Основы стандартизации

СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ: Сертификация продовольственных товаров Объекты метрологии Практическое задание Список литературы 1. Сертификация продовольственных товаров

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Сертификация продовольственных товаров

2. Объекты метрологии

3. Практическое задание

Список литературы

1. Сертификация продовольственных товаров

Сертификация продукции (далее — сертификация) — процедура подтверждения соответствия, посредством ко­торой независимая от изготовителя (продавца, исполните­ля) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует уста­новленным требованиям.

Сертификация осуществляется в целях:

создания условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Россий­ской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле (в ред. Федерального закона от 31.07.98 № 154-ФЗ);

содействия потребителям в компетентном выборе про­дукции;

зашиты потребителя от недобросовестности изгото­вителя (продавца, исполнителя);

контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

подтверждения показателей качества продукции, за­явленных изготовителем.

Сертификация в России осуществляется на следующих принципах:

• обеспечение достоверности информации об объекте сертификации;

• объективность и независимость от изготовителя и потребителя;

• профессиональность испытаний;

• исключение дискриминации по отношению к иностранным заявителям;

• право заявителя выбирать орган по сертификации и испытательную лабора­торию; ответственность участников сертификации;

• открытость информации о результатах сертификации или о прекращении срока (отмене) сертификата (знака) соответствия;

• многообразие методов испытаний с учетом особенностей объекта сертификации, его производства и потребления;

• использование в деятельности по сертификации рекомендаций и правил ИСО/МЭК, региональных организаций, положений международных стан­дартов и других международных документов;

• признание аккредитации зарубежных органов по сертификации и испыта­тельных лабораторий, сертификатов и знаков соответствия в РФ на основе многосторонних и двусторонних соглашений, в которых участвует Россия,

• соблюдение конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну;

• привлечение в необходимых случаях к работам по сертификации обществ потребителей.

На выполнение указанных выше целей и соблюдение принципов направле­ны правила и порядок сертификации, утвержденные Госстандартом РФ.

Порядок проведения сертификации в России установлен Постановлением Гос­стандарта РФ в 1998 г.[1] по отношению к обязательной сертификации (в том чис­ле и импортируемой продукции), но может применяться и при добровольной сер­тификации. Для систем сертификации однородной продукции с учетом ее особен­ностей допускается разработка соответствующего порядка.

Порядок разъясняет, какие характеристики продукции проверяются, по ка­ким критериям выбираются схемы сертификации, каким требованиям должны отвечать нормативные документы на сертифицируемую продукцию, в какой по­следовательности осуществляются соответствующие процедуры сертификациия в чем их сущность, Общие принципы порядка сертификации соответствуют Руководствам ИСО/МЭК по данному вопросу.

Организуют сертификацию Госстандарт РФ и федеральные органы, на которые возложена ответственность за обязательную сертификацию. Непосредственную работу по сертификации ведут аккредитован­ные органы по сертификации и испытательные лаборатории. В России действует около 680 органов по сертификации и около 1830 лабораторий[2] .

Характеристики[3] товара, которые проверяются при сертификации, выбира­ются с учетом следующих основных критериев:

• они должны позволить идентифицировать продукцию (проверять принад­лежность к группе классификатора, ее происхождение, принадлежность к определенной производственной партии и т.п.). Немаловажно при этом ус­тановить соответствие продукции приложенной технической документации;

• отбираемые характеристики должны полно и достоверно подтвердить нормы безопасности, экологичности, установленные в нормативных документах на эту продукцию;

• могут потребоваться и такие характеристики, которые отражают другие тре­бования, подлежащие обязательной сертификации в соответствии с законо­дательными актами. Совокупность других проверяемых показателей опреде­ляется исходя из целей сертификации конкретной продукции. При выборе схемы сертификации учитываются особенности про­изводства, испытаний, поставки и применения конкретной продукции, требуемый уровень доказательности, необходимые затраты заявителя. Определяется схема обязательной сертификации Госстандартом РФ и другими государственными ор­ганами, на которые возложено руководство сертификацией.

Схему добровольной сертификации выбирает заявитель и предлагает ее органу по сертификации.

Порядок проведения сертификации устанавливает последовательность действий, составляющих совокупную процедуру сертификации.

а) Подача заявки на сертификацию. Заявитель направляет заявку в соот­ветствующий орган по сертификации, а при его отсутствии — в Госстандарт РФ или другой государственный орган управления. Орган по сертификации рассмат­ривает заявку в установленный порядком сертификации однородной продукции срок (в среднем один месяц) и сообщает заявителю решение, которое в числе различных сведений, необходимых заявителю, указывает, какие органы и испы­тательные лаборатории может выбрать заявитель.

б) Отбор, идентификация образцов и их испытания. Образцы для испыта­ний отбирает, как правило, испытательная лаборатория или другая организация по ее поручению. В отдельных случаях этим занимается орган по сертификации. Образцы, прошедшие испытания, хранятся в течение срока, предусмотренного правилами системы сертификации конкретной продукции. Протоколы испытаний представляются заявителю и в орган по сертификации, их хранение соответствует сроку действия сертификата.

в) оценка производства. В зависимости от выбранной схемы сертификации проводится анализ состояния производства, сертификация производства либо сертификация системы управления качеством. Метод оценки производства ука­зывается в сертификате соответствия продукции.

г) Выдача сертификата соответствия. Протоколы испытаний, результаты оценки производства, другие документы о соответствии продукции, поступившие в орган по сертификации, подвергаются анализу для окончательного заключения о соответствии продукции заданным требованиям.

По результатам оценки составляется заключение эксперта. Это главный до­кумент, на основании которого орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата соответствия. При положительном решении оформляется сертификат (см. Приложение) в котором указаны основания для его выдачи и регистрационный номер, без кото­рого сертификат недействителен.

Если заключение эксперта отрицательное, орган по сертификации выдает заявителю решение об отказе с указанием причин.

Сертификат на такие виды продукции, на которые распространяются особые требования в области безопасности (например, санитарные, ветеринарные и т.п.), выдается только при наличии гигиенического, ветеринарного, фитосанитарного и других специальных сертификатов, доказывающих их безвредность и другие спе­цифические качества. Средства измерений до получения сертификата соответствия должны пройти государственный метрологический контроль и поверку. Эти по­ложения относятся как к отечественной, так и импортируемой продукции.

Срок действия сертификата соответствия устанавливает орган по сертифика­ции, но не более трех лет. Как правило, трехлетний срок действия имеют серти­фикаты, если применялась 5 или 6 схема сертификации[4] .

Информация о том, что продукт сертифицирован, содержится в технической (техпаспорт, этикетка и пр.) и в товаросопроводительной документации.

д) Применение знака соответствия. Изготовитель получает право марки­ровки сертифицированной продукции знаком соответствия, получив лицензию от органа по сертификации. Обычно в каждой системе принят свой знак.

е) Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией проводится, если это предусмотрено схемой сертификации, в течение всего срока действия сертификата и лицензии на применение знака соответствия (не реже одного раза в год). Форма контроля — периодические и внеплановые проверки с испытанием образцов для доказательства того, что производимая продукция продолжает соот­ветствовать требованиям, подтвержденным сертификацией.

Степень сложности и строгости инспекционного контроля зависит от уровня потенциальной опасности продукции, стабильности производства, объема выпуска, наличия системы обеспечения качества и других факторов.

Внеплановые проверки назначаются органом по сертификации в случаях посту­пления информации о претензиях к качеству продукции от потребителей, торговых организаций и контролирующих органов.

Результаты инспекционного контроля оформляются актом, который хранится в органе по сертификации. Этот орган имеет право по результатам контроля при­остановить или отменить действие сертификата и лицензии на применение знака соответствия. Приостановление действия сертификата и знака возможно в таких ситуациях, когда изготовитель продукции, по согласованию с органом по сертификации, может принять корректирующие меры и снова представить образец продукции на подтверждение его соответствия, если это возможно без повторных испытаний. В противном случае действие сертификата и лицензии отменяется.

ж) Корректирующие мероприятия назначаются в случаях нарушения соответствия продукции установленным требованиям и правил применения знака соответствия.

Мероприятия назначает орган по сертификации, который приостанавливает действие сертификата и лицензии на, использование знака соответствия, о чем информируются заинтересованные участники сертификации. Далее орган устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий и контролирует их проведение изготовителем. Изготовитель в такой ситуации обязан уведомить потребителей и все заинтересованные организации об опасности пользования продукции. Если корректирующие мероприятия привели к положительным результатам, орган по сертификации обязует изготовителя применять другую маркировку изделия, о чем информируются участники сертификации. При невыполнении или неэффективности корректирующих мер сертификат и лицензия на знак соответствия аннулируются.

Обязательная сертификация в России, как и в зарубежных странах, распростра­няется прежде всего на потребительские товары и подтверждает их безопасность и экологичность. Как уже отмечалось выше, продукция, подлежащая обязатель­ной сертификации, включается в официальный перечень, который является важ­ным документом для всех заинтересованных в сертификации:

• потребители рассматривают перечень как источник информации о гарантии своих прав на приобретение безопасных товаров, на выбор их среди аналогов, находящихся в продаже;

• торговые организации;

• получают возможность обоснованного выбора при размещении заказов;

• изготовители, ориентируясь на перечень, могут своевременно подготовиться к проведению сертификации на своем предприятии;

• таможенные органы получают сведения об объектах обязательного контроля при ввозе товаров на территорию РФ;

• сертификационные органы вместе с номенклатурой товаров получают воз­можность своевременного обеспечения своего фонда нормативных документов необходимыми стандартами;

• контролирующие органы могут подготовиться к инспекционному контролю сертифицированной продукции, составить планы и графики работ;

• технические комитеты по стандартизации благодаря этой инфор­мации определяют объекты для стандартизации методов испытаний и уста­новления обязательных для сертификации требований на конкретные виды продукции.

На основании Закона О защите прав потребителей Госстандарт РФ как национальный орган по сертификации потребительских товаров установил номенклатуру товаров, которые подлежат обязательной сертификации, и включил в нее более 70 видов продукции и некоторые виды услуг. Среди них: сельскохозяйственная и пищевая продукция; товары бытовой химии; изделия текстильной и легкой промышленности; электробытовые приборы и радиоэлектронная аппаратура; медицинская техника и приборы; автотранспортные средства; спортивное и охот­ничье оружие; бытовые нагревательные устройства; бытовая техника.

В качестве критериев для включения товара в этот перечень были выбраны: потенциальная опасность для пользователя; наличие требований безопасности в нормативном документе на товар; массовость потребления; степень угрозы жизни и здоровью человека и др. Перечень ежегодно обновляется и дополняется по мере принятия новых законодательных актов в области охраны здоровья и защиты инте­ресов потребителей. Изменения в перечень могут быть внесены и другими органами государственного управления, уполномоченными создавать системы сертификации. На основании их предложений Госстандарт как координирующий обязательную сертификацию и проводящий государственную политику в этой области составляет сводный перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации.

Перечень распространяется и на импортируемую продукцию, о чем проинфор­мированы по соответствующим каналам официальные органы зарубежных стран.

Товароведная классификация продовольственных товаров::

1) Хлебобулочные

2) Плодоовощные

3) Кондитерские

4) Вино-водочные

5) Молочно-масляные

6) Мясные

7) Рыбные

8) Яичные

9) Пищевые жиры

10) Табачные изделия

Все товары также делятся на:

1) Бакалейные (сыпучие, которые расфасовываются и их необходимо взвешивать в сыпучем состоянии) – мука, крупы, кофе, чай, пряности, сухофрукты, овощи

2) Гастрономические

· мясо, рыба сыр

· кулинария, копчености

· жидкие товары

Данные группы товаров различаются условиями хранения и видом отпуска продукции.

Потребительские свойства представляют собой совокупность физических, химических, биохимических и других природных свойств, а также свойств, которые человек придает товарам в процессе производства и хранения.

Таким образом, совокупность потребительских свойств продовольственного товара, как объекта коммерческой деятельности, имеет смысл прежде всего как способность удовлетворить нужды потребителя и повлиять на его решение о покупке того или иного товара.

К основным потребительским свойствам продовольственных товаров относятся:

· пищевая ценность – свойство, которое характеризует всю полноту ценных свойств продукта:

- доброкачественность,

- содержание питательных веществ биологически активных веществ (мясо, яйцо, молоко)

- калорийность

· биологическая ценность – определяется содержанием в продукте биологически ценных веществ:

- витамины

- микро- и макроэлементы

- полинасыщенные аминокислоты, которые способствуют росту, жизнедеятельности человека

· физиологическая ценность – определяется способностью продукта оказывать влияние на различные физиологические системы организма

· энергетическая ценность – свойство товара, которое определяется содержанием в них веществ для расщепления и получения необходимой Е для жизнедеятельности:

- белки

- жиры

- углеводы

· усвояемость – способность товара расщепляться и усваиваться организмом в той или иной степени

- зависит от вида, вкуса, аромата, консистенции, количества питательных веществ изделия, состояния организма, привычек, вкусов и условий питания

- лучше всего усваиваются углеводы, жиры и белки.

В частности, рассмотрим перечень показателей, подвергающихся анализу в процессе сертификации алкогольных напитков:

- энергетическая ценность. В частности, средние показатели пищевой

энергетической ценности водки в соответствии с ГОСТ Р 51355 – 99 «Водки и водки особые. Технические условия» приведены в табл.1.1.


Таблица 1.1.

Пищевая энергетическая ценность водки

Содержание, г. Алкоголь Содержание, мг. Энергетическая ценность, ккал
Вода Белки Углеводы Зола Орган.вещ мас.% об.% Минеральные вещества витамины
Na K Ca Mg P Fe B1 B2 PP C
Водка 66,2 0 0,1 сл. 0,3 33,3 40 10 сл. 0,3 сл. 0 сл. 0 0 0 0 235

- биологическая ценность. В алкогольных напитках аминокислоты и

жирные кислоты, как правило, отсутствуют или концентрация их незначительна. Поэтому принято считать, что группа алкогольных напитков не обладает биологической ценностью.

- физиологическая ценность;

- органолептические достоинства. На предприятии действует

еженедельная дегустационная комиссия, утверждающая рецептуру и производящая отбор образцов продукции для конкурсных и выставочных мероприятий. Экспертное заключение делается на основе баллового метода оценки. Сочетание достаточно высоких физиологических и органолептических свойств – основное достоинство алкогольных напитков, доминирующий признак их пищевой ценности.

- усвояемость;

- продуктовая безопасность. Безопасность водки регламентируется

главным образом МБТ №5061 – 89 МЗ СССР, МБТ №1394 – 96 МЗ РФ.

В табл.1.2. приведен перечень основных нормативно – технических документов, используемых в процессе контроля качества алкогольной продукции.

Таблица 1.2.

Перечень нормативно – технических документов, устанавливающих требования к качеству алкогольных напитков

ГОСТ Р 51355 – 99 «Водки и водки особые. Технические условия»
ГОСТ 12712 – 80 «Водки и водки особые. Технические условия»
ГОСТ Р 7190 – 93 «Изделия ликеро – водочные. ОТУ»
ГОСТ Р 51074 – 97 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. ОТ»
Сан ПиН 2.3.2. 560 – 96
МБТ №5061 – 89 МЗ СССР
МБТ №1394 – 96 МЗ РФ

2. Объекты метрологии

Метрология – это деятельность, обеспечивающая измерение физических величин, технических параметров, состава и свойств веществ.

Метрология – наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.

Теоретическая метрология занимается вопросами фундаментальных исследований, созданием системы единиц измерений, физически постоянных величин, разработкой новых технологий измерений.

Прикладная метрология занимается вопросами практического применения в различных отраслях результатов теоретических исследований в рамках метрологии.

Объектом метрологии выступает физическая величина – особенность, свойство, общее в качественном отношении множеству физическим объектам, но в количественном отношении индивидуальное для каждого объекта.

Объектом коммерческой деятельности выступает товар. Физическая величина есть качественная характеристика товара в количественном выражении.

Размер – количественное содержание конкретной величины в принятой единице. Размеры основных единиц какой – либо системы единиц устанавливаются при их выборе и определяют размеры всех производных единиц данной системы.

Размерность – выражение, показывающее связь данной величины с физическими величинами, положенными в основу системы единиц. Размерность записывается в виде произведения символов соответствующих основных величин, возведенных в определенную степень, которые называются показателями.


3. Практическое задание

Объектом анализа выступают:

1. Консервы мясные «Поросенок в желе»;

2. Консервы мясные «Завтрак туриста» (свинина);

3. Консервы мясные «Мясо в белом соусе» (свинина).

Проанализируем перечень требований к качеству данных продуктов, регламентируемый государственными стандартами.

1. Требования к качеству консерв мясных «Поросенок в желе» устанавливаются стандартом ГОСТ 9935 – 76 «Консервы мясные. Поросенок в желе. Технические условия».

Консервы мясные «Поросенок в желе» - это консервы, приготовленные из мяса с косточками поросят с добавлением бульона, фасованные в банки, герметически укупоренные и стерилизованные.

Сырье и материалы

Мясо поросят по ГОСТ 7724 – 61 второй категории
Соль поваренная пищевая по ГОСТ 13830 – 68, не менее 1 сорта
Перец черный молотый
Пергамент по ГОСТ 1341 – 74 марки А

Органолептические и физико – химические показатели

Показатель Характеристики и нормы
Внешний вид и цвет Куски мяса с костями светло – серого цвета со шкуркой. Желе прозрачного светло – желтого цвета
Запах и вкус Свойственные вареному мясу поросят, без посторонних запаха и привкуса
Консистенция Мясо сочное, не разваренное, косточки размягченные
Содержание мяса и косточек к массе – нетто, %, не менее 65
Содержание поваренной соли к массе – нетто, % 1,0 – 1,6
Содержание солей олова на 1 кг. продукта, мг., не более 200
Содержание солей свинца Не допускается
Содержание посторонних примесей Не допускается

2. Требования к качеству консерв мясных «Завтрак туриста» (свинина) устанавливаются стандартом ГОСТ 9936 – 76 «Консервы мясные «Завтрак туриста. Технические условия».

Консервы мясные «Завтрак туриста» (свинина) - это консервы, приготовленные из выдержанного в посоле с пряностями свиного мяса, фасованные в банки, герметически укупоренные и стерилизованные.

Сырье и материалы

Свинина по ГОСТ 7724 – 77 второй категории, без шкуры полутуши, массой 34 – 76кг, обрезная и четвертой категории без шкуры
Шкура свиная
Сахар – песок по ГОСТ 21 – 78
Соль поваренная пищевая по ГОСТ 13830 – 84, выварочная или каменная, самосадочная, садочная помолов №№1, 0, не менее 1 сорта
Натрий азотнокислый по ГОСТ 4197 – 74
Перец черный молотый
Перец красный
Пергамент по ГОСТ 1341 – 84 марки А

Органолептические и физико – химические показатели

Показатель Характеристики и нормы
Внешний вид и консистенция Куски мяса и жира хорошо связанные, в охлажденном состоянии при аккуратном извлечении из банки не распадаются. Допускается не большое количество свободно выделившегося жира.
Запах и вкус Свойственные вареной свинине ветчинного посола с пряностями, без посторонних запаха и привкуса
Цвет Мясная ткань от розового до красного цвета различной интенсивности окраски, свиной жир белого цвета с розоватым оттенком. Желе желтоватого цвета
Массовая доля соли, % 1 – 2
Массовая доля натрия, %, не менее 0,003
Массовая доля олова, %, не менее 0,01
Содержание солей свинца Не допускается
Содержание посторонних примесей Не допускается

3. Требования к качеству консерв мясных «Мясо в белом соусе» (свинина) устанавливаются стандартом ГОСТ 9937 – 79 «Консервы мясные «Завтрак туриста. Технические условия».

Консервы мясные «Мясо в белом соусе» (свинина) - это консервы, приготовленные из мяса, панированного мукой, с добавлением жареного лука, специй и соли, фасованные в банки, герметически укупоренные и стерилизованные.

Сырье и материалы

Свинина по ГОСТ 7724 – 77 второй категории, без шкуры полутуши, массой 34 – 76кг, обрезная и четвертой категории без шкуры
Жир – сырец или топленый пищевой свиной жир не менее 1 сорта, или масло подсолнечное (по ГОСТ 1129 - 73) рафинированное дезодорированное, или масло хлопковое (по ГОСТ 1128 - 75) дезодорированное
Сахар – песок по ГОСТ 21 – 57
Соль поваренная пищевая по ГОСТ 13830 – 68, выварочная или каменная, самосадочная, садочная помолов №№1, 0, не менее 1 сорта
Мука пшеничная не менее 1 сорта
Перец черный молотый
Лук репчатый свежий по ГОСТ 1723 - 67

Органолептические и физико-химические показатели

Показатель Характеристики и нормы
Внешний вид и консистенция Куски мяса без костей, хрящей и сухожилий, мягкие, не переваренные без комков. Соус однородный от серо – белого до кремового цвета
Запах и вкус Свойственные вареному мясу в соусе, без посторонних запаха и привкуса
Массовая доля мяса к массе - нетто, %, не менее 70
Массовая доля соли, % 1 – 1,8
Массовая доля соуса, %, не менее 30
Содержание соли олова на 1 кг, мг, не менее 200
Содержание солей свинца Не допускается
Содержание посторонних примесей Не допускается

В результате сравнительного анализа были выявлено, что у данных продуктов имеет место единообразие по следующим показателям:

1. сырье и материалы:

1.1. мясо свинины по ГОСТ 7724 – 77 второй категории и четвертой категории без шкуры, за исключением консерв мясных «Поросенок в желе»;

1.2. соль поваренная пищевая по ГОСТ 13830 – 68, выварочная или каменная, самосадочная, садочная помолов №№1, 0, не менее 1 сорта;

1.3. перец черный молотый.

2. органолептические и физико-химические показатели:

2.1. запах и вкус: не допускаются посторонние запах и привкус;

2.2. массовая доля соли: от 1 до 25 массы – нетто;

2.3. содержание свинца и посторонних примесей не допускается.

По остальным показателям качества имеют место различия, обусловленные рецептурой, назначением продуктов.

Но, кроме того, необходимо отметить, что по ряду показателей имеют место расхождения лишь в зависимости от даты последнего изменения того или иного нормативно – технического документа (государственного стандарта в данном случае). Так, например, при изготовлении консерв «Поросенок в желе» применяется мясо в соответствии с ГОСТ 7724 – 61. В то время как техническими условиями производства консерв «Завтрак туриста» и «Мясо в белом соусе» предусмотрено применение свинины по ГОСТ 7724 – 77. Таким образом, в данном аспекте имеет место необходимость проведения процедуры унификации посредством внесения изменения в ГОСТ 9935 – 76 «Консервы мясные. Поросенок в желе. Технические условия» и замены ГОСТ 7724 – 61 на ГОСТ 7724 – 77.

Аналогичное различие наблюдается в отношении сахара – песка: согласно ГОСТ 9936 – 76 «Консервы мясные «Завтрак туриста. Технические условия»применяется сахар – песок по ГОСТ 21 – 78, а при производстве консерв «Мясо в белом соусе» добавляется сахар – песок по ГОСТ 21 – 57.

Иные различия могут быть приведены к единообразию лишь при консультации со специалистами в области технологии пищевого производства.

Структура всех рассмотренных стандартов идентична:

1. Технические требования

1.1. Характеристики

1.2. Требования к сырью

1.3. Упаковка

1.4. Маркировка

2. Приемка

3. Методы анализа

4. Транспортирование и хранение

Список литературы

1. ГОСТ 9935 – 76 «Консервы мясные. Поросенок в желе. Технические условия»;

2. ГОСТ 9936 – 76 «Консервы мясные «Завтрак туриста. Технические условия»;

3. ГОСТ 9937 – 79 «Консервы мясные «Завтрак туриста. Технические условия»;

4. Крылова Г. Д. Основы стандартизации, сертификации и метрологии: Учебное пособие для ВУЗов – 2 – е издание переработанное и дополненное. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000;

5. Сергеев А.Г., Крохин В.В. Метрология: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Логос, 2000;

6. Стандартизация и управление качеством продукции: Учебник для вузов/ В.А. Швандар и др. - М.; ЮНИТИ-ДАНА, 1999;

7. Полный сборник кодексов Российской Федерации. С изменениями и дополнениями на 1 мая 1999 года. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999;

8. Полный сборник законов Российской Федерации. С изменениями и дополнениями на 1 августа 1999 года. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999;

9. Положение о системе сертификации ГОСТ Р // Новое в бухучете и отчетности, 1998 №12;

10. Потребитель в законе. - М.; ФИЛИН, 1995;

11.Федько В.П. Маркировка и сертификация товаров и услуг. - Ростов - на- Дону,1998;

12. Федько В.П. Упаковка и маркировка: Учебно-практическое пособие. - М., 1998.


[1] Положение о системе сертификации ГОСТ Р

[2] Данные на конец 1996 г.

[3] Здесь характеристики - синоним показателей (параметров) качества.

[4] См. Крылова Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. –М.:ЮНИТИ, 1998,

Скачать архив с текстом документа