Основные принципы энергосберегающей политики государства (в Федеральном законе Об энергосбережении и энергетической стратегии России до 2020 года)
СОДЕРЖАНИЕ: Задачи и приоритеты энергетической стратегии, параметры энергетической безопасности и эффективности. Особенности экологической безопасности энергетики, бюджетная эффективность. Основные сходства и различия принципов энергетической политики России и США.Федеральное агентство по образованию и науке РФ
Уральская Государственная Архитектурно-Художественная Академия
Институт Урбанистики
Прикладная информатика в архитектуре
Кафедра энергосбережения УГТУ УПИ
Реферат по дисциплине
«Информационные технологии системы управления в ресурсосбережении»
На тему
Основные принципы энергосберегающей политики государства (в Федеральном законе «Об энергосбережении» и Энергетической стратегии России до 2020 года)
Екатеринбург 2009г.
Оглавление
Введение
1. Основные принципы государственной энергетической политики согласно Федеральному закону «Об энергосбережении»
2. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года
2.1 Задачи и приоритеты энергетической стратегии
2.2 Энергетическая безопасность
2.3 Энергетическая эффективность
2.4 Бюджетная эффективность энергетики
2.5 Экологическая безопасность энергетики
3. Основные сходства и различия принципов энергетической политики России и США
Заключение
Библиографический список
Приложение 1
Введение
Для долгосрочного стабильного обеспечения экономики страны и населения всеми видами энергии необходима научно обоснованная и воспринятая обществом и институтами государственной власти долгосрочная энергетическая политика.
Энергетический сектор обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства, консолидацию субъектов Российской Федерации, во многом определяет формирование основных финансово-экономических показателей страны. Природные топливно-энергетические ресурсы, производственный, научно-технический и кадровый потенциал энергетического сектора экономики являются национальным достоянием России. Эффективное его использование создает необходимые предпосылки для вывода экономики страны на путь устойчивого развития, обеспечивающего рост благосостояния и повышение уровня жизни населения.
В данной работе дается обзор основных принципов энергосберегающей политики России на основе Федерального закона Об энергосбережении и Энергетической стратегии России на период до 2020 года. Также приводится сравнение этих принципов с принципами энергетической политики США.
1. Основные принципы государственной энергетической политики согласно Федеральному закону «Об энергосбережении »
Россия располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом, который является базой развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики. Роль страны на мировых энергетических рынках во многом определяет ее геополитическое влияние.
Основные принципы энергосберегающей политики России изложены в Федеральном законе об энергосбережении и Энергетической стратегии России до 2020 года.
Рассмотрим Федеральный закон об энергосбережении. Он был принят Государственной Думой 13 марта 1996 года. В настоящее время действует редакция закона от 30.12.2008 N 313-ФЗ.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в процессе деятельности в области энергосбережения, в целях создания экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов.
Объектом государственного регулирования в области энергосбережения являются отношения, возникающие в процессе деятельности, направленной на:
· эффективное использование энергетических ресурсов при их добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении;
· осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов;
· развитие добычи и производства альтернативных видов топлива, способных заменить энергетические ресурсы более дорогих и дефицитных видов;
· создание и использование энергоэффективных технологий, топливо-, энергопотребляющего и диагностического оборудования, конструкционных и изоляционных материалов, прибора для учета расхода энергетических ресурсов и для контроля за их использованием, систем автоматизированного управления энергопотреблением;
· обеспечение точности, достоверности и единства измерения в части учета отпускаемых и потребляемых энергетических ресурсов.
В статье 4 даны основные принципы, на которых основывается энергосберегающая политика государства:
· приоритет эффективного использования энергетических ресурсов;
· осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов;
· обязательность учета юридическими лицами производимых или расходуемых ими энергетических ресурсов, а также учета физическими лицами получаемых ими энергетических ресурсов;
· включение в государственные стандарты на оборудование, материалы и конструкции, транспортные средства показателей их энергоэффективности;
· сочетание интересов потребителей, поставщиков и производителей энергетических ресурсов;
· заинтересованность юридических лиц - производителей и поставщиков энергетических ресурсов в эффективном использовании энергетических ресурсов.
Таким образом, в федеральном законе Об энергосбережении даются общие сведения о нормативном регулировании энергосбережения в Российской Федерации, делается упор на эффективности использования энергетических ресурсов, государственном надзоре за их добычей, переработкой и потреблением, а также на внедрении энергоэффективных технологий.
2. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года
2.1. Задачи и приоритеты энергетической стратегии
Следующий документ, определяющий энергосберегающую политику государства - Энергетическая стратегия России на период до 2020 года. Стратегия является документом, конкретизирующим цели, задачи и основные направления долгосрочной энергетической политики государства в рассматриваемом периоде времени с учетом складывающихся внутренней и внешней ситуаций в энергетическом секторе и его роли в обеспечении единства экономического пространства Российской Федерации, глобализации энергетических рынков, тенденций политического, макроэкономического и научно-технологического развития страны.
Главной задачей Энергетической стратегии России является определение путей достижения качественно нового состояния ТЭК, роста конкурентоспособности его продукции и услуг на мировом рынке на основе использования потенциала и установления приоритетов развития комплекса, формирования мер и механизмов государственной энергетической политики с учетом прогнозируемых результатов ее реализации.
Приоритетами Энергетической стратегии являются:
· полное и надежное обеспечение населения и экономики страны энергоресурсами по доступным, и вместе с тем стимулирующим энергосбережение ценам, снижение рисков и недопущение развития кризисных ситуаций в энергообеспечении страны;
· снижение удельных затрат на производство и использование энергоресурсов за счет рационализации их потребления, применения энергосберегающих технологий и оборудования, сокращения потерь при добыче, переработке, транспортировке и реализации продукции ТЭК;
· повышение финансовой устойчивости и эффективности использования потенциала энергетического сектора для обеспечения социально-экономического развития страны;
· минимизация техногенного воздействия энергетики на окружающую среду на основе применения экономических стимулов, совершенствования структуры производства, внедрения новых технологий добычи, переработки, транспортировки, реализации и потребления продукции.
Главным средством решения поставленной задачи является формирование цивилизованного энергетического рынка и недискриминационных экономических взаимоотношений его субъектов между собой и с государством. При этом государство, ограничивая свои функции как хозяйствующего субъекта, усиливает свою роль в формировании рыночной инфраструктуры как регулятора рыночных взаимоотношений.
Основными факторами, сдерживающими развитие комплекса, являются:
· высокая степень износа основных фондов (более 50%). Ввод в действие новых производственных мощностей во всех отраслях ТЭК сократился за девяностые годы от 2-х до 6-ти раз. Наблюдается высокая аварийность оборудования, обусловленная низкой производственной дисциплиной персонала, недостатками управления, а также старением основных фондов. В связи с этим возрастает возможность возникновения аварийных ситуаций в энергетическом секторе;
· сохраняющийся в отраслях комплекса (кроме нефтяной) дефицит инвестиционных ресурсов и их нерациональное использование. При высоком инвестиционном потенциале отраслей ТЭК, приток в них внешних инвестиций составляет менее 13% от общего объема финансирования капитальных вложений. При этом 95% указанных инвестиций приходится на нефтяную отрасль. В газовой промышленности и в электроэнергетике не создано условий для необходимого инвестиционного задела, в результате чего эти отрасли могут стать тормозом начавшегося экономического роста;
· деформация соотношения цен на взаимозаменяемые энергоресурсы привела к отсутствию конкуренции между ними и структуре спроса, характеризующейся чрезмерной ориентацией на газ и снижением доли угля. Политика поддержания относительно низких цен на газ и электроэнергию в перспективе может иметь следствием нарастание дефицита соответствующих энергоресурсов в результате отсутствия экономических предпосылок для инвестирования в их производство и опережающего роста спроса;
· отставание производственного потенциала ТЭК от мирового научно-технического уровня. Доля добычи нефти за счет современных методов воздействия на пласт и доля продукции нефтепереработки, получаемой по процессам, повышающим качество продукции, низка. Энергетическое оборудование, используемое в газовой и электроэнергетической отраслях, неэкономично. В стране практически отсутствуют прогрессивные парогазовые установки, установки по очистке отходящих газов, крайне мало используются возобновляемые источники энергии, оборудование угольной промышленности устарело и технически отстало, недостаточно используется потенциал атомной энергетики;
· отставание развития и объективный рост затрат на освоение перспективной сырьевой базы добычи углеводородов, и особенно газовой промышленности;
· отсутствие рыночной инфраструктуры и цивилизованного, конкурентного энергетического рынка. Не обеспечивается необходимая прозрачность хозяйственной деятельности субъектов естественных монополий, что негативно сказывается на качестве государственного регулирования их деятельности и на развитии конкуренции;
· сохраняющаяся высокая нагрузка на окружающую среду от топливно-энергетической деятельности. Несмотря на произошедшее за последнее десятилетие снижение добычи и производства топливно-энергетических ресурсов, отрицательное влияние ТЭК на окружающую среду остается высоким;
· высокая зависимость нефтегазового сектора и, как следствие, доходов государства, от состояния и конъюнктуры мирового энергетического рынка. Наблюдается тенденция к дальнейшему повышению доли нефти и газа в структуре российского экспорта, вместе с тем, недостаточно используется потенциал экспорта других энергоресурсов, в частности электроэнергии. Это свидетельствует о продолжающемся сужении экспортной специализации страны и отражает в достаточной степени отсталую структуру всей экономики России;
· отсутствие развитого и стабильного законодательства, учитывающего в полной мере специфику функционирования предприятий ТЭК.
Основными факторами, которые будут определять развитие ТЭК в первой четверти XXI века, являются:
· динамика спроса на топливно-энергетические ресурсы и углеводородное сырье внутри страны, обусловленная темпами роста национальной экономики и ее удельной энергоемкостью, а также ценами на энергоносители;
· масштабы реализации ресурсе- и энергосберегающих технологий, как в энергетическом секторе, так и в других секторах экономики;
· состояние мировой экономической и энергетической конъюнктуры, степень интеграции в международное энергетическое пространство;
· устойчивое развитие минерально-сырьевой базы;
· формирование благоприятного инвестиционного климата, с учетом совершенствования налогового, ценового и таможенного регулирования;
· создание экономических стимулов для гармонизации отношений энергетики и природы;
· масштабы использования научно-технических достижений в ТЭК и подготовка перехода к энергетике будущего.
Поставленная задача достижения качественно нового состояния ТЭК диктует жесткие требования к нацеленности и точности осуществляемых мер государственного регулирования, взаимной ответственности всех участников процесса.
Таким образом можно определить приоритеты и основные принципы государственной энергетической политики. Проведение долгосрочной государственной энергетической политики для защиты прав и законных интересов граждан и экономических агентов, обеспечения обороны и безопасности государства, эффективного управления государственной собственностью, достижения качественно нового состояния энергетического сектора основано на следующих принципах:
· последовательность действий государства по реализации важнейших стратегических ориентиров развития энергетики;
· заинтересованность в создании сильных, устойчиво развивающихся и готовых к конструктивному диалогу с государством энергетических компаний;
· обоснованность и предсказуемость государственных регулирующих воздействий, стимулирующих частную предпринимательскую инициативу в реализации целей государственной политики, в том числе в инвестиционной сфере.
Стратегическими ориентирами долгосрочной государственной энергетической политики являются энергетическая безопасность (национальная безопасность в области энергетики), энергетическая эффективность, бюджетная эффективность и экологическая безопасность энергетики. Достижение указанных ориентиров, повышение управляемости процесса развития энергетики требуют формирования и осуществления основных составляющих государственной энергетической политики -взаимосвязанных, но обладающих каждая своей направленностью, ответственностью, принципами и механизмами реализации, индикаторами результативности. К числу таких составляющих относятся, прежде всего, недропользование и управление государственным фондом недр, развитие внутренних топливно-энергетических рынков, формирование рационального топливно-энергетического баланса, региональная и внешняя энергетические политики, социальная, научно-техническая и инновационная политики в энергетическом секторе.
Главным инструментом их осуществления будет комплекс мер экономического регулирования: ценового (тарифного), налогового, таможенного, антимонопольного. Создание непротиворечивой и гибкой системы экономического регулирования относится к числу важнейших задач и предпосылок экономической эффективности энергетической политики.
При проведении энергетической политики государство в полной мере также будет использовать свои права собственника недр и активов в ТЭК. Для повышения эффективности этого процесса предусматривается реструктуризация и акционирование государственной собственности в данной сфере со средоточением её преимущественно в системообразующих секторах ТЭК (транспортная инфраструктура) и объектах повышенной опасности (атомная, гидроэнергетика и др.) с приватизацией других активов, прежде всего, не находящихся под действенным корпоративным контролем государства.
Основой реализации энергетической политики государства будет постоянно развивающаяся нормативно-правовая база. Её совершенствование пойдёт по пути урегулирования законами прямого действия разных сторон деятельности энергетического сектора, дальнейшего формирования законодательства, обеспечивающего стабильность, полноту и непротиворечивость нормативно-правового поля этой важнейшей сферы жизнедеятельности общества.
В результате реализации Энергетической стратегии как одного из этапов долгосрочной государственной энергетической политики в России сложатся эффективно развивающиеся топливно-энергетический комплекс и конкурентный энергетический рынок, удовлетворяющие потребности растущей экономики в энергоресурсах и интегрирующиеся в мировые энергетические рынки.
2.2 Энергетическая безопасность
Энергетическая безопасность является важнейшей составляющей национальной безопасности России. Обеспечение национальной безопасности -одна из основных задач энергетической политики.
Энергетическая безопасность - это состояние защищенности страны, ее граждан, общества, государства, обслуживающей их экономики, от угроз надежному топливо- и энергообеспечению. Эти угрозы определяются как внешними (геополитическими, макроэкономическими, конъюнктурными) факторами, так и собственно состоянием и функционированием энергетического сектора страны.
Отмечавшиеся выше факторы, сдерживающие развитие ТЭК, являются одновременно источником угроз энергетической безопасности России (и ее регионов).
Анализ свидетельствует, что эти угрозы носят уже вполне реальный характер. Диспропорции в топливо- и энергообеспечении отдельных регионов России становятся “хронической болезнью” (неудовлетворительное состояние коммунальной энергетики, сбои в теплоснабжении и др.), что реально угрожает энергетической безопасности регионов. Проблема усугубляется неравномерностью размещения запасов первичных энергоресурсов, производства нефтепродуктов и электроэнергии по регионам страны, недостаточностью электрических связей Востока, Сибири и Европейской части страны.
Целью политики энергетической безопасности является последовательное достижение качественно нового уровня ее главных характеристик:
· способности ТЭК надежно обеспечивать экономически обоснованный внутренний и внешний спрос энергоносителями соответствующего качества и приемлемой стоимости;
· способности потребительского сектора экономики эффективно использовать энергоресурсы, предотвращая тем самым нерациональные затраты общества на свое энергообеспечение и дефицитность топливно-энергетического баланса;
· устойчивости энергетического сектора к внешним и внутренним экономическим, техногенным и природным угрозам, а также его способности минимизировать ущерб, вызванный проявлением различных дестабилизирующих факторов.
Важнейшими принципами обеспечения энергетической безопасности являются:
· гарантированность и надежность энергообеспечения экономики и населения страны в полном объеме в обычных условиях и в минимально необходимом объеме при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера;
· восполняемость исчерпаемого ресурса (темпы потребления исчерпаемых ресурсов топлива должны согласовываться с темпами освоения замещающих их источников энергии);
· диверсификация используемых видов топлива и энергии (экономика не должна чрезмерно зависеть от какого-либо одного энергоносителя);
· учет требований экологической безопасности (развитие энергетики должно быть сбалансировано с возрастающими требованиями охраны окружающей среды);
· предотвращение энергорасточительства (взаимосвязь с политикой энергетической эффективности);
· создание экономических условий (прежде всего за счет налоговых и таможенных мер), обеспечивающих равновыгодность поставок энергоресурсов на внутренний и внешние рынки и рационализацию структуры экспорта;
· максимально возможное использование во всех технологических процессах и проектах конкурентоспособного отечественного оборудования.
Для обеспечения энергетической безопасности необходимо решение двух первоочередных проблем.
Во-первых, необходимо осуществить модернизацию во многом устаревшей морально и изношенной физически технологической базы ТЭК и обеспечить воспроизводство его вырабатываемой ресурсной базы - обычно в новых регионах и худших природно-геологических условиях. Предусматривается, что в текущем десятилетии ввиду ограниченности инвестиций (кроме нефтяной отрасли) технологическая модернизация будет происходить в первую очередь на существующих производственных мощностях (с учетом продления сроков их службы), а в дальнейшем - путём их коренной реконструкции и создания новых мощностей с использованием лучших отечественных и соответствующих нашим условиям зарубежных технологий.
Во-вторых, потребуется изменение структуры потребления и размещения производства топливно-энергетических ресурсов. Предусмотрено увеличение потребления атомной и гидроэнергии, угля и возобновляемых источников, а также рассредоточение добычи углеводородов из Западной Сибири по другим регионам страны (Восточная Сибирь и Дальний Восток, Европейский Север и Прикаспийский регион).
Важнейшим условием обеспечения энергетической безопасности и сбалансированного развития ТЭК станет единство целей и методов государственной энергетической политики на федеральном и региональном уровнях. В соответствии с законодательством предусматривается следующее разграничение порядка управления энергетикой в центре и на местах.
Федеральные государственные органы разрабатывают нормативно-правовую базу, в том числе законодательную основу функционирования ТЭК и взаимоотношений в обществе в сфере топлива и энергии, в директивном порядке осуществляют координацию и контроль за деятельностью федеральных энергетических систем и атомной энергетики; управляют стратегическими запасами энергетических ресурсов; устанавливают технические регламенты, стандарты и нормативы безопасности и эффективности работы энергетических объектов и установок, организацию государственного надзора за их соблюдением; ведут лицензирование месторождений полезных ископаемых и деятельности субъектов ТЭК; регулируют деятельность естественных монополий на основе законодательной и нормативной базы, а также путем владения акциями компаний и акционерных обществ.
К совместному ведению федеральных органов и субъектов Федерации относится определение условий лицензирования месторождений полезных ископаемых, контроль за соблюдением выданных лицензий, организация топливо- и энергоснабжения потребителей в условиях чрезвычайных обстоятельств.
В исключительном ведении субъектов Российской Федерации находятся:
· регулирование в рамках федерального законодательства функционирования объектов, не входящих в состав федеральных энергетических систем;
· выдача разрешений на строительство новых и расширение действующих топливно-энергетических объектов и отвод земель для них;
· принятие дополнительных требований к экологической безопасности и энергоэффективности объектов, расположенных на подведомственной территории с учетом экономической целесообразности.
Для своевременной и адекватной реакции государства на возникающие угрозы энергетической безопасности, анализа состояния безопасности регионов России, на этапе реализации Энергетической стратегии предусматриваются разработка и реализация системы оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз, использование критериев (индикаторов) такой безопасности, создание системы ее мониторинга и механизмов, позволяющих стабилизировать ситуацию.
2.3 Энергетическая эффективность
На современном этапе экономика России характеризуется высокой энергоемкостью, в 2-3 раза превышающей удельную энергоемкость экономик развитых стран. Причинами такого положения, кроме более суровых климатических условий и территориального фактора, является сформировавшаяся в течение длительного периода времени структура промышленного производства и нарастающая технологическая отсталость энергоемких отраслей промышленности и ЖКХ, а также недооценка стоимости энергоресурсов, прежде всего, газа, не стимулирующая энергосбережения.
Степень повышения энергетической эффективности предопределит долгосрочные перспективы развития не только энергетического сектора, но и экономики Российской Федерации в целом. Ориентация экономики на инерционный энергоемкий рост угрожает не только консервацией технологической отсталости и потерей конкурентоспособности национальной экономики, но и опережающим ростом внутреннего спроса на энергоресурсы, в результате которого даже при достижении максимальных технически реализуемых показателей роста их производства спрос на них сможет быть обеспечен предложением путем расширения импорта или (и) ограничения экспорта.
Поэтому целью политики государства в данной сфере является жесткое и безусловное достижение намеченных стратегических ориентиров роста энергоэффективности - с использованием широкого спектра регулирующих и стимулирующих потребителей энергоресурсов воздействий, обеспечивающих:
· структурную перестройку российской экономики в пользу малоэнергоемких обрабатывающих отраслей, индустрии знаний и сферы услуг, осуществляемую целенаправленной промышленной политикой;
· реализацию потенциала технологического энергосбережения.
Для интенсификации энергосбережения необходимы:
· обоснованное повышение внутренних цен энергоносителей с экономически оправданными, приемлемыми для потребителей темпами;
· постепенная ликвидация перекрестного субсидирования в тарифообразовании, прежде всего в электроэнергетике;
· продолжение реформирования ЖКХ.
Вместе с тем, эффективное ценовое регулирование служит абсолютно необходимым, но не достаточным условием интенсификации энергосбережения. Необходимо осуществление целостной системы правовых, административных и экономических мер, стимулирующих эффективное использование энергии. В рамках этой системы предусматриваются:
· изменение, в соответствии с Законом “О техническом регулировании” существующих норм, правил и регламентов, определяющих расходование топлива и энергии, в направлении ужесточения требований к энергосбережению; совершенствование правил учета и контроля энергопотребления, а также установление стандартов энергопотребления и предельных энергопотерь и обязательная сертификация энергопотребляющих приборов и оборудования массового применения на их соответствие нормативам расхода энергии;
· проведение регулярного энергетического аудита предприятий (обязательного для предприятий бюджетной сферы);
· создание дополнительных хозяйственных стимулов энергосбережения, превращающих его в эффективную сферу бизнеса;
· широкая популяризация государством эффективного использования энергии среди населения, массовое обучение персонала; доступные базы данных, содержащие информацию об энергосберегающих мероприятиях, технологиях и оборудовании, нормативно-технической документации; конференции и семинары по обмену опытом, пропаганда энергосбережения в средствах массовой информации и т.д.
Задача состоит в том, чтобы за счет целенаправленной государственной политики создать устойчивую и эффективную систему заинтересованности потребителей энергоресурсов в инвестировании в энергосбережение, обеспечив более привлекательные условия для вложения капитала в эту сферу деятельности, снизив возможные финансово-экономические риски.
Еще одним инструментом государственной политики станет поддержка специализированного бизнеса в области энергосбережения, пока слабо развитого в России, что позволит сформировать экономических агентов (энергосберегающие компании), предлагающих и реализующих оптимальные научные, проектно-технологические, производственные решения, направленные на снижение энергоемкости. Поддержка энергосберегающего бизнеса предполагает переход от прямой финансовой помощи со стороны государства к формированию системы реализации эффективных бизнес-проектов в соответствующей сфере, страхования коммерческих и некоммерческих рисков.
Дополнительным инструментом стимулирования энергосбережения могут стать механизмы, предусмотренные Киотским протоколом (в случае его ратификации), включая проекты совместного осуществления и торговлю квотами на выбросы парниковых газов.
Мероприятия по энергосбережению и эффективному использованию энергии должны стать обязательной частью региональных и муниципальных программ социально-экономического развития региона или муниципального образования, в том числе региональных энергетических программ.
2.4 Бюджетная эффективность энергетики
Энергетический сектор связан сложными и разнообразными взаимоотношениями с государственным бюджетом, являясь и основным источником формирования его доходной части, и получателем государственных средств, оказывая влияние на формирование и исполнение бюджетов всех уровней. Обеспечение цивилизованности и эффективности указанных взаимоотношений является важнейшей государственной задачей и основной целью политики бюджетной эффективности энергетики.
Основные принципы этой политики:
· устойчивая перспектива - заблаговременное и обоснованное (учитывающее не только фискальные цели, но и предусматриваемые Стратегией ориентиры развития энергетики) определение государством необходимых прогнозных объемов прямых поступлений в бюджет от предприятий энергетического сектора;
· комплексная оценка бюджетной эффективности - учет текущих и перспективных бюджетных эффектов от изменения структуры и стоимости госсобственности, сокращения будущих расходов, эффектов в смежных отраслях и т.д.;
· сбалансированность политики бюджетной эффективности - соответствие роста капитализации энергетического сектора и объема обеспечиваемых им бюджетных поступлений;
· последовательность и целенаправленность в использовании государственных средств, а также инвестиций, осуществляемых под контролем государства - управление бюджетной эффективностью с применением современных процедур отбора, постановки и сопровождения совместных бизнес-проектов.
Государственная инвестиционная политика в ТЭК, основанная на принципах бюджетной эффективности, предусматривает решение двух задач: наращивание объема инвестиций и изменение их структуры. К мерам государственной поддержки инвестиций в ТЭК будут относиться:
· улучшение предпринимательского климата, создание ясных, прозрачных и стабильных правил экономической деятельности компаний, в первую очередь на основе предсказуемого и сбалансированного режима налогообложения и нормативно-правовой базы, защищающей и гарантирующей соблюдение прав инвесторов;
· совершенствование амортизационной политики;
· совершенствование государственного ценового (тарифного) регулирования в сфере естественных монополий;
· долгосрочные экономические гарантии инвесторам в сферах, где применяется тарифное регулирование;
· содействие снижению предпринимательских и некоммерческих рисков инвестирования, поддержку программ комплексного страхования;
· совершенствование нормативно-правовой базы в сфере участия инвесторов (в том числе иностранных) в создании объектов добычи, производства и транспортировки топливно-энергетических ресурсов (в том числе обоснованное использование СРП и концессионных соглашений для реализации уникальных и дорогостоящих проектов);
· совершенствование лицензионной политики, устранение необоснованных административных барьеров;
· развитие лизинговых отношений.
Характер государственной поддержки будет различаться в зависимости от отраслевой специфики, однако приоритетным инструментом в этом отношении будет экономическая мотивация частных инвестиций. Прямая поддержка в виде финансирования из бюджетов всех уровней будет ограничена проектами, имеющими стратегическое значение или высокую социальную значимость, и будет осуществляться посредством программно-целевых механизмов.
Несмотря на ограничения прямого бюджетного финансирования, государственная поддержка инвестиций в ТЭК отнюдь не предусматривает отказа от инвестиций, осуществляемых под контролем государства. В частности, инвестиционные программы развития государственной атомной энергетики, единой национальной электрической сети (осуществляемые федеральной сетевой компанией), системы магистральных газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, комплексного освоения месторождений в новых регионах и портовой инфраструктуры будут рассматриваться и утверждаться Правительством Российской Федерации или уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти и финансироваться за счет собственных средств организаций и привлеченных средств инвесторов при обеспечении регулируемыми ценами (тарифами) на услуги соответствующих организаций экономически обоснованной доходности инвестированного капитала, - при выполнении принципов политики бюджетной эффективности энергетики.
Государственная инвестиционная политика предусматривает поддержку субъектами Российской Федерации инвестиционных проектов, связанных с производством и транспортировкой энергетических ресурсов, в большей степени малых и средних объектов, создание специальных экономических условий, обуславливающих рост производства и занятости на территориях соответствующих регионов, стимулирование перспективной ориентации региональной экономической политики, честной налоговой конкуренции.
Важным направлением государственной промышленной политики является развитие производства в России современного энергетического, угольного и нефтегазового оборудования и технологий, основных материалов для ТЭК.
В соответствии с принципами политики бюджетной эффективности, формы и методы государственной поддержки отечественного машиностроения для ТЭК получат дальнейшее развитие и приобретут качественно новый характер. Продолжится поддержка перспективных инвестиционных проектов, в первую очередь, за счет субсидирования из федерального бюджета процентных ставок по кредитам, привлекаемым для осуществления проектов, а также путем предоставления гарантий от коммерческих и некоммерческих рисков. Важным резервом повышения инвестиционной привлекательности машиностроительных компаний станет их интеграция и укрупнение.
Исходя из основных принципов национальной промышленной политики, будет активно поддерживаться кооперация с ведущими зарубежными компаниями как в части организации совместных производств на территории России в различных формах, так и в части развития производств на основе передовых зарубежных технологий.
Повышение конкурентоспособности продукции предприятий топливно-энергетического машиностроения приведет к росту спроса на их продукцию, росту доходов, формированию источников для активизации инновационной деятельности и модернизации производства - и, в конечном счете, к существенному бюджетному эффекту.
Продолжится государственная поддержка деятельности ТЭК путем субсидирования создания сезонных запасов топлива и ремонта энергооборудования, компенсации разницы в тарифах для промышленных потребителей в отдельных регионах, финансирования завершения работ по ликвидации особо убыточных шахт и разрезов, субсидирования процентных ставок по привлекаемым кредитам организациями угольной промышленности и финансирования отдельных мероприятий федеральных целевых программ.
2.5 Экологическая безопасность энергетики
Функционирование и развитие энергетики наталкивается на целый ряд экологических проблем, угрожающих стать в последующие годы все более острыми, поскольку ТЭК является одним из основных источников загрязнения окружающей природной среды.
Одной из крупнейших экологических проблем в ТЭК, особенно острой для традиционных нефтедобывающих регионов, является загрязнение природной среды нефтью и нефтепродуктами. Темпы утилизации отходов остаются низкими, прогнозы крупномасштабного использования отходов не реализуются.
Серьезной проблемой является концентрация негативного воздействия деятельности предприятий ТЭК в энергодобывающих и энергопроизводящих регионах. К этому следует добавить недостаточный уровень экологичности технологических процессов, высокий моральный и физический износ основного оборудования, недостаточную развитость природоохранной структуры (систем предотвращения и снижения негативных воздействий на природную среду).
Осуществление программы освоения новых месторождений северных и восточных территорий (Тимано-Печорский регион, п-ов Ямал, Восточная Сибирь, Дальний Восток) требует решения проблемы сохранения чрезвычайно уязвимых экосистем этих удаленных регионов с суровыми природно-климатическими условиями.
Одной из важнейших проблем является обеспечение экологической безопасности при реализации крупномасштабных проектов освоения нефтегазовых месторождений шельфа арктических морей и острова Сахалин, морских месторождений Каспийского и Балтийского морей. Эти проекты реализуются в районах, богатых биоресурсами, в том числе ценными видами рыб и другими объектами водного промысла.
Целью политики в области экологии является последовательное ограничение нагрузки ТЭК на окружающую среду, приближение к соответствующим европейским экологическим нормам.
В качестве механизмов указанной политики предусматриваются:
· экономическое стимулирование использования высокоэкологичных производств, экологически чистых малоотходных и безотходных технологий производства и потребления энергоресурсов за счет установления жестких экологических требований к деятельности предприятий и продукции ТЭК, создания системы компенсационных выплат государству за их нарушение (принцип организации системы таких компенсаций будет закреплен законодательно и носить характер экономических платежей, в том числе в страховые фонды превентивных мероприятий), рационализации размеров платежей за пользование природными ресурсами, введения и правовой регламентации принципов экологического страхования;
· ужесточение контроля за соблюдением экологических требований при реализации инвестиционных проектов, совершенствование системы государственной экологической экспертизы.
Для реализации политики экологической безопасности энергетики потребуется решение следующих основных задач:
· создание экологически чистых энерго- и ресурсосберегающих малоотходных и безотходных технологий, обеспечивающих рациональное производство и использование топливно-энергетических ресурсов, снижение выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, а также парниковых газов, сокращение образования отходов производства и других агентов вредного воздействия;
· последовательное проведение специальных природоохранных мероприятий, строительство и реконструкция природоохранных объектов, в том числе по улавливанию и обезвреживанию вредных веществ из отходящих газов, очистке сточных вод; увеличение темпов рекультивации земель, загрязненных и нарушенных в процессе строительства и эксплуатации энергетических объектов, использование отходов производства в качестве вторичного сырья;
· экономическое стимулирование рационального использования попутного нефтяного газа, прекращения практики сжигания его в факелах (в первую очередь за счет создания экономически выгодных условий для переработки и использования такого газа);
· развитие экологически чистых технологий сжигания угля как условие реализации прогнозов роста его потребления электростанциями и другими промышленными объектами;
· улучшение качества угольного топлива (в т.ч. развитие обогащения, переработки, брикетирования и др.); увеличение объемов использования шахтного метана;
· увеличение производства высококачественных моторных топлив с улучшенными экологическими характеристиками, соответствующих европейским нормам, с соответствующим совершенствованием нормативной базы качества нефтепродуктов и уровней выброса загрязняющих веществ;
· разработка программы минимизации экологического ущерба от деятельности ГЭС;
· организация работ по сертификации природоохранных технологий и технических средств;
· организация обучения и подготовка специалистов в области природоохранной деятельности.
Решение указанных задач потребует создания гармонизированной законодательной и нормативно-правовой базы, стимулирующей инвестиции и регламентирующей обеспечение экологической безопасности и охрану окружающей среды, отвечающей современным экологическим требованиям и уровню научно-технических достижений, а также формирования единой информационной системы экологического мониторинга.
Энергетическая стратегия исходит из необходимости выполнения Россией ее международных обязательств в области экологии.
В результате реализации мер, предусмотренных Энергетической стратегией, будут обеспечены рост эффективности использования потенциала энергетического сектора для социально-экономического развития страны; стабильное и эффективное удовлетворение потребностей развивающейся экономики и населения в топливно-энергетических ресурсах; достижение качественно нового состояния ТЭК и повышение конкурентоспособности его продукции и услуг на мировом рынке.
Несомненными плюсами Энергетической стратегии являются ее детальная проработанность, рассмотрение нескольких альтернатив развития топливно-энергетического комплекса России, этапов реализации энергосберегающей политики на всех уровнях власти.
3. Основные сходства и различия принципов энергетической политики России и США
Основной закон США в области энергосбережения - Об энергетике, принят в 2005 году.
Энергетическая политика, проводимая сменявшими друг друга администрациями США, в основном сохраняла три направления: поддержание в стране необходимого для обеспечения национальной безопасности уровня добычи, контроль над месторождениями нефти и газа за пределами США в странах, являющихся источниками импорта углеводородов, и создание в стране стратегических резервов на случай чрезвычайных ситуаций. С проблемой обеспечения страны запасами энергетического сырья тесно связаны вопросы энергосбережения и энергоэффективности, в первую очередь, путем создания экономических стимулов для развития энергосберегающих технологий. Энергетическая политика США имеет три измерения: первое из них - экономическое, второе связано с энергетической безопасностью и третье, появившееся относительно недавно, но быстро набравшее вес, связано с защитой окружающей среды. Во многом цели энергетической политики, связанные с экономикой и безопасностью, совпадают. Так, интересам Соединенных Штатов отвечает развитие и эксплуатация различных энергетических ресурсов по всему миру, что способствует их диверсификации, как по видам энергоресурсов, так и по регионам. Благодаря этому укрепляется безопасность Соединенных Штатов, предотвращается излишняя зависимость от одной из стран либо от одного из видов топлива. В то же время, продвигаются и экономические интересы страны, благодаря созданию новых возможностей для экспорта товаров, услуг и капитала. Эти два направления энергетической политики также весьма гармоничны, когда дело касается американского экспорта, но могут конфликтовать по вопросам энергетического импорта. Экономическим интересам США отвечает поддержание относительно открытого доступа к импорту энергоресурсов, но вопросы энергетической безопасности не столь просты. Считается, что энергетический импорт может представлять собой угрозу национальной безопасности, если: во-первых, он достигает уровня, который делает Соединенные Штаты уязвимыми по отношению к прерыванию поставок или, во-вторых, импорт поступает из государств, которые активно или потенциально угрожают американским экономическим интересам за рубежом. В целом, во всех случаях конфликта между экономическими интересами и интересами, связанными с энергетической безопасностью, приоритет все же отдается последним, рассматриваемым в качестве важного элемента национальной безопасности. Третье, экологическое, измерение энергетической политики представляет собой серьезный вызов для производителей энергоресурсов, т.к. природоохранное законодательство приводит к дополнительным издержкам при производстве, транспортировке, потреблении и торговле энергоресурсами. Вместе с тем, с экологическим измерением связываются и потенциальные возможности для ТЭК США: появление новых технологий и новых секторов услуг.
Для изучения сложившейся в ТЭК США достаточно тревожной обстановки и выработки рекомендаций по ее преодолению в начале 2001 года под руководством вице-президента США Д.Чейни была создана специальная группа, в которую вошли руководители 9-ти федеральных агентств: Министерства энергетики, Министерства финансов, Министерства торговли, Государственного департамента, Министерства транспорта, Министерства сельского хозяйства, Министерства внутренних дел, а также Агентства по охране окружающей среды и Агентства по управлению в чрезвычайных ситуациях. Итогом их работы стала 163-страничная программа, рассчитанная на 20 лет, получившая название Новая Энергетическая Политика (НЭП).
В этой программе разработчики выделяют приоритетных 3 основных задачи (которые они называют вызовами), от решения которых зависит решение энергетических проблем США.
Вызов 1: использовать энергию более разумно
Новые технологии позволяют жить и работать с меньшими затратами, меньшим напряжением и с меньшей нагрузкой на природу. Хотя новые технические возможности не могут одни решить энергетические проблемы, они могут и будут играть важнейшую роль в энергетическом будущем США.
Вызов 2: отремонтировать и расширить инфраструктуру
Надо отремонтировать и модернизировать сеть электрогенераторов, сети электропередач, трубопроводов нефти и газа. Ни одного значительного нефтеперерабатывающего завода не было построено за время жизни целого поколения. Для обеспечения потребностей необходимо построить 38 000 миль газопроводов плюс 255 000 миль распределительных линий. Устаревшие электрические сети не позволяют передавать электроэнергию на большие расстояния, чтобы противодействовать перерывам в энергоснабжении, как происходит в Калифорнии.
Вызов 3: увеличение энергопотребления при сохранении природы
Даже при усилении энергосбережения Америке потребуется больше энергии.
Есть надежда на использование возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива. Но этот потенциал сейчас мал и ощутимым будет только в отдаленном будущем. В настоящее время следует полагаться на апробированные источники энергии. За 20 лет необходимо увеличить потребление нефти в США на 33%, природного газа на 50%, а электроэнергии на 45%. Если же производительность энергетического комплекса будет расти теми же темпами как в 90-е годы, разрыв между потребностями экономики и располагаемыми энергетическими мощностями будет провальным. В настоящее время мы добываем на 39% нефти меньше, чем в 70-е годы, и более зависим от зарубежных поставщиков.
Через 20 лет Америка будет ввозить 2/3 от потребляемого объема нефти.
Чтобы обеспечить рост потребностей через 20 лет Америка должна построить от 1300 до 1900 электрических станций. Большинство из них будет работать на газе. Существующие и новые технологии позволяют нам развивать атомные электрические станции. Сейчас АЭС производят 20% электроэнергии в стране. АЭС не выбрасывают в атмосферу газы, вызывающие парниковый эффект.
Компоненты национальной энергетической политики Америки:
· модернизация энергосбережения
· модернизация энергетической инфраструктуры
· увеличение поставок энергии
· ускорение исполнения мер по защите природы
· усиление энергетической безопасности.
(1) В 90-е годы выпуск продукции увеличился на 41% а потребление электроэнергии увеличилось только на 11%
(2) Законодательные барьеры, отсрочки в выдаче лицензий и экономическая неопределенность ограничивают инвестиции в оборудование, делая энергетический рынок США подверженным пробкам при передаче электроэнергии, всплескам цен и перерывам в электроснабжении.
Большинство передающих сетей в США, подстанций, и трансформаторов было построено тогда, когда энергосистемы регулировались (государством) и обеспечивали энергоснабжение в своем четко определенном регионе.
(3) Одним из аспектов нынешнего кризиса является не только усиливающаяся зависимость от зарубежной нефти, но и узость энергетических возможностей. Например, около 90% всех новых электрических станций будут работать на газе. А ведь есть другие виды топлива в США. Угля хватит на 250 лет. Но станций на угле строится весьма мало. Новые технологии позволяют повысить кпд и снизить выбросы окислов серы и азота с угольных электростанций. АЭС дают 40% электроэнергии в 10 штатах США и 20% в целом по стране. АЭС выводятся из эксплуатации по причине старения, а новые не строятся. Новые технологии позволяют добывать больше нефти с того же куста и меньше воздействовать на природу. Однако законодательная структура не учитывает эти изменения и ограничивает увеличение экологически эффективного энергетического производства.
(4) Необходимо обеспечить выделение 2 миллиардов долларов в течение 10 лет на разработку чистых технологий сжигания угля и новые кредиты для разработок технологий сжигания биомассы совместно с углем (перечисляются меры по стимулированию развития других перечисленных выше направлений энергетики и альтернативных видов энергии, ред.). С 1970 г. выбросы в атмосферу основных загрязнителей уменьшились на 31%. Автомобили выбрасывают на 85 % угарного газа меньше, чем 30 лет назад. Выбросы свинца уменьшены на 90%. Свинца в атмосфере сейчас на 98% меньше, чем 30 лет назад. Америка больше производит, но меньше пачкает.
Главной причиной продолжающегося загрязнения природы является отсутствие понятной долговременной национальной энергетической политики. Близорукая политика блокировала создание новых электростанций, не оставив нам выбора, кроме как полагаться на старые энергоблоки. А увеличение производства электроэнергии на дизель-генераторах для обеспечения потребителей усилило загрязнение окружающей среды.
(5) Национальная энергетическая политика предназначена для уменьшения зависимости Америки от ценовой неустойчивости и нестабильности поставок.
НЭП США: базовые принципы
Принцип первый - политика представляет собой долгосрочную многостороннюю стратегию; энергетический кризис формировался в течение ряда лет, поэтому на его разрешение также потребуются годы. Принцип второй - политика будет продвигать новые, экологически приемлемые технологии в целях увеличения производства энергоресурсов и стимулирования более чистого и эффективного их использования. Принцип третий - политика направлена на улучшение стандартов жизненного уровня американского народа, причем для достижения этой цели потребуется интеграция энергетической, природоохранной и экономической политики страны.
Направления энергетической политики, провозглашенные правительством США во многом схожи с принципами российской энергетической политики, закрепленными в законах об энергосбережении и энергетической стратегии. В обоих случаях делается главными акцентами являются национальная безопасность в области энергетики, повышение энергетической эффективности, технологическая модернизация данной отрасли, а также большой упор в принципах обеих стран делается на экологические аспекты, сохранение окружающей среды, борьбу с негативными последствиями добычи и переработки энергоресурсов.
Основное отличие в энергетических стратегиях России и США лежит в экономической составляющей. Огромную долю в российской экономике занимает продажа и экспорт энергоресурсов. США же, напротив, активно поставляют большую часть ресурсов из других стран, сохраняя свои ресурсы и переводя их на высокотехнологичное производство.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что в результате реализации мер, предусмотренных Федеральным законом Об Энергосбережении и Энергетической стратегией, будут обеспечены рост эффективности использования потенциала энергетического сектора для социально-экономического развития страны; стабильное и эффективное удовлетворение потребностей развивающейся экономики и населения в топливно-энергетических ресурсах; достижение качественно нового состояния ТЭК и повышение конкурентоспособности его продукции и услуг на мировом рынке.
В России для реального осуществления энергосберегающих программ необходимо, чтобы энергетики, занятые производством энергии, потребители и администрация городов провели серьезный анализ и определили условия мотивации, при которых заниматься энергосбережением стало бы выгодно всем, которые необходимо закрепить законодательно на федеральном уровне, предварительно детально разработав каждое положение с учетом законотворческого опыта стран, в которых данные законы работают четко.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 03.04.1996 N 28-ФЗ (ред. от 05.04.2003) Об энергосбережении (принят ГД ФС РФ 13.03.1996)
2. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года // Российсская газета. 30.09.2003.
3. Бернер М.С. Анализ зарубежных законодательных актов в области энергосбережения // Энергосбережение №8/2007
4. Миронов Н. НЭП США: предпосылки и возможные последствия // Нефтегазовая вертикаль.