Основные направления развития системы образования в Беларуси

СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ .2 Образовательная система Беларуси: основополагающие принципы развития и нормативно-правовая база ...3

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................2

Образовательная система Беларуси: основополагающие принципы развития и нормативно-правовая база...................................................................3

Основные направления развития дошкольного образования.....................5

Основные направления развития общего среднего образования...............7

Основные направления развития профессионально-техническогообразования..............................................................................................................9

Основные направления развития среднего специального образования..11

Основные направления развития высшего образования...........................13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................15

Список используемой литературы..............................................................16

ВВЕДЕНИЕ

Социально-экономический прогресс в эпоху высоких технологий и информатизации во многом зависит от уровня развития системы образования, возрастает ее роль и значение, возникает необходимость повышения его качества и доступности. Экономика все в большей степени опирается на знания и инновационно-технологический потенциал. Образование в Республике Беларусь является одним из главных приоритетов государственной политики. В современных условиях важнейшим ресурсом социального и экономического развития и основным капиталом современного общества становится человек: его творческий потенциал, умения, навыки, способности к разработке новых идей и их эффективной реализации.

Образовательная система Беларуси: основополагающие принципы развития и нормативно-правовая база

Значение системы образования в жизни государства и общества переоценить невозможно. В ней заложен потенциал социально-экономического развития и нравственного благополучия нации. Основу реформирования образовательной отрасли определяют задачи ее качественного обновления, повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Цель национальной системы образования – формирование свободной, творческой, нравственно, интеллектуально и физически развитой личности. Эта цель может быть достигнута только последовательным и непрерывным совершенствованием всех учебно-воспитательных структур: от детского сада и школы до университета.

Стратегия образовательной политики Беларуси определяется необходимостью совершенствования всей системы образования – от дошкольного до высшего профессионального:

· совершенствование образовательных программ и стандартов;

· большей ориентации на потребности научно-технического прогресса и рынка труда;

· четкого определения границ обязательств государства в области образования на разных уровнях.

Белорусская образовательная реформа учитывает те положительные достижения, которые достались ей в наследство от прошлых лет. Важнейшие из них – принцип равного доступа к образованию и социальная справедливость. Право на образование имеют все граждане Бе6ларуси вне зависимости от социального положения и места жительства. Обеспечение социальной справедливости при получении образования – непременное условие построения государства с социально-ориентированной рыночной экономикой.

Указанные принципы нашли отражение и в законодательных актах страны: законы Республики Беларусь «Об образовании», «О профессионально-техническом образовании», «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)».

Белорусская модель социально-экономического развития предполагает внедрение государственных социальных стандартов, определяющих виды и качество обслуживания населения во всех жизненно важных сферах, в том числе и в образовании [1].

Основные направления развития дошкольного образования

Цель и основные направления развития системы дошкольного образования определены в Программе развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009-2014 годы (Постановление Совета Министров Республики Беларусь 19 августа 2008 года № 1193). Реализация Программы позволит укрепить качественные позиции системы дошкольного образования в нашей стране. Приоритетной целью развития этой системы является дальнейшее развитие доступного и качественного дошкольного образования в соответствии с социальным заказом общества и государства, обеспечивающего гармоничное, разностороннее, адекватное возрастным особенностям и возможностям развитие детей дошкольного возраста. Для достижения данной цели определён ряд значимых направлений. Среди них:

· Оптимизация сети дошкольных учреждений — сохранение и развитие многофункциональной сети дошкольных учреждений, внедрение новых форм дошкольного образования, удовлетворение запросов семьи на образовательные услуги, в том числе на платной основе — по гибкому режиму, воспитание и обучение на дому и др.

· Формирование адаптивной здоровьесберегающей системы в дошкольных учреждениях — улучшение медицинского обслуживания, создание всех необходимых условий для комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения воспитанников, повышение квалификации медицинских работников, совершенствование организации питания детей; внедрение методики оценки здоровьесберегающей системы; обеспечение дошкольных учреждений необходимым медицинским оборудованием.

· Развитие высокотехнологичного образовательного процесса в дошкольных учреждениях — внедрение современных образовательных технологий, определение базового компонента дошкольного образования, повышение профессиональной компетентности кадров, научного, программно-методического, материально-технического обеспечения, развитие научного потенциала в сфере дошкольного образования и др.

· Повышение социального статуса работников системы дошкольного образования — одно из важнейших направлений её развития. Правительством Республики Беларусь уже приняты меры по повышению заработной платы педагогическим работникам дошкольных учреждений, установлены надбавки молодым специалистами и педагогическим работникам, имеющим квалификационную категорию.[2]

Негативные демографические процессы приводят к уменьшению численности детей. Несмотря на это, в республике сохраняется тенденция расширения сети дошкольных учреждений разных профилей, таких, как санаторные дошкольные учреждения, дошкольные центры развития, детские сады-школы.

На современном этапе дошкольное учреждение приобретает новый статус, изменяются его функции. На первое место выходит функция охраны жизни и здоровья ребенка, а не традиционно рассматриваемая функция подготовки детей к обучению в школе.[1]

Основные направления развития общего среднего образования

Будущее общеобразовательной школы в Беларуси связывается с дальнейшим повышением качества образования, особенно в сельской местности, внедрением информационных технологий в образовательный процесс. Особое внимание будет уделено сохранению здоровья школьников через приобщение к спорту и формирование здорового образа жизни.[3]

Государственная политика в сфере общего среднего образования направлена на:

1. обеспечение прав граждан на доступность и бесплатность общего среднего образования;

2. всеобщность и обязательность общего базового образования;

3. осуществление перехода к обязательному общему среднему образованию;

4. создание необходимых условий для эффективного функционирования и развития системы общего среднего образования;

5. определение содержания общего среднего образования на основе приоритета национальных и общечеловеческих ценностей, потребностей личности, общества и государства;

6. обеспечение качества общего базового, общего среднего образования;

7. обеспечение преемственности и непрерывности ступеней общего среднего образования;

8. обеспечение преемственности дошкольного образования с общим средним образованием и общего среднего образования с профессионально-техническим, средним специальным и высшим образованием;

9. обеспечение гуманистического характера обучения и воспитания, защиту прав детей.[4]

Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко неоднократно подчеркивал, что «вопросы повышения качества работы школьной системы – это дело государственной важности». В республике работает ряд государственных программ, принятых в соответствии с общими задачами и принципами реформирования. В настоящее время реализуются такие программы как «Информатизация системы образования», «Иностранные языки», «Сельская школа», «Одаренные дети».

Обучение в старших классах, по мнению реформаторов, должно быть в значительной степени сопряжено с выбором будущей профессии. В 2004 году была утверждена Концепция профильного обучения в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (11 – 12 классы), направленная на оптимизацию учебной нагрузки с учетом образовательных запросов учащихся. Целесообразность введения профильного обучения на старшей ступени школы подтверждается опытом многих высокоразвитых стран мира и имеет свои традиции.[1]

Основные направления развития профессионально-технического образования

Профессионально-техническое образование призвано осуществлять подготовку лиц к профессиональной деятельности в соответствии с призванием, способностями, с учетом общественных потребностей и обеспечивает приобретение ими профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для присвоения квалификаций рабочих и служащих.

В соответствии с законодательством в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, дополнительно осуществляются профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации, трудовое (профессиональное) обучение, внешкольное обучение и воспитание, оказываются другие образовательные услуги.[5]

В целях дальнейшего развития системы профессионально-технического образования работа Министерства образования Республики Беларусь направлена на решение следующих задач:

· организация совместной работы с облисполкомами, Мингорисполкомом, иными органами государственного управления по созданию системы прогнозирования потребности в трудовых ресурсах для формирования заказа на подготовку рабочих системе образования в 2011-2015 годы;

· формирование структуры и объемов подготовки рабочих (служащих) с учетом увеличения числа выпускников общеобразовательных учреждений, получивших общее базовое образование, и в соответствии с потребностями отраслей экономики и социальной сферы в молодых рабочих кадрах;

· укрепление связей УПТО и базовых организаций на основе заключения договоров об их взаимодействии при подготовке рабочих (служащих);

· повышение престижности обучения в УПТО, адресности подготовки кадров и снижения отчисления учащихся по неуважительным причинам.

В 2010 году система профессионально-технического образования продолжает совершенствоваться по следующим направлениям:

· достижение полного соответствия структуры и объемов подготовки молодых кадров потребностям организаций в отдельных отраслях экономики и регионах;

· замена части машин и оборудования, применяемых для производственного обучения в учреждениях образования, не соответствующих установленным требованиям и имеющих значительный износ;

· дальнейшая интеграция в содержании подготовки кадров среднего специального и профессионально-технического образования с целью сокращения сроков обучению, внедрения новых образовательных программ подготовки рабочих со средним специальным образованием;

· разработка и издание национальной учебной литературы по массовым специальностям профессионально-технического образования;

· увеличение объемов обучения по программам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по рабочим профессиям в отдельных регионах.[6]

Основные направления развития среднего специального образования

В 2009 году в соответствии с заявками, Министерством образования выданы разрешения на открытие подготовки специалистов в УССО по следующим специальностям: ”Промышленное и гражданское строительство“, ”Лесное хозяйство“, ”Машины и оборудование деревообрабатывающей промышленности“, ”Дошкольное образование“, ”Физическая культура“.[7]

Реформа среднего специального образования осуществляется в республике в направлении его интегрирования в структуру высшей школы с целью развития системы непрерывного профессионального образования. В целях интеграции среднего специального и высшего образования на базе средних специальных учебных заведений открываются высшие колледжи, обеспечивающие подготовку специалистов не только со средним специальным, но и с высшим образованием. В рамках реализации Программы регионализации высшего образования апробируются варианты более глубокой интеграции – включение средних специальных учебных заведений в качестве структурных подразделений в высшие учебные заведения.[1]

Для системы среднего специального образования определены следующие основные задачи:

· формирование заказа на подготовку специалистов со средним специальным образованием на 2010-2016 гг.;

· удовлетворение потребности отраслей экономики и социальной сферы в специалистах со средним специальным образованием;

· обновление содержания и повышение качества подготовки выпускников;

· обновление материально технической базы учреждений образования.

Реализация поставленных задач будет обеспечена путем:

· обеспечение трудоустройства выпускников, которые получили образование на дневной форме за бюджетные средства;

· повышение качества содержания среднего специального образования и обновление материально-технической базы учреждений образования согласно с динамикой развития и внедрения инновационных технологий на производстве;

· внедрение в образовательный процесс систему контроля качества образования и воспитания обучающихся.[8]

Основные направления развития высшего образования

Развитие высшего образования осуществляется в соответствии со стратегией перехода страны на путь инновационных преобразований отраслей экономики и социальной сферы и направлена на следующее повышение на основе новейших достижений науки и техники качества образования с целью удовлетворения потребностей общества и государства в высококвалифицированных специалистах, способных к созданию, технологическому сопровождению и внедрению в практику инновационных идей и разработок.[8]

Государственная политика в сфере высшего образования основывается на принципах, определенных Законом Республики Беларусь Об образовании, и направлена на обеспечение:

1. права граждан на получение на конкурсной основе высшего образования в высших учебных заведениях, в том числе за счет средств республиканского бюджета в государственных высших учебных заведениях;

2. качества высшего образования;

3. предоставления первого рабочего места выпускникам государственных высших учебных заведений в соответствии с трудовым законодательством Республики Беларусь;

4. развития международного сотрудничества в сфере высшего образования.[9]

С целью повышения конкурентоспособности высшей школы на мировом рынке образовательных услуг реализуется программа поэтапного перехода на дифференцированные сроки подготовки специалистов с высшим образованием. Она позволяет оптимизировать содержание, структуру и продолжительность подготовки в вузах в соответствии с запросами экономики.[1]

С целью комплексного решения вопроса повышения качества подготовки выпускников и эффективности научных исследований проводится последовательная работа по внедрению в ВУЗы страны систем менеджмента качества образования на основе международного стандарта ИСО 9001.

Основные силы в развитии системы высшего образования будут направлены на решение основных проблем:

· обеспечение качества образования, которое отвечает современному уровню развития науки и экономики;

· сертификация деятельности всех ВУЗов в соответствии международным стандартам качества образования;

· формирование перспективного научно-педагогического потенциала;

· обеспечение устойчивого развития общества и государства.[9]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В Республике Беларусь создана эффективная система образования, основанная на передовых технологиях, отвечающая мировым стандартам.

Определяющими особенностями развития сферы образования в ближайшее десятилетие станут: массовый характер обучения на всех образовательных уровнях; становление системы образования взрослых; развитие дистанционного типа обучения; реализация коллективного и индивидуального методов обучения в единстве на базе информационных технологий.

Важное значение в системе образования примет использование инновационных принципов и подходов в обучении, углублении научного и учебно-методического обеспечения образования, обновление и расширение материально-технической базы, рациональное сочетание бесплатной и платной форм получения образования населением, обеспечение широкого выбора образовательных программ и услуг, информатизация образования.

Список используемой литературы

1. Институт социально-политических исследований при администрации Президента Республики Беларусь «Национальная система образования – важнейший стратегический ресурс государства (социальные гарантии и перспективы развития)», Минск 2005 г.;

2. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к 2009/2010 учебному году (Учреждения, обеспечивающие получение дошкольного образования);

3. Институт социально-политических исследований при администрации Президента Республики Беларусь «Национальная система образования в XXIвеке», Минск 2006 г.;

4. ЗАКОН РБ от 5 июля 2006 г. № 141-З «Об общем среднем образовании» (Статья 3. Государственная политика в сфере общего среднего образования);

5. Закон РБ Об образовании Главы 6-13 (Глава 6.Профессионально-техническое образование);

6. www.sporteducation.by/professionalno-tehnicheskoe_obrazovanie (Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов «Профессионально-техническое образование»);

7. http://www.sporteducation.by/srednee_specialnoe_obrazovanie (Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов среднего специального образования);

8. «Вышэйшая школа» №1, 2010; «Сiстэме адукацыi – апераджальнае развiцце»;

9. ЗАКОН РБ 1 июля 2007 г. N 252-З «О высшем образовании» (Статья 3. Государственная политика в сфере высшего образования).

Скачать архив с текстом документа