Основные причины непоступления средств от лесопользования в бюджетную систему РФ
СОДЕРЖАНИЕ: Анализ основных причин недополучения бюджетом России лесных денег и нехватки средств для поддержания лесных массивов.1. Низкая плата за древесину, отпускаемую на корню
Как формируется цена на лес на корню в России?
2. Неэффективность деятельности Рослесхоза, Правительства и Государственной Думы
Лесной кодекс РФ вступил в силу 04.02.97. До этого времени все лесные подати (плата за лес на корню) поступала в местные бюджеты. Новым лесным кодексом было предусмотрено направление средств за лес на корню в бюджеты РФ и субъектов РФ в соотношении 40%:60%. Однако ни в 1997г. ни в 1998г. поступление лесных податей не было включено в доходную часть Федерального бюджета, при этом основные расходы на содержание лесной службы и охрану лесов по-прежнему несет Федеральный бюджет. Суммы потерь федерального бюджета за 1998г. приведены выше. В 1997г. поступление лесных податей в федеральный бюджет необходимо и возможно было учесть как минимум с середины года. Таким образом потери всех бюджетов за вторую половину 1997 года составили 912,5 млн.деноминированных руб.
3.Отсутствие экспортных таможенных пошлин на необработанную древесину
До 30.04.96 в России действовали ставки экспортных таможенных пошлин в размере 4-6 экю за 1 тонну лесоматериалов необработанных, окоренных и неокоренных, начерно обрусованных и необрусованных (Приказ ГТК от 21.11.95 №699 в редакции Приказов ГТК от 25.01.96 №40 и от 04.03.96 №118). Балансы, составляющие большую часть экспорта круглого леса из России, пошлиной не облагались. Приказом ГТК от 30.04.96 №261 (с последующими изменениями) экспортные пошлины на необработанные лесоматериалы были отменены в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 01.04.96 №479 «Об отмене вывозных таможенных пошлин, изменении ставок акциза на нефть и дополнительных мерах по обеспечению поступления доходов в Федеральный бюджет». Данное Постановление Правительства было принято в развитие утвержденной Правительством РФ Программы «Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997гг.» (Постановление Правительства РФ от 28.04.95 №439). Несмотря на формальное завершение действия Программы, экспортные таможенные пошлины на древесину не были восстановлены.
С учетом структуры российского экспорта древесины ставки экспортных пошлин целесообразно установить на уровне 2$ за кбм. балансов (кроме осиновых балансов, которые должны экспортироваться беспошлинно), и 3$ за все остальные виды лесоматериалов, кроме лесоматериалов из ценных пород (дуб, бук, ясень), для которых ставки пошлин должны быть не ниже 10$ за кбм.
Потери бюджетов за первую половину 1998 года в результате отсутствия экспортных таможенных пошлин составили не менее 22.5 млн.$, что по среднему курсу доллара за соответствующий период превышает 139.5 млн.руб.
4. Систематическое занижение объемов древесины, отпускаемой на корню
В настоящее время проблемой является низкое качество работ, выполняемых лесхозами и особенно систематическое занижение объемов отпускаемой на корню древесины. Данное занижение объемов приводит к существенному сокращению поступлений лесных податей и арендной платы в бюджеты всех уровней.
5. Рост бесплатных объемов рубок при снижении платных объемов
6. Скрытое налогообложение лесопользователей со стороны органов управления лесным хозяйством
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате бездействия структур Рослесхоза бюджеты всех уровней потеряли как минимум 3 133 500 000 рублей (в пересчете по курсу, действовавшему в течение соответствующего периода, - около 520 миллионов долларов).
Закон РФ О федеральном бюджете на 1998г. предусматривал выделение:
Ведомство и пр. | Бюджет (руб) | Сколько процентов составляют потери |
Государственному комитету по охране окружающей природной среды | 290.232.400 | 1080% |
Федеральной службе лесного хозяйства | 1.956.550.300 | 160% |
Министерству культуры | 2.977.285.200 | 105% |
Министерству здравоохранения | 7.780.207.200 | 40% |
Пенсионному Фонду | 15.404.868.000 | 20% |
Доходная часть бюджета РФ на 1998г. | 367.548.000.000 | 0,85% |