Тарифное регулирование внешнеэкономических отношений

СОДЕРЖАНИЕ: Тарифное регулирование осуществляется посредством таможенных пошлин и таможенных тарифов.

Тарифное регулирование осуществляется посредством классического инструмента внешнеторговой политики - таможенных пошлин и таможенных тарифов. мые через таможенные учреждения с товаров, ценностей, имущества, провозимого через границу страны. Таможенные пошлины могут быть импортными и экспортными, а также транзитными. Таможенные пошлины выполняют функцию налога. Ставки таможенных пошлин устанавливаются на национальном уровне. Слагаемых таможенными пошлинами, с указанием величины их ставок. Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов, которые группируют товары в зависимости от отрасли и степени обработки, причем каждый имеет многозначный цифровой код (н-р, 220410 - Вина игристые).

Таможенный тариф имеет следующий вид: код товара, название товара, ставка ( или ставки) таможенной пошлины. В таможенном тарифе товары сгруппированы в зависимости от степени обработки ( готовые изделия, полуфабрикаты, сырье) и по происхождению ( промышленные, сельскохозяйственные, минерально-сырьевые и т. п. ). По способу взимания таможенные пошлины подразделяются на адвалорные, специфические и комбинированные.

Адвалорные пошлины взимаются в процентах от товарной стоимости. Они получили наибольшее распространение в современной практике таможенно-тарифного регулирования. Это в определённой мере связано с тем, что в условиях плавающих курсов валют в случае обесценения национальной валюты при использовании адвалорных пошлин уровень таможенного обложения не меняется. Адвалорные пошлины, кроме того, более удобны для регулирования импорта товаров, цены на которые отличаются высокой подвижностью (например, технически сложной продукции).

Таможенная = таможенная х ставка(%)

пошлина стоимость

Специфические - в виде твердой ставки с 1 товара ( штуки, веса, объема). По этим ставкам рассчитываются пошлины на меховую и кожаную одежду, обувь, посуду, теле-, видеоаппаратуру и др.

Таможенная = кол-во х ставка х _ Кэкю

пошлина товара в ЭКЮ Квал

Кэкю - курс ЭКЮ, установленный ЦБ РФ на дату принятия таможенной декларации.

Квал - курс валюты, в которой установлена таможенная стоимость товара, установленный ЦБ РФ на дату принятия таможенной декларации. Комбинированные пошлины объединяют элементы адвалорных и специфических пошлин, но в обратном порядке, т. е. величина таможенной пошлины устанавливается как специфическая, но с ограничением процентного отношения по отношению к таможенной пошлине, н-р, 2 экю за 1кг, но не менее 10%, из двух ставок выбирается максимальная. Таможенные тарифы могут быть простые ( единая ставка ) и сложные, много колончатые (для каждого товара устанавливается две или более ставок таможенной пошлины). По своей правовой природе сложные таможенные тарифы могут быть автономными и автономно-конвенционными.

Автономные тарифы, устанавливаемые компетентным гос. органом данной страны вне зависимости от имеющихся многосторонних или двусторонних международных договоренностей. Автономные ставки не содержат конвенционных (договорных) пошлин, ставки которых определяются в ходе международных торговых переговоров. Автономные ставки могут быть изменены решением компетентного органа без согласования со странами внешнеторговыми партнерами .

Они содержат также и конвенционные. Конвенционные ставки распространяются только на те товары, которые оговорены в соответствующих торговых договорах(соглашениях). Ставка договорной пошлины не может быть изменена в одностороннем порядке. Срок ее применения определяется сроком ответствующего международного договора.

Различные ставки устанавливаются в зависимости от страны происхождения товара и от режима предоставленного тому или иному государству. Таможенные процедуры взимаются в размере 0, 15% от таможенн стоимости при заключении контракта в рублях. При заключении в СКВ - 0, 1% в рублях и 0, 05% в СКВ.

В целях защиты экономических интересов РФ к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды пошлин:

- специальные пошлины;

- антидемпинговые;

- компенсационные пошлины.

Специальные пошлины применяются в качестве защитной меры, товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным товаропроизводителям подобных или конкурирующих товаров.

Антидемпинговые пошлины применяются в случае ввоза на таможеную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стане ввоза в момент этого ввоза.

Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на территорию РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии.

Используются следующие виды таможенного обложения:

Аусловно беспошлинный ввоз –ввоз в страну товаров и иных предметов без обложения таможенной пошлиной, сборами и налогами, взимаемыми в связи с импортом, при условии обратного вывоза за границу этих предметов в установленные сроки. В случае несоблюдения сроков предметы подлежат таможенному обложению. Режим условно-беспошлинного ввоза применяется к транспортным средствам, осуществляющим международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, оборудованию для проведения спортивных и культурно-зрелищных мероприятий, выставочному и ярморочному имуществу, научным приборам и другим предметам, используемым на территории страны ввоза временно без так называемого внутреннего потребления самих предметов или конечной продукции, произведенной из них.

Беспошлинный ввоз –ввоз на территорию государства товаров, ценностей и других предметов без уплаты таможеной пошлины, сборов и налогов. В отличии от условно-беспошлинного ввоза, освобождение от уплаты таможенных платежей в данном случае является безусловным, распространяется на некоторые товары, предметы личного пользования граждан, недорогостоящие подарки и т. д. Режим беспошлинного ввоза может способствовать ввозу товаров, не производимых отечественной промышленностью или производимых недостаточно, созданию в стране совместных предприятий, развитию гуманитарного обмена(печатные издания).

Возвратная пошлина- сумма импортных таможенных пошлин, подлежащих возврату плательщику при ввозе готовой продукции, получаемой в результате обработки или переработки ранее ввезенных товаров, является одним из средств повышения конкурентноспособности экспортных товаров по цене. Возврат импортных пошлин производится не только в форме выплаты возвратной пошлины, но и виде допущения впоследтсвии беспошлинного ввоза товаров, подобных тем, которые ранее были оплачены пошлиной. Возврат ранее уплаченных пошлин предусматривается отдельными таможенными режимами, закрепленными в Таможенном кодексе (ТК). Так, возврат уплаченных ввозных таможнных пошлин предусматриваеся режимом реэуспорта, при котором иностранные таможенные товары вывозятся с российской таможенной территории без взимания или с возвратом таможенных пошлин и налогов и без применения мер экономической политики (ст. 100 ТК). В ТК (ст. 101) определены условия, когда при вывозе реэкспортных товаров уплаченные ввозные пошлины подлежат возврату:

1) реэкспортируемые товары находятся в том же состоянии, в котором они были на момент ввоза, кроме изменений состояния товаров в вследствии естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения;

2) реэкспорт товаров происходит в течении двух лет с момента ввоза ;

3) реэкспортируемые товары не использовались в целях извлечения дохода.

В большинстве стран базовый размер пошлины относится к товарам из стран, которым предоставлен режим наибольшего благоприятсвования. Смысл этого термина заключается в том, что государства на взаимной основе представляют друг другу те же условия внешнеторговых операций, которые применятся к третьим странам. Другими словами, это один из главных принципов международной торговли, означающий не льготные, а нормальные возможности для взаимной торговли. С тех государств, с которыми нет торговых соглашений, пошлины взимаются в максимальном размере. Товары развивающихся стран (по списку ООН) облагаются префернциальными пошлинами, сниженными на 50%. Товары из наименее развитых стран (также по списку ООН) пошлинами не облагаются. Это своего рода тарифная льгота.

Таможенная пошлина уплачивается до или одновременно с принятием таможенной декларации. Если декларант просрочил с подачей декларации, сроки уплаты таможенной пошлины будут исчисляться со дня истечения срока подачи таможенной декларации. При перемещении через российскую таможенную границу товаров, не предназначенных для коммерческих целей, таможенные пошлины уплачиваются одновременно с принятием таможенной декларации.

Таможенные пошлины уплачиваются таможенному органу. Пошлина может уплачиваться как в безналичном порядке, так и наличными деньгами в кассу таможенного органа в пределах сумм, установленных государством. По таможенным пошлинам может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты пошлины. Размер процентов за предоставленную отсрочку уплаты определяется по формуле:

Пот = Пот лины, исчисленной в рублях,

С - Отсрочка или рассрочка уплаты таможеной пошлины - это своего рода тарифная льгота.

Помимо указанных выше льгот (снижение ставки пошлины, рассрочка или отсрочка уплаты) существуют еще их виды:

1) освобождение от уплаты пошлины;

2) установление тарифных квот на преференциальный ввоз(вывоз) товара.

Освобождение от уплаты пошлины может предоставляться как на бессрочной, постоянной основе(освобождение товаров из наименее развитых стран), так и на ограниченный срок(значительно реже). Так с 1 января 1996 года по 31декабря 1998 года производится без взимания ввозных таможенных пошлин таможенное оформление бумаги, полиграфических материалов, носителей аудио- и видеоинформации, технологического и инженерного оборудования, ввозимых на российскую таможенную территорию редакциями средств массовой информации и издательствами, информационными агенствами, телерадиовещательными компаниями и используемых ими для производства продукции СМИ, книжной продукции, связанной с образованием, наукой, культурой.

Установление тарифных квот на преференциальный ввоз(вывоз) товара - специфицеская для внешнеторговой деятельности налоговая льгота. Под тарифной квотой понимается квота, в пределах стоимости и количества которой импортируемые товары облагаются таможенными пошлинами в обычном размере. Превышение тарифных квот влечет за собой повышение ставок таможенной пошлины. На одни товары действуют количественные ограничения(мясо, нефть и нефтепродукты при ввозе в особую своюодную зону в Калининградской области), на другие - стоимостные квоты (сигареты, ювелирные изделия).

Таможенные пошлины - это ключевой элемент во внешнеэкономической политике государства, поскольку они регулируют взаимосвязь внутренних и внешних рынков. Наибольшее значение в странах с рыночной экономикой имеют импортные пошлины. Экономической анализ выигрышей и потерь от импортных тарифовпоквзфвает, что они пополняют гос. бюджет и выгодны прежде всего отечественным производителям , конкурируюшим с импортом, особенно в молодых отраслях производства. С этой точки зрения импортные пошлины можно рассматривать как средство стимулирования отечественного производства и защиты молодых отраслей.

В то же время таможенные тарифы почти всегда снижают уровень благосостояния в торгующих странах, поскольку потребитель сталкивается с повышением цен и тенденцией к монополизации рынка. Повышение цен на имортные товары ограничивает и спрос на отечественные товары. Кроме того, страна, вводимая высокие импортные пошлины, теряет на ответной реакции государств, куда поступает ее экспортная продукция.

В том случае, если страна, будучи крупнейшим производителем тех или иных товаров, способна влиять на мировые цены на данный товар, можно найти такой уровень тарифов, который принесет ей чистый выигрыш.

Экспортные пошлины для стран с рыночной экономикой не ахрактерны. Они делают экспорт того или иного товара менее выгодным, что снижает доходы производителей и экспортеров, но влияют на внутренние цены в сторону их снижения, что выгодно потребителям.

Как импортные, так и экспортные пошлины могут оправдываться интересами обеспечения обороноспособности страны и национальной безопасности в целом.

Импортные (ввозные) пошлины.

Импортный таможенный тариф неоднократно изменялся в процессе становления внешнеэкономической политики России. В колебаниях величины импортных пошлин отражаются изменения экономической ситуации в стране. Например, в 1992 году сложной проблемой считалась нехватка продовольствия и его ввоз был беспошлинным. В 1993-1994 годах возникла проблема обратного характера - затрудненность сбыта ряда отечественных товаров АПК из-за снижения платежеспособного спроса населения. Отсюда требования представителей ряда отраслей о введении высоких пошлин на их товары.

Преобладают в импортном тарифе адволорные пошлины (в %% от таможенной стоимости). Импортные таможенные пошлины взимаются в рублях и доход федерального бюджета. По желанию плательщика сумма импортной таможенной пошлины может оплачиваться в СКВ по курсу ЦБ РФ.

Таможенная стоимость определяется на основании Постановления Правительства РФ от 5 ноября 1992года. На базе таможенной стоимости исчисляются не только импортные, но и налоги на импорт, таможенные сборы и штрафы, а также ведется таможенная статистика. Таможенная стоимость определяется импортером(декларантом), а проверяется таможней, оформляющей груз. Таможня решает вопрос либо на основе документов декларанта, либо на собственной ценовой информации в виде различных справочников, каталогов и т. д. Таможенная стоимость определяется шестью методами, главный из которых определение по уене сделки с ввозимыми товарами. При этом в цену сделки включаются, помимо цены товара по контракту, транспортные расходы до пункта пересечения границы и другие расходы, понесенные импортерем и увеличиваюшие стоимость товара.

Установленные Постановлением Правительства РФ от 10. 03. 94. (с последующими изменениями) ставки импортных пошлин колеблются в основном в пределах от 1 до 30%. В 1994 году впервые введены пошлины, имеющие протекционистский характер.

Размер импортной пошлины зависит от страны происхождения товара и импортный таможенный тариф имеет в своем составе 3 колонки. Базовая ставка импортной пошлины (вторая колонка) применяется к странам, которыми заключены торговые договоры и соглашения, предусматривающие режим наибольшего благоприятствования (РНБ). В настоящее время в этом списке числится 127 государств и ЕЭС. Для товаров, происходящих из развивающихся стран, размер импортной пошлины уменьшен в 2 раза (первая колонка тарифа). В списке развивающихся стран - 104 государства. При этом товары из так называемых наименее развитых стран (всего их 47) импортной пошлиной вообще не облагаются. Наконец, товары из стран, с которыми нет торговых соглашений, облагаются пошлиной в двойном размере (третья колонка тарифа).

Физические лица могут провести через границу или получить товары общей стоимостью до 1000 долларов беспошлинно, если вес не превышает 50 кг. , а сверх этой суммы уплачиваеся пошлина до 30 % таможенной стоимости, но не менее 4 ЭКЮ за кг.

Физические лица, переселяющиеся на постоянное место жительства в РФ из иностранных государств (кроме государств - бывших республик СССР), могут ввозить товары общей стоимостью до 10000 долларов США.

Товары, ввозимые физическими лицами в несопровождаемом багаже, облагаются таможенными платежами по единой ставке в размере 50% таможенной стоимости, но не менее 7 ЭКЮ за 1 кг.

Российские граждане, срок аременного непрерывного пребывания которых в иностранных государствах превышает 6 месяцев, могут беспошлинно ввозить товаров общей стоимостью до 5000 долларов США.

Примеры импортных таможенных пошлин:

средства для волос (3305)- 15% ;

одежда из натуральной кожи (420310000)- 30% , но не менее 14 ЭКЮ за кг.

Экспортные (ввозные) таможенные пошлины

Экспортные пошлины в РФ были введены с середины 1992 года. В настоящее время экспортные пошлины отменены. Применялись как специфические , так и адволорные пошлины. Экспортный тариф состоял из двух колонок. В первой - размер базовой пошлины; ставка во второй колонке, увеличенная в два раза, применялась при вывозе товаров в рамках бартерных операций.

Взимание экспортных пошлин производится в рублях, при этом ставка пошлины в ЭКЮ подлежит пересчету в рубли по курсу рубля, котируемому Банком России, действующему на момент уплаты пошлины.

Экспортная пошлина подлежит уплате до или в момент предъявления товара к таможенному оформлению, но таможня может предоставить отсрочку по ее уплате на срок не более 60 дней с даты предъявления товара к таможенному контролю. При предоставлении отсрочки взимается плата в рублях в размере 0. 2% от суммы первоначально причитающихся платежей за каждый день отсрочки, включая дату платежа. По разрешению Минфина РФ экспортер может уплачивать пошлину в СКВ.

Экспортный тариф неоднократно изменялся в зависимости от ситуации на внутреннем рынке. Первоначально главной задачей была защита внутреннего рынка от вывоза товаров, в которых ощущалась острая нехватка, при том что цены на внутреннем рынке были гораздо ниже мировых, а многие цены датировались государством. Поэтому 1992-1993 годах вывозные пошлины охватывали до 79% росэкспорта. Размеры пошлины были очень высокие - специфические достигали 80 тыс. ЭКЮ , адвалорные - 70% от таможенной стоимости товаров.

Изменение ситуации на внутреннем рынке, связанное с отменой гос. регулирования внутрених цен и сближением их уровня с мировыми, потребовало гос. мер, способствующих экспорту. Размеры экспортных пошлин снижаются; списки товаров, облагаемых экспортными пошлинами сокращаются.

С 01. 04. 96. экспортные пошлины отменены вообще, кроме нефти и газового конденсата (Постановление Правительства РФ от 01. 04. 96. N 479).

Схема определения уровня ставок импортного таможенного тарифа в зависимости от страны происхождения товара


Список литературы

I ЗАКОНЫ

1 Федеральный закон О Таможенном тарифе от 19. 07. 93

II КНИГИ

2. 1 Международные экономические отношения: учебное пособие. / под редакцией Б. Г. Супруновича. - М. :Финансовая академия, 1995. - 215с.

2. 2 Основы внешнеэкономических знаний /под редакцией И. П. Фаминского. -М. : Международные отношения, 1994. - 480с.

III СТАТЬИ

3. 1 Козырин А. Коментарии Тамоденного Кодекса РФ //Хозяйство и право. -1996. -N 1. - с. 34-54

3. 2 Козырин А. Коментарии Закона О таможенном тарифе //Хозяйство и право. - 1996. - N 10. - с. 40-62

3. 3 Козырин А. Коментарии Закона РФ О таможенном тарифе //Хозяйство и право. -1996. -N 11. -с. 35-47

3. 4 Козырин А. Коментарии Закона РФ О таможенном тарифе // Хозяйство и право. - 1997. -N 5. -с. 15-25

Скачать архив с текстом документа