Основные международные экономические организации изменение функций и роли в развитии мирового х

СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ Введение 2 1. Сущность и понятия международных экономических организаций 4 2. Классификация международных экономических организаций 12

СОДЕРЖАНИЕ

[1] . СДР — расчетная денежная единиц, равная примерно 1,2 долл. США, приме­няется в международных кредитных отношениях с конца 60-х гг. (на основе поправок в Уставе МВФ, 1968—1969 гг.)

3.2 Международный банк реконструкции и развития (МБРР)

МБРР или Мировой Банк как и МВФ - детище Бреттон-Вудса. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно его уставом, официально вступило в силу в 1945 г. Банк начал функционировать с 1946 г.

МБРР - Мждународный банк реконструкции и развития (International Bank for reconstruction and development World Bank) — межправительственная финансовая органи­зация, основной задачей которой является стимулирова­ние экономического развития стран — членов МБРР (в на­стоящее время главным образом развивающихся стран), содействие развитию международной торговли и поддержание платежных балансов. МБРР формально является специализированным финансовым учреждением ООН, однако, согласно Уставу банка и соглашению, заключенному между ООН и МБРР, он полностью независим в своих действиях от ее решений.

Цель Мирового Банка - содействие экономическому развитию стран-участников путем предоставления им долгосрочных кредитов, гарантирования частных инвестиций. Мировой Банк предоставляет ссуды исключительно платежеспособным заемщикам в основном для того, чтобы финансировать потенциально высокорентабельные проекты. Он заимствует свои ресурсы на рынках развитых стран. Поэтому его кредиты предоставляются на рыночных условиях. Членами Мирового Банка могут быть только страны, вступившие в МВФ.

В 1956 г. была образована Международная финансовая корпорация (МФК) в целях стимулирования частного сектора в развивающихся странах. Особенностью МФК является то, что она не признает гарантий государств. В 1998 г. в МФК состояли 175 государств.

В 1960 г. как филиал МБРР была создана Международная ассоциация развития (MAP) для оказания содействия беднейшим развивающимся странам. В ней в 1998 г. числилось 160 стран.

Средства MAP образуются в основном за счет добровольных взносов более богатых стран-членов. В последнее время MAP испытывает большие затруднения с очередным пополнением ресурсов.

Льготные кредиты MAP предоставляются только государствам. Срок погашения — 35—40 лет; не предусматривается выплата процентов за пользование ресурсами. За обслуживание средств, выделяемых в рамках кредитов, взимается сбор в размере 0,5%.

В 1988 г. в группе Всемирного банка появилось новое учреждение — Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА), созданное с целью стимулирования инвестиций в странах-членах, число которых к середине 1998 г. составило 143. Спецификой его деятельности является то, что МИГА предоставляет гарантии иностранным инвесторам против потерь, вызываемых некоммерческим риском.

В настоящее время предпринимаются шаги по активизации деятельности Банка, реформирования его структуры в целях лучшей координации усилий входящих в него организаций.

В целом развал Бреттон-Вудсской валютной системы, составной частью которой являлись МВФ и МБРР, привел к необходимости пересмотра роли и места этих организаций. Целесообразность сохранения указанных финансовых институтов и в новых условиях разделяется большинством политических деятелей и экономистов. Можно ожидать, что в ближайшие годы обе эти организации, и прежде всего МВФ, продолжат линию на более глубокие преобразования своей деятельности с учетом новой мировой экономической среды, сложившейся после фундаментальных изменений в мировом хозяйстве на рубеже 80-х—90-х годов.

Руководящим органом Мирового Банка является Совет управляющих и Директорат (исполнительный орган). Совет, состоящий из министров финансов или управляющих центральными банками стран-членов, собирается на сессии раз в год. Причем МВФ и МБРР проводят их совместно. Право голоса в органах МБРР определяется паем в уставном капитале (аналогично МВФ). Наибольшую долю голосов имеют США - 17%. Квота России - 1,8% голосов. В середине 1993 г. членами МБРР были 176 стран.

Большинство проектов с участием Банка в 80-годы осуществлялось в форме совместного финансирования с тремя основными категориями партнеров: государственными и международными организациями развития, органами экспортного кредитования развитых капиталистических стран, коммерческими банками. Новым направлением работы Банка, непосредственно не связанным в кредитованием инвестиционных проектов, стало финансирование структурных реформ в развивающихся странах. Изменился и характер кредитования Банком некоторых секторов экономики, Сегодня Банк финансирует прежде всего структурные преобразования экономики в целом.

В 1988 г. в рамках Мирового Банка было учреждено многостороннее агентство по гарантированию инвестиций. Его цель - стимулирование иностранных капиталовложений в экономику развивающихся стран путем обеспечения долгосрочных гарантии некоммерческих рисков. В условиях кризиса задолженности развивающихся стран существенно возросла роль МБРР в регулировании задолженности н координации внешних займов.

Возрастание роли банка в мировой экономике отразилось на его структуре. Появился; Экономический комитет, который имеет право давать политическую оценку займам, одобрять или отклонять их. Важное значение имеют ежегодные Отчеты Банка, публикуемые в печати и дающие уникальную экономическую информацию.

3.3 Банк международных расчетов (БМР)

Банк международных расчетов занимает особое место среди международных валютно-кредитных и финансовых организаций (БМР создан в 1930 г.; штаб-квартира в Базеле, Швейцария).

БМР выполняет две основные функции:

1. оказывает содействие сотрудничеству между центральными банками и обеспечивает благоприятные условия для проведения международных финансовых операций;

2. выполняет роль доверенного лица или агента по осуществлению международных расчетов.

По форме БМР организован как акционерное общество. Его особенность — использование в расчетах франка с золотым содержанием 0.29032258 г. Разрешенный к выпуску капитал (1,5 млрд золотых франков) оплачен в размере 19,7%. Активы и пассивы, выраженные в долларах США, переводятся в золотые франки по курсу 208 долл. США за тройскую унцию золота (1 золотой франк = 1,94149 долл. США). Все другие валюты пересчитываются по их курсу по отношению к доллару США.

Акционерами банка являются главным образом промышленно развитые государства. Учитывая рост значения развивающихся стран, в частности азиатских, в мировой экономике, в сентябре 1996 г. в члены банка были приняты девять новых стран, в том числе Россия.

3.4 Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)

С апреля 1991 г. на европейском континенте началась деятельность Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), созданного для содействия переходу к рыночной экономике стран Центральной и Восточной Европы, а также поддержки там частной и предпринимательской инициативы.

Особенностью ЕБРР является то, что среди его учредителей две международные организации — ЕЭС (ныне ЕС) и Европейский инвестиционный банк. В настоящее время в ЕБРР помимо них входят 58 стран-участниц.

Капитал банка (10 млрд экю) формировался путем выпуска акций, из которых только 30% подлежали оплате. В связи с ожидаемой нехваткой капитала в 1996 г. было принято решение о двукратном увеличении капитала ЕБРР (до 20 млрд экю). При этом учредители банка согласились с тем, что это было первое и последнее увеличение капитала. По оценкам, после 1999 г. ЕБРР сможет обеспечить необходимые для своей деятельности ресурсы за счет собственных и заемных средств.

Доли различных стран в капитале ЕБРР и соответственно в числе голосов менее дифференцированы, чем, например, в МБРР. США имеют 10% акций, Великобритания, Италия, Франция, ФРГ и Япония — по 8,5%. Таким образом, в принципе ни одна из стран не может заблокировать важнейшие решения банка, для принятия которых требуется 85% голосов.

По состоянию на конец 2001 г. ЕБРР предоставил государствам региона кредиты на сумму более 6,1 млрд евро. Доля банка в прямых капиталовложениях достигла почти 15%. Примерно 70% инвестиций предназначены для частного сектора. ЕБРР предоставляет ресурсы на более выгодных условиях по сравнению с обычными частными банками. Поскольку ЕБРР не имеет права выдавать кредиты, превышающие 35% объема, необходимого для осуществления проекта капитала, то он широко использует синдицированные кредиты.

Опыт деятельности ЕБРР используется при создании других подобных банков развития, в частности в Средиземноморском бассейне.

4 Россия в международных валютно-финансовых организациях

До начала 90-х годов Россия не состояла членом Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития. Участие в этих организациях в принципе открывает более широкие возможности для получения ресурсов на цели реструктурирования экономики и развития, поскольку соглашения с МВФ являются положительным сигналом для других инвесторов. Достижение соглашений с МВФ также позволяет прийти к соглашениям о переоформлении российской внешней задолженности, большая часть которой представляет долги бывшего СССР, с Парижским и Лондонским клубами.

Весьма важно и то, что, будучи членом международных валютно-финансовых и кредитных организаций, Россия приобщается к богатому опыту регулирования валютной, кредитной и финансовой сфер, накопленному мировым сообществом.

Однако вступление в международные организации, в частности в МВФ, налагает на Россию обязательства, выполнение которых требует принятия в ряде случаев трудных политических решений.

В 1995 г. МВФ предоставил России сроком на 1 год кредит стендбай на сумму 4313,1 млн SDR, что равно ее квоте, под осуществление программы стабилизации экономики. Ход реализации программы отслеживался ежемесячно, а не ежеквартально, как это обычно принято. Однако отношения России с МВФ складывались не всегда благоприятно. В некоторых случаях, оценивая усилия российского правительства по реформированию экономики как недостаточные, Фонд или отказывался предоставлять обещанные кредиты, или замораживал их предоставление.

Согласившись с просьбой России в начале 1996 г. о выделении нового крупного займа сроком на 3 года в рамках механизма расширенного кредитования, МВФ уже в июле 1996 г. отложил перевод очередной, пятой части 10-миллиардного долларового кредита на сумму 330 млн долл. В качестве причины указывалось невыполнение российским правительством условий, ранее согласованных с МВФ: был превышен бюджетный дефицит; пополнение доходов бюджета за счет сбора налогов оказалось значительно ниже планируемого. Однако в дальнейшем было найдено компромиссное решение. Тем не менее уже в конце 1996 г. ситуация практически повторилась. В октябре 1996 г. МВФ объявил о том, что откладывает перевод шестого транша на сумму 340 млн долл. Это решение было принято Фондом после визита в Москву делегации экспертов для ознакомления с ходом выполнения согласованной с МВФ программы.

Став членом МБРР, Россия обрела новый источник финансовых средств. В середине 90-х банк предоставлял РФ кредиты на общую сумму до 2 млрд долл. в год. Суммарный объем ресурсов, которые банк согласился выделить России, достиг, по данным на 1 апреля 1999 г., почти 9,5 млрд долл. Только Китай и Индия получают от Всемирного банка больший объем ресурсов. В основном кредиты банка предназначены для создания объектов инфраструктуры. Значительна и доля реабилитационных займов, направленных на восстановление экономики и поддержку экономических реформ в России. В ряде случаев МБРР участвует в капитале российских предприятий, приобретая часть их акций.

Сотрудничество России с Европейским банком реконструкции и развития в последние годы развивается вполне успешно. Ресурсы, предоставленные банком, используются для поддержки нефтегазовой промышленности, мелкого и среднего бизнеса. Одной из крупных программ, суммарная стоимость которой оценивается в 520 млн долл., стало создание региональных венчурных фондов. Основная часть средств фондов направляется предприятиям, выпускающим потребительские товары. Запрещается делать вложения в производство табачных изделий, алкогольных напитков, оружия, а также в игорные дома и ряд других сфер.

Одно из направлений деятельности ЕБРР в России — приобретение им акций российских банков, в том числе региональных. Российские банки стремятся расширять сотрудничество с ЕБРР, поскольку это будет способствовать, в частности, улучшению расчетов по экспортно-импортным операциям. ЕБРР приобретен пакет акций Российского банка проектного финансирования. Кредитные линии открыты нескольким российским банкам, в том числе Московскому международному банку, а также Кузбассоцбанку. Партнерство ЕБРР с Кузбассоцбанком в сфере кредитования малого бизнеса, начавшееся еще в 1994 г., оказалось достаточно успешным.

Некоторые программы в России ЕБРР ведет совместно с МБРР. Так, продолжается осуществление проекта развития финансовых учреждений, который Правительство РФ реализует за счет займов от МБРР (200 млн долл.) и ЕБРР (100 млн). В результате должны повыситься надежность ряда ведущих российских банков, расшириться и улучшиться набор предоставляемых ими услуг.

В дальнейшем российские банки — участники проекта смогут воспользоваться средствами двух других займов МБРР и ЕБРР, которые предусматривают стимулирование средне- и долгосрочных инвестиций в российскую промышленность.

В ряде случаев ЕБРР принимает на себя риск, от которого отка­зываются частные коммерческие банки. Примером может служить кредитование банком ряда российских судостроительных компаний.

Россия, переживающая в конце XX — начале XXI вв. нелегкий период утверждения рыночных начал в экономике, может использовать свое членство в международных валютно-кредитных и финансовых организациях для более целенаправленного и быстрого, но в то же время и менее болезненного перехода к новым формам хозяйствования.

5. Роль организации объединенных наций и всемирной торговой организации в регулировании и развитии международного бизнеса

5.1 Организация Обьеденненых Наций (ООН)

В условиях интернационализации хозяйственных отношений и уси­ления взаимозависимости стран и других субъектов мировой экономики особую важность для развития международного бизнеса приобретают во­просы эффективного регулирования международных связей и формиро­вания стабильной инфраструктуры для развития торгово-экономических отношений. Ключевую роль в этом призваны играть международные дого­воренности, механизмы и такие институты глобального управления, как Организация Объединенных Наций (ООН) и Всемирная торговая органи­зация (ВТО).

Деятельность ООН оказывает все большее влияние на характер и развитие важнейших социально-экономических процессов на глобальном и национальном уровнях. Являясь международным форумом для обсуждения и принятия решений по самым актуальным вопросам в рамках практически всех сфер человеческой деятельности и международных отношений, ООН определяет приоритеты, цели и стратегии развития международного сотрудничества по формированию мирового экономического пространства. Международный бизнес заинтересован в эффективном регулировании процессов и рыночных отношений на глобальном уровне, без которых международное экономическое сотрудничество оказывается невозможным. В свою очередь, ООН рассматривает частный сектор как своего стратегического партнера по привлечению ресурсов для развития стран и укрепления их экономического потенциала.

Укрепление отношений международных учреждений с деловым сообществом приобретает все большее значение в силу многих причин. Во-первых, торговля и инвестиции являются важнейшими факторами развития стран. По мере возрастания роли частного сектора в создании общественного богатства и новых рабочих мест правительства будут ориентировать международную политику на развитие сотрудничества с частными деловыми кругами и формирование эффективных механизмов регулирования такого сотрудничества. Особенно важно это для стран, где частный сектор может содействовать эффективной мобилизации ресурсов, например, путем расширения ввоза капитала, доступа к новейшим технологиям, распространения передового управленческого опыта и т.п.

Во-вторых, деловое сообщество все лучше осознает роль международных институтов в обеспечении стабильных и благоприятных условий для предпринимательской деятельности. Международный бизнес пользуется услугами, оказываемыми межправительственными учреждениями в таких областях, как укрепление мира и безопасности, установле­ние норм и стандартов в экономической, технической, правовой и других сферах, содействие общему развитию социально-экономического потен­циала стран, решение проблем, связанных с охраной окружающей среды, развитием инфраструктуры и т.п. В настоящее время понимание этой роли все более отчетливо проявляется, в частности, в том, что многие фирмы, особенно транснациональные корпорации (ТНК), демонстрируют серьезный интерес к отдельным совещательным процессам в рамках ООН и могут оказывать определенное влияние на ход и результаты этих процессов, имеющих отношение к регулированию принципов функционирования мировой экономики в целом.

В-третьих, международное деловое сообщество рассматривает межправительственные учреждения не только с позиции функциональных органов по установлению общих международных норм и принципов, но и в качестве полноценного участника многосторонних отношений с общественным и государственным сектором в отдельно взятой стране. В целях развития конкурентных преимуществ в каждой стране возникает необходимость укрепления национального экономического потенциала как частного, так и общественного, что сегодня отчетливо осознают все участники социально-экономических отношений. Налаживание надежных и общепонятных механизмов взаимодействия между бизнесом, государством и гражданским обществом не может полноценно проходить без участия международных институтов, создающих основу координации на глобальном уровне и предоставляющих открытый форум для обмена опытом и формирования партнерских сетей.

Как ни одной другой организации, ООН присуще большое институциональное разнообразие, проявляющееся в широкой репрезентативности как входящих, так и сотрудничающих с ООН организаций. Во-первых, ООН представляет собой совокупность программ и органов (Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет, Секретариат и др.). Во-вторых, ООН выступает как система организаций, состоящих из специализированных и других самостоятельных учреждений (Всемирный банк, Международный валютный фонд, Конференция ООН по торговле и развитию, Организация Объединенных Наций по промышленному развитию и др.). Ряд международных специализированных учреждений создан как до, так и после учреждения ООН. В-третьих, партнерская сеть ООН включает частные и общественные организации.

Уникальность роли ООН в формировании международной экономической инфраструктуры заключается в выполнении важнейших общественно значимых функций в сфере глобального управления. Объектами регулирования являются многочисленные связи и отношения на международном уровне, существование и стабильность которых воспринимаются как должное. Принятые в рамках ООН и действующие в настоящее время нормы, правила и режимы обеспечивают соблюдение законодательно установленных требований к проводимым операциям, определяют общие стандарты внешнеэкономических отношений, охраняют права собственности.

Помимо регулирующих функций, специализированные учреждения ООН разрабатывают долгосрочные стратегии и инструменты в отношении проблем мировой экономики и на базе международных экспертных консультаций и согласований с правительствами предлагают мировому сообществу возможные пути их решения.

Вопросы инвестиций в развивающиеся страны, развития малого и среднего бизнеса сегодня относятся к числу весьма актуальных. Они за­трагивают любое учреждение ООН, обладающее мандатом в сфере эконо­мического развития.

5.2. Всемирная торговая организация (ВТО)

В настоящее время в мире насчитывается около 300 международных торгово-экономических организаций с широким и узким составом участников. Однако основную роль в формировании мировых торговых потоков и установлении правил ведения международного бизнеса играет сравнительно небольшой круг торгово-экономических организаций, среди которых наиважнейшей является Всемирная торговая организация (ВТО).

BTO играет решающую роль в регулировании мировой торговли товарами, услугами, интеллектуальной собственностью, а также в формировании торговой политики стран-членов и в урегулировании торговых споров между ними. Для того чтобы понять значение этой организации, необходимо более подробно рассмотреть организационную структуру, функции, основные принципы и соглашения, составляющие правовую основу ВТО.

Организационно-правовая основа ВТО. Всемирная торговая организация была основана в 1995 г. Она является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 г. Система ГАТТ развивалась в процессе проведения серий торговых переговоров (раундов). В первых раундах в основном обсуждались вопросы сокращения тарифов, но позднее переговоры охватили другие области, такие, как антидемпинг и нетарифные меры.

ВТО — это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами.

Правовую основу ВТО составляют три основных соглашения:

1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле в редакции 1994 г.;

2. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС);

3. Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

Главными задачами ВТО являются либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Конкретной задачей ВТО является регулирование мировой торговли преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами и услугами.

Страны — члены ВТО, которых на май 2004 г. насчитывается 145, решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых споров в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств. ВТО охватывает соглашениями практически всю сферу международной торговой политики и значительную часть международной коммерческой практики, т.е. международного бизнеса.

Основополагающие принципы ВТО. Страны — члены ВТО дейст­вуют в рамках недискриминационной торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же усло­вия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися странами предусмотрены сравнительно большая гибкость и свобода действий.

Важнейшие принципы ВТО в области регулирования международ­ной торговли и торговой политики следующие.

Режим наибольшего благоприятствования — принцип недискриминации на таможенной границе. Любой из членов ВТО одинаково относится к импортируемым товарам из любого другого государства — члена ВТО.

Принцип национального режима устанавливает, что страны-участницы должны предоставлять товарам иностранного происхождения тот же режим, что и национальным товарам в области внутренних налогов и сборов.

Принцип защиты национальной промышленности. Предполагается, что через импортные тарифы в интересах развития национальной промыш­ленности страна может осуществлять защиту, основанную только на тамо­женных тарифах, а не на иных торгово-политических мерах.

Принцип создания устойчивой основы торговли обеспечивается обя­зательностью соблюдения тарифных уровней, согласованных договари­вающимися сторонами, которые не могут повышаться впоследствии.

Принцип содействия справедливой конкуренции. ВТО стремится не допустить ведение «войны субсидий» и использование компенсационных мер в протекционистских целях.

Принцип региональных торговых договоренностей, в рамках которых группа стран соглашается ликвидировать или снизить барьеры в отноше­нии друг друга. Это допускается в качестве исключения из общего правила режима наибольшего благоприятствования при условии соблюдения определенных жестких критериев.

Основные функции ВТО. Все страны — члены ВТО принимают обязательство по выполнению примерно 30 основных соглашений и юридических инструментов, объединенных термином «многосторонние торговые соглашения» (МТС). Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный пакет соглашений, нормами и правилами которого регулируется свыше 90% мировой торговли товарами и услугами.

С целью достижения большей согласованности в проведении глобальной экономической политики ВТО сотрудничает с МВФ и Международным банком реконструкции и развития (МБРР), включая филиальные учреждения последнего.

ВТО с самого начала своего образования активно сотрудничает с другими организациями, занимающимися многосторонним регулированием международных экономических отношений и заинтересованными в деятельности ВТО. С целью координации действий в интересах мирового сообщества были установлены связи со специализированными учреждениями системы ООН. Многие из этих организаций имеют статус наблюдателя в одном или нескольких комитетах, советах или рабочих группах ВТО. Особенно важное значение для ВТО представляет интенсификация связей с такими международными организациями, как МВФ, МБРР и ЮНКТАД, деятельность которых непосредственно затрагивает развитие и регулирование международного бизнеса и совершенствование многосторонней торговой системы в условиях глобализации мировой экономики.

Выводы и предложения.

Анализируя развитие системы международных экономических отношений, нельзя обойти вниманием феномен международных экономических организаций. Сегодня вряд ли найдется страна, которая не участвует в деятельности той или иной международной экономической организации.

Международные экономические организации стали глобальным, всеохватывающим явлением, оказывающим многогранное влияние на мировую экономику и политику. Оценка этого влияния и перспектив международных экономических организаций представляет большой научный интерес.

Среди организаций, способствующих либерализации мировой торговли, наиболее важную роль играют Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР — иногда его называют Всемирный банк).

Особая роль в курсовой работе уделена таким глобальным организациям как Организация Объеденных Наций (ООН) и Всемирной Торговой Организации (ВТО). Деятельность этих организаций оказывает все большее влияние на характер и развитие важнейших социально-экономических процессов в мире.

Следует отметить, что международные экономические организации являются объектом внимания со стороны экономистов с момента своего возникновения. На исследованиях их сущности, роли отразились разногласия и оценке рыночных и целенаправленно-государственных факторов развития мировой экономики.

Список использованных источников и литературы

1. . Финансовые известия. — 2004. — 5 июля.

2. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. – М., 2001.

3. Кузякин А.П., Семичев М.А. Мировая экономика: Учеб пособие.-М.: ТК ВЕЛБИ, Проспект, 2003,- 224 с.

4. Курс экономической теории / Под общ. ред. И.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: АСА, 2001.

5. Курс экономической теории / Под общ. ред. И.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: АСА, 2001.

6. Ломакин В.Н. Мировая экономика / В.К. Ломакин.- 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 671с. ISBN 978-5-238-01121-9.

7. Международные эконом отношения: Учебник для вузов / В.Е. Рыбалкин, Ю.А. Щербанин, Л.В. Балдин и др,- 5-е изд., перераб. и доп., - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.-605 с.

8. Международные экономические отношения / Под ред. Н.Н. Ливенцева. – М., 2001.

9. Мировая экономика и международный бизнес: учебник под общ ред. д.э.к. проф. В.В. Полякова. – М.: Кнорус, 2005.-656с.

10. Мировая экономика: Учеб пособие для вузов / Под ред. проф. И.П. Николаевой.- 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005, - 575с.

11. Мировая экономика: Учебник / Под. ред. проф А.С. Булатова.- М.: Экономисть, 2005,- 734с. ISBN 5-98118-049-8

12. Писарева М.П. Мировая экономика: Конспект лекций.-М.: Эксмо, 2008.-160с.

13. Ширай В.И. Мировая экономика и международные экономические отношения. -М.: Из-ко торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003.- 528с.



[1] См.: Финансы и кредит. 2004. № 7(67). С. 72.

.

Скачать архив с текстом документа