Основные черты перехода экономики
СОДЕРЖАНИЕ: Основные черты переходной экономики Переходная экономика представляет особое состояние общества и промежуточный этап в эволюции экономики, когда происходит смена одной исторической ступени развития на другую. Проблема переходной экономики возникала в экономической науке неоднократно: в связи с переходом от аграрного общества к индустриальному (от феодализма к капитализму), от капитализма к социализму и, наконец, в современных условиях в связи с «постиндустриальными тенденциями» в развитых капиталистических странах и переходными процессами в бывших социалистических странах, вставших на путь формирования рыночной экономики.Основные черты переходной экономики
Особенности функционирования переходной экономики
Первая особенность связана с преемственностью (инерционностью) воспроизводственного процесса, исключающего возможность быстрой замены существующих экономических форм другими, желательными. Подобные действия неизбежно внесли бы хаос в производственный процесс. Именно инерционность воспроизводства предполагает такую особенность функционирования переходной экономики, как сохранение в течение достаточно длительного периода старых экономических форм и отношений.
Другой особенностью функционирования переходной экономики является интенсивное развитие всех новых форм и отношений. Понимание необратимости эволюционного процесса, а также его основных тенденций позволяет ускорить его путем осуществления той или иной программы реформ. Резко возрастает роль субъективного фактора, от которого зависит правильность выбора направлений и путей развития, и его практическая реализация. Успех ускорения переходных процессов обеспечивается, если реформы намечены не произвольно, а на основе познания закономерностей эволюции, построения системы действий в соответствующих направлениях.
Среди многочисленных изменений, происходящих в переходный период, некоторые носят необходимый, неизбежный характер и поэтому могут рассматриваться как закономерности. Их три:
— утрата государством функций единоличного распоряжения экономическими ресурсами;
— бюджетный кризис;
— трансформационный спад.
Как видим, эти закономерности носят в основном отрицательный характер и находят выражение в кризисах. Это связано с тем, что в переходный период экономика переживает чрезвычайно болезненные перемены. Но только осознание неизбежности этих кризисов и их быстрое преодоление дает возможность создать рыночную экономику.
Главная закономерность переходного периода - утрата государством функций единоличного распоряжения ресурсами. Как известно, в период командно-административной системы государство было единственным собственником и всесильным распорядителем всех материальных богатств общества. Теперь значительная часть имущества переходит в частную собственность, и государство теряет монопольную власть на принятие экономических решений.
Прогнозирование и планирование в странах с моделью переходной экономики
Представителями стран с моделью переходной экономики являются страны СНГ (Россия, Украина и др. ), Центральной Европы (Румыния, Венгрия и др. ), Китай. При переходе к рыночным отношениям в этих странах большое внимание уделяется разработке многовариантных, альтернативных прогнозов, индикативных планов и выработке стратегии. Внедряются методики Международного валютного фонда (МВФ) по прогнозированию макроэкономических показателей. Основой для оценки и прогнозирования экономической деятельности является макроэкономическая статистика. Осуществляется переход к Системе национальных счетов (СН С). Межотраслевой и финансовый балансы интегрируются с СНС.
Особая значимость придается разработке финансовых программ и финансовой политики, прогнозированию спроса, инвестиций, структурным изменениям. Центральное место отводится прогнозированию платежного баланса, цен, валютного курса, ситуации в денежно-кредитном секторе, государственных операций при формировании государственного бюджета, инфляции. При прогнозировании платежного баланса производятся прогнозные расчеты важнейших его составляющих: экспорта и импорта; услуг: транспортных (в том числе грузовых и Пассажирских), туризма, строительства, текущих трансфертов (в том числе гуманитарной помощи, денежных переводов и пр. ); операций, связанных с капиталом (прямых и портфельных инвестиций, кредитов и др. ).
Прогнозирование государственных операций сводится в основном к проведению прогнозных расчетов по налоговым и неналоговым поступлениям, а также расходам. Среди используемых методов прогнозирования следует выделить математическую экстраполяцию(трендовые модели), факторные модели, модели межотраслевого баланса экспертные оценки.
Рассмотрим особенности прогнозирования и планирования в отдельных странах с моделью переходной экономики.
Россия.
В советскую эпоху стержнем системы регулирования экономики являлись планы развития народного хозяйства. Функционировала целостная, хотя и не совсем эффективная управленческая система.
С началомпост перестройки планирование было практически отвергнуто. В настоящее время уже осознана необходимость прогнозирования и планирования и ведутся работы по возобновлению и развитию действующих ранее методов, получивших широкое распространение в зарубежных странах. Этими вопросами занимаются Центр макроэкономического анализа Института экономики Российской Академии наук, Центральный банк, Министерство экономики и Министерство финансов.
Разрабатываемые прогнозы развития экономики России учитывают тенденции, определявшие функционирование экономики в прошедшие годы. Проводятся прогнозные расчеты макроэкономических показателей, развития народнохозяйственных комплексов (топливно-энергетического, металлургического, машиностроительного, химике-лесного, строительного), легкой, промышленности, производства продовольственных товаров, аграрного сектора, инвестиционной сферы, транспорта, жилищного строительства, социальной сферы, инфляции, денежных доходов населения, внешнеэкономической деятельности (экспорта и импорта) и др.
Производители решают, что им производить ив каком объеме, а также какие ресурсы и капвложения им нужны. Предварительный вариант плана направляется в Центр, где вся информация обрабатывается и осуществляется распределение ресурсов с учетом приоритетов. Из федерального бюджета предусматривается выделять средства в первую очередь на социальные нужды и развитие приоритетных отраслей экономики.
Высказывается точка зрения, что для России ни одна из моделей (ни японская, ни американская) непригодна. Предлагается попытаться идентифицировать и экстраполировать прерванную в 1917 г. траекторию эволюционного развития экономики России. По мнению зарубежных экспертов, единственно возможным путем использования Россией зарубежного опыта в области управления экономикой является ориентация на общемировые стандарты, схемы и сочетания в использовании методов государственного регулирования, экономического прогнозирования и индикативного планирования.
Украина.
В переходный период в Украине повышается роль экономического прогнозирования. Прогнозы разрабатываются на макро-уровне, на уровне регионов и отраслей.
Разработана концепция социально-экономического развития Украины, в которой определены цели и приоритеты развития экономики.
Планирование носит индикативный характер. Прогнозы и планы на уровне государства формируются на базе проектов территориальных планов в нескольких вариантах, из которых принимается наиболее эффективный.
Разработка экономических прогнозов и планов осуществляется исходя из анализа экономической конъюнктуры, НТП, внешнего положения, состояния природных ресурсов, демографической ситуации в стране. Комплексные прогнозы и планы социально-экономического развития основываются на системе демографических, экономических, научно-технических, внешнеэкономических, социальных и региональных прогнозов и планов, а также на намерениях институциональных единиц и заключенных контрактах.
Экономические прогнозы и планы становятся решающей базой для формирования государственного бюджета и осуществления денежно-кредитной политики. Отслеживание и контроль выполнения прогнозов и планов возлагаются на Министерство экономики совместно с Министерствами статистики, финансов и Национальным банком. Экономические прогнозы и планы рассматриваются и одобряются правительством вместе с государственным бюджетом. В Верховный Совет Украины экономический план наследующий год представляется для рассмотрения и одобрения, а Государственный бюджет — для утверждения.
Китай.
В КНР особая значимость стала придаваться разработке прогнозов (средне- и краткосрочных) в конце 80-хгодов. Изменения в экономической жизни Китая, а также перемены в международной экономической обстановке и осуществление политики открытия страны внешнему миру придали импульс усилению аналитической и прогнозной работы.
Академия общественных наук Китая в 80-е годы, отнеся анализ и прогноз развития экономики страны к важным направлениям своей деятельности, создала в отделении экономики проблемную группу анализа и прогноза экономического положения, функции руководства которой были возложены на Институт экономико-математических и технико-экономических исследований.
Развертываются теоретические и прикладные исследования в сфере экономического прогнозирования и анализа, основывающиеся на экономико-математических моделях. Члены проблемной группы в сотрудничестве с американскими учеными провели исследования и разработали макроэкономическую модель Китая, соответствующую модели США, Японии, Южной Кореи. В содружестве с другими зарубежными учеными они провели исследования в области теории и методологии экономических моделей, создав условия для повышения уровня экономического анализа и прогнозов в стране.
В настоящее время при содействии Международного банка реконструкции и развития проблемная группа создает компьютерный кабинет, банк моделей и банк данных.
В Китае осуществлен прогноз экономического развития до 2010 г. По прогнозным оценкам к 2010 г. Китай по масштабам национальной экономики должен выйти на передовые позиции в мире.
Российская модель переходной экономики
Современная российская экономика характеризуется как переходная. В большинстве учебников понятие переходной экономики определено как промежуточное состояние экономики в связи с изменением принципов хозяйствования в результате социально-экономических изменений. Определяющую роль в этих изменениях играет трансформация отношений собственности. Отсчет переходной экономики в России начался со 2 января 1992 г. в результате либерализации цен. Старт переходной экономике был дан в условиях жесточайшего экономического кризиса. Этот кризис произошел в результате правительственной политики «перестройки». Россия начала рыночную реформу, имея командную экономику. Эта экономика формировалась на основе государственной собственности и централизованного управления. В России господствовала доктрина, что основа экономики – это тяжелая промышленность, или производство средств производства. Производству потребительских товаров отводилась роль падчерицы, равно как и сфере услуг. Более 90% государственных производственных капиталовложений направлялось в тяжелую промышленность и оборонный комплекс и менее 10% – в потребительский сектор: пищевую и легкую промышленность. Это были отсталые отрасли с изношенным оборудованием, они не удовлетворяли потребностей населения. В России производство работало ради производства, а не ради потребителя, чего не может быть в рыночной экономике.
Существуют специфические проблемы в области перехода к рынку: очень трудно переходить к рынку в стране, которая раньше в полной мере не пробовала жить в нормальной рыночной экономике. Последние 70 лет страна жила по законам тоталитарной экономики. Частная инициатива искоренялась или существовала в тисках государственной идеологии. Предполагалось, что это даст возможность существованию огромной очень централизованной государственной машине. Любая другая форма экономической деятельности, кроме работы на государственном предприятии и, отчасти, в кооперативах, преследовалась. Казавшаяся с виду эффективной и справедливой, государственная экономика работала не столь эффективно и не позволяла воздавать полностью за труд людей и их инициативу. Система распределения продукции не могла стимулировать увеличение ее производства. Нормой стала система распределения потребительских товаров по карточкам, талонам и др. Естественно, что такая система ограничения потребительского спроса не давала в полной мере промышленности реагировать на потребительский спрос, и это делало промышленность инертной. Промышленность выпускала по большей части продукцию, которая не отвечала, в основном, ни по качеству, ни по количеству запросам потребителей. Это происходило потому, что регулирующая роль цен не работала, а другого эффективного механизма регулирования и контроля не было. Неэффективность в использовании ресурсов, огромные государственные затраты на оборону, дотирование неприбыльных предприятий перенапрягали всю экономику. Понятно, что это проявлялось и в социальной жизни. Реальный уровень затрат был ниже, чем в странах Запада и некоторых странах Востока. Его увеличение могло привести лишь к росту денежной массы, т.к. импорт строго регулировался, а купить что-нибудь в магазинах было трудно из-за нехватки самой продукции. И в середине 1980-х гг. это привело к необходимости реформирования экономики путем внедрения рыночной экономики – с помощью хозрасчета, самоокупаемости на предприятиях и т.д. Для этого были проведены определенные политические изменения, но они не были эффективны – из-за огромной оппозиции со стороны консерваторов. Вследствие этого новый тип социализма с рыночным лицом провалился. Последовавший затем развал социалистического лагеря и самого СССР добавил проблем экономике России. Дело в том, что экономика России и республик бывшего СССР, а также стран социалистического лагеря были интегрированы в одну огромную систему. Поэтому ее развал увеличил во много раз количество экономических проблем. После провала «социализма с человеческим лицом» единственным выбором стала «смешанная экономика». Но при переходе к решению широкого комплекса общих проблем применительно к той или иной стране требуется тщательный учет самых разнообразных специфических условий их национальных хозяйств. Во-первых, специфические стороны менталитета значительной части населения страны на фоне разнообразия национальных, этнокультурных традиций и особенностей в образе мышления, связанных с ее многонациональностью: · исторически сложившаяся иерархичность сознания большей части населения страны, являвшейся на протяжении многих веков империей, крестьянский менталитет значительной части ее активно занятого населения и соответствующие ему культурные традиции (правда, существенно искаженные в последние несколько десятилетий); · особо укоренившаяся нерыночность и даже в определенном смысле антирыночность мышления; · глубокий след в мышлении и хозяйственной практики страны оставила практика псевдопланирования. Она выражается в стремлении заформализовать все стороны социальной и даже личной жизни граждан, в безразличии к социальному расточительству, порожденному люмпенизацией населения (насильственным лишением его реальной собственности), отсутствии заинтересованности существенной части населения в получении правдивой информации, в неспособности или нежелании критического анализа и практического использования информации. Во-вторых, огромные масштабы страны с широкой гаммой природно-географических и климатических условий, обусловливающие, прежде всего, огромную инерционность хозяйственного потенциала. В-третьих, специфическая уникальная многонациональность, выражающаяся в том, что, по существу, страна представляет собой совокупность национальных этнокультурных регионов, скрепленных единой системой самых разнообразных связей – социальных, политических, экономических и др. Эти три главные черты дополняются другими, по сути, вытекающими из них производными – особенностями условий переходного периода, заставляющими с большой осторожностью и тщательным расчетом подходить к проблеме восстановления естественно-национальной хозяйственной модели в России. Среди производных специфических черт можно выделить следующие: · укорененность плановых структур и глубокая милитаризация хозяйства, носящая крайне экстенсивный характер, и связанная с этим гигантская диспропорциональность в наиболее важных аспектах: «потребление – накопление», «военная – гражданская сферы производства», «промежуточный – конечный продукт» и др.; · низкие технический и технологический уровни гражданского производства, связанные с неповоротливостью и закостенелостью хозяйственной системы, высокая степень обветшания основных фондов, их физический и моральный износ (последнее связано с ресурсорасточительством и экологической безопасностью); · доведенное до крайней степени нищеты состояние социальной сферы, выражающееся в общей нищете большей части населения при значительных разрывах в доходах на душу населения по различным группам, а также и весьма опасном экологическом состоянии среды; · политическая нестабильность, особенно характерная для последнего времени, отсутствие практических основ для достижения социального и национального согласия, угрожающая социальной стабильности эрозия вертикальной ответственности в политической, экономической и социальной сферах жизни. Учитывая все эти психологические, социальные и экономические особенности России, нетрудно понять, что бросать ее в стихию рынка опасно – это может вызвать катастрофу как в политическом, так и в экономическом плане. Но и затягивание введения реформ чревато не меньшими опасностями. Что же мешает России жить в рынке? Однозначно, рыночные механизмы не действуют потому, что существует монополия государства почти во всех отраслях. Конечно же, существуют и многие другие причины, например, неотработанность ценового механизма регулирования, отсутствие организованного рынка средств производства, сырья и пр. Это не может не оказывать влияние на эффективность производства, и сбыта продукции. Но проблема монополизма стоит на пути всех преобразований в российской экономике. Из этого следует, что ключевым моментом реформ и перехода к рыночной системе экономики является приватизация государственного имущества и фондов. Частные предприниматели, конкурируя между собой в борьбе за покупателей и расширяя сектор экономики, рассчитанный на производство товаров потребления, будут направлять ресурсы в наиболее эффективные отрасли. В результате установится регулирующая роль цен, что будет способствовать повышению значения рынка для экономики.
Но для того, чтобы вся рыночная система функционировала, нужно сделать гораздо больше, чем просто отдать капитал в руки людей. Нужно создать определенные условия со стороны государства для помощи этим людям: льготные кредиты, эффективное налогообложение и др. Нужно обуздать инфляцию и укрепить национальную валюту, отрегулировать банковское дело как основной источник кредитов в рыночной экономике. Следует выработать эффективную внешнеторговую политику, которая не сковывала бы деятельность отечественных предпринимателей и не сдерживала бы приток капитала из-за рубежа. А чтобы ресурсы распределялись эффективно, необходимо стимулировать развитие бирж – как фондовых, так и сырьевых, и биржи труда. Перечисленные пункты должны были быть включены в программу перехода к рыночной системе. Однако политическая нестабильность сильно повлияла на проведение экономических реформ, и их ход замедлился. Было очень рискованно вкладывать денежные средства в производство, так как была неясна их дальнейшая судьба. Но после известных событий сентября-октября 1993 г. экономические реформы и их политические предпосылки стали соответствовать духу времени и рыночным устремлениям российской экономики. Между тем недостаточное внимание к развитию рыночного сектора экономики – собственных производств на основе свободного предпринимательства, а такая излишняя увлеченность финансовыми механизмами типа «пирамид» привели страну к мощнейшему финансовому кризису в августе 1998 года. Этот кризис фактически отбросил страну назад на 5 лет, снизил популярность рыночной экономики в глазах населения и еще более затруднил развитие реального сектора экономики. Задача перехода к рыночной экономике состоит в том, чтобы свести к минимуму экономические и социальные издержки; неизбежные в переходный период. Ее решению должен быть подчинен выбор мер, осуществляемых по каждому направлению, их координация между собой и во времени. Необходимо учесть, что переход к рыночной экономике до момента, когда она в полной мере раскроет свои возможности, есть процесс длительный, охватывающий весь период глубинной структурной перестройки социально-экономических отношений, серьезных изменений в установках и нормах поведения миллионов людей. А это не просто. Центр тяжести на первом этапе реформы приходится на оздоровление денежной системы, а также на поддержание сложившихся хозяйственных связей и материальных потоков в экономике. Без устойчивых денег невозможно стимулирование производства, налаживание хозяйственного оборота, переход к рыночному ценообразованию. Твердый рубль окажет немедленное воздействие на соотношение потребительского спроса и товарной массы, на насыщение рынка, послужит отправной точкой для действий по другим направлениям. Одновременно должны проводиться активные меры по разгосударствлению и демонополизации экономики, развитию предпринимательства и конкуренции, чтобы в максимально короткие сроки создать предпосылки для включения рыночных механизмов саморегулирования. Только они могут обеспечить устойчивую стабилизацию цен, побудить к увеличению объема и разнообразия продукции, повышению ее качества и снижению издержек. До тех пор пока они не заработают с достаточной силой, придется придерживаться жесткой финансово-кредитной политики, чтобы не допустить неуправляемой инфляции. Тем самым, однако, может сдерживаться деловая активность, развитие производства. Время, в течение которого проводится жесткая финансово-кредитная политика, осуществляется либерализация цен, разгосударствление и демонополизация экономики до проявления очевидных признаков включения механизмов конкуренции и рыночного саморегулирования, образует период стабилизации экономики. Вслед за осуществлением программы проведения курса реформ должен начаться период развития рынка, подъема производства и повышения его эффективности. Но это теоретически, а практически движение экономики может пойти «вспять» — вновь к системе централизованного управления.
Литература
1. Лемешевский И. М. Экономическая теория (в трех частях). Ч. 1. Основы. Вводный курс: Учеб. пособие для вузов. – М н.: ООО 1949y.ru, 2002. – 632 с.
2. Макроэкономика: Учеб. пособие/ Т. С. Алексеенко, Н. Ю. Дмитриева, Л. П. Зенькова и др.; под. ред. Л. П. Зеньков ой. – М н.: Новое знание, 2002. – 244с.
3. Основы экономической теории: Метод. пособие/ под. ред. Э. И. Лобковича. – М н.: ООО Мисанта, 1995.–128с.
4. Прогнозирование и планирование экономики: Учеб. пособие/ В. И. Борисевич, Г. А. Кандауров а, Н. Н. Кандау... ...ров и др.; Под общ. ред. В. И. Борисевича, Г. А. Кандауровой. – М н.: Интерпрессервис; Эко перспектива, 2001.–380с.
5. Экономика: Учеб. пособие/М. И. Плотницкий, М. Г. Муталимов, Г. А. Шмарловская и др.; под. ред. М. И. Плотницкого. – М н.: Новое знание, 2002. –431с.
6. Экономика региона: Учеб. пособие / В. И. Борисевич, П. С. Гейзлер, В. С. Фатеев и др.; под. ред. В. И. Борисевича. – М н.: БГЭУ, 2002. – 432 с.
7. Экономическая теория: Практикум/ В. Л. Клюня, Л. И. Дакуко, М. Л. Зеленке вич и др.; под. ред. В. Л. Клюни, Л. И. Дакуко. – М н.: ТетраСистемс, 2001.–112с.
8. Экономическая теория: Учебник / Н. И. Базы лев, М. Н. Базы лева, С. П. Гурко и др.; под. ред. Н. И. Базы лева, С. П. Гурко. – М н.: БГЭУ, 2002. – 752 с.
9. Экономическая теория: Системный курс: Учеб. пособие/ Под ред. Э. И. Лобковича. – М н.; ООО Новое знание, 2000. – 664 с.