Основные направления социальной работы с участием женщин
СОДЕРЖАНИЕ: Основные направления социальной работы, обозначившиеся в конце XIX века. Возникновение и развитие школ подготовки социальных работников, доминирующая роль женского движения в развитии социальной работы. Особенности диагностической и функциональной школ.Реферат на тему: Основные направления социальной работы с участием женщин
Содержание
Введение
Основные направления социальной работы с участием женщин
Диагностическая школа
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Социальная работа - принятое во всем мире выражение, обозначающее проявление гуманного отношения к человеку. Она возникла еще в библейские времена как благотворительность, религиозный долг человека, как система гуманитарных услуг нуждающимся людям. Однако только в прошлом веке социальная работа была признана самостоятельной профессией требующей специальной подготовки.
Первые школы по подготовке социальных работников появились в странах Западной Европы и США в конце XIX - начале ХХ веков. И сегодня уже никто не представляет себе мир без социальных работников. Опыту, накопленному в сфере социальной работы, существующей за рубежом уже более ста лет, он разнообразен и многолик.
В конце XIX - начале XX веков в ряде индустриально развитых стран появляются группы специалистов, которые начинают профессионально заниматься социальной работой, создают учебные заведения, обучают социальных работников. Одними из первых были Великобритания и США, где социальная работа раньше всего оформилась в качестве особого вида деятельности, и где она затем была поставлена на профессиональную основу. Особенно бурно процесс становления социальной работы как профессиональной деятельности проходил в США. Превращение городских поселений в города и рост количества приезжих, бродяг и неудачников вызвали значительное увеличение числа богаделен и тюрем, в которых условия содержания были просто ужасающие. В это время остро становится вопрос об опеке над бедными, умственно неполноценными и осужденными. Эти категории попадают под защиту органов штатов, а затем Советов благотворительности и преображения штатов. В общественном секторе появились добровольческие организации и агентства по уходу за детьми.
Советы благотворительности и преображения штатов возникли в 60е годы XIX века. Они имели различную структуру и обязанности, но их основной задачей было оказание консультационной помощи законодателям в области управления различными учреждениями. В Советы входили известные филантропы, добровольцы, образованные люди того времени, и их деятельность не оплачивалась. В 1865 году члены Советов из разных штатов объединились в Американскую Ассоциацию.
В данной работе представлена информация об основных направлениях социальной работы, обозначившихся в конце XIXвека, о возникновении и развитии школ подготовки социальных работников и доминирующей роли женского движения в развитии социальной работы.
Основные направления социальной работы с участием женщин
В 80х годах XIXвека в США возникли две профессиональные организации, положившие начало двум направлениям в социальной работе. Одна из них благотворительная, созданная по типу Лондонского общества организованной благотворительности, появилась в Баффало в 1887 году. Другая - Гильдия соседей (поселенцев) была организована в 1886 году в Нью-Йорке. Обе организации черпали свои взгляды в традициях викторианской Англии и быстро развивались. К 1892 году в крупных городах США и Канады были созданы 92 благотворительные организации. Что касается поселений эмигрантов, переселенцев, так называемых сеттльментов, то к 1986 году их было уже 44 и это число постоянно росло. Необходимо заметить, что такие поселения возникли не только в США, но и в Англии, Германии, Финляндии и ряде других стран.
Обе организации или движения возникли для практических действий в интересах бедных и несчастных людей. Они привлекали к себе образованных людей из высших и средних слоев населения. Их деятельность была особенно привлекательна для молодых женщин, которые увидели в социальной работе возможность повысить свой социальный статус и получить экономическую независимость. Оба движения были близки к церкви.
Движение благотворительности возглавляла Мэри Ричмонд, и оно непосредственно не выступало за социальные реформы. Идейной основой этого движения было признание того, что причина бедности и социальных проблем человека заключена в нем самом. Визиты добровольцев с целью установления контакта были наиболее предпочтительной формой общения с бедняками.
Члены благотворительного общества считали, что посещения должны заменить дома призрения, которые до недавнего времени были главным источником помощи. Во время посещений дружеские визитеры, как тогда называли добровольцев в США, вели изучение, регистрацию, осуществляли сотрудничество и координационную работу с целью определения того, что должна включать в себя необходимая поддержка. Для членов обществ, наносящих визиты в бедные семьи, проводились конференции, где они встречались с другими работниками, обменивались опытом и идеями. Для них уже тогда существовали, правда, немногочисленные пособия с изложением основных правил поведения. Эти организации, по мнению американских ученых, явились предшественниками современной системы изучения жизни неблагополучных семей и оказания им помощи. Добрый совет, который должен был зажечь луч надежды, стал предпочтительным методом работы. Материальная помощь предоставлялась только в крайних случаях и в такой форме, чтобы не обидеть, денег же бедным не давали. Обычно выдавались предметы первой необходимости и в небольших количествах, лишь для удовлетворения самых насущных потребностей. Выдача пособий неимущим людям, живущим самостоятельно, а не в домах призрения, считалась пустой тратой средств, наносящей ущерб их нравственности. Добровольцы, наносившие визиты, обычно молодые и состоятельные женщины, как было отмечено выше, видели в своих клиентах объект воспитательной работы, чье несчастное и скромное положение является результатом невежества или отсутствия присущих среднему классу ценностей и стиля жизни, прежде всего умеренности, трудолюбия, бережливости, сдерживающих моральных начал.
Второе движение сеттльментов (поселенцев) выступало за социальные реформы. Основная идея этого движения заключалась в том, что окружающая среда больна, и ее необходимо менять, чтобы покончить с бедностью и несчастьями людей. Работа осуществлялась в американских кварталах. Волонтеры, которые симпатизировали идеям Джейн Адамс и Элен Стар - основательницам этого движения - переселялись в кварталы бедняков и жили по соседству с нуждающимися в помощи людьми. Но, если благотворительные организации занимались изучением условий жизни людей, главным образом тех, кто к ним обращался за помощью, то представители движения сеттльментов занимались, в основном, образовательной деятельностью, приобщая к профессии, и организацией досуга. Наиболее известным был, созданный в 1889 году, дом эмигрантов ХаллХаус в Чикаго. Он обслуживал людей 19 национальностей, давал жилище работающим девушкам, имел дневные ясли, музей, клуб для мальчиков, небольшой театр. По мнению американских ученых, движение сеттльментов положило начало групповой социальной работе.
Занимаясь одним делом - оказанием помощи бедным и несчастным людям благотворительные организации и сеттльменты использовали разные методы работы. Однако, несмотря на различие в деятельности, члены общества благотворительности и движения поселенцев в определенной мере сотрудничали. Например, работники сеттльментов могли выступать в роли дружеских визитеров в программах благотворительных организаций.
Зачатки социальной работы как профессии, по мнению английского специалиста Теодора Шанина, как раз и возникли чуть более столетия назад, когда благотворительные организации начали поиск моделей систематической работы со своими подопечными.
Немаловажно привести слова одного из видных американских специалистов в области социальной работы Р. Рамзея: Возникновение социальной работы пришлось на время, когда конкурентная эксплуатация была на пике, и многие представления общества о благотворительности и филантропии были связаны с добродетелями моральных убеждений. Особая необходимость в работе по социализации возникла в ответ на явную потребность в крупномасштабных социальных реформах. К началу XXвека социализирующая суть этой новой работы переместилась с добровольной благотворительности на научную филантропию, началась борьба за то, чтобы армия добровольных работников получала гарантированный заработок и соответствующую подготовку. В Европе деятельность в новой развивающейся профессиональной сфере была обозначена как социальная медицина. В Северной Америке общепринятым термином еще в начале XXвека стал термин социальная работа.
Обмен опытом дружеских визитеров, работающих в различных агентствах, постепенно принимал форму обучающих курсов. В 1898 году по инициативе М. Ричмонд начала свою деятельность первая национальная школа прикладной филантропии (ныне факультет социальной работы в Колумбийском университете).
Движение поселенцев сразу же после своего возникновения связало свою деятельность с образовательными центрами. Существовали постоянные контакты между Джейн Адамс и ее коллегами со многими учеными в области социальных наук. Эти контакты и стремление заложить научную основу под практические действия выглядели сначала как курсы по обмену опытом, а затем вылились в создание Чикагской школы гражданства и филантропии, которая в 1920 году превратилась в Школу социального администрирования при Чикагском университете.
Социальная работа быстро развивалась и в Европе. Общество организованной благотворительности в Лондоне открывает в 1903 году первое специальное учебное заведение для подготовки социальных работников, которое получает название Школа социологии. В 1912 году эта школа преобразуется в факультет социальной работы Лондонской школы экономики.
В 1908 году под руководством основательницы женского движения в Европе Алисы Соломон открывается женская школа для социальных работников в Германии. К 1910 году в развитых европейских странах и США насчитывалось уже 14 школ социальной работы. Первые школы социальных работников давали, как правило, одногодичную подготовку. Однако честь открытия первого настоящего учебного заведения для социальных работников авторы отводят Голландии.
В 1899 году в Амстердаме был открыт институт по подготовке социальных работников. Обучение в нем было рассчитано на 2 года, форма обучения была очная. Обучаться могли как женщины, так и мужчины, и они получали теоретическую и практическую подготовку.
Первая мировая война не устранила, а только обострила внутренние проблемы ее участников. Обострение этих проблем сопровождалось увеличением числа стран, приступивших к подготовке социальных работников. Если перед войной подготовка велась в 7 странах, то, после ее окончания число школ стало расти. В 1920-е годы открываются первые школы социальной работы в Бельгии, Норвегии, Швеции, Италии. Школа по обучению социальных работников открывается даже в Чили, основателем которой стал известный общественный деятель Рене Сандра.
В 30-е годы прошлого века число стран, приступивших к подготовке социальных работников, продолжает увеличиваться: Испания, Израиль, Ирландия, Люксембург, Греция, Португалия, Дания, Индия, Египет. Как видим, социальная работа как профессия становится известной уже в странах третьего мира. Подготовка социальных работников включала в себя не только организационный, но и методический аспект. Учебные заведения, приступившие к работе, не имели еще квалифицированных преподавателей. Учебных пособий практически не было.
В США первыми учебниками были книги Амоса Уорнера Американская благотворительность и Мэри Ричмонд Дружеский визит к беднякам: практическое руководство для работающих в благотворительных организациях. Подготовка кадров для социальной работы в Америке находилась еще в очень большой зависимости от усилий благотворительных организаций. Первыми преподавателями были члены общества благотворительности с большим опытом работы, но без педагогического образования. Студенты занимались без отрыва от работы, а учебная программа включала специальные темы для практической социальной работы в различных областях. Областями (направлениями) практической социальной работы того времени были:
изучение условий жизни неблагополучных семей;
социальная работа в медицине;
социальная работа в школе;
социальная психиатрия.
Указанные области практической социальной работы имели самостоятельные учебные программы, что создавало трудности при переходе из одной области практической работы к другой. Необходимо заметить, забегая вперед, что все программы были направлены на обучение индивидуальной работе с клиентом. Групповая работа как самостоятельный и теоретически обоснованный метод социальной работы был введен в программы обучения социальных работников только в 40-е годы XXвека.
В чем специфика социальной работы? Чем она отличается от работы медицинских сестер, врачей, учителей? Этот вопрос волновал как начинающих специалистов, так и преподавателей школ. В школах много размышляли о базовом образовании и его связи с практикой, о необходимом уровне профессионального образования, об общей подготовке и специализации повышенной сложности. Некоторые специалисты выступали против практики университетского образования для социальных работников. В частности, М. Ричмонд, считала, что университетская подготовка, связанная с необходимостью изучения большого количества научных дисциплин и научных школ, может подорвать присущую социальной работе ценностную основу включенности в благотворительность, подорвать веру студентов в бескорыстие. Она выступала за создание независимой от системы высшего образования школы социальной работы.
Интересен факт, описываемый Дж. Лейби в американской Энциклопедии социальной работы. В 1915 году Национальная конференция благотворительности пригласила Абрахама Флекснера, ведущего специалиста в области профессионального образования в США, высказать свое мнение о том, является ли социальная работа профессией. Он ответил, что, по его критериям, социальная работа - не профессия. Однако его слова не произвели никакого впечатления на желающих заниматься социальной работой профессионально и не уменьшили поток заявлений в школы социальной работы. Более того, это стало стимулом для создания более рациональной и формализованной программы подготовки профессионалов.
Ассоциация школ социальной работы в Америке, созданная в 1919 году главным образом для поддержания связей между школами, превратилась в форум для выработки нормативов учебной работы. В 1924 году Ассоциация разработала нормативы (учебные планы) для регулярных курсов обучения, для курсов подготовки ответственных работников в области социальной работы и для курсов, создаваемых при университетах.
Минимальная, рассчитанная на год программа, предусматривала набор учебных курсов, преподаваемых как в классе, так и на практике (в поле). Эти учебные курсы получили признание в качестве нормативных курсов для обучения социальной работе. Включение программ социальной работы в систему университетского образования произошло в конце 30-х годов XXвека, когда в Ассоциацию стали приниматься только школы, действовавшие в рамках высших учебных заведений. В этих школах обучение осуществлялось по программе, рассчитанной на два года и дающей право получения степени магистра. В Ассоциацию принимались только школы, обладающие такими программами. До 1974 года обучение по двухгодичной аспирантской программе оставалось единственной формой, признанной в качестве условия аттестации профессионального социального работника. Иными словами, критерием профессионализма стали считать наличие степени магистра.
Первые практические шаги в области теоретического осмысления социальной работы были предприняты феминистками во многих странах западного мира - Алисой Соломон в Германии, Марией Гахери во Франции, Елизаветой Фрай в Англии, Джейн Адамс в США. Но наибольших успехов в области теоретических исследований добивается Мери Ричмонд. Она разработала метод индивидуальной работы с нуждающимися людьми. Первой работой М. Ричмонд в области теории социальной работы является фундаментальный труд Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях. Помощь и поддержка осмыслялись ею как дружеская акция одного субъекта по отношению к другому. При этом, воздействие, по мнению автора, должно быть направлено не только на нуждающегося человека, но и на изменение отношения социального окружения, как правило, негативного к людям, испытывающим бедность и нищету. Эта книга вышла в 1899 году и стала первым учебником для социальных работников. В 1917 году выходит вторая книга под названием Социальные диагнозы, в которой М. Ричмонд описывает теоретические и методологические основы индивидуальной социальной работы. Практика социальной работы с клиентами составляет и сейчас значительную часть профессиональной социальной работы, но в начале XXвека, когда возникла социальная работа, метод индивидуальной работы с клиентами (case-work), заключенный в рамки медицинской модели, долгие годы был основным. Адаптируя к практике индивидуальной работы медицинские подходы диагноза и лечения, М. Ричмонд разрабатывает метод, позволяющий анализировать социальные и психологические проблемы клиента. В теорию социальной работы вводится терминология из медицинской практики, такая как диагноз, лечение, клиент, но с новым семантическим значением.М. Ричмонд пишет, что в социальной работе важным моментом в каждом конкретном случае является оценка, постановка диагноза и выбор метода помощи на основе этого диагноза.
Оценки должны быть научно обоснованы в отличие от тех моральных критериев, которыми пользовались благотворительные организации. Изучение, диагноз, лечение - таков образец, методика работы с клиентом. Социальный диагноз, по мнению М. Ричмонд, предполагает оценку личности клиента и его социального положения. Социальная помощь - это комплекс мер, в результате которых должен измениться клиент и его социальное окружение.
социальная работа женское движение
Согласно концепции автора, вмешательство (интервенции в терминологии М. Ричмонд) со стороны социального работника может осуществляться директивным и недирективным лечебным методом. В литературе их часто называют непосредственным и косвенным методами. Директивное лечение заключается в непосредственном взаимодействии - ум на ум. Под этим термином исследователь понимала сложную процедуру взаимодействий, которые включают в себя: доверительные отношения, определенные позитивные чувства, которые должны возникать между социальным работником и клиентом, активизацию клиента для решения его собственных проблем. Доминирующими техниками здесь должны быть внушение, убеждение, дискуссия, а также личностные характеристики социального работника, такие как искренность, честность, участливость. Недирективное воздействие как косвенный метод лечения сводился к тому, что процесс оказания помощи сосредотачивался на окружении клиента, на изменении среды его обитания. Цель взаимодействия клиента с социальным работником состояла в том, чтобы клиент получил объективную картину собственной ситуации, личностных и социальных зависимостей, отношений в социальных институтах и сообществе в целом, осложняющих его социальное функционирование. В индивидуальной работе с клиентом, описанной в Социальных диагнозах, прослеживается отход М. Ричмонд от метода морального убеждения и этических альтернатив и намечается переход к методам социально-психологического воздействия и взаимодействия. Впервые здесь представлен процесс взаимодействия социального работника и клиента. Процесс происходит как определенная последовательность действий, как процедура, подчиненная определенной логике. Впоследствии эта процедура оформляется в метод индивидуальной работы, ставший основополагающим в технологиях социальной работы. Принципы индивидуального подхода, разработанные М. Ричмонд, были рекомендованы к использованию для работы с различными категориями населения, а также начали применяться в работе с группами и общностями. Теоретические разработки М. Ричмонд имели большое значение не только для практики, они также нашли отражение в развитии теоретических школ и концепций социальной работы. В историческом плане к наиболее известным школам в теории социальной работы относятся диагностическая и функциональная.
Диагностическая школа
Диагностическая школа (направление) была связана с колледжем Смита в Нью-Йорке, в котором готовили социальных работников для работы в психиатрических службах. Потребность в таких специалистах была очень велика, поскольку было много клиентов - ветеранов войны, испытывающих различного рода психологические проблемы. В качестве теоретической основы обучения была взята модель М. Ричмонд. Но она была истолкована не так, как ее трактовала М. Ричмонд, потому что речь шла не о клиентах, обеспокоенных проблемами бедности, а о клиентах, имеющих психологические проблемы. Социальная ситуация клиента отодвигалась на второй план. Акцент был сделан на диагнозе болезни клиента. В практическом взаимодействии социального работника и клиента, как отмечали теоретики этого направления, следует уделять особое внимание прошлому опыту клиента, его детским переживаниям, наклонностям, оценке личности. Это было время, когда появилась теория психоанализа З. Фрейда, и представители диагностической школы, по сравнению с другими направлениями, испытали на себе ее самое сильное влияние. Отношения между клиентом и социальным работником строились как авторитарные. Задача социального работника - лечение клиента, понимаемое как изменение его личности помощь в адаптации к окружающей среде.
Функциональная школа
Это направление начинает развиваться с 30-х годов XXвека в Пенсильвании. Клиент по-прежнему в центре внимания социальных работников, но методику индивидуальной психотерапии представители этой школы строят на процессе помощи, на том, как этот процесс должен быть организован.
В это время в США возрастает интерес к социальной среде и процессу оказания помощи, но не как к лечебному процессу, а, скорее, как к услуге, оказываемой в рамках социальной службы. На взгляды функциональной школы также повлиял психоанализ, но более поздний. В частности, были восприняты идеи О. Ранка, австрийского психоаналитика, который писал о том, что клиент сам желает изменить свою ситуацию, и он способен воспринимать помощь. Из теории Дж. Дьюи было заимствовано понятие самоопределение, то есть право клиента решать за себя. Поэтому функциональная школа меньше внимания уделяла ранним детским впечатлениям и постановке диагноза. Для них стало более важным начало процесса изменений клиента. В рамках этой школы была предложена методика по организации помощи: ее предоставления и приема. Акцент делался на построении правильных взаимоотношений клиента и социального работника. Функциональная школа базировалась на принципе здесь и теперь, когда в процессе взаимодействия социального работника и клиента актуализируется настоящий опыт клиента, его чувства и эмоциональные переживания. Отсюда основная задача виделась в том, чтобы помощь была осознана и принята клиентом. Для этого между социальным работником и клиентом устанавливаются партнерские взаимоотношения. Они оба несут равную ответственность за изменение ситуации. Главное, как писала теоретик функциональной школы Дж. Тафт, создание и развитие техник и методик помощи клиенту. Таким образом, происходит как бы переход к современному пониманию сущности социальной работы и отказ от формальных и авторитарных отношений между социальным работником и клиентом. Функциональная школа считала также, что на развитие человека оказывает влияние и социальное окружение, которое препятствует или способствует этому процессу. Помимо социального окружения играют роль и экономические, культурные факторы. Вместе с тем, индивид несет личную ответственность за самореализацию. Он должен находить баланс между своим индивидуальным развитием и тем, что он одновременно является членом определенного общества или группы. При взаимодействии с окружением индивид создает определенные модели поведения, имеющие тенденцию сохраняться всю жизнь. Изучение этих моделей необходимо для понимания того, как может расти и развиваться индивид. Социальный работник, выбирая те или иные формы работы, должен обеспечить движение в том направлении, в котором клиент хочет измениться.
В 30-40-е годы XXвека теоретики диагностической и функциональной школ продолжают развивать метод индивидуальной работы, проходят дискуссии о приоритетах и методах поддержки нуждающихся, формируются подходы к групповой работе и работе в общине (коммьюните).
В социальной работе в настоящее время не существует единой теории, ее теоретическое знание представлено разнообразными общественно-социальными научными школами, в рамках которых развиваются основные исследовательские традиции, предлагающие практической социальной работе различные научные и научно-практические парадигмы. В разных странах специалисты-практики отдают предпочтение тем или иным теоретическим моделям социальной работы в зависимости от сложившихся традиций и общественных потребностей. В США, например, социальная работа, как правило, ориентируется на психоанализ, поскольку, по традиции основной акцент делается на индивидуально-личностный уровень. Хотя в последние десятилетия в этой стране появилось много технологий, использующих в качестве своей основы теоретические направления социальных наук. Отсутствие единого теоретического обоснования практики социальной работы, по мнению ученых, не означает, что в ней господствует анархия. Полученные знания, умения, навыки позволяют практикам отобрать из множества социальных ресурсов самые необходимые и эффективные для решения конкретной социальной проблемы. Есть даже мнение, что социальные работники имеют значительное преимущество перед работниками схожих профессий, поскольку опираются на плюралистическую научную концептуальную основу, которая постоянно развивается, расширяется и совершенствуется по мере расширения научного знания об обществе и человеке.
Обширный международный опыт социальной работы свидетельствует об использовании нескольких групп теоретических моделей: психодинамических, моделей кризисного вмешательства, бихевиористских, системных и экологических, социально-психологических, коммуникационных, гуманистических, когнитивных, моделей правозащитной деятельности. Из перечня видно, что социальные работники используют как психолого-ориентированные модели, так и социологические модели. Психодинамические модели, основаны на психоанализе З. Фрейда.
В отличие от классического психоанализа психодинамические модели в основном фокусируются на настоящем, а не прошлом человека, при этом анализируется восприятие им реальной ситуации.
Заключение
Важную роль в развитии социальной работы во всем мире сыграли четыре женщины, представляющие два основных направления социальной работы: психосоциальную или клиническую социальную работу, как ее называли раньше, и структурную социальную работу, или работу, ориентированную на социальное окружение клиента.
Джозефин Шо Лоуэлл (1843 - 1905) была членом благотворительной организации в Нью-Йорке. По своим взглядам она была социал-дарвинисткой. Так, она считала, что причины бедности кроются в характере самих бедных людей.
В связи с этим Джозефин занималась исследованием характера бедных людей. Много сил она отдала административной работе, изучала положение женщин, принимала участие в женском движении, движении сеттельмента, которое она подробно описала.
Ричмонд Мери (1861 - 1928) занималась социальной работой с 1889 года первоначально в качестве помощника благотворительной организации в Балтиморе. В 1917 году она публикует свою, ставшую впоследствии знаменитой, книгу Социальные диагнозы. Ее часто называли матерью социальной терапии, и этому разработанному ею методу социальной работы была суждена долгая жизнь.
Рейнолдс Берта (1883 - 1978) свою социальную работу начала в детском приюте в Бостоне, в котором было много цветных детей. Эта практика укрепила ее мнение, что менять необходимо не личность, а общество.Б. Рейнолдс увлекалась марксизмом, подвергла сомнению существующую экономическую структуру общества. Она считала, что социальный работник - это своего рода инструмент для социального контроля, и он должен сохранить статус-кво.Б. Рейнолдс относилась к поколению социальных работников, получивших специальную социальную подготовку, она профессионально занималась психоанализом. В своей деятельности она пыталась объединить теорию и практику.
Адамс Джейн (1860 - 1935) скептически относилась к благотворительности. Джейн символизировала новую современную женщину. Ее работа в рамках движения сеттельмента была высоко оценена, и в 1931 году она получила Нобелевскую премию.
Список использованных источников и литературы
1. Козлов, А.А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. - М.: Флинта, 1998.
2. Корнюшина, Р.В. Зарубежный опыт социальной работы / Р.В. Корнюшина - Издательство Дальневосточного университета: Владивосток, 2004.
3. Социальная работа за рубежом: Учебное пособие / Сост. С.С. Новак, Е.Г. Лозовская, М.А. Кузнецова; Под общ. ред. Е.С. Новак. Волгоград: Издательство ВолГУ, 2001.
4. Энциклопедия социальной работы. Пер. с англ. В 3-х т. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994.