Основные понятия философии

СОДЕРЖАНИЕ: Проблема научности и многообразия философского видения мира. Философская картина мира. Диалектика как концепция связи и развития. Познание, его возможности и границы. Современность и будущее человечества. Взаимосвязи человека, культуры и цивилизации.

Международный институт экономики и права

Белорецкий филиал

Философия

Выполнил: студент 5 курса

экономического

факультета

Вагапов

Айсуак Абдуллович

Белорецк 2009 г.


Содержание

1. Проблема научности и многообразия философского видения мира

2. Проблема метода в философии. Диалектика или метафизика?

3. Философская картина мира. Бытие, материя, сознание

4.Диалектика как концепция связи и развития

5. Познание, его возможности и границы

6. Человек, общество, история

7. Человек, культура, цивилизация

8. Современность и будущее человечества

9. Заключение

Литература


1. Проблема научности и многообразия философского видения мира

Среди философов нет единой точки зрения на то, что должно быть предметом философии. Тому есть два рода причин:

1) Предмет философии менялся исторически, вместе с изменением мировоззрения людей. Философия зародилась в 7-6 в.в. до н.э. одновременно в в трех исторических областях: Древняя Индия, Др. Китай, Др. Греция.

В переводе с греческого философия означает любовь к мудрости. Философия возникла раньше всех других наук, далее от нее отделились другие: математика и др.

При изменениях предмета философии в ходе истории старые представления о предмете философии не отбрасывались, а присоединялись к новым представлениям о нем.

2) Философия, в отличие от других наук никогда не существовала в виде однолинейного учения. Это всегда была большая или меньшая группа различных философских учений, течений, школ, направлений. Причем представитель каждого такого направления или учения понимал предмет философии несколько по-своему, на свой лад.

Всякая философия является мировоззрением, т.е. совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией. Понятие мировоззрение шире понятия философия.


2. Проблема метода в философии. Диалектика или метафизика?

Родоначальником новых тенденций в философии был Ф. Бэкон. Главную задачу своей философии он видел в создании новой науки, исходя из того, что именно философия может переосмыслить предмет и задачи науки и выработать новый метод. Первым шагом для создания нового метода должно быть очищение ума от заблуждений («идолов» или «призраков»): идолов рода, идолов пещеры, идолов рынка, идолов театра. Истинная наука должна строиться на переработке данных опытно-экспериментального познания и наблюдений. Ф. Бэкон разрабатывал метод индукции, считая его главным методом науки.

Рационализм наиболее ярко выражен Р. Декартом. Он признавал существование двух самостоятельных субстанций: материальной и духовной, их главными атрибутами являются соответственно протяженность и мышление. Декарт считал главным методом науки метод дедукции. В основании метода мышления, по Декарту, лежит Разум, а наиболее достоверным утверждением является: «Мыслю, следовательно, существую». Декарт сформулировал правила метода для получения нового знания: признавать истинными только такие положения, которые представляются уму ясно и отчетливо; расчленять каждую сложную проблему на составляющие ее частные проблемы; методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному; не делать никаких пропусков в логических звеньях исследования.

Б. Спиноза считал, что существует природа, являющаяся причиной самой себя, не нуждающаяся для своего бытия ни в чем другом. Природа есть субстанция. Бог растворен в природе и лишен воли и разума. Мышление и протяжение – атрибуты субстанции, а единичные вещи – как мыслящие существа, так и протяженные предметы – это модусы (видоизменения) субстанции. В теории познания Спиноза выступал рационалистом. Математический способ мышления он считал лучшим, ведущим к истине.

Крупный вклад в разработку проблем познания, государства и политики внесли Т. Гоббс и Дж. Локк. В частности, Дж. Локк обосновал принцип сенсуализма – происхождения всех знаний из чувственного восприятия внешнего мира. Все идеи возникают из опыта, который бывает двух видов: внешний и внутренний.

XIX век для европейской философии – классический. Большой вклад в постановку и разработку философских проблем внесла немецкая философия. В рамках немецкой классики был разработан диалектический метод познания, радикально пересмотрено отношение субъекта и объекта. К этому течению относят философские учения И. Канта, И.Г. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля и Л. Фейербаха.

Родоначальник немецкой классической философии И. Кант осуществил коренной переворот в гносеологии. Если до Канта в центральной проблеме гносеологии – взаимодействие субъекта и объекта – акцентировали внимание на анализе объекта, то Кант критически анализирует специфику познающего субъекта. В субъекте Кант различает два уровня: эмпирический (опытный) и трансцендентальный (находящийся по ту сторону опыта). Кант утверждает, что природу объективно существующих вещей (“вещей в себе») мы не можем познать, сущность вещей недоступна человеческому разуму. Попытки разума проникнуть в мир вещей, как он существует сам по себе, неизбежно приводят к противоречиям, к антиномиям. В процессе познания человек имеет дело с явлениями вещей, но по явлениям нельзя судить о вещах, существующих сами по себе. Разделение мира на доступные знанию «явления» и непознаваемые «вещи в себе»– ведет к агностицизму. Кант приписывает познающему субъекту априорные (доопытные) формы знания: пространство, время, формы рассудка. В этике Кант сформулировал категорический императив: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать основой всеобщего законодательства».

Гегель был объективным идеалистом, диалектиком. Философия Гегеля носит противоречивый характер. Если диалектический метод философии содержал в себе мысли о развитии через противоречие, прерывы постепенности, то ее идеалистическая система требовала прекращения этого развития. По Гегелю, абсолютная идея составляет истинную реальность. Абсолютная идея существует вечно. Она находится в постоянном развитии и изменении. Все многообразие действительности – результат саморазвития идеи. В своем развитии абсолютная идея проходит три ступени. На первой она развивается в сфере чистой мысли, порождает и накапливает свое богатство. На второй она порождает природу, облекается в материальную оболочку и начинает существовать в виде материальных явлений. На третьей – абсолютная идея существует в форме сознания, мышления людей. Осознав весь свой предшествующий путь, она заканчивает свое развитие и возвращается в свое первоначальное положение, но уже как уяснившая все богатство своего содержания.

У Гегеля философия предстает как система диалектических законов и категорий, выражающих процесс саморазвития идеи.

Л. Фейербах завершил немецкую классическую философию. Он подверг критике идеализм Гегеля и восстановил в своих правах материализм. В центре своей философской системы Фейербах ставил человека как родовое существо. Антропологизм – исходный принцип материализма Фейербаха. Его материализм носил созерцательный, метафизический и механистический характер. Фейербах был материалистом в объяснении природы и идеалистом в объяснении общества, религии и человека.

К. Маркс и Ф. Энгельс создали философское учение – диалектический материализм. Маркс развил гегелевское учение об отчуждении и дал свою трактовку этой проблемы. Маркс и Энгельс считали, что мир находится в постоянном диалектическом развитии, источник которого – возникновение и разрешение внутренних противоречий, ведущих к отрицанию одних состояний другими и образованию новых качественных явлений. Опираясь на тезис о примате материального над идеальным, Маркс конкретизировал его применительно к обществу, как первичность общественного бытия над общественным сознанием.

В этот же период развиваются философские концепции иррационалистического типа. Иррационалисты (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше и др.) утверждали: мир неразумен; человеком управляет не разум, а слепая воля, инстинкт, страх и отчаяние.

Русская философская мысль начинает зарождаться в XI в. под влиянием процесса христианизации и достигает вершин своего развития на переломе XIX–XX вв. Главными особенностями русской философской мысли являются: историософичность, внимание к проблемам человека, связь с религиозным мировоззрением, нацеленность на решение практических вопросов, преобладание морального аспекта при обсуждении философских проблем, слабый интерес к проблемам гносеологии.

В XIX в. в русской философии выделяются два основных направления: «философия тотальности» (общности), связанная со славянофильством, и «философия индивидуальности», тяготеющая к западничеству.

Славянофилы (И. Киреевский, Ю. Самарин, А. Хомяков и др.) полагали фундаментом мировоззрения православие, идеальной формой правления – монархию, идеальной экономической структурой – крестьянскую общину.

Западники (А. Герцен, В. Белинский, М. Бакунин и др.) ориентировались на западноевропейскую цивилизацию, критиковали православие. Центральной проблемой в идейных исканиях западничества была проблема личности.

Основные идеи русской религиозной мысли XIX в. впитала в себя философия Вл. Соловьева, разрабатывающего вопросы метафизики: учение об идеях и Абсолюте; гносеологию, антропологию и эстетику; космологию – понятие «Софии». Софийность на долгие годы становится как бы родовым признаком русской философии.

Н.Ф. Федоров развивает экзистенциально-антропологическую тенденцию в русской философии. Он обсуждает такие проблемы, как проблемы смерти человека и пути воскрешения, бессмертия человека и Космоса.

В ХХ в. в России укрепляется марксизм (Г.В. Плеханов, А.А. Богданов, В.И. Ленин) и происходит становление философии диалектического исторического материализма. Получают дальнейшее развитие такие направления, как религиозная философия и экзистенциализм (Д.С. Мережковский, Н.П. Бердяев, Л. Шестов), трансцендентальная метафизика (П.Б. Струве, П.И. Новгородцев). Особое место занимает в данный период такое направление в русской философии, как метафизика всеединства (Л.П. Карсавин, С.Л. Франк, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков).

Современная западная философия включает в себя огромное разнообразие направлений, течений, школ и концепций. Одной из стержневых проблем, вокруг которой происходит развитие западной философии, является отношение к рациональному познанию. Во многих концепциях рациональному познанию противопоставляется интуитивное познание. В западной философии широко обсуждается проблема человека и его индивидуальной жизни в нашу эпоху.

В ХХ в. основными направлениями мировой философской мысли являются феноменология, экзистенциализм, герменевтика, психоанализ, нео-томизм, аналитическая философия и философия жизни.


3. Философская картина мира. Бытие, материя, сознание

Основные вопросы темы:

1. Категория бытия, ее смысл и специфика

2. Формирование научно-философского понятия материи

3. Основные формы существования материи

4. Отражение как всеобщее свойство материи. Качественные изменения форм отражения на различных уровнях развития материи

5. Возникновение сознания

6. Сознание – свойство высокоорганизованной материи, высшая форма отражения действительности

1. Первые философские концепции бытия выдвинули Парменид (ввел этот термин в философию), Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель. Одни из них рассматривали бытие как вечное, неизменное, единое, неподвижное (Парменид), другие – как непрерывно становящееся (Гераклит). Парменид бытие противопоставлял небытию и утверждал, что бытие тождественно разуму. Демокрит отождествлял бытие с атомом и признавал небытие – пустоту. Аристотель выдвинул идею о том, что бытие – это понятие, которое не является родовым, т.е. его нельзя подвести под более общее, так же как и под него все остальное.

Бытие – философская категория, обозначающая все то, что существует. Мир представляет собой реальное существование отдельных, материальных и духовных явлений, а бытие – абстракция, которая лежит в основе объяснения общих вопросов о мире. Данная категория является предельно широкой по своему содержанию, так как охватывает собой все виды реальности. Всеобщность бытия проявляется через единичное существование конкретных предметов.

К основным формам бытия относятся:

бытие вещей и состояний природы;

бытие общества;

бытие человека;

духовное бытие.

2. В истории философии понимание бытия первоначально проявляется в поисках конкретного образования, которое лежит в основании мира. В античности возникают представления о материи. Древнегреческие философы представляли материю как неизменную и неуничтожимую субстанцию. В Новое время господствовало метафизическое понимание материи, которая отождествлялась с веществом, состоящим из неделимых и неизменных атомов. Важнейшим свойством материи считалась неизменная масса. Это представление было опровергнуто открытиями в естествознании на рубеже XIX и XХ вв. (открытие электрона, рентгеновских лучей, радиоактивности, теория относительности А. Эйнштейна).

Определение материи, данное В.И. Лениным, является наиболее общепризнанным в современном материализме. Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая существует вне и независимо от человеческого сознания и отражается сознанием.

Материя охватывает бесконечное множество реально существующих объектов и систем мира, является субстанциальной основой свойств и форм движения материи. Все многообразие материальных систем сводят к трем основным: системы неживой природы, живой природы и общества.

Основные свойства материи: объективность, движение, структурность, системная организация, вечность во времени, бесконечность в пространстве, способность к саморазвитию, отражение. Материя и ее свойства несотворимы и неуничтожимы, существуют вечно и бесконечно многообразны по формам своих проявлений.

3. Основными формами существования материи являются: движение, пространство и время.

Движение – это способ существования материи, т.е. материя существует только как движущаяся материя. Понятие движения обозначает любые взаимодействия и изменения состояний объектов, которые происходят в процессе этих взаимодействий. Движение – это изменение вообще. Движению присущи такие свойства: объективность, всеобщность, неуничтожимость, абсолютность и относительность. Абсолютность означает признание единства и нераздельности материи и движения. Естественно-научным основанием этого положения выступает закон сохранения и превращения энергии. Относительность движения означает, что оно существует не как движение «вообще», а как изменение конкретных материальных явлений. Отдельные формы движения не являются вечными, они ограничены исторически (во времени) и локально (в пространстве).

Движение не исключает моментов покоя. Покой – это состояние движения, которое не нарушает качественной специфики предмета, его стабильности. Направленные и необратимые качественные изменения системы называются развитием.

Каждому структурному уровню материи соответствует своя форма движения: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. Формы движения материи взаимосвязаны. Выделяются два типа связи: генетическая и структурная. Сущность генетической связи – высшие формы движения возникают на основе низших, как их синтез. Сущность структурной связи – высшие формы включают в себя низшие, но не сводятся к ним и своей специфики при этом не утрачивают.

Пространство – форма бытия материи, выражающая протяженность составляющих ее объектов, их строение из элементов и частей. Пространство трехмерно и бесконечно.

Время – форма бытия материи, выражающая длительность протекающих процессов, последовательность смены состояний в ходе изменения и развития материальных систем. Время одномерно и необратимо. Оно “течет» от прошлого через настоящее к будущему.

В истории философии сложились две концепции пространства и времени: субстанциональная (Демокрит, И. Ньютон) и реляционная (Аристотель, Г. Лейбниц).

Субстанциональная концепция рассматривает пространство и время как самостоятельные сущности, а реляционная – как формы существования материи.

Конкретные свойства пространства и времени зависят от особенностей материальных объектов, их движения и взаимодействия. Это положение подтверждается специальной и общей теорией относительности А. Эйнштейна.

4. Сознание является чрезвычайно сложным и своеобразным предметом изучения. Не смолкают горячие споры вокруг происхождения, сущности сознания и возможности его познания.

В религии сознание рассматривают как крохотную искру пламени божественного разума. Идеалисты утверждают первичность сознания по отношению к материи, трактуют сознание как нечто изначальное. Философы-материалисты по-разному представляют природу сознания. Некоторые материалисты представляли сознание в виде материального явления и трактовали его как чисто биологический, физиологический процесс. Сознание является естественным следствием развития и усложнения материального мира.

Отражение есть свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить особенности других систем. Способность к отражению, а также характер ее проявления зависят от уровня организации материи. Отражение в неорганической природе, в мире растений, животных и человека выступает в качественно различных формах. С возникновением жизни появляются раздражимость и чувствительность как специфические свойства отражения.

Сознание – высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями.

5. Наличие определенных биологических и физиологических предпосылок у человека недостаточно для возникновения сознания. Сознание человека возникло в процессе трудовой деятельности. Простейшие трудовые навыки расширяют кругозор, совершенствуют мозг, обусловливают переход к изготовлению орудий труда, совместному труду и общению. Язык становится важнейшим фактором дальнейшего познания, средством передачи и хранения информации, основой существования абстрактного мышления. Труд оказал влияние на развитие и совершенствование органов чувств. Он способствовал возникновению общественных форм и видов жизнедеятельности. В человеке биологическое и социальное находятся в единстве и обусловленности.

6. Сознание – свойство высокоорганизованной материи – человеческого мозга. Мозг представляет сложную материальную, физиологическую систему. Но следует понимать, что между физиологическими и психологическими процессами существует качественное различие. Первые – материальны, вторые – идеальны. Сознание не сводится к физиологическим процессам, происходящим в мозгу человека. Сознание как функция мозга, как высшая форма отражения действительности есть образ внешнего мира. Этот субъективный образ идеален по своей природе, но его содержание детерминировано объективным миром. Идеальным сознание является потому, что образы человека не заключают в себе физических, химических или других материальных свойств.

В сознании можно выделить три основные сферы: познавательную, эмоциональную и мотивационно-волевую. Сознание – это, прежде всего, знание, со(совокупное) знание. Без знания нет сознания.

Эмоциональную сферу сознания составляют чувства, аффекты, страсти и эмоциональное самочувствие, стрессовые состояния. Эмоции – это отражения объекта в форме переживания, душевного волнения и оценочного отношения к тому, с чем человек имеет дело.

Мотивационно-волевую сферу составляют мотивы, интересы, потребности субъекта в единстве со способностью достигать цели.

Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. Они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. Человек осознает себя посредством других людей и через созданную ими материальную и духовную культуру.

В философии широко обсуждается проблема бессознательного и его соотношение с сознанием. Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся контролю со стороны сознания.


4. Диалектика как концепция связи и развития

Основные вопросы темы:

1. Связь и развитие – основные принципы диалектики.

2. Исторические формы диалектики.

3. Основные категории и законы диалектики

1. Диалектика – многогранное учение. Диалектика может определяться как всестороннее учение о всеобщей, универсальной связи и развитии. В этом определении выражены два основных принципа диалектики: принцип всеобщей, универсальной связи предметов и процессов действительности и принцип развития. (Принцип – основное, стержневое положение теории, которое играет определяющую роль по отношению ко всем остальным положениям в системе данной теории.)

Понятие связи в диалектике обозначает отношения, при которых изменение одних объектов есть условие изменения других, причем, как правило, проявляется и обратное воздействие, влекущее за собой изменение первых объектов, так что имеют место взаимосвязь и взаимодействие. Связь объекта с другими объектами может быть непосредственной и опосредствованной.

Основными чертами принципа развития выступают:

системный характер изменений, означающий, что в процессе развития всегда происходит некоторое качественное изменение объекта;

необратимость как такая характеристика развития, которая фиксирует его процессуальность, комплекс взаимосвязанных изменений, приводящих к возникновению качественно новых возможностей;

направленность, которая характеризует тот факт, что развитие осуществляется в некотором направлении, по определенным законам.

Вариантами направленности развития выступают прогресс и регресс.

Развитие – это направленные, необратимые качественные изменения объектов. Существуют две концепции развития: диалектическая и метафизическая. Необходимо различать диалектику объективную и диалектику субъективную.

Диалектика объективная – это диалектика самого развивающегося мира.

Диалектика субъективная – это диалектическое мышление.

2. В истории философии сложились три основные формы диалектики:

античная диалектика, которая была «наивной и стихийной». Она представлена в учениях Гераклита, Платона, Зенона и др.;

немецкая идеалистическая диалектика, разработанная Кантом, Фихте, Шеллингом и Гегелем, который сформулировал законы диалектики;

материалистическая диалектика, разработанная К. Марксом, Ф. Энгельсом и В.И. Лениным.

Альтернативы диалектики – метафизика и релятивизм. Особенностью метафизического способа мышления являются односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого при рассмотрении различных проблем и процессов действительности. Разновидностью метафизики является догматизм. Релятивизм абсолютизирует момент изменчивости.

3. Категории диалектики – это формы мышления, которые отражают наиболее общие и существенные свойства, стороны, связи и отношения реальной действительности и познания. Основные категории диалектики: развитие, связь, противоречие, причина и следствие, необходимость и случайность, форма и содержание и др.

Закон – внутренняя существенная и устойчивая связь явлений, обусловливающих их упорядоченное изменение.

Основные законы диалектики:

закон единства и борьбы противоположностей;

закон перехода количества в качество;

закон отрицания отрицания.

Эти законы не существуют оторванно друг от друга, а реализуются как компоненты единого, общего процесса развития.

Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник всякого развития – противоречие. Диалектическое противоречие – взаимодействие противоположных, взаимоисключающих тенденций и сторон предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником развития. Чтобы быть источником развития, противоречия должны разрешаться. Развитие предстает как процесс возникновения, роста, обострения и разрешения противоречий. Решающим источником развития являются внутренние противоречия.

Закон перехода количества в качество раскрывает механизм развития: постепенное накопление количественных изменений необходимо приводит к коренным преобразованиям, к возникновению нового качества, которое оказывает обратное влияние на количественные изменения.

Закон отрицания отрицания выражает преемственность, спиралевидность развития, связь нового со старым, своего рода повторяемость на высшей стадии развития некоторых свойств ряда низших стадий, обосновывает прогрессивный характер развития. Закон отрицания отрицания характеризует направленность изменений и их бесконечность.

Диалектика является не только учением о всеобщей, универсальной связи и развитии, но и методом научного познания, который показывает, как необходимо рассматривать изучаемый предмет, какие стороны, связи и отношения необходимо выделять, чтобы наиболее полно отразить его развитие.


5. Познание, его возможности и границы

Основные вопросы темы:

1. Познание как объект философского осмысления

2. Структура знания

3. Проблемы истины

4. Генезис науки

5. Специфика научного познания

6. Методология научного познания

7. Наука и общество

1. Теория познания (гносеология) – это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания и реальности, выявляются условия истинности познания.

В истории философии сложились две позиции относительно вопроса о возможности познания мира: познавательно-оптимистическая и агностическая (скептическая).

Агностицизм – учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества (Д. Юм, И. Кант).

Гносеологическая проблематика зарождается в античной философии. В гносеологии европейской философии Нового времени было два направления: рационализм и эмпиризм. Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц трактовали познание как преимущественно логический процесс. Представители эмпиризма (Ф. Бэкон, Д. Локк) считали, что единственным источником знания являются ощущения, получаемые в результате опыта, эксперимента.

Для материалистов XVII–XIX вв. были характерны ограниченные представления в понимании познания: созерцательность, метафизичность, механистичность.

И. Кант считал, что человек знает о мире только то, что является ему в ощущениях. Внутреннюю сущность («вещь в себе») – человеку знать не дано. Для Гегеля мир познаваем, но человек познает при этом не объективный мир сам по себе, а воплощенное в нем «инобытие» абсолютной идеи.

Диалектико-материалистическая гносеология строится на основе теории отражения, диалектики, теории деятельности.

Познание – сложный противоречивый процесс активного творческого отражения реальной действительности, который осуществляется в ходе общественной практики. Практики – это целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию действительности. Функции практики в познании: является источником познания, его движущей силой и целью, служит критерием проверки истинности результатов познания.

2. Знание выступает как продукт взаимодействия субъекта и объекта познания. Субъектами познания являются человек и человечество в его историческом развитии. Объект же – это то, что противостоит субъекту, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельности субъекта. Объектом могут выступать не только материальные, но и духовные явления.

В процессе познания выделяют две степени: чувственную и рациональную. По вопросу о роли и соотношении чувственного и рационального в познавательном процессе в истории философии существовали две точки зрения – сенсуализм и рационализм. Сенсуалисты абсолютизировали органы чувств в познании, а ощущения признавали единственным источником достижения и критерием истины. Рационалисты считали, что всеобщие и необходимые истины могут быть почерпнуты из самого мышления.

Любое знание есть единство двух противоположных сторон – чувственного и рационального. Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств в трех формах: ощущение, восприятие, представление.

Рациональное познание наиболее полно выражено в абстрактном мышлении в формах понятий, суждений, умозаключений, теорий.

3. Цель познания в любой форме – истина. Категории истины и заблуждения – противоположные, но неразрывно связанные стороны процесса познания.

Заблуждение – знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Заблуждения многообразны по своим формам: научные и ненаучные, эмпирические и теоретические и т.д. Заблуждение следует отличать от лжи.

В современной философии особенно отчетливо выделяются следующие концепции истины: соответствия (корреспонденции), когеренции и прагматизма, конвенциализма, неотомизма и др.

Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Истина объективна по своему содержанию и субъективна по форме. Истина есть процесс, а не одноразовый акт познания объекта в полном объеме.

Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютного и относительного.

Абсолютная истина – это полное исчерпывающее знание о предмете. Под абсолютной истиной понимается:

окончательное знание определенных аспектов действительности;

полное, исчерпывающее знание о мире в целом.

Относительная истина – это неполное, незавершенное знание о предмете.

Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных истин.

Существуют две крайние позиции в понимании отношения абсолютного и относительного моментов в истине: догматизм и релятивизм.

Истина всегда конкретна, т.е. любое истинное знание учитывает конкретные условия существования того или иного явления, условия места и времени и т.д.

В истории философии и науки выдвигались различные точки зрения о критерии истины.

Главным критерием истины является практика, взятая в процессе своего развития. Критерий практики одновременно определен и неопределен, абсолютен и относителен.

4. Наука – это систематизированное познание действительности, воспроизводящее ее существенные и закономерные стороны в абстрактно-логической форме понятий, категорий, законов и т.д. Наука – сложное и многомерное явление. Большинство историков науки считают, что наука в современном смысле возникла в Европе в ХVI–ХVII вв. Рождение науки отождествляется с рождением современной физики и необходимого для нее математического аппарата. Существуют различные подходы к объяснению причин появления науки. Два из них – экстернализм и интернализм.

Экстернализм утверждает, что появление науки обусловлено развитием социально-экономических отношений капиталистического общества.

Интернализм видит истоки науки в специфике духовной культуры эпохи, в ее саморазвитии, в изменении способа мышления.

5. Научное познание отличается от других форм познавательной деятельности. Основные особенности научного знания:

направленность на познание объективных закономерностей действительности (природы, общества, человека, мышления и др.);

рационалистическая обоснованность, доказательность полученных результатов;

системность. Научное знание представляет собой систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, развивающуюся по определенным принципам и закрепленную в специальном языке.

Цель и высшая ценность научного знания – объективная истина. Наука формирует специфические способы обоснования истинности знания: экспериментальный контроль за получаемым знанием, выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана.

В процессе научного познания применяются специфические материальные средства (приборы, измерительные инструменты и др.) и специфические приемы и методы.

В других формах познания рассмотренные критерии могут иметь место, но там они не являются определяющими.

Научное познание есть целостная развивающая система знания, которая включает два уровня – эмпирический и теоретический. Они различаются друг от друга по трем основным критериям:

характеру исследования;

типу применяемых средств исследования;

особенностям методов.

Эмпирический уровень познания – это процесс мыслительной переработки данных, полученных с помощью органов чувств. Теоретический уровень познания характеризуется преобладанием рационального момента – понятий, законов, теорий и других форм. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания.

Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. В истории философии существовали направления, которые абсолютизировали один из этих уровней в ущерб другому (эмпиризм и «схоластическое теоретизирование»). Все большее признание стала получать мысль о том, что есть еще и третий уровень научного познания, который выступает в качестве метатеоретической предпосылки самой теоретической деятельности в науке (Т. Кун, М. Лакатос и др.).

6. Методология науки изучает структуру и развитие научного знания, средства и методы научного исследования, способы обоснования его результатов, механизмы реализации знания в практике.

Метод – это система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания.

Метод разрабатывается на основе определенной теории, которая выступает его необходимой предпосылкой. Основная функция метода – регулирование познавательной деятельности. В научном познании истинным должен быть не только конечный результат, но и метод.

Методы научного познания можно разделить на три группы: универсальные (философские), общенаучные, специальные.

Специальные методы применяются в рамках отдельных наук, общенаучные характеризуют ход познания во всех науках. Универсальные методы характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах познавательной деятельности. К этим методам относятся философские и, в частности, метод материалистической диалектики. Важнейшими принципами материалистической диалектики являются: объективность, историзм, всесторонность рассмотрения, конкретность, детерминизм, противоречивость, восхождение от абстрактного к конкретному, единство логического и исторического.

По поводу методологической роли философии в научном познании существует две крайние тенденции: натурфилософская и позитивистская.

Диалектическая концепция показывает, что философия и наука взаимно дополняют друг друга. Воздействие философии на процесс развития науки выражается в основном в следующих моментах:

философия влияет на научное познание на всех его стадиях, но особенно при построении теорий;

философские принципы воздействуют на процесс познания опосредованным путем – через методы частных наук.

Научные методы разделяют на методы эмпирического и теоретического исследования.

7. Роль науки в жизни общества усиливается. Наука представляет социальную силу, оказывающую влияние на все происходящее в человеческом обществе. Главные функции науки: познавательная, объяснительная, практическая, прогностическая, социальной памяти.

Существуют две противоположные позиции в вопросе о роли науки в обществе: сциентизм и антисциентизм. Для представителей сциентизма наука – абсолютная ценность, с помощью которой можно решить все общественные проблемы. Антисциентисты считают, что наука не может обеспечить социальный прогресс, улучшение жизни людей и вообще является разрушителем культуры.

Характерной чертой современного этапа развития науки является то, что в науку входит аксиологический (ценностный) момент. Ценность – это положительная значимость явления; кроме того, эта значимость своим истоком имеет человека, его коренные цели и идеалы.

Ценностная ориентация во многом определяла развертывание работ в области атомной энергетики, генной инженерии и других областях знания. С этой ориентацией связан вопрос о моральной ответственности ученых, о возможности и пределах регулирования этических предпосылок научных исследований.


6. Человек, общество, история

Основные вопросы темы:

1. Проблема человека в истории философии

2. Происхождение человека. Биологическое и социальное в человеке

3. Смысл человеческого существования

4. Общество как специфическое материальное образование

5. Общество как саморазвивающаяся система

6. Субъекты и движущие силы исторического процесс

7. Различные концепции периодизации мировой истории

8. Проблема общественного прогресса

1. Проблема человека – одна из самых важных в философии. Первые представления о человеке возникли еще задолго до появления философии – в мифологии. Философы античности рассматривали человека как образ космоса, как микрокосмоc.

Платон понимает человека как комбинацию тела и души, которая принадлежит миру идей.

Аристотель настаивает на единстве души и тела.

В христианстве человек рассматривается как «образ и подобие Бога». Душа есть дуновение самого Бога. В Новое время специфику человека усматривали в разуме. Человек – это разумное существо.

Для Декарта душа и тело не имеют ничего общего. Тело простирается, душа мыслит.

Для Канта человек двойственен: принадлежит природе, где господствует необходимость, и нравственной свободе.

Гегель развивал идею историчности человека. По Гегелю, человек есть носитель общезначимого духа, субъект духовной деятельности, создающий мир культуры.

Фейербах рассматривает человека как чувcтвенно-телесное существо.

Маркс считает определяющим в понимании человека трудовую деятельность. Общественное бытие определяет сознание человека. Общество детерминирует его свойства. В русской религиозной философии вопрос о человеке органически превращается в божественный вопрос, а вопрос о Боге – в человеческий. Человек раскрывает свою подлинную сущность в Боге, а Бог – проявляется в человеке. Отсюда одна из центральных проблем – проблема богочеловека.

В различных философских направлениях человека рассматривали в основном как единство телесного и душевного; душа – вот что выделяет человека из природы.

2. Человек – это разумное существо, субъект социальных отношений и общения. Значительное влияние на объяснение проблемы происхождения человека оказала эволюционная теория Ч. Дарвина, которая включает в себя положение о том, что человек как биологический вид ведет свое начало от своих обезьяноподобных предков. Эволюционная теория была дополнена трудовой теорией происхождения человека. Согласно этой теории определяющим условием становления человека является труд. Трудовая деятельность повлекла за собой формирование новых качеств – развитие мышления и речи, различных форм общения на определенных принципах морали, ценностных ориентаций и т.д. Человек – это единство природного (биологического) и общественного (социального). Только в своем единстве генетическая и социальная программы формируют человека. Есть две крайности. Одна из них – в сведении человека к животному началу. Противоположный подход заключается в недооценке биологических основ существования человека. Они объявляются несущественными, но в то же время подчеркивается значение социального в человеке.

3. Смысл жизни – прежде всего стратегическая цель жизни человека, т.е. задача на длительный период или на всю жизнь, в той или иной степени им осознаваемая. Смысл жизни – регулятивное понятие, которое оправдывает и истолковывает свойственные мировоззренческой системе моральные нормы, показывает, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность. В истории философии существовало множество концепций, пытавшихся дать ответ на вопрос о смысле жизни человека.

Теологическая концепция – у каждого человека есть предназначение со стороны высшей инстанции (Бог, дух, идея), поэтому смысл жизни человека в его бытии в качестве осуществления планов высшего начала (Платон, Гегель, Вл. Соловьев и др.).

Социоцентрическая концепция – смысл жизни человека в идее служения людям, обществу, нравственным идеалам (К. Маркс, В.И. Ленин и др.).

Антропологическая концепция – смысл жизни человека не выходит за пределы индивидуального человеческого существования (гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм).

Нигилистическая концепция заключается в отрицании какого бы то ни было смысла человеческой жизни (Л. Шестов, Ж.-П. Сартр).

4. Общество является объектом изучения многих наук. Социальная же философия изучает наиболее общие закономерности и тенденции взаимодействия социальных явлений, функционирование и развитие общества, целостный процесс социальной жизни. Общество выступает в форме своеобразной подсистемы объективной реальности, относительно обособленной от природы. Общество – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Общественные отношения – главное, что отличает социальные системы от других образований материального мира. Существуют различные теоретические модели общества: натуралистические и материалистические.

Натуралистический подход – общество является естественным продолжением закономерностей природы, мира животных и космоса (Монтескье, Л. Мечников, Л. Гумилев и др.).

Идеалистический подход – основой общества является некое духовное начало (Гегель и др.).

Материалистический подход к общественному развитию разработали К. Маркс, Ф. Энгельс, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, суть его составляет положение: способ производства – материальная основа существования и развития общества, системообразующее начало, связывающее воедино все проявления общественной жизни. Фундаментальная проблема в марксизме – проблема взаимодействия общественного бытия и общественного сознания. Общественное сознание людей – отражение их общественного бытия в ходе практики. Общественное бытие – реальный процесс жизни.

5. Современная философия рассматривает общество как единый целостный организм, как единую систему. Общество разделяют на сферы: экономическую, социальную, политическую и духовную. Каждая из этих сфер представляет собой целую систему различных элементов, находящихся в постоянном взаимодействии. Экономическая сфера – единство производства, потребления, обмена и распределения. Социальную сферу представляют этнические общности людей, социальные группы и классы. Политическая сфера охватывает властные структуры (государство, политические партии и т.д.). Государство, как и политические системы, очень дифференцированно. Духовная сфера включает философские, религиозные, политические, этнические и другие воззрения людей, а также эмоции, представления об окружающем мире, традиции, обычаи и т.д.

Основные свойства общества как целого: самодеятельность, самоорганизация, саморазвитие, самодостаточность.

6. В самом широком смысле слова субъект – тот, кто действует, а объект – то, на что направлено действие. Субъектами могут выступать отдельные индивиды, социальные группы людей и общество в целом. Побудительной силой действия являются интересы. Группа может быть субъектом деятельности, если у нее общие интересы, цели действия, т.е. если она представляет некую целостность. Движущей силой исторического процесса является деятельность всех его участников: социальные общности, их организации, индивиды, выдающиеся личности. Источник общественного развития – социальные противоречия, его движущие силы многообразны.

7. Проблема периодизации исторического процесса находилась в центре внимания многих мыслителей. Существуют различные критерии членения истории на отдельные периоды: географический фактор, материальный, духовный и т.д.

Вико создал теорию исторического круговорота, в котором общество проходит через три века: век Богов, век Героев, век людей.

Основой деления истории для Гегеля был географический фактор. В соответствии с географией Гегель делит историю на Восточный, куда входят Китай, Индия и т.д., Греческий, Римский и Германский миры.

Маркс в основу деления истории общества положил материальный фактор – способ производства материальной жизни. В социальную философию для обозначения различных этапов в развитии общества он ввел новую категорию – «общественно-экономическая формация». Стержнем формации является способ производства материальной жизни в единстве производительных сил и производственных отношений. Маркс разделил историю на пять формаций: первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая.

В современных философских трудах существуют разные концепции периодизации истории. Некоторые (Р. Арон) утверждают, что всю историю можно разделить на индустриальную и доиндустриальную эпохи.

8. Понятие прогресса неразрывно связано с тем или иным представлением о характере развития и его направленности. Общественный прогресс – это переход от менее совершенных форм организации человеческой деятельности к более совершенным, это поступательное развитие всей мировой истории. В философии Нового времени появились идеи общественного прогресса, основанные на представлении о беспредельном могуществе человеческого разума и способности общества к неограниченному движению вперед. Гегель характеризует историю как прогресс в сознании свободы. Для Маркса критерием поступательного развития общества является уровень развития производительности труда.

Актуальной проблемой теории социального прогресса является определение его критерия. Выдвигаются различные критерии прогресса: человеческий разум, производительность труда, способ производства, принцип счастья и т.д. Все эти критерии важны, но недостаточны для характеристики всего прогрессивного исторического развития. Общефилософским критерием общественного прогресса является положение человека в окружающей природной и социальной действительности.


7. Человек, культура, цивилизация

Основные вопросы темы:

1. Культура как предмет философского анализа

2. Роль понятия культуры и цивилизации в познании общества

3. Особенности западной и восточной культур. Россия в диалоге культур

4. Природа и содержание духовной жизни общества

5. Искусство

6. Моральное сознание

7. Религиозное сознание

8. Понятие личности

9. Формирование личности в процессе социализации

10. Свобода личности и ответственность

1. Существует несколько сот определений культуры: универсального определения культуры нет. Философское понимание культуры есть осмысление выраженного в ней стремления к безграничности и универсальности человеческого развития.

В философии выделяют два подхода к культуре: узкий и широкий. В узком смысле культура рассматривается как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей. Элементами культуры являются знания, ценности, идеалы, социальные нормы, обряды, обычаи, традиции. В широком смысле слова под культурой понимают совокупность материальных и духовных ценностей, а также способы их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавая от поколения к поколению. Деление культуры на материальную и духовную относительно. Они взаимодополняют друг друга. Культура выступает как средство самореализации и основание ценности человека.

Развитие культуры носит противоречивый характер, который включает прогрессивные и регрессивные моменты.

2. Понятие «цивилизация» входит в научный обиход около середины ХVII в. Общепринятого философского взгляда на понятие «цивилизация» еще не сформировалось. Можно выделить несколько определений цивилизации:

как определенной ступени развития культуры отдельных народов и мира в целом (А. Тойнби, П. Сорокин);

как этапа общественного развития, следующего за варварством и характеризующегося образованием государства (Л. Морган, Ф. Энгельс);

как характеристики целостности всех культур, подчеркивающей их общечеловеческое единство (К. Ясперс);

как конечного момента в развитии того или иного народа или региона (О. Шпенглер);

как материальной деятельности и ее результатов, в отличие от культуры как сферы только духовной деятельности (Н. Бердяев, С. Булгаков).

Во всех перечисленных вариантах понятия культуры и цивилизации тесно связаны друг с другом и в основе этой связи лежит определенная концепция культуры.

В философии существуют цивилизационный и культурологические подходы к мировой истории.

Цивилизационный подход к мировой истории разработал английский историк А. Тойнби. Для А. Тойнби цивилизация – особый социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками. Каждая цивилизация проходит в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома, разложения и гибели.

Выделив в качестве основного критерия религию, он насчитал пять основных цивилизаций – китайская, индийская, исламская, русская и западная. Движущая сила развития цивилизации – творческое меньшинство. Прогресс человечества заключается в его духовном совершенствовании. Смысл истории для А. Тойнби состоит в реализации нравственного и творческого человеческих достоинств.

Культурологический подход к истории широко использовал О. Шпенглер, взгляды которого широко были распространены на Западе в первой половине ХХ в. Каждая культура, по его мнению, существует изолированно и замкнуто. Она рождается, зреет, живет и умирает подобно организму. Таких культур Шпенглер насчитал восемь: индийская, китайская, египетская, вавилонская, античная, арабская, русская и западноевропейская. Смерть культуры начинается с возникновением цивилизации, когда вся культура сосредоточивается в крупных городах. Городской житель, считает Шпенглер, лишен традиции и растворяется в бесформенной массе. Большие города цивилизованы, но не имеют культуры.

3. Особенности западной и восточной культур анализировались многими деятелями культуры, причем или в смысле конфронтации, или с приматом Запада или Востока. Современный подход, основываясь на признании неустранимости культурных различий, признает, что культуры Запада и Востока являются взаимодополняющими и представляют собой определенную целостность. Взаимостимуляцию Запада и Востока можно проследить в самых различных областях жизнедеятельности общества – от экономики до религии.

Под термином «Запад» в философии понимают особый тип цивилизационного и культурного развития, который сформировался в Европе в ХV–ХVII вв. Характерные черты западной цивилизации – быстрое изменение техники и технологий благодаря систематическому применению в производстве научных знаний.

Восточный тип культуры в философии получил название «традиционного общества». В культуре традиционного общества приоритет отдается традициям, стилям мышления, образцам и нормам, аккумулирующим опыт среды. Инновации, как в сфере производства, так и сфере регуляции социальных отношений допускаются в традиционном обществе только в рамках апробированных традиций.

Вопрос об отношении России к культурам Запада и Востока стал предметом теоретических дискуссий в ХIХ веке. В полемике западников и славянофилов сформировались две противоположные версии культурной принадлежности России. Западники связывали будущее России с ее самоидентификацией в русле европейской социокультурной традиции, а славянофилы – с развитием ее самобытно-культурной самодостаточности.

Евразийская историко-культурная концепция (Н. Трубецкой, Г. Флоренский, Г. Вернадский и др.) рассматривает Россию как Евразию – особый мир, занимающий срединное пространство Азии и Европы. Евразийцы настаивали на исключительности России. Они усматривали своеобразие русского национального самосознания в том, что громадные пространства России, расположившейся в двух частях света, накладывали отпечаток на своеобразие ее культурного мира. Евразийцы подчеркивали особое влияние на него «турансило» (тюркско-татарского) фактора. Темы, поднятые в дискуссиях западников, славянофилов и «евразийцев», продолжают обсуждаться в современной российской философии.

4. Под духовной жизнью общества понимают ту область бытия, в которой объективная, надиндивидуальная реальность дана не в форме противостоящей нам предметной действительности, а в форме реальности, присутствующей в нас самих, являющейся неотъемлемой частью личности человека. Духовная жизнь включает в себя сознание общества, духовное производство и духовное общение человека. Общественное сознание – это отражение общественного бытия в разнообразных чувствах, представлениях, взглядах и теориях. Содержание общественного сознания раскрывается формами общественного сознания, которые различаются между собой по объекту и форме отражения, по социальным функциям. Результатом духовного производства являются идеи, теории, образы, духовные ценности. Духовное общение – это деятельность людей по обмену, распространению знаний, чувств, идеалов и т.д.

5. Искусство есть особая форма общественного сознания и духовной деятельности, специфика которой состоит в отображении действительности посредством художественных образов. Искусство реально существует как система его видов. Искусство выполняет следующие функции: познавательную, мировоззренческую, воспитательную (воздействует на людей через эстетические идеалы), эстетическую (формирует эстетические вкусы, потребности людей, тем самым ценностно ориентируя их в мире), гедонистическую (доставляет людям наслаждение, делает их сопричастными творчеству художника).

6. Моральное сознание представляет собой отражение реальных отношений людей друг к другу и к различным формам общности в виде совокупности принципов, правил, норм, которыми люди руководствуются в своем поведении. В моральном сознании выражен некий стереотип, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент. Особенности морального сознания: всеобъемлющий характер, внеинституциональность, императивность.

Всеобъемлющий характер морали означает, что моральные требования и оценки проникают во все сферы человеческой деятельности. Внеинституциональность морали означает, что в отличие от других проявлений духовной жизни общества она не является сферой организованной деятельности людей. Императивность морали означает, что большинство требований апеллирует не к внешней целесообразности, а к моральному долгу, т.е. носит форму прямого повеления.

Следует различать понятия «мораль» и «нравственность». Под моралью понимают специфическую форму общественного сознания, концентрирующую в себе высокие идеалы и строгие императивы поведения. В понятие «нравственность» вкладывается другой смысл: это принципы реального, практического поведения людей, в которых строгость высокоморальных правил смягчена. Основными элементами морального сознания являются: система ценностных ориентаций, этические чувства, нравственные суждения и нравственные идеалы.

Мораль выполняет множество функций: регулятивную, оценочно-императивную, коммуникативную, воспитательную, познавательную.

7. Религия представляет сложное общественное образование. В ее структуре выделяется три основных момента: религиозное сознание, религиозный культ, религиозные организации.

Религиозное сознание представляет собой удвоение мира, поскольку наряду с реальным признается существование потустороннего. Главный признак религиозного сознания – вера в реальное существование сверхъестественных сил. Религиозное сознание представляет собой два относительно самостоятельных уровня: религиозную психологию (совокупность пред-ставлений, чувств, настроений, привычек, традиций) и религиозную идеологию (систему идей, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации, богословы, служители культа). Неотъемлемой частью религии является религиозный культ, который представляет собой совокупность символических действий, с помощью которых верующие пытаются повлиять на сверхъестественное.

Функции религиозных организаций состоят в удовлетворении религиозных потребностей верующих, регулировании культовой деятельности, обеспечении устойчивости и целостности объединения.

Религия как общественное явление имеет свои причины возникновения и существования – социальные, гносеологические и психологические.

Основные функции религии: компенсаторная, регулятивная, мировоззренческая, интегрирующе-дезинтегрирующая, культуротранслирующая.

8. Проблема личности в философии – это вопрос о том, в чем сущность человека как личности, каково его место в мире и истории.

В философской литературе часто употребляются близкие по содержанию понятия: «индивид», «индивидуальность», «личность». Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода. Индивид – это всегда «один из многих». В понятии «индивид» не фиксируется каких-либо особенных свойств человека. Понятие «индивидуальность» обозначает уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств.

Личность – это социальная индивидуальность. Здесь человек рассматривается с двух сторон: специфических, социальных качеств и его индивидуальных свойств. Личность представляет собой динамичную, относительно устойчивую целостную систему интеллектуальных, социально-культур-ных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.

Личность представляет собой диалектическое единство общего (социально-типического), особенного (классового, национального) и отдельного (индивидуального, неповторимого, присущего только данной личности). Личность рассматривается в философии как субъект общественных отношений, деятельности и общения людей. Деятельность человека является основой, на которой происходят развитие личности и выполнение ею различных социальных ролей.

9. Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, определенной системы знаний, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучению и воспитанию, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, школа, средства массовой информации и т.д. Поскольку социализация носит динамический характер, то личность – это всегда процесс, это постоянное становление. Социализация имеет три периода:

первичная или социализация ребенка;

промежуточная или социализация подростка;

устойчивая, целостная, т.е. социализация взрослого, в основном сложившегося человека.

Социальная среда оказывает существенное влияние на формирование и поведение личности, но не в меньшей степени личностные ориентации и поведение обусловлены также и внутренним, духовным миром человека. Личность, застывшая в своем формировании, в своих устремлениях – это уже деградирующая личность.

Каждая личность в течение своей жизни обучается исполнять самые разные роли: студента, мужа, отца или матери и т.д. Ролевое обучение имеет два аспекта:

необходимо научиться выполнять обязанности и осуществлять права в соответствии с играемой ролью;

не менее существенно приобрести установки, чувствования и ожидания, соответствующие данной роли.

10. Свобода – одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящие в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие принуждения. В истории философии свобода традиционно рассматривалась в ее соотношении с необходимостью. Диалектический материализм исходит из определения свободы как процесса «познания необходимости», т.е. ее понимания и учета в деятельности.

В соответствии с этим определением свобода личности, социальной группы и общества в целом заключается не в независимости от объективных законов природы и общества, а в способности разумно выбирать свою линию поведения среди реальных возможностей. Эта относительная исторически, но вместе с тем вполне реальная практическая свобода личности выбирать и определять свою линию поведения возлагает на нее моральную и социальную ответственность, которая возрастает пропорционально ее свободе. Свобода и ответственность взаимосвязаны.

Свобода – это атрибут личности. Но свобода без ответственности – это произвол.


8. Современность и будущее человечества

Основные вопросы темы:

1. Происхождение и природа техники

2. Основные проблемы философии техники

3. Научно-техническое развитие

4. Человек во Вселенной

5. Глобальные проблемы современности

6. Социальное предвидение

1. Греческое «techne» переводится на русский язык как искусство, мастерство, умение. Понятие техники встречается уже у Платона и Аристотеля. Техника в отличие от природы не является естественным образованием, она создается. По-разному трактовалась техника в истории человеческой мысли: в марксизме – как система искусственных органов общественного человека, составная часть производительных сил общества, у Хайдеггера как корневое человеческое начало, способ самореализации человечества.

Существует узкое и широкое понимание техники. В узком смысле технику трактуют как совокупность предметных артефактов (т.е. искусственно созданных) для осуществления инженерной преобразовательно-кон-структивной деятельности. В широком смысле техника понимается:

как совокупность технических устройств, артефактов;

как совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств;

как совокупность технических знаний.

Сегодня к сфере техники относится не только использование, но и само производство научно-технических знаний. Современная техника неразрывно связана с развитием науки.

Существует несколько концепций исторического развития техники. В марксистском видении ее история выражена цепочкой последовательных ступеней: ручные орудия, ремесленно-мануфактурный период, машинная техника, автоматизированные системы. Изменения в этой истории обусловлены переносом на техническое устройство тех функций, которые ранее осуществлялись самим действующим человеком.

2. Влияние техники в современном обществе становится всеобъемлющим.

В ХХ в. техника превращается в фактор, определяющий будущее человечества. Философия техники как философская дисциплина появилась в 70-е гг.

Философия техники, во-первых, исследует феномен техники в целом, во-вторых, не только ее имманентное развитие, но и место в общественном развитии, а также, в-третьих, принимает во внимание широкую историческую перспективу. Исследование осуществляется под влиянием двух философских традиций: философии и методологии науки (анализ технического знания) и философской антропологии (нравственно-этическая и культурологическая проблематика техники, ее гуманистические и ценностные аспекты). Проблемное поле философии техники широко: рассмотрение специфики технического знания, его взаимосвязей с фундаментальными науками, искусством, политикой, экономикой; роли человека в развитии техники и в ее использовании.

3. Сейчас нарастающими темпами развертывается новый этап научно-технической революции, который открывает необозримые перспективы ускорения развития общества. Ведущими направлениями нового этапа научно-технической революции стали: микроэлектроника, информатика, робототехника, биотехнология и т.д. Нынешний этап ученые называют информационно-компьютерным. Информационно-компьютерная революция подготовила базу для глубоких социальных изменений. Интеллектуальная деятельность подвергается всесторонней «технологизации». Информационно-компьютерная революция ставит перед обществом много социальных проблем. Эти проблемы затрагивают интересы всего человечества. Опасность заключается не только в необратимых изменениях природной среды: прямое следствие этих процессов – изменение самого человека, его сознания, восприятия мира, его ценностных ориентаций и т.д.

4. Человек и человечество в целом сложные системные образования. Вселенная в философском смысле представляет собой «все существующее», мир во всем его системном многообразии. Человек является элементом Вселенной и реализует собой все многообразие законов Вселенной. Деятельность человека и человечества воздействует на функционирование Вселенной. Человек становится активнейшим фактором биосферы. В начале ХХ в. В.И. Вернадский отмечал, что «человечество превращается в основную геологообразующую силу планеты».

Французы Э. Ле-Руа и Т. де Шарден ввели понятие ноосферы. Ноосфера – область планеты, охваченная разумной человеческой деятельностью.

Расширяя сферу воздействия на природу, человек создает себе новые проблемы, часть которых носит глобальный характер.

5. Ускорение процессов развития человечества сопровождается понижением уровня его стабильности.

Так как человечество в облике ноосферы приобрело всепланетарный статус, то возникающие проблемы часто имеют глобальный характер. Глобальные проблемы – это совокупность проблем всего человечества, от решения которых зависит сохранение цивилизации.

Они многообразны, к их числу относятся проблемы войны и мира, экологии, энергетических ресурсов и т.д.

Разрешение глобальных проблем представляется делом не простым. Суть в том, что человечество как часть ноосферы вступило в эпоху необратимого развития, а с последним связаны различного рода катаклизмы глобального характера.

Суть проблем следует искать не во внешних факторах, а во внутренних, именно в человеке, в его мировосприятии, совокупности ценностных установок, определяющих его поступки и способы реализации. Человечеству по существу необходимо сформировать новую цивилизацию, разработать новую стратегию человечества. Необходимы новые мировоззренческие установки и нравственные императивы.

6. Современная цивилизация не может развиваться без прогнозирования. Предвидение – это знание о будущем, т.е. о том, чего нет в действительности, но что потенциально содержится в настоящем в виде объективных и субъективных предпосылок.

Различают обыденное, интуитивное и научное предвидение. Кроме того, известны религиозные пророчества, оракульские предсказания и гадания.

Предвидение вышло на уровень научного прогнозирования. Научное прогнозирование имеет свою методологию и технику исследования.

Прогнозирование подразделяется на четыре типа: поисковое, нормативное, аналитическое и прогноз-предостережение.

Основные методы социального прогнозирования: экстраполяция, историческая аналогия, компьютерное моделирование, сценарий будущего, экспертные оценки. Экстраполяция – это распространение установленных тенденций на будущее. Историческая аналогия – это познание путем сравнения.

Компьютерное моделирование – это построение и изучение моделей социальных процессов в компьютерных системах.

Сценарий будущего – это упорядоченная совокупность исходных предположений, обосновывающих ту или иную версию о возможном будущем наблюдающейся тенденции.

Экспертная оценка – это изучение мнения специалистов по вопросу той или иной перспективы реального исторического процесса.

Предвосхищение будущего – это междисциплинарное комплексное исследование перспектив человечества, которое может быть плодотворным лишь в процессе интеграции гуманитарного естественно-научного и научно-технического знания.


9. Заключение

Современный мир – сложная динамическая целостная система, правильное и всестороннее понимание которой невозможно без определенных философских представлений. Они помогают глубже осмыслить действительность во взаимодействии всех ее сфер, сторон и связей, в развитии, в единстве всех ее законов и противоречий, место человека в современном мире, смысл его жизни и ряд других сложных проблем.

Философская культура – важная составная часть общей культуры человека, формирование которой – насущная потребность наших дней. В условиях происходящих глубоких перемен в современном обществе крайне необходимо отказаться от устаревших стереотипов, застывших догм и умозрительных схем не только в мышлении, но и в практической деятельности. Надо уметь мыслить и действовать конструктивно-критически, творчески, созидательно, диалектически. Чтобы овладеть этим искусством, нужна большая самостоятельная работа по всестороннему освоению всего богатства мировой философии в целом и ее важнейших методов.


Литература

1. Асмус А.Ф. Античная философия. 3-е изд. – М.: Высш. шк., 1998.

2. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Знание, 1998.

3. Блинников Л.И. Великие философы: Учеб. слов.- справ. 2-е изд. – М.: Лотос/ М, 1999.

4. Вальяно М.В. Основы философии: Учебник для экон. вузов. – М.: ДИС, 1999.

5. Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. – М.: Владос, 1998.

6. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т. – М.: Феникс, 1999.

7. Ильин В.В. Философия. Ч.1, 2: Учебник для вузов. – М.: Академ. проект, 1999.

8. Квасова И.И. Философия: Учеб. пособие для вузов. – М.: Изд-во РУДИ, 1999.

9. Лавриненко В.Н. Философия: Учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрист, 1998.

10. Островский Э.В. Основы философских знаний: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1998.

11. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. – М.: Гардарика, 1999.

12. Тихонравов Ю.В. Философия: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 1999.

13. Философия: Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1999.

Скачать архив с текстом документа