Основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности России

СОДЕРЖАНИЕ: Факультет Мировой экономики и торговли Кафедра Международной торговли Курсовая работа по дисциплине «Организация и регулирование внешнеторговой деятельности»

Факультет Мировой экономики и торговли

Кафедра Международной торговли

Курсовая работа по дисциплине

«Организация и регулирование внешнеторговой деятельности»

на тему:

«Основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности России»

Москва, 2009 г.


Содержание

Содержание…………………………………………………………………..…..2

Введение…………………………………………………………………...…..…3

ГЛАВА 1. ОБЪЁМ И ДИНАМИКА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

1.1. Роль и место России во внешней торговле…………………………….….6

1.2. Значение внешней торговли для экономики России………………….…..9

1.3. Динамика внешней торговли России……………………………………..11

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

2.1. Внешнеторговая политика государства…………………………..………17

2.2. Основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности…………………………………………………………………….20

2.2.1. Защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг………………22

2.2.2. Равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация, если иное не предусмотрено федеральным законом……23

2.2.3. Единство таможенной территории Российской Федерации………….24

2.2.4. Обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации………………28

2.2.5. Гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности………………………………...29

2.2.6. Обеспечение обороны страны и безопасности государства………….30

2.2.7. Единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности……………………………………………………………………..31

2.2.8. Единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации..31

Заключение……………………………………………………………………….33

Список использованной литературы……………………………………...……35

Введение

Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. Еще до формирования мирового хозяйства народы вели актив­ную торговлю товарами, то есть обменивали то, что у одних было в из­бытке на то, с чем был дефицит, а у других народов на оборот. Поэтому международная торговля предшествовала мировому хозяйству.

На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основой международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует, что интернационализация хозяйственных связей обусловлена развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимости интернационализации произ­водства. Для экономического роста и развития слаборазвитых стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень важное значение имеет внешняя торговля.

В настоящее время торгово-экономические связи в основном сохранили прежние черты. Это, прежде всего, относится к структуре товарооборота, которая изменилась не так сильно. Основу товарообмен­ных операций составляют топливно-энергетические товары, черные и цветные металлы, удобрения, машиностроительная продукция.

Конец XX — начало XXI века является периодом формиро­вания новой системы мирового хозяйства со свойственной ей ие­рархией тех или иных национальных экономик в международном разделении труда (МРТ), на международном рынке капиталов, ресурсов.

Процесс интеграции России в мировое хозяйство, ее утвер­ждение как равноправного участника в системе международных экономических отношений в международном разделении труда находится в самом начале. Проблема интеграции России в мировое экономическое сообще­ство достаточно сложна и многообразна. Предпосылками к ее решению могут стать: прохождение Россией основных ступеней развития эконо­мики рыночного типа, которые в свое время миновали экономи­чески более развитые страны, а так же восстановление нарушенных связей, экономическая инте­грация в рамках СНГ (поначалу в рамках какой-либо его части) и, соответственно, совместное вступление единым блоком в ми­ровое хозяйство.

Одновременно с этими процессами должна осуществляться выработка механизма взаимодействия с промышленно разви­тыми, развивающимися странами, международными экономиче­скими организациями, региональными торгово-экономическими блоками и группировками. Очевидно, что все это требует немало времени и усилий. Движение к рыночной экономике проявляется не только в развитии товарно-денежных отношений внутри страны, но и в возрастающем приобщении к мировой хозяйственной системе.

Давно закончилась эпоха натуральных хозяйств. Экономику стало трудно оградить границами страны, наоборот, границы становятся все более экономически прозрачными. Впрочем, изолировать себя практически редко кто и пытается, во всяком случае, экономически. Торговля между странами, экономическое сотрудничество, расширение мирохозяйственных связей, международное разделение труда несут в себе ощутимые взаимные выгоды. В результате экономического взаимодействия и интеграции складывается мировая экономика.

Российские реформы предполагают существенную интеграцию страны в мировое хозяйство, и в этом русле активное участие в региональной интеграции на постсоветском пространстве. Такой путь достаточно сложен и на первых порах сопряжён не только с выгодами, но и с потерями. Страна, переживающая трансформационный кризис, не может претендовать на достойное место в глобальной экономике, однако в перспективе, если учесть потенциальные возможности, которые открывают географическое положение на двух континентах, обилие природных богатств, значительный научно-интеллектуальный и промышленный потенциал, роль России в глобальной экономике может существенно возрасти. Под таким углом зрения надо воспринимать современное состояние российских внешнеэкономических связей и перспективы включения страны в международное разделение труда.

Важнейшей задачей России во внешнеэкономической сфере оста­ется вступление во Всемирную торговую организацию, без чего невозможно эффективно защитить интересы отечественных экспортеров[1] .

Сложность и неоднозначность ситуа­ции с внешней торговлей России повлияли на выбор данной темы курсовой ра­боты. Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы показать и понять значимость внешнеэкономических связей для нашей страны.

Задачами данной работы является:

- оценить место и роль России в мировой торговле;

- понять, каково значение внешней торговли для экономики России;

- изучить динамику внешней торговли и перспективы её развития;

- изучить государственное регулирование внешнеэкономических связей;

- подробно рассмотреть принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

В первой главе рассматривается место и роль России в мировой торговле, формирование внешнеторговой политики страны, а также динамика и современное состояние внешней торговли России.

Во второй главе рассматривается политика государственного регулирования внешней торговли, её задачи, а так же основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

ГЛАВА 1. ОБЪЁМ И ДИНАМИКА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

1.1. Роль и место России во внешней торговле.

Несмотря на относительно незначительные масштабы экспортно-импортных операций России, в сравнении с ее потенциальными возможностями в данной области, РФ уже накоплен необходимый опыт разработки и реализации внешнеторговой политики, использования тарифных и нетарифных методов регулирования внешней торговли.

Современное положение России в мировой экономике характеризуется противоречивыми направлениями. С одной стороны, она обладает внушительными природными, трудовыми ресурсами, большим производственным потенциалом, занимает ведущие позиции в производстве и экспорте многих товаров (правда, в основном, топливно-сырьевой группы), владеет сильным научно-техническим потенциалом, высоким образовательным уровнем населения. С другой стороны, экономический спад 1990-х гг. определил значительное ухудшение позиций России в мировом хозяйстве. Будучи среднеразвитой страной, по многим показателями она занимает промежуточное место в мировой экономике между развитыми и развивающимися странами. Современный этап является поворотным для России с точки зрения значимости внешних факторов в ее экономике. Многообразные природные ресурсы, масштабный и слабо насыщенный внутренний рынок, существенный государственный спрос на промышленную продукцию – все эти условия еще в Российской империи определили относительно низкую вовлеченность страны в мирохозяйственные связи. В советский период к этим факторам добавилась долговременная экономическая обособленность от мирового рынка. Только с переходом в 1990-х гг. к рыночной экономике начался процесс интеграции России в мировое хозяйство.

После распада СССР в экономике Россия вынуждена одновременно решать три важнейшие задачи, тесно связанные между собой. Во-первых, это системная трансформация, переход от централизованной плановой экономики рыночным отношениям. Во-вторых, структурная перестройка экономики с целью создания и развития современных конкурентоспособных производств, соответствующих преимуществам России в факторах производства. В-третьих, эффективное включение российской экономики в мировое хозяйство на микро-, макроэкономическом и институциональном уровне.

Все эти задачи решаются очень непросто, с неоднозначными промежуточными результатами, не всегда последовательно, с определенными издержками и, кроме, того, далеко не синхронно. Дальше всего Россия продвинулась в решении первой задачи и частично третьей, тогда как структурная перестройка экономии еще находится на стадии разработки среднесрочной программы.

Имея более чем 140-миллионное население, располагая значительными энергетическими и минеральными ресурсами, достаточно высококвалифицированными трудовыми ресурсами при пониженной стоимости рабочей силы, уникальными разработками и технологиями в отдельных секторах экономики, Россия представляет огромный рынок для импорта товаров, услуг и знаний и в то же время обладает потенциальными возможностями для их экспорта.

Показателями открытости национальной экономики являются экспортная квота в ВВП и производство отдельных видов товаров, доля импорта в потреблении, удельный вес иностранных инвестиций в их общем объеме. Важной величиной, характеризующей степень участия страны в мировой экономике, является экспортная квота – отношение объема экспорта товаров и услуг к объему ВВП. Существенный рост экспортной квоты в России в 1990-х гг. поясняется обращением во внешнеторговые сделки давних поставок между Россией и другими республиками СССР и внушительным ростом экспортных поставок в результате резкого сжатия внутреннего спроса.

Россия занимает важное место в мировом хозяйстве по объему природных ресурсов[2] . Однако их эффективное использование затрудняется вследствие исчерпания легко доступных месторождений, огромных расстояний между районами добычи сырья и его потребления, сурового климата и так далее.

Показатели участия России в мировой экономике.

- экспортная квота в ВВП и производстве отдельных видов продукции;

- доля импорта в потреблении инвестиционных и потребительских товаров;

- удельный вес иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в российскую экономику.

В настоящее время ни одно государство в мире не может успешно развиваться без интеграции в мировую экономику, причем прослеживается пропорциональная зависимость между степенью интеграции в мировое хозяйство и уровнем развития внутренней экономики страны. Интеграция в мировое хозяйство обеспечивает конвертируемость национальной валюты и формирование ее рыночного курса; облегчает международный перелив капитала; интенсифицирует конкуренцию; ускоряет научно-технический прогресс. Активное участие в международном разделении труда и международном обмене, национальные производители испытывают на себе воздействие мирового рынка в области цен, приспосабливаются к высочайшим требованиям, предъявленным мировым рынком к уровню техники и технологии, качеству товаров и услуг и пр. Современная высокоразвитая страна должна располагать, по меньшей мере, несколькими производственными комплексами, встроенными в мировое хозяйство.

Особенности включения России в мировое хозяйство заключаются в следующем:

• Значительный рост экспортной квоты в ВВП и продукции ряда отраслей промышленности России в 90-е годы был обусловлен, с одной стороны, превращением прежних поставок между республиками бывшего СССР во внешнеторговые сделки РФ с государствами СНГ и Балтии, а с другой – увеличением экспортных поставок вследствие сохранения внутреннего спроса и облегчения выхода на внешний рынок;

­­• Рост доли импорта многих видов продукции, особенно товаров потребительского назначения, вызван либерализацией в 90-х годах внешнеэкономической деятельности, сокращением инвестиций и неконкурентоспособностью продукции многих отраслей российской промышленности;

• Переход России в начале 90-х годов к открытой экономике привел к разделению народного хозяйства. В зависимости от конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках – на три группы отраслей: ресурсные отрасли, отрасли обрабатывающей промышленности, отрасли, неспособные выйти на внешний рынок, но необходимые для снабжения внутреннего рынка;

• Топливно-сырьевая модель международной специализации российской экономики сформировалась еще в 70-80-е годы, но в 2000-е годы приобрела ярко выраженный характер. С 2004 г. Россия вышла на 1-е место в мире по добыче нефти, обогнав Саудовскую Аравию. Продажа природных богатств страны используются, в том числе для «латания дырок» экономики. Однако с точки зрения долгосрочной перспективы истощения нефтегазовых запасов и падения цен на нефть и газ, исключительно топливно-энергетическая модель специализации России в мировое хозяйство может стать в далеком будущем неэффективной. Выход заключается в использовании доходов от экспорта природных ресурсов (пока они не исчерпаны) для развития передовых отраслей, усиливающих научно-технический потенциал России.

1.2. Значение внешней торговли для экономики России.

Значение внешней торговли подчеркивается тем обстоятель­ством, что ее динамика в 90-е гг., за исключением 1998 и 1999 гг., отличалась от развития других отраслей в лучшую сторону. На фоне экономического спада, преодоление которого началось только в 1999-2000 гг., внешняя торговля уже с 1993 г. показы­вала устойчивую положительную динамику по внешнеторгово­му обороту, объемам экспорта и импорта, внешнеторговому саль­до. Экспортная квота России в 90-е гг. имела тенденцию к по­вышению и примерно соответствовала средним параметрам экспортной квоты большинства стран мира. Однако доля Рос­сии в международной торговле остается скромной, и до 2000 г. она уменьшалась. Так, в 1999 г., по данным ВТО, удельный вес России в мировом экспорте составлял 1,3 % (20-е место), а в ми­ровом импорте 0,9 % (28-е место). В 2000-2003 гг. стоимостные объемы российского экспорта и импорта существенно возросли, а доля в мировом экспорте увеличилась до 1,8 % (17-е место) в 2003г. В мировом импорте на Россию в 2003г. приходился 1,0 % (23-е место). Ее показатели при этом соответствовали импорту таких стран, как Малайзия, Таиланд, и были несколько больше, чем у Индии, Турции, Польши.

А в 2007г. объемы экспорта и импорта возросли ещё в большей степени, доля в мировом экспорте подняла до 2,6 % (12-е место), а в мировом импорте на

1,6 % (16-е место)[3] . Сегодня объем экспорта за период мирового финансового кризиса снизился в 2 раза, импорт тоже упал почти в том же масштабе.

Развитие внешней торговли РФ в 90-е гг. осложнялось теми же проблемами, что и развитие российской экономики в целом, в том числе и влиянием изменяющейся конъюнктуры мирового рынка. Вместе с общими изменениями в экономической политике России корректировалась и внешнеторговая политика. В част­ности, с середины 90-х гг. происходил переход от безоглядной открытости экономики, включения в мировое хозяйство «любой ценой» к разумной защите отечественного рынка и отечествен­ных производителей.

Для развивающихся экономик в течение десятилетий были характерны две крайние модели развития: 1) импортозамещение и 2) первоочередное развитие экспортных производств. На ос­нове первой модели создавались в 50—70-е гг. экономики Индии и Бразилии. Вторая модель характерна прежде всего для новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии. Обе эти модели в чистом виде для России неприемлемы, так как ее экономика давно прошла процесс индустриализации и обладает, несмотря на спад производства 90-х гг., значительным потенциалом, в том числе научно-техническим, производственным, кадровым и ин­теллектуальным.

Одной из главных проблем в развитии внешнеторговых свя­зей РФ является обеспечение рационального соотношения между созданием конкурентной среды на внутреннем рынке и защи­той отечественного производства. Именно в этом плане актуально создание импортозамещающих производств, в том числе конку­рентоспособных производств потребительских и инвестицион­ных товаров. С другой стороны, стоит задача развития экспорт­ных производств на базе более глубокой переработки сырья, эффективной поддержки уже существующего экспортного потен­циала как в топливно-энергетическом, так и оборонно-промыш­ленном комплексах и других наукоемких отраслях.

Третья проблема в государственной внешнеторговой полити­ке — обеспечение равноправного участия России в международной торговле, противодействие дискриминационным мерам, предпри­нимаемым в отношении отечественных товаров и услуг и оте­чественного бизнеса со стороны отдельных государств и их со­юзов, а также некоторых международных организаций[4] .

1.3. Динамика внешней торговли России.

В период, предшествовавший 1992 г., внешнеторговые связи России осуществлялись не самостоятельно, а в рамках единого государства — СССР. Взаимные поставки товаров между союз­ными республиками не рассматривались как внешнеторговая деятельность, а товары российского производства, поступая на мировой рынок, никак не выделялись из общесоюзного экспорта.

Тенденции развития внешней торговли СССР, ее географи­ческая и в меньшей степени товарная структура претерпели зна­чительные изменения в конце 80-х — начале 90-х гг. До 1988 г. оборот внешней торговли постоянно увеличивался и внешнеторговое сальдо, как правило, было положительным. С 1989 г. в условиях углубляющегося экономического кризиса и распада СССР объем внешней торговли начал снижаться, сальдо внешней торговли стало отрицательным, что явилось дополнительной причиной роста внешнего долга страны. 1991 г. — последний год существования СССР — характеризовался резким спадом как экспорта, так и импорта.

С 1992 по 1997 г. наблюдался непрерывный рост внешнетор­гового оборота (с 96,6 млрд до 161,0 млрд долл.) и импорта (с 43,0 млрд до 72,0 млрд долл.). Валютно-финансовый кризис 1998 г. в сочетании с падением в 1997—1998 гг. цен на нефть, глав­ный экспортный товар России, привел к резкому спаду внеш­неторгового оборота, экспорта и импорта (табл. 1). При этом изменение ситуации на мировом рынке нефти в 1999—2003 гг., когда цены на нефть существенно выросли и сохранялись на этом высоком уровне, позволило начиная с 2000 г. наращивать объе­мы экспорта (при одновременном росте импорта). При этом внешнеторговое сальдо России впервые в ее истории превыси­ло 60 млрд долл[5] .

В 2003 г. внешнеторговый оборот России возрос до максималь­ного уровня с начала 90-х гг. XX в. (210,8 млрд долл.), при этом самым большим за всю историю России в указанный период был и экспорт (135,4 млрд долл.) и импорт (75,4 млрд долл.). Внеш­неторговое сальдо составило 60 млрд долл. (чуть меньше макси­мального сальдо, достигнутого в 2000 г., — 60,6 млрд долл.). По данным Банка России, за 2008 год внешнеторговый оборот России (по методологии платежного баланса) составил 763,734 млрд долл. и увеличился по сравнению с 2007 годом на 32 проц.[6]

Объем российского экспорта за 2008 год составил 471,763 млрд долл., или 133,1 проц. к 2007 году. Объем импорта составил 291,971 млрд долл., или 130,6 проц. к аналогичному периоду прошлого года. Сальдо торгового баланса оставалось положительным, 179,8 млрд.доларов США (в 2007г. - 130,9 млрд.долларов).
На январь этого года в результате мирового финансового кризиса внешнеторговый оборот России сократился на 40,2 проц и составил 29,995 млрд долл., где экспорт сократился на 43 проц до уровня 19,678 млрд долл, а импорт - на 34,1 проц - до 10,317 млрд долл. Сальдо внешнеторгового баланса России в январе 2009 г сложилось положительным в размере 9,361 млрд долл, сократившись в 2 раза против положительного сальдо в размере 18,862 млрд долл в январе предыдущего года[7] .

Что касается будущего внешней торговли России, то в среднесрочной перспективе она будет развиваться под влиянием факторов, определяющих общее развитие мировой экономики.

Развитие внешней торговли в 2007 году и в 2008 году наглядно продемонстрировало принципиальные отличия, в механизмах формирования динамики экспорта и импорта. В текущих экономических условиях, когда загрузка производственных мощностей по выпуску основных топливно-энергетических и сырьевых товаров близка к максимальной, а спрос на внутреннем рынке продолжает расширяться, рост стоимостного объема экспорта определяется главным образом состоянием мировой конъюнктуры товарных рынков.

Одновременно с этим растущий инвестиционный и потребительский спрос, приводят к тому, что стоимостной объем российского импорта увеличивается, в основном за счет импорта в натуральном выражении.

После рекордного роста мировой экономики в период 2004-2008 годов, когда среднегодовой темп составил около 5%, можно ожидать, что период 2009-2011 годов будет характеризоваться менее динамичным и более конфликтным развитием в результате мирового кризиса, который уже сказывается на объемах экспорта и импорта страны.

Темпы роста мировой экономики в значительной мере будут поддерживаться вкладом Китая, Индии и других развивающихся стран, которые по сравнению с 2001 годом заметно повысили иммунитет к проблемам экономики США.

Сокращение внутреннего спроса в странах с развитой экономикой приведет к сокращению экспорта из развивающихся стран и падению цен на сырьевые товары, что негативно отразится на их экспортерах, в том числе и на России.

В среднесрочной перспективе следует ожидать существенного изменения пропорций и характера текущего платежного баланса страны.

Наиболее серьезные изменения затронут торговлю товарами, где в результате значительного опережающего роста импорта в конце периода может произойти резкое сокращение профицита против уровня 2006-2007 гг. Коэффициент покрытия импорта экспортом снизится с 176,5% в 2007 г. до 108-111% в 2011 г. По оценкам, положительное сальдо в торговле товарами не сможет перекрыть дефицит по другим статьям счета текущих операций.

Индекс условий торговли, несмотря на сохранение в целом благоприятной мировой конъюнктуры, будет слабовыраженным неблагоприятным для России, т.е. экспортные цены будут расти несколько медленнее импортных (в отличие от периода 2000-2007 гг., когда экспортные цены прирастали значительно быстрее импортных). Такая ситуация обусловлена достижением высоких ценовых значений по многим экспортируемым Россией видам сырья и материалов в 2006-2007 гг. и неизбежной коррекцией рынка в сторону, по крайней мере, стабилизации цен при одновременном увеличении цен на импортируемое продовольствие и росте цен в результате ассортиментных сдвигов в импорте инвестиционных и потребительских товаров. Потребности радикальной модернизации морально и физически изношенных производственных фондов будут стимулировать закупки дорогостоящего комплектного оборудования, технологических линий и прогрессивных технологий, тогда как повышение реальных доходов населения приведет к увеличению импорта технически сложных потребительских изделий, продукции известных зарубежных брендов.

Главным фактором ухудшения сальдовых показателей в торговле товарами станет сохранение высоких темпов роста физических объемов импорта при затухании соответствующей экспортной динамики из-за достижения предельной загрузки экспортоориентированных мощностей, трудностей их наращивания и обусловленного экономическим подъемом увеличения поставок на внутренний рынок. Значительное расширение ввоза в натуральном выражении связано, прежде всего, с экономическим ростом в стране, вовлекающим в оборот дополнительные товарные ресурсы, причем в специфических условиях второй половины текущего десятилетия основной спрос предъявляется именно на импортную продукцию. Потребности технической реконструкции производства в отсутствие конкурентоспособных предложений со стороны российских компаний удовлетворяются, прежде всего, за счет приобретения зарубежного оборудования и технологий. По мере увеличения числа сборочных предприятий в РФ и расширения их деятельности (в первую очередь в автомобилестроении) будут расти закупки зарубежных частей и компонентов.

Быстрое расширение потребительского импорта стимулируется повышением реальных доходов населения и покупательной способности рублевых зарплат в отношении иностранной продукции; увеличением доли затрат на товары длительного пользования, которые традиционно преимущественно поступают по импорту, в структуре потребительских расходов домашних хозяйств; расширением деятельности в России зарубежных розничных и мелкооптовых торговых сетей, в сильной степени ориентированных на импорт (традиционные связи, крупные партии, регулярность поставок, высокое качество), и рядом других факторов. Современная инфраструктура импортной деятельности, опирающаяся на крупные общероссийские перераспределительные центры, гораздо более развита и эффективна, чем инфраструктура торговли отечественной продукцией. Кроме того, импортные операции в больших объемах и на значительно более выгодных, чем в России, условиях кредитуются зарубежными банками.

Географическая направленность внешней торговли существенно не изменится. Основными торговыми партнерами России по-прежнему будут страны ЕС (Германия, Италия), США, Япония, развивающиеся страны (Китай, Индия), а также страны СНГ (Белоруссия, Украина, Казахстан).

В структуре торгово-экономических связей России с зарубежными странами приоритетное значение сохранит сотрудничество с Европейским Союзом. ЕС – крупнейший торговый партнер России, на долю Евросоюза приходится 52% товарооборота России. Россия устойчиво занимает 3-е место среди торговых партнеров ЕС (после США и Китая).

С учетом структуры товарооборота в ближайшие годы можно рассчитывать на дальнейшее повышение объема торговли.

В 2009-2010 годах структура внешней торговли России со странами СНГ существенно не изменится.

Основную роль в экспорте в страны Содружества по-прежнему будут играть топливно-энергетические товары, продукция химической промышленности, металлы и изделия из них, а также машины, оборудования и транспортные средства. Увеличение стоимостных объемов поставок топливно-энергетических товаров в страны СНГ в основном произойдет за счет поэтапного повышения экспортных цен на природный газ и увеличения физических объемов поставок сырой нефти.

Объемы импорта России из стран СНГ в 2009–2010 годах традиционно будут обеспечивать машины и оборудование, металлы и изделия из них, продовольственные товары и сырье для их производства. Основными видами продукции машиностроения, импортируемыми из стран СНГ, будут реакторы ядерные, котлы, локомотивы железнодорожные, электромашины и оборудование, средства наземного транспорта, летательные аппараты, легковые автомобили.


ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

2.1. Внешнеторговая политика государства.

Внешнеторговая политика - это регулирование государством экспортных и импортных операций. ВЭП осуществляется через широкий круг мер, число которых постоянно возрастает[8] .

Внешнеторговая политика Российской Федерации находится в стадии формирования, постепенно оформляется соответствующая ей нормативная база. Формирование осуществляется в сложных условиях рыночной реформы перехода к открытой экономике, экономического кризиса и распада сложившихся экономических связей[9] .

Как известно, в течение многих десятилетий в нашей стране господствовала монополия внешнеэкономической деятельности, то есть исключительное право государства на осуществление всех видов внешнеэкономических связей. Государство осуществляло свою монополию через специально созданные органы. Внешняя торговля проводилась через Министерство внешней торговли (Министерство внешнеэкономических связей) и его отраслевые экспортно-импортные объединения; международные расчеты - через Внешэкономбанк СССР.

Постепенное реформирование внешнеэкономической деятельности начинается с 1986г. Были расширены права государственных внешнеторговых организаций, наряду с ними на внешний рынок были допущены отраслевые, республиканские и региональные организации. С конца 80-х годов начали получать право непосредственного выхода на внешний рынок производители экспортной продукции.

Решительный перелом в регулировании внешнеэкономической деятельности связан с Указом Президента России от 15 ноября 1991 г. «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР», в котором были учтены результаты четырехлетнего периода реформ во внешнеэкономической отрасли нашей страны[10] . В соответствии с этим указом право на осуществление внешнеэкономической деятельности получили все субъекты хозяйственной деятельности, независимо от форм собственности, без специальной регистрации.

Этот закон явился основой правовой базы регулирования и организации ВЭД в Российской Федерации вплоть до 2003 г, когда был принят новый Федеральный №164-ФЗ от 8 декабря 2003 года Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности[11] .

Принятие нового закона обусловлено интенсивным развитием внешнеторговых связей России, её интеграцией в мировую экономику и необходимостью в следствие этого формированием современных инструментов реализации государственной политики на основе общепризнанных норм и правил в МТ, прежде всего в ВТО. При разработке закона учитывались основные документы ВТО, определяющие современные правила развития международной торговли: Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТАПИС), Соглашение по техническим барьерам в торговле, Соглашение по предотгрузочной инспекции, Соглашение по процедурам импортного лицензирования и других документов, составляющих правовую базу деятельности ВТО [12] . Отличительные особенности нового закона – более точное разграничение положения, касающегося государственного регулирования внешнеторговой деятельности в области МТ товарами, услугами и интеллектуальной собственностью.

Система государственного регулирован ия внешнеэкономической деятель­ности предприятия включает:

• законодательно-правовую базу регулирования;

• институционно-организационную структуру регулирования;

• государственное программирование ВЭД;

• квотирование и лицензирование внешнеторговых сделок;

• сертификацию импортных товаров;

• регистрацию некоторых экспортных контрактов;

• обязательную экспортную оценку количества, качества и цены экс­портируемых товаров;

• таможенное регулирование;

• валютное и кредитно-денежное регулирование ВЭД[13] .

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности – деятельность государства, направленная на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами. Главная задача внешнеторговой политики – создание благоприятных внешнеторговых условий для расширенного воспроизводства внутри страны, решение важных задач по географической сбалансированности внешнеторговых операций с отдельными государствами и регионами в целях обеспечения экономической безопасности страны [14] .

В настоящее время данный закон является основным документом, определяющим как форму, так и содержание всей системы государственного регулирования внешнеэкономической сферы страны в условиях глобализации мирохозяйственных связей.

2.2. Основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Статья 4. Основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности

Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:

1) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;

3) единство таможенной территории Российской Федерации;

4) взаимность в отношении другого государства (группы государств);

5) обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;

6) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

7) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

8) обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

9) исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;

10) обеспечение обороны страны и безопасности государства;

11) обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;

12) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

13) единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации[15] .

Рассмотрим наиболее существенные из вышеперечисленных принципов.

2.2.1. Защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг.

Государство обеспечивает защиту прав и законных интересов юридических и физических лиц, участвующих во внешнеторговой деятельности. Это является одной из целей Федерального закона Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Комментируемый Закон предусматривает возможность применения различных инструментов государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Так, например, в соответствии со ст. 40 комментируемого Закона в случае, если иностранное государство предпринимает меры, которые нарушают экономические интересы российских лиц, в том числе меры, которые необоснованно закрывают российским лицам доступ на рынок иностранного государства или иным образом необоснованно дискриминируют российских лиц, Правительство РФ может вводить ответные меры - меры ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью.

Наряду с защитой участников внешнеторговой деятельности государственное регулирование внешнеторговой деятельности нацелено также на защиту прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг. Для этого в арсенале инструментов торговой политики содержатся, например, специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры, которые могут вводиться при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров (ст. 27 комментируемого Закона; Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 165-ФЗ О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров). На защиту прав и законных интересов российских потребителей товаров и услуг нацелены многие меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и услугами и вводимые исходя из национальных интересов (ст. ст. 32 и 35 комментируемого Закона).

2.2.2. Равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Данный принцип тесно связан с конституционным принципом юридического равенства (ст. 19 Конституции РФ), признания и защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ст. 8 Конституции РФ)[16] .

Следует заметить, что конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина не исключает наличия специальных прав, льгот и преимуществ для отдельных категорий лиц. В данном случае налицо сочетание принципов равенства и справедливости на основе учета в законодательстве естественных и социальных различий отдельных категорий лиц. Важно, чтобы соответствующие льготы были законодательно оформлены.

Одновременно с закреплением принципа равенства участников внешнеторговой деятельности законодатель устанавливает запрет их дискриминации. Государство не должно дискриминировать участников внешнеторговой деятельности, то есть предоставлять одним субъектам условия для внешнеторговой деятельности худшие, чем те, которые были предоставлены другим субъектам. Принцип недискриминации находит непосредственное отражение в ряде статей комментируемого Закона. Так, ст. 22 посвящена недискриминационному применению количественных ограничений; в ст. 23 предусматривается, что распределение квот основывается на равноправии участников внешнеторговой деятельности в отношении получения квоты и их недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке; ст. 26 предписывает организациям, которым предоставлено исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, совершать сделки по экспорту и (или) импорту отдельных видов товаров, основываясь на принципе недискриминации и руководствуясь только коммерческими соображениями.

Запрет дискриминации не является абсолютным: в случаях, предусмотренных федеральным законом, использование дискриминационных мер может быть признано правомерным (например, в качестве ответных мер и т.д.).

2.2.3. Единство таможенной территории Российской Федерации.

Понятием таможенная территория обозначают территорию, на которой в полном объеме действует таможенное законодательство данной страны.

В соответствии со статьей 5 Закона РФ О таможенном тарифе таможенная территория Российской Федерации - территория, над которой Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.

Таможенный кодекс РФ 2003 г. (ст. 2) определяет таможенную территорию Российской Федерации следующим образом:

- территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации (п. 1);

- таможенная территория Российской Федерации также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2);

- на территории Российской Федерации могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории Российской Федерации (п. 3).

Для определения пространственных пределов таможенной территории используют понятие таможенная граница. Под таможенной границей понимается линия, ограничивающая таможенную территорию: Таможенная граница - граница таможенной территории Российской Федерации (п. 2 ст. 5 Закона РФ О таможенном тарифе)[17] . Таможенная граница очерчивает пространственные пределы действия таможенного законодательства данного государства и разделяет таможенные территории сопредельных стран. Иными словами, таможенная граница устанавливает область действия таможенного суверенитета государства[18] .

Таможенное дело осуществляется таможенными органами РФ, которые являются правоохранительными органами.

Система таможенных органов включает:

1) государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК РФ);

2) региональные таможенные управления;

3) таможни;

4) таможенные посты. В январе 1998 года были созданы специализированные таможенные посты для драгоценных металлов и драгоценных камней.

Таможенные органы выполняют следующие функции:

- участвуют в разработке таможенной политики и ее реализации;

- обеспечивают соблюдение законодательства в области таможенного дела и принимают меры по защите прав и интересов участников внешнеэкономической деятельности при осуществлении таможенного дела;

- ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ;

- осуществляют таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;

- ведут Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;

- осуществляют контроль за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов РФ материалов;

- обеспечивают выполнение международных обязательств в РФ в части касающихся таможенного дела;

- другие функции.

Единый таможенный режим действует по отношению ко всем ввозным и вывозным товарам, применяются единые таможенные правила[19] . Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов РФ путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей; таможенного досмотра; учета товаров и транспортных средств; устного опроса граждан; проверки системы учета и отчетности; осмотра территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон и магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы РФ; в других формах, предусмотренных Таможенным кодексом и иными законодательными актами.

Принцип единства таможенной территории нацелен на предотвращение появления внешнеторгового и таможенного партикуляризма. Он исключает возможность появления внутренних таможенных границ.

Принцип единства таможенной территории производен от правовых норм, содержащихся в статьях 8 и 74 Конституции РФ, где закрепляется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности; содержится запрет на установление внутренних таможенных границ, а также в статье 71, в которой установление правовых основ единого рынка и таможенное регулирование отнесены к ведению Российской Федерации.

Принципу единства таможенной территории не противоречат нормы таможенного законодательства, допускающие исключение отдельных территорий из состава таможенной территории Российской Федерации: На территории Российской Федерации могут находиться свободные таможенные зоны и свободные склады. Территории свободных таможенных зон и свободных складов рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, определяемых настоящим Кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации по таможенному делу (ч 3 ст. 3 Таможенного кодекса РФ 1993 г.). Не противоречит этому принципу и создание на отдельных территориях Российской Федерации так называемых особых экономических зон с установлением для этих территорий особых моделей таможенного регулирования.

2.2.4. Обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности должно быть нацелено на обеспечение принципа добросовестного выполнения обязательств по международному праву. Данный принцип международного права представляет собой основополагающую норму, юридически обязывающую субъектов добросовестно осуществлять свои права и обязанности, вытекающие из принципов и норм международного права.

Принцип добросовестного выполнения обязательств - один из старейших принципов международного права. Он необходим для существования международного права в любую эпоху, поскольку отказ от него означал бы лишение международного права его юридически обязательной силы.

Этот принцип нашел свое закрепление во многих важнейших международно-правовых актах. Так, например, в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. он был сформулирован следующим образом: Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться (ст. 26).

Международное право при характеристике данного принципа исходит из того, что при осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и административные правила, государства должны обеспечить, чтобы их законы, административные правила, практика и политика сообразовывались с их обязательствами по международному праву.

В комментируемом Законе неоднократно упоминается о необходимости выполнения Российской Федерацией международных обязательств в связи с применением того или иного инструмента государственного регулирования внешнеторговой деятельности: например, в ст. 24 предусматривается установление лицензирования для выполнения Российской Федерацией международных обязательств, в ст. ст. 32, 35 и 36 в этих целях допускается введение мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, услугами и интеллектуальной собственностью.

2.2.5. Гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Гласность означает обязательную открытость (прозрачность) для общества и средств массовой информации процедур разработки, принятия и применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, обязательное опубликование в открытой печати принятых по данному вопросу решений государственных органов. Принцип гласности позволяет обеспечить реализацию других принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности - равенства и недискриминации участников внешнеторговой деятельности, обеспечения права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности, и др.

Принцип гласности неоднократно упоминается в комментируемом Законе: так, например, ст. 15 посвящена вопросам гласности в разработке мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности; в ст. 28 предусматривается, что предотгрузочная инспекция должна проводиться при соблюдении принципа гласности и открытости.

Гласность не должна нарушать установленного в отдельных случаях режима конфиденциальности информации. Органы государственной власти Российской Федерации и должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, осуществляющие деятельность, связанную с государственным регулированием внешнеторговой деятельности, должны обеспечивать конфиденциальность информации, составляющей государственную, коммерческую и другую охраняемую законом тайну, и использовать ее только в целях, для которых такая информация предоставлена (ст. 17).

2.2.6. Обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности должно быть нацелено на обеспечение:

- обороны, под которой понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории (ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ Об обороне);

- безопасности, которая определяется законодателем как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (ст. 1 Закона РФ от 5 марта 1992 года N 2446-1 О безопасности).

С принципом обеспечения обороны и безопасности непосредственно связаны, например, такие институты внешнеторгового законодательства, как военно-техническое сотрудничество, экспортный контроль. В этих целях могут устанавливаться специальные меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами, услугами и интеллектуальной собственностью (ст. ст. 32, 35 и 36 комментируемого Закона).

2.2.7. Единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Такое единство обусловлено рядом факторов, среди которых прежде всего следует упомянуть:

- единство цели внешнеторгового регулирования: обеспечение благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, защита экономических и политических интересов Российской Федерации;

- единство торговой политики Российской Федерации;

- отнесение к ведению Российской Федерации следующих сфер деятельности: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки, и т.д. (ст. 71 Конституции РФ);

- единство таможенной территории Российской Федерации.

Комментируемый принцип предполагает установление единой системы контроля за механизмом государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

2.2.8. Единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

Данный принцип тесно связан с предыдущим принципом - единства самой системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

В соответствии со ст. 12 комментируемого Закона государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством следующих методов:

1) таможенно-тарифного регулирования;

2) нетарифного регулирования;

3) запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

4) мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных Федеральным законом Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

При этом законодатель запрещает применение иных, не предусмотренных в ст. 12 методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности обеспечивается единством соответствующей нормативно-правовой базы: применение упомянутых методов осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, комментируемым Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, составляющими нормативную основу государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Принцип единства применения методов означает также, что эти методы применяются единообразно на всей территории Российской Федерации.


Заключение

Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, «экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы». Международная торговля — старейшая форма международных экономических отношений. Она существовала еще задолго до формирования мирового хозяйства и являлась его непосредственной предшественницей. Именно развитие международной торговли создало экономические условия для развития машинного производства, которое зачастую могло расти лишь на базе импортного сырья и массового заморского спроса[20] . Международная торговля занимает ведущее место в системе всемирных экономических отношений. Международной торговый обмен является одновременно и предпосылкой, и следствием международного разделением труда, выступает важным фактором формирования и функционирования мирового хозяйства. В своей исторической эволюции он прошёл путь от единичных внешнеторговых сделок до долгосрочного крупномасштабного торгово-экономического сотрудничества. В условиях НТР международный торговый обмен приобретает все большее значение.

Регулирование внешнеторговой деятельности нацелено на поддержание экономической безопасности Российской Федерации, то есть на обеспечение такого состояния российской экономики, которое гарантировало бы достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость экономических интересов поотношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям (ст. 2 комментируемого Закона). В ст. 4 комментируемого Закона закреплены принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Принципы представляют собой исходные начала в механизме государственного регулирования. Онигарантируют непрерывность и последовательность нормотворческого процесса, обеспечивают взаимосвязь внешнеторгового законодательства и внешнеторговой политики. Особую роль принципы играют в формировании судебной и административной практики. Они также содействуют отмене устаревших и принятию новых юридических норм, толкованию правовых актов и устранению пробелов в законодательстве и т.д. Среди принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности выделяют общие (уважения прав и основных свобод человека, законности,федерализма, юридического равенства и судебной защиты субъективных прав и др.) и специальные, которые и закреплены в Законе.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации.- М.: АСТ, Астрель, 2005.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 08.12.2003 № 164-ФЗ Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.12.2003, № 50, ст. 4850.

3. Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ), № 20 (9266), 19 февраля 2008 г, с 2.

4. Журнал Международная экономика № 4, - 2008г.

5. Данные Федеральной службы государственной статистики/ официальный сайт в интернете.

6. Данные Центрального банка Российской Федерации/ официальный сайт в интернете.

7. Государственное регулирование внешней торговли России, Джабиев А. П. – М.: Международные отношения, 2006 – 280с.

8. Международные экономические отношения: Учебник / Под ред. Б. М. Смитиенко. – М.:ИНФРА-М, 2005. –– (Высшее образование), с 150.

9. Россия: интеграция в мировую экономику: Учебник / Под ред. Р. И. Зименкова. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 432 с.

10. Артемов Н. М. Финансово-правовое регулирование внешнеторговой деятельности. – М.: Методический центр учебной и практической литературы, с 210.

11. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности, Мокров Г., - М ЮРКНИГА, 2006ю – 320с.

12. Внешнеэкономическая деятельность предприятия; под ред. Л.Е. Стровского.- 4-е изд., - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – с. 73.

13. Ломакин В. К. Мировая экономика: учебник для студентов вузов / 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 671 с.

14. Экономический словарь / Е. Г. Багудина; отв. ред. А. И. Архипов. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 624с.


[1] Международные экономические отношения: Учебник / Под ред. Б. М. Смитиенко. – М.:ИНФРА-М, 2005. –– (Высшее образование), с 150.

[2] Россия: интеграция в мировую экономику: Учебник / Под ред. Р. И. Зименкова. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 432 с.

[3] Данные Федеральной службы государственной статистики/ официальный сайт в интернете.

[4] Международные экономические отношения: Учебник / Под ред. Б. М. Смитиенко. – М.:ИНФРА-М, 2005. – (Высшее образование), с 152.

[5] Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ), № 20 (9266), 19 февраля 2008 г, с 2.

[6] Данные Центрального банка Российской Федерации/ официальный сайт в интернете.

[7] Данные Федеральной службы государственной статистики/официальный сайт в интернете.

[8] Артемов Н. М. Финансово-правовое регулирование внешнеторговой деятельности. – М.: Методический центр учебной и практической литературы, с 210.

[9] Государственное регулирование внешнеторговой деятельности, Мокров Г., - М ЮРКНИГА, 2006ю – 320с.

[10] Внешнеэкономическая деятельность предприятия; под ред. Л.Е. Стровского.- 4-е изд., - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 799с.

[11] Федеральный закон Российской Федерации от 08.12.2003 № 164-ФЗ Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.12.2003, № 50, ст. 4850.

[12] Государственное регулирование внешней торговли России, Джабиев А. П. – М.: Международные отношения, 2006 – 280с.

[13] журнал Международная экономика № 4, - 2008г.

[14] Государственное регулирование внешней торговли России, Джабиев А. П. – М.: Международные отношения, 2006 – 280с.

[15] Внешнеэкономическая деятельность предприятия; под ред. Л.Е. Стровского.- 4-е изд., - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – с. 73.

[16] Конституция Российской Федерации.- М.: АСТ, Астрель, 2005.

[17] Экономический словарь / Е. Г. Багудина; отв. ред. А. И. Архипов. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 624с.

[18] Ломакин В. К. Мировая экономика: учебник для студентов вузов / 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 671 с.

[19] Государственное регулирование внешней торговли России, Джабиев А. П. – М.: Международные отношения, 2006 – 280с.

[20] Экономический словарь / Е. Г. Багудина; отв. ред. А. И. Архипов. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 624с.

Скачать архив с текстом документа