранители, «финансисты» и так далее1. Группировка достигает пятидесяти и боле человек, занимается рэкетом, наркобизнесом, контрабандой, незаконными операциями в кредитно-банковской системе. Она, как правило, имеет связи с чиновниками органов власти и управления.
Высокий уровень представлен криминальными организациями сетевой структурой. То есть, подобные сообщества имеют две и более ступеней управления и в обыденном сознании составляют понятие мафии.
Преступные организации имеют восемь основных признаков:
- наличие материальной базы, что проявляется в создании общих денежных фондов, обладания банковским счетом, недвижимостью;
- официальная крыша над головой в виде зарегистрированных фондов, совместных предприятий, кооперативов, ресторанов, казино и так далее;
- коллегиальный орган руководства, при котором управление организацией осуществляется группой лиц (советом), имеющих почти равное положение;
- устав в форме определенных правил поведения, традиций, «законов» и санкций за их нарушение;
- функционально-иерархическая система- разделение организации на составные группы, межрегиональные связи, наличие промежуточного руководящего ядра (большого совета), телохранителей, информационной службы, «контролеров» и тому подобные;
- специфическая языково-понятийная система, которая включает жаргон, особенности письменной и устной речи (клички, особые моральные институты);
- информационная база (сбор различного рода сведений, разведка и контрразведка);
- наличие своих людей в органах власти, в судебной и правоохранительной системах.
Преступные организации распределяют сферы своего влияния как в географическом плане, так и по конкретным объектам, лицам. Происходит их заметная специализация - одни контролируют азартные игры, проституцию, другие занимаются представлением разного рода криминальных услуг и так далее. Основой преступной мотивации является стремление к получению прибыли незаконным путем.
Особая форма преступного объединения. Выше речь шла об организациях современного типа, хорошо известных специалистам многих стран. Однако характер организационных связей в преступном объединении различен применительно к условиям той или иной страны. Скажем, Коммора отличается от Коза Ностры или японской Якудзи.
В России и странах СНГ тоже есть весьма специфическое объединение преступников, составляющее определенный срез организованной преступности и не имеющее аналогов в мировой криминальной практике. Это сообщество воров в законе.
О ворах в законе специалисты длительное время практически ничего не знали, чему способствовали исключительная конспиративность преступников и жесткие криминальные традиции, являющиеся в данном случае организационной основой.
Это сообщество, которое можно назвать криминальной кооперацией появилось в 30-х годах, оно постоянно модифицировалось, развивалось и в настоящее время можно говорить о новой волне этой организации, насчитывающей свыше восемьсот человек.
На первый взгляд это как бы аморфная организация, которая объединена только рамками блатного закона. Она не имеет постоянного места дислокации, в ней все равны. Однако связь настолько прочная, что воры представляют как бы единое целое. Орган управления- это сходка, на которой решаются те или иные организационные вопросы. В отдельных случаях могут приниматься письменные обращения, которые доводятся до адресата. В 1990 году воры в законе выступили, например, с обращением к уголовному миру о недопущении национализма в их рядах. В 1991 году они пытались поднять на бунт осужденных из-за суровости законов.
Современный вор в законе-это организатор преступной деятельности.
Каковы основные функции этой кооперации? Она активизирует, сплачивает уголовные элементы с помощью воровских сходок и специальных воззваний, берет под контроль некоторые преступные отрасли (рэкет, кражи, мошенничество), разрешает конфликты, возникающие между группами или отдельными лицами, занимаются сбором денежных средств в общие кассы, завязывает отношения с зарубежным преступным миром и нашими чиновниками. Воры в законе могут возглавлять и преступные группы или присутствовать в них в качестве консультантов. Небезынтересно отметить, что на основе «идеологического» расхождения кооперация воров в законе раскололась на две категории: на так называемых нэпманских (старых) и новых. Последние лишь называют себя ворами, а фактически являются организующей силой уголовной среды, стремятся к коррумпированным связям, а некоторые идут еще дальше- проникают в структуры власти. Это не соответствует воровскому закону. Стали распространяться случаи принятия в сообщество и присвоения звания вора за взятку.
Категории воров враждуют между собой. Старые обвиняют новых в том, что они продались дельцам, воротилам бизнеса, стали их охранниками, а новые упрекают старых в том, что они не идут в ногу со временем. И это понятно. Как и общество, преступный мир находится в постоянном движении, противоречиях1.
Второй признак организованной преступности- экономический. По существу это ее стержень. Систематическое нарушение закона преследует главную цель- обогащение, накопление капитала. Поэтому, не случайно все изученные преступные сообщества создавались для постоянного совершения преступлений в виде промысла в целях получения крупных прибылей. Материальный ущерб, причиненный государственным, общественным организациям, отдельным предпринимателям или коммерческим структурам, исчисляется миллионами и даже десятками миллиардов рублей. Это незаконные операции с нефтью, алмазами, так называемой красной ртутью, приватизацией. И только от фальшивых авизовок банки России потеряли сотни миллиардов рублей.
Полученная незаконная прибыль отмывается через сложную систему банковских операций и оседает на счетах в зарубежных банках, а также вкладывается в недвижимость1.
Таким образом, часть денег идет на воспроизводство преступной деятельности по известной формуле деньги-товар-деньги. По данным центра аналитических исследований при администрации Президента, до тридцати процентов дохода предпринимателей уходит к мафии.
Третий признак- коррупция, в наших условиях является одним из важных признаков организованной преступности, если последнюю рассматривать как социально-политическое явление.
Коррупция означает продажность, разложение государственных чиновников, в связи, с чем ее следует отличать от обычных взяток, так как они лишь средство ее достижения.
Коррупцию можно определить как систему определенных отношений, основанных на противоправных и иных сделках должностных лиц в ущерб государственным и общественным интересам. Только мотивы их могут быть разными. Отсюда и различны формы коррупции.
Распространена, например, так называемая политическая коррупция, когда чиновники аппарата власти вступают в противоречие с нормами морали и закона не столько из-за получения взяток, сколько из-за политической выгоды, амбиций, родственных связей, кумовства и так далее. Поэтому одним из условий такой коррупции является отбор чиновников по мотивам личной преданности. Это традиционный бич России. Не случайно еще в прошлом веке один из французских исследователей отмечал, что в России врать- это спасать престол, говорить правду- посягать на него.
Организованной преступности способствует и прямое участие чиновников на стороне мафии. Эта форма, помимо подкупа, допускает шантаж должностных лиц с постепенным втягиванием их в незаконную деятельность.
Коррумпированные чиновники, предавая интересы государства и общества, прикрывают преступников, снабжают их документами, информацией, оказывают прессинг на честных работников, ведущих борьбу с мафией. По данным выборочного исследования, почти треть преступных кланов имела коррумпированные контакты в самых разных сферах. Что касается мафиозных организаций, то связь с представителями госаппарата имели все.
В последние годы коррупция стала массовым явлением, чему способствовали многие факторы, в том числе массовый уход служащих в коммерческие структуры. Создалась ситуация, при которой вообще проблематично говорить о какой-либо государственной или коммерческой тайне. Все продается и покупается через систему личных связей.
Говоря о коррупции, необходимо решить один принципиальный вопрос: кто руководит преступными группами-чиновники или профессиональные уголовники? Здесь нет единого мнения. Почему-то крупных должностных лиц, осужденных за взятки, частенько отождествляют с мафиози, но это далеко не так. Подобных фактов практически нет. Роль чиновников иная- покровительство. Да и преступникам не нужны такие главари, которые даже на официальной должности остаются весьма слабыми организаторами.
Определенный криминологический интерес представляет распространенность организованной преступности. В России действуют более сто тысяч организованных преступных групп, из которых к мафиозному типу можно отнести около трехсот.
Преступные группы примитивного и среднего уровней, по данным опроса руководителей органов внутренних дел, распространены повсеместно. Преступные организации превалируют преимущественно в южных регионах страны, городах-гигантах, урбанизированных и свободных экономических зонах. С 1991 года мафиозные группы стали появляться и в городах областного подчинения. Отмечается, что многие сообществ (пятьдесят процентов), действующие в разных городах и регионах, связаны между собой и это позволяет говорить об устойчивых межрегиональных связях.
Назовем еще одно обстоятельство- высокую техническую оснащенность преступных групп. Из числа обследованных свыше девяносто процентов имели автомашины, огнестрельное оружие, отравляющий газ, средства радиосвязи, шок- дубинки, шок-перчатки и так далее. В последние годы на вооружении мафии появилось автоматическое оружие, гранатометы, бронетехника.
Новый уголовный закон России дает ответы на многие вопросы связанные с организованной преступностью, волновавшие ученых и практиков в последнее десятилетие. Уточнены и закреплены понятия организованных преступных структур.
Согласно п.3 ст.35 УК РФ преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. В отличие от группы лиц по предварительному сговору признание организованной группы предполагает ее устойчивость и предварительное объединение участников с целью совершения преступлений1.
Пункт 4 этой же статьи признает преступление совершенным преступным сообществом (преступной организацией), если оно совершено сплоченной организованной группой (организацией), созданной для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, либо объединением организованных групп.
Если для признания преступной группы организованной достаточно таких признаков, как устойчивость и объединение заранее ее участников общей целью совершения любых преступлений, то преступное сообщество характеризуется сплоченностью ее участников, преследующих цели совершения тяжких или особо тяжких преступлений.
Согласно ч.4 ст.15 Уголовного кодекса тяжкими преступлениями признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых предусматривается наказание от 5 до 10 лет лишения свободы, а особо тяжкими преступлениями, согласно ч.5 этой же статьи, - умышленные деяния, за совершение которых установлено наказание свыше 10 лет лишения свободы и более строгое наказание. Созданное для совершения тяжких и особо тяжких преступлений объединение организованных групп также согласно ч.4 ст.35 УК РФ представляет собой преступное сообщество. И хотя названные в законе отличительные признаки организованной группы и преступного сообщества нуждаются в комментарии, данное в законе определение обоих понятий позволяет следователю, прокурору и суду правильно квалифицировать преступные структуры и действия их участников. Правоохранительные органы получили новый правовой инструмент борьбы с организованной преступностью.
Значительное внимание в новом Уголовном кодексе уделяется организатору, создавшему организованную группу или преступное сообщество. В ст.33 УК РФ при определении видов соучастников преступления закрепляется, что организатором признается лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его исполнением, а равно лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими. Согласно ч.5 ст.35 УК РФ такое лицо (организатор) подлежит уголовной ответственности за саму организацию преступных структур и руководство ими в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса, а также за все совершенные этими структурами преступления, если они охватывались его умыслом.
К ним относятся: организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст.208), бандитизм (ст.209), организация преступного сообщества (преступной организации) (ст.210), вооруженный мятеж (ст.279), т.е. преступления, посягающие на общественную безопасность и основы конституционного строя страны. Организация данных видов деяний как самостоятельный состав преступления влечет квалификацию действий виновных лиц соответственно по названным статьям, а также применение предусмотренного ими наказания при условии вынесения обвинительного приговора.
Законодатель, таким образом, предоставляет возможность правоохранительным органам обезвреживать столь опасные преступные структуры на первоначальной стадии их формирования.
Что касается организаторов преступных сообществ и организованных групп, совершающих иные преступления, то они несут уголовную ответственность за приготовление к тем преступлениям, для совершения которых создана преступная структура, по п.3, ст.30, ст.34 и соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса1.
В ч.7 ст.35 устанавливается, что совершение преступления организованной группой или преступным сообществом влечет более строгое наказание, на основании и в пределах, предусмотренных Уголовным кодексом. Кроме того, в п.в ч.1 ст.63 закрепляется, что совершение преступления в составе организованной группы или преступного сообщества (преступной организации) признается обстоятельством, отягчающим наказание. Следовательно, даже в тех случаях, когда совершение преступления организованной группой не предусмотрено в диспозиции конкретного состава преступления, суд обязан учесть это обстоятельство как отягчающее ответственность.
Таково основное содержание и смысл новелл Общей части Уголовного кодекса, касающихся проблем борьбы с организованной преступностью.
Большое место организованной преступности отводится и в Особенной части Уголовного кодекса. По семидесяти видам преступлений, нормы ответственности за которые содержатся в шестнадцати главах Уголовного кодекса, устанавливается повышенная уголовная ответственность лиц, совершивших эти преступления в составе организованной группы.
Квалифицирующий признак - совершение преступления организованной группой - содержится в четырех видах преступлений против жизни и здоровья (гл.16); двух - против свободы, чести и достоинства личности (гл.17); двух - против конституционных прав и свобод человека и гражданина (гл.19); одном - против семьи и несовершеннолетних (гл.20); девяти - против собственности (гл.21); тринадцати - в сфере экономической деятельности (гл.22); одном - против интересов службы в коммерческих и иных организациях (гл.23); двенадцати - против общественной безопасности (гл.24); восьми -против здоровья населения и общественной нравственности (гл.25); двух - экологических преступлений (гл.26); одном - в сфере компьютерной информации (гл.28); трех - против основ конституционного строя и безопасности государства (гл.29); двух - против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (гл.30); двух - против правосудия (гл.31); трех - против порядка управления (гл.32) и пяти - против воинской службы (гл.33).
Устанавливая повышенную ответственность за совершение данных деяний организованной группой, законодатель обеспечивает комплексный подход к реализации задач в различных сферах проявления интересов личности, общества и государства. При этом основной акцент сделан на борьбу с тяжкими и особо тяжкими преступлениями, которые составляют 71,4% преступлений с квалифицирующим признаком совершение преступления организованной группой.
Наибольший удельный вес среди тяжких и особо тяжких преступлений этой категории составляют деяния, которые условно можно разделить на 4 основные группы:
преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности;
преступления против собственности;
преступления в сфере экономической деятельности;
преступления против общественной безопасности, здоровья населения и общественной нравственности.
Определяя квалифицирующий признак совершение преступления организованной группой по основным видам тяжких преступлений, законодатель, следовательно, правовыми мерами защищает общественные отношения от преступлений, наносящих наибольший вред личности и государству. При этом следует обратить внимание на введение в Кодекс новых составов преступлений, что свидетельствует о его соответствии новым условиям и перспективам развития общественного и государственного устройства России1. Это прежде всего такие виды преступлений, как незаконная банковская деятельность, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного недозволенным путем; монополистические действия и ограничение конкуренции; принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения; организация преступного сообщества; хищение либо вымогательство радиоактивных материалов; пиратство, и некоторые другие.
Наряду с этим в Уголовном кодексе уделяется внимание проявлению организованной преступной деятельности при совершении отдельных категорий преступлений небольшой и средней тяжести, за совершение которых максимальное наказание не превышает соответственно двух и пяти лет лишения свободы. В их числе такие преступления, как воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст.141, ч.2, п.в); нарушение изобретательных и патентных прав (ст.147, ч.2); причинение имущесственного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст.165, ч.3, п.а); незаконное предпринимательство (ст.171, ч.2, п.а), и др.
Даже беглая оценка этой группы преступлений подтверждает вывод о комплексном подходе законодателя к решению проблем борьбы с организованной преступностью.
Криминализация и введение в Уголовный кодекс новых, неизвестных прежнему уголовному законодательству составов преступных деяний, связаны с формированием рыночных отношений в нашей стране и демократизацией общества. С этой точки зрения, уголовно-правовые задачи пресечения организованной преступной деятельности соответствуют процессу формирования новых экономических и социально-политических отношений в России.
Следует обратить внимание и на новые подходы законодателя к определению мер наказания за совершение преступлений в составе организованных преступных групп. Закрепляя квалифицирующий признак совершение преступления организованной группой по составам преступлений, законодатель проявляет последовательность и устанавливает соответственно повышенную ответственность. За совершение умышленных деяний, повлекших лишение жизни человека, устанавливается ответственность от 8 до 10 лет лишения свободы, смертная казнь либо пожизненное заключение.
По 6 видам тяжких преступлений (терроризм, захват заложник а, бандитизм, организация преступного сообщества, вооруженный мятеж, диверсия) предельная мера наказания установлена законодателем до 20 лет лишения свободы; по 9 видам (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, разбой, вымогательство, фальшивомонетничество, хищение либо вымогательство оружия, пиратство, незаконное изготовление, хранение и перевозка либо сбыт, а также хищение либо вымогательство наркотических или психотропных веществ) - до 15 лет лишения свободы; по 5 видам (грабеж, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, контрабанда, получение взятки, дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества) - до 12 лет лишения свободы; по 8 видам (кража, мошенничество, присвоение или растрата, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного недозволенным путем, принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения, незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга, хищение либо вымогательство радиоактивных материалов, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности и дезертирство) - до 10 лет лишения свободы.
Таким образом, по 29 видам тяжких преступлений (41,4%) предусматривается наказание до 10 лет лишения свободы и более тяжкое наказание. Кроме того, из 70 преступлений этой категории 32 (45,7%) имеют нижний предел наказания - 5 лет лишения свободы.
Следовательно, оценка высокой степени общественной опасности организованной преступной деятельности со стороны законодателя проявляется и в определении довольно строгих мер наказания виновным лицам, особенно за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. В этом подходе преследуются не только цели кары, но и успешно реализуется принцип превенции, пронизывающий весь Уголовный кодекс Российской Федерации.
Глава 2. Уголовно - правовая борьба с организованной преступностью.
2.1. Законодательство об организованной преступности.
2.1.1. Организованная преступность как форма соучастия.
Комментарий ст. 35 УК РФ гласит:
1. Преступление признается совершенным группой лиц, если в его совершении совместно участвовали два или более исполнителя без предварительного сговора.
2. Преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления.
3. Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.
4. Преступление признается совершенным преступным сообществом (преступной организацией), если оно совершено сплоченной организованной группой (организацией), созданной для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, либо объединением организованных групп, созданным в тех же целях.
5. Лицо создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими, подлежит уголовной ответственности за их организацию и руководство ими в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, а так же за все совершенные организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией) преступления, если они охватывались его умыслом. Другие участники организованной группы или преступного сообщества (преступной организации) несут уголовную ответственность за участие в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, а так же за преступления, в подготовке или совершении которых они участвовали1.
6. Создание организованной группы в случаях, не предусмотренных статьями Особенной части УК РФ, влечет уголовную ответственность за приготовление к тем преступлениям, для совершения которых она создана.
7. Совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией) влечет более строгое наказание на основании и в пределах, предусмотренных УК РФ.
1) Соучастие без предварительного соглашения является наименее опасной и мало распространенной формой соучастия.
При совершении преступления в форме соучастия без предварительного сговора в качестве группового следует признать только преступление, совершенное соисполнителями (простое соучастие), хотя между ними может быть разделение ролей (ч. 1. Ст. 35)
Для данной формы соучастия свойственна минимальная степень согласованности, что обусловлено невозможностью сговора до момента начала преступления. Эта форма соучастия предполагает возможность сговора между участниками лишь во время совершения преступления, после начала выполнения объективной стороны преступления.
2) наиболее распространенной и опасной формой соучастия в преступлении является соучастие по предварительному сговору.
Под предварительным соглашением понимается сговор до начала выполнения действий, составляющих объективную сторону преступления, т.е. до начала выполнения деяний, предусмотренных статьей Особенной части УК, хотя бы одним лицом.
Данная форма соучастия – соучастие с предварительным соглашением – в УК предусмотрена в качестве необходимого и квалифицирующего признака конкретных видов преступления, а так же в качестве отягчающего обстоятельства. Различная степень согласованности между соучастниками в рамках данной формы соучастия позволила выделить такие разновидности, как совершение преступления по предварительному сговору группой лиц (например, ч.2 ст. 158), организованной группой (п. в ст. 63), преступным сообществом (ст.209).
Соучастие с предварительным сговором имеет место, когда участники договариваются о совместном совершении преступления (ч. 2 ст.35). В результате сговора соучастникам становятся известными не только общие сведения о готовящемся преступлении, но и некоторые обстоятельства их будущей преступной деятельности. Сговор может быть в словесной, письменной форме. Очень редко соучастники достигают соглашения в результате конклюдентных действий (молчаливое согласие).
Для данной разновидности соучастия сговор характеризуется чаще всего устранением объекта и предмета преступления, иногда способом посягательства, что не может свидетельствовать о прочных связях соучастников.
Для преступлений против собственности посягательства по предварительному сговору группой лиц являются квалифицирующим признаком, предусмотренным в ч. 2 ст. 158-164 УК. В законе говорится не о любом соучастии по предварительному сговору, а о совершении преступления по предварительному сговору группой лиц, что обязывает установить соисполнительство, т.е. непосредственное участие всех в выполнении объективной стороны преступления.
Организованная группа является более опасной разновидностью соучастия с предварительным соглашением. Под организованной группой понимается два или большее число лиц, предварительно сорганизовавшихся для совершения одного или нескольких преступлений. Этой разновидности соучастия свойственен профессионализм и устойчивость. Чаще совершается преступление организованной группой в экономической сфере.
Организованная группа характеризуется обязательными признаками, к которым следует отнести предварительный сговор и устойчивость.
Под устойчивостью организованной группы понимается наличие постоянных связей между членами и специфических методов деятельности по подготовке или совершению одного или нескольких преступлений. Устойчивость организованной группы предполагает предварительную договоренность и сорганизованность. Эта разновидность в отличие от соучастия с предварительным сговором группы лиц отличается большей степенью устойчивости, согласованности между участниками. Членами организованной группы могут быть лица, которые участвовали в разработке плана совершения преступления или же лица, которые знали о плане и активно выполняли его. Деятельность организованной группы чаще связана с распределением ролей, но это вовсе не исключает соисполнительство. Как правило, тщательная организация таких групп объединяет большое количество людей, работающих в органах государственного управления, руководителей предприятий, работников торговли и т.д. Все это обусловливает устойчивость организованной группы.
Преступное сообщество (преступная организация) является наиболее опасной из всех разновидностей соучастия с предварительным соглашением. Опасность этой разновидности характеризуется тяжестью преступлений, совершаемых преступными сообществами.
Преступному сообществу свойственна высшая степень сплоченности, согласованности между соучастниками, которая отличает сообщество от других разновидностей соучастия с предварительным соглашением1. Преступное сообщество – это сплоченная группа лиц созданная для совершения тяжких и особо тяжких преступлений, либо это объединение организованных групп, созданных в тех же целях. Сплоченность соучастников преступного сообщества является признаком лишь этой разновидности соучастия (ч. 4 ст. 35).
Сплоченность – это социально-психологическая характеристика преступного сообщества, она отражает общность участников в реализации преступных целей.
Между членами преступного сообщества, как правило, происходит разделение ролей, связанное с использованием определенных знаний, направленных на достижение преступных намерений1.
Устойчивость и сплоченность преступного сообщества предопределяет более или менее продолжительную преступную деятельность и тяжесть преступлений, которые стремятся совершить участники сообщества. Учитывая опасность этих преступлений, ради которых формируется преступное сообщество, законодатель саму организацию, участие в преступных сообществах относит к самостоятельным преступлениям. Так, бандитизм считается оконченным с момента создания вооруженной группы (банды), независимо от того, удалось ли совершить нападение, для которого создавалась банда (ст. 209).
Участники организованной группы или преступного сообщества (преступной организации) могут быть привлечены к уголовной ответственности за участие в них, если это предусмотрено статьями Особенной части УК в качестве самостоятельного вида преступления, а так же за преступления, в подготовке или совершении которых они участвовали (ч. 5 ст. 35). Действия каждого члена сообщества должны причинно обусловливать наступление последствий, которые наступают в результате совершения сообществом преступлений.
Осознание общности целей, для достижения которых создается сообщество, предопределяет наличие лишь прямого умысла у каждого члена преступного сообщества. Сознание и воля членов сообщества должны охватывать обстоятельства, относящиеся не только к собственному деянию, но и к деянию других членов. Только в этом случае можно говорить о соучастии в преступлении. Каждый член преступного сообщества должен охватывать своим сознанием и волей объективные и субъективные признаки преступления (например, описанного в ст. 209 УК Бандитизм). Установление объективных и субъективных признаков преступлений, совершенных участниками преступных сообществ, исключает корпоративную ответственность, способствует укреплению законности.
Если же в статье Особенной части УК в числе квалифицирующих обстоятельств законодатель предусматривает совершение преступления просто группой, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а преступление было совершено преступным сообществом , то содеянное следует квалифицировать с учетом указанных обстоятельств. То, что преступление реально было совершено в наиболее опасной разновидности соучастия, суд так же должен учесть при назначении наказания в рамках санкции статьи Особенной части УК. Это обусловлено дифференциацией соучастия с предварительным соглашением на разновидности с учетом различной степени согласованности действий соучастников.
При опросе 200 работников правоохранительных органов большинство из них за сохранение такого квалифицирующего признака, как совершение преступления организованным преступным сообществом.
Сложная структура преступных формирований, разделение функций между членами преступных сообществ, активные действия по защите своей среды, стремление проникнуть в государственные, в том числе правоохранительные учреждения, весьма заметные тенденции в политизации организованной преступности, масштабы её проявлений всё это выдвинуло проблему новых подходов к организации и тактике оперативно–розыскной деятельности. Многие привычные формы работы и тактика оперативных аппаратов оказались непригодными для борьбы с организованной преступностью, и в этой связи необходим анализ положения, сложившегося в оперативно-розыскной деятельности, в частности в органах внутренних дел, которые выполняют основной объём работы в борьбе с организованной преступностью, что позволит найти рациональные подходы к организационно–тактическим решениям.
1. В советский период структура оперативных аппаратов милиции, её техническая и тактическая вооружённость складывалась по влияниям идеологических факторов. Они были ориентированы на борьбу с отдельными проявлениями преступности на фоне ” последовательного её сокращения “.
1. Традиционно в деятельности оперативных аппаратов милиции существовал приоритет местных, локальных интересов. Мало заботы проявлялось о получении информации, полезной для других аппаратов и служб. Часто происходило искусственное ограничение, даже игнорирование потоков информации, казалось бы ценной, но не работающей на сиюминутную отдачу. Такую “попутную“ информацию получали неохотно, не знали, куда её девать. Например, по данным региональных исследований, до 80% всего объёма информации, полученной сотрудниками аппаратов ОБЭП, не направлялось аппаратам, для которых она представляла интерес, то есть не находило своих адресатов.
Не фиксируемой же информации, представляющей интерес для других оперативных аппаратов и служб, оставалось еще больше в памяти негласных сотрудников и оперативных работников: о связях между лицами, которые могут быть отнесены к категории явно криминально–активных; о прибытии и контактах иногородних дельцов, посредников, спекулянтов, преступников–гастролёров; о появлении на “ черном рынке “ ценных предметов искусства. В ходе научных исследований была установлена информационная разобщенность даже среди подразделений одной службы, на территории одного крупного города. Даже факты явно преступной деятельности, не имеющие в данный момент значения для решения “ своих “ задач, оставались без внимания. Это и есть проявление вредного для борьбы с организованной преступностью местничества.
3. Крайне редко практиковалось обобщение данных о преступной среде, получаемых в ИВС, СИЗО, ИТК – ВТК. Однако именно в местах концентрации преступников существовал своеобразный механизм “ производства “ уникальной по содержанию и насыщенности латентными фактами информации. Здесь практически не было заранее определённых систем обмена сведениями, если не считать локальные программы сбора сведений по конкретным уголовным делам и делам оперативной разработки, которые вели оперативные работники ИТУ, и программы, содержащиеся в ориентировках и конкретных заданиях оперативным аппарата милиции.
Чаще всего обмен сведениями между задержанными, арестованными и осужденными возникал стихийно, в силу психологических потребностей межличностного общения. Тематика же общения задана самой судьбой этих людей, их жизненным и преступным опытом. Из весьма ценного, насыщенного фактами информационного потока имеется реальная возможность отфильтровывать сведения, характеризующие многие стороны организованной преступности, причем те, которые не попадают в следственные и судебные протоколы. Но за многие годы, практически до конца 80–х годов, не удалось создать такого аппарата, который анализировал бы и в региональном, и в межрегиональном масштабах расстановку преступных сил, связи между преступными группами и их лидерами, особенности отношений в этой среде, знание которых имеет большое значение для организации и тактики ОРД1.
4. “ Кадровая работа “ преступных сообществ практически оперативными аппаратами не фиксировалась и не анализировалась. И этому есть только одно объяснение: бесперспективность этой работы. По уголовным законам преследуются только подстрекательство и вовлечение в преступную деятельность несовершеннолетних. На практике и тот и другой законы действуют в “ усеченном “ варианте, то есть при наличии других составов преступлений, других видов соучастия. В чистом виде подстрекательство ( без иного соучастия ) осталось лишь научной категорией теории уголовного права. Лидеры же организованной преступности, которые формируют её идеологию и кадры, не сходят до банального подстрекательства и иного соучастия в преступлениях. Их деятельность не укладывается и в эти “ усеченные “ практикой составы преступлений, то есть в привычные модели общественно опасных деяний. Оперативные работники, не видя смысла в получении и фиксации информации о “ кадровой “ работе, о других формах прикосновенности к организованной преступности, эту информацию фактически теряли.
5. Не способствовала борьбе с организованной преступностью ставшая традицией практика “сворачивания“ оперативно–розыскных мероприятий после раскрытия хотя бы одного эпизода преступной деятельности и изобличения хотя бы одного виновного. Система показателей подталкивала к такой поспешности, поскольку “минимально“ раскрытые преступления снимались с учета нераскрытых. Забота проявлялась не об инициативном поиске латентных преступлений, в том числе совершенных организованными группами, а, в лучшем случае, о расследовании причастности изобличенных обвиняемых к совершению других зарегистрированных преступлений. Это было продиктовано целями улучшения показателей раскрываемости преступлений в районе, городе, области, республике.
Поскольку оперативного интереса к латентной преступности кроме аппаратов ОБЭП другие оперативные службы практически не проявляли, без оперативного реагирования оставалось огромное количество преступлений, что объективно создавало условия для самовоспроизводства преступности и формирования преступных групп и организаций. Без реагирования оставались многие оперативные материалы.
Но к 1989 году, когда достаточно четко проявились особенности организованной преступности, вертикальные и горизонтальные связи её структур, система её “активной обороны “, основанная на коррупции в государственном аппарате и террористических методах подчинения, лавинообразном вторжении в экономику, стала очевидной необходимость создания специализированной службы для борьбы с организованной преступностью, и она была образована в виде 6–го управления МВД РФ, по инициативе которого созданы межрегиональные подразделения. В МВД РФ было создано самостоятельное 6–е управление, в управлениях внутренних дел оперативно – розыскные бюро, разработана Концепция МВД РФ по борьбе с организованной преступностью. В соответствии с этой концепцией определены задачи оперативно–розыскных бюро: проведение разведывательно-поисковых мероприятий, направленных на добывание, сбор и анализ сведений об организованных преступных сообществах, негласное проникновение в их структуры, выработка мер противодействия;
борьба с устойчивыми преступными сообществами и их коррумпированными связями;
направление информации в аппараты уголовного розыска, борьбы с преступлениями в сфере экономики, оперативные подразделения по исправительным делам, совместное проведение крупномасштабных операций по разоблачению преступных структур;
информирование соответствующих органов власти и управления о состоянии и тенденциях организованной преступности.
В феврале 1992 г. в МВД России образованно Главное управление по организованной преступности ( ГУОП ). Структура этого специализированного главка построена так, что обеспечивает руководство разведывательной деятельностью, взаимодействие с другими оперативными службами МВД России и с соответствующими службами других государств, централизованную обработку оперативной информации, в том числе поступающей из других служб криминальной милиции, аналитико–исследовательскую работу, необходимую для констатации признаков организованной преступной деятельности, осуществление линейных функций на разных направлениях, непосредственное руководство межрегиональным управлением и подразделениями, действующими в наиболее криминогенных регионах России. Начальнику ГУОП даны полномочия, необходимые для концентрации сил при возникновении сложных ситуаций, требующих одновременного проведения оперативно–розыскных и следственных действий на нескольких направлениях.
Основными задачами ГУОП являются:
выявление и разработка непосредственно, а также совместно с оперативными подразделениями Министерства устойчивых организованных преступных сообществ, в том числе с межреспубликанскими и международными связями. Обеспечение в этих целях взаимодействия и комплексного использования сил и средств всех служб и подразделений органов внутренних дел;
борьба с бандитизмом, квалифицированным вымогательством, коррупцией, преступными группами смешанной общеуголовной и экономической направленности, организованными видами преступного предпринимательства;
оперативная проверка лидеров преступной среды, имеющих межрегиональные и межгосударственные связи;
оказание помощи органам внутренних дел республики, а также осуществление координации деятельности подразделений, ведущих борьбу с организованной преступностью. На ГУОП, его региональные управления и подразделения в МВД, УВД возложена также ответственность за обеспечение единой стратегии органов внутренних дел по разоблачению коррумпированных лиц. Основным направлением их деятельности в этой сфере определено пресечение коррупции в системе государственной службы. Часть сотрудников ГУОП и региональных управлений по организованной преступности, подразделений МВД, ГУВД, УВД специализируется на изобличении преступных групп, связанных с коррумпированными работниками органов внутренних дел. Этим сотрудникам предоставлено право истребовать или знакомиться с любыми документами, предусмотренными делопроизводством системы МВД России, а также получать по ним объяснения.
При жёсткой федеральной подчинённости РУОП Министерству внутренних дел Российской Федерации управления и отделы по борьбе с организованной преступностью в республиках, краях и областях одновременно войдут в состав МВД, УВД субъектов Федерации на правах структурных подразделений криминальной милиции. Объём компетенции РУОП по руководству ими будет определён специальным нормативным актом МВД России.
Подразделения по организованной преступности должны обеспечивать выявление и пресечение деятельности организованных преступных групп, банд преступных сообществ, в том числе сформированных по этническому признаку, имеющих межрегиональные и международные связи, установление их коррумпированных связей в системе органов власти и управления, борьбы с квалифицированным вымогательством.
Подразделения уголовного розыска в первую очередь будут ориентированы на раскрытие тяжких преступлений, связанных с посягательством на жизнь и здоровье граждан, преступлений против собственности, выявление каналов и пресечение криминального оборота оружия и взрывчатых веществ, розыск лиц, подозреваемых в совершении тяжких преступлений, скрывшихся от следствия и суда.
Усилия подразделений по атомическим преступлениям предполагается сосредоточить на преодолении преступной экспансии в наиболее криминогенных жизненно важных для экономики страны сферах, разработке и осуществлении комплексных мер по усилению борьбы с взяточничеством, банковскими и финансовыми мошенничествами, легализацией преступных доходов, фальшивомонетничеством, незаконными операциями с валютными ценностями и другими финансово–хозяйственными преступлениями. Подразделениям по борьбе с незаконным оборотом наркотиков предстоит активизировать работу по выявлению и пресечению каналов и источников поступления в Россию наркотиков из–за рубежа, ликвидации межрегиональных и межгосударственных преступных групп, занимающихся наркобизнесом.
2.2. Оперативно-розыскная деятельность по делам о преступлениях, совершенных организованными преступными группами.
В соответствии с Федеральным Законом “ Об оперативно–розыскной деятельности “ оперативно–розыскная деятельность по предупреждению и раскрытию преступлений, совершенных организованными преступными группами, бандами, преступными организациями и сообществами осуществляется оперативными подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, органов Федеральной службы безопасности, органов пограничной службы Российской Федерации, Федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов Российской Федерации1.
Сложившаяся практика свидетельствует о том, что координация взаимодействия субъектов оперативно–розыскной деятельности, ведущих борьбу с организованной преступностью, осуществляется подразделениями по борьбе с организованной преступностью Министерства внутренних дел Российской Федерации. Эта ситуация нашла закрепление в проекте Федерального закона “ О борьбе с организованной преступностью “.
Взаимодействие с органами Федеральной службы безопасности ( ФСБ )
В соответствии со ст. 10 (Борьба с преступностью) Федерального закона “ Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации “ (от 3 апреля 1995 г.) органы ФСБ осуществляют оперативнорозыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотиков, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.
В результате специализации и расширения функций МВД и ФСБ сложилась ситуация, когда наблюдается совпадение компетенций оперативно-розыскных служб МВД и ФСБ, которые, руководствуясь единым Федеральным законом “ Об оперативно–розыскной деятельности “, применяют традиционные для этих органов средства, методы, тактику и используют специфические оперативные возможности в борьбе с организованной преступностью.
Совместная деятельность органов внутренних дел и органов ФСБ по выработке стратегии борьбы с организованной преступностью.
Такое взаимодействие строится на основе информационно–аналитической работы, которая является составным элементом управленческой деятельности МВД, ФСБ и органов, входящих в эти системы. Оба ведомства обеспечивают Президента России, высшие органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации информацией о состоянии и тенденциях организованной преступности, об угрозах безопасности государства и о чрезвычайных ситуациях, которые могут повлечь тяжкие социально–политические, экономические, военные, экологические последствия,
рабочие встречи сотрудников МВД и ФСБ, имеющие целью повышение оперативности взаимного информирования, реагирования на организованную преступную деятельность.
обмен опытом борьбы с организованной преступностью.
организацию и проведение совместных комплексных операций по борьбе с организованной преступностью и коррупцией.*
Взаимодействие с органами налоговой полиции
Законом Российской Федерации “ о федеральных органах налоговой полиции “ на данные органы возложено решение следующих задач: выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений, о выявленных при этом других экономических преступлениях органы налоговой полиции обязаны проинформировать соответствующие правоохранительные органы;
обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защиты их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей.
Организация взаимодействия между органами внутренних дел и органами налоговой полиции Российской Федерации предусматривает создание постоянно действующих координационных рабочих групп из представителей заинтересованных главков и управлений МВД и ФСНП России, а также подразделений органов внутренних дел и органов налоговой полиции на местах для выработки и реализации согласованных действий по выявлению, предупреждению, пресечению налоговых преступлений, а также правонарушений и преступлений в сфере экономики и потребительского рынка, проведение совместных оперативно–розыскных и профилактических мероприятий с целью выявления незаконных операций, осуществляемых кредитно - финансовыми и иными учреждениями, предприятиями, организациями, в том числе занимающиеся торгово–закупочной деятельностью1.
Руководителям федеральных органов налоговой полиции целесообразно: ежеквартально информировать органы внутренних дел о криминогенной обстановке по налоговым преступлениям, о конкретных фактах подготовки или совершения преступлений в сфере экономики и потребительского рынка, ставших известными в процессе осуществления оперативно розыскной деятельности.
Взаимодействие с органами пограничной службы
Федеральная пограничная служба взаимодействует с иными субъектами в борьбе с организованной преступностью на основе Положения о ФПС, утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 2316 от 30 декабря 1993 г. Важно отметить, что подразделения имеют возможность получать оперативно–розыскную информацию не только на территории Российской Федерации, но и за её пределами при охране государственных границ других стран. Это обстоятельство особенно важно учитывать в борьбе с наркобизнесом, незаконным оборотом оружия, радиоактивных и иных особо опасных веществ.
Взаимодействие с таможенными органами
Взаимодействие с таможенными органами строится, прежде всего, исходя из положений Таможенного кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст. 224 и 226 ТК РФ таможенные органы Российской Федерации осуществляют оперативно–розыскную деятельность в целях:
выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое законодательством Российской Федерации преступлением, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации ( в соответствии со ст. 22 ТК РФ ) таможенные органы Российской Федерации являются органами дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей, о незаконных валютных операциях и иных деяниях с валютными ценностями, касающимися таможенного дела, а также по делам об иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации, при запросах международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации по таможенным вопросам.
Заключение
Для борьбы с таким явлением, как организованная преступность, необходимо осуществление в рамках единой государственной комплексной программы соответствующих политических, экономических, правовых, социальных, идеологических, административных мер. Приоритет должен быть отдан социально-экономическим. Нельзя недооценивать правовые средства, и, в частности, уголовно-правовые, направленные на борьбу с организованной преступностью.
Деятельность независимых друг от друга преступных групп, обладающих признаком организованности, можно проследить с дореволюционной России по настоящее время. Нарастание во всех сферах жизни проблем и противоречий. Все более высокая их концентрация и взаимодействие с определенными типами личности привело к приобретению преступностью нового качественного состояния. Такой переход, очевидно, происходил в 60-70-е годы. В настоящее время организованная преступность активно эволюционирует, оказывая обратное негативное влияние на все сферы жизни общества и является недостаточно изученным явлением, в том числе в криминологическом и уголовно-правовом аспектах.
Криминологический прогноз позволяет выделить следующие неблагоприятные тенденции развития организованной преступности:
- возможность вторжения организованной преступности в зоны высокой рентабельности рыночного хозяйства, такие, как сфера арендного подряда, открытые экономические зоны;
- повышенный интерес к объектам, на которых возможна интеграция с теневой экономикой – кооперативным и коммерческим банкам, посреднической деятельности по формированию совместных предприятий и поиску партнеров по международной производственной кооперации;
- расширение поля деятельности организованной преступности;
- увеличение числа групп, численности их членов, расширение связей между группами;
- увеличение числа случаев применения оружия, вымогательства с применением жестоких форм воздействия;
- усиление борьбы за сферы влияния в преступном бизнесе (отраслевом и территориальном);
- расширение международных контактов;
- активизация усилий по восстановлению и расширению связей с коррумпированными должностными лицами;
- рост численности маргинальных элементов, способствующих легкому рекрутированию нужного числа лиц в структуры организованной преступности, расширение ее социальной базы;
- увеличение масштабов торговли оружием, наркотиками, контрабандной активности.
Существует большое количество форм деятельности, характерных для организованной преступности. Подход к их юридической оценке должен быть следующим. Во-первых, возможность применения действующего законодательства. Во-вторых, предлагаемой нормы об организации, руководстве или участии в преступном сообществе с позиции того, что соответствующие действия могут охватываться понятиями организация, руководство или участие. Для этого, конечно, необходимо учитывать результаты научных исследований и правоприменительную практику. Особую роль, на наш взгляд, здесь должен играть Пленум Верховного Суда РФ, имеющий возможности давать нормативное судебное толкование. Поскольку закон на все случаи жизни создать невозможно, то в указанных выше, а также могущих возникнуть в будущем ситуациях, целесообразно опираться на складывающуюся практику правоприменительной деятельности как на надежный критерий истины.
Организованная преступность – сложное антисоциальное явление, не имеющее государственных границ. Многие десятилетия она “сопровождает” экономическое и культурное развитие большинства стран мира, стимулируя такие пороки человеческого общества, как коррупция, вымогательство, насилие, наркомания, проституция.
Развитие причин организованной преступности в Российской Федерации повторило путь большинства стран: разложение бюрократических структур государства, нарушение принципов социальной справедливости, девальвация нравственных ценностей, выход из примитивного состояния “безналоговой” теневой экономики.
Возрастающие масштабы организованной преступности представляют реальную угрозу безопасности государства и общества, так как она усиливает свои позиции через монополизацию многих видов противоправной деятельности, используя отсутствие надежных механизмов защиты нарождающихся рыночных отношений, активно внедряется в новые экономические структуры, стремится сохранить господствующее положение в распределительной сфере, заблокировать процесс реформ. В ряде мест преступных формирования, пользуясь безнаказанностью, а подчас и попустительством правоохранительных органов, действуют всё более нагло и вызывающе, превращая обширные территории в свои вотчины. Они контролируют такие доходные виды противоправной деятельности, как наркобизнес, проституция, азартные игры, нелегальная торговля оружием, спекуляция, вымогательство и др. Примитивные преступления уступают место крупномасштабным преступным акциям, глубокому проникновению через коррумпированные связи в экономику и финансовую систему, попыткам оказывать прямое влияние на политику государства в этой сфере.
Биржи, торговые и валютные аукционы, рынок жилья, коммерческие банки, совместные предприятия и иные экономические структуры преступники пытаются использовать как для отмывания “грязных” денег, так и для использования самой рыночной экономики в своих корыстных интересах.
Преступные формирования, располагающие крупными суммами денег, завоевывают сильные позиции на внутреннем рынке, осуществляют противозаконные крупномасштабные преступные операции по вывозу из страны сырья, товаров и других средств. Противоправный бизнес стремится приобретать либо иметь контрольный пакет акций различного рода предприятий и организаций, создавать собственные производства (банковские и всякого рода посреднические организации), внедрятся во внешнеэкономические структуры и таким образом выходить на формирование преступных международных организаций.
Организованная преступность становится одним из основных факторов политической и социально–экономической нестабильности в Российской Федерации. На это неоднократно обращалось внимание в обращениях и выступлениях Президента Российской Федерации, руководителей Правительства и Парламента России, в документах руководящих государственных органов.
Организованная преступность породила новую криминальную ситуацию, которая требует для её разрешения неотложных законодательных, организационно–управленческих мер, значительных материальных ресурсов на оснащение правоохранительных органов и обучение сотрудников методам борьбы с организованной преступной деятельностью. Одной из причин сложившейся ныне в сфере борьбы с организованной преступностью ситуации является недостаточно научная проработка проблем, отсутствие ясных представлений о стратегии и идеологии этой борьбы, а также правовой, криминологической, криминалистической и оперативно–розыскной концепции и соответствующих научных рекомендаций по выявлению, раскрытию, расследованию и предупреждению организованной преступной деятельности. Теоретическому познанию организованной преступности как социально–правового явления в нашем обществе предшествовала оперативно–розыскная, следственная и судебная практика.
На протяжении многих лет в юридической теории наблюдалось стремление обосновать официальные политические доктрины, и это сдерживало объективный анализ действительности, а в итоге негативно сказывалось и на оценке фактической расстановки сил в борьбе с преступностью, и на теоретической разработке организационно–тактических форм борьбы с преступностью, адекватных такой расстановке.
Проблема организованной преступности не только не исследовалась, но и не ставилась. В этом и состояло одно из противоречий общества: в его структурах уже функционировала теневая экономика, определённые эшелоны государственной и партийной власти были поражены коррупцией, внутри страны и за рубежом действовали многие связи, порожденные иерархией преступных отношений, но интересы официальных политических доктрин не позволяли все это квалифицировать как организованная преступность и, соответственно, разрабатывать эффективные меры борьбы с ней.
На мой взгляд, бороться с организованной преступностью можно, при соответствующей помощи государства. И тогда преступникам не помогут никакие высшие эшелоны государственной власти.
Список использованной литературы
Нормативный материал
1. Конституция Российской Федерации., 1993 г.
2. Уголовный кодекс РФ., 1997 г.
3. Уголовно – процессуальный кодекс РСФСР.,1993 г.
4. Закон РФ «О милиции»,1991 г.
5. Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ»,1992 г.
6. Закон РФ « Об органах Федеральной службы безопасности в РФ».,1995 г.
7. Закон РФ «О государственной налоговой службе»,1995 г.
8. Закон РФ «О Федеральных органах налоговой полиции»,1993 г.
9. Закон РФ «О службе в таможенных органах», 1997 г.
10. Положение о Федеральной пограничной службе, 1997 г.
Специальная литература
1. Алексеев А.Х. Борьба с новыми видами преступлений в сфере экономики. //Вестник МВД РФ. 1997. № 6. с. 55.
2. Баяхчев В. Г. Кража автотранспорта совершенная организованной группой. //Вестник МВД РФ. 1997. № 5. с. 25.
3. Борьба с экономической преступностью. // Вестник МВД РФ. 1995. № 3. с. 51.
4. Борьба с экономической преступностью. // Вестник МВД РФ. 1995. № 4,5. с.114.
5. Взаимодействие с пограничниками. // Вестник МВД РФ. 1996. № 5. с. 99.
6. Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Уголовная ответственность за организацию преступного сообщества. // Комментарий. М. Учебно–консультационный центр. “Юр. информация”. 1997. с. 32.
7. Голицын С.В. Коррупция в органах власти. // Вестник МВД РФ. 1997. № 4. с. 19.
8. Голицын С.В. Коррупция в ОВД. // Вестник МВД РФ. 1997. № 4. с. 19.
9. Голицын С.В. Коррупция. //Вестник МВД РФ. 1996. № 4,5. с. 55.
10. Дамидов Ю.Н., Алексеев А.Х. О борьбе с новыми видами преступлений в сфере экономики. //Вестник МВД РФ. 1997. № 6. с. 55.
11. Данилов В.А. Наркомания. // Вестник МВД РФ. 1996. № 2. с. 65.
12. Ларьин Ф.Г. Взяточничество среди сотрудников ОВД. //Вестник МВД РФ. 1997. № 5. с. 34.
13. Машин В.П. Организованная преступность. Финансовые стороны. //Вестник МВД РФ. 1996. № 3,4. с. 78.
14. Организованная преступность. // М. 1996. с. 352.
15. Организованная преступность. //Под. ред. Долговой А.И. –М.: Юридическая литература. 1989. с. 352.
16. Организованная преступность – 4. // Под. ред. Долговой А.И. –М.:
17. Криминологическая Ассоциация. 1998. с. 280.
18. Овчинский В.С. Основы борьбы с организованной преступностью. // М. 1996.
19. Проблемы борьбы с организованной преступностью и коррупцией. /Сборник научных трудов.// Под. ред. Грибанова В.П. ВНИИ МВД России. 1995.
20. Смирнов Г.Г. Организованная преступность и меры по её предупреждению. // Учебное пособие. Екатеринбург. МВД РФ. 1995. с. 32.
21. Сбирунов П.Н., Целинский Б.П. Наркомания – опасность социальная. //Вестник МВД РФ. 1997. с. 71.
22. Семёнов Э.Н. Оружие под контроль. //Вестник МВД РФ. 1996. № 6. с. 61, 69.
23. Ярочкин В.Н. Организованная преступность. Откуда исходит угроза. // М. 1995.
1 Алексеев А.Х. борьба с новыми видами преступлений в сфере экономики. //Вестник МВД РФ.//, 1997 г.
1 Гаухман Л.Д. Уголовная ответственность за организацию преступного сообщества. М., 1997 г.
1 Машин В.П. Организованная преступность. Финансовые стороны..,М.,1996 г.
1 Машин В.П. Организованная преступность. Финансовые стороны, М.,1996 г.
1 Организованная преступность., М., 1996 г.
1 Алексеев А.Х. борьба с новыми видами преступлений в сфере экономики. //Вестник МВД РФ.//, 1997 г.
1 Гаухман Л.Д. Уголовная ответственность за организацию преступного сообщества. М., 1997 г.
1 Алексеев А.Х. борьба с новыми видами преступлений в сфере экономики. //Вестник МВД РФ.//, 1997 г.
1 Гаухман Л.Д. Уголовная ответственность за организацию преступного сообщества. М., 1997 г.
1 Гаухман Л.Д. Уголовная ответственность за организацию преступного сообщества. М., 1997 г.
1 Овчинский В.С. Основы борьбы с организованной преступностью. М.,1996 г.
1 Гаухман Л.Д. Уголовная ответственность за организацию преступного сообщества. М., 1997 г.
1 Смирнов Г.Г. Организованная преступность и меры ее предупреждения. М.,1996 г.
1 Смирнов Г.Г. Организованная преступность и меры ее предупреждения. М.,1996 г.
1 Алексеев А.Х. борьба с новыми видами преступлений в сфере экономики. //Вестник МВД РФ.//, 1997 г.
1 Ярочкин В.Н. Организованная преступность. Откуда исходит угроза. М.,1995 г.
1 проблемы борьбы с организованной преступностью. М.,1995 г.
1 Организованная преступность. /под ред. Долговой А.И.//.,М.,1997 г.